Амурский бассейн: Система пяти регионов - Морские вести России

Амурский бассейн: Система пяти регионов

23.01.2017

Речной транспорт

Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, по которым ФБУ «Администрация Амурводпуть» обеспечивает судоходство, соединяют в единую транспортную систему пять субъектов Российской Федерации: Забайкальский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую область и Еврейскую автономную область. Из этой протяженности 2744 км ВВП на пограничных участках рек Аргунь, Верхний, Средний Амур и Уссури расположены в пограничных с КНР зонах.

По ВВП Амурского бассейна в границах субъектов и между субъектами РФ речными судами осуществляются грузовые и пассажирские перевозки, а судами «река-море» из портов и портопунктов Нижнего Амура выполняются международные грузовые перевозки в порты АТР. Кроме того, транзитные грузовые и пассажирские перевозки ВВТ осуществляются через международные пункты пропуска РФ и КНР: Благовещенск – Хэйхэ, Поярково – Сюнькэ, Пашково – Цзяинь, Амурзет – Лобэй, Нижнеленинское – Тунцзян, Хабаровск – Фуюань, Покровка – Жаохэ.


На основе современных технологий

Александр Савин, руководитель ФБУ «Администрация Амурводпуть»

Администрацией для выполнения путевых работ по содержанию ВВП и обеспечению безопасности судоходства в соответствии с параметрами государственного задания, категорий средств навигационного оборудования и сроков их действия, гарантированных габаритов судовых ходов задействовано 95 единиц флота (обстановочного, изыскательского, дноуглубительного и служебно-вспомогательного).

В соответствии с мероприятиями ФЦП «Развитие транспортной системы России», ФЦП «ГЛОНАСС», ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» внедрены и внедряются в производство новые современные технологии выполнения путевых работ, судовождения, связи и мониторинга. Модернизируются обстановочные суда с заменой главных и вспомогательных двигателей. На технические суда установлены и продолжают устанавливаться автоматизированные промерные комплексы, судовые обстановочные комплексы, системы координированного управления позиционированием земснарядов, различные системы мониторинга судов и ЭНК.

Учреждением во взаимодействии с подведомственными ПАО «Газпром» организациями, судоходными компаниями и ЗАО «Ленгипроречтранс» проводится подготовительная работа и проектно-изыскательские работы для организации и обеспечения перевозки грузов и крупнотоннажного оборудования в район строительства Амурского газоперерабатывающего завода из морских портов по ВВП бассейна – рекам Амур и Зея.

Непосредственно выполнением путевых работ по устройству и содержанию средств навигационного оборудования (СНО), промерам, тралению судовых ходов, изыскательскими и дноуглубительными работами занимаются обстановочные бригады, русловые изыскательские партии и экипажи земснарядов трех филиалов учреждения – администраций Благовещенского, Хабаровского, Комсомольского районов внутренних водных путей.

В навигацию 2016 года открыто действие СНО и обеспечивается судоходство с передачей информации о путевых и гидрометеорологических условиях плавания на 5278 км водных путей. Из них на 5109 км водных путей с гарантированными габаритами, 2918 км в освещаемой категории, 1070 км в светоотражающей и 1290 км в неосвещаемой категории, в т.ч. на 2744 км пограничных участков рек.

Система обеспечения безопасных условий судоходства, порядок и сроки действия средств навигационного оборудования, проведение изыскательских и дноуглубительных работ на пограничных участках рек регулируются решениями смешанной российско-китайской комиссии по судоходству.

Российской и китайской сторонами для обеспечения судоходства совместно содержатся и обслуживаются судовые ходы на пограничных участках, при этом каждой из сторон устанавливаются и обслуживаются береговые и плавучие навигационные знаки со своей стороны от линии середины основного судового хода, обустроенного на главном фарватере.

Плавание российских и китайских судов на пограничных участках осуществляется по главному фарватеру независимо от прохождения линии государственной границы с соблюдением правил плавания по российско-китайским пограничным рекам. В настоящее время действуют Правила плавания пятого переиздания, утвержденные в 2010 году.

Два берега Амура

С 1854 года, когда началось судоходство на Амуре, в течение почти века навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания российских судов на пограничных реках Амурского бассейна российской стороной осуществлялось самостоятельно, без участия китайской стороны.

После освобождения Китая от японских интервентов и образования в 1949 г. Китайской Народной Республики советская и китайская стороны в целях урегулирования вопросов плавания судов и обеспечения судоходной обстановки на пограничных участках решили заключить межправительственное соглашение.

Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и оз. Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях было подписано представителями Министерства речного флота СССР и Министерства коммуникаций Китайской Народной Республики 2 января 1951 года.

Данное соглашение о судоходстве в соответствии с соглашением между Правительством РФ и Правительством КНР в форме обмена нотами от 28 апреля 1999 г. «Об инвентаризации договоров, заключенных между СССР и КНР в период с 1949 по 1991 год» продолжает действовать как межправительственное. При этом механизмом реализации соглашения 1951 г. выступает смешанная российско-китайская комиссия по судоходству на пограничных реках, которой в текущем году исполнилось 65 лет.

Свое первое заседание смешанная комиссия провела уже в сентябре 1951 года, на котором подвела итоги выполнения соглашения о производстве путевых работ на пограничных частях рек Амурского бассейна в навигацию 1951 года и утвердила основные положения плана путевых работ на 1952 год, изложенные в докладах российской и китайской частей смешанной комиссии. На протяжении последующих пятнадцати лет было проведено 12 совещаний, на которых в плановом порядке решались вопросы обеспечения условий судоходства.

Начиная с 20-го совещания в период с 27 июля по 6 октября 1977 года смешанная комиссия вновь вернулась к рассмотрению вопросов улучшения судоходства. В ходе совещания рабочая группа по планам путевых работ провела 17 заседаний и путем консультаций достигла внушительных договоренностей по перестановке судоходных знаков, землечерпанию и изысканиям. Были согласованы перестановки судоходных знаков в 162 местах, по изыскательским работам в 21 месте, по землечерпанию в 17 местах, в т.ч. в 15 местах по предложению советской стороны.

Одновременно рабочая группа по Правилам плавания и аварийным случаям провела 21 заседание о новых Правилах плавания, которые были согласованы и одобрены пленарным заседанием как «Правила плавания по советско-китайским пограничным участкам рек Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и оз. Ханка». Это было третье переиздание Правил плавания со времени образования смешанной комиссии.

На последующих совещаниях до 42-го в 2000 году при достижении с китайской стороной договоренностей по перестановке береговых навигационных знаков с переносом судовых ходов в российскую сторону, а иногда и в китайскую сторону на большинстве лимитирующих перекатов многорукавных участков предложения российской стороны по переносу судовых ходов в китайскую сторону не принимались.

Для поддержания габаритов с/х на перекатах, необходимых для плавания российских судов с большими осадками, на протяжении десятилетий российской стороне приходилось согласовывать и выполнять большие объемы дноуглубительных работ на прорезях по основным судовым ходам, проходящим через косы и осередки. Китайской стороной согласовывались и выполнялись дноуглубительные работы только на тех участках, где необходимо было увеличивать габариты с/х у российских берегов. При этом отвалами грунта из прорезей перекрывался фарватер у китайских берегов, что способствовало перераспределению потока воды к российским берегам.

После подписания соглашения между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее восточной части от 16 мая 1991 г. на 35-м совещании смешанной комиссии 8 марта 1993 года была утверждена разработанная сторонами Инструкция по содержанию навигационных знаков на российско-китайских пограничных участках рек Амур, Уссури и Аргунь. В инструкции изложены порядок создания единой системы содержания судоходных путей, требования к расстановке и обслуживанию навигационных знаков, габариты судовых ходов и требования по их поддержанию, а также стандарт знаков и огней навигационных на пограничных участках рек.

В 1999 году были завершены работы по демаркации линии российско-китайской государственной границы с подписанием Протокола-описания линии российско-китайской государственной границы на ее восточной части между Правительством РФ и Правительством КНР. На 42 м совещании смешанной комиссии по судоходству в 2000 году стороны решили перенести в 26 местах основные судовые ходы в рукава с главным фарватером, по линии середины которого проходит линия государственной границы. При этом сторонами выполнена уборка, перестановка и установка 258 створ береговых навигационных знаков на участках протяженностью 188 км.

Необходимо подчеркнуть, что на протяжении последних 15 лет очередные совещания проходят за 6-8 дней, в течение которых в деловой доброжелательной и дружественной обстановке на паритете решается большинство поставленных сторонами вопросов, направленных на обеспечение судоходства и предложений по улучшению судоходных условий на участках пограничных водных путей.

