Производство СПГ: мировые тенденции и российские перспективы

Грузовая база
Производство СПГ: мировые тенденции и российские перспективы

В настоящее время мировая СПГ-индустрия развивается ускоренными темпами, в рынок включается все больше игроков, а к 2020 году, согласно прогнозам, объем мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ) удвоится. Также эксперты прогнозируют замедление роста спроса на СПГ, нарастание его профицита на рынке и усиление конкуренции между поставщиками.

С учетом имеющихся газовых ресурсов и заявленных на сегодняшний день проектов по строительству СПГ-мощностей, Россия имеет неплохие шансы занять достойное место на рынке, увеличив долю в мировом производстве СПГ с нынешних 4% до 13-20% к 2020-2025 годам. Вместе с тем, основные отечественные мощности планируется ввести в эксплуатацию позже, чем произойдет максимальный мировой прирост, что может создать для нашей страны различного рода риски, вплоть до вытеснения с мирового рынка СПГ.

Галина Музлова

 

Рост объемов и повышение гибкости рынка

В последние годы объемы мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) стремительно росли, одновременно расширялась и география поставок. Так, в период 2004-2013 гг. рынок вырос более чем в 2 раза – со 130 млн до 250 млн тонн в год.

Сегодня СПГ импортируют около 30 стран, пятерка крупнейших импортеров – Япония, Южная Корея, Испания, Китай и Индия. Экспортеров СПГ по стоянию на 2013 год в мире насчитывалось 18 стран, крупнейшие – Катар, Малайзия, Нигерия, Австралия и Индонезия. В мае 2014 года число экспортеров пополнила Папуа-Новая Гвинея, объявив об отправке первого танкера с только что построенного СПГ-комплекса. Таким образом, стран-экспортеров стало 19.

По мере роста рынка и включения в него все большего числа игроков, он становится более гибким и мобильным. На это указывают как минимум три тенденции. Первая – рост поставок СПГ по краткосрочным договорам (спот-поставкам и контрактам длительностью 1-4 года). Если до 1990 года все объемы торговались в рамках контрактов сроком на 20-25 лет, то сейчас на краткосрочные поставки СПГ приходится более четверти рынка, и эта доля продолжает расти.

Развитие рынка краткосрочных продаж дает возможность продавцам СПГ в случае необходимости быстро переориентировать экспортные потоки на других покупателей в соответствии с изменением спроса, а экспортерам – временно нарастить поставки СПГ, если, к примеру, возникает необходимость удовлетворения пикового сезонного спроса на энергоносители.

Вторая тенденция заключается в повышении интереса инвесторов к сооружению плавучих регазификационных терминалов (FSRU) и плавучих заводов по сжижению газа (FLNG). Для сооружения FSRU, которых в мире уже насчитывается около 15 и еще порядка 35 проектируется, требуется гораздо меньше времени по сравнению с сооружением стационарного терминала (3-5 лет и 1-2 года соответственно).

Ввод в действие первых FLNG запланирован на первую половину 2015 года, их использование даст возможность перебазировать производство СПГ с одного газового месторождения на другое по мере исчерпания ресурсов газа.

Возможно, со временем FLNG по мощности смогут сравниться со стационарными СПГ-заводами. Так, плавучий СПГ-комплекс Prelude компании Shell, строительство которого планируется завершить в 2016 году, сможет производить 3,6 млн тонн СПГ в год. Всего на данный момент в мире запланирована реализация 30 проектов по строительству FLNG. По прогнозу американской газовой компании Next Decade, в последующие 10 лет плавучие заводы будут производить до 120 млн тонн СПГ в год.

Наконец, третья тенденция, указывающая на повышение гибкости мирового рынка СПГ, состоит в постепенном снижении стоимости морских перевозок СПГ, что достигается за счет увеличения единичных дедвейтов газовозов. Так, по оценкам Qatar Gaz Transport Company, применение танкеров класса Q-Flex и Q-Max вместимостью 210 тыс. и 263 тыс. м3, соответственно, вместо СПГ-танкеров класса Conventional вместимостью 140 тыс. м3 позволяет сократить расходы на транспортировку СПГ на 40%.

