Вторая попытка

Ж/Д транспорт

РЖД не оставляет надежды вернуть себе весь вагонный парк

Пару лет назад ОАО «РЖД» призывало операторов железнодорожного подвижного состава сдавать вагоны в аренду по ставкам ниже рыночных. Непонятно, на что рассчитывали в госмонополии – предложением заинтересовалась только дочерняя «Вторая грузовая компания». Сейчас у этой идеи открылось «второе дыхание»: РЖД предлагают отдавать вагоны в некий обезличенный парк, уверяя, что таким образом сократится их порожний пробег. Операторы пока не верят.

Татьяна Лозовая

 

Заманчивое предложение

В конце февраля ОАО «РЖД» обратилось к операторам грузовых железнодорожных вагонов с публичной офертой. Суть ее – в сильно упрощенном виде – рассмотрим на конкретном примере.

Допустим, у компании есть десять вагонов, приехавших с углем из Кузбасса на Дальний Восток. Вагоны эти нужны в Кузбассе, а в Приморье для них нет подходящего груза. Раньше они могли долго простаивать на припортовых станциях, ожидая груза в попутном направлении, или сразу ехать обратно в Сибирь, совершая длительный порожний пробег.

Теперь же РЖД предлагают забрать себе эти вагоны сразу после выгрузки, обезличив их и сделав частью инвентарного парка, а взамен в Кузбассе компания получит другие вагоны – тоже из обезличенного парка. Оператор должен заплатить РЖД за каждый полученный вагон 118 рублей (100 рублей – стоимость услуги, 18 рублей – НДС).

Речь идет только о полувагонах и теоретически все это выглядит привлекательно. «Целью документа является улучшение эксплуатационных характеристик использования подвижного состава (полувагонов) в части сокращения его оборота и порожнего пробега. ОАО «РЖД» берет на себя обязанность по оптимизации логистики доставки порожних вагонопотоков к местам погрузки, по сокращению простоя вагонов на станциях погрузки/выгрузки, а также по уменьшению затрат операторов на перевозку порожних вагонов. Договор заключается на основе публичной оферты, к которой может присоединиться любой владелец подвижного состава. Одним из его условий является обязанность вновь присоединившихся операторов и владельцев вагонов заключать с уже присоединившимися лицами договоры взаимного пользования вагонов, определяющих механизмы взаиморасчетов за пользование вагонами чужой собственности, оплату порожнего пробега вагона под чужие перевозки и прочие финансовые условия», – говорится в сообщении госмонополии.

Схему, лежащую в основе публичной оферты, РЖД разработали совместно с ОАО «Федеральная грузовая компания» (ФГК). Только ФГК пока официально и присоединилась к ней, передав в обезличенный парк 114 тыс. вагонов. В РЖД уже отметили, что ранее компания достигала максимальной загрузки парка именно в тот период, когда он был передан в аренду госмонополии. Сейчас довольны и некоторые клиенты.

Так, портал «РЖД-Партнер» цитирует начальника управления автомобильного и железнодорожного транспорта ООО «Липецкая трубная компания «Свободный Сокол» Игоря Буцких: «Улучшение качества работы ФГК, первой подписавшей договор с РЖД, очевидно. В первую очередь, ужесточился контроль за оборотом вагонов и повысилась оперативность их подачи».

В самой ФГК уверены, что со временем операторы оценят перспективы проекта, хотя сначала и отнесутся к нему с недоверием. «Но в процессе отработки технологических аспектов взаимодействия сторон и получения первых положительных результатов <…> популярность технологического аутсорсинга будет стабильно возрастать», – отмечает заместитель генерального директора ОАО «ФГК» Юлия Лощакова.

 

Если отвечать, то рублем

На сегодняшний день никто из операторов кроме ФГК, стопроцентной «дочки» РЖД, заманчивость оферты не оценил. По мнению генерального директора ИА «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, предложенная схема выгодна крупным операторам – ФГК и ПГК, потому что у них много старых вагонов. А вот небольшим и средним компаниям резона нет, поскольку порожний пробег у них не такой большой. Впрочем, пока и о желании «Первой грузовой компании» принять оферту ничего не известно.

