Производство СПГ: мировые тенденции и российские перспективы

Грузовая база
Производство СПГ: мировые тенденции и российские перспективы

В настоящее время мировая СПГ-индустрия развивается ускоренными темпами, в рынок включается все больше игроков, а к 2020 году, согласно прогнозам, объем мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ) удвоится. Также эксперты прогнозируют замедление роста спроса на СПГ, нарастание его профицита на рынке и усиление конкуренции между поставщиками.

С учетом имеющихся газовых ресурсов и заявленных на сегодняшний день проектов по строительству СПГ-мощностей, Россия имеет неплохие шансы занять достойное место на рынке, увеличив долю в мировом производстве СПГ с нынешних 4% до 13-20% к 2020-2025 годам. Вместе с тем, основные отечественные мощности планируется ввести в эксплуатацию позже, чем произойдет максимальный мировой прирост, что может создать для нашей страны различного рода риски, вплоть до вытеснения с мирового рынка СПГ.

Галина Музлова

 

Рост объемов и повышение гибкости рынка

В последние годы объемы мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) стремительно росли, одновременно расширялась и география поставок. Так, в период 2004-2013 гг. рынок вырос более чем в 2 раза – со 130 млн до 250 млн тонн в год.

Сегодня СПГ импортируют около 30 стран, пятерка крупнейших импортеров – Япония, Южная Корея, Испания, Китай и Индия. Экспортеров СПГ по стоянию на 2013 год в мире насчитывалось 18 стран, крупнейшие – Катар, Малайзия, Нигерия, Австралия и Индонезия. В мае 2014 года число экспортеров пополнила Папуа-Новая Гвинея, объявив об отправке первого танкера с только что построенного СПГ-комплекса. Таким образом, стран-экспортеров стало 19.

По мере роста рынка и включения в него все большего числа игроков, он становится более гибким и мобильным. На это указывают как минимум три тенденции. Первая – рост поставок СПГ по краткосрочным договорам (спот-поставкам и контрактам длительностью 1-4 года). Если до 1990 года все объемы торговались в рамках контрактов сроком на 20-25 лет, то сейчас на краткосрочные поставки СПГ приходится более четверти рынка, и эта доля продолжает расти.

Развитие рынка краткосрочных продаж дает возможность продавцам СПГ в случае необходимости быстро переориентировать экспортные потоки на других покупателей в соответствии с изменением спроса, а экспортерам – временно нарастить поставки СПГ, если, к примеру, возникает необходимость удовлетворения пикового сезонного спроса на энергоносители.

Вторая тенденция заключается в повышении интереса инвесторов к сооружению плавучих регазификационных терминалов (FSRU) и плавучих заводов по сжижению газа (FLNG). Для сооружения FSRU, которых в мире уже насчитывается около 15 и еще порядка 35 проектируется, требуется гораздо меньше времени по сравнению с сооружением стационарного терминала (3-5 лет и 1-2 года соответственно).

Ввод в действие первых FLNG запланирован на первую половину 2015 года, их использование даст возможность перебазировать производство СПГ с одного газового месторождения на другое по мере исчерпания ресурсов газа.

Возможно, со временем FLNG по мощности смогут сравниться со стационарными СПГ-заводами. Так, плавучий СПГ-комплекс Prelude компании Shell, строительство которого планируется завершить в 2016 году, сможет производить 3,6 млн тонн СПГ в год. Всего на данный момент в мире запланирована реализация 30 проектов по строительству FLNG. По прогнозу американской газовой компании Next Decade, в последующие 10 лет плавучие заводы будут производить до 120 млн тонн СПГ в год.

Наконец, третья тенденция, указывающая на повышение гибкости мирового рынка СПГ, состоит в постепенном снижении стоимости морских перевозок СПГ, что достигается за счет увеличения единичных дедвейтов газовозов. Так, по оценкам Qatar Gaz Transport Company, применение танкеров класса Q-Flex и Q-Max вместимостью 210 тыс. и 263 тыс. м3, соответственно, вместо СПГ-танкеров класса Conventional вместимостью 140 тыс. м3 позволяет сократить расходы на транспортировку СПГ на 40%.

