Добыча и экспорт российского угля требуют новых портовых мощностей

Грузовая база
Добыча и экспорт российского угля требуют новых портовых мощностей

Несмотря на кризис, в 2015 году добыча угля в России выросла, поставив новый постсоветский рекорд – почти 372 млн тонн, тогда как экспорт остался на уровне позапрошлого года – порядка 150 млн тонн. Стагнация экспорта в первую очередь связана с состоянием мирового рынка, который испытывает кризис перепроизводства со всеми вытекающими последствиями. Дополнительно усугубляет ситуацию рост себестоимости российского угля.

Тем не менее стратегические ориентиры российской угольной отрасли остаются прежними – к 2030 году планируется добывать 410-460 млн тонн и экспортировать до 205 млн тонн угля в год. Приоритетными рынками сбыта по-прежнему будут выступать страны АТР, и строительство новых экспортных терминалов уже идет или планируется главным образом в расчете на них. Правда, из-за возникших в результате кризиса проблем с финансированием отдельные проекты могут быть отложены...

Татьяна Дмитриева

Конкуренция выше, преимуществ меньше

В 2015 году добыча угля в России составила 371,7 млн тонн – это на 4% больше, чем в предыдущем году, и рекордный показатель за всю постсоветскую историю (рис. 1). Экспорт, который в предыдущие годы ежегодно рос на 5-15%, остался на уровне 2014 года – 151,4 млн тонн.

Рис. 1. Динамика добычи и экспорта угля в России, 2010-2015 гг.

Источник: Данные Росстата, ФТС

Характерной чертой российской угольной отрасли является высокая доля экспорта в общем объеме добычи (40%). Она сформировалась в конце 1990-х – начале 2000-х, когда в России наблюдалась стагнация внутреннего рынка угля, и государство начало активно стимулировать его экспорт в первую очередь посредством тарифной политики на железнодорожном транспорте. Это помогало преодолеть «неконкурентоспособные» расстояния по железной дороге от станций отправления в Кузбассе до портов и пограничных переходов, составляющие в среднем 4000-5000 км (для сравнения: у конкурентов России на мировом рынке они составляют не более 300-400 км). Себестоимость добычи российского угля при этом долгое время была одной из самых низких в мире как благодаря преобладанию открытого способа добычи угля, так и проведенной в 1990-е годы реструктуризации отрасли путем закрытия нерентабельных шахт.

Но сейчас наработанный резерв конкурентоспособности российской угледобычи постепенно исчерпывается. Это происходит в результате действия следующих факторов: роста зарплаты шахтеров, закупки новой (преимущественно импортной) техники, постройки новых и расширения старых угледобывающих мощностей, роста цен на электроэнергию и услуги частных операторов железнодорожных вагонов, появившихся в процессе реформы РЖД.

Одновременно с ростом себестоимости добычи российского угля мировые цены на уголь падают – после пиков 2008 и 2011 годов они вернулись на уровень многолетних минимумов (рис. 2). Так, тонна энергетического угля в мае 2015 года стоила $63, а в январе 2016 года – уже $46. Из-за такого резкого снижения цен российские угледобывающие предприятия были вынуждены работать на грани или за гранью рентабельности. Например, себестоимость добычи у СУЭК, по данным компании, составила в 2015 году $11, перевозка к портам по железной дороге – $19, перевалка – $4 за тонну и фрахт – $10 за тонну, итого – $44.

Рис. 2. Динамика мировых цен на уголь, 2005-2015 гг.

Источник: Bloomberg

В свою очередь, причиной снижения мировых цен на уголь стало перепроизводство (в Австралии, ЮАР, Колумбии и других странах-производителях) на фоне слабо растущего (в Китае, Японии, Индии) или снижающегося (в Европе и Северной Америке) спроса со стороны стран-импортеров.

В условиях падения мировых цен на уголь положение российских экспортеров несколько улучшилось с середины 2014 года благодаря девальвации – по крайней мере, это помогло сохранить экспортные объемы на прежнем уровне. Однако девальвационный эффект постепенно угасает, и текущий год, по прогнозам, будет для угольных компаний тяжелее из-за продолжающегося роста затрат и снижения спроса, в то время как мировые цены на уголь, согласно оценкам Wood Mackenzie, останутся низкими ($55-63 за тонну) в 2016 году и вплоть до 2018 года.