А вот представитель Globaltrans рассказал «Ведомостям», что группа не собирается подписывать соглашение с РЖД. По его словам, Globaltrans заинтересована в самостоятельном управлении парком вагонов и повышении эффективности перевозок как с коммерческой, так и с технологической точки зрения.

По мнению исполнительного директора СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Дмитрия Королева, оферта РЖД требует доработки. Эксперт согласен, что сложившаяся сегодня ситуация требует кардинальных мер – в плане улучшения взаимодействия операторов и перевозчика. Однако если следовать логике РЖД, то получается, что оператор, несущий ответственность перед грузоотправителем за обеспечение того подвижным составом, фактически передает эти компетенции третьему лицу, то есть РЖД. Другими словами, оператор, отвечая (зачастую рублем!) за своевременную доставку вагонов под погрузку, теряет возможность контролировать это, отдав перегонку «порожняка» на откуп РЖД. При этом не совсем понятно, каким образом контролировать госмонополию.

В партнерстве подчеркивают, что именно эта часть оферты – финансовая ответственность ОАО «РЖД» за своевременный и полный подвод составов на станцию погрузки – требует особенно тщательной проработки.

Вызывает вопросы и тот факт, что каждый вновь присоединившийся оператор должен заключать типовые договоры с другими участниками соглашения. Разумнее было бы предусмотреть индивидуальный порядок.

И даже если решить все эти проблемы – остается главный вопрос: как быть с тем фактом, что у одних операторов вагоны новее и, возможно, выше качеством? Ведь они все равно станут частью обезличенного парка, а груз повезут в тех вагонах, что достанутся. Вспомним про участившиеся аварии из-за излома боковых рам тележек вагонов. Кто будет отвечать в таком случае – оператор, реальный собственник или РЖД как управляющий обезличенным парком? 

 

Последствия реформирования

РЖД далеко не в первый раз пытаются вернуть вагоны под свое управление. В 2012 году госмонополия предлагала операторам сдавать подвижной состав в аренду по ставке 1003 руб./сутки. Таким образом она пыталась решить проблему невывоза грузов (железнодорожные «пробки» в тот год образовались в Кузбассе и на подходе к портам).

Однако рыночная цена аренды тогда равнялась 1600-1800 рублей, и никто из частников предложение РЖД не оценил. Вагоны сдала только ФГК (до осени 2012 года – ОАО «Вторая грузовая компания»). Летом 2013 года госмонополия вернула подвижной состав. Впрчем, попытки аренды не прекратились.

В сентябре прошлого года президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявлял в интервью агентству Bloomberg, что у него «зреет осознание» ошибки «в решении о стопроцентной приватизации подвижного состава». Тогда глава госмонополии говорил о необходимости вернуть РЖД – в собственность или на правах аренды – 30% парка полувагонов или около 360 тыс. штук. «Мы не можем провезти груз во многом из-за того, что дислокация частных вагонов не соответствует потребности перевозимых грузов», – пояснял топ-менеджер, добавляя, что в мире не существует перевозчиков без собственного подвижного состава.

В октябре эта идея нашла отражение в письме В.Якунина премьер-министру Дмитрию Медведеву. Там уточнялось, что если РЖД получит 160 тыс. полувагонов – время оборота вагонов вырастет в 4 раза, что обеспечит уровень погрузки 3,6 млн тонн в сутки. По мнению В.Якунина, из существующих сейчас 1,2 млн вагонов на сети РЖД 290 тыс. – лишние.

Позже это предложение обсуждалось на одном из заседаний открытого правительства. Между тем, пока это все остается на уровне дискуссии. Чиновники не могут просто взять и заставить операторов отдать свои вагоны госмонополии. Поэтому последняя вынуждена придумывать новые и более заманчивые варианты. Но дело не только в том, как внешне выглядит предложение. Операторы в принципе достаточно недоверчиво относятся к любым инициативам РЖД, и их можно понять.

