- Морские вести России

Бюллетень новостей №5 (12) 2012

Издательство

МОРСКИЕ ВЕСТИ РОССИИ

www.morvesti.ru

представляет:

 

БЮЛЛЕТЕНЬ НОВОСТЕЙ

№5(12) 2012 год

 

Главные темы:

-        Суда возвращаются под российский флаг

-        Министр транспорта выступил за создание общественных обрабатывающих мощностей в российских портах

-        «Росморпорт» приступит к строительству порта в Тамани

-        ОСК на острове Котлин построит «Ново-Адмиралтейскую верфь»

-        Припортовые железнодорожные станции могут отдать в управление портам

 

ВЛАСТЬ/ЭКОНОМИКА

Внутренний водный транспорт постепенно выходит из кризиса

С 2010 года наметились позитивные тенденции в росте транспортной работы внутреннего водного транспорта. Объем перевозок грузов в 2011 году вырос в сравнении в 2010 г. более чем на 20 процентов. Постепенно выходит из кризиса грузовая работа в речных портах. Об этом сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая 27 марта, на расширенной коллегии Минтранса.

«Благодаря увеличению государственной поддержки содержания внутренних водных путей удалось переломить ситуацию с неудовлетворительным и опасным техническим состоянием судоходных гидротехнических сооружений. Из 335 сооружений опасными остаются три, а в неудовлетворительном техническом состоянии - 51 объект. Однако, настораживает ежегодный за последние три года рост на 11 % количества ГТС с пониженным уровнем безопасности», - отметил министр.

«Важным итогом года на водном транспорте стало принятие федерального закона, направленного на поддержку отечественного судостроения и судоходства. Закон устанавливает экономический режим для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Российском международном реестре судов, соизмеримый с соответствующими режимами наиболее привлекательных в этом смысле флагов. Существенным образом расширена сфера применения Российского международного реестра судов: в реестре теперь могут регистрироваться и суда, не совершающие международных рейсов, и суда, предназначенные для выполнения гидротехнических работ, и суда, являющиеся буровыми установками», - подчеркнул Левитин.

По состоянию на 7 ноября 2011 г. в Российском международном реестре судов было зарегистрировано 337 судов, на 22 марта 2012 г. – 407 судов. За последние четыре месяца зарегистрировано 70 судов, количество зарегистрированных судов увеличилось на 20,7%. Следует отметить, что сам факт разработки данного закона сыграл определяющую роль в принятии российскими судоходными компаниями инвестиционного решения о строительстве новых грузовых и пассажирских судов на отечественных судоверфях, которые по завершении постройки будут зарегистрированы в Российском международном реестре судов под Государственный флаг Российской Федерации.

 

Суда возвращаются под российский флаг

С начала текущего года в российском международном реестре морских судов зарегистрировалось 51 судно. Многие перешли из открытых реестров – оффшорных морских зон. Об этом сообщил журналистам заместитель министра транспорта России Виктор Олерский.

Мальту, например, «покинуло» больше 20 судов «2005-2012 года рождения», уточнил замминистра, отметив, что «это говорит о том, что наш флаг стал привлекательным для судовладельцев».

Сегодня Россия кроме выгодных экономических условий плавания еще и обеспечивает надежную защиту экипажей от пиратов. Наши корабли несут вахту в тех водах, где возможен захват судов.

 

В настоящее время проводится работа над пакетом поправок к закону "О морских портах"

Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский заявил, что в настоящее время проводится большая работа над пакетом поправок к закону "О морских портах", где, в том числе, есть раздел, касающийся железнодорожного транспорта, сообщила пресс-служба ОАО "РЖД".

В. Олерский также предложил перевозчику провести совместное обсуждение по этой теме.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов, в свою очередь, также подчеркнул важность упорядочивания законодательства в обеих сферах. По его словам, необходимо сделать соответствующие выводы из ситуации, сложившейся с погрузкой в феврале текущего года, и учесть их в поправках в нормативные акты.