Таким образом, на мировом рынке угля конкурентные преимущества России постепенно ослабевают, тогда как конкуренция на этих рынках, напротив, становится все более жесткой.

Китай преткновения

В январе текущего года, по данным ЦДУ ТЭК, добыча угля в России составила 32,2 млн тонн, что на 3,3% больше по сравнению с январем 2015 года. Экспорт вырос на 6,6%, а поставки на внутренний рынок – на 2,2%.

При этом экспорт угля из России в Китай упал на 47%. Пока российским компаниям (в Китай уголь поставляют в основном СУЭК, «Мечел» и «Распадская») удалось компенсировать это падение увеличением отгрузок в другие азиатские страны и на внутренний рынок.

Так, Япония, на которую приходится существенная часть российских поставок угля за рубеж, стала увеличивать потребление угля вслед за изменениями структуры ее энергетической отрасли после аварии на АЭС «Фукусима» (снижение доли энергии, вырабатываемой на АЭС, компенсируется ее приростом на тепловых, в том числе угольных, электростанциях. Кроме того, наращивают закупки российского угля такие страны, как Великобритания (в связи с закрытием собственных угольных шахт) и Финляндия.

Минэнерго ожидает, что по итогам 2016 года объем добычи угля останется на уровне 2015 года. С этим прогнозом согласен и угольный профсоюз. «По моим оценкам, в 2016 году объем добычи угля в России останется на уровне 2015 года – 372 млн тонн или будет немного больше. Я не ожидаю, что объем добычи угля упадет. Экспорт в 2016 году не превысит 150 млн тонн. Что касается прогноза по добыче на 2017 год – он пока неопределенный и во многом зависит от того, как будут развиваться события в Сирии, Иране, не столько экономические события, сколько геополитические», – говорит Иван Мохначук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепроф).

По его словам, несмотря на то что многие отечественные угольные предприятия сегодня работают с минимальной или нулевой рентабельностью, речи о закрытии шахт пока не идет. «Это может произойти в том случае, если цена на нефть упадет ниже $25 за баррель (а такое развитие событий нельзя исключить). В этом случае речь может идти о закрытии 5-6 шахт в Кузбассе, Хакасии, в Печорском и Ростовском угольных бассейнах, а также о сокращении около 10 тыс. сотрудников угольной отрасли», – отмечает И. Мохначук.

Что касается средне– и долгосрочных прогнозов, то согласно Программе развития угольной промышленности на период до 2030 года (принята в 2012 году и скорректирована в 2014 году в связи с курсом на перемещение центра угледобычи из Кузбасса в Восточную Сибирь и на Дальний Восток) к 2030 году добыча угля в России должна вырасти до 410-460 млн тонн против прежних 325-430 млн тонн, а экспорт может увеличиться до 205 млн тонн против 170 млн тонн (в том числе в страны АТР – с 85 до 120 млн тонн). При этом доля Дальневосточного ФО и Байкальского региона в общей добыче российского угля увеличена с 26% до 40%.

Вместе с тем, мировой рынок угля стремительно меняется, и возникает резонный вопрос – не возникнет ли необходимость вновь пересматривать перспективные объемы добычи и экспорта угля? Речь идет прежде всего о кризисе китайской экономики в целом и ее сталелитейной промышленности в частности.

Во-первых, в Китае наблюдается снижение внутреннего спроса на уголь: в 2014 году оно составило 2,9%, в 2015 году – 5%. Во-вторых, эта страна начала искусственно ограничивать экспорт, введя с 2014 года экспортные пошлины в размере 3% на коксующиеся угли, 6% на каменный уголь и 5% на все остальные виды. В-третьих, в связи с ужесточением экологических требований с января 2015 года Китай ввел запрет на импорт и продажу угля с зольностью более 40% и содержанием серы выше 3%. В-четвертых, страна декларирует и уже начала переход на другие, более экологичные виды топлива с одновременным снижением потребления угля.

