Круглый лес: экспорт преткновения

Грузовая база
Круглый лес: экспорт преткновения

В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометров, из которых на экспорт было отправлено лишь 18,9 млн кубометров – на 1% меньше, чем в предыдущем году. Тенденция роста объемов производства и сокращения экспорта «кругляка» продолжится и в дальнейшем: планируется, что к 2030 году на экспорт будет отправляться не более 6% заготавливаемого в стране объема вместо нынешних 8%. Впрочем, доля экспорта может сократиться еще больше с учетом повышения в 2019 году экспортных пошлин на вывоз круглого леса с 25% до 40% и дальнейшего планируемого повышения до 60% и 80% в 2020 и 2021 годах соответственно. А в случае если будет принят внесенный в начале этого года в Госдуму законопроект о полном запрете экспорта необработанной древесины – и вовсе сойти на нет.

Ограничение экспорта – одна из мер, предпринимаемых государством для стимулирования глубокой переработки древесины внутри страны. Но эксперты считают, что чрезмерное увлечение протекционизмом может привести к снижению объемов лесозаготовок и закрытию ряда мелких и средних лесозаготовительных предприятий, не говоря уже о потере для России стратегически важных рынков сбыта.

Галина Музлова

Рост производства

В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России составил 236 млн кубометров, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 8% (рис. 1). Несмотря на наблюдаемый в последние годы рост показателя, достигнутый на сегодня объем лесозаготовки ниже уровня 1990 года (300 млн кубометров), а также меньше потенциально возможного объема: по оценкам экспертов E&Y, сегодня осваивается не более 30% от допустимого объема изъятия древесины, что связано со сложившейся в стране экстенсивной моделью лесопользования.

Рис. 1. Производство и экспорт круглого леса в России, 2010-2018 гг.

Источник: FAOSTAT.

И хотя на долю России приходится пятая часть всей площади лесов в мире, по выпуску круглого леса наша страна находится на пятом месте с долей 6%, уступая США, где объем заготовки вдвое превышает российский, а также Китаю, Индии и Бразилии. Общий вклад лесопромышленного комплекса в экономику России оценивается в пределах 1% от ВВП.

Лесозаготовку на территории РФ осуществляют как отдельные средние и мелкие предприятия, так и лесозаготовительные подразделения, входящие в состав вертикально интегрированных холдингов и удовлетворяющие 40-60% их сырьевых потребностей. На предприятия с объемом заготовки древесины до 50 тыс. кубометров в год приходится примерно треть всей заготовки древесины. Эти предприятия составляют 93% от общего количества лесозаготовительных предприятий страны.

Лидер российской лесной промышленности группа «Илим» является крупнейшей лесозаготовительной компанией в России и в Европе и занимает шестое место в мире. Также в число гигантов, имеющих в составе лесозаготовительные подразделения, входят «Монди СЛПК», Segezha Group, группа «Свеза», «Архангельский ЦБК» и ГК «Титан».

В 2018 году выручка компаний – лидеров отрасли заметно выросла. Например, у группы «Илим» она выросла более чем на 40% и составила 155,7 млрд рублей (в 2017 г. – 110 млрд рублей).

Снижение экспорта

На фоне роста объемов производства экспорт круглого леса из России в последние годы снижался и по итогам 2018 года составил 18,9 млн кубометров. Доля экспорта в объеме выпуска круглого леса за 2010-2018 годы упала с 15% до исторического минимума – 7,8% (рис. 1). Круглый лес занимает существенную долю российского лесного экспорта, но не преобладает в нем – первое место по объемам экспорта занимает продукция первичной переработки древесины.

Более половины экспорта круглого леса из России сегодня уходит в Китай, на втором месте Финляндия с долей 20%. На остальные страны – Швецию, Германию, Японию, Казахстан, Узбекистан и другие страны приходятся доли 1,5-2% и меньше.

Азиатский вектор экспорта хорошо прослеживается и в структуре перевалки лесных грузов через морские порты России – в 2018 году через порты Дальневосточного бассейна было перевалено почти 60% общего объема. На втором месте по объемам перевалки с большим отрывом находились порты Балтийского бассейна (рис. 2).

Рис. 2. Перевалка лесных грузов через морские порты РФ по бассейнам в 2018 г.

Источник: Статистика АСОП.

