Нефтепереработка в преддверии качественного скачка

Грузовая база
Нефтепереработка в преддверии качественного скачка

По объемам переработки нефти Россия занимает третье место в мире, но по структуре производства нефтепродуктов и технической оснащенности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) существенно отстает от мировых лидеров. Модернизация отечественных (в прошлом советских) НПЗ давно могла бы привести к существенным качественным изменениям в отрасли, если бы в стране были созданы предпосылки, а вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которым сегодня НПЗ принадлежат, инвестировали бы в их модернизацию.

Пока же перспективы таковы: если все заявленные планы ВИНК будут реализованы, то к 2020 году объем переработки нефти в России вырастет с 272,7 млн до 294 млн тонн, а глубина переработки нефти – с 71% до 85%. Производство бензина увеличится на 50%, дизельного топлива – на 57%, а выпуск мазута снизится вдвое. Кроме того, повышение качества выпускаемой продукции значительно расширит экспортные каналы российской нефтепереработки.

Галина Музлова

 

Количественный рост и курс на модернизацию

Объем переработки нефти в России в последние годы рос и по итогам 2013 года достиг максимального уровня за постсоветский период – 272,7 млн тонн (рис. 1). Основной вклад в рост показателя внесли: увеличение объемов переработки на действующих НПЗ, входящих в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), – на них пришлось 57% прироста объемов; строительство нескольких малых НПЗ (34% прироста), а также запуск крупного производственного комплекса в Нижнекамске («Танеко»), который осуществила компания «Татнефть».

 

Рис. 1. Динамика объемов и глубины переработки нефти в России, 2005-2013 гг.


Источник: Минэнерго России

 

Сегодня в России действуют 50 НПЗ, включая 23 крупных в структуре ВИНК, 8 независимых с объемом переработки более 1 млн тонн в год, а также 15 заводов с объемом переработки менее 1 млн тонн в год. В последнее время в нефтеперерабатывающей отрасли наблюдались активные процессы консолидации и «вертикализации».

Так, уфимские НПЗ, которые ранее покупали нефть для переработки у независимых поставщиков, вошли в состав «Башнефти» (после поглощения ее АФК «Система»), а Московский НПЗ – в состав «Газпром нефти». Значимым событием для отрасли стало и приобретение «Роснефтью» ТНК-ВР в марте 2013 года. За счет этой сделки компания вышла на первое место по объемам нефтепереработки в России и обеспечила себя несколькими крупными НПЗ в европейской части страны. В настоящее время на три ВИНК – «Роснефть», «Лукойл» и «Газпром нефть» – приходится почти 60% объема российской нефтепереработки.

Российская нефтепереработка традиционно ориентируется на производство мазута и дизельного топлива (ДТ) при сравнительно небольшом выходе фракций автобензинов. Выход этих нефтепродуктов составляет 28%, 26% и 14% объема переработанной нефти соответственно (для сравнения: в США это 4%, 27% и 46%). Такая структура отечественной отрасли объясняется советским наследием и отсутствием полноценной системной модернизации на протяжении более 20 лет постсоветского периода.

Начало качественной перестройки отрасли и ее масштабная модернизация стали возможны лишь недавно, с 2011 года, когда вслед за принятием технического регламента о введении европейских экологических стандартов на производство моторных топлив между нефтяными компаниями, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом были заключены четырехсторонние договоры. В соответствии с ними производители топлива взяли на себя обязательства перейти на производство более качественных нефтепродуктов и завершить строительство и реконструкцию более 120 установок по переработке нефти до 2020 года.

За ходом выполнения соглашений сегодня следят чиновники и в случае необходимости готовы применить санкции. Ожидается, что это приведет к изменению структуры российской нефтепереработки, главными станут сокращение производства мазута и увеличение выхода ДТ и бензина (рис. 2).

 

Рис. 2. Изменение структуры выхода нефтепродуктов с учетом планов компаний по модернизации НПЗ, 2013-2020 гг.


Источник: «Нефтепереработка в России: курс на модернизацию». Ernst&Young, 2014

 

Принятая программа модернизации уже дала определенные результаты: в 2012 году было модернизировано 15 установок по переработке нефти, в 2013 году – 15, а инвестиции в отрасль выросли со 190 млрд до 269 млрд рублей. По итогам текущего года планируется, что в эксплуатацию будет введено еще 15 установок, а инвестиции вырастут до 321 млрд рублей.

Однако, как отмечают специалисты Ростехнадзора, российские НПЗ несколько опаздывают с модернизацией, которая необходима для перехода на более качественное топливо (по итогам 2012-2013 годов на шести НПЗ 7 установок не были своевременно введены в эксплуатацию, их ввод был перенесен на 2014 год). При этом серьезного отставания по срокам не наблюдается, и планы по производству бензина и ДТ в целом по стране выполняются.

