Большие проблемы маленьких судов

Транспортная политика
Большие проблемы маленьких судов

Круглый стол «Эффективное развитие народного флота России (яхтинг)» прошел в мае в Москве в рамках VI Международного форума «Морская индустрия России». Участники мероприятия обсудили вопросы развития и поддержки маломерного флота в России.

А. Сидоров, спецкор

Ведущий круглого стола председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев ознакомил собравшихся с темой обсуждения и пояснил смысл предложенного термина «народный флот».

«Сам термин «народный флот» родился в Карелии порядка 20 лет. Это понятие объединяет все маломерные суда – катера, яхты, как спортивные, так и крейсерские, моторные, парусные и весельные лодки и так далее, то есть все, что моряки на своем сленге называют просто лодками. Малый флот – это синтез трех активностей: образования, спорта и отдыха. Именно в этих трех сферах происходит развитие народного флота», – сказал он.

Ненашев добавил, что точных данных по количеству маломерных судов в России установить так и не удалось – скрупулезного подсчета никто не ведет, оценки сильно отличаются друг от друга.

С «Миром» и «Надеждой»

Александр Пошивай, заместитель руководителя Росморречфлота, напомнил присутствующим о решении Морской коллегии при Правительстве РФ, которое подразумевает создание в Санкт-Петербурге для развития кружков и секций в области морского дела Федерального морского центра дополнительного образования детей.

«Результатом деятельности этого центра будет мотивация юного поколения, чтобы его выпускники хотели связать свое будущее с морем, – подчеркнул замглавы Федерального агентства. – Как показывает аналитика, многие поступающие в профильные вузы водного транспорта эти самые вузы не оканчивают по причине низкой мотивации. Приходят только за дипломом. Пока идут занятия в аудиториях – у студентов все нормально, а как на практике их первый раз волна качнет прилично, будущие моряки сразу понимают, что не годятся для этой работы. И таким образом мы теряем 25-30% выпускников по причине слабой профориентации. Морской ресурсный центр как раз предназначен для того, чтобы на самых ранних стадиях отобрать тех, для кого море станет призванием и профессией».

Чиновник добавил, что базовым для Морского центра решено сделать ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова.

Сергей Куров, замгендиректора ФГУП «Росморпорт», поделился опытом эксплуатации учебных парусников, которые были переданы на баланс его предприятия.

«В 2014 г. нам на баланс передали два парусно-учебных судна – «Мир» и «Надежда». В 2015 году с возвращением Крыма России нам передали еще одно судно – парусник «Херсонес», – сказал он. – В 2015 году «Мир» и «Надежда» уже выходили в море и обучали курсантов. На «Мире» прошли практику в общей сложности 178 курсантов, и судно пробыло в море 180 дней. «Надежда» обучила 394 курсантов, пробыв в море 261 день. Кроме того, мы продолжаем принимать на наши парусники юнг – подростков в возрасте 15 лет. В прошлом году их было 15 человек, в этом году будет больше – 24 человека».

«Но содержание парусного судна – большая и кропотливая работа, – напомнил о сложностях Сергей Куров. – Сегодня утрачены многие навыки в плане ремонта, например, мачтового хозяйства. С этим мы столкнулись, когда взяли в ремонт парусник «Херсонес». Восстановление рангоута и такелажа требует огромного труда и опыта специалистов. Кроме того, приходится набирать экипаж, который очень сложно найти. Людей, которые разбираются в плавании под парусами, сегодня в России очень мало».

На рифах бюрократии

Александр Галай, ректор Московской государственной академии водного транспорта (МГАВТ), напомнил, что летом прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев при посещении Крыма заявил о необходимости развития яхтинга на черноморских курортах. По итогам поездки было дано поручение ряду министерств и ведомств представить предложения по созданию условий для развития яхтинга внутри страны.

«О проблемах яхтенного туризма говорили и ранее, но на правительственный уровень эта тема вышла впервые», – подчеркнул ректор МГАВТ.