В 2012 году на 53-м совещании посредством переноса судовых ходов в границах главного фарватера к китайскому и российскому берегам решены вопросы обеспечения габаритов судовых ходов на наиболее затруднительных участках 254 247, 155 150 и 89 81 км Среднего Амура. Аналогичным образом на последнем, 57-м совещании, прошедшем в навигацию 2016 года в Хабаровске, на паритете решен вопрос переноса основных судовых ходов к обоим берегам на затруднительных участках 875 870, 48 43 км Среднего Амура. В течение последних лет достигаются договоренности об открытии временных правых судовых ходов китайской стороной на участках 633 537 км Верхнего Амура и 131 124 км Среднего Амура по протокам китайской стороны на период низких уровней воды. В результате менее затратных работ по перестановке знаков обеспечиваются установленные габариты судовых ходов и условия судоходства, нет необходимости выполнения затратных дноуглубительных работ.

Китайская сторона в связи с потребностью в перевозках грузов и пассажиров по р. Сунгача и участку р. Аргунь от 428 до 683 км на последних совещаниях высказывает свою заинтересованность в совместном содержании этих пограничных водных путей, выставлении и обслуживании на них навигационных знаков российской стороной.

В последние годы с учетом выполнения сторонами больших объемов русловых изыскательских и гидрографических работ, наличия у сторон итоговых материалов изысканий, а также использования навигационно-гидрографического оборудования при инспектировании стороны в процессе инспектирования в целях принятия оперативного решения по улучшению условий судоходства подают предложения по перестановкам береговых и плавучих знаков. При необходимости детального изучения судоходных условий на затруднительных участках стороны согласовывают схемы участков проведения дополнительных изыскательских работ. Принятые решения по выполнению этих работ в течение текущей навигации отражаются в актах инспектирования как договоренности.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР от 16 июля 2001 года концентрированно отразил целый ряд достижений в развитии двусторонних отношений за последние годы, заложил прочную юридическую основу для неуклонного и устойчивого развития отношений между двумя государствами в новом столетии.

В наступившем XXI веке в двусторонних отношениях произошли позитивные изменения исторической значимости, все более прочными становятся социально-политическая и экономическая основы российско-китайских отношений, углубляется взаимное политическое доверие, укрепляется традиционная дружба между народами двух стран, достигнуты существенные результаты во взаимовыгодном торгово-экономическом сотрудничестве. Тесные контакты между руководителями двух государств играют направляющую роль для развития двусторонних отношений.

На пограничных реках это обусловило активное проектирование и строительство трансграничных объектов. Надводные переходы – ЛЭП и подводные переходы – нефтепровод и газопровод на Верхнем Амуре, железнодорожный мост Нижнеленинское – Тунцзян, автодорожный мост и канатная дорога Благовещенск – Хэйхэ на Среднем Амуре.

В преддверии строительства всех трансграничных объектов на межправительственном уровне подписывались соответствующие соглашения, для реализации которых разрабатывались проекты. На стадии проектирования каждого из этих трансграничных объектов возникала необходимость выдачи технических условий водного транспорта на проектирование, согласования судоходных габаритов, схем расстановки навигационных знаков на участках переходов, других параметров и мероприятий по обеспечению безопасности судоходства во время строительства и эксплуатации переходов.

Согласование вышеуказанных вопросов при обращении заинтересованных организаций и органов проходило в ходе проведения специальных рабочих встреч смешанной комиссии в районе строительства на территории КНР и РФ.

С удовлетворением отмечаю, что свой вклад в дело дальнейшего развития добрососедских, дружественных и взаимовыгодных отношений в приграничных районах вносит конструктивная работа смешанной комиссии. Чему подтверждение высокие оценки, высказанные представителями Росморречфлота и Министерства коммуникаций и транспорта КНР во время торжественных мероприятий, проведенных в 2011 году в г. Пекине в честь 60-летия образования смешанной комиссии.

Одной из основных составляющих экономического подъема и развития Дальневосточного региона России является развитая транспортная инфраструктура, в т.ч. обустроенные средствами навигационного оборудования водные пути, на что и направлены все усилия ФБУ «Администрация Амурводпуть» и российской части смешанной комиссии.

Портконтроль принуждает к безопасности


Михаил Трегубов, первый заместитель руководителя – капитан Амурского бассейна ВВП

Перед открытием навигации-2016 по инициативе Амурского УГМРН Ространснадзора проведено совещание с руководителями контролирующих органов и организаций морского и речного транспорта бассейна. Участники совещания были проинформированы о состоянии аварийности, результатах контрольно-надзорной деятельности, взаимодействии контролирующих органов и о планах взаимодействия на 2016 год.