В ближайшее десятилетие ожидается появление танкеров дедвейтом до 350 тыс. м3, что позволит дополнительно сократить стоимость транспортировки СПГ. Это, в свою очередь, даст возможность использовать СПГ-танкеры на относительно небольшие расстояния и более успешно конкурировать с трубопроводными проектами, а также разнообразить логистические маршруты транспортировки СПГ.

 

Смещение центров производства и потребления

В 60-70-е годы СПГ поставлялся в основном на Атлантический рынок – в страны Европы и США, но начиная с 70-80-х годов акценты стали смещаться в сторону Тихоокеанского рынка. Первой страной-импортером СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) стала Япония, которая, стремясь уменьшить зависимость от поставок нефти с Ближнего Востока, наладила регулярные поставки СПГ из Индонезии.

В середине 80-х и начале 90-х годов импортировать СПГ начали Южная Корея и Тайвань, в 2004 году в число азиатских импортеров СПГ вошла Индия, в 2006 году – Китай, начавший ввоз сжиженного газа из Австралии.

В настоящее время порядка 70% мировых объемов СПГ отправляется в АТР, который в будущем сохранит доминирующие позиции. По прогнозам экспертов, основными «точками роста» потребления здесь будут выступать Китай, Индия, Пакистан, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд. Их суммарные потребности в СПГ к 2030 году вырастут в 8 раз.

В Европе в последние годы отмечается замедление роста спроса на природный газ, при этом заметна тенденция увеличения удельного веса СПГ в импорте газа. На то, что европейский рынок СПГ будет набирать обороты, указывает быстрый рост регазификационных мощностей в регионе, которые уже достигли половины трубопроводных мощностей по импорту газа и продолжают расти несмотря на низкую пока загрузку. В будущем, полагают эксперты, при выборе между трубопроводными и СПГ-поставками европейские страны будут делать чаще выбор в пользу последних. По прогнозу Ernst&Young, спрос на СПГ в Европе к 2030 году вырастет в 3 раза – с нынешних 47 млн до 150 млн тонн.

Еще несколько лет назад США опасались у себя дефицита природного газа и планировали наращивать импорт СПГ, но произошедшая «сланцевая революция» кардинально изменила ситуацию в стране. Увеличение собственного производства газа на 30% привело к его избытку на внутреннем рынке, и Штаты перестали нуждаться в импортных объемах СПГ.

В настоящее время США и Канада, где также активно разрабатываются сланцевые месторождения, готовятся стать крупными мировыми экспортерами СПГ, их добывающие компании вкладывают большие средства в переоборудование приемных терминалов в экспортные и строительство производственной и транспортной инфраструктуры.

Возможности экспорта СПГ из США во многом определяются действующими ограничениями на вывоз энергоносителей из страны. Напомним, впервые эти ограничения были введены в стране в 1975 году в качестве защитной меры в ответ на нефтяной кризис, а в 1979 году был принят закон, согласно которому право контролировать экспорт углеводородов по соображениям национальной безопасности предоставлено президенту США. В рамках этого закона американский природный газ сегодня экспортируется в 20 стран, с которыми США имеют соглашение о свободной торговле. Это Мексика, Канада, Австралия, Бахрейн, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Израиль, Иордания, Марокко, Никарагуа, Оман, Панама, Южная Корея и Сингапур, среди них только два последних государства получают более-менее крупные объемы природного газа США.

Несмотря на растущие объемы производства природного газа в стране, которые уже превысили внутренние потребности, власти США не спешат расширять географию поставок и отменять ограничения на экспорт СПГ: с 2011 года по настоящее время было выдало всего 6 предварительных разрешений на экспорт СПГ в страны, с которыми у США нет договора о свободной торговле. Сегодня еще 20 обращений об экспортных лицензиях находятся в стадии рассмотрения. Осторожная позиция властей США во многом обусловлена идущей в стране переоценкой запасов сланцевых углеводородов, в связи с чем пока невозможно точно оценить будущие объемы производства и экспорта СПГ-продукции.

Прогнозы экспертов относительно позиции США на мировом рынке СПГ в настоящее время разнятся: одни считают, что объем поставок СПГ из США к 2020 году составит не менее 50 млн тонн в год и окажет существенное влияние на мировой рынок, а другие утверждают, что крупные поставки СПГ из США так и не начнутся, поскольку сланцевых углеводородов в стране на поверку окажется меньше, чем оценивалось ранее. Так или иначе, экспорт СПГ из США должен начаться в конце 2015 года, когда заработает терминал компании Cheniere в штате Луизиана. К тому моменту, возможно, перспективы США на мировом рынке СПГ станут более определенными.

