- Морские вести России

Транспортное дело России

Журнал «Транспортное дело России» является научным изданием с многолетней историей. Журнал зарегистрирован в 1998 году, Свидетельство о регистрации средства массовой информации № 017611 от 19 мая 1998 г.

С 2003 года журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Перечень ВАК).

Формат журнала А-4, печать черно-белая, тираж 1000 экземпляров, режим выхода один раз в два месяца, всего 6 выпусков в год.

ISSN 2072 - 8689

Распространение производится по подписке в редакции, а также по каталогу Агентства Роспечать (подписной индекс 36871).

Содержание №6 (133) (2017)

Экономика

УДК 338.2

Оценка транспортного комплекса Восточной экономической зоны Якутии

Статья по результатам исследований, выполненных в рамках НИР «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Восточной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» в рамках программы ком-плексных научных исследований по государственному контракту №5329 от 07.08.2017. Разработаны рекомендации по рациональному использованию имеющейся транспортной системы, позволяющих обеспечить технологически возможную непрерывность перевозочного процесса на всем пути следования грузов и пассажиров «от двери до двери». Получены следующие результаты: исследованы эксплуатационные характеристики автомобильного, внутреннего водного и воздушного транспорта; исследовано состояние дорожного хозяйства и его развитие за последние 16-30 лет; рассмотрена логистика завоза грузов различными видами транспорта; дана оценка роли ВЭЗ как района, имеющего транспортно-транзитный потенциал; научно обоснованы обозначенные в Стратегии социально-экономического развития РС (Якутия) проекты (по строительству дорог).

Ключевые слова: транспортная сеть, транспортный комплекс, транспортная инфраструктура, транспортное средство.

Филиппов Д.В., к.э.н., декан автодорожного факультета ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», e-mail: fil_dv@mail.ru

Попов А.С., к.т.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта и автосервис» автодорожного факультета ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», e-mail: yakru@yandex.ru

Кардашевская А.А., магистрант ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», e-mail: kardaelka@mail.ru

Assessment of the transport complex of the Eastern Economic Zone of Yakutia

The article is based on the results of the research carried out within the framework of the research program «Assessment, main trends of changes in the natural and socio-economic status, human potential of the Eastern Economic Zone of the Republic of Sakha (Yakutia)» as part of the comprehensive research program under the state contract No. 5329 of 07.08.2017. The recommendations on the rational use of the existing transport system have been developed, which make it possible to provide a technologically possible continuity of the transpiration process along the entire route of the goods and passengers «from door to door». The following results were obtained: the operational characteristics of automobile, inland water and air transport; the state of the road economy and its development over the last 16-30 years have been studied; logistics of delivery of cargoes by various types of transport; the role of the VEZ as an area with a transport and transit potential is assessed; scientifically substantiated projects (on road construction), outlined in the Strategy for Social and Economic Development of the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords: transport network; transport complex; transport infrastructure; vehicle.

Filippov D., Ph.D., assistant professor of the road-transport faculty, FSEI HE «North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov», e-mail: fil_dv@mail.ru

Popov A., Ph.D., assistant professor of Operation of motor transport and car-care center chair of the road-transport faculty, FSEI HE «North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov», e-mail: yakru@yandex.ru

Kardashevskaya A., The post-graduate student FSEI HE «North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov», e-mail: kardaelka@mail.ru


Экономика

УДК 004.891

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №15-07-02935 А

Использование экономико-математической экспертной системы поддержки принятия решений по управлению изменениями проектов в промышленности