 

Пошлина на экспорт нефти из РФ с 1 апреля вырастет на $49,5 - до $460,7 за тонну

Экспортная пошлина на нефть из России с 1 апреля 2012 года повысится на 49,5 доллара - до 460,7 доллара за тонну с 411,2 доллара за тонну в марте, соответствующее распоряжение размещено на сайте правительства РФ.

Льготная экспортная пошлина на нефть для ряда месторождений Восточной Сибири и Северного Каспия с 1 апреля повысится на 37,1 доллара - до 241,5 доллара за тонну с 204,4 доллара за тонну в марте.
Унифицированная ставка экспортной пошлины на нефтепродукты в апреле составит 304 доллара против 271,4 доллара в марте, повышенная экспортная пошлина на бензин - 414,6 доллара против мартовских 370,1 доллара.

Пошлина на пропан, бутан, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен и прочие сжиженные газы составит с 1 апреля 158,6 доллара за тонну против 157,3 доллара в марте.

Система расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты "60-66" введена в РФ с 1 октября 2011 года. Новая формула расчета пошлины на нефть учитывает не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 доллара за тонну, а 60%. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, при этом сохраняется повышенный уровень пошлины на экспорт бензина - 90% от пошлины на нефть. С 2015 года ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты будут повышены до уровня пошлины на сырую нефть.

 

Допаттестацию судоводителя в случае смены категории управления судном в РФ могут отменить

Министерствам чрезвычайных ситуаций (МЧС), экономического развития и транспорта России поручено подготовить в апреле 2012 года доклад в правительство Российской Федерации о результатах проработки вопроса целесообразности установления единых минимально необходимых требований, предъявляемых к заявителям вне зависимости от района плавания, а также об исключении необходимости проведения дополнительной аттестации судоводителя в случае смены категории управления судном, если в дальнейшем предполагается управлять менее сложным в эксплуатации судном.

Об этом говорится в плане мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере деятельности МЧС РФ. План утвержден распоряжением правительства РФ от 15 марта 2012 года.

 

ПОРТЫ

Министр транспорта выступил за создание общественных обрабатывающих мощностей в российских портах

Министр транспорта РФ Игорь Левитин выступая, 27 марта, на расширенной коллегии Минтранса, выступил с предложением о создании общественных обрабатывающих мощностей в морских портах России, чтобы устранить случаи нерыночной конкуренции.

«Особое внимание нужно обратить на развитие транспортных узлов, - сказал министр в своем докладе на коллеги. Одним из узких мест являются автомобильные и железнодорожные подходы к морским портам. И здесь необходимо выйти на совершенствование логистики и организации взаимодействия всех видов транспорта. Это станет приоритетом транспортной политики в 2012 году».

«Также нужно обратиться к развитию терминальных мощностей. После акционирования портов в некоторых регионах сложилась ситуация, когда владельцы портов являются одновременно и грузовладельцами. Используя свое монопольное положение, они применяют меры нерыночной конкуренции и создают искусственный дефицит обрабатывающих мощностей порта. В этой ситуации представляется целесообразным рассмотреть вопрос о создании дополнительных мощностей для обеспечения необходимого уровня конкуренции. Необходимо выйти на строительство публичных мощностей для всех грузоотправителей», - заключил Игорь Левитин.

 

Путин запустил вторую очередь Балтийской трубопроводной системы

Глава российского правительства Владимир Путин посетил порт Усть-Луга в Ленинградской области, где, нажав символическую кнопку, в тестовом режиме запустил вторую очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).

Генеральный директор ООО «Спецморнефтепорт» Усть-Луга Денис Сумачев доложил премьеру, что в настоящее время в рамках реализации проекта строительства второй очереди БТС завершены все строительно-монтажные работы, а также получены необходимые согласования надзорных инстанций.

