Кадровые перестановки в ОАО «РЖД» и избавление от непрофильных активов

Ж/Д транспорт
Кадровые перестановки в ОАО «РЖД» и избавление от непрофильных активов

Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров продолжает обновлять команду. Показательным стало назначение вице-президентом РЖД Сергея Мальцева, ранее возглавлявшего компанию Globaltrans. С.Мальцев – известный сторонник реформирования отрасли, например, он предлагал выделять субсидии госкомпании только на содержание и развитие инфраструктуры, а все перевозки выводить на самоокупаемость. Среди других предложений Мальцева – допуск частников на рынок локомотивной тяги.

Одновременно О.Белозеров пытается сокращать издержки РЖД и избавляться от непрофильных активов. Недавно президент монополии заявил, что у «стройки века», модернизации Транссиба и БАМа, оцененной в 560 млрд рублей, есть «резервы по стоимости».

Татьяна Лозовая

 

«Ищем лучшие конфигурации по людям»

Олег Белозеров, новый глава РЖД, продолжает кадровые перестановки. Пятого ноября совет директоров госмонополии назначил трех новых вице-президентов: Геннадия Верховых, Павла Иванова и Сергея Мальцева.

Первые два управленца и раньше работали в РЖД. Г.Верховых возглавлял Центральную дирекцию инфраструктуры, а П.Иванов – Центральную дирекцию управления движением. А вот С.Мальцев пришел из частного бизнеса, он в течение восьми лет был генеральным директором и одним из акционеров компании Globaltrans, а также председателем Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» – мощной лоббистской структуры, объединяющей интересы крупных перевозчиков (UCL Rail, «СГ-Транс», «Трансойл», «Русагротранс», «Трансгарант» и др.).

Возможно, это не последние «рокировки» в правлении РЖД. «Кадровые изменения в компании все равно будут <…>, – говорил О.Белозеров журналистам на следующий день после заседания совета директоров. – Ищем лучшие конфигурации по людям, обсуждаем, как сделать так, чтобы максимально эффективно использовать тот потенциал, который есть».

До этого, 15 октября, РЖД покинули сразу пять топ-менеджеров. Например, первый вице-президент Вадим Морозов, ответственный за все хозяйственные процессы в госкомпании, второе лицо после президента, был смещен со своей должности, но сохранил участие в правлении РЖД, будучи назначенным советником О.Белозерова.

Другое дело, Валерий Решетников, вице-президент по корпоративному управлению и стратегическому развитию, и Олег Атьков, вице-президент по здравоохранению и работе с общественными организациями, – они ушли из компании совсем.

Покинула монополию и Галина Крафт, занимавшая пост главного бухгалтера РЖД с декабря 2005 года (всю эпоху Якунина).

Сменилось руководство и у некоторых «дочек» РЖД. Так, на место генерального директора Федеральной грузовой компании (ФГК) Виталия Евдокименко пришел Алексей Тайчер (пока он – исполняющий обязанности). Источник «Морских портов» на рынке перевозок связывает эту перестановку с тем фактом, что вице-президент РЖД по коммерческой деятельности Салман Бабаев теперь курирует грузовые перевозки. А.Тайчер – человек из команды Бабаева, ранее он был президентом АО «СГ-Транс».

 

Господдержка только на инфраструктуру

Самой обсуждаемой кандидатурой, безусловно, стал Сергей Мальцев. Многие увидели в его назначении грядущую либерализацию рынка. Достаточно вспомнить что представляет собой Globaltrans. Это один из крупнейших игроков на рынке грузовых вагонов: в 2014 году на него пришлось 8% перевозок в сегменте полувагонов (впереди UCL Rail с долей рынка 21% и ФГК с 19%). Причем в отличие от конкурентов Globaltrans – частная компания, построенная с нуля, а не через разделение парка РЖД. UCL Rail – бывшая Первая грузовая компания, «дочка» РЖД, проданная структурам бизнесмена Владимира Лисина, а ФГК до сих пор принадлежит госмонополии.

У Globaltrans 54% акций торгуется на Лондонской бирже, еще 34,5% принадлежит трем основателям – Константину Николаеву, Никите Мишину и Андрею Филатову. Эти же бизнесмены совместно с нидерландской APM Terminals владеют компанией Global Ports, управляющей контейнерными терминалами ОАО «Петролеспорт» и ЗАО «Первый контейнерный терминал» (в порту Санкт-Петербург), ООО «Восточная стивидорная компания» (в Находке), ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал» (в Усть-Луге) и двумя терминалами в Финляндии.

