Кадровые перестановки в ОАО «РЖД» и избавление от непрофильных активов

Ж/Д транспорт
Кадровые перестановки в ОАО «РЖД» и избавление от непрофильных активов

Глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров продолжает обновлять команду. Показательным стало назначение вице-президентом РЖД Сергея Мальцева, ранее возглавлявшего компанию Globaltrans. С.Мальцев – известный сторонник реформирования отрасли, например, он предлагал выделять субсидии госкомпании только на содержание и развитие инфраструктуры, а все перевозки выводить на самоокупаемость. Среди других предложений Мальцева – допуск частников на рынок локомотивной тяги.

Одновременно О.Белозеров пытается сокращать издержки РЖД и избавляться от непрофильных активов. Недавно президент монополии заявил, что у «стройки века», модернизации Транссиба и БАМа, оцененной в 560 млрд рублей, есть «резервы по стоимости».

Татьяна Лозовая

 

«Ищем лучшие конфигурации по людям»

Олег Белозеров, новый глава РЖД, продолжает кадровые перестановки. Пятого ноября совет директоров госмонополии назначил трех новых вице-президентов: Геннадия Верховых, Павла Иванова и Сергея Мальцева.

Первые два управленца и раньше работали в РЖД. Г.Верховых возглавлял Центральную дирекцию инфраструктуры, а П.Иванов – Центральную дирекцию управления движением. А вот С.Мальцев пришел из частного бизнеса, он в течение восьми лет был генеральным директором и одним из акционеров компании Globaltrans, а также председателем Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» – мощной лоббистской структуры, объединяющей интересы крупных перевозчиков (UCL Rail, «СГ-Транс», «Трансойл», «Русагротранс», «Трансгарант» и др.).

Возможно, это не последние «рокировки» в правлении РЖД. «Кадровые изменения в компании все равно будут <…>, – говорил О.Белозеров журналистам на следующий день после заседания совета директоров. – Ищем лучшие конфигурации по людям, обсуждаем, как сделать так, чтобы максимально эффективно использовать тот потенциал, который есть».

До этого, 15 октября, РЖД покинули сразу пять топ-менеджеров. Например, первый вице-президент Вадим Морозов, ответственный за все хозяйственные процессы в госкомпании, второе лицо после президента, был смещен со своей должности, но сохранил участие в правлении РЖД, будучи назначенным советником О.Белозерова.

Другое дело, Валерий Решетников, вице-президент по корпоративному управлению и стратегическому развитию, и Олег Атьков, вице-президент по здравоохранению и работе с общественными организациями, – они ушли из компании совсем.

Покинула монополию и Галина Крафт, занимавшая пост главного бухгалтера РЖД с декабря 2005 года (всю эпоху Якунина).

Сменилось руководство и у некоторых «дочек» РЖД. Так, на место генерального директора Федеральной грузовой компании (ФГК) Виталия Евдокименко пришел Алексей Тайчер (пока он – исполняющий обязанности). Источник «Морских портов» на рынке перевозок связывает эту перестановку с тем фактом, что вице-президент РЖД по коммерческой деятельности Салман Бабаев теперь курирует грузовые перевозки. А.Тайчер – человек из команды Бабаева, ранее он был президентом АО «СГ-Транс».

 

Господдержка только на инфраструктуру

Самой обсуждаемой кандидатурой, безусловно, стал Сергей Мальцев. Многие увидели в его назначении грядущую либерализацию рынка. Достаточно вспомнить что представляет собой Globaltrans. Это один из крупнейших игроков на рынке грузовых вагонов: в 2014 году на него пришлось 8% перевозок в сегменте полувагонов (впереди UCL Rail с долей рынка 21% и ФГК с 19%). Причем в отличие от конкурентов Globaltrans – частная компания, построенная с нуля, а не через разделение парка РЖД. UCL Rail – бывшая Первая грузовая компания, «дочка» РЖД, проданная структурам бизнесмена Владимира Лисина, а ФГК до сих пор принадлежит госмонополии.