В ближайшее десятилетие ожидается появление танкеров дедвейтом до 350 тыс. м3, что позволит дополнительно сократить стоимость транспортировки СПГ. Это, в свою очередь, даст возможность использовать СПГ-танкеры на относительно небольшие расстояния и более успешно конкурировать с трубопроводными проектами, а также разнообразить логистические маршруты транспортировки СПГ.

 

Смещение центров производства и потребления

В 60-70-е годы СПГ поставлялся в основном на Атлантический рынок – в страны Европы и США, но начиная с 70-80-х годов акценты стали смещаться в сторону Тихоокеанского рынка. Первой страной-импортером СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) стала Япония, которая, стремясь уменьшить зависимость от поставок нефти с Ближнего Востока, наладила регулярные поставки СПГ из Индонезии.

В середине 80-х и начале 90-х годов импортировать СПГ начали Южная Корея и Тайвань, в 2004 году в число азиатских импортеров СПГ вошла Индия, в 2006 году – Китай, начавший ввоз сжиженного газа из Австралии.

В настоящее время порядка 70% мировых объемов СПГ отправляется в АТР, который в будущем сохранит доминирующие позиции. По прогнозам экспертов, основными «точками роста» потребления здесь будут выступать Китай, Индия, Пакистан, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд. Их суммарные потребности в СПГ к 2030 году вырастут в 8 раз.

В Европе в последние годы отмечается замедление роста спроса на природный газ, при этом заметна тенденция увеличения удельного веса СПГ в импорте газа. На то, что европейский рынок СПГ будет набирать обороты, указывает быстрый рост регазификационных мощностей в регионе, которые уже достигли половины трубопроводных мощностей по импорту газа и продолжают расти несмотря на низкую пока загрузку. В будущем, полагают эксперты, при выборе между трубопроводными и СПГ-поставками европейские страны будут делать чаще выбор в пользу последних. По прогнозу Ernst&Young, спрос на СПГ в Европе к 2030 году вырастет в 3 раза – с нынешних 47 млн до 150 млн тонн.

Еще несколько лет назад США опасались у себя дефицита природного газа и планировали наращивать импорт СПГ, но произошедшая «сланцевая революция» кардинально изменила ситуацию в стране. Увеличение собственного производства газа на 30% привело к его избытку на внутреннем рынке, и Штаты перестали нуждаться в импортных объемах СПГ.

В настоящее время США и Канада, где также активно разрабатываются сланцевые месторождения, готовятся стать крупными мировыми экспортерами СПГ, их добывающие компании вкладывают большие средства в переоборудование приемных терминалов в экспортные и строительство производственной и транспортной инфраструктуры.

Возможности экспорта СПГ из США во многом определяются действующими ограничениями на вывоз энергоносителей из страны. Напомним, впервые эти ограничения были введены в стране в 1975 году в качестве защитной меры в ответ на нефтяной кризис, а в 1979 году был принят закон, согласно которому право контролировать экспорт углеводородов по соображениям национальной безопасности предоставлено президенту США. В рамках этого закона американский природный газ сегодня экспортируется в 20 стран, с которыми США имеют соглашение о свободной торговле. Это Мексика, Канада, Австралия, Бахрейн, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Израиль, Иордания, Марокко, Никарагуа, Оман, Панама, Южная Корея и Сингапур, среди них только два последних государства получают более-менее крупные объемы природного газа США.

Несмотря на растущие объемы производства природного газа в стране, которые уже превысили внутренние потребности, власти США не спешат расширять географию поставок и отменять ограничения на экспорт СПГ: с 2011 года по настоящее время было выдало всего 6 предварительных разрешений на экспорт СПГ в страны, с которыми у США нет договора о свободной торговле. Сегодня еще 20 обращений об экспортных лицензиях находятся в стадии рассмотрения. Осторожная позиция властей США во многом обусловлена идущей в стране переоценкой запасов сланцевых углеводородов, в связи с чем пока невозможно точно оценить будущие объемы производства и экспорта СПГ-продукции.