 

Россия на мировом рынке СПГ: пан или пропал

Сегодня в России работает только один завод по производству СПГ – в п. Пригородное (Сахалинская область) в рамках проекта «Сахалин-2» мощностью 9,6 млн тонн в год, что составляет менее 4% мирового производства. Вместе с тем, в нашей стране запланировано к реализации еще несколько СПГ-проектов (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Планируемые заводы СПГ в России

Название проекта

Срок ввода в эксплуатацию

Проектная мощность, млн тонн

Ямал СПГ

конец 2016 – начало 2017 г.

16,5

Печора СПГ

2018-2019 гг.

8-10

Совместный проект Роснефти и Exxon Mobile на Сахалине

2018 г.

5

Третья очередь проекта «Сахалин-2»

2018 г.

5

Владивосток-СПГ

2019-2020 гг.

10

Балтийский СПГ

2020 г.

8-10

Итого


52,5-56,5

Источник: Информация СМИ

 

Так, к концу 2016-го – началу 2017 года планируется ввести в эксплуатацию завод «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения. Основными инвесторами проекта выступают «Новатэк» (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%). Планируется, что после запуска всех трех линий завод будет производить 16,5 млн тонн СПГ в год.

К настоящему времени практически весь газ законтрактован: подписаны контракты с потребителями Франции, Испании, Китая и Сингапура. Нарушение сроков начала поставок газа с «Ямал СПГ» грозит России огромными штрафами и репутационными потерями. Риск такого развития событий на сегодняшний день не исключен. Запуск проекта может быть задержан из-за экономических санкций Запада, принимаемых в отношении России. Например, от участия в проекте уже отказался  американский Eximbank, из-за чего могут возникнуть сложности с финансированием. Вместе с тем, Россия надеется компенсировать это привлечением дополнительных китайских инвестиций.

Проект «Печора-СПГ», реализуемый «Роснефтью» и группой Alltech, предполагает добычу природного газа на месторождениях, расположенных к северу от Нарьян-Мара (Кумжинском и Коровинском), поставку газа по трубопроводу к побережью Баренцева моря и строительство в поселке Индига завода по производству СПГ мощностью до 8-10 млн тонн в год. До недавнего времени перспективы «Печоры-СПГ» были туманны, но с вхождением в проект «Роснефти» в мае 2014 года они прояснились, и в настоящее время аналитики высоко оценивают вероятность его реализации в указанные сроки. Предполагается, что газ с этого проекта будет предназначаться в основном европейским потребителям.

Еще одним СПГ-проектом с участием «Роснефти» является проект по строительству завода СПГ на Сахалине, который компания реализует совместно с ExxonMobil при участии японской Sodeco и индийской ONGC. В 2013 году стороны договорились о строительстве СПГ-завода мощностью 5 млн тонн, однако в настоящее время проект столкнулся с конкуренцией за источник природного газа с СПГ-проектом, который реализуется «Газпромом» и Shell и предполагает строительство третьей очереди СПГ-завода в Пригородном мощностью также в 5 млн тонн. На данный момент выхода из ситуации не найдено, ожидается, что окончательные инвестиционные решения по этим двум проектам будут приняты в 2015 году.

Кроме расширения завода на Сахалине, «Газпром» планирует строительство двух других СПГ-заводов: «Владивосток-СПГ» и «Балтийский СПГ». Мощность «Владивосток-СПГ» предположительно составит 10 млн тонн в год с возможностью дальнейшего расширения. Изначально первую линию планировалось ввести в 2018 году, вторую – в 2020 году. Однако сейчас эти сроки оказались под сомнением, поскольку «Газпром» перенес сроки разработки Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина, которое выступает основной ресурсной базой завода. Компания планировала ввести это месторождение в 2017-2018 годах, но в начале этого года заявила, что оно заработает лишь в 2019 году, а на пиковую добычу, необходимую для производства 10 млн тонн СПГ, выйдет только в 2023-2024 годах. Зарубежные партнеры проекта «Владивосток-СПГ» также пока не определены, но известно, что к его реализации проявляют интерес китайские инвесторы.

