Круглый лес: экспорт преткновения

Грузовая база
Круглый лес: экспорт преткновения

В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометров, из которых на экспорт было отправлено лишь 18,9 млн кубометров – на 1% меньше, чем в предыдущем году. Тенденция роста объемов производства и сокращения экспорта «кругляка» продолжится и в дальнейшем: планируется, что к 2030 году на экспорт будет отправляться не более 6% заготавливаемого в стране объема вместо нынешних 8%. Впрочем, доля экспорта может сократиться еще больше с учетом повышения в 2019 году экспортных пошлин на вывоз круглого леса с 25% до 40% и дальнейшего планируемого повышения до 60% и 80% в 2020 и 2021 годах соответственно. А в случае если будет принят внесенный в начале этого года в Госдуму законопроект о полном запрете экспорта необработанной древесины – и вовсе сойти на нет.

Ограничение экспорта – одна из мер, предпринимаемых государством для стимулирования глубокой переработки древесины внутри страны. Но эксперты считают, что чрезмерное увлечение протекционизмом может привести к снижению объемов лесозаготовок и закрытию ряда мелких и средних лесозаготовительных предприятий, не говоря уже о потере для России стратегически важных рынков сбыта.

Галина Музлова

Рост производства

В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России составил 236 млн кубометров, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 8% (рис. 1). Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост показателя, достигнутый на сегодня объем лесозаготовки ниже уровня 1990 года (300 млн кубометров), а также меньше потенциально возможного объема: по оценкам экспертов E&Y, сегодня осваивается не более 30% от допустимого объема изъятия древесины, что связано со сложившейся в стране экстенсивной моделью лесопользования.

Рис. 1. Производство и экспорт круглого леса в России, 2010-2018 гг.

Источник: FAOSTAT.

И хотя на долю России приходится пятая часть всей площади лесов в мире, по выпуску круглого леса наша страна находится на пятом месте с долей 6%, уступая США, где объем заготовки вдвое превышает российский, а также Китаю, Индии и Бразилии. Общий вклад лесопромышленного комплекса в экономику России оценивается в пределах 1% от ВВП.

Лесозаготовку на территории РФ осуществляют как отдельные средние и мелкие предприятия, так и лесозаготовительные подразделения, входящие в состав вертикально интегрированных холдингов и удовлетворяющие 40-60% их сырьевых потребностей. На предприятия с объемом заготовки древесины до 50 тыс. кубометров в год приходится примерно треть всей заготовки древесины. Эти предприятия составляют 93% от общего количества лесозаготовительных предприятий страны.

Лидер российской лесной промышленности группа «Илим» является крупнейшей лесозаготовительной компанией в России и в Европе и занимает шестое место в мире. Также в число гигантов, имеющих в составе лесозаготовительные подразделения, входят «Монди СЛПК», Segezha Group, группа «Свеза», «Архангельский ЦБК» и ГК «Титан».

В 2018 году выручка компаний – лидеров отрасли заметно выросла. Например, у группы «Илим» она выросла более чем на 40% и составила 155,7 млрд рублей (в 2017 г. – 110 млрд рублей).

Снижение экспорта

На фоне роста объемов производства экспорт круглого леса из России в последние годы снижался и по итогам 2018 года составил 18,9 млн кубометров. Доля экспорта в объеме выпуска круглого леса за 2010-2018 годы упала с 15% до исторического минимума – 7,8% (рис. 1). Круглый лес занимает существенную долю российского лесного экспорта, но не преобладает в нем – первое место по объемам экспорта занимает продукция первичной переработки древесины.

Более половины экспорта круглого леса из России сегодня уходит в Китай, на втором месте Финляндия с долей 20%. На остальные страны – Швецию, Германию, Японию, Казахстан, Узбекистан и другие страны приходятся доли 1,5-2% и меньше.

Азиатский вектор экспорта хорошо прослеживается и в структуре перевалки лесных грузов через морские порты России – в 2018 году через порты Дальневосточного бассейна было перевалено почти 60% общего объема. На втором месте по объемам перевалки с большим отрывом находились порты Балтийского бассейна (рис. 2).

Рис. 2. Перевалка лесных грузов через морские порты РФ по бассейнам в 2018 г.

Источник: Статистика АСОП.

Помимо перевалки через порты, значительные объемы лесных грузов, включая круглый лес, отправляются в Китай по железной дороге, причем относительно новой тенденцией является рост объемов перевозок в контейнерах. По данным ОАО «РЖД», в 2018 году на экспорт было вывезено свыше 5 млн тонн лесных грузов, рост составил 50% к аналогичному показателю 2017 года. Доля контейнерных экспортных отправок лесных грузов в Китай в 2018 году составила 18,5% в сравнении с 10,7% годом ранее. В 2019 году ОАО «РЖД» также ожидает сохранения роста данной тенденции, чему будет способствовать продление на 2019 год действия понижающего коэффициента 0,928 на экспортные перевозки контейнеров через погранпереходы Забайкальск и Наушки.