В статье показано, что в настоящее время разработка новых продуктов и технологий происходит в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности. Реализуемые на промышленных предприятиях инновационные проекты подвергаются воздействию как внешних, так и внутренних факторов, которые могут рассматриваться в качестве источников их изменений. Управление инновационными проектами в промышленности также усложняется наличием рядом перечисленных в статье специфических особенностей. В статье представлена архитектура экономико-математической экспертной системы поддержки принятия решений для управления изменениями сложного проекта и реализующей, в том числе, алгоритмы построения комплексной логико-временной модели проекта и формирования для него динамической системы ключевых показателей. Данные показатели могут быть использованы для поддержки принятия решений по управлению проектами.Представлены результаты анализа и классификации источников изменений сложных проектов с точки зрения их влияния на параметры проекта. Описана процедура поддержки принятия решений по выбору групп инструментов управления проектами различных уровней. Данная процедура основана на показателях, характеризующих результаты этапов проекта с точки зрения влияния на последующие этапы и конечный результат, а также двух системах нечетких продукционных правил, позволяющих осуществлять выбор указанных инструментов как на этапе планирования, так и на этапе мониторинга проекта. Предложена методика использования разработанной экономико-математической экспертной системы поддержки принятия решений по управлению изменениями проекта. Применение указанной системы позволит повысить эффективность реализации как отдельных этапов проекта, так и всего сложного инновационного проекта в целом.

Ключевые слова: инновационный проект, управление изменениями проектов, экспертная система поддержки принятия решений, источники (факторы), вызывающие необходимость изменений проекта.

Какатунова Т.В., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Менеджмент и информационные технологии в экономике», филиал ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, e-mail: tatjank@yandex.ru

Офицеров А.В., аспирант филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, e-mail: ofitserov81@inbox.ru

Гимаров В.В., к.эн., доцент кафедры «Менеджмент и информационные технологии в экономике», филиал ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, e-mail: 0208margarita@bk.ru

The research was accomplished with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the scientific project No. 15-07-02935 A

Use of economic-mathematical expert decision support system for managing changes in projects in industry

It is shown in the article that nowadays the development of new products and technologies takes place in conditions characterized by a high degree of uncertainty.Innovative projects implemented at industrial enterprises are exposed to both external and internal factors that may be considered as the sources of their changes.Management of innovative projects in the industry is also complicated due to the presence of a number of specific features listed in the article. The article describes the architecture of the economic and mathematical expert decision support system for managing complex project changes of a complex project. This system implements algorithms for constructing an integrated logical-temporal model of the project and forming a dynamic system of key indicators for it, which can be used to support decision making in project management.The results of the analysis and classification of sources of changes in complex projects are presented in terms of their impact on project parameters.The procedure of decision support for the selection of groups of project management tools at various levels is described.This procedure is based on indicators characterizing the results of the stages of a project in terms of the impact on subsequent stages and the final result, as well as on two systems of fuzzy production rules that promote the selection of these tools, both at the stage of planning and at the project stage of monitoring. The methodology of using the created economic-mathematical expert decision support systemfor project change managing the changes in projects is proposed.The application of the system described will increase the efficiency of implementation of individual steps of the project and of the entire complex innovative project in general.

Keywords: innovative project, project change management, expert decision support system, sources (factors), causing the need for project changes.

Kakatunova T., Doctor of Economics, professor, professor of the Management and information technologies in economics chair, FSEI HE «National Research University «MPEI», Smolensk branch, e-mail: tatjank@yandex.ru

Oficerov A., the post-graduate student, FSEI HE «National Research University «MPEI», Smolensk branch, e-mail: ofitserov81@inbox.ru

Gimarov V., Ph.D., associate professor of the Management and information technologies in economics chair, FSEI HE «National Research University «MPEI», Smolensk branch, e-mail: 0208margarita@bk.ru


Экономика

УДК 338

Модель оценки влияния квалификации машинистов на эффективность управления бизнес-процессами

В статье анализируются проблемы устойчивого развития железнодорожного предприятия. Рассматривается роль рационального управления человеческими ресурсами в повышении устойчивости развития предприятия железнодорожного транспорта. Предложены модель оценки влияния квалификации машинистовна производительность труда и эффективность управления бизнес-процессами.

Ключевые слова: устойчивое развитие, ресурсосбережение, профессиональная надежность, работники локомотивных бригад, ключевые показатели эффективности

Гришина Н.В., старший преподаватель кафедры «Международный бизнес», ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», e-mail: NaDi249@yandex.ru

Перебатова Е.А., к.э.н., доцент кафедры «Международный бизнес», ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», e-mail: perebatova@mail.ru

Model for assessing the impact of training operators on the business processes effective management

The article analyzes the problems of sustainable development of the railway enterprise. It considers the role of rational management of human resources in enhancing the sustainability of the development of the railway transport enterprise. The influence of the qualification of locomotive crews on their labor productivity and efficiency of business process management is analyzed. A model for assessing the impact of the machinists’ qualifications on their labor productivity and the effectiveness of managing business processes is proposed.

