Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Большие проблемы маленьких судов

Транспортная политика
Большие проблемы маленьких судов

Круглый стол «Эффективное развитие народного флота России (яхтинг)» прошел в мае в Москве в рамках VI Международного форума «Морская индустрия России». Участники мероприятия обсудили вопросы развития и поддержки маломерного флота в России.

А. Сидоров, спецкор

Ведущий круглого стола председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев ознакомил собравшихся с темой обсуждения и пояснил смысл предложенного термина «народный флот».

«Сам термин «народный флот» родился в Карелии порядка 20 лет. Это понятие объединяет все маломерные суда – катера, яхты, как спортивные, так и крейсерские, моторные, парусные и весельные лодки и так далее, то есть все, что моряки на своем сленге называют просто лодками. Малый флот – это синтез трех активностей: образования, спорта и отдыха. Именно в этих трех сферах происходит развитие народного флота», – сказал он.

Ненашев добавил, что точных данных по количеству маломерных судов в России установить так и не удалось – скрупулезного подсчета никто не ведет, оценки сильно отличаются друг от друга.

С «Миром» и «Надеждой»

Александр Пошивай, заместитель руководителя Росморречфлота, напомнил присутствующим о решении Морской коллегии при Правительстве РФ, которое подразумевает создание в Санкт-Петербурге для развития кружков и секций в области морского дела Федерального морского центра дополнительного образования детей.

«Результатом деятельности этого центра будет мотивация юного поколения, чтобы его выпускники хотели связать свое будущее с морем, – подчеркнул замглавы Федерального агентства. – Как показывает аналитика, многие поступающие в профильные вузы водного транспорта эти самые вузы не оканчивают по причине низкой мотивации. Приходят только за дипломом. Пока идут занятия в аудиториях – у студентов все нормально, а как на практике их первый раз волна качнет прилично, будущие моряки сразу понимают, что не годятся для этой работы. И таким образом мы теряем 25-30% выпускников по причине слабой профориентации. Морской ресурсный центр как раз предназначен для того, чтобы на самых ранних стадиях отобрать тех, для кого море станет призванием и профессией».

Чиновник добавил, что базовым для Морского центра решено сделать ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова.

Сергей Куров, замгендиректора ФГУП «Росморпорт», поделился опытом эксплуатации учебных парусников, которые были переданы на баланс его предприятия.

«В 2014 г. нам на баланс передали два парусно-учебных судна – «Мир» и «Надежда». В 2015 году с возвращением Крыма России нам передали еще одно судно – парусник «Херсонес», – сказал он. – В 2015 году «Мир» и «Надежда» уже выходили в море и обучали курсантов. На «Мире» прошли практику в общей сложности 178 курсантов, и судно пробыло в море 180 дней. «Надежда» обучила 394 курсантов, пробыв в море 261 день. Кроме того, мы продолжаем принимать на наши парусники юнг – подростков в возрасте 15 лет. В прошлом году их было 15 человек, в этом году будет больше – 24 человека».

«Но содержание парусного судна – большая и кропотливая работа, – напомнил о сложностях Сергей Куров. – Сегодня утрачены многие навыки в плане ремонта, например, мачтового хозяйства. С этим мы столкнулись, когда взяли в ремонт парусник «Херсонес». Восстановление рангоута и такелажа требует огромного труда и опыта специалистов. Кроме того, приходится набирать экипаж, который очень сложно найти. Людей, которые разбираются в плавании под парусами, сегодня в России очень мало».

На рифах бюрократии

Александр Галай, ректор Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ), напомнил, что летом прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев при посещении Крыма заявил о необходимости развития яхтинга на черноморских курортах. По итогам поездки было дано поручение ряду министерств и ведомств представить предложения по созданию условий для развития яхтинга внутри страны.

«О проблемах яхтенного туризма говорили и ранее, но на правительственный уровень эта тема вышла впервые», – подчеркнул ректор МГАВТ.

«Яхтинг приносит миллионы долларов соседней Турции, но плохо развит у нас, – сообщил Александр Галай. – Одна из главных проблем яхтинга в России – отсутствие полного и единого законодательства. Использование маломерных судов регулируется отдельными статьями из разных кодексов, подведомственными нормативными актами, не имеющими законодательного подкрепления, международными документами, нередко противоречащими друг другу.

Не лучше ситуация и с регулирующими органами. В России использование маломерных судов регулируют разные госструктуры. В том числе Минтранс, ФСБ, МЧС, в то время как в большинстве иностранных государств для этого существует только один надзорный орган. Бюрократические сложности отпугивают от российских причалов иностранных туристов. Так для захода на судне под иностранным флагом требуется оформление временного ввоза, который стоит больших денег. Безвизовое пребывание яхтсменов в России ограничено сроком в 72 часа. Но хватит ли яхтсмену трех суток, если, скажем, необходим срочный ремонт лодки?