Путин в рамках тестового запуска БТС-2 нажал символическую кнопку, после чего началась отгрузка нефти на танкер «Невский проспект», который планируется отправить в пятницу из порта Усть-Луга (конечная точка БТС-2).

Как уточнил официальный представитель ОАО «АК «Транснефть» Игорь Демин, следующий танкер с экспортной нефтью планируется отправить из порта Усть-Луга 26 марта.

Как ранее сообщил замминистра энергетики РФ Юрий Сентюрин, объем поставок нефти на экспорт по БТС-2 через порт Усть-Луга во втором квартале 2012 года может составить 3 млн 600 тыс. тонн.

Проект БТС-2 направлен на обеспечение надежных поставок нефти в европейском направлении через порт Усть-Луга в Финском заливе. В рамках проекта построен магистральный трубопровод длиной в тысячу километров и мощностью до 30 млн тонн нефти в год, две нефтеперекачивающие станции (НПС), а также нефтебаза «Усть-Луга», реконструированы действующие НПС «Унеча» и «Андреаполь»

 

«Росатом» рассматривает возможность создания в одном из портов Дальнего Востока уранового терминала

Корпорация «Росатом» рассматривает возможность создания в одном из портов Дальнего Востока базу по перевалке урана в Японию. Об этом говорится в материалах корпорации со ссылкой на слова главы «Росатома» Сергея Кириенко, сказанные в ходе брифинга.

«У нас был очень интересный проект, который, я думаю, мы сможем сейчас обсудить о создании дополнительного транспортного коридора, потому что сегодня у нас был довольно сложный транспортный коридор поставки. Мы отрабатываем с японскими партнерами возможность в одном из дальневосточных портов сформировать специальную базу, которая будет позволять прямую отправку материалов, причем, как наших, так и... Речь идет в первую очередь о природном уране», - сказал Кириенко.

По его словам, в качестве партнера в этом проекте выступают казахстанские предприятия «Казатомпром», поскольку этим же маршрутом довольно удобно можно отправлять и казахстанский уран, добываемый, в том числе, японскими компаниями на территории этой страны. «Вот такой транспортный модуль может представлять серьезный интерес», - подытожил Кириенко.

 

ФАС разрешила "Мечел-Трансу" купить 100% порта Ванино

ФАС РФ разрешила ООО "Мечел-Транс" приобрести 100% акций ОАО "Ванинский морской торговый порт", крупнейшей в Хабаровском крае стивидорной компании, сообщило ведомство.

История с приватизацией порта Ванино продолжается с мая 2011 года - тогда в аукционе по продаже 55% уставного капитала порта победило малоизвестное ООО "Сэлтехстрой", принадлежащее внуку Анастаса Микояна Ивану. Компания предложила за актив наибольшую цену - 10,8 миллиарда рублей при стартовой стоимости в 934 миллиона рублей, однако так и не оплатила приобретенные акции, и аукцион был признан несостоявшимся. Сейчас между Росимуществом и "Сэлтехстроем" идет судебное разбирательство.

"С учетом представленных по ходатайству сведений и информации, а также при условии соблюдения процедуры, установленной федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ФАС России приняла решение об удовлетворении данного ходатайства", - говорится в сообщении ФАС.

Ранее, в конце января, ФАС удовлетворила аналогичное ходатайство UCL Holding Владимира Лисина, участвовавшего и в первом аукционе по приватизации порта Ванино.

"Мечел-Транс", входящий в группу "Мечел", ранее никогда не претендовал на данный актив.

В "Мечеле" официально отказались комментировать условия, на которых компания будет участвовать в торгах.

Аукцион по продаже 55% уставного капитала (73% обыкновенных акций) порта Ванино состоялся 19 мая 2011 года. На актив претендовали 14 компаний, в том числе "Сибуглемет", СУЭК, En+ Group Олега Дерипаски и UCLH. По неофициальным данным, среди претендентов были и структуры ОАО "РЖД".