«Яхтинг приносит миллионы долларов соседней Турции, но плохо развит у нас, – сообщил Александр Галай. – Одна из главных проблем яхтинга в России – отсутствие полного и единого законодательства. Использование маломерных судов регулируется отдельными статьями из разных кодексов, подведомственными нормативными актами, не имеющими законодательного подкрепления, международными документами, нередко противоречащими друг другу.

Не лучше ситуация и с регулирующими органами. В России использование маломерных судов регулируют разные госструктуры. В том числе Минтранс, ФСБ, МЧС, в то время как в большинстве иностранных государств для этого существует только один надзорный орган. Бюрократические сложности отпугивают от российских причалов иностранных туристов. Так для захода на судне под иностранным флагом требуется оформление временного ввоза, который стоит больших денег. Безвизовое пребывание яхтсменов в России ограничено сроком в 72 часа. Но хватит ли яхтсмену трех суток, если, скажем, необходим срочный ремонт лодки?

Как пример: после возвращения Крыма в Россию из крымских гаваней ушло около 70% яхт под иностранными флагами, потому что дальнейшая стоянка для них стала невыгодной из-за закона, ограничивающего время пребывания иностранного резидента в России».

«Далее, развитие яхтинга невозможно без развития инфраструктуры, в первую очередь без строительства современных марин, – продолжил перечисление проблем маломерного флота ректор академии. – Для развития яхтенного туризма в России их нужно создавать в пределах дневного перехода друг от друга, то есть на расстоянии порядка 50 или 60 миль. В таком строительстве должно участвовать государство. Например, в Хорватии все коммуникации к площадке для марины протягивает государство, а освоением самой площадки занимается частный сектор. И уже потом марина обрастает объектами сервиса. В России идут по обратному пути: стремятся строить марины-апартаменты для обеспеченных яхтсменов».

Правила игры

Затем слово взяли практики – судоводители и производители маломерных судов. Так Николай Литау, яхтенный капитан, руководитель трех кругосветных путешествий на яхте «Апостол Андрей», перечислил проблемы, с которыми сталкиваются эксплуатанты маломерного флота.

«Серьезные сложности есть в области регистрации маломерного флота, – начал он. – В последнее время в этом вопросе сплошная чехарда. Сначала регистрацией занимался ГИМС, потом у него эту функцию забрали, потом опять вернули. То ГИМС начинает отлавливать байдарочников по закрытым водоемам, которые никакого отношения не имеют к судоходству, то не регистрирует суда с моторами мощностью более 80 л.с. Правила игры все время меняются».

«А как быть иностранной яхте? – продолжил капитан «Апостола Андрея». – Когда я первый раз в 1992 году провел иностранную яхту от Белого моря до Черного, то пришлось чужое судно оформить на себя, только чтобы провести его по российским внутренним водным путям. И понадобилось целых 20 лет, чтобы президент страны подписал указ о разрешении иностранным яхтам ходить по российским ВВП».

Александр Тараненко, гендиректор компании «Компан Марин», выступил от лица производителей маломерных судов.

«Начнем с хорошего. По международным оценкам, порядка 10% населения могут заниматься водными видами спорта, туризмом и т.д. Но пока этого не происходит», – отметил он.

«Одна из причин кроется в судостроении, – продолжил Тараненко. – Производителей надувных лодок в стране немало – порядка 200 компаний. Но парусные яхты в России строят только две компании, причем одна из них поставляет яхты только на экспорт. Наши лодки очень успешно экспортируются. Во-первых, из-за хорошего соотношения «цена – качество», во-вторых, за счет удачных и интересных технологических решений».

«Что касается внутреннего рынка, положа руку на сердце, надо сказать, что наше правительство более благосклонно к импортерам, нежели к отечественным производителям. В прошлом году мы получили огромный «подарок» от собственных властей: Федерация парусного спорта России пробила отмену импортной пошлины на яхты. В результате мы проиграли борьбу за снижение импортных пошлин. А надо сказать, что после финансового кризиса в Европе появилось много лодок, оставшихся в закладе у банков. Банки рады избавиться от залога, и этот огромный поток маломерных судов понемногу плывет к нам», – отметил глава компании-производителя.