Одним из главных результатов проводимой в отрасли модернизации эксперты называют ликвидацию пиков дефицита бензина на внутреннем рынке с 2013 года. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что глубина переработки нефти и выход светлых нефтепродуктов за последнее время не претерпели существенных изменений (рис. 1). Объясняется это тем, что основная часть проектов, реализуемых сегодня ВИНК, все еще направлена на облагораживание топлив, тогда как ввод крупных установок, который приведет к повышению выхода качественных дизельных и бензиновых фракций, начнется только с 2015 года. Рассмотрим наиболее масштабные проекты «большой тройки».

 

«Роснефть»: два крупнейших проекта

В последние три года более 50% инвестиций в сегмент переработки приходится на «Роснефть» (с учетом ТНК-BP) (рис. 3). Программа реконструкции и модернизации НПЗ «Роснефти» рассчитана на период до 2017 года. В результате ее реализации глубина переработки нефти в среднем по всем заводам вырастет с 66% до 81%. Компания уже инвестировала в обновление и расширение мощностей на Новокуйбышевском, Куйбышевском, Ангарском, Ачинском, Сызраньском, Рязанском, Туапсинском и Комсомольском НПЗ, а наиболее масштабные программы модернизации развернуты на двух последних заводах.

 

Рис. 3. Капитальные затраты ведущих нефтяных компаний России на переработку нефти, 2005-2013 гг.


Источник: «Нефтепереработка в России: курс на модернизацию». Ernst &Young, 2014

 

Так, модернизация Туапсинского НПЗ фактически предполагает строительство нового НПЗ без остановки действующего производства. Реконструкция завода позволит нарастить объемы переработки нефти с 4,5 млн до 12 млн тонн в год и увеличить глубину переработки с 54% до 98,5%. Модернизация предприятия осуществляется в три этапа.

Первый этап, включающий ввод в эксплуатацию новой установки первичной переработки нефти, завершен в де кабре прошлого года. После запуска объектов второй очереди НПЗ приступит к выпуску бензинов и ДТ стандарта «Евро-5» и авиакеросина. Третья очередь строительства предусматривает ввод в эксплуатацию установки, предназначенной для глубокой переработки нефтяных остатков, она позволит достичь максимальной глубины переработки нефти.

Следует отметить, что сейчас 90% продукции Туапсинского НПЗ отправляется на экспорт через расположенный в Туапсе морской терминал «Роснефти», а оставшиеся 10% реализуются на внутреннем рынке. Ожидается, что модернизация НПЗ позволит расширить поставки высококачественных моторных топлив на внутренний рынок.

Другой масштабный проект «Роснефть» осуществляет на Комсомольском НПЗ. Согласно программе модернизации, к 2015 году объем переработки нефти на заводе вырастет с 7,5 млн до 9,3 млн тонн, глубина переработки увеличится с 62,7% до 95%. По заявлению руководства компании, модернизация Комсомольского НПЗ учитывает не только растущие потребности Дальнего Востока в нефтепродуктах, но и ориентируется на прогнозируемый рост спроса экспортных рынков АТР.

 

«Лукойл»: рекордная глубина переработки

В настоящее время на НПЗ «Лукойла» глубина переработки нефти составляет 76,7%, что выше, чем в среднем по России. А к 2021 году, согласно планам компании, глубина переработки нефти на ее российских НПЗ достигнет почти 95%. Основная часть средств, предусмотренных программой модернизации НПЗ, будет направлена на Пермский, Нижегородский и Волгоградский заводы, на которые сейчас приходится 91% общего объема переработки «Лукойла» в России.

К настоящему времени на Пермском НПЗ за счет постепенной модернизации глубина переработки нефти уже доведена до 93%. С 2012 года на заводе ведется строительство комплекса по переработке нефтяных остатков. Его ввод в эксплуатацию в 2015 году позволит полностью прекратить производство товарного топочного мазута, увеличить производство ДТ и увеличить глубину переработки нефти до рекордного для России уровня – 98%.

На Нижегородском НПЗ планируется строительство комплекса каталитического крекинга, что позволит увеличить объемы производства автобензинов стандарта «Евро-5» на 1,3 млн тонн в год, а также строительство комплекса гидрокрекинга остатков мощностью 2,2 млн тонн в период 2014-2019 годов.

Наконец, на Волгоградском НПЗ планируется построить и ввести в эксплуатацию установку по первичной переработке нефти мощностью 6 млн тонн в год, а также комплекс по глубокой переработке вакуумного газойля, который позволит увеличить производство моторного топлива в полтора раза.