Сергей Мальцев тоже один из основателей Globaltrans, ему через фирму Goldriver Resources Ltd. принадлежит 4,5% акций компании. Как пишет в пресс-релизе Globaltrans, топ-менеджер сохранит эти бумаги, но передаст в управление трасту и, таким образом, не сможет голосовать на собрании акционеров и иным образом контролировать компанию.

Однако РЖД уже пошло на сближение с бывшими партнерами С.Мальцева. Госмонополия и компания Globaltruck (аффилированная с Globaltrans) собираются совместно запустить контрейлерный маршрут – перевозку фур на железнодорожных платформах. Контрейлерный поезд будет курсировать из Москвы до Урала. Совладельцем Globaltruck является Александр Елисеев, еще один акционер (6,3%) и независимый директор Globaltrans.

Сергей Мальцев – известный критик бывшего главы РЖД Владимира Якунина и сторонник либерализации рынка перевозок, в том числе локомотивной тяги. Возглавляемый им Совет потребителей РЖД в начале сентября представил свой вариант Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок – важного документа, разрабатываемого в отрасли.

«Действующая система грузового железнодорожного транспорта не позволяет обеспечить долговременное устойчивое развитие отрасли, повышение качества услуг по перевозкам грузов, снижение транспортных издержек, – говорил тогда С.Мальцев.

Совет потребителей предлагает направлять государственные субсидии, ежегодно выделяемые РЖД, только на содержание и развитие инфраструктуры. Перевозки же должны выйти на самоокупаемость. Для этого необходимо привлечь частных инвесторов к покупке локомотивов и развивать конкуренцию между «дочками» РЖД и независимыми перевозчиками. В дальнейшем, после 2018 года, Совет потребителей даже предлагал разделить РЖД на две компании: одна бы занималась содержанием инфраструктуры, другая – перевозками.

Приход С.Мальцева в РЖД означает, что О.Белозеров хотя бы частично поддерживает эти планы. Кстати, ранее он назначил своим помощником Геннадия Фадеева, первого главу РЖД и сторонника реформирования отрасли. Именно Г.Фадеев предложил три этапа преобразования МПС в рыночную компанию, что, однако, застопорилось при Владимире Якунине.

Впрочем, говорить об окончательной победе «либералов» или «государственников» пока рано. Есть несколько аргументов в пользу того, чтобы сохранить локомотивную тягу за РЖД. Во-первых, частники могут забрать самые выгодные маршруты, а госкомпании как гарантирующему перевозчику придется направлять локомотивы на незагруженные, убыточные направления. Во-вторых, услуги тяги – пусть не самая масштабная, но очень выгодная для РЖД деятельность. В 2014 году ее рентабельность составила 26%: несопоставимо с грузовыми перевозками (рентабельность 5%), предоставлением услуг инфраструктуры (рентабельность меньше 2%) и убыточными пассажирскими перевозками. Правда, подчеркнем, в масштабах РЖД выручка от тяги – капля в море: на нее приходится меньше 1% оборота.

Наконец, есть третья, не столь очевидная причина. У РЖД старый локомотивный парк (средний износ на 2014 год – 72%). Монополия направляет миллиарды рублей на обновление. Например, на 2015 год правительство выделило госкомпании 60,2 млрд рублей (фактически на середину ноября она получила 45 млрд, оставшиеся деньги ожидаются до конца года). В следующем году РЖД получат еще 40 млрд рублей. А всего в 2015-2017 гг. монополия приобретет более 1000 новых локомотивов на 143,5 млрд (в основном за счет Фонда национального благосостояния). Можно предположить, что в РЖД не горят желанием отказываться от этих огромных централизованных закупок.

 

Тарифы на грузоперевозки: решения не принято

Пока нет определенности, что будет с тарифами на грузовые перевозки. О.Белозеров предлагает проиндексировать их на 10% с начала будущего года. На это согласны в Минтрансе и Минэкономразвития. При этом Минтранс одновременно предлагал выделить 35-40 млрд рублей субсидий, но потом потребности РЖД ужались до 22 млрд. Позже Минэкономразвития предложило 9%-ную индексацию, причем вообще без субсидий.

Но даже это не окончательный вариант. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) категорически против единовременного повышения тарифа. Вместо этого она предлагает увеличить тариф на 4,5% с начала года и на 5% с середины. «В среднем по году это будет 7,4%», – уточняла представитель ведомства Наталья Яковенко. Затем у ФАС появилась новая идея: индексация на 5,5% с 1 января и на 4,2% с 1 июля, но второе – при условии, что РЖД достигнут определенных показателей эффективности.

Будущий тариф обсуждали и на недавнем заседании Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД (структуры, возглавляемой Сергеем Мальцевым). Развернулась целая дискуссия, итогом которой стало решение поддержать параметры индексации, предусмотренные Методикой долгосрочного регулирования железнодорожного тарифа на 2014-2018 годы (приказ ФСТ от 30 августа 2013 года №166-т/1). Повышение в 2016 году должно составить 5,5%.

