Развитие арктических портов России - Морские вести России

Развитие арктических портов России

01.05.2017

Севморпуть

АО «ЦНИИМФ» проведен анализ состояния портов и портового хозяйства на трассе Северного морского пути (СМП) за период с начала 90-х годов XX века до настоящего времени. Сформулированы задачи развития арктических портов и перегрузочных комплексов СМП на перспективу. В целях реализации «Транспортной стратегии России до 2030 г.» предлагается создать в северных регионах РФ, тяготеющих к трассе СМП, транспортно-логистические узлы.

О.М. Кудрявцев, к.в.н., специалист АО «ЦНИИМФ»;

Г.В. Лебедев, специалист АО «ЦНИИМФ»

С начала 90-х годов XX века портовый сектор России, как и другие отрасли экономики, оказался в глубоком системном кризисе. После перераспределения государственной собственности в ведении Министерства морского флота Российской Федерации осталась примерно половина производственных мощностей морской отрасли. Резкое сокращение производства, разрыв взаимных связей между регионами России и со многими внешнеторговыми партнерами привели к сильному спаду в морском портовом секторе страны. Грузооборот портов РФ в первой половине 90-х годов упал почти на 40%.

Правительством РФ была принята федеральная программа возрождения морской отрасли, рассчитанная на период 1993-2000 годов. Возникшие трудности с ее реальным выполнением привели к сокращению работ по программе почти вдвое. Из-за слабого государственного финансирования и откорректированный вариант был реализован лишь отчасти. В сфере портового хозяйства он был выполнен всего на 29%, причем только за счет реконструкции старых мощностей, а не нового строительства.

Основные портовые сооружения РФ были построены до 70-80-х годов прошлого века, и с того времени большинство из них капитально не ремонтировалось, строительство новых мощностей в портах практически не производилось.

Портовое хозяйство вдоль СМП (рис. 1) с годами также постепенно подверглось значительному физическому и моральному износу. Во всех северных портах и поселках, расположенных на побережье, весьма проблематичным стало инженерное обеспечение теплом, электроэнергией и пресной водой.

Рис. 1. Транспортный коридор «Северный морской путь»

Экономические реформы, проводимые в России в 90-е годы, отрицательно повлияли на эксплуатационную деятельность СМП. Регионы, тяготеющие к нему, в связи с ограничением государственной поддержки были вынуждены постепенно снижать и даже прекращать производственную деятельность. В результате объемы перевозок грузов по СМП существенно сократились. К 2004 году завоз грузов в Арктику морскими судами сократился в 6 раз, вывоз грузов – в 4 раза. Сквозное плавание судов по трассам СМП фактически прекратилось: за пять лет, с 1998 по 2003 год, в период навигации по СМП на Дальний Восток прошло только одно судно.

Это в полной мере коснулось и инфраструктуры арктических портов. Работа большинства из них оказалась убыточной, и в ряде портов и портовых пунктов портовая деятельность фактически прекратилась.

Арктические порты являются самым проблемным элементом инфраструктуры Арктической морской транспортной системы (АМТС), призванной обеспечивать развитие Арктической зоны РФ, в которой сосредоточены значительные запасы энергетических ресурсов, металлов, минеральных удобрений и леса.

Возросшее значение арктических портов отражено в «Транспортной стратегии России до 2030 года», предусматривающей резкое увеличение мощностей портов. В соответствии с планами освоения северных материковых и шельфовых нефтегазовых месторождений арктические порты и специализированные терминалы к 2020 году должны переваливать до 80 млн тонн, а к 2030 году – 110 млн тонн грузов1 (см. таблицу 1. Грузооборот портов за 2010-2013 гг.).

Табл. 1. Грузооборот портов за 2010-2013 гг.

Название порта

Грузооборот, тыс. тонн

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Анадырь

224,0

215,6

175,9

183,3

Архангельск

3 667,0

4 264,0

5 154,0

4 415,4

Варандей

7 510,2

4 010,6

3 147,9

5 381,7

Диксон

0

0

0

29,2

Дудинка

1 092,7

1 102,1

1 132,4

970,0

Мурманск

32 809,2

25 687,2

23 669,1

31 406,0

Певек

141,9

189,0

208,8

232

Провидения

26,8

22,5

18,7

21,3

Тикси

40,3

55,5

358,4

327,1

Эгвекинот

135,3

128,4

97,7

102,6

Основными задачами арктических портов и перегрузочных комплексов в настоящее время и в перспективе являются:

экспорт углеводородов и продукции горнодобывающей промышленности, обеспечение освоения и эксплуатации нефтегазовых месторождений, включая шельфовые;

обеспечение арктического транзита и обслуживание судов, работающих на трассах СМП;

обеспечение жизнедеятельности и развития арктических субъектов РФ, их внешнеторговых связей и туризма.

В настоящее время работа большинства арктических портов убыточна. На модернизацию технического оборудования портов в последние два десятилетия практически не выделялось средств. Причальные сооружения требуют капитального ремонта и реконструкции. Необходимо дноуглубление для приема современных судов.