Но терпение госмонополии не безгранично. Поняв, что с операторами – особенно небольшими – невозможно договориться, РЖД могут использовать и более жесткий вариант: пролоббировать законодательные инициативы, убирающие с рынка мелких игроков. В этом помогут крупные операторы. Например, в июле прошлого года ПГК, ФГК, «Нефтетранссервис», «Русагротранс» и Rail Garant вышли с инициативой ограничить выдачу номеров для вагонов и приписать их к станциям, «исходя из возможностей инфраструктуры». РЖД поддержало эту идею, а вот НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» назвал эту меру «нерыночной». В настоящий момент она не реализована.

 

Лишние вагоны

Ряд показателей на сети РЖД в последние годы действительно ухудшился. Так, участковая скорость грузового поезда упала с 41,2 км/ч в 2010-м до 36 км/ч в 2012-м (последние опубликованные данные). А оборот вагонов вырос с 13,44 суток до 15,49 за те же два года. Причем участковая скорость – это еще оптимистичный показатель. Правильнее же брать быстроту доставки. А она сократилась с 282 км в сутки до 217. Другими словами, если представить, что поезд нигде не стоит, а все время едет, то его скорость снизилась примерно с 12 км/ч до 9 км/ч.

РЖД во всем винят как раз переизбыток вагонов. «Действия многочисленных собственников подвижного состава нескоординированы, а применяемые методы планирования работы порожних вагонопотоков часто неэффективны», – сказано в отчете компании за 2012 год. По мнению госмонополии, одна из проблем – нормативные акты в сфере железнодорожных перевозок были приняты еще до 2003 года, то есть до создания ОАО «РЖД», и сейчас они устарели.

В итоге замедляется оборот грузовых вагонов, растет доля порожнего пробега, значительно снижается число сдвоенных грузовых операций, увеличивается нагрузка на инфраструктуру. Особенно заметны все проблемы стали на фоне скачка грузопотока на Восток, ставшего следствием бурного развития Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Темпы роста вагонного парка в 3,5 раза опережают темпы роста перевозочной работы. На 31 декабря 2012 года парк российских грузовых вагонов составил 1156,6 тыс. единиц. Оптимальная потребная численность вагонов уже превышена на 28%, а это 258,6 тыс. лишних вагонов», – резюмируют в отчете РЖД. Как мы помним, к осени 2013-го объем лишнего парка, в представление В.Якунина, вырос до 290 тыс. единиц.

Только ли переизбыток вагонов на самом деле является причиной всех бед? Весьма сомнительно. Наверное, в последние годы, особенно после дефицита полувагонов, операторы действительно слишком активно закупали подвижной состав, и сейчас число вагонов превышает потребности экономики. Однако также очевидно, что развитие железнодорожной инфраструктуры значительно отстает от этих потребностей. И, совершенно точно, это вина не операторов, а РЖД.

Кстати, еще одной проблемой, по мнению участников рынка, является большое количество старых и морально устаревших вагонов с плохими эксплуатационными показателями. «Улучшение эксплуатационных характеристик парка позволит участникам перевозочного процесса транспортировать большие объемы грузов, используя меньшее количество вагонов, тем самым увеличивая провозную способность инфраструктуры», – полагает ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий Игорь Скок.

Однако собственники не спешат приобретать инновационную технику, поскольку стоимость таких вагонов зачастую на 20% выше, чем вагонов старого образца. Выходом из ситуации могло бы стать субсидирование государством лизинговых платежей за приобретенную инновационную технику.

 

Морские порты №2 (2014)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США В административной  столице штата Луизиана (США) 4-6 декабря состоялось заседание ...

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме 100-я сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации в штаб-квартире ИМО ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России Крупнейший в мире дизельный ледокольный флот ФГУП «Росморпорт», в составе которого 35 ледоколов разл...

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года На минувшей неделе, 03.12.2018 года в 24 час 00 мин по московскому времени Кандалакшский МТП постави...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...