Вторая попытка

Ж/Д транспорт

РЖД не оставляет надежды вернуть себе весь вагонный парк

Пару лет назад ОАО «РЖД» призывало операторов железнодорожного подвижного состава сдавать вагоны в аренду по ставкам ниже рыночных. Непонятно, на что рассчитывали в госмонополии – предложением заинтересовалась только дочерняя «Вторая грузовая компания». Сейчас у этой идеи открылось «второе дыхание»: РЖД предлагают отдавать вагоны в некий обезличенный парк, уверяя, что таким образом сократится их порожний пробег. Операторы пока не верят.

Татьяна Лозовая

 

Заманчивое предложение

В конце февраля ОАО «РЖД» обратилось к операторам грузовых железнодорожных вагонов с публичной офертой. Суть ее – в сильно упрощенном виде – рассмотрим на конкретном примере.

Допустим, у компании есть десять вагонов, приехавших с углем из Кузбасса на Дальний Восток. Вагоны эти нужны в Кузбассе, а в Приморье для них нет подходящего груза. Раньше они могли долго простаивать на припортовых станциях, ожидая груза в попутном направлении, или сразу ехать обратно в Сибирь, совершая длительный порожний пробег.

Теперь же РЖД предлагают забрать себе эти вагоны сразу после выгрузки, обезличив их и сделав частью инвентарного парка, а взамен в Кузбассе компания получит другие вагоны – тоже из обезличенного парка. Оператор должен заплатить РЖД за каждый полученный вагон 118 рублей (100 рублей – стоимость услуги, 18 рублей – НДС).

Речь идет только о полувагонах и теоретически все это выглядит привлекательно. «Целью документа является улучшение эксплуатационных характеристик использования подвижного состава (полувагонов) в части сокращения его оборота и порожнего пробега. ОАО «РЖД» берет на себя обязанность по оптимизации логистики доставки порожних вагонопотоков к местам погрузки, по сокращению простоя вагонов на станциях погрузки/выгрузки, а также по уменьшению затрат операторов на перевозку порожних вагонов. Договор заключается на основе публичной оферты, к которой может присоединиться любой владелец подвижного состава. Одним из его условий является обязанность вновь присоединившихся операторов и владельцев вагонов заключать с уже присоединившимися лицами договоры взаимного пользования вагонов, определяющих механизмы взаиморасчетов за пользование вагонами чужой собственности, оплату порожнего пробега вагона под чужие перевозки и прочие финансовые условия», – говорится в сообщении госмонополии.

Схему, лежащую в основе публичной оферты, РЖД разработали совместно с ОАО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). Только ФГК пока официально и присоединилась к ней, передав в обезличенный парк 114 тыс. вагонов. В РЖД уже отметили, что ранее компания достигала максимальной загрузки парка именно в тот период, когда он был передан в аренду госмонополии. Сейчас довольны и некоторые клиенты.

Так, портал «РЖД-Партнер» цитирует начальника управления автомобильного и железнодорожного транспорта ООО «Липецкая трубная компания «Свободный Сокол» Игоря Буцких: «Улучшение качества работы ФГК, первой подписавшей договор с РЖД, очевидно. В первую очередь, ужесточился контроль за оборотом вагонов и повысилась оперативность их подачи».

В самой ФГК уверены, что со временем операторы оценят перспективы проекта, хотя сначала и отнесутся к нему с недоверием. «Но в процессе отработки технологических аспектов взаимодействия сторон и получения первых положительных результатов <…> популярность технологического аутсорсинга будет стабильно возрастать», – отмечает заместитель генерального директора ОАО «ФГК» Юлия Лощакова.

 

Если отвечать, то рублем

На сегодняшний день никто из операторов кроме ФГК, стопроцентной «дочки» РЖД, заманчивость оферты не оценил. По мнению генерального директора ИА «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, предложенная схема выгодна крупным операторам – ФГК и ПГК, потому что у них много старых вагонов. А вот небольшим и средним компаниям резона нет, поскольку порожний пробег у них не такой большой. Впрочем, пока и о желании «Первой грузовой компании» принять оферту ничего не известно.

А вот представитель Globaltrans рассказал «Ведомостям», что группа не собирается подписывать соглашение с РЖД. По его словам, Globaltrans заинтересована в самостоятельном управлении парком вагонов и повышении эффективности перевозок как с коммерческой, так и с технологической точки зрения.