Глава департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров в феврале сообщил, что повторные торги по продаже порта Ванино могут состояться уже нынешней весной. В середине марта он же сообщал, что сделка по продаже госпакета порта "Ванино" находится в большой степени готовности, однако "ВТБ Капитал", который является консультантом, пока не предоставил свой отчет.

ОАО "Ванинский морской торговый порт" - крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания, предоставляющая погрузочно-разгрузочные и сопутствующие транспортно-экспедиционные услуги. Основной владелец компании в настоящее время - государство (55% акций), En+ Group Олега Дерипаски владеет 28% акций. Грузооборот компании в 2011 году составил 5,9 миллиона тонн.

 

Круизные порты Черного моря объединяются под единым брендом

13 марта в ходе международной выставки «Cruise Shipping Miami 2012» в г. Майами, США, состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между крупнейшими круизными портами Черноморского региона в рамках маркетингового проекта «Cruise Black Sea».

Как сообщает пресс-службе Одесского морского торгового порта, документ подписали представители трех украинских портов - Одесса, Севастополь, Керчь, двух турецких - Стамбул, Синоп, а также портов Бургас (Болгария) и Батуми (Грузия).

Свою поддержку данного шага показали Вице-президент по коммерческому развитию компании «Royal Caribbean Cruises Ltd» Джон Терсек и Председатель Правительства АР Аджария Леван Варшаломидзе.

Меморандум предусматривает, в частности, возобновление деятельности рабочей группы проекта «Cruise Black Sea», а также координацию совместных усилий подписантов по продвижению черноморского направления на международном рынке круизных перевозок в качестве единого бренда.

Ежегодная международная выставка «Cruise Shipping Miami» пользуется репутацией мирового круизного форума № 1. В этом году порты Черного моря были представлены на выставке единым объединенным стендом.

 

«Росморпорт» приступит к строительству порта в Тамани

Строительство сухогрузного района морского порта Тамани входит в планы компании «Росморпорт» на ближайшие годы. В 2012 году должно закончиться проектирование порта, а строительство намечено на период 2012 – 2015 гг. Об этом заявил Андрей Лаврищев, генеральный директор ФГУП «Росморпорт», выступая на расширенном заседании совета Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота).

«В июне этого года мы должны закончить строительство грузового района порта Сочи. Также в наших планах на этот год начало строительства двух крупных портов: это сухогрузный район порта Тамань на Таманском полуострове и морской порт в районе поселка Сабета для обеспечения вывоза углеводородов с полуострова Ямал», - сказал Лаврищев.

 

СУДОХОДСТВО

Новый проект закона оставит в прошлом термин «незаходное судно»

В Росрыболовстве готовится проект закона, который может оставить в прошлом термин «незаходное судно», такая информация прозвучала на заседании коллегии ведомства.

Промысловый флот, который был построен, приобретён или модернизирован за рубежом, обязан при входе в российский порт заплатить пошлину и НДС в размере чуть ли не половины стоимости судна. В связи с этим только на Северном бассейне 71 траулер не выгружается на отечественном берегу. Это почти половина незаходных судов по России. Общий ущерб от действующих правил, по словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего - десятки миллиардов рублей.

 

Ространснадзор запретил эксплуатацию 200 речных судов

После гибели "Булгарии" Ространснадзор запретил эксплуатацию почти 200 речных судов, состояние которых не соответствует требованиям безопасности.

"В настоящее время такие суда как "Булгария" служат предметом наживы как собственников, — это (в случае "Булгарии") "Камское речное пароходство", так и многочисленных арендаторов", — заявил глава Ространснадзора Александр Касьянов, во время своего выступления на итоговой коллегии ведомства.

Он также подчеркнул, что неоднократно отмечены случаи, когда были обнаружены серьезные нарушения на теплоходах, состояние которых, в соответствии с результатами ранее проведенных проверок, считалось удовлетворительным. "Поэтому в 190 случаях были приняты меры о запрете движения таких судов", — пояснил глава Ространснадзора.