Тараненко перечислил и другие проблемы маломерного флота: «Отсутствие инфраструктуры – заправок нет, и пока не намечается. Дело спасает то, что появляются лодки с запасом хода 3 тыс. морских миль. Далее, российскому производителю очень непросто попасть на выставку. Стоимость участия на выставке в России раза в четыре превышает стоимость участия в аналогичной выставке на Западе. В-третьих, катастрофически не хватает квалифицированных специалистов. Старые уже ушли, новых готовить негде. Приходят месяца на три молодые и потом уходят в никуда. В ходу серые схемы: не секрет, что в Москве купить права бербоут-шкипера стоит всего 20 тыс. рублей. Тогда как раньше надо было 11 экзаменов сдать и отплавать не менее 500 миль ценза. Результат вы видите на акватории – сплошные аварии, полная безнадзорность и анархия».

Классификация

Дмитрий Крылов, гендиректор компании «Меркурий-Трейдинг», которая занимается производством лодок с 1993 года, также назвал несовершенство правового регулирования одной из главных проблем яхтинга.

«Мы благополучно развивались до 2012 года, пока государство не решило нашу отрасль отрегулировать, – сказал он. – Началось все с принятия технического регламента Таможенного союза по безопасности маломерных судов. К проекту еще на публичном обсуждении высказывалась масса замечаний, говорилось, что регламент абсолютно неприменим. Но тем не менее регламент подали в Евразийскую экономическую комиссию, которая его и приняла, после чего он вступил в действие в феврале 2014 года».

«Производители судов написали коллективное письмо в адрес ЕЭК, где собрали более 50 замечаний принципиального характера. Местами регламент неприменим по законам физики, местами в нем есть ссылки на несуществующие нормативные акты, не относящиеся друг к другу перекрестные ссылки, масса бестолковых требований и отсутствие нормальных требований. Комиссия обязалась разобраться, но до сих пор ничего не сделала», – продолжил Дмитрий Крылов.

«На момент принятия регламента не существовало ни одного сертификационного органа, и никто не соглашался принимать заявки. Только летом 2015 года начали выдаваться сертификаты. Но все сертификаты, что были выданы ранее, прекратили свое действие. В результате регистрирующие органы были завалены заявками и из 60 производителей сертификаты получили только шесть. Это означает, что все остальные работают нелегально, но ГИМС понимает ситуацию и не требует сертификатов», – сказал глава «Меркурий-Трейдинга».

«Но это еще цветочки. Техрегламент составляли люди, с одной стороны, некомпетентные, с другой стороны, довольно «творческие». И свое творчество они проявили в изобретении классификации для маломерных судов, то есть процедуры, которой нет ни в одном другом государстве. Два года никто не назначал орган по сертификации. С 1 мая такой орган был назначен в лице ГИМС. Но до сих пор никто толком не знает, как классифицировать маломерные суда, даже сам ГИМС», – подвел итог гендиректор «Меркурий-Трейдинга».

Его поддержал Александр Тараненко. «Невозможно зарегистрировать лодку длиной более 6 м, потому что придумали режим классификации. Нигде в мире нет этого режима, – подчеркнул он. – Сертификационным органом назначили ГИМС, но вы знаете, что это не моряки, не подводники, а бывшие гаишники и милиционеры, которые принесли в судоходство свои гаишные повадки. При этом сам ГИМС обеспечением безопасности не занимается».

Подводя итог, участники встречи согласились с тем, что необходимо, чтобы правительство России занялось вопросом внесения изменений в регламент о маломерном судостроении.

Морские вести России №9 (2016)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США В административной  столице штата Луизиана (США) 4-6 декабря состоялось заседание ...

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме 100-я сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации в штаб-квартире ИМО ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России Крупнейший в мире дизельный ледокольный флот ФГУП «Росморпорт», в составе которого 35 ледоколов разл...

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года На минувшей неделе, 03.12.2018 года в 24 час 00 мин по московскому времени Кандалакшский МТП постави...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...