Производство СПГ: мировые тенденции и российские перспективы - Морские вести России

Производство СПГ: мировые тенденции и российские перспективы

06.08.2015

Грузовая база

В настоящее время мировая СПГ-индустрия развивается ускоренными темпами, в рынок включается все больше игроков, а к 2020 году, согласно прогнозам, объем мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ) удвоится. Также эксперты прогнозируют замедление роста спроса на СПГ, нарастание его профицита на рынке и усиление конкуренции между поставщиками.

С учетом имеющихся газовых ресурсов и заявленных на сегодняшний день проектов по строительству СПГ-мощностей, Россия имеет неплохие шансы занять достойное место на рынке, увеличив долю в мировом производстве СПГ с нынешних 4% до 13-20% к 2020-2025 годам. Вместе с тем, основные отечественные мощности планируется ввести в эксплуатацию позже, чем произойдет максимальный мировой прирост, что может создать для нашей страны различного рода риски, вплоть до вытеснения с мирового рынка СПГ.

Галина Музлова

 

Рост объемов и повышение гибкости рынка

В последние годы объемы мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) стремительно росли, одновременно расширялась и география поставок. Так, в период 2004-2013 гг. рынок вырос более чем в 2 раза – со 130 млн до 250 млн тонн в год.

Сегодня СПГ импортируют около 30 стран, пятерка крупнейших импортеров – Япония, Южная Корея, Испания, Китай и Индия. Экспортеров СПГ по стоянию на 2013 год в мире насчитывалось 18 стран, крупнейшие – Катар, Малайзия, Нигерия, Австралия и Индонезия. В мае 2014 года число экспортеров пополнила Папуа-Новая Гвинея, объявив об отправке первого танкера с только что построенного СПГ-комплекса. Таким образом, стран-экспортеров стало 19.

По мере роста рынка и включения в него все большего числа игроков, он становится более гибким и мобильным. На это указывают как минимум три тенденции. Первая – рост поставок СПГ по краткосрочным договорам (спот-поставкам и контрактам длительностью 1-4 года). Если до 1990 года все объемы торговались в рамках контрактов сроком на 20-25 лет, то сейчас на краткосрочные поставки СПГ приходится более четверти рынка, и эта доля продолжает расти.

Развитие рынка краткосрочных продаж дает возможность продавцам СПГ в случае необходимости быстро переориентировать экспортные потоки на других покупателей в соответствии с изменением спроса, а экспортерам – временно нарастить поставки СПГ, если, к примеру, возникает необходимость удовлетворения пикового сезонного спроса на энергоносители.

Вторая тенденция заключается в повышении интереса инвесторов к сооружению плавучих регазификационных терминалов (FSRU) и плавучих заводов по сжижению газа (FLNG). Для сооружения FSRU, которых в мире уже насчитывается около 15 и еще порядка 35 проектируется, требуется гораздо меньше времени по сравнению с сооружением стационарного терминала (3-5 лет и 1-2 года соответственно).

Ввод в действие первых FLNG запланирован на первую половину 2015 года, их использование даст возможность перебазировать производство СПГ с одного газового месторождения на другое по мере исчерпания ресурсов газа.

Возможно, со временем FLNG по мощности смогут сравниться со стационарными СПГ-заводами. Так, плавучий СПГ-комплекс Prelude компании Shell, строительство которого планируется завершить в 2016 году, сможет производить 3,6 млн тонн СПГ в год. Всего на данный момент в мире запланирована реализация 30 проектов по строительству FLNG. По прогнозу американской газовой компании Next Decade, в последующие 10 лет плавучие заводы будут производить до 120 млн тонн СПГ в год.

Наконец, третья тенденция, указывающая на повышение гибкости мирового рынка СПГ, состоит в постепенном снижении стоимости морских перевозок СПГ, что достигается за счет увеличения единичных дедвейтов газовозов. Так, по оценкам Qatar Gaz Transport Company, применение танкеров класса Q-Flex и Q-Max вместимостью 210 тыс. и 263 тыс. м3, соответственно, вместо СПГ-танкеров класса Conventional вместимостью 140 тыс. м3 позволяет сократить расходы на транспортировку СПГ на 40%.

