Вторая попытка

Ж/Д транспорт

РЖД не оставляет надежды вернуть себе весь вагонный парк

Пару лет назад ОАО «РЖД» призывало операторов железнодорожного подвижного состава сдавать вагоны в аренду по ставкам ниже рыночных. Непонятно, на что рассчитывали в госмонополии – предложением заинтересовалась только дочерняя «Вторая грузовая компания». Сейчас у этой идеи открылось «второе дыхание»: РЖД предлагают отдавать вагоны в некий обезличенный парк, уверяя, что таким образом сократится их порожний пробег. Операторы пока не верят.

Татьяна Лозовая

 

Заманчивое предложение

В конце февраля ОАО «РЖД» обратилось к операторам грузовых железнодорожных вагонов с публичной офертой. Суть ее – в сильно упрощенном виде – рассмотрим на конкретном примере.

Допустим, у компании есть десять вагонов, приехавших с углем из Кузбасса на Дальний Восток. Вагоны эти нужны в Кузбассе, а в Приморье для них нет подходящего груза. Раньше они могли долго простаивать на припортовых станциях, ожидая груза в попутном направлении, или сразу ехать обратно в Сибирь, совершая длительный порожний пробег.

Теперь же РЖД предлагают забрать себе эти вагоны сразу после выгрузки, обезличив их и сделав частью инвентарного парка, а взамен в Кузбассе компания получит другие вагоны – тоже из обезличенного парка. Оператор должен заплатить РЖД за каждый полученный вагон 118 рублей (100 рублей – стоимость услуги, 18 рублей – НДС).

Речь идет только о полувагонах и теоретически все это выглядит привлекательно. «Целью документа является улучшение эксплуатационных характеристик использования подвижного состава (полувагонов) в части сокращения его оборота и порожнего пробега. ОАО «РЖД» берет на себя обязанность по оптимизации логистики доставки порожних вагонопотоков к местам погрузки, по сокращению простоя вагонов на станциях погрузки/выгрузки, а также по уменьшению затрат операторов на перевозку порожних вагонов. Договор заключается на основе публичной оферты, к которой может присоединиться любой владелец подвижного состава. Одним из его условий является обязанность вновь присоединившихся операторов и владельцев вагонов заключать с уже присоединившимися лицами договоры взаимного пользования вагонов, определяющих механизмы взаиморасчетов за пользование вагонами чужой собственности, оплату порожнего пробега вагона под чужие перевозки и прочие финансовые условия», – говорится в сообщении госмонополии.

Схему, лежащую в основе публичной оферты, РЖД разработали совместно с ОАО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). Только ФГК пока официально и присоединилась к ней, передав в обезличенный парк 114 тыс. вагонов. В РЖД уже отметили, что ранее компания достигала максимальной загрузки парка именно в тот период, когда он был передан в аренду госмонополии. Сейчас довольны и некоторые клиенты.

Так, портал «РЖД-Партнер» цитирует начальника управления автомобильного и железнодорожного транспорта ООО «Липецкая трубная компания «Свободный Сокол» Игоря Буцких: «Улучшение качества работы ФГК, первой подписавшей договор с РЖД, очевидно. В первую очередь, ужесточился контроль за оборотом вагонов и повысилась оперативность их подачи».

В самой ФГК уверены, что со временем операторы оценят перспективы проекта, хотя сначала и отнесутся к нему с недоверием. «Но в процессе отработки технологических аспектов взаимодействия сторон и получения первых положительных результатов <…> популярность технологического аутсорсинга будет стабильно возрастать», – отмечает заместитель генерального директора ОАО «ФГК» Юлия Лощакова.

 

Если отвечать, то рублем

На сегодняшний день никто из операторов кроме ФГК, стопроцентной «дочки» РЖД, заманчивость оферты не оценил. По мнению генерального директора ИА «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, предложенная схема выгодна крупным операторам – ФГК и ПГК, потому что у них много старых вагонов. А вот небольшим и средним компаниям резона нет, поскольку порожний пробег у них не такой большой. Впрочем, пока и о желании «Первой грузовой компании» принять оферту ничего не известно.

