Вторая попытка

Ж/Д транспорт

РЖД не оставляет надежды вернуть себе весь вагонный парк

Пару лет назад ОАО «РЖД» призывало операторов железнодорожного подвижного состава сдавать вагоны в аренду по ставкам ниже рыночных. Непонятно, на что рассчитывали в госмонополии – предложением заинтересовалась только дочерняя «Вторая грузовая компания». Сейчас у этой идеи открылось «второе дыхание»: РЖД предлагают отдавать вагоны в некий обезличенный парк, уверяя, что таким образом сократится их порожний пробег. Операторы пока не верят.

Татьяна Лозовая

 

Заманчивое предложение

В конце февраля ОАО «РЖД» обратилось к операторам грузовых железнодорожных вагонов с публичной офертой. Суть ее – в сильно упрощенном виде – рассмотрим на конкретном примере.

Допустим, у компании есть десять вагонов, приехавших с углем из Кузбасса на Дальний Восток. Вагоны эти нужны в Кузбассе, а в Приморье для них нет подходящего груза. Раньше они могли долго простаивать на припортовых станциях, ожидая груза в попутном направлении, или сразу ехать обратно в Сибирь, совершая длительный порожний пробег.

Теперь же РЖД предлагают забрать себе эти вагоны сразу после выгрузки, обезличив их и сделав частью инвентарного парка, а взамен в Кузбассе компания получит другие вагоны – тоже из обезличенного парка. Оператор должен заплатить РЖД за каждый полученный вагон 118 рублей (100 рублей – стоимость услуги, 18 рублей – НДС).

Речь идет только о полувагонах и теоретически все это выглядит привлекательно. «Целью документа является улучшение эксплуатационных характеристик использования подвижного состава (полувагонов) в части сокращения его оборота и порожнего пробега. ОАО «РЖД» берет на себя обязанность по оптимизации логистики доставки порожних вагонопотоков к местам погрузки, по сокращению простоя вагонов на станциях погрузки/выгрузки, а также по уменьшению затрат операторов на перевозку порожних вагонов. Договор заключается на основе публичной оферты, к которой может присоединиться любой владелец подвижного состава. Одним из его условий является обязанность вновь присоединившихся операторов и владельцев вагонов заключать с уже присоединившимися лицами договоры взаимного пользования вагонов, определяющих механизмы взаиморасчетов за пользование вагонами чужой собственности, оплату порожнего пробега вагона под чужие перевозки и прочие финансовые условия», – говорится в сообщении госмонополии.

Схему, лежащую в основе публичной оферты, РЖД разработали совместно с ОАО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). Только ФГК пока официально и присоединилась к ней, передав в обезличенный парк 114 тыс. вагонов. В РЖД уже отметили, что ранее компания достигала максимальной загрузки парка именно в тот период, когда он был передан в аренду госмонополии. Сейчас довольны и некоторые клиенты.

Так, портал «РЖД-Партнер» цитирует начальника управления автомобильного и железнодорожного транспорта ООО «Липецкая трубная компания «Свободный Сокол» Игоря Буцких: «Улучшение качества работы ФГК, первой подписавшей договор с РЖД, очевидно. В первую очередь, ужесточился контроль за оборотом вагонов и повысилась оперативность их подачи».

В самой ФГК уверены, что со временем операторы оценят перспективы проекта, хотя сначала и отнесутся к нему с недоверием. «Но в процессе отработки технологических аспектов взаимодействия сторон и получения первых положительных результатов <…> популярность технологического аутсорсинга будет стабильно возрастать», – отмечает заместитель генерального директора ОАО «ФГК» Юлия Лощакова.

 

Если отвечать, то рублем

На сегодняшний день никто из операторов кроме ФГК, стопроцентной «дочки» РЖД, заманчивость оферты не оценил. По мнению генерального директора ИА «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, предложенная схема выгодна крупным операторам – ФГК и ПГК, потому что у них много старых вагонов. А вот небольшим и средним компаниям резона нет, поскольку порожний пробег у них не такой большой. Впрочем, пока и о желании «Первой грузовой компании» принять оферту ничего не известно.