Keywords: sustainable development, resource saving, professional reliability, locomotive crews, key performance indicators.

Grishina N., senior lecturer of the International business chair, FSEI HE «Russian University of Transport» (RUT – MIIT)», e-mail: NaDi249@yandex.ru

Perebatova E., Ph.D., associate professor of the International business chair, FSEI HE «Russian University of Transport» (RUT – MIIT)», e-mail: perebatova@mail.ru


Экономика

УДК 332.14

Особенности разработки программы обеспечения экономической безопасности регионов и крупных городов

Приведены результаты анализа основных тенденций социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Обоснована структура программы обеспечения экономической безопасности регионов и крупных городов, ориентированной на реализацию разработанных стратегий экономической безопасности, и предложена процедура ее разработки. Предложены показатели опасной ситуации и показатели экономической безопасности регионов и крупных городов.

Ключевые слова:программа обеспечения экономической безопасности регионов и крупных городов, стратегии экономической безопасности; показатели опасной ситуации и показатели экономической безопасности регионов и крупных городов.

Беспамятнов Р.В., аспирант Института региональных экономических исследований, e-mail: tatjank@yandex.ru

Features of the development of a program to ensure the economic security of regions and major cities

The results of the analysis of the main trends in the socio-economic development of the subjects of the Russian Federation were cited. The structure of the program to ensure the economic security of the regions and major cities, focused on the implementation of developed economic security strategies, was justified and the procedure for its development was proposed. Indicators of a dangerous situation and indicators of economic security of regions and major cities were proposed.

Keywords: program of economic security of regions and large cities, economic security strategy; indicators of a dangerous situation and indicators of economic security of regions and large cities.

Bespamyatnov R., the post-graduate student, Institute of Regional Economic Studies, e-mail: tatjank@yandex.ru


Экономика

УДК 330

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №16-07-00491А

Организационный механизм управления мультипроектами в промышленности

В статье проанализировано современное состояние развития российское металлургии, обоснована необходимость комплексной реализации инновационных проектов на всех этапах технологической цепи создания новой металлопродукции, а также предложен организационный механизм управления крупными мультипроектами по развитию металлургической отрасли.

Ключевые слова: металлургия, мультипроект, субпроект, технологическая цепь создания металлопродукции.

Масютин С.А., д.э.н., профессор, заместитель Председателя правления концерна «Русэлпром»

Селявский Ю.В., аспирант кафедры «Менеджмент и информационные технологии в экономике» филиала ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

Куксин Р.П., к.э.н., доцент, генеральный директор ООО «Атлантик Компани»

The research was accomplished with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research in the framework of the scientific project No. 16-07-00491 A

Organizational mechanism of managing multiprojects in industry

In the article the current state of Russian metallurgy developmentis analyzed, the need of complex implementingthe innovative projects at all stages of the technological chain of new metal product creation is substantiated, andthe organizational mechanism of managing large multiprojects for the metallurgical industry development is proposed.

Keywords: metallurgy, multiproject, subproject, technological chain of metal product creation.

Masyutin S., Doctor of Economics, professor, Deputy Chairman of the Board of the Concern «Ruselprom»

Selyavskiy Y., the post-graduate student, Management and Information Technology in Economics chair, FSEI HE «National Research University «MPEI», Smolensk branch

Kuksin R., Ph.D., assistant professor, general director of the Atlantic company, LLC


Экономика

УДК 001.891.573

Моделирование парной регрессии и проверка её качества на основе анализа

В ходе проведения исследования на доказательство теории парной регрессии объясняется сама теория и можно утверждать, что теория доказана экспериментально с помощью анализа математических моделей линейной и экспоненциальной регрессий. В процессе проведения исследования использовались методы проверки значимости уравнений регрессии для каждой из моделей, определялся доверительный интервал для точного значения параметров, построен точечный и интервальный прогноз для значенийпараметров экспоненциальной регрессии. Также, в ходе исследования подтверждено, что линейное уравнение значимо при обоих значениях б. Экспоненциальное уравнение значимо при обоих значениях б. Экспоненциальная модель дает меньшую погрешность.