Прогнозы экспертов относительно позиции США на мировом рынке СПГ в настоящее время разнятся: одни считают, что объем поставок СПГ из США к 2020 году составит не менее 50 млн тонн в год и окажет существенное влияние на мировой рынок, а другие утверждают, что крупные поставки СПГ из США так и не начнутся, поскольку сланцевых углеводородов в стране на поверку окажется меньше, чем оценивалось ранее. Так или иначе, экспорт СПГ из США должен начаться в конце 2015 года, когда заработает терминал компании Cheniere в штате Луизиана. К тому моменту, возможно, перспективы США на мировом рынке СПГ станут более определенными.

 

Россия на мировом рынке СПГ: пан или пропал

Сегодня в России работает только один завод по производству СПГ – в п. Пригородное (Сахалинская область) в рамках проекта «Сахалин-2» мощностью 9,6 млн тонн в год, что составляет менее 4% мирового производства. Вместе с тем, в нашей стране запланировано к реализации еще несколько СПГ-проектов (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Планируемые заводы СПГ в России

Название проекта

Срок ввода в эксплуатацию

Проектная мощность, млн тонн

Ямал СПГ

конец 2016 – начало 2017 г.

16,5

Печора СПГ

2018-2019 гг.

8-10

Совместный проект Роснефти и Exxon Mobile на Сахалине

2018 г.

5

Третья очередь проекта «Сахалин-2»

2018 г.

5

Владивосток-СПГ

2019-2020 гг.

10

Балтийский СПГ

2020 г.

8-10

Итого


52,5-56,5

Источник: Информация СМИ

 

Так, к концу 2016-го – началу 2017 года планируется ввести в эксплуатацию завод «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения. Основными инвесторами проекта выступают «Новатэк» (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%). Планируется, что после запуска всех трех линий завод будет производить 16,5 млн тонн СПГ в год.

К настоящему времени практически весь газ законтрактован: подписаны контракты с потребителями Франции, Испании, Китая и Сингапура. Нарушение сроков начала поставок газа с «Ямал СПГ» грозит России огромными штрафами и репутационными потерями. Риск такого развития событий на сегодняшний день не исключен. Запуск проекта может быть задержан из-за экономических санкций Запада, принимаемых в отношении России. Например, от участия в проекте уже отказался  американский Eximbank, из-за чего могут возникнуть сложности с финансированием. Вместе с тем, Россия надеется компенсировать это привлечением дополнительных китайских инвестиций.

Проект «Печора-СПГ», реализуемый «Роснефтью» и группой Alltech, предполагает добычу природного газа на месторождениях, расположенных к северу от Нарьян-Мара (Кумжинском и Коровинском), поставку газа по трубопроводу к побережью Баренцева моря и строительство в поселке Индига завода по производству СПГ мощностью до 8-10 млн тонн в год. До недавнего времени перспективы «Печоры-СПГ» были туманны, но с вхождением в проект «Роснефти» в мае 2014 года они прояснились, и в настоящее время аналитики высоко оценивают вероятность его реализации в указанные сроки. Предполагается, что газ с этого проекта будет предназначаться в основном европейским потребителям.

Еще одним СПГ-проектом с участием «Роснефти» является проект по строительству завода СПГ на Сахалине, который компания реализует совместно с ExxonMobil при участии японской Sodeco и индийской ONGC. В 2013 году стороны договорились о строительстве СПГ-завода мощностью 5 млн тонн, однако в настоящее время проект столкнулся с конкуренцией за источник природного газа с СПГ-проектом, который реализуется «Газпромом» и Shell и предполагает строительство третьей очереди СПГ-завода в Пригородном мощностью также в 5 млн тонн. На данный момент выхода из ситуации не найдено, ожидается, что окончательные инвестиционные решения по этим двум проектам будут приняты в 2015 году.