А вот представитель Globaltrans рассказал «Ведомостям», что группа не собирается подписывать соглашение с РЖД. По его словам, Globaltrans заинтересована в самостоятельном управлении парком вагонов и повышении эффективности перевозок как с коммерческой, так и с технологической точки зрения.

По мнению исполнительного директора СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Дмитрия Королева, оферта РЖД требует доработки. Эксперт согласен, что сложившаяся сегодня ситуация требует кардинальных мер – в плане улучшения взаимодействия операторов и перевозчика. Однако если следовать логике РЖД, то получается, что оператор, несущий ответственность перед грузоотправителем за обеспечение того подвижным составом, фактически передает эти компетенции третьему лицу, то есть РЖД. Другими словами, оператор, отвечая (зачастую рублем!) за своевременную доставку вагонов под погрузку, теряет возможность контролировать это, отдав перегонку «порожняка» на откуп РЖД. При этом не совсем понятно, каким образом контролировать госмонополию.

В партнерстве подчеркивают, что именно эта часть оферты – финансовая ответственность ОАО «РЖД» за своевременный и полный подвод составов на станцию погрузки – требует особенно тщательной проработки.

Вызывает вопросы и тот факт, что каждый вновь присоединившийся оператор должен заключать типовые договоры с другими участниками соглашения. Разумнее было бы предусмотреть индивидуальный порядок.

И даже если решить все эти проблемы – остается главный вопрос: как быть с тем фактом, что у одних операторов вагоны новее и, возможно, выше качеством? Ведь они все равно станут частью обезличенного парка, а груз повезут в тех вагонах, что достанутся. Вспомним про участившиеся аварии из-за излома боковых рам тележек вагонов. Кто будет отвечать в таком случае – оператор, реальный собственник или РЖД как управляющий обезличенным парком? 

 

Последствия реформирования

РЖД далеко не в первый раз пытаются вернуть вагоны под свое управление. В 2012 году госмонополия предлагала операторам сдавать подвижной состав в аренду по ставке 1003 руб./сутки. Таким образом она пыталась решить проблему невывоза грузов (железнодорожные «пробки» в тот год образовались в Кузбассе и на подходе к портам).

Однако рыночная цена аренды тогда равнялась 1600-1800 рублей, и никто из частников предложение РЖД не оценил. Вагоны сдала только ФГК (до осени 2012 года – ОАО «Вторая грузовая компания»). Летом 2013 года госмонополия вернула подвижной состав. Впрчем, попытки аренды не прекратились.

В сентябре прошлого года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявлял в интервью агентству Bloomberg, что у него «зреет осознание» ошибки «в решении о стопроцентной приватизации подвижного состава». Тогда глава госмонополии говорил о необходимости вернуть РЖД – в собственность или на правах аренды – 30% парка полувагонов или около 360 тыс. штук. «Мы не можем провезти груз во многом из-за того, что дислокация частных вагонов не соответствует потребности перевозимых грузов», – пояснял топ-менеджер, добавляя, что в мире не существует перевозчиков без собственного подвижного состава.

В октябре эта идея нашла отражение в письме В.Якунина премьер-министру Дмитрию Медведеву. Там уточнялось, что если РЖД получит 160 тыс. полувагонов – время оборота вагонов вырастет в 4 раза, что обеспечит уровень погрузки 3,6 млн тонн в сутки. По мнению В.Якунина, из существующих сейчас 1,2 млн вагонов на сети РЖД 290 тыс. – лишние.

Позже это предложение обсуждалось на одном из заседаний открытого правительства. Между тем, пока это все остается на уровне дискуссии. Чиновники не могут просто взять и заставить операторов отдать свои вагоны госмонополии. Поэтому последняя вынуждена придумывать новые и более заманчивые варианты. Но дело не только в том, как внешне выглядит предложение. Операторы в принципе достаточно недоверчиво относятся к любым инициативам РЖД, и их можно понять.