Ключевые слова: анализ парной регрессии, математическое моделирование, линейная и экспоненциальная регрессии.

Занин А.В., студент 2 курса магистратуры, кафедра «Нефтегазовое дело, стандартизация и метрология», ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»

Квасов И.Н., к.э.н., декан факультета «Транспорт нефти и газа», ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»

Model operation of pair regression and check of its quality on the basis of the analysis

During a research on the proof of the theory of pair regression the theory speaks and it is possible to claim that the theory is proved experimentally by means of the analysis of mathematical models of the linear and exponential regressions. In the course of carrying out a research methods of check of a significance of the equations of regression for each of models were used, the fiducial interval for precise value of parameters was defined, the pointwise and interval forecast for values of parameters of exponential regression is constructed. Also, during the research it is confirmed that the simple equation is significant at both values б. The exponential equation is significant at both values б. The exponential model gives a smaller error.

Keywords: analysis of pair regression, mathematical model operation, the linear and exponential regressions.

Zanin A., second-year- student of the magistrature, FSEI HE « Omsk State Technical University»

Kvasov I., Ph.D., dean of the Transport of oil and gas faculty, FSEI HE « Omsk State Technical University»


Экономика

УДК 331.003.12:656.2

Сравнительный анализ эффективности использования производственных ресурсов на железнодорожном транспорте различных стран

Статья посвящена проблеме оценки эффективности использования производственных ресурсов на железнодорожном транспорте. В статье проводится сравнительный анализ отдельных показателей эффективности использования ресурсов в страновом разрезе, а также проводится комплексная сравнительная оценка эффективности с использованием производственных функций. На основе сформированных рейтингов обосновывается необходимость сбалансированного использования ресурсов на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Ключевые слова: производственные ресурсы, сбалансированное использование ресурсов, производственные функции, показатели эффективности, производительность.

Фроловичев А.И., старший преподаватель кафедры «Математика», ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)», e-mail: a.frolovichev@myief.ru

Comparative analysis of efficiency of use of production resources on railway transport of various countries

The article is devoted to the problem of performance evaluation of railway’s production resources utilization. A comparison study of some performance indicators of resources utilization in different countries is carried out here. The concept of production functions is considered for conducting a comparison performance assessment. The necessity of balanced utilization of resources on Russian railways is justified on the ground of defined country’s rating in the article.

Keywords: production resources, balanced utilization of resources, production functions, performance indicators, productivity.

Frolovitchev A., senior lecturer, Mathematic chair, FSEI HE «Russian University of Transport» (RUT – MIIT)»


Экономика

УДК 338.47

Формирование показателей оценки эффективности работы транспортной компании

Повышение эффективности и качества доставки грузов является важнейшей задачей, решение которой поможет российским транспортным компаниям усилить свою конкурентоспособность на мировом рынке. На современном этапе развития российского бизнеса проблема оценки эффективности транспортных предприятий стоит очень остро. В статье представлен краткий обзор литературы по вопросам формирования критериев оценки ключевых показателей эффективности транспортной компании. Рассмотрены примеры применения данных показателей на практике, а также была предпринята попытка выделить из общей группы и систематизировать показатели, которые возможно применить в транспортной компании. В статье рассмотрены основные проблемы применения ключевых показателей эффективности, также представлены возможные ограничения, влияющие на показатели эффективности.

Ключевые слова: транспортировка, ключевые показатели эффективности, ограничения.

Бажина Д.Б., преподаватель НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, e-mail: cheefa@inbox.ru

Поваров Г.В., д.э.н, профессор, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: kaf_upvt@gumrf.ru

The development of indicators for the performance of transport companies

Improving the efficiency and quality of delivery of goods is a crucial task which could help the Russian transport companies to improve their competitive advantages in the global market. At the present stage of development of Russian business the problem of evaluation of efficiency of transport enterprises looks quite important issue. The article presents a brief review of the literature on formative assessment of key performance indicators (KPI) of a transport company. Examples of application of these indicators in practice are reviewed by authors, and it was made an attempt to exclude KPI from the general group and to systematize the indicators that may be used in the transport company. Also in the article the main problems of the application of KPI is presented possible limitations that affect these indicators.