Следуя общей стратегии на сокращение выпуска темных нефтепродуктов, «Лукойл» к 2017 году практически прекратит выпуск мазута на Пермском и Волгоградском НПЗ. Небольшие объемы производства мазута останутся лишь на Нижегородском и Ухтинском НПЗ.

 

«Газпром нефть»: акцент на Московский НПЗ

К 2020 году, согласно планам модернизации НПЗ «Газпром нефти», глубина переработки на ее заводах увеличится с 80% до 94%, выход светлых нефтепродуктов возрастет с 61,9% до 80,6%. К основным нефтеперерабатывающим активам компании принадлежат Омский, Московский НПЗ, а также часть мощностей в «Ярославнефтеоргсинтезе».

В 2013 году на Омском НПЗ был завершен первый этап модернизации, в результате чего за 6 лет объем переработки нефти увеличился с 16,3 млн до 20,9 млн тонн, глубина переработки выросла с 84% до 88,8%. Это лучшие показатели в отрасли.

В рамках программы на заводе введен в эксплуатацию ряд современных производственных объектов, что позволило предприятию перейти на выпуск моторных топлив высших экологических классов и стать самым современным и масштабным НПЗ страны.

Второй этап модернизации Омского НПЗ рассчитан на период до 2020 года и направлен на повышение глубины переработки нефти до 96% и повышение эффективности производства.. На предприятии будут построены комплекс первичной переработки нефти, установка замедленного коксования и комплекс глубокой переработки нефти.

Наконец, одним из крупнейших инвестпроектов в отечественной нефтеперерабатывающей отрасли сегодня является программа модернизации Московского НПЗ. В 2013 году завод  уже полностью перешел на выпуск моторного топлива 5-го экологического класса, а одним из ключевых мероприятий дальнейшей модернизации станет начало строительства комбинированной установки переработки нефти мощностью 6 млн тонн в год. Новый комплекс объединит выполняющиеся сегодня на трех отдельных установках процессы производства компонентов высокооктановых бензинов, летнего и зимнего ДТ. Завершение проекта запланировано на 2017 год.

В настоящее время Московский НПЗ установленной мощностью 12,1 млн тонн обеспечивает порядка 40% потребностей Московской области в нефтепродуктах. Интересно отметить, что к 2022 году у предприятия может появиться «сосед»: о намерениях возвести новый НПЗ сообщила в сентябре 2014 года ГК «Трасса» – владелец крупнейшей независимой сети АЗС в Подмосковье. Согласно планам, мощность завода составит 8 млн тонн (строительство планируется в две очереди, по 4 млн тонн в год каждая).

По мнению экспертов, реализовать проект независимого НПЗ будет крайне сложно из-за фактического отсутствия рынка нефти в России (у большинства добывающих компаний есть долгосрочные экспортные контракты по предоплате), но в случае если проект будет реализован, конкуренция на бензиновом рынке Центрального региона значительно вырастет.

 

Реализация экспортного потенциала

В 2005-2013 годах объем экспорта нефтепродуктов из России вырос в полтора раза, закономерно увеличивалась и доля экспорта в общем объеме производства нефтепродуктов (рис. 4). Помимо роста количественных объемов наблюдается и изменение качественной структуры российского экспорта. В целом повышение качества нефтепродуктов расширило возможности их экспорта: во многих случаях бензин и ДТ могут поставляться на экспорт напрямую потребителям, то есть без предварительной обработки на местных НПЗ.

 

Рис. 4. Динамика экспорта нефтепродуктов из России, 2005-2013 гг.


Источник: Данные ФТС и Росстата России, расчеты автора

 

Как отмечают «Ведомости», в первом полугодии 2014 года рост экспорта нефтепродуктов из России, в том числе высококачественного дизельного топлива, привел к избытку предложения на европейском рынке. Из-за этого европейские НПЗ вынуждены сокращать собственное производство или даже закрываться, что угрожает потерей рабочих мест в Европе.

Симптоматично, что европейские НПЗ никогда раньше не конкурировали с российскими – даже когда увеличивались поставки топлива из США, Ближнего Востока и Азии, они сохраняли прибыльность, импортируя и перерабатывая российскую нефть. В настоящее время экспорт российской нефти в Европу снижается, а конкуренция смещается в сегмент продукции с более высокой добавленной стоимостью, что, безусловно, следует отнести к благоприятным для отечественной экономики тенденциям.

По прогнозам Минэкономразвития России, наметившиеся тенденции продолжатся в среднесрочной перспективе: предполагается, что экспорт нефти из России упадет в 2015 году на 4%, в 2016-м – на 6%, в 2017-м – на 8% по сравнению с показателями, заложенными в федеральном бюджете и бюджетной стратегии до 2017 года, а экспорт нефтепродуктов существенно вырастет: на 14%, 15% и 16% соответственно.