А вот представитель Globaltrans рассказал «Ведомостям», что группа не собирается подписывать соглашение с РЖД. По его словам, Globaltrans заинтересована в самостоятельном управлении парком вагонов и повышении эффективности перевозок как с коммерческой, так и с технологической точки зрения.

По мнению исполнительного директора СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Дмитрия Королева, оферта РЖД требует доработки. Эксперт согласен, что сложившаяся сегодня ситуация требует кардинальных мер – в плане улучшения взаимодействия операторов и перевозчика. Однако если следовать логике РЖД, то получается, что оператор, несущий ответственность перед грузоотправителем за обеспечение того подвижным составом, фактически передает эти компетенции третьему лицу, то есть РЖД. Другими словами, оператор, отвечая (зачастую рублем!) за своевременную доставку вагонов под погрузку, теряет возможность контролировать это, отдав перегонку «порожняка» на откуп РЖД. При этом не совсем понятно, каким образом контролировать госмонополию.

В партнерстве подчеркивают, что именно эта часть оферты – финансовая ответственность ОАО «РЖД» за своевременный и полный подвод составов на станцию погрузки – требует особенно тщательной проработки.

Вызывает вопросы и тот факт, что каждый вновь присоединившийся оператор должен заключать типовые договоры с другими участниками соглашения. Разумнее было бы предусмотреть индивидуальный порядок.

И даже если решить все эти проблемы – остается главный вопрос: как быть с тем фактом, что у одних операторов вагоны новее и, возможно, выше качеством? Ведь они все равно станут частью обезличенного парка, а груз повезут в тех вагонах, что достанутся. Вспомним про участившиеся аварии из-за излома боковых рам тележек вагонов. Кто будет отвечать в таком случае – оператор, реальный собственник или РЖД как управляющий обезличенным парком? 

 

Последствия реформирования

РЖД далеко не в первый раз пытаются вернуть вагоны под свое управление. В 2012 году госмонополия предлагала операторам сдавать подвижной состав в аренду по ставке 1003 руб./сутки. Таким образом она пыталась решить проблему невывоза грузов (железнодорожные «пробки» в тот год образовались в Кузбассе и на подходе к портам).

Однако рыночная цена аренды тогда равнялась 1600-1800 рублей, и никто из частников предложение РЖД не оценил. Вагоны сдала только ФГК (до осени 2012 года – ОАО «Вторая грузовая компания»). Летом 2013 года госмонополия вернула подвижной состав. Впрчем, попытки аренды не прекратились.

В сентябре прошлого года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявлял в интервью агентству Bloomberg, что у него «зреет осознание» ошибки «в решении о стопроцентной приватизации подвижного состава». Тогда глава госмонополии говорил о необходимости вернуть РЖД – в собственность или на правах аренды – 30% парка полувагонов или около 360 тыс. штук. «Мы не можем провезти груз во многом из-за того, что дислокация частных вагонов не соответствует потребности перевозимых грузов», – пояснял топ-менеджер, добавляя, что в мире не существует перевозчиков без собственного подвижного состава.

В октябре эта идея нашла отражение в письме В.Якунина премьер-министру Дмитрию Медведеву. Там уточнялось, что если РЖД получит 160 тыс. полувагонов – время оборота вагонов вырастет в 4 раза, что обеспечит уровень погрузки 3,6 млн тонн в сутки. По мнению В.Якунина, из существующих сейчас 1,2 млн вагонов на сети РЖД 290 тыс. – лишние.