По мнению исполнительного директора СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Дмитрия Королева, оферта РЖД требует доработки. Эксперт согласен, что сложившаяся сегодня ситуация требует кардинальных мер – в плане улучшения взаимодействия операторов и перевозчика. Однако если следовать логике РЖД, то получается, что оператор, несущий ответственность перед грузоотправителем за обеспечение того подвижным составом, фактически передает эти компетенции третьему лицу, то есть РЖД. Другими словами, оператор, отвечая (зачастую рублем!) за своевременную доставку вагонов под погрузку, теряет возможность контролировать это, отдав перегонку «порожняка» на откуп РЖД. При этом не совсем понятно, каким образом контролировать госмонополию.

В партнерстве подчеркивают, что именно эта часть оферты – финансовая ответственность ОАО «РЖД» за своевременный и полный подвод составов на станцию погрузки – требует особенно тщательной проработки.

Вызывает вопросы и тот факт, что каждый вновь присоединившийся оператор должен заключать типовые договоры с другими участниками соглашения. Разумнее было бы предусмотреть индивидуальный порядок.

И даже если решить все эти проблемы – остается главный вопрос: как быть с тем фактом, что у одних операторов вагоны новее и, возможно, выше качеством? Ведь они все равно станут частью обезличенного парка, а груз повезут в тех вагонах, что достанутся. Вспомним про участившиеся аварии из-за излома боковых рам тележек вагонов. Кто будет отвечать в таком случае – оператор, реальный собственник или РЖД как управляющий обезличенным парком? 

 

Последствия реформирования

РЖД далеко не в первый раз пытаются вернуть вагоны под свое управление. В 2012 году госмонополия предлагала операторам сдавать подвижной состав в аренду по ставке 1003 руб./сутки. Таким образом она пыталась решить проблему невывоза грузов (железнодорожные «пробки» в тот год образовались в Кузбассе и на подходе к портам).

Однако рыночная цена аренды тогда равнялась 1600-1800 рублей, и никто из частников предложение РЖД не оценил. Вагоны сдала только ФГК (до осени 2012 года – ОАО «Вторая грузовая компания»). Летом 2013 года госмонополия вернула подвижной состав. Впрчем, попытки аренды не прекратились.

В сентябре прошлого года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявлял в интервью агентству Bloomberg, что у него «зреет осознание» ошибки «в решении о стопроцентной приватизации подвижного состава». Тогда глава госмонополии говорил о необходимости вернуть РЖД – в собственность или на правах аренды – 30% парка полувагонов или около 360 тыс. штук. «Мы не можем провезти груз во многом из-за того, что дислокация частных вагонов не соответствует потребности перевозимых грузов», – пояснял топ-менеджер, добавляя, что в мире не существует перевозчиков без собственного подвижного состава.

В октябре эта идея нашла отражение в письме В.Якунина премьер-министру Дмитрию Медведеву. Там уточнялось, что если РЖД получит 160 тыс. полувагонов – время оборота вагонов вырастет в 4 раза, что обеспечит уровень погрузки 3,6 млн тонн в сутки. По мнению В.Якунина, из существующих сейчас 1,2 млн вагонов на сети РЖД 290 тыс. – лишние.

Позже это предложение обсуждалось на одном из заседаний открытого правительства. Между тем, пока это все остается на уровне дискуссии. Чиновники не могут просто взять и заставить операторов отдать свои вагоны госмонополии. Поэтому последняя вынуждена придумывать новые и более заманчивые варианты. Но дело не только в том, как внешне выглядит предложение. Операторы в принципе достаточно недоверчиво относятся к любым инициативам РЖД, и их можно понять.

Но терпение госмонополии не безгранично. Поняв, что с операторами – особенно небольшими – невозможно договориться, РЖД могут использовать и более жесткий вариант: пролоббировать законодательные инициативы, убирающие с рынка мелких игроков. В этом помогут крупные операторы. Например, в июле прошлого года ПГК, ФГК, «Нефтетранссервис», «Русагротранс» и Rail Garant вышли с инициативой ограничить выдачу номеров для вагонов и приписать их к станциям, «исходя из возможностей инфраструктуры». РЖД поддержало эту идею, а вот НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» назвал эту меру «нерыночной». В настоящий момент она не реализована.