Касьянов напомнил и о еще одном крупном ЧП с речным судном, произощедшем в 2011 году — пожаре на теплоходе "Сергей Абрамов" в Москве.

"В ходе навигации 2011 года "Сергей Абрамов" проверялся трижды, в том числе с участием прокуратуры, однако это не заставило судовладельца и экипаж выполнить требования в области безопасности", — сообщил Касьянов.

По его данным, крупные трагедии, случившиеся на морских и речных судах в прошлом году, увеличили число погибших в них на 151 человека по сравнению с 2010 годом. При этом он уверен, что значительное количество потенциальных аварий было предотвращено контрольными действиями инспекторов Ространснадзора и запретами на эксплуатацию аварийных кораблей.

 

Российские страховые полисы для судов могут перестать принимать за границей

С 1 января 2012 г вступила в силу Директива Евросоюза №2009/20ЕС по страхованию морских рисков, которую зачастую не соблюдают отечественные страховщики. Согласно этому документу «при заходах в порты ЕС ответственность владельцев судов, валовая вместимость которых превышает 300 тонн, должна быть надлежащим образом застрахована на стандартных условиях международной Группы P&I – клубов (клубов взаимного страхования) с лимитами ответственности, установленными международной Конвенцией об ограничении ответственности по морским требованиям».

На сегодня полисы страхования судов зачастую не соответствуют новым европейским требованиям. «Если российское законодательство не будет приведено в соответствии с правилами ЕС, то российские страховые полисы могут перестать принимать в Европе», – считает Денис Ковалев, замдиректора департамента морского страхования ОАО ГСК «Югория». В таком случае полис перестанет быть гарантией выплат, и спасатели могут потребовать оплаты работ.
По мнению Владимира Морковкина, управляющего партнера Адвакатского бюро «Юринфлот-СПб», отечественное морское страховое законодательство не соответствует современным требованиям, что вызывает нарекания у наших и иностранных судовладельцев. К тому же практика выплат показывает, что при кораблекрушении страховая компания может необоснованно отказать в выплате. Судебные иски могут длится несколько лет, что приводит к прекращению работы судна и крупным убыткам его владельцу. По словам Алексея Гетманова, представителя норвежской компании AS FARSIL сегодня во всех портах мира стоят ржавые российские суда. Отказы в выплатах по полисам от иностранных страховщиков, в свою очередь, редки.
Проблемы в российском морском страховании связаны с отсутствием унифицированных правил страхования и единого толкования морского законодательства. Одной из причин отказа в выплате страхового возмещения по договору является «грубая неосторожность страхователя». Но трактуют это понятие страховые компании по-разному.

 

СУДОСТРОЕНИЕ

ОСК и РОСНАНО определили проекты сотрудничества

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и РОСНАНО утвердили план взаимодействия по построение в России конкурентоспособной нанотехнологической судостроительной индустрии.

Как сообщает пресс-служба ОСК, план утвердили председатель правления ОАО «РОСНАНО» Анатолий Чубайс и президента ОСК Роман Троценко.

Стороны сформировали совместную рабочую группу, в состав которой вошли руководители ряда нанотехнологических проектов РОСНАНО, специалисты инновационного блока и главные конструкторы проектно-конструкторских бюро ОСК.

В ближайшие два месяца рабочей группе поручено определить общие технические требования к продукции наноиндустрии для использования в судостроении и проработать возможности применения на производствах ОСК продукции проектных компаний РОСНАНО.

Среди первоочередных направлений сотрудничества - продолжение программы внедрения в судостроении материалов на основе углеродных волокон, внедрение в отрасли солнечных и литий-ионных аккумуляторных батарей с возможным использованием суперконденсаторов, проработка использования нанопокрытий различного назначения, электрохимических элементов и различных видов специальных резин.