Позже это предложение обсуждалось на одном из заседаний открытого правительства. Между тем, пока это все остается на уровне дискуссии. Чиновники не могут просто взять и заставить операторов отдать свои вагоны госмонополии. Поэтому последняя вынуждена придумывать новые и более заманчивые варианты. Но дело не только в том, как внешне выглядит предложение. Операторы в принципе достаточно недоверчиво относятся к любым инициативам РЖД, и их можно понять.

Но терпение госмонополии не безгранично. Поняв, что с операторами – особенно небольшими – невозможно договориться, РЖД могут использовать и более жесткий вариант: пролоббировать законодательные инициативы, убирающие с рынка мелких игроков. В этом помогут крупные операторы. Например, в июле прошлого года ПГК, ФГК, «Нефтетранссервис», «Русагротранс» и Rail Garant вышли с инициативой ограничить выдачу номеров для вагонов и приписать их к станциям, «исходя из возможностей инфраструктуры». РЖД поддержало эту идею, а вот НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» назвал эту меру «нерыночной». В настоящий момент она не реализована.

 

Лишние вагоны

Ряд показателей на сети РЖД в последние годы действительно ухудшился. Так, участковая скорость грузового поезда упала с 41,2 км/ч в 2010-м до 36 км/ч в 2012-м (последние опубликованные данные). А оборот вагонов вырос с 13,44 суток до 15,49 за те же два года. Причем участковая скорость – это еще оптимистичный показатель. Правильнее же брать быстроту доставки. А она сократилась с 282 км в сутки до 217. Другими словами, если представить, что поезд нигде не стоит, а все время едет, то его скорость снизилась примерно с 12 км/ч до 9 км/ч.

РЖД во всем винят как раз переизбыток вагонов. «Действия многочисленных собственников подвижного состава нескоординированы, а применяемые методы планирования работы порожних вагонопотоков часто неэффективны», – сказано в отчете компании за 2012 год. По мнению госмонополии, одна из проблем – нормативные акты в сфере железнодорожных перевозок были приняты еще до 2003 года, то есть до создания ОАО «РЖД», и сейчас они устарели.

В итоге замедляется оборот грузовых вагонов, растет доля порожнего пробега, значительно снижается число сдвоенных грузовых операций, увеличивается нагрузка на инфраструктуру. Особенно заметны все проблемы стали на фоне скачка грузопотока на Восток, ставшего следствием бурного развития Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Темпы роста вагонного парка в 3,5 раза опережают темпы роста перевозочной работы. На 31 декабря 2012 года парк российских грузовых вагонов составил 1156,6 тыс. единиц. Оптимальная потребная численность вагонов уже превышена на 28%, а это 258,6 тыс. лишних вагонов», – резюмируют в отчете РЖД. Как мы помним, к осени 2013-го объем лишнего парка, в представление В.Якунина, вырос до 290 тыс. единиц.

Только ли переизбыток вагонов на самом деле является причиной всех бед? Весьма сомнительно. Наверное, в последние годы, особенно после дефицита полувагонов, операторы действительно слишком активно закупали подвижной состав, и сейчас число вагонов превышает потребности экономики. Однако также очевидно, что развитие железнодорожной инфраструктуры значительно отстает от этих потребностей. И, совершенно точно, это вина не операторов, а РЖД.

Кстати, еще одной проблемой, по мнению участников рынка, является большое количество старых и морально устаревших вагонов с плохими эксплуатационными показателями. «Улучшение эксплуатационных характеристик парка позволит участникам перевозочного процесса транспортировать большие объемы грузов, используя меньшее количество вагонов, тем самым увеличивая провозную способность инфраструктуры», – полагает ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Игорь Скок.

Однако собственники не спешат приобретать инновационную технику, поскольку стоимость таких вагонов зачастую на 20% выше, чем вагонов старого образца. Выходом из ситуации могло бы стать субсидирование государством лизинговых платежей за приобретенную инновационную технику.

 

Морские порты №2 (2014)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове Поисково-спасательное судно и морской буксир могут войти в состав сил новой военно-морской базы укра...

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...