Но терпение госмонополии не безгранично. Поняв, что с операторами – особенно небольшими – невозможно договориться, РЖД могут использовать и более жесткий вариант: пролоббировать законодательные инициативы, убирающие с рынка мелких игроков. В этом помогут крупные операторы. Например, в июле прошлого года ПГК, ФГК, «Нефтетранссервис», «Русагротранс» и Rail Garant вышли с инициативой ограничить выдачу номеров для вагонов и приписать их к станциям, «исходя из возможностей инфраструктуры». РЖД поддержало эту идею, а вот НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» назвал эту меру «нерыночной». В настоящий момент она не реализована.

 

Лишние вагоны

Ряд показателей на сети РЖД в последние годы действительно ухудшился. Так, участковая скорость грузового поезда упала с 41,2 км/ч в 2010-м до 36 км/ч в 2012-м (последние опубликованные данные). А оборот вагонов вырос с 13,44 суток до 15,49 за те же два года. Причем участковая скорость – это еще оптимистичный показатель. Правильнее же брать быстроту доставки. А она сократилась с 282 км в сутки до 217. Другими словами, если представить, что поезд нигде не стоит, а все время едет, то его скорость снизилась примерно с 12 км/ч до 9 км/ч.

РЖД во всем винят как раз переизбыток вагонов. «Действия многочисленных собственников подвижного состава нескоординированы, а применяемые методы планирования работы порожних вагонопотоков часто неэффективны», – сказано в отчете компании за 2012 год. По мнению госмонополии, одна из проблем – нормативные акты в сфере железнодорожных перевозок были приняты еще до 2003 года, то есть до создания ОАО «РЖД», и сейчас они устарели.

В итоге замедляется оборот грузовых вагонов, растет доля порожнего пробега, значительно снижается число сдвоенных грузовых операций, увеличивается нагрузка на инфраструктуру. Особенно заметны все проблемы стали на фоне скачка грузопотока на Восток, ставшего следствием бурного развития Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Темпы роста вагонного парка в 3,5 раза опережают темпы роста перевозочной работы. На 31 декабря 2012 года парк российских грузовых вагонов составил 1156,6 тыс. единиц. Оптимальная потребная численность вагонов уже превышена на 28%, а это 258,6 тыс. лишних вагонов», – резюмируют в отчете РЖД. Как мы помним, к осени 2013-го объем лишнего парка, в представление В.Якунина, вырос до 290 тыс. единиц.

Только ли переизбыток вагонов на самом деле является причиной всех бед? Весьма сомнительно. Наверное, в последние годы, особенно после дефицита полувагонов, операторы действительно слишком активно закупали подвижной состав, и сейчас число вагонов превышает потребности экономики. Однако также очевидно, что развитие железнодорожной инфраструктуры значительно отстает от этих потребностей. И, совершенно точно, это вина не операторов, а РЖД.

Кстати, еще одной проблемой, по мнению участников рынка, является большое количество старых и морально устаревших вагонов с плохими эксплуатационными показателями. «Улучшение эксплуатационных характеристик парка позволит участникам перевозочного процесса транспортировать большие объемы грузов, используя меньшее количество вагонов, тем самым увеличивая провозную способность инфраструктуры», – полагает ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Игорь Скок.

Однако собственники не спешат приобретать инновационную технику, поскольку стоимость таких вагонов зачастую на 20% выше, чем вагонов старого образца. Выходом из ситуации могло бы стать субсидирование государством лизинговых платежей за приобретенную инновационную технику.

 

Морские порты №2 (2014)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Медведев поручил проработать вопрос о введении скидок в «Платоне» в зависимости от пробега

Медведев поручил проработать вопрос о введении скидок в «Платоне» в зависимости от пробега Скидки в зависимости от величины пробега грузового автомобиля могут появиться в системе взимания пла...

Использование средств от «Платона» поставят под общественный контроль - Дворкович

Использование средств от «Платона» поставят под общественный контроль - Дворкович Средства, используемые в рамках системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» будут на...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта Дмитрий Медведев поручил Минтрансу организовать мониторинг участков автомобильных дорог федерального...

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...