 

Избавление от непрофильного

Одним из приоритетов О.Белозеров называет повышение эффективности РЖД и снижение затрат. Госмонополии уже удалось достичь определенного успеха: прогнозный рост себестоимости услуг РЖД на 2016 год составил лишь 5,6%. Это даже ниже инфляции (по разным прогнозам, в будущем году она составит от 5-9%).

РЖД пересматривают стоимость своих строительных проектов и выходят из непрофильных активов. Недавно О.Белозеров допустил снижение стоимости программы по развитию Восточного полигона. Напомним, в рамках проекта предлагается построить 570 км вторых путей БАМа, электрифицировать (или усилить существующую электрификацию) 415 км, построить 43 разъезда (в основном на БАМе), модернизировать 90 станций. Запланированная цена проекта – более 550 млрд рублей, но глава РЖД заявил, что у работ на БАМе есть «резервы по стоимости».

Что касается выхода из непрофильных активов, то показательным примером служит продажа монополией 50%-ной доли в ОАО «Московская кольцевая железная дорога». Проект предполагает электрификацию и запуск электричек по кольцевой железной дороге внутри Москвы. Ожидается курсирование 100 пар электропоездов в сутки с интервалом движения в час пик до пяти минут, перевозящих более 250 млн пассажиров в год («Московский метрополитен» в 2014 году перевез 2,45 млрд человек). Открытие движения запланировано на осень 2016 года.

По информации «Интерфакса», РЖД продали свою долю в ОАО «МКЖД», поскольку не захотели участвовать в масштабных инвестициях, которые предполагает проект. Покупателем, согласившимся заплатить РЖД около 3,2 млрд рублей, стал ГУП «Московский метрополитен».

 

Вагон – вон, за 500 километров

ОАО «РЖД» получило право убирать порожние вагоны с припортовых станций. Порядок определен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2015 г. №1180. Речь идет о простаивающем (не имеющем документов на дальнейшую перевозку) подвижном составе, создающем дополнительную нагрузку на железнодорожные пути общего пользования.

РЖД имеют право переместить вагоны не более чем на 500 км от припортовой станции (или 1000 км, если порт находится в Дальневосточном бассейне). Конкретный перечень станций, которые теперь можно «очищать», сформирует Росжелдор по согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта. Их список будет опубликован на сайте Росжелдора.

О грядущем перемещении вагонов РЖД должны уведомить владельца состава не позднее чем за 12 часов до его уборки. Конкретную станцию, куда поедут вагоны, выбирает сама монополия.

 

Морские порты №9 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Разлив нефтепродуктов ликвидирован в порту Санкт-Петербург

Разлив нефтепродуктов ликвидирован в порту Санкт-Петербург От причала 4 Кировского завода и вдоль Кривой дамбы порта Большого порта Санкт-Петербург наблюдалась...

Эсминец США перед столкновением с контейнеровозом проигнорировал предупреждения

Эсминец США перед столкновением с контейнеровозом проигнорировал предупреждения Капитан филиппинского контейнеровоза, который столкнулся с эсминцем USS Fitzgerald, заявил о том, чт...

Российская экономика

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год Первая очередь комплекса, которую планируется сдать в 2017 году, включает реконструкцию действующего...

Более 1,28 млн тонн могут выловить рыбаки на Дальнем Востоке в III квартале 2017 года

Более 1,28 млн тонн могут выловить рыбаки на Дальнем Востоке в III квартале 2017 года По прогнозам специалистов «ТИНРО-Центр» в третьем квартале 2017 года в Дальневосточном рыбохозяйстве...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

Рюдигер Грубе возглавит наблюдательный совет HHLA

Рюдигер Грубе возглавит наблюдательный совет HHLA Наблюдательный совет портовой и транспортно-логистической компании Hamburger Hafen und Logistik AG н...

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино ФГУП «Росморпорт» информирует о разработке в 2017 году проектной документации по объекту «Специализи...




Морской транспорт

Завершена глубокая модернизация тренажерной базы Архангельского филиала «Макаровки»

Завершена глубокая модернизация тренажерной базы Архангельского филиала «Макаровки» Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова завершил глубокую м...

Фрахтовые ставки из Азии в Южную Америку достигли $3,6 тыс. за TEU

Фрахтовые ставки из Азии в Южную Америку достигли $3,6 тыс. за TEU Спотовые ставки на контейнерные перевозки из Азии в Южную Америку по итогам прошлой недели увеличили...

Речной транспорт

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен» 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое м...

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Ж/Д транспорт

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...