Аналитики МЭА в декабре 2016 года пересмотрели свои прогнозы по китайскому и мировому спросу на уголь до 2020 года, заявив о завершении «золотого века угля» в Китае. Если по предыдущим оценкам МЭА предполагалось, что потребление угля в мире до 2020 года будет ежегодно расти на 2,1%, то теперь эксперты прогнозируют, что потребление угля в ближайшие годы будет увеличиваться лишь на 0,8% и к 2020 году достигнет 5,8 млрд тонн. Эксперты МЭА предполагают, что после 2020 года потребление угля в Китае начнет снижаться, и констатируют, что в мире нет «второго Китая», который мог бы компенсировать это снижение.

Не будет расти и потребление угля в странах Европы, где в 2010-2015 годах наблюдался так называемый угольный ренессанс, а газовые электростанции останавливались и даже выводились из эксплуатации. Сейчас предложение природного газа растет, цены падают, а экологические требования к топливу ужесточаются – все эти факторы постепенно вытесняют уголь из энергобаланса Европы.

Угольные терминалы прирастут Дальним Востоком

В настоящее время мощности угольных терминалов в морских портах России составляют 91 млн тонн. Основные объемы перевалки угля приходятся на четыре порта: Восточный (24%), Усть-Луга (17%), Ванино (15%) и Мурманск (13%). Порт Восточный в 2015 году переработал 22 млн тонн угля – абсолютный рекорд среди российских портов.

К 2030 году угольные перевалочные мощности страны планируется увеличить до 190-230 млн тонн, из них 155 млн тонн придется на Дальний Восток, что соответствует задаче по наращиванию экспорта угля на рынок АТР. В результате доля дальневосточных портов в перевалке угля вырастет с нынешних 50% до 70-80%. В настоящее время на Дальнем Востоке заявлено о реализации нескольких проектов угольных терминалов. Рассмотрим основные (табл. 1).

Таблица 1. Основные проекты по строительству угольных терминалов в России

Расположение терминала

Предполагаемая мощность, млн тонн

Предполагаемый год ввода в эксплуатацию

Бухта Суходол2019-2021 (14 млн тонн)

20

2017 (6 млн тонн)

Бухта Мучке (порт Ванино)

10-24

2018

Мыс Бурный (порт Ванино)

15

2017

Терминал «Север» (порт Восточный)

20

2018 (7 млн тонн)

Терминал «Север» (порт Восточный)

20

2018 (7 млн тонн)

Порт Вера

20

2019

Порт Высоцк

12

2020

Порт Тамань

10-16

2020

Морской порт «Лавна»

18

2018

Источник: информация СМИ

Проект строительства угольного терминала в бухте Суходол в Приморском крае мощностью 20 млн тонн в год стартовал в 2012 году в рамках поручения президента В.Путина о строительстве угольного терминала «общего доступа». В 2013 году для его строительства нашелся инвестор – холдинг «Сибирский деловой союз» (СДС). Тогда же проект был включен в ФЦП развития Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014-2018 годы. В начале 2014 года в проект вошла Volga Group и ожидалось начало строительства. Но уже осенью 2015 года Volga Group вышла из проекта, а сам проект был приостановлен.

Среди причин эксперты указывали на почти двукратный рост необходимых вложений по сравнению с первоначально запланированными (с 18 млрд до 30 млрд рублей) и на конкуренцию с проектом угольного терминала в бухте Мучке, который имеет ту же географию поставок, но при этом более благоприятные перспективы развития железнодорожной инфраструктуры в связи с расширением БАМа. О закрытии проекта терминала в бухте Суходол официально объявлено не было, но его перспективы остаются неясными. К тому же в феврале 2016 года СДС, так и не продвинувшись в реализации этого проекта, начал перевалку угля через торговый порт Посьет, который входит в группу «Мечел».

Проект строительства транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля на северном берегу бухты Мучке мощностью 10 млн тонн с перспективой увеличения до 22-24 млн тонн был предложен компанией «Сахатранс». Сегодня эти планы поддержаны государством – соответствующее инвестиционное соглашение подписано в сентябре прошлого года между Минвостокразвития и компанией «Сахатранс». На реализацию проекта рассматривается предоставление субсидий из федерального бюджета в размере 3,28 млрд рублей в период с 2015 по 2017 год.