 

Морские порты №7 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Ходовые испытания носителя «Посейдона» АПЛ «Белгород» начнутся в апреле 2020 г. – Источник

Ходовые испытания носителя «Посейдона» АПЛ «Белгород» начнутся в апреле 2020 г. – Источник Первый носитель глубоководных необитаемых аппаратов «Посейдон» - атомная подводная лодка (АПЛ...

Специалисты РС прошли обучение в компании Gaztransport & Technigaz

Специалисты РС прошли обучение в компании Gaztransport & Technigaz Группа специалистов Регистра прошла обучение в компании Gaztransport & Technigaz (GTT), Фран...

Российская экономика

ЦС «Звездочка» и Промсвязьбанк заключили кредитное соглашение

ЦС «Звездочка» и Промсвязьбанк заключили кредитное соглашение Центр судоремонта «Звездочка» (входит в ОСК) и Промсвязьбанк (ПСБ) заключили кредитн...

В России собрали 5,8 млн тонн зерна, превысив прошлогодние темпы уборки - Минсельхоз

В России собрали 5,8 млн тонн зерна, превысив прошлогодние темпы уборки - Минсельхоз В России, согласно данным на 26 июня, собрано 5,8 млн тонн зерна, что на 2,2 млн тонн больше, чем на...

Транспортная политика

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Проект строительства моста на Сахалин планируется включить в нацпрограмму развития ДФО

Проект строительства моста на Сахалин планируется включить в нацпрограмму развития ДФО Проект строительства транспортного перехода на Сахалин необходимо включить в национальную программу ...

Морские порты

Хабаровский край предложил США включиться в проекты развития портовых мощностей

Хабаровский край предложил США включиться в проекты развития портовых мощностей Власти Хабаровского края предложили американским компаниям участвовать в проектах по развитию портов...

Для мурманского порта построят бункеровочную базу

Для мурманского порта построят бункеровочную базу Эксперты Главгосэкспертизы России изучили представленные повторно результаты инженерных изысканий, п...




Морской транспорт

«Дирекция госзаказчика» объявила конкурс на строительство судов для сообщения с Камчаткой

«Дирекция госзаказчика» объявила конкурс на строительство судов для сообщения с Камчаткой ФКУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта» («Дирекция госза...

Филиал FESCO во Владивостоке и профсоюзы заключили коллективный договор до 2022 года

Филиал FESCO во Владивостоке и профсоюзы заключили коллективный договор до 2022 года Филиал ПАО «ДВМП» в г. Владивостоке («Филиал», входит в Транспортную группу FESCO) и профсо...

Речной транспорт

Движение по каналу в районе Тушинского тоннеля возобновится не раньше конца июля

Движение по каналу в районе Тушинского тоннеля возобновится не раньше конца июля Участок канала имени Москвы над Тушинским тоннелем, где в январе произошла авария, может открыться д...

Енисейское пароходство начало доставку грузов в Норильский промышленный район

Енисейское пароходство начало доставку грузов в   Норильский промышленный район Енисейское речное пароходство (ЕРП) отправило первые грузы в Норильский   промышле...

Ж/Д транспорт

ФАС не одобрила ходатайство ГТЛК на покупку Brunswick Rail

ФАС не одобрила ходатайство ГТЛК на покупку Brunswick Rail Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России отказала Государственной транспортно- лизинг...

Правительство подготовит директиву по дивидендам РЖД до 30 июня – Акимов

Правительство подготовит директиву по дивидендам РЖД до 30 июня – Акимов Правительство подготовит директиву по выплате дивидендов «Российскими железными дорогами» (РЖД&#...

Авто транспорт

Трасса от Выборга до Севастополя до 2024 г. станет полностью четырехполосной - Дитрих

Трасса от Выборга до Севастополя до 2024 г. станет полностью четырехполосной - Дитрих Автодорога от Выборга до Севастополя к 2024 г. станет полностью четырехполосной с разделением встреч...

Тариф системы «Платон» будет проиндексирован с 1 июля на 14 коп., до 2,04 руб. за км

Тариф системы «Платон» будет проиндексирован с 1 июля на 14 коп., до 2,04 руб. за км Тариф системы «Платон» с 1 июля будет проиндексирован на 14 копеек, составив 2,04 рубля за километр,...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Морской транспорт

Газовый ответ: развитие рынка СПГ

Газовый ответ: развитие рынка СПГ Чуть меньше года осталось до вступления в силу революционных для судовой отрасли ограничений по испо...

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...