К примеру, порт Тикси, являющийся базовым портом Республики Саха, ранее перегружавший свыше 800 тыс. тонн грузов в год, в 2010 году переработал всего 8 тыс. тонн и сократил численность персонала до 18 человек.

На сегодня инициатива бизнеса в развитии арктических специализированных портов и терминалов опережает инициативу исполнительной власти. Так, компанией «Лукойл» в Баренцевом море создан и успешно эксплуатируется нефтяной отгрузочный терминал «Варандей».

В июне 2008 года завершено строительство стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала, расположенного у порта Варандей, и начаты регулярные отгрузки нефти танкерами усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн. Расчетная пропускная способность терминала составляет 12 млн тонн в год.

В настоящее время добыча на месторождении Южное Хыльчую, с которого нефть поступает на терминал, стала падать. В связи с этим компания «Лукойл» изыскивает другие способы загрузки терминала. Существует несколько совместных проектов «Лукойла» с другими компаниями (ОАО «АНК «Башнефть» и др.).

На основе существующих прогнозов развития добычи нефти и с учетом умеренной волатильности спроса на рынке объем перевалки грузов через Варандейский отгрузочный терминал предполагается на уровне 8 млн тонн в год в 2020 и 2030 годах (рис. 2).

Рис. 2. Прогнозируемый объем перевалки сырой нефти через терминал «Варандей»

Источник: ЦНИИМФ

Полуостров Ямал – один из важнейших стратегических нефтегазоносных регионов России. Промышленное освоение месторождений Ямала и прилегающих к нему акваторий имеет принципиальное значение для обеспечения роста российской добычи газа в перспективе.

На основе имеющихся прогнозов добычи и планов создания производственных мощностей объем перевалки грузов через строящийся на полуострове порт Сабетта предполагается на уровне 23 млн тонн в 2020 году и

30 млн тонн в 2030 году (рис. 3).

Рис. 3. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Сабетта

Источник: ЦНИИМФ

В остальных портах Арктического бассейна (Амдерма, Анадырь, Беринговский, Диксон, Дудинка, Игарка, Мезень, Нарьян-Мар, Онега, Певек, Провидения, Тикси, Хатанга, Эгвекинот) реализация крупных инвестиционных проектов в краткосрочной перспективе не предусматривается. Однако эти порты являются составным звеном АМТС и должны получить государственную поддержку на создание промежуточных пунктов для обеспечения безопасности мореплавания и бункеровки транспортных судов, следующих по СМП.

По мере увеличения добычи природных ресурсов Севера и интенсивности судоходства следует ожидать притока инвестиций и повышения заинтересованности местных органов власти в развитии портового хозяйства не только для вывоза природных ресурсов, но и для завоза необходимой продукции для обеспечения жизнедеятельности людей в районах Крайнего Севера и внедрения новых технологий.

По результатам оценки состояния инфраструктуры арктических портов в целях транспортного обеспечения развития районов Крайнего Севера, внешнеторговых связей и арктического транзита предлагается:

Минтрансу России совместно с администрациями субъектов РФ и заинтересованными компаниями разработать Программу развития арктических портов вдоль трассы СМП, которая будет включена в государственную Программу развития Арктической зоны РФ;

рассмотреть целесообразность создания контейнерных терминалов и портовых особых экономических зон в отдельных базовых портах АМТС на примере портов Мурманск и Петропавловск-Камчатский с возможным привлечением инвестиций и контейнерного транзитного потока Японии, Китая, Южной Кореи;

ввиду строительства широтной железной дороги «Белкомур» (Архангельск – Сыктывкар – Гайны – Соликамск) построить новый базовый порт-хаб в западном секторе Арктики на Белом море в северной части губы Сухое море (глубоководный район Архангельского порта) с грузооборотом не менее 30-35 млн тонн в год;

в интересах безопасности мореплавания расширить участие Минтранса России и головных бассейновых администраций морских портов в выборе оптимальных мест строительства отгрузочных терминалов, создаваемых нефтегазовыми компаниями, и создании необходимых средств навигационного обеспечения.

В целях реализации «Транспортной стратегии России до 2030 года» и принятой «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденной президентом РФ 20 февраля 2013 года, необходимо создать в северных регионах РФ, тяготеющих к трассе СМП, транспортно-логистические узлы:

Кольский (Мурманск, Териберка);

Урало-Западно-Сибирский (Архангельск, Индига);

Ямальский нефтегазовый (Харасавэй, Сабетта, Новый Порт);

Норильско-Туруханский и Нижне-Енисейский (Игарка, Дудинка, Диксон);

Ленский (Якутск, Тикси);

Чукотско-Камчатский (Певек, Провидения, Петропавловск-Камчатский).

Развитие базовых портов АМТС – Мурманск, Архангельск и Петропав-ловск-Камчатский – следует рассматривать как создание портов-хабов, способствующих привлечению транзитных грузопотоков, росту контейнеризации перевозок, экономическому развитию регионов.

Финансирование проектирования и создания транспортных узлов должно осуществляться за счет федерального и регионального бюджетов, а также за счет частного капитала заинтересованных компаний.

1. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года, №Пр-1969.

Морские порты №5 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