Еще один терминал в порту Ванино по перегрузке угля планирует построить в районе мыса Бурный «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК). Его мощность составит 15 млн тонн, а сырьевой базой должен стать Элегестский ГОК в Тыве. В 2014 году ТЭПК подписала соглашение о поставке оборудования для выполнения работ по строительству терминала в Ванино с итальянской компанией Bedeschi. Согласно условиям контракта подрядчик обязался сдать портовый комплекс к концу 2016 года. Слабым местом проекта является отсутствие соединения месторождения угля с Транссибом и пока не решен вопрос с финансированием железнодорожной линии Кызыл – Курагино.

Проект строительства угольного терминала «Север» в порту Восточный реализуется компанией «Приморнефтегазпром», подконтрольной группе «Сумма». Проект финансируется Российским фондом прямых инвестиций, который также способствует привлечению ведущих международных инвесторов (в январе заявлялось о возможном привлечении одного из крупнейших мировых портовых операторов – эмиратского DP World). Мощность терминала составит 20 млн тонн угля, запуск первой очереди на 7 млн тонн намечен на 2018 год.

Еще один заявленный проект в Приморье – строительство угольного терминала на мысе Открытый (Фокино). Инвестор «Порт Вера» – консорциум с корейскими и китайскими компаниями. Предполагаемая мощность терминала 20 млн тонн с возможным двукратным увеличением производительности.

«Порт Вера» увязывает свое будущее с планами освоения Огоджинского угольного месторождения в Приамурье. Для размещения терминала уже выделен земельный участок, проект согласован со всеми государственными структурами, получены технические условия на усиление железнодорожной инфраструктуры для обеспечения перевозки необходимого объема угля, проектирование объектов порта находится в завершающей стадии.

Плюс Высоцк и Тамань, минус Мурманск

Что касается сооружения новых комплексов по перевалке угля вне Дальнего Востока, то основные проекты планируются в портах Высоцк, Мурманск и Тамань.

В порту Высоцк планируется строительство угольного терминала мощностью до 12 млн тонн угля в год. В настоящее время порт уже переваливает порядка 7% российского угля, идущего на экспорт морским путем (5,7 млн тонн в 2015 году), а после введения в эксплуатацию нового терминала эта доля вырастет до 13-16%. Проект терминала планируется разработать до конца 2016 года, а сам объект предполагается ввести в эксплуатацию в 2020 году.

Инвестором проекта выступает стивидорная компания ООО «Порт Высоцкий», стоимость проекта оценивается в $100 млн. По информации компании, сейчас в Высоцке при перевалке угля используются только портовые краны, а новый угольный терминал будет включать в себя специализированные судопогрузочные машины, вагоноопрокидыватели и другую спецтехнику (в настоящее время подобное оборудование используется для перевалки угля только в Усть-Луге и порту Восточный).

В сухогрузном районе порта Тамань также планируется построить угольный терминал. В 2013-2014 годах о такой готовности заявляли сразу три компании – «Кузбассразрезуголь» (на 10 млн тонн), СУЭК (12 млн тонн) и UCLH Владимира Лисина (16 млн тонн). Необходимость сооружения угольного терминала в Тамани обосновывалась, в частности, дефицитом портовых мощностей и прогнозируемым ростом спроса на уголь в Турции (на 7 млн тонн в течение ближайших 5-6 лет). Турция, лишенная собственных энергоресурсов, действительно наращивает их потребление, однако обострение отношений с этой страной может помешать реализации проекта.

Еще один проект предполагает сооружение угольного терминала мощностью 18 млн тонн на западном берегу Кольского залива в рамках реализации программы «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Инвестиционное соглашение было подписано в 2014 году, планировалось, что терминал будет строиться одновременно с железнодорожной веткой и будет введен в эксплуатацию в 2018 году. Однако в 2015 году реализация проекта по строительству угольного терминала была отложена (об отмене проекта не сообщалось) «из-за ухудшения конъюнктуры рынка».

В целом планы по строительству новых угольных терминалов отвечают тенденциям мирового рынка и стратегическим ориентирам развития российской угольной отрасли. Приостановку или отмену отдельных проектов в условиях кризиса следует воспринимать скорее как вынужденную меру: государство в условиях дефицитного бюджета экономит средства, а бизнес пересматривает инвестиционные планы, тщательно просчитывая риски, связанные с изменениями конъюнктуры экспортных поставок угля на конкретных направлениях.

Морские порты №1 (2016)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Транспортный потенциал Архангельской области

Транспортный потенциал Архангельской области Архангельский транспортный узел адаптируется к новым условиям рынка внутрироссийских и международных...