Проект «Балтийский СПГ» предусматривает строительство завода СПГ в Ленинградской области и находится пока в стадии проработки. В настоящее время рассматриваются три площадки для «Балтийского СПГ» – Усть-Луга, Приморск и Выборг, куда будет подведена ветка газопровода. По предварительным данным, мощность завода составит до 8-10 млн тонн в год, поставки будут ориентированы на Испанию, Португалию, Великобританию, Латинскую Америку и Индию. Также предполагается, что часть продукции с этого завода (до 1 млн тонн) будет реализована через терминал для бункеровки судов СПГ-топливом, который планируется построить в порту Усть-Луга. Срок ввода первой очереди «Балтийского СПГ» мощностью 5 млн тонн в год недавно был перенесен с 2018-го на 2020 год. Не определен пока и главный зарубежный партнер «Газпрома» в проекте – ранее ожидалось, что им станет Shell, теперь обсуждается участие Total.

Так или иначе, если все заявленные на сегодня российские СПГ-проекты будут реализованы, то к 2020 году производственные мощности в нашей стране составят порядка 55 млн тонн СПГ в год. По прогнозам западных аналитиков, мощности по производству СПГ в мире к этому времени вырастут до 580 млн тонн, то есть на российские заводы будет приходиться около 10% мирового производства.

К 2025 году, полагают в Минэнерго, Россия сможет производить не менее 60 млн тонн СПГ и увеличить долю на мировом рынке СПГ до 13%. Российские газовые компании настроены еще более оптимистично. Так, руководство «Новатэка» считает, что к 2025-2030 годам наша страна может занять 15-20% мирового рынка СПГ.

Вместе с тем, некоторые эксперты обращают внимание на сложности, с которыми может столкнуться Россия на рынке СПГ в будущем. Они связаны в первую очередь с намечающимся интенсивным ростом объемов производства СПГ в мире (см. рисунок 1) и, соответственно, с постепенным снижением спроса, стоимости на мировом рынке, а также с ужесточением конкуренции между поставщиками.

 

Рис. 1. Прогноз динамики мировых мощностей по производству СПГ и спроса


Источник: Ernst&Young

 

Кроме того, как отмечается в докладе «Развитие мирового рынка СПГ: вызовы и возможности для России», подготовленном – энергетическим центром Московской школы управления «Сколково», наибольший прирост вводимых мировых мощностей по производству СПГ запланирован на 2015 год (+53 млн тонн) и на 2017 год (еще +53 млн тонн). «Любые проекты, которые будут не в состоянии обеспечить источник спроса в 2016-2020 годы, на какой-то промежуток времени могут оказаться за пределами рынка» – подчеркивается в докладе. С учетом того, что максимальный прирост мощностей в России запланирован на 2018-й и последующие годы, именно эта участь может постичь нашу страну.

Займет Россия 20% мирового рынка СПГ, как прогнозируется экспертами, или окажется на его задворках с минимальной долей, будет зависеть от принимаемых в государстве решений. Очевидно, что одно лишь обладание газовыми ресурсами и долгие обсуждения мега-проектов по их извлечению не сделают нашу страну крупным игроком на этом рынке.

 

Морские порты №5 (2014)


Вернуться к разделу Грузовая база

Новости

Лента новостей

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами Пограничники ФСБ со спецназом и при поддержке авиации задержали в Приморье четыре иностранных трауле...

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым во время патрулирования озера Сиваш...

Российская экономика

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания Грузовой вездеход «Бурлак», разработанный командой уральских инженеров, успешно прошел испытания в о...

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти Научно-производственное управление «АвиаТех» завершает работу над первым в России арктическим самоле...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-сентябре 2017 года перевалили 272,15 млн тонн сухих грузов, что на 9,4%...

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов Морские порты РФ по итогам января-сентября 2017 года перевалили 308,27 млн тонн наливных грузов, что...




Морской транспорт

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске Ярославской области осуществил торжественный спуск на вод...

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме На реке Колыма завершилась навигация. Впервые в Зеленомысский порт, расположенный в ее устье приходи...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов Минприроды России инициировало снижение железнодорожного тарифа на перевозку пеллетов (древесных...

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ Объем перевозок «ТрансКонтейнера» по итогам января - сентября 2017 года вырос по сравнению с аналоги...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...