Как пример: после возвращения Крыма в Россию из крымских гаваней ушло около 70% яхт под иностранными флагами, потому что дальнейшая стоянка для них стала невыгодной из-за закона, ограничивающего время пребывания иностранного резидента в России».

«Далее, развитие яхтинга невозможно без развития инфраструктуры, в первую очередь без строительства современных марин, – продолжил перечисление проблем маломерного флота ректор академии. – Для развития яхтенного туризма в России их нужно создавать в пределах дневного перехода друг от друга, то есть на расстоянии порядка 50 или 60 миль. В таком строительстве должно участвовать государство. Например, в Хорватии все коммуникации к площадке для марины протягивает государство, а освоением самой площадки занимается частный сектор. И уже потом марина обрастает объектами сервиса. В России идут по обратному пути: стремятся строить марины-апартаменты для обеспеченных яхтсменов».

Правила игры

Затем слово взяли практики – судоводители и производители маломерных судов. Так Николай Литау, яхтенный капитан, руководитель трех кругосветных путешествий на яхте «Апостол Андрей», перечислил проблемы, с которыми сталкиваются эксплуатанты маломерного флота.

«Серьезные сложности есть в области регистрации маломерного флота, – начал он. – В последнее время в этом вопросе сплошная чехарда. Сначала регистрацией занимался ГИМС, потом у него эту функцию забрали, потом опять вернули. То ГИМС начинает отлавливать байдарочников по закрытым водоемам, которые никакого отношения не имеют к судоходству, то не регистрирует суда с моторами мощностью более 80 л.с. Правила игры все время меняются».

«А как быть иностранной яхте? – продолжил капитан «Апостола Андрея». – Когда я первый раз в 1992 году провел иностранную яхту от Белого моря до Черного, то пришлось чужое судно оформить на себя, только чтобы провести его по российским внутренним водным путям. И понадобилось целых 20 лет, чтобы президент страны подписал указ о разрешении иностранным яхтам ходить по российским ВВП».

Александр Тараненко, гендиректор компании «Компан Марин», выступил от лица производителей маломерных судов.

«Начнем с хорошего. По международным оценкам, порядка 10% населения могут заниматься водными видами спорта, туризмом и т.д. Но пока этого не происходит», – отметил он.

«Одна из причин кроется в судостроении, – продолжил Тараненко. – Производителей надувных лодок в стране немало – порядка 200 компаний. Но парусные яхты в России строят только две компании, причем одна из них поставляет яхты только на экспорт. Наши лодки очень успешно экспортируются. Во-первых, из-за хорошего соотношения «цена – качество», во-вторых, за счет удачных и интересных технологических решений».

«Что касается внутреннего рынка, положа руку на сердце, надо сказать, что наше правительство более благосклонно к импортерам, нежели к отечественным производителям. В прошлом году мы получили огромный «подарок» от собственных властей: Федерация парусного спорта России пробила отмену импортной пошлины на яхты. В результате мы проиграли борьбу за снижение импортных пошлин. А надо сказать, что после финансового кризиса в Европе появилось много лодок, оставшихся в закладе у банков. Банки рады избавиться от залога, и этот огромный поток маломерных судов понемногу плывет к нам», – отметил глава компании-производителя.

Тараненко перечислил и другие проблемы маломерного флота: «Отсутствие инфраструктуры – заправок нет, и пока не намечается. Дело спасает то, что появляются лодки с запасом хода 3 тыс. морских миль. Далее, российскому производителю очень непросто попасть на выставку. Стоимость участия на выставке в России раза в четыре превышает стоимость участия в аналогичной выставке на Западе. В-третьих, катастрофически не хватает квалифицированных специалистов. Старые уже ушли, новых готовить негде. Приходят месяца на три молодые и потом уходят в никуда. В ходу серые схемы: не секрет, что в Москве купить права бербоут-шкипера стоит всего 20 тыс. рублей. Тогда как раньше надо было 11 экзаменов сдать и отплавать не менее 500 миль ценза. Результат вы видите на акватории – сплошные аварии, полная безнадзорность и анархия».

Классификация

Дмитрий Крылов, гендиректор компании «Меркурий-Трейдинг», которая занимается производством лодок с 1993 года, также назвал несовершенство правового регулирования одной из главных проблем яхтинга.

«Мы благополучно развивались до 2012 года, пока государство не решило нашу отрасль отрегулировать, – сказал он. – Началось все с принятия технического регламента Таможенного союза по безопасности маломерных судов. К проекту еще на публичном обсуждении высказывалась масса замечаний, говорилось, что регламент абсолютно неприменим. Но тем не менее регламент подали в Евразийскую экономическую комиссию, которая его и приняла, после чего он вступил в действие в феврале 2014 года».

«Производители судов написали коллективное письмо в адрес ЕЭК, где собрали более 50 замечаний принципиального характера. Местами регламент неприменим по законам физики, местами в нем есть ссылки на несуществующие нормативные акты, не относящиеся друг к другу перекрестные ссылки, масса бестолковых требований и отсутствие нормальных требований. Комиссия обязалась разобраться, но до сих пор ничего не сделала», – продолжил Дмитрий Крылов.