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России

Судно под флагом Танзании конфисковано за браконьерскую ловлю краба в исключительной экономической зоне Японии и России Судно признано бесхозным, в связи с этим конфисковано у физического лица

Российская экономика

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета

Счётная палата не согласилась с прогнозами Росрыболовства в проекте федерального бюджета В документе СП говорится о нарушении порядка формирования обоснований прогноза поступлений доходов и...

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9%

Грузооборот транспорта в России за 9 месяцев вырос на 2,9% Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 21,8% - до 27,9 млрд. т-км, внутр...

Транспортная политика

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению

В РСПП обсудили предложение ФАС о дерегулировании тарифов на услуги по погрузке и хранению В заседании Подкомиссии по морскому, речному транспорту и портовой индустрии приняли участие предста...

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г.

Иностранным судам ограничат право перевозки нефти и газа в Арктике с 2019 г. Поправки в законодательство предусматривают закрепление за судами, плавающими под флагом Российской ...

Морские порты

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла

Меняется схема финансирования строительства Мурманского транспортного узла Создание МТУ предполагает строительство угольного терминала Лавна, новой железной дороги на западном...

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября

Морская навигация в арктическом порту Амдерма завершится 20 октября Навигация открылась в Амдерме 31 июля. Удаленный морской терминал «Амдерма» входит в состав морского...




Морской транспорт

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США

Ежегодный международный форум «Диалог Форт-Росс» прошел в США Мероприятие прошло при поддержке компаний «Совкомфлот», «Транснефть» и Chevron, его центральной темо...

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях

«Совкомфлот» стал финалистом премии Lloyd’s List Global Awards в четырех номинациях Лауреаты 2018 Lloyd’s List Global Awards будут объявлены 11 декабря на торжественной церемонии в Лон...

Речной транспорт

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году

Обновленный «Метеор» построят к 2021 году Судно предназначено для использования на озерах, водохранилищах, магистральных реках и в прибрежной ...

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается

Процесс принятия Соглашения о судоходстве между странами-членами ЕАЭС затягивается В ЕЭК считают, что до конца 2018 г. Соглашению будет дан старт.

Ж/Д транспорт

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом

Правительство разрешило РЖД выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям имуществом Чистая прибыль РЖД по РСБУ в 2017 г. выросла в 2,7 раза - до 17,5 млрд. руб.

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии

РЖД могут принять участие в модернизации и строительстве железных дорог в Киргизии Со своей дочерней компанией «Элтеза» «Российские железные дороги» уже принимают участие в модернизац...

Авто транспорт

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб.

На реконструкцию дороги к туркомплексу Шерегеш в Кемеровской области выделят 2,5 млрд. руб. Правительство РФ планирует поддержать создание необходимой инфраструктуры в Шерегеше, региону необхо...

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог

Бурятия досрочно выполнит план по приоритетному проекту ремонта дорог На сегодняшний день выполнено порядка 80% работ на сумму более 935 млн. рублей.

Аналитика

Транспортная политика

Каспийская конвенция

Каспийская конвенция На протяжении нескольких столетий Каспийское море являлось «внутренним морем» двух государств: Росси...

Лоцманский вопрос требует решения

Лоцманский вопрос требует решения Уважаемая редакция, прочитал в газете «Морские вести России» № 8 за 2018 г. статью «Лоцманский секто...

Морские порты

Динамика развития в безопасных условиях

Динамика развития в безопасных условиях Сегодня развитие Дальнего Востока России – одно из приоритетных направлений деятельности федеральног...

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной д...

Морской транспорт

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры

Стабильные результаты работы индустриальных сегментов бизнеса в период крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли

Деловые партнеры «Совкомфлота» обсудили развитие отрасли В № 8 газеты «МВР» опубликована информационная заметка «Ключевые элементы успеха» о состоявшейся в к...

Речной транспорт

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

Речной транспорт пробивается через административные барьеры Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (А...

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

«Печораводпуть»: 80 лет спустя В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна,...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Экспорт вместо интервенций

Экспорт вместо интервенций Валовой сбор зерна в 2017/18 сельхозгоду составил 135,4 млн тонн, обновив исторический рекорд и прев...

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...