Помимо перевалки через порты, значительные объемы лесных грузов, включая круглый лес, отправляются в Китай по железной дороге, причем относительно новой тенденцией является рост объемов перевозок в контейнерах. По данным ОАО «РЖД», в 2018 году на экспорт было вывезено свыше 5 млн тонн лесных грузов, рост составил 50% к аналогичному показателю 2017 года. Доля контейнерных экспортных отправок лесных грузов в Китай в 2018 году составила 18,5% в сравнении с 10,7% годом ранее. В 2019 году ОАО «РЖД» также ожидает сохранения роста данной тенденции, чему будет способствовать продление на 2019 год действия понижающего коэффициента 0,928 на экспортные перевозки контейнеров через погранпереходы Забайкальск и Наушки.

В 2018 году произошло увеличение экспорта продукции деревопереработки по всей номенклатуре: по сегменту фанеры прирост составил 8%, ДСП – 15%, ДВП – 10%, целлюлозно-бумажной продукции – 6%, – в результате стоимостный объем экспорта продукции лесного комплекса РФ вырос до $11 млрд по сравнению с $9 млрд в 2017 году. Внутренний рынок при этом демонстрировал рост спроса на круглый лес.

Эти тенденции были в свою очередь обусловлены мерами Правительства РФ, направленными как на сокращение экспорта необработанной древесины, так и на стимулирование внутреннего рынка к переработке сырьевых ресурсов (например, обрабатывающим компаниям были предоставлены пониженные ставки по кредитам и освобождение от уплаты НДС при ввозе технологического оборудования, аналогов которому нет в России). Это позволило ряду предприятий по переработке древесины модернизировать производство и расширить производственные мощности и инициировало появление новых инвестпроектов в отрасли.

Ограничение пошлинами

В июле 2007 года пошлины на экспорт круглого леса из России были подняты с 6,5% до 10%, через год – увеличены до 25%. После этого экспорт круглого леса резко упал – с 50 млн до 35 млн кубометров в 2008 году и до 19,8 млн кубометров в 2009 году, когда протекционистские меры наложились на мировой финансовый кризис.

В 2009 году пошлины планировалось поднять до уровня заградительных – 80%, однако это решение было заморожено, а после вступления России в ВТО размер пошлин был скорректирован в соответствии с требованиями этой организации и снизился примерно вдвое в рамках обязательных экспортных квот (до 7-13% от цены), а сверх этих объемов остались на уровне 25%.

Вследствие этого рентабельность поставок деловой древесины за рубеж оказалась минимальной и экспортные отгрузки стали падать. Особенно это было заметно на основном направлении экспорта – в страны АТР. Сегодня дальневосточные компании признают, что за последние 10 лет потеряли до 50% поставок на китайском направлении, почти полностью был потерян рынок Японии. В результате освободившуюся нишу в этих странах заняли лесозаготовители Канады, США, Австралии и стран Европы.

С 1 января 2019 года для предприятий, не имеющих деревообрабатывающих мощностей и не получивших квот на экспорт, была введена пошлина на экспорт круглого леса в размере 40%. При этом для предприятий, имеющих деревообработку, была установлена квота с пошлиной 25% против 6,5%, действовавшей ранее. В 2020 году пошлину планируется поднять до 60%, в 2021 году – до 80%, то есть фактически выйти на запретительный уровень.

Слово о запрете

Текущий год, помимо повышения экспортных пошлин на круглый лес, оказался примечательным для лесной отрасли еще законодательной инициативой по полному запрету вывоза необработанного и минимально обработанного леса из России – соответствующий законопроект был внесен в Госдуму РФ в конце февраля 2019 года и предусматривает долгосрочный запрет экспорта «кругляка» до 2035 года. Поскольку прямой запрет на продажу леса противоречил бы нормам ВТО, в документе содержится запрет на заготовку древесины в целях экспорта.

По замыслу инициаторов, законопроект призван решить проблемы воспроизводства лесов, незаконных вырубок и способствовать развитию деревообрабатывающей промышленности. Однако игроки отрасли отмечают, что благие намерения могут «выйти боком» для отрасли – создать ряд негативных последствий.

Так, по мнению руководителей АО «Тернейлес» (перерабатывает 60% объема заготавливаемого леса, остальные 40% отправляет на экспорт без переработки), прекращать экспорт круглого леса нет смысла, так как освоить весь объем лесозаготовки внутри страны в обозримой перспективе невозможно. По оценкам компании, уже сегодня на внутреннем рынке наблюдается избыток предложения древесного сырья, а запрет экспорта его усилит, что приведет к затовариванию внутреннего рынка и падению цен.

Также участники рынка опасаются, что эмбарго повлечет за собой волну банкротств мелких и средних лесозаготовительных компаний. Особенно острой эта проблема станет для Дальнего Востока, где объемы заготовки леса значительны, крупных лесоперерабатывающих предприятий мало, емкость внутреннего рынка невелика, из-за чего доля круглого леса, отправляемого на экспорт, составляет до 50% его заготовки (для сравнения: в СЗФО показатель находится в пределах 12-14%, в Сибирском ФО – 10%).