Служба государственного портконтроля Администрации в полном составе принимала участие в работе совещания, а капитан Амурского бассейна ВВП выступил с докладом об итогах работы инспекции ГПК в 2015 году и планах на 2016 год. В третьей декаде апреля в Хабаровске состоялось очередное, 57-е совещание Смешанной российско-китайской комиссии по судоходству на пограничных реках, в работе которого приняли участие начальник службы государственного портового контроля В.А. Федь и начальник ИГПК порта Благовещенск М.Н. Дмитриенко. В ходе совещания с китайскими коллегами одним из вопросов повестки было обсуждение выполнения Правил плавания по российско-китайским пограничным участкам рек и профилактических мероприятий, направленных на обеспечение условий безаварийного плавания. Обе стороны пришли к единому мнению, по рассматриваемым вопросам подписан протокол.

Инспекция приносит результаты

В настоящее время в инспекции государственного портового контроля ФБУ «Администрация Амурводпуть» работают 19 инспекторов, укомплектованность кадрами составляет 83% от штатного расписания, однако это не сказывается на качестве и показателях работы службы ГПК. В межнавигационный период 13 инспекторов ГПК Амурского бассейна прошли обязательное, не реже одного раза в три года, обучение на курсах повышения квалификации, организованное Сибирским государственным университетом водного транспорта. Для выполнения государственного задания на 2016 год инспекторам ГПК было необходимо проверить 570 судов и иных плавучих объектов. За истекший период времени осуществлено 556 плановых проверок судов, что составляет 97,5% от государственного задания, выявлено 251 нарушение обязательных требований, задержано 27 судов, в том числе 1 пассажирское. Составлено и передано в линейные отделы Амурского УГМРН Ространснадзора 23 протокола об административных правонарушениях, в транспортную прокуратуру переданы материалы для составления протоколов об административных правонарушениях в количестве 27 комплектов. По результатам рассмотрения вынесены постановления о привлечении капитанов проверяемых судов и лиц, ответственных за безопасность судоходства, к административной ответственности; сумма штрафов составила 44 тыс. рублей.

В июле и сентябре инспекторами портконтроля портов Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре А.Н. Жучкиным, О.А. Шульцасом, Ю.В. Желинским, имеющими богатый опыт работы на линии, осуществлена работа по проверке судов, находящихся в отдалении от размещения инспекций ГПК и эксплуатируемых на реке Амур ниже Комсомольска-на-Амуре. Для проведения плановых проверок был задействован путейский теплоход «Юрий Кушнаренко», экипаж которого в 2015 году принимал участие при осуществлении рейда от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре с заходом в реку Амгунь. За время инспектирования проверено 29 судов, инспекторами ГПК на проверенных судах выявлено 39 нарушений обязательных требований, осуществлено временное задержание пяти судов, на должностных лиц составлено три протокола об административных правонарушениях. На проверенных судах выявлены нарушения обязательных требований, выразившиеся в отсутствии квалификационных свидетельств, свидетельств о годности судна к плаванию, свидетельств о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором, судовых свидетельств об управлении безопасностью. Данные факты подтверждают неудовлетворительную подготовку судов к навигации 2016 года со стороны судовладельцев.

Инспекторский состав Администрации помимо проведения плановых проверок судов осуществляет контроль за безопасностью судоходства в портах и пунктах, открытых для захода иностранных судов, оформляет суда заграничного плавания РФ и КНР на приход/отход. Лоцманы службы ГПК, имея в оперативном управлении два лоцманских теплохода, осуществляют лоцманскую проводку пассажирских, грузовых и буксирных судов КНР на акватории, прилегающей к Хабаровску, и непосредственно в Хабаровском речном торговом порту.

Россия – Китай

В 2016 году в Амурском бассейне ВВП функционирует пункты пропуска, расположенных в портах Благовещенск, Поярково, Нижнеленинское, Хабаровск и пунктах Амурзет, Покровка (Уссурийская). Международные перевозки судами на воздушной подушке (СВП) между портами Благовещенск – Хэйхэ (КНР) начались 13 апреля, водоизмещающими – 4 мая, регулярное движение СВП между портами Нижнеленинское – Тунцзян (КНР) начало осуществляться с 4 апреля, а 3 мая им на смену пришли водоизмещающие суда. Паромная переправа, соединяющая порт Жаохэ (КНР) с Покровкой (Уссурийской), заработала с 23 апреля. Суда на подводных крыльях (СПК) российских и китайских судовладельцев с 30 апреля начали осуществлять регулярное движение на международной линии Хабаровск – Фуюань (КНР). Пункт пропуска Амурзет оформил на приход первое судно КНР, пришедшее из порта Миншань (КНР) 16 мая, а в порт Поярково первое грузовое судно пришло из порта Сунькэ (КНР) 23 мая.