В ближайшее десятилетие ожидается появление танкеров дедвейтом до 350 тыс. м3, что позволит дополнительно сократить стоимость транспортировки СПГ. Это, в свою очередь, даст возможность использовать СПГ-танкеры на относительно небольшие расстояния и более успешно конкурировать с трубопроводными проектами, а также разнообразить логистические маршруты транспортировки СПГ.

 

Смещение центров производства и потребления

В 60-70-е годы СПГ поставлялся в основном на Атлантический рынок – в страны Европы и США, но начиная с 70-80-х годов акценты стали смещаться в сторону Тихоокеанского рынка. Первой страной-импортером СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) стала Япония, которая, стремясь уменьшить зависимость от поставок нефти с Ближнего Востока, наладила регулярные поставки СПГ из Индонезии.

В середине 80-х и начале 90-х годов импортировать СПГ начали Южная Корея и Тайвань, в 2004 году в число азиатских импортеров СПГ вошла Индия, в 2006 году – Китай, начавший ввоз сжиженного газа из Австралии.

В настоящее время порядка 70% мировых объемов СПГ отправляется в АТР, который в будущем сохранит доминирующие позиции. По прогнозам экспертов, основными «точками роста» потребления здесь будут выступать Китай, Индия, Пакистан, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд. Их суммарные потребности в СПГ к 2030 году вырастут в 8 раз.

В Европе в последние годы отмечается замедление роста спроса на природный газ, при этом заметна тенденция увеличения удельного веса СПГ в импорте газа. На то, что европейский рынок СПГ будет набирать обороты, указывает быстрый рост регазификационных мощностей в регионе, которые уже достигли половины трубопроводных мощностей по импорту газа и продолжают расти несмотря на низкую пока загрузку. В будущем, полагают эксперты, при выборе между трубопроводными и СПГ-поставками европейские страны будут делать чаще выбор в пользу последних. По прогнозу Ernst&Young, спрос на СПГ в Европе к 2030 году вырастет в 3 раза – с нынешних 47 млн до 150 млн тонн.

Еще несколько лет назад США опасались у себя дефицита природного газа и планировали наращивать импорт СПГ, но произошедшая «сланцевая революция» кардинально изменила ситуацию в стране. Увеличение собственного производства газа на 30% привело к его избытку на внутреннем рынке, и Штаты перестали нуждаться в импортных объемах СПГ.

В настоящее время США и Канада, где также активно разрабатываются сланцевые месторождения, готовятся стать крупными мировыми экспортерами СПГ, их добывающие компании вкладывают большие средства в переоборудование приемных терминалов в экспортные и строительство производственной и транспортной инфраструктуры.

Возможности экспорта СПГ из США во многом определяются действующими ограничениями на вывоз энергоносителей из страны. Напомним, впервые эти ограничения были введены в стране в 1975 году в качестве защитной меры в ответ на нефтяной кризис, а в 1979 году был принят закон, согласно которому право контролировать экспорт углеводородов по соображениям национальной безопасности предоставлено президенту США. В рамках этого закона американский природный газ сегодня экспортируется в 20 стран, с которыми США имеют соглашение о свободной торговле. Это Мексика, Канада, Австралия, Бахрейн, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Израиль, Иордания, Марокко, Никарагуа, Оман, Панама, Южная Корея и Сингапур, среди них только два последних государства получают более-менее крупные объемы природного газа США.

Несмотря на растущие объемы производства природного газа в стране, которые уже превысили внутренние потребности, власти США не спешат расширять географию поставок и отменять ограничения на экспорт СПГ: с 2011 года по настоящее время было выдало всего 6 предварительных разрешений на экспорт СПГ в страны, с которыми у США нет договора о свободной торговле. Сегодня еще 20 обращений об экспортных лицензиях находятся в стадии рассмотрения. Осторожная позиция властей США во многом обусловлена идущей в стране переоценкой запасов сланцевых углеводородов, в связи с чем пока невозможно точно оценить будущие объемы производства и экспорта СПГ-продукции.

