Нефтепереработка в преддверии качественного скачка

Грузовая база
Нефтепереработка в преддверии качественного скачка

По объемам переработки нефти Россия занимает третье место в мире, но по структуре производства нефтепродуктов и технической оснащенности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) существенно отстает от мировых лидеров. Модернизация отечественных (в прошлом советских) НПЗ давно могла бы привести к существенным качественным изменениям в отрасли, если бы в стране были созданы предпосылки, а вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которым сегодня НПЗ принадлежат, инвестировали бы в их модернизацию.

Пока же перспективы таковы: если все заявленные планы ВИНК будут реализованы, то к 2020 году объем переработки нефти в России вырастет с 272,7 млн до 294 млн тонн, а глубина переработки нефти – с 71% до 85%. Производство бензина увеличится на 50%, дизельного топлива – на 57%, а выпуск мазута снизится вдвое. Кроме того, повышение качества выпускаемой продукции значительно расширит экспортные каналы российской нефтепереработки.

Галина Музлова

 

Количественный рост и курс на модернизацию

Объем переработки нефти в России в последние годы рос и по итогам 2013 года достиг максимального уровня за постсоветский период – 272,7 млн тонн (рис. 1). Основной вклад в рост показателя внесли: увеличение объемов переработки на действующих НПЗ, входящих в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), – на них пришлось 57% прироста объемов; строительство нескольких малых НПЗ (34% прироста), а также запуск крупного производственного комплекса в Нижнекамске («Танеко»), который осуществила компания «Татнефть».

 

Рис. 1. Динамика объемов и глубины переработки нефти в России, 2005-2013 гг.


Источник: Минэнерго России

 

Сегодня в России действуют 50 НПЗ, включая 23 крупных в структуре ВИНК, 8 независимых с объемом переработки более 1 млн тонн в год, а также 15 заводов с объемом переработки менее 1 млн тонн в год. В последнее время в нефтеперерабатывающей отрасли наблюдались активные процессы консолидации и «вертикализации».

Так, уфимские НПЗ, которые ранее покупали нефть для переработки у независимых поставщиков, вошли в состав «Башнефти» (после поглощения ее АФК «Система»), а Московский НПЗ – в состав «Газпром нефти». Значимым событием для отрасли стало и приобретение «Роснефтью» ТНК-ВР в марте 2013 года. За счет этой сделки компания вышла на первое место по объемам нефтепереработки в России и обеспечила себя несколькими крупными НПЗ в европейской части страны. В настоящее время на три ВИНК – «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть» – приходится почти 60% объема российской нефтепереработки.

Российская нефтепереработка традиционно ориентируется на производство мазута и дизельного топлива (ДТ) при сравнительно небольшом выходе фракций автобензинов. Выход этих нефтепродуктов составляет 28%, 26% и 14% объема переработанной нефти соответственно (для сравнения: в США это 4%, 27% и 46%). Такая структура отечественной отрасли объясняется советским наследием и отсутствием полноценной системной модернизации на протяжении более 20 лет постсоветского периода.

Начало качественной перестройки отрасли и ее масштабная модернизация стали возможны лишь недавно, с 2011 года, когда вслед за принятием технического регламента о введении европейских экологических стандартов на производство моторных топлив между нефтяными компаниями, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом были заключены четырехсторонние договоры. В соответствии с ними производители топлива взяли на себя обязательства перейти на производство более качественных нефтепродуктов и завершить строительство и реконструкцию более 120 установок по переработке нефти до 2020 года.

За ходом выполнения соглашений сегодня следят чиновники и в случае необходимости готовы применить санкции. Ожидается, что это приведет к изменению структуры российской нефтепереработки, главными станут сокращение производства мазута и увеличение выхода ДТ и бензина (рис. 2).

 

Рис. 2. Изменение структуры выхода нефтепродуктов с учетом планов компаний по модернизации НПЗ, 2013-2020 гг.


Источник: «Нефтепереработка в России: курс на модернизацию». Ernst&Young, 2014

 

Принятая программа модернизации уже дала определенные результаты: в 2012 году было модернизировано 15 установок по переработке нефти, в 2013 году – 15, а инвестиции в отрасль выросли со 190 млрд до 269 млрд рублей. По итогам текущего года планируется, что в эксплуатацию будет введено еще 15 установок, а инвестиции вырастут до 321 млрд рублей.

Однако, как отмечают специалисты Ростехнадзора, российские НПЗ несколько опаздывают с модернизацией, которая необходима для перехода на более качественное топливо (по итогам 2012-2013 годов на шести НПЗ 7 установок не были своевременно введены в эксплуатацию, их ввод был перенесен на 2014 год). При этом серьезного отставания по срокам не наблюдается, и планы по производству бензина и ДТ в целом по стране выполняются.