В 2018 году произошло увеличение экспорта продукции деревопереработки по всей номенклатуре: по сегменту фанеры прирост составил 8%, ДСП – 15%, ДВП – 10%, целлюлозно-бумажной продукции – 6%, – в результате стоимостный объем экспорта продукции лесного комплекса РФ вырос до $11 млрд по сравнению с $9 млрд в 2017 году. Внутренний рынок при этом демонстрировал рост спроса на круглый лес.

Эти тенденции были в свою очередь обусловлены мерами Правительства РФ, направленными как на сокращение экспорта необработанной древесины, так и на стимулирование внутреннего рынка к переработке сырьевых ресурсов (например, обрабатывающим компаниям были предоставлены пониженные ставки по кредитам и освобождение от уплаты НДС при ввозе технологического оборудования, аналогов которому нет в России). Это позволило ряду предприятий по переработке древесины модернизировать производство и расширить производственные мощности и инициировало появление новых инвестпроектов в отрасли.

Ограничение пошлинами

В июле 2007 года пошлины на экспорт круглого леса из России были подняты с 6,5% до 10%, через год – увеличены до 25%. После этого экспорт круглого леса резко упал – с 50 млн до 35 млн кубометров в 2008 году и до 19,8 млн кубометров в 2009 году, когда протекционистские меры наложились на мировой финансовый кризис.

В 2009 году пошлины планировалось поднять до уровня заградительных – 80%, однако это решение было заморожено, а после вступления России в ВТО размер пошлин был скорректирован в соответствии с требованиями этой организации и снизился примерно вдвое в рамках обязательных экспортных квот (до 7-13% от цены), а сверх этих объемов остались на уровне 25%.

Вследствие этого рентабельность поставок деловой древесины за рубеж оказалась минимальной и экспортные отгрузки стали падать. Особенно это было заметно на основном направлении экспорта – в страны АТР. Сегодня дальневосточные компании признают, что за последние 10 лет потеряли до 50% поставок на китайском направлении, почти полностью был потерян рынок Японии. В результате освободившуюся нишу в этих странах заняли лесозаготовители Канады, США, Австралии и стран Европы.

С 1 января 2019 года для предприятий, не имеющих деревообрабатывающих мощностей и не получивших квот на экспорт, была введена пошлина на экспорт круглого леса в размере 40%. При этом для предприятий, имеющих деревообработку, была установлена квота с пошлиной 25% против 6,5%, действовавшей ранее. В 2020 году пошлину планируется поднять до 60%, в 2021 году – до 80%, то есть фактически выйти на запретительный уровень.

Слово о запрете

Текущий год, помимо повышения экспортных пошлин на круглый лес, оказался примечательным для лесной отрасли еще законодательной инициативой по полному запрету вывоза необработанного и минимально обработанного леса из России – соответствующий законопроект был внесен в Госдуму РФ в конце февраля 2019 года и предусматривает долгосрочный запрет экспорта «кругляка» до 2035 года. Поскольку прямой запрет на продажу леса противоречил бы нормам ВТО, в документе содержится запрет на заготовку древесины в целях экспорта.

По замыслу инициаторов, законопроект призван решить проблемы воспроизводства лесов, незаконных вырубок и способствовать развитию деревообрабатывающей промышленности. Однако игроки отрасли отмечают, что благие намерения могут «выйти боком» для отрасли – создать ряд негативных последствий.

Так, по мнению руководителей АО «Тернейлес» (перерабатывает 60% объема заготавливаемого леса, остальные 40% отправляет на экспорт без переработки), прекращать экспорт круглого леса нет смысла, так как освоить весь объем лесозаготовки внутри страны в обозримой перспективе невозможно. По оценкам компании, уже сегодня на внутреннем рынке наблюдается избыток предложения древесного сырья, а запрет экспорта его усилит, что приведет к затовариванию внутреннего рынка и падению цен.

Также участники рынка опасаются, что эмбарго повлечет за собой волну банкротств мелких и средних лесозаготовительных компаний. Особенно острой эта проблема станет для Дальнего Востока, где объемы заготовки леса значительны, крупных лесоперерабатывающих предприятий мало, емкость внутреннего рынка невелика, из-за чего доля круглого леса, отправляемого на экспорт, составляет до 50% его заготовки (для сравнения: в СЗФО показатель находится в пределах 12-14%, в Сибирском ФО – 10%).

По мнению специалистов компании «Приморсклеспром», развитие переработки в ДФО осложняется разнообразием пород деревьев, под обработку каждого из которых нужно свое оборудование. С учетом закупки нового оборудования себестоимость переработанного леса будет очень высокой, что создаст проблемы с его сбытом. По оценкам «Приморсклеспрома», в случае запрета экспорта необработанной древесины только в одном Приморском крае могут перестать существовать около 100 лесозаготовительных компаний и связанных с ними поселков.