Прогнозы экспертов относительно позиции США на мировом рынке СПГ в настоящее время разнятся: одни считают, что объем поставок СПГ из США к 2020 году составит не менее 50 млн тонн в год и окажет существенное влияние на мировой рынок, а другие утверждают, что крупные поставки СПГ из США так и не начнутся, поскольку сланцевых углеводородов в стране на поверку окажется меньше, чем оценивалось ранее. Так или иначе, экспорт СПГ из США должен начаться в конце 2015 года, когда заработает терминал компании Cheniere в штате Луизиана. К тому моменту, возможно, перспективы США на мировом рынке СПГ станут более определенными.

 

Россия на мировом рынке СПГ: пан или пропал

Сегодня в России работает только один завод по производству СПГ – в п. Пригородное (Сахалинская область) в рамках проекта «Сахалин-2» мощностью 9,6 млн тонн в год, что составляет менее 4% мирового производства. Вместе с тем, в нашей стране запланировано к реализации еще несколько СПГ-проектов (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Планируемые заводы СПГ в России

Название проекта

Срок ввода в эксплуатацию

Проектная мощность, млн тонн

Ямал СПГ

конец 2016 – начало 2017 г.

16,5

Печора СПГ

2018-2019 гг.

8-10

Совместный проект Роснефти и Exxon Mobile на Сахалине

2018 г.

5

Третья очередь проекта «Сахалин-2»

2018 г.

5

Владивосток-СПГ

2019-2020 гг.

10

Балтийский СПГ

2020 г.

8-10

Итого


52,5-56,5

Источник: Информация СМИ

 

Так, к концу 2016-го – началу 2017 года планируется ввести в эксплуатацию завод «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения. Основными инвесторами проекта выступают «Новатэк» (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%). Планируется, что после запуска всех трех линий завод будет производить 16,5 млн тонн СПГ в год.

К настоящему времени практически весь газ законтрактован: подписаны контракты с потребителями Франции, Испании, Китая и Сингапура. Нарушение сроков начала поставок газа с «Ямал СПГ» грозит России огромными штрафами и репутационными потерями. Риск такого развития событий на сегодняшний день не исключен. Запуск проекта может быть задержан из-за экономических санкций Запада, принимаемых в отношении России. Например, от участия в проекте уже отказался  американский Eximbank, из-за чего могут возникнуть сложности с финансированием. Вместе с тем, Россия надеется компенсировать это привлечением дополнительных китайских инвестиций.

Проект «Печора-СПГ», реализуемый «Роснефтью» и группой Alltech, предполагает добычу природного газа на месторождениях, расположенных к северу от Нарьян-Мара (Кумжинском и Коровинском), поставку газа по трубопроводу к побережью Баренцева моря и строительство в поселке Индига завода по производству СПГ мощностью до 8-10 млн тонн в год. До недавнего времени перспективы «Печоры-СПГ» были туманны, но с вхождением в проект «Роснефти» в мае 2014 года они прояснились, и в настоящее время аналитики высоко оценивают вероятность его реализации в указанные сроки. Предполагается, что газ с этого проекта будет предназначаться в основном европейским потребителям.

Еще одним СПГ-проектом с участием «Роснефти» является проект по строительству завода СПГ на Сахалине, который компания реализует совместно с ExxonMobil при участии японской Sodeco и индийской ONGC. В 2013 году стороны договорились о строительстве СПГ-завода мощностью 5 млн тонн, однако в настоящее время проект столкнулся с конкуренцией за источник природного газа с СПГ-проектом, который реализуется «Газпромом» и Shell и предполагает строительство третьей очереди СПГ-завода в Пригородном мощностью также в 5 млн тонн. На данный момент выхода из ситуации не найдено, ожидается, что окончательные инвестиционные решения по этим двум проектам будут приняты в 2015 году.