«На момент принятия регламента не существовало ни одного сертификационного органа, и никто не соглашался принимать заявки. Только летом 2015 года начали выдаваться сертификаты. Но все сертификаты, что были выданы ранее, прекратили свое действие. В результате регистрирующие органы были завалены заявками и из 60 производителей сертификаты получили только шесть. Это означает, что все остальные работают нелегально, но ГИМС понимает ситуацию и не требует сертификатов», – сказал глава «Меркурий-Трейдинга».

«Но это еще цветочки. Техрегламент составляли люди, с одной стороны, некомпетентные, с другой стороны, довольно «творческие». И свое творчество они проявили в изобретении классификации для маломерных судов, то есть процедуры, которой нет ни в одном другом государстве. Два года никто не назначал орган по сертификации. С 1 мая такой орган был назначен в лице ГИМС. Но до сих пор никто толком не знает, как классифицировать маломерные суда, даже сам ГИМС», – подвел итог гендиректор «Меркурий-Трейдинга».

Его поддержал Александр Тараненко. «Невозможно зарегистрировать лодку длиной более 6 м, потому что придумали режим классификации. Нигде в мире нет этого режима, – подчеркнул он. – Сертификационным органом назначили ГИМС, но вы знаете, что это не моряки, не подводники, а бывшие гаишники и милиционеры, которые принесли в судоходство свои гаишные повадки. При этом сам ГИМС обеспечением безопасности не занимается».

Подводя итог, участники встречи согласились с тем, что необходимо, чтобы правительство России занялось вопросом внесения изменений в регламент о маломерном судостроении.

Морские вести России №9 (2016)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения Облик многоцелевой атомной подлодки пятого поколения «Хаски» определен. Об этом заявил начальник сек...

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы Глава Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб под видом журналиста пришел на пресс-конференцию президен...

Российская экономика

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот Архангельская область планирует увеличить объемы собственного вылова рыбы и производства рыбной прод...

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году Первая линия «Арктик СПГ-2» – проекта «НОВАТЭК» по сжижению газа - будет запущена в 2023 году. Об эт...

Транспортная политика

Безопасность и снова безопасность: В. Путин обозначил стратегические приоритеты деятельности в Арктике

Безопасность и снова безопасность: В. Путин обозначил стратегические приоритеты деятельности в Арктике Стратегическими приоритетами государственной политики по промышленному освоению Арктики является обе...

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов Опубликовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 N 1518 «О внесении изменений в Положение о...

Морские порты

КТСП по итогам 11 месяцев 2017 года возглавил рейтинг контейнерных терминалов РФ

КТСП по итогам 11 месяцев 2017 года возглавил рейтинг контейнерных терминалов РФ Контейнерооборот морских портов России в январе-ноябре 2017 года увеличился на 15,6% по сравнени...

Global Ports в январе-ноябре 2017 года лидирует среди холдингов РФ по контейнерообороту

Global Ports в январе-ноябре 2017 года лидирует среди холдингов РФ по контейнерообороту Контейнерооборот холдинга Global Ports, на долю которого приходится до 29,7% (-2,6 пр.п.)...




Морской транспорт

Построенное на заводе в Комсомольске судно готовится к швартовным испытаниям

Построенное на заводе в Комсомольске судно готовится к швартовным испытаниям На сдаточной базе Амурского судостроительного завода во Владивостоке, готовится к швартовным испытан...

На верфи под Калининградом спустят на воду новое судно

На верфи под Калининградом спустят на воду новое судно В Калининградской области в городе Светлом на возрождаемой верфи спустят на воду первое построенное ...

Речной транспорт

Инвесторы из Китая хотят построить в Нижнем Новгороде речной порт

Инвесторы из Китая хотят построить в Нижнем Новгороде речной порт В настоящее время, по мнению специалистов, для строительства нового порта лучше всего подойдут три у...

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Ж/Д транспорт

Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ « Благосостояние» - Дворкович

Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ « Благосостояние» - Дворкович Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ «Благосостояние». Об этом сказал вице-премь...

Надбавка к ж/д тарифу на нефтяные грузы может быть обнулена в течение двух лет - Дворкович

Надбавка к ж/д тарифу на нефтяные грузы может быть обнулена в течение двух лет - Дворкович Надбавка к железнодорожному тарифу на перевозку нефтяных грузов будет постепенно снижаться и может б...

Авто транспорт

В Петрозаводске ввели в опытную эксплуатацию наплавной мост

В Петрозаводске ввели в опытную эксплуатацию наплавной мост 14 декабря 2017 года в Петрозаводске состоялся ввод в опытную эксплуатацию наплавного моста через Ло...

Крымский мост заасфальтирован на 50% - генподрядчик

Крымский мост заасфальтирован на 50% - генподрядчик Укладка асфальтобетонного покрытия автодорожной части Крымского моста, который свяжет полуостров с м...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...