Кроме расширения завода на Сахалине, «Газпром» планирует строительство двух других СПГ-заводов: «Владивосток-СПГ» и «Балтийский СПГ». Мощность «Владивосток-СПГ» предположительно составит 10 млн тонн в год с возможностью дальнейшего расширения. Изначально первую линию планировалось ввести в 2018 году, вторую – в 2020 году. Однако сейчас эти сроки оказались под сомнением, поскольку «Газпром» перенес сроки разработки Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина, которое выступает основной ресурсной базой завода. Компания планировала ввести это месторождение в 2017-2018 годах, но в начале этого года заявила, что оно заработает лишь в 2019 году, а на пиковую добычу, необходимую для производства 10 млн тонн СПГ, выйдет только в 2023-2024 годах. Зарубежные партнеры проекта «Владивосток-СПГ» также пока не определены, но известно, что к его реализации проявляют интерес китайские инвесторы.

Проект «Балтийский СПГ» предусматривает строительство завода СПГ в Ленинградской области и находится пока в стадии проработки. В настоящее время рассматриваются три площадки для «Балтийского СПГ» – Усть-Луга, Приморск и Выборг, куда будет подведена ветка газопровода. По предварительным данным, мощность завода составит до 8-10 млн тонн в год, поставки будут ориентированы на Испанию, Португалию, Великобританию, Латинскую Америку и Индию. Также предполагается, что часть продукции с этого завода (до 1 млн тонн) будет реализована через терминал для бункеровки судов СПГ-топливом, который планируется построить в порту Усть-Луга. Срок ввода первой очереди «Балтийского СПГ» мощностью 5 млн тонн в год недавно был перенесен с 2018-го на 2020 год. Не определен пока и главный зарубежный партнер «Газпрома» в проекте – ранее ожидалось, что им станет Shell, теперь обсуждается участие Total.

Так или иначе, если все заявленные на сегодня российские СПГ-проекты будут реализованы, то к 2020 году производственные мощности в нашей стране составят порядка 55 млн тонн СПГ в год. По прогнозам западных аналитиков, мощности по производству СПГ в мире к этому времени вырастут до 580 млн тонн, то есть на российские заводы будет приходиться около 10% мирового производства.

К 2025 году, полагают в Минэнерго, Россия сможет производить не менее 60 млн тонн СПГ и увеличить долю на мировом рынке СПГ до 13%. Российские газовые компании настроены еще более оптимистично. Так, руководство «Новатэка» считает, что к 2025-2030 годам наша страна может занять 15-20% мирового рынка СПГ.

Вместе с тем, некоторые эксперты обращают внимание на сложности, с которыми может столкнуться Россия на рынке СПГ в будущем. Они связаны в первую очередь с намечающимся интенсивным ростом объемов производства СПГ в мире (см. рисунок 1) и, соответственно, с постепенным снижением спроса, стоимости на мировом рынке, а также с ужесточением конкуренции между поставщиками.

 

Рис. 1. Прогноз динамики мировых мощностей по производству СПГ и спроса


Источник: Ernst&Young

 

Кроме того, как отмечается в докладе «Развитие мирового рынка СПГ: вызовы и возможности для России», подготовленном – энергетическим центром Московской школы управления «Сколково», наибольший прирост вводимых мировых мощностей по производству СПГ запланирован на 2015 год (+53 млн тонн) и на 2017 год (еще +53 млн тонн). «Любые проекты, которые будут не в состоянии обеспечить источник спроса в 2016-2020 годы, на какой-то промежуток времени могут оказаться за пределами рынка» – подчеркивается в докладе. С учетом того, что максимальный прирост мощностей в России запланирован на 2018-й и последующие годы, именно эта участь может постичь нашу страну.

Займет Россия 20% мирового рынка СПГ, как прогнозируется экспертами, или окажется на его задворках с минимальной долей, будет зависеть от принимаемых в государстве решений. Очевидно, что одно лишь обладание газовыми ресурсами и долгие обсуждения мега-проектов по их извлечению не сделают нашу страну крупным игроком на этом рынке.

 

Морские порты №5 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...