Развитие арктических портов России
01.05.2017
Севморпуть
АО «ЦНИИМФ» проведен анализ состояния портов и портового хозяйства на трассе Северного морского пути (СМП) за период с начала 90-х годов XX века до настоящего времени. Сформулированы задачи развития арктических портов и перегрузочных комплексов СМП на перспективу. В целях реализации «Транспортной стратегии России до 2030 г.» предлагается создать в северных регионах РФ, тяготеющих к трассе СМП, транспортно-логистические узлы.
О.М. Кудрявцев, к.в.н., специалист АО «ЦНИИМФ»;
Г.В. Лебедев, специалист АО «ЦНИИМФ»
С начала 90-х годов XX века портовый сектор России, как и другие отрасли экономики, оказался в глубоком системном кризисе. После перераспределения государственной собственности в ведении Министерства морского флота Российской Федерации осталась примерно половина производственных мощностей морской отрасли. Резкое сокращение производства, разрыв взаимных связей между регионами России и со многими внешнеторговыми партнерами привели к сильному спаду в морском портовом секторе страны. Грузооборот портов РФ в первой половине 90-х годов упал почти на 40%.
Правительством РФ была принята федеральная программа возрождения морской отрасли, рассчитанная на период 1993-2000 годов. Возникшие трудности с ее реальным выполнением привели к сокращению работ по программе почти вдвое. Из-за слабого государственного финансирования и откорректированный вариант был реализован лишь отчасти. В сфере портового хозяйства он был выполнен всего на 29%, причем только за счет реконструкции старых мощностей, а не нового строительства.
Основные портовые сооружения РФ были построены до 70-80-х годов прошлого века, и с того времени большинство из них капитально не ремонтировалось, строительство новых мощностей в портах практически не производилось.
Портовое хозяйство вдоль СМП (рис. 1) с годами также постепенно подверглось значительному физическому и моральному износу. Во всех северных портах и поселках, расположенных на побережье, весьма проблематичным стало инженерное обеспечение теплом, электроэнергией и пресной водой.
Рис. 1. Транспортный коридор «Северный морской путь»
Экономические реформы, проводимые в России в 90-е годы, отрицательно повлияли на эксплуатационную деятельность СМП. Регионы, тяготеющие к нему, в связи с ограничением государственной поддержки были вынуждены постепенно снижать и даже прекращать производственную деятельность. В результате объемы перевозок грузов по СМП существенно сократились. К 2004 году завоз грузов в Арктику морскими судами сократился в 6 раз, вывоз грузов – в 4 раза. Сквозное плавание судов по трассам СМП фактически прекратилось: за пять лет, с 1998 по 2003 год, в период навигации по СМП на Дальний Восток прошло только одно судно.
Это в полной мере коснулось и инфраструктуры арктических портов. Работа большинства из них оказалась убыточной, и в ряде портов и портовых пунктов портовая деятельность фактически прекратилась.
Арктические порты являются самым проблемным элементом инфраструктуры Арктической морской транспортной системы (АМТС), призванной обеспечивать развитие Арктической зоны РФ, в которой сосредоточены значительные запасы энергетических ресурсов, металлов, минеральных удобрений и леса.
Возросшее значение арктических портов отражено в «Транспортной стратегии России до 2030 года», предусматривающей резкое увеличение мощностей портов. В соответствии с планами освоения северных материковых и шельфовых нефтегазовых месторождений арктические порты и специализированные терминалы к 2020 году должны переваливать до 80 млн тонн, а к 2030 году – 110 млн тонн грузов1 (см. таблицу 1. Грузооборот портов за 2010-2013 гг.).
Табл. 1. Грузооборот портов за 2010-2013 гг.
Название порта |
Грузооборот, тыс. тонн | |||
---|---|---|---|---|
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |
Анадырь |
224,0 |
215,6 |
175,9 |
183,3 |
Архангельск |
3 667,0 |
4 264,0 |
5 154,0 |
4 415,4 |
Варандей |
7 510,2 |
4 010,6 |
3 147,9 |
5 381,7 |
Диксон |
0 |
0 |
0 |
29,2 |
Дудинка |
1 092,7 |
1 102,1 |
1 132,4 |
970,0 |
Мурманск |
32 809,2 |
25 687,2 |
23 669,1 |
31 406,0 |
Певек |
141,9 |
189,0 |
208,8 |
232 |
Провидения |
26,8 |
22,5 |
18,7 |
21,3 |
Тикси |
40,3 |
55,5 |
358,4 |
327,1 |
Эгвекинот |
135,3 |
128,4 |
97,7 |
102,6 |
Основными задачами арктических портов и перегрузочных комплексов в настоящее время и в перспективе являются:
• экспорт углеводородов и продукции горнодобывающей промышленности, обеспечение освоения и эксплуатации нефтегазовых месторождений, включая шельфовые;
• обеспечение арктического транзита и обслуживание судов, работающих на трассах СМП;
• обеспечение жизнедеятельности и развития арктических субъектов РФ, их внешнеторговых связей и туризма.
В настоящее время работа большинства арктических портов убыточна. На модернизацию технического оборудования портов в последние два десятилетия практически не выделялось средств. Причальные сооружения требуют капитального ремонта и реконструкции. Необходимо дноуглубление для приема современных судов.