Инспекторы ГПК порта Благовещенск тесно взаимодействуют с коллегами из КНР – портовым контролем порта Хэйхэ (Хэйхэйское управление MSA), расположенным на реке Амур в провинции Хэйлунцзян. Сотрудничество инспекций направлено на выполнение утвержденного 5 апреля 1998 года «Порядка информирования о случаях нарушения судами обеих сторон правил плавания и принятых мерах». Руководство Хэйхэйского управления MSA оперативно реагирует на выявленные нарушения со стороны китайских судов и судовладельцев, информируя инспекцию ГПК порта Благовещенск о проделанной работе по устранению выявленных нарушений. Стала хорошей традицией встреча коллег перед началом навигации и по ее завершении, а также перед открытием движения АСВП (амфибийных судов на воздушной подушке). Регулярные встречи способствуют решению организационных вопросов, подводятся итоги совместной работы по контролированию безопасности судоходства и профилактике транспортных происшествий в зонах ответственности инспекции ГПК порта Благовещенск и Хэйхэйского управления MSA. Инспекция ГПК порта Благовещенск является постоянным участником при подготовке и проведении совместных российско-китайских учений по ликвидации аварийных ситуаций на различных типах судов, а также при организации традиционных заплывов «Дружба» российских и китайских спортсменов через реку Амур в районе города Благовещенска.

С начала 2016 года инспекторами государственного портового контроля порта Благовещенск оформлено на приход и отход 2922 российских и китайских пассажирских судна. На международной линии перевезено 356 259 человек, из них на судах РФ – 165 574, на судах КНР – 190 685. Количество судозаходов грузовых судов составляет 189, судов-паромов – 525, перевезено различного груза, в том числе погруженного на автомобильный транспорт: экспорт – 61 525 т, импорт – 45 770 т, количество перевезенных автомобилей – 3485. Для плановой проверки судов, находящихся в Забайкальском крае, инспекторы ГПК порта Благовещенск дважды были командированы в г. Сретенск, проверены суда Администрации Благовещенского района ВВП и пассажирский теплоход «Заря-175». Совместно с сотрудниками транспортной полиции осуществлялись выезды инспекторов на реку Селемджу для проверки судов, работающих на переправе в районе населенных пунктов Февральск и Норск. Проверялись суда, работающие на реке Зее, в районе г. Свободного.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, количество судозаходов пассажирских судов (СПК и водоизмещающих), задействованных на международных линиях с начала навигации в Амурском бассейне, составило 4379, что на 4% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Инспекторами ГПК оформлен 1965 судозаход российских и китайских грузовых и буксирных судов, что на 7% ниже показателей прошлого года. Службой портконтроля оказаны услуги по внутрипортовой лоцманской проводке 1629 иностранным судам, что на 20% больше показателей 2015 года.

Что сделано

Службы и отделы Администрации, входящие в структуру капитана бассейна, за период, прошедший с начала года, показали результаты своей работы.

• Служба дипломирования, аттестации и оформления УЛМ: с начала года оформлено удостоверений личности моряка – 436, выдано дипломов – 73, подтверждений к диплому – 84, квалификационных свидетельств – 313, лоцманских удостоверений – 2. Аттестовано лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов, – 26, исполнительных руководителей и специалистов, ответственных за обеспечение безопасности судоходства, – 29. Проверку знаний правил плавания по ВВП прошли 16 человек.

• Служба государственной регистрации судов: в Государственном судовом реестре по Амурскому бассейну на 1 октября 2016 года зарегистрировано 2750 судов, из них 1496 маломерных, используемых в коммерческих целях. Согласно данным службы в Амурском бассейне 867 судовладельцев, из них 313 организаций, 554 физических лица. За девять месяцев проведено 1260 регистрационных действий.

• Отдел диспетчерского регулирования движения судов Администрации Амурводпуть и его структурные подразделения в портах Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре проводят работу по мониторингу судов, ежесуточно определяя их местонахождение, характер выполняемой работы. С судовладельцами всех форм собственности заключено 70 договоров на диспетчерское регулирование движения судов.

Работа инспекции государственного портового контроля Администрации за четыре года с начала деятельности существенно повлияла на улучшение отношений судовладельцев и капитанов к содержанию судов, подготовке экипажей и судовых документов к рейсу, что привело к уменьшению количества задержаний и привлечений должностных лиц к административной ответственности.


Морские вести России №14, 2016 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.10.2024

Транспортная политика

04.10.2024

Транспортная политика