 

Лишние вагоны

Ряд показателей на сети РЖД в последние годы действительно ухудшился. Так, участковая скорость грузового поезда упала с 41,2 км/ч в 2010-м до 36 км/ч в 2012-м (последние опубликованные данные). А оборот вагонов вырос с 13,44 суток до 15,49 за те же два года. Причем участковая скорость – это еще оптимистичный показатель. Правильнее же брать быстроту доставки. А она сократилась с 282 км в сутки до 217. Другими словами, если представить, что поезд нигде не стоит, а все время едет, то его скорость снизилась примерно с 12 км/ч до 9 км/ч.

РЖД во всем винят как раз переизбыток вагонов. «Действия многочисленных собственников подвижного состава нескоординированы, а применяемые методы планирования работы порожних вагонопотоков часто неэффективны», – сказано в отчете компании за 2012 год. По мнению госмонополии, одна из проблем – нормативные акты в сфере железнодорожных перевозок были приняты еще до 2003 года, то есть до создания ОАО «РЖД», и сейчас они устарели.

В итоге замедляется оборот грузовых вагонов, растет доля порожнего пробега, значительно снижается число сдвоенных грузовых операций, увеличивается нагрузка на инфраструктуру. Особенно заметны все проблемы стали на фоне скачка грузопотока на Восток, ставшего следствием бурного развития Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Темпы роста вагонного парка в 3,5 раза опережают темпы роста перевозочной работы. На 31 декабря 2012 года парк российских грузовых вагонов составил 1156,6 тыс. единиц. Оптимальная потребная численность вагонов уже превышена на 28%, а это 258,6 тыс. лишних вагонов», – резюмируют в отчете РЖД. Как мы помним, к осени 2013-го объем лишнего парка, в представление В.Якунина, вырос до 290 тыс. единиц.

Только ли переизбыток вагонов на самом деле является причиной всех бед? Весьма сомнительно. Наверное, в последние годы, особенно после дефицита полувагонов, операторы действительно слишком активно закупали подвижной состав, и сейчас число вагонов превышает потребности экономики. Однако также очевидно, что развитие железнодорожной инфраструктуры значительно отстает от этих потребностей. И, совершенно точно, это вина не операторов, а РЖД.

Кстати, еще одной проблемой, по мнению участников рынка, является большое количество старых и морально устаревших вагонов с плохими эксплуатационными показателями. «Улучшение эксплуатационных характеристик парка позволит участникам перевозочного процесса транспортировать большие объемы грузов, используя меньшее количество вагонов, тем самым увеличивая провозную способность инфраструктуры», – полагает ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Игорь Скок.

Однако собственники не спешат приобретать инновационную технику, поскольку стоимость таких вагонов зачастую на 20% выше, чем вагонов старого образца. Выходом из ситуации могло бы стать субсидирование государством лизинговых платежей за приобретенную инновационную технику.

 

Морские порты №2 (2014)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии Учебный парусник «Мир» 22 июня прибыл в порт Ден Хелдер (Нидерланды) для участия в крупнейше...

В Анапе началась стыковка мелководной и глубоководной частей «Турецкого потока»

В Анапе началась стыковка мелководной и глубоководной частей «Турецкого потока» Стыковка мелководной и глубоководной части газопровода «Турецкий поток» началась в пятницу в присутс...

Российская экономика

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда»

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектную документацию второй очереди ст...

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока»

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока» Президент России Владимир Путин в пятницу совершит рабочую поездку в Краснодарский край. Как сообщил...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга ООО «Балтийское морское буксирное агентство» (БМБА)  осуществило первую для компан...

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы Акционерное общество «Таганрогский морской торговый порт» с 01 июля 2017 года повышает для работнико...




Морской транспорт

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти Трафик судов через Суэцкий канал в прошлом месяце продолжил начавшийся в марте рост, следует из данн...

Fesco начала доставку грузов в рамках северного завоза-2017

Fesco начала доставку грузов в рамках северного завоза-2017 Транспортная группа Fesco начала перевозку грузов в рамках северного завоза, увеличив по сравнению с...

Речной транспорт

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Ж/Д транспорт

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2 ПАО «ТрансКонтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся грузовых станций Курская и Павелец...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Подготовка и дипломирование моряков: к Манильским поправкам готовы

Подготовка и дипломирование моряков: к Манильским поправкам готовы Отраслевая конференция «Подготовка и дипломирование моряков» прошла 30 ноября в Москве в рамках 10-г...

Морские порты

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота Поставленные перед транспортно-логистическим комплексом Дальнего Востока и Приморского края задачи н...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Севморпуть требует особой ответственности

Севморпуть требует особой ответственности Несмотря на ограниченный период навигации, а это июль, август, сентябрь, октябрь, использование Севе...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...