У Globaltrans 54% акций торгуется на Лондонской бирже, еще 34,5% принадлежит трем основателям – Константину Николаеву, Никите Мишину и Андрею Филатову. Эти же бизнесмены совместно с нидерландской APM Terminals владеют компанией Global Ports, управляющей контейнерными терминалами ОАО «Петролеспорт» и ЗАО «Первый контейнерный терминал» (в порту Санкт-Петербург), ООО «Восточная стивидорная компания» (в Находке), ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал» (в Усть-Луге) и двумя терминалами в Финляндии.

Сергей Мальцев тоже один из основателей Globaltrans, ему через фирму Goldriver Resources Ltd. принадлежит 4,5% акций компании. Как пишет в пресс-релизе Globaltrans, топ-менеджер сохранит эти бумаги, но передаст в управление трасту и, таким образом, не сможет голосовать на собрании акционеров и иным образом контролировать компанию.

Однако РЖД уже пошло на сближение с бывшими партнерами С.Мальцева. Госмонополия и компания Globaltruck (аффилированная с Globaltrans) собираются совместно запустить контрейлерный маршрут – перевозку фур на железнодорожных платформах. Контрейлерный поезд будет курсировать из Москвы до Урала. Совладельцем Globaltruck является Александр Елисеев, еще один акционер (6,3%) и независимый директор Globaltrans.

Сергей Мальцев – известный критик бывшего главы РЖД Владимира Якунина и сторонник либерализации рынка перевозок, в том числе локомотивной тяги. Возглавляемый им Совет потребителей РЖД в начале сентября представил свой вариант Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок – важного документа, разрабатываемого в отрасли.

«Действующая система грузового железнодорожного транспорта не позволяет обеспечить долговременное устойчивое развитие отрасли, повышение качества услуг по перевозкам грузов, снижение транспортных издержек, – говорил тогда С.Мальцев.

Совет потребителей предлагает направлять государственные субсидии, ежегодно выделяемые РЖД, только на содержание и развитие инфраструктуры. Перевозки же должны выйти на самоокупаемость. Для этого необходимо привлечь частных инвесторов к покупке локомотивов и развивать конкуренцию между «дочками» РЖД и независимыми перевозчиками. В дальнейшем, после 2018 года, Совет потребителей даже предлагал разделить РЖД на две компании: одна бы занималась содержанием инфраструктуры, другая – перевозками.

Приход С.Мальцева в РЖД означает, что О.Белозеров хотя бы частично поддерживает эти планы. Кстати, ранее он назначил своим помощником Геннадия Фадеева, первого главу РЖД и сторонника реформирования отрасли. Именно Г.Фадеев предложил три этапа преобразования МПС в рыночную компанию, что, однако, застопорилось при Владимире Якунине.

Впрочем, говорить об окончательной победе «либералов» или «государственников» пока рано. Есть несколько аргументов в пользу того, чтобы сохранить локомотивную тягу за РЖД. Во-первых, частники могут забрать самые выгодные маршруты, а госкомпании как гарантирующему перевозчику придется направлять локомотивы на незагруженные, убыточные направления. Во-вторых, услуги тяги – пусть не самая масштабная, но очень выгодная для РЖД деятельность. В 2014 году ее рентабельность составила 26%: несопоставимо с грузовыми перевозками (рентабельность 5%), предоставлением услуг инфраструктуры (рентабельность меньше 2%) и убыточными пассажирскими перевозками. Правда, подчеркнем, в масштабах РЖД выручка от тяги – капля в море: на нее приходится меньше 1% оборота.

Наконец, есть третья, не столь очевидная причина. У РЖД старый локомотивный парк (средний износ на 2014 год – 72%). Монополия направляет миллиарды рублей на обновление. Например, на 2015 год правительство выделило госкомпании 60,2 млрд рублей (фактически на середину ноября она получила 45 млрд, оставшиеся деньги ожидаются до конца года). В следующем году РЖД получат еще 40 млрд рублей. А всего в 2015-2017 гг. монополия приобретет более 1000 новых локомотивов на 143,5 млрд (в основном за счет Фонда национального благосостояния). Можно предположить, что в РЖД не горят желанием отказываться от этих огромных централизованных закупок.