Аналитики Lesprom Network обращают внимание на то, что в случае запрета экспорта проблемы могут возникнуть также у компаний, которые только начинают реализовывать проекты по переработке древесины, так как на этапе строительства завода инвестор, как правило, возвращает часть вложений за счет экспорта круглого леса. Плюс к этому отдельные проекты в лесозаготовительной отрасли были изначально запланированы как ориентированные на экспорт (например, бизнес-план ООО «ДВК-ВУД Лесозаготовка» строился с учетом отправки 50% продукции на экспорт в Китай и Южную Корею). Теперь реализация таких проектов под большим вопросом. Причем отрицательно на состоянии дел в отрасли сказывается даже само обсуждение подобных законопроектов – компании сворачивают инвестиционную деятельность, а зарубежные заказчики ищут замену российским контрактам.

Повышение пошлин уже привело к потере нескольких рынков сбыта, полный же запрет экспорта (пусть даже временный) приведет к утрате Россией экспортных позиций в этом сегменте, восстановить которые впоследствии будет крайне сложно. Так, Китай кроме России закупает круглый лес в Северной Америке, Малайзии, Австралии, Северной Корее и странах Африки. То есть в случае запрета экспорта «кругляка» из России китайские промышленники пострадают не так сильно, как российские.

Наконец, призванный решить проблему незаконных вырубок леса законопроект не гарантирует устранения данной проблемы, так как не предполагает ужесточения контроля над вырубками леса. Без этого, по мнению аналитиков Lesprom Network, «черные лесорубы» будут продолжать продавать лес на местном рынке, поскольку сами экспортом не занимаются (см. «Запрет экспорта не решит проблему незаконной вырубки лесов»).

Таким образом очевидно, что полный запрет экспорта скорее отрицательно скажется на отрасли, чем будет способствовать ее развитию, и участники рынка надеются, что эта инициатива не будет поддержана. В этом случае, согласно Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной в сентябре 2018 года, наблюдаемые сегодня тенденции в развитии лесной отрасли продолжатся: уровень заготовки леса в круглом виде к 2030 году должен вырасти до 286,1 млн кубометров, а экспорт – снизиться до 17,6 млн кубометров, что составит всего 6% его выпуска. Так или иначе, оптимальные условия для развития отрасли могут быть созданы при умеренном ограничении вывоза сырья в сочетании с мерами по стимулированию глубокой переработки древесины и созданию новых производств.

Запрет экспорта не решит проблему незаконной вырубки лесов

По данным Рослесхоза, объем незаконных рубок в 2018 году превысил 1 млн кубометров (менее 1% объема заготовки), а ущерб от них составил более 12 млрд рублей. При этом более половины незаконных лесных рубок приходится на Иркутскую область. Есть и другие оценки, согласно которым в России нелегально заготавливается от 10-15% леса до 40% и выше.

Эксперты отмечают, что запрет экспорта необработанной древесины, названный в Совете Федерации РФ крайней мерой борьбы с незаконными рубками леса, может и не справиться с этой проблемой. Более того, эмбарго может спровоцировать уход в нелегальную сферу еще большего числа лесорубов и привести к появлению новых схем на таможне – например, экспортером круглого леса в Китай вместо России «неожиданно» станет Казахстан.

Более эффективными мерами борьбы с незаконными рубками леса эксперты отрасли называют создание систем мониторинга лесных территорий и систем контроля происхождения древесины.

Морские порты №5 (2019)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Эксперт: проблема отсутствия российского софта для корабелов с каждым годом усугубляется

Эксперт: проблема отсутствия российского софта для корабелов с каждым годом усугубляется 10 различных отечественных ОС и инженеры-мастера SolidWorks только усложняют положение

В Москве прошла ежегодная встреча операторов шельфовых проектов со своими подрядчиками

В Москве прошла ежегодная встреча операторов шельфовых проектов со своими подрядчиками 5 декабря состоялась 14 ежегодная конференция «Подряды на нефтегазовом шельфе» (Нефтегазшельф-20...

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства Первый шаг к решению масштабной задачи уже сделан

Правительство установит порядок использования судов под иностранным флагом для каботажа

Правительство установит порядок использования судов под иностранным флагом для каботажа Это поможет в реализации нефтегазовых проектов и обеспечении территорий Крайнего Севера и Дальнего В...

Морские порты

После обысков ФСБ вернула «Мурманскому морскому рыбному порту» 350 кг изъятой рыбы

После обысков ФСБ вернула «Мурманскому морскому рыбному порту» 350 кг изъятой рыбы Претензий нет

2,4 млн рублей долга по аренде намерен взыскать Росморпорт у Находкинского торгового порта

2,4 млн рублей долга по аренде намерен взыскать Росморпорт у Находкинского торгового порта

Ранее с компанией пытались расторгнуть договор аренды из-за угольной пыли





Морской транспорт

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций Сингапурцы и корейцы отказываются помочь в обслуживании и «ставят палки в колеса»

До 2030 года «доживет» только один из ныне действующих ледоколов «Атомфлота»

До 2030 года «доживет» только один из ныне действующих  ледоколов «Атомфлота» Советских «старичков» остановят

Речной транспорт

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения Благодаря новому земснаряду

В Нижнем Новгороде «полетят» над водой: два «Валдай 45Р» переданы заказчику

В Нижнем Новгороде «полетят» над водой: два «Валдай 45Р» переданы заказчику 2200 лошадиных сил на двоих

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров А также оптимизирует логистические цепочки

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...