По мнению специалистов компании «Приморсклеспром», развитие переработки в ДФО осложняется разнообразием пород деревьев, под обработку каждого из которых нужно свое оборудование. С учетом закупки нового оборудования себестоимость переработанного леса будет очень высокой, что создаст проблемы с его сбытом. По оценкам «Приморсклеспрома», в случае запрета экспорта необработанной древесины только в одном Приморском крае могут перестать существовать около 100 лесозаготовительных компаний и связанных с ними поселков.

Аналитики Lesprom Network обращают внимание на то, что в случае запрета экспорта проблемы могут возникнуть также у компаний, которые только начинают реализовывать проекты по переработке древесины, так как на этапе строительства завода инвестор, как правило, возвращает часть вложений за счет экспорта круглого леса. Плюс к этому отдельные проекты в лесозаготовительной отрасли были изначально запланированы как ориентированные на экспорт (например, бизнес-план ООО «ДВК-ВУД Лесозаготовка» строился с учетом отправки 50% продукции на экспорт в Китай и Южную Корею). Теперь реализация таких проектов под большим вопросом. Причем отрицательно на состоянии дел в отрасли сказывается даже само обсуждение подобных законопроектов – компании сворачивают инвестиционную деятельность, а зарубежные заказчики ищут замену российским контрактам.

Повышение пошлин уже привело к потере нескольких рынков сбыта, полный же запрет экспорта (пусть даже временный) приведет к утрате Россией экспортных позиций в этом сегменте, восстановить которые впоследствии будет крайне сложно. Так, Китай кроме России закупает круглый лес в Северной Америке, Малайзии, Австралии, Северной Корее и странах Африки. То есть в случае запрета экспорта «кругляка» из России китайские промышленники пострадают не так сильно, как российские.

Наконец, призванный решить проблему незаконных вырубок леса законопроект не гарантирует устранения данной проблемы, так как не предполагает ужесточения контроля над вырубками леса. Без этого, по мнению аналитиков Lesprom Network, «черные лесорубы» будут продолжать продавать лес на местном рынке, поскольку сами экспортом не занимаются (см. «Запрет экспорта не решит проблему незаконной вырубки лесов»).

Таким образом очевидно, что полный запрет экспорта скорее отрицательно скажется на отрасли, чем будет способствовать ее развитию, и участники рынка надеются, что эта инициатива не будет поддержана. В этом случае, согласно Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной в сентябре 2018 года, наблюдаемые сегодня тенденции в развитии лесной отрасли продолжатся: уровень заготовки леса в круглом виде к 2030 году должен вырасти до 286,1 млн кубометров, а экспорт – снизиться до 17,6 млн кубометров, что составит всего 6% его выпуска. Так или иначе, оптимальные условия для развития отрасли могут быть созданы при умеренном ограничении вывоза сырья в сочетании с мерами по стимулированию глубокой переработки древесины и созданию новых производств.

Запрет экспорта не решит проблему незаконной вырубки лесов

По данным Рослесхоза, объем незаконных рубок в 2018 году превысил 1 млн кубометров (менее 1% объема заготовки), а ущерб от них составил более 12 млрд рублей. При этом более половины незаконных лесных рубок приходится на Иркутскую область. Есть и другие оценки, согласно которым в России нелегально заготавливается от 10-15% леса до 40% и выше.

Эксперты отмечают, что запрет экспорта необработанной древесины, названный в Совете Федерации РФ крайней мерой борьбы с незаконными рубками леса, может и не справиться с этой проблемой. Более того, эмбарго может спровоцировать уход в нелегальную сферу еще большего числа лесорубов и привести к появлению новых схем на таможне – например, экспортером круглого леса в Китай вместо России «неожиданно» станет Казахстан.

Более эффективными мерами борьбы с незаконными рубками леса эксперты отрасли называют создание систем мониторинга лесных территорий и систем контроля происхождения древесины.

Морские порты №5 (2019)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

В Черном море отработали морской бой

В Черном море отработали морской бой Учения проходили в группах

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен «Морским судам быть!»

Российская экономика

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться В «Аэрофлоте» и РЖД - нет. По крайней мере, в ближайшие три года

Транспортная политика

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН Хребет Гаккеля обследовали тремя способами

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту»

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту» Исключительные технические характеристики позволят работать не хуже «коллег» с реакторами

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения Турки опасаются, что корабль идет в Сирию

Речной транспорт

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания Дело может исправить строительство новых плавдоков

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...