 

ОСК на острове Котлин построит «Ново-Адмиралтейскую верфь»

В 2012 году на южном берегу острова Котлин намечается начать строительство «Ново-Адмиралтейской верфи», способную строить десятки судов в год по заказам российских и иностранных компаний. Под новое строительство отведена территория в 250 гектаров.

Как сообщается в материалах Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в настоящее время идет согласование необходимых документов с администрацией Санкт-Петербурга. Предварительные расчеты показывают, что затраты от запланированной первоначально суммы в 2 млрд. долларов, могут быть существенно снижены. В ближайшее время планируется начать работы по отсыпке грунта на участке, выделенном под возведение причалов и цехов.

 

СМЕЖНИКИ – РЖД

Припортовые железнодорожные станции могут отдать в управление портам

О возможности передачи припортовых железнодорожных станций в собственность или концессию портам заявил министр транспорта Игорь Левитин.

«Мне кажется, что такие припортовые станции все-таки должны быть не у железной дороги в собственности. Они должны быть в концессии у морского порта или в его собственности. Потому что, по сути, это тыловая граница порта, и управлять оттуда должны моряки, а железнодорожники должны подвозить туда грузы», – объяснил он. Это инициатива министра, пока она обсуждается на уровне идеи, механизм передачи станций портам не проработан, отметил сотрудник Минтранса (представитель министерства комментировать слова министра не стал).

По словам И. Левитина, первым инфраструктурные объекты может получить НМТП, а затем практика может быть распространена на другие порты. «Мы сейчас делаем для Новороссийского морского порта отдельный парк, а также строим большую железнодорожную станцию, которая будет работать на Тамань», – привел пример И. Левитин. Речь идет о строительстве проекта «Парк Б» и железнодорожной станции «9-й км» Северо-Кавказской железной дороги, объясняет сотрудник Минтранса: станция строится на деньги РЖД (инвестиции — 11,3 млрд руб.), а Парк Б — за счет федерального бюджета, но предполагалось, что оба объекта будут в собственности РЖД.

Парк Б планируется ввести в 2015-2016 гг., его пропускная способность – 50 млн т. «9-й км» должен быть запущен в 2013 г. и будет самой крупной станцией в России пропускной способностью в 150 млн т в год; она будет работать «на развилке» – как на порт Новороссийск, так и на Тамань, отмечает чиновник Минтранса, которого цитирует газета «Ведомости».

 

РЖД запретили отправку вагонов под погрузку без заявки по всей РФ, кроме юга

ОАО "РЖД" распространило запрет на отправку порожних вагонов на ту или иную станцию без заявки на перевозку грузов на всей своей сети, кроме Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД), говорится в телеграмме РЖД.

Как сообщалось ранее, с 1 февраля перевозчик приступил к реализации соответствующего приказа Министерства транспорта (Минтранс) РФ на шести своих дорогах, где был установлен контроль приема к перевозке порожних полувагонов.

Как предполагали разработчики документа, требование согласованной заявки гарантирует, что вагон направляется адресно и будет в дальнейшем участвовать в последующих перевозках, а не стоять в ожидании загрузки, занимая станционные пути в регионах с большим объемом перевозок. При этом президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин выражал убеждение, что эти меры повысят эффективность перевозок и качество обслуживания грузовладельцев.

Правила адресации порожних вагонов в основном были необходимы для ликвидации скопления вагонов, возникавшего у крупных грузовладельцев – угольщиков, металлургов, нефтяников, горняков.

 

В Бюллетене использована авторская информация издательства «Морские вести России», а также с сайтов Президента РФ, Председателя Правительства РФ, ГД РФ, Минтранс, Российская газета, Росморречфлот, ИТАР-ТАСС, РИА Новости, ИА Regnum, агентство Прайм и других.

 

Все новости, включая самые последние, на сайте издательства «Морские вести России» www.morvesti.ru

 

Телефоны: (495) 366-62-55, (495) 365-47-22

Подписка: (495) 365-47-22 podpiska@morvesti.ru.


Возврат к списку