 

Тарифы на грузоперевозки: решения не принято

Пока нет определенности, что будет с тарифами на грузовые перевозки. О.Белозеров предлагает проиндексировать их на 10% с начала будущего года. На это согласны в Минтрансе и Минэкономразвития. При этом Минтранс одновременно предлагал выделить 35-40 млрд рублей субсидий, но потом потребности РЖД ужались до 22 млрд. Позже Минэкономразвития предложило 9%-ную индексацию, причем вообще без субсидий.

Но даже это не окончательный вариант. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) категорически против единовременного повышения тарифа. Вместо этого она предлагает увеличить тариф на 4,5% с начала года и на 5% с середины. «В среднем по году это будет 7,4%», – уточняла представитель ведомства Наталья Яковенко. Затем у ФАС появилась новая идея: индексация на 5,5% с 1 января и на 4,2% с 1 июля, но второе – при условии, что РЖД достигнут определенных показателей эффективности.

Будущий тариф обсуждали и на недавнем заседании Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД (структуры, возглавляемой Сергеем Мальцевым). Развернулась целая дискуссия, итогом которой стало решение поддержать параметры индексации, предусмотренные Методикой долгосрочного регулирования железнодорожного тарифа на 2014-2018 годы (приказ ФСТ от 30 августа 2013 года №166-т/1). Повышение в 2016 году должно составить 5,5%.

 

Избавление от непрофильного

Одним из приоритетов О.Белозеров называет повышение эффективности РЖД и снижение затрат. Госмонополии уже удалось достичь определенного успеха: прогнозный рост себестоимости услуг РЖД на 2016 год составил лишь 5,6%. Это даже ниже инфляции (по разным прогнозам, в будущем году она составит от 5-9%).

РЖД пересматривают стоимость своих строительных проектов и выходят из непрофильных активов. Недавно О.Белозеров допустил снижение стоимости программы по развитию Восточного полигона. Напомним, в рамках проекта предлагается построить 570 км вторых путей БАМа, электрифицировать (или усилить существующую электрификацию) 415 км, построить 43 разъезда (в основном на БАМе), модернизировать 90 станций. Запланированная цена проекта – более 550 млрд рублей, но глава РЖД заявил, что у работ на БАМе есть «резервы по стоимости».

Что касается выхода из непрофильных активов, то показательным примером служит продажа монополией 50%-ной доли в ОАО «Московская кольцевая железная дорога». Проект предполагает электрификацию и запуск электричек по кольцевой железной дороге внутри Москвы. Ожидается курсирование 100 пар электропоездов в сутки с интервалом движения в час пик до пяти минут, перевозящих более 250 млн пассажиров в год («Московский метрополитен» в 2014 году перевез 2,45 млрд человек). Открытие движения запланировано на осень 2016 года.

По информации «Интерфакса», РЖД продали свою долю в ОАО «МКЖД», поскольку не захотели участвовать в масштабных инвестициях, которые предполагает проект. Покупателем, согласившимся заплатить РЖД около 3,2 млрд рублей, стал ГУП «Московский метрополитен».

 

Вагон – вон, за 500 километров

ОАО «РЖД» получило право убирать порожние вагоны с припортовых станций. Порядок определен Постановлением Правительства РФ от 31.10.2015 г. №1180. Речь идет о простаивающем (не имеющем документов на дальнейшую перевозку) подвижном составе, создающем дополнительную нагрузку на железнодорожные пути общего пользования.

РЖД имеют право переместить вагоны не более чем на 500 км от припортовой станции (или 1000 км, если порт находится в Дальневосточном бассейне). Конкретный перечень станций, которые теперь можно «очищать», сформирует Росжелдор по согласованию с Федеральным агентством морского и речного транспорта. Их список будет опубликован на сайте Росжелдора.

О грядущем перемещении вагонов РЖД должны уведомить владельца состава не позднее чем за 12 часов до его уборки. Конкретную станцию, куда поедут вагоны, выбирает сама монополия.

 

Морские порты №9 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка»

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка» Причина сдвига сроков – сложности с поставкой ряда узлов и агрегатов, в том числе из-за санкций.

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...