Кроме расширения завода на Сахалине, «Газпром» планирует строительство двух других СПГ-заводов: «Владивосток-СПГ» и «Балтийский СПГ». Мощность «Владивосток-СПГ» предположительно составит 10 млн тонн в год с возможностью дальнейшего расширения. Изначально первую линию планировалось ввести в 2018 году, вторую – в 2020 году. Однако сейчас эти сроки оказались под сомнением, поскольку «Газпром» перенес сроки разработки Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина, которое выступает основной ресурсной базой завода. Компания планировала ввести это месторождение в 2017-2018 годах, но в начале этого года заявила, что оно заработает лишь в 2019 году, а на пиковую добычу, необходимую для производства 10 млн тонн СПГ, выйдет только в 2023-2024 годах. Зарубежные партнеры проекта «Владивосток-СПГ» также пока не определены, но известно, что к его реализации проявляют интерес китайские инвесторы.

Проект «Балтийский СПГ» предусматривает строительство завода СПГ в Ленинградской области и находится пока в стадии проработки. В настоящее время рассматриваются три площадки для «Балтийского СПГ» – Усть-Луга, Приморск и Выборг, куда будет подведена ветка газопровода. По предварительным данным, мощность завода составит до 8-10 млн тонн в год, поставки будут ориентированы на Испанию, Португалию, Великобританию, Латинскую Америку и Индию. Также предполагается, что часть продукции с этого завода (до 1 млн тонн) будет реализована через терминал для бункеровки судов СПГ-топливом, который планируется построить в порту Усть-Луга. Срок ввода первой очереди «Балтийского СПГ» мощностью 5 млн тонн в год недавно был перенесен с 2018-го на 2020 год. Не определен пока и главный зарубежный партнер «Газпрома» в проекте – ранее ожидалось, что им станет Shell, теперь обсуждается участие Total.

Так или иначе, если все заявленные на сегодня российские СПГ-проекты будут реализованы, то к 2020 году производственные мощности в нашей стране составят порядка 55 млн тонн СПГ в год. По прогнозам западных аналитиков, мощности по производству СПГ в мире к этому времени вырастут до 580 млн тонн, то есть на российские заводы будет приходиться около 10% мирового производства.

К 2025 году, полагают в Минэнерго, Россия сможет производить не менее 60 млн тонн СПГ и увеличить долю на мировом рынке СПГ до 13%. Российские газовые компании настроены еще более оптимистично. Так, руководство «Новатэка» считает, что к 2025-2030 годам наша страна может занять 15-20% мирового рынка СПГ.

Вместе с тем, некоторые эксперты обращают внимание на сложности, с которыми может столкнуться Россия на рынке СПГ в будущем. Они связаны в первую очередь с намечающимся интенсивным ростом объемов производства СПГ в мире (см. рисунок 1) и, соответственно, с постепенным снижением спроса, стоимости на мировом рынке, а также с ужесточением конкуренции между поставщиками.

 

Рис. 1. Прогноз динамики мировых мощностей по производству СПГ и спроса


Источник: Ernst&Young

 

Кроме того, как отмечается в докладе «Развитие мирового рынка СПГ: вызовы и возможности для России», подготовленном – энергетическим центром Московской школы управления «Сколково», наибольший прирост вводимых мировых мощностей по производству СПГ запланирован на 2015 год (+53 млн тонн) и на 2017 год (еще +53 млн тонн). «Любые проекты, которые будут не в состоянии обеспечить источник спроса в 2016-2020 годы, на какой-то промежуток времени могут оказаться за пределами рынка» – подчеркивается в докладе. С учетом того, что максимальный прирост мощностей в России запланирован на 2018-й и последующие годы, именно эта участь может постичь нашу страну.

Займет Россия 20% мирового рынка СПГ, как прогнозируется экспертами, или окажется на его задворках с минимальной долей, будет зависеть от принимаемых в государстве решений. Очевидно, что одно лишь обладание газовыми ресурсами и долгие обсуждения мега-проектов по их извлечению не сделают нашу страну крупным игроком на этом рынке.

 

Морские порты №5 (2014)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