К примеру, порт Тикси, являющийся базовым портом Республики Саха, ранее перегружавший свыше 800 тыс. тонн грузов в год, в 2010 году переработал всего 8 тыс. тонн и сократил численность персонала до 18 человек.
На сегодня инициатива бизнеса в развитии арктических специализированных портов и терминалов опережает инициативу исполнительной власти. Так, компанией «Лукойл» в Баренцевом море создан и успешно эксплуатируется нефтяной отгрузочный терминал «Варандей».
В июне 2008 года завершено строительство стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала, расположенного у порта Варандей, и начаты регулярные отгрузки нефти танкерами усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн. Расчетная пропускная способность терминала составляет 12 млн тонн в год.
В настоящее время добыча на месторождении Южное Хыльчую, с которого нефть поступает на терминал, стала падать. В связи с этим компания «Лукойл» изыскивает другие способы загрузки терминала. Существует несколько совместных проектов «Лукойла» с другими компаниями (ОАО «АНК «Башнефть» и др.).
На основе существующих прогнозов развития добычи нефти и с учетом умеренной волатильности спроса на рынке объем перевалки грузов через Варандейский отгрузочный терминал предполагается на уровне 8 млн тонн в год в 2020 и 2030 годах (рис. 2).
Рис. 2. Прогнозируемый объем перевалки сырой нефти через терминал «Варандей»
Источник: ЦНИИМФ
Полуостров Ямал – один из важнейших стратегических нефтегазоносных регионов России. Промышленное освоение месторождений Ямала и прилегающих к нему акваторий имеет принципиальное значение для обеспечения роста российской добычи газа в перспективе.
На основе имеющихся прогнозов добычи и планов создания производственных мощностей объем перевалки грузов через строящийся на полуострове порт Сабетта предполагается на уровне 23 млн тонн в 2020 году и
30 млн тонн в 2030 году (рис. 3).
Рис. 3. Прогнозируемый объем перевалки грузов через порт Сабетта
Источник: ЦНИИМФ
В остальных портах Арктического бассейна (Амдерма, Анадырь, Беринговский, Диксон, Дудинка, Игарка, Мезень, Нарьян-Мар, Онега, Певек, Провидения, Тикси, Хатанга, Эгвекинот) реализация крупных инвестиционных проектов в краткосрочной перспективе не предусматривается. Однако эти порты являются составным звеном АМТС и должны получить государственную поддержку на создание промежуточных пунктов для обеспечения безопасности мореплавания и бункеровки транспортных судов, следующих по СМП.
По мере увеличения добычи природных ресурсов Севера и интенсивности судоходства следует ожидать притока инвестиций и повышения заинтересованности местных органов власти в развитии портового хозяйства не только для вывоза природных ресурсов, но и для завоза необходимой продукции для обеспечения жизнедеятельности людей в районах Крайнего Севера и внедрения новых технологий.
По результатам оценки состояния инфраструктуры арктических портов в целях транспортного обеспечения развития районов Крайнего Севера, внешнеторговых связей и арктического транзита предлагается:
• Минтрансу России совместно с администрациями субъектов РФ и заинтересованными компаниями разработать Программу развития арктических портов вдоль трассы СМП, которая будет включена в государственную Программу развития Арктической зоны РФ;
• рассмотреть целесообразность создания контейнерных терминалов и портовых особых экономических зон в отдельных базовых портах АМТС на примере портов Мурманск и Петропавловск-Камчатский с возможным привлечением инвестиций и контейнерного транзитного потока Японии, Китая, Южной Кореи;
• ввиду строительства широтной железной дороги «Белкомур» (Архангельск – Сыктывкар – Гайны – Соликамск) построить новый базовый порт-хаб в западном секторе Арктики на Белом море в северной части губы Сухое море (глубоководный район Архангельского порта) с грузооборотом не менее 30-35 млн тонн в год;
• в интересах безопасности мореплавания расширить участие Минтранса России и головных бассейновых администраций морских портов в выборе оптимальных мест строительства отгрузочных терминалов, создаваемых нефтегазовыми компаниями, и создании необходимых средств навигационного обеспечения.
В целях реализации «Транспортной стратегии России до 2030 года» и принятой «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденной президентом РФ 20 февраля 2013 года, необходимо создать в северных регионах РФ, тяготеющих к трассе СМП, транспортно-логистические узлы:
• Кольский (Мурманск, Териберка);
• Урало-Западно-Сибирский (Архангельск, Индига);
• Ямальский нефтегазовый (Харасавэй, Сабетта, Новый Порт);
• Норильско-Туруханский и Нижне-Енисейский (Игарка, Дудинка, Диксон);
• Ленский (Якутск, Тикси);
• Чукотско-Камчатский (Певек, Провидения, Петропавловск-Камчатский).
Развитие базовых портов АМТС – Мурманск, Архангельск и Петропав-ловск-Камчатский – следует рассматривать как создание портов-хабов, способствующих привлечению транзитных грузопотоков, росту контейнеризации перевозок, экономическому развитию регионов.
Финансирование проектирования и создания транспортных узлов должно осуществляться за счет федерального и регионального бюджетов, а также за счет частного капитала заинтересованных компаний.
1. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 года, №Пр-1969.
Морские порты №5 (2016)