Одним из главных результатов проводимой в отрасли модернизации эксперты называют ликвидацию пиков дефицита бензина на внутреннем рынке с 2013 года. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что глубина переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов за последнее время не претерпели существенных изменений (рис. 1). Объясняется это тем, что основная часть проектов, реализуемых сегодня ВИНК, все еще направлена на облагораживание топлив, тогда как ввод крупных установок, который приведет к повышению выхода качественных дизельных и бензиновых фракций, начнется только с 2015 года. Рассмотрим наиболее масштабные проекты «большой тройки».

 

«Роснефть»: два крупнейших проекта

В последние три года более 50% инвестиций в сегмент переработки приходится на «Роснефть» (с учетом ТНК-BP) (рис. 3). Программа реконструкции и модернизации НПЗ «Роснефти» рассчитана на период до 2017 года. В результате ее реализации глубина переработки нефти в среднем по всем заводам вырастет с 66% до 81%. Компания уже инвестировала в обновление и расширение мощностей на Новокуйбышевском, Куйбышевском, Ангарском, Ачинском, Сызраньском, Рязанском, Туапсинском и Комсомольском НПЗ, а наиболее масштабные программы модернизации развернуты на двух последних заводах.

 

Рис. 3. Капитальные затраты ведущих нефтяных компаний России на переработку нефти, 2005-2013 гг.


Источник: «Нефтепереработка в России: курс на модернизацию». Ernst &Young, 2014

 

Так, модернизация Туапсинского НПЗ фактически предполагает строительство нового НПЗ без остановки действующего производства. Реконструкция завода позволит нарастить объемы переработки нефти с 4,5 млн до 12 млн тонн в год и увеличить глубину переработки с 54% до 98,5%. Модернизация предприятия осуществляется в три этапа.

Первый этап, включающий ввод в эксплуатацию новой установки первичной переработки нефти, завершен в де кабре прошлого года. После запуска объектов второй очереди НПЗ приступит к выпуску бензинов и ДТ стандарта «Евро-5» и авиакеросина. Третья очередь строительства предусматривает ввод в эксплуатацию установки, предназначенной для глубокой переработки нефтяных остатков, она позволит достичь максимальной глубины переработки нефти.

Следует отметить, что сейчас 90% продукции Туапсинского НПЗ отправляется на экспорт через расположенный в Туапсе морской терминал «Роснефти», а оставшиеся 10% реализуются на внутреннем рынке. Ожидается, что модернизация НПЗ позволит расширить поставки высококачественных моторных топлив на внутренний рынок.

Другой масштабный проект «Роснефть» осуществляет на Комсомольском НПЗ. Согласно программе модернизации, к 2015 году объем переработки нефти на заводе вырастет с 7,5 млн до 9,3 млн тонн, глубина переработки увеличится с 62,7% до 95%. По заявлению руководства компании, модернизация Комсомольского НПЗ учитывает не только растущие потребности Дальнего Востока в нефтепродуктах, но и ориентируется на прогнозируемый рост спроса экспортных рынков АТР.

 

«Лукойл»: рекордная глубина переработки

В настоящее время на НПЗ «Лукойла» глубина переработки нефти составляет 76,7%, что выше, чем в среднем по России. А к 2021 году, согласно планам компании, глубина переработки нефти на ее российских НПЗ достигнет почти 95%. Основная часть средств, предусмотренных программой модернизации НПЗ, будет направлена на Пермский, Нижегородский и Волгоградский заводы, на которые сейчас приходится 91% общего объема переработки «Лукойла» в России.

К настоящему времени на Пермском НПЗ за счет постепенной модернизации глубина переработки нефти уже доведена до 93%. С 2012 года на заводе ведется строительство комплекса по переработке нефтяных остатков. Его ввод в эксплуатацию в 2015 году позволит полностью прекратить производство товарного топочного мазута, увеличить производство ДТ и увеличить глубину переработки нефти до рекордного для России уровня – 98%.

На Нижегородском НПЗ планируется строительство комплекса каталитического крекинга, что позволит увеличить объемы производства автобензинов стандарта «Евро-5» на 1,3 млн тонн в год, а также строительство комплекса гидрокрекинга остатков мощностью 2,2 млн тонн в период 2014-2019 годов.

Наконец, на Волгоградском НПЗ планируется построить и ввести в эксплуатацию установку по первичной переработке нефти мощностью 6 млн тонн в год, а также комплекс по глубокой переработке вакуумного газойля, который позволит увеличить производство моторного топлива в полтора раза.

Следуя общей стратегии на сокращение выпуска темных нефтепродуктов, «Лукойл» к 2017 году практически прекратит выпуск мазута на Пермском и Волгоградском НПЗ. Небольшие объемы производства мазута останутся лишь на Нижегородском и Ухтинском НПЗ.

 

«Газпром нефть»: акцент на Московский НПЗ

К 2020 году, согласно планам модернизации НПЗ «Газпром нефти», глубина переработки на ее заводах увеличится с 80% до 94%, выход светлых нефтепродуктов возрастет с 61,9% до 80,6%. К основным нефтеперерабатывающим активам компании принадлежат Омский, Московский НПЗ, а также часть мощностей в «Ярославнефтеоргсинтезе».

В 2013 году на Омском НПЗ был завершен первый этап модернизации, в результате чего за 6 лет объем переработки нефти увеличился с 16,3 млн до 20,9 млн тонн, глубина переработки выросла с 84% до 88,8%. Это лучшие показатели в отрасли.

В рамках программы на заводе введен в эксплуатацию ряд современных производственных объектов, что позволило предприятию перейти на выпуск моторных топлив высших экологических классов и стать самым современным и масштабным НПЗ страны.

Второй этап модернизации Омского НПЗ рассчитан на период до 2020 года и направлен на повышение глубины переработки нефти до 96% и повышение эффективности производства.. На предприятии будут построены комплекс первичной переработки нефти, установка замедленного коксования и комплекс глубокой переработки нефти.

Наконец, одним из крупнейших инвестпроектов в отечественной нефтеперерабатывающей отрасли сегодня является программа модернизации Московского НПЗ. В 2013 году завод  уже полностью перешел на выпуск моторного топлива 5-го экологического класса, а одним из ключевых мероприятий дальнейшей модернизации станет начало строительства комбинированной установки переработки нефти мощностью 6 млн тонн в год. Новый комплекс объединит выполняющиеся сегодня на трех отдельных установках процессы производства компонентов высокооктановых бензинов, летнего и зимнего ДТ. Завершение проекта запланировано на 2017 год.

В настоящее время Московский НПЗ установленной мощностью 12,1 млн тонн обеспечивает порядка 40% потребностей Московской области в нефтепродуктах. Интересно отметить, что к 2022 году у предприятия может появиться «сосед»: о намерениях возвести новый НПЗ сообщила в сентябре 2014 года ГК «Трасса» – владелец крупнейшей независимой сети АЗС в Подмосковье. Согласно планам, мощность завода составит 8 млн тонн (строительство планируется в две очереди, по 4 млн тонн в год каждая).

По мнению экспертов, реализовать проект независимого НПЗ будет крайне сложно из-за фактического отсутствия рынка нефти в России (у большинства добывающих компаний есть долгосрочные экспортные контракты по предоплате), но в случае если проект будет реализован, конкуренция на бензиновом рынке Центрального региона значительно вырастет.

 

Реализация экспортного потенциала

В 2005-2013 годах объем экспорта нефтепродуктов из России вырос в полтора раза, закономерно увеличивалась и доля экспорта в общем объеме производства нефтепродуктов (рис. 4). Помимо роста количественных объемов наблюдается и изменение качественной структуры российского экспорта. В целом повышение качества нефтепродуктов расширило возможности их экспорта: во многих случаях бензин и ДТ могут поставляться на экспорт напрямую потребителям, то есть без предварительной обработки на местных НПЗ.

 

Рис. 4. Динамика экспорта нефтепродуктов из России, 2005-2013 гг.


Источник: Данные ФТС и Росстата России, расчеты автора

 

Как отмечают «Ведомости», в первом полугодии 2014 года рост экспорта нефтепродуктов из России, в том числе высококачественного дизельного топлива, привел к избытку предложения на европейском рынке. Из-за этого европейские НПЗ вынуждены сокращать собственное производство или даже закрываться, что угрожает потерей рабочих мест в Европе.

Симптоматично, что европейские НПЗ никогда раньше не конкурировали с российскими – даже когда увеличивались поставки топлива из США, Ближнего Востока и Азии, они сохраняли прибыльность, импортируя и перерабатывая российскую нефть. В настоящее время экспорт российской нефти в Европу снижается, а конкуренция смещается в сегмент продукции с более высокой добавленной стоимостью, что, безусловно, следует отнести к благоприятным для отечественной экономики тенденциям.

По прогнозам Минэкономразвития России, наметившиеся тенденции продолжатся в среднесрочной перспективе: предполагается, что экспорт нефти из России упадет в 2015 году на 4%, в 2016-м – на 6%, в 2017-м – на 8% по сравнению с показателями, заложенными в федеральном бюджете и бюджетной стратегии до 2017 года, а экспорт нефтепродуктов существенно вырастет: на 14%, 15% и 16% соответственно.

 

Морские порты №7 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...