Keywords: transportation, key performance indicators (KPI), limitations.

Bazhina D., lecturer, National Research University Higher School of Economics, Sankt-Petersburg, e-mail: cheefa@inbox.ru

Povarov G., Doctor of Economic Sciences, professor, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: kaf_upvt@gumrf.ru


Экономика

УДК 330.3

Универсальные технологии принятия управленческих решений при управлении инновационной деятельностью

Рассмотрены тенденции развития процессов управления инновационной деятельностью в условиях ускорения научно-технического прогресса. Показана взаимосвязь методов принятия управленческих решений при управлении инновационной деятельностью и методов принятия управленческих решений в менеджменте в целом. Выделены универсальные технологии управления инновационной деятельностью. Определены рациональные области применения каждой из универсальных технологий управления инновационной деятельностьюна различных этапах жизненного цикла инновации.

Ключевые слова: универсальные технологии, принятие управленческих решений, управление инновационной деятельностью.

Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, почетный работник науки и техники Российской Федерации, профессор кафедры «Менеджмент» Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России

Сурат И.Л., к.э.н., доцент кафедры «Экономика», НОЧУ ВО «Московский экономический институт»

Universal technologies of adoption of administrative decisions at management of innovative activity

Tendencies of development of processes of management of innovative activity in the conditions of acceleration of scientific and technical progress are considered. The interrelation of methods of adoption of administrative decisions at management of innovative activity is shown and methods of adoption of administrative decisions in management in general. Universal technologies of management of innovative activity are marked out. Rational scopes of each of universal technologies of management of innovative activity at various stages of life cycle of an innovation are defined.

Keywords: universal technologies, adoption of administrative decisions, management of innovative activity.

Tebekin A., Doctor of Engineering, Doctor of Economics, professor, honorary worker of science and technology of the Russian Federation, professor of the Management chair of the Moscow State Institute of International Relations (University) MFA of Russia

Surat I., Ph.D., associate professor of the Economics chair, NPEI HE «Moscow Institute of Economics»


Экономика

УДК 330.101.541

Перспективы развития транспортной системы Российской Федерации как основного фактора повышения эффективности национальной экономики в условиях глобализации

Наличие развитой транспортной системы является одним из важнейших условий функционирования и развития национальной экономики. Транспортная система государства, ее уровень развития– это важнейший показатель ее технологического и инновационного прогресса. В условиях глобализации мировой экономики и активизации международных хозяйственных связей роль транспортной системы еще больше актуализируется. Она становится не только фактором экономического роста и создания конкурентных преимуществ для национальных экономик, но и формирование высокого качества жизни населения страны.Однако, учитывая ситуацию существенного разрыва между возможностями транспортной отрасли и ее реальным состоянием, исследования тенденций и инструментов развития транспортной системы требуют дальнейшего углубления. Особого внимания требуют проблемы влияния состояния и перспектив развития транспорта на качество жизни.Целью статьи является анализ перспектив развития транспортной системы Российской Федерации как рычага национального экономического развития, способного обеспечивать устойчивое качество жизни населения и поиск механизмов их активизации в национальном развитии.

Ключевые слова: макроэкономические показатели, национальная экономика, транспортная система, влияние решений, оценка.

Осипов Д.В., к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»

Егоров С.В., аспирант, ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»

Шационок П.В., аспирант, ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»

Яшина А.С., аспирант, ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»

Perspectives of the development of the transport system of the Russian Federation as the main factor of increasing the efficiency of the national economy in the conditions of globalization

The presence of well-developed transport system is one of the most important conditions for functioning and development of the national economy. The level of development of the transport system of the state - is one of the most important features of its technological and innovative progress. In a globalizing world economy and increased international economic relations the role of the transport system more updated. It is not only a factor of economic growth and the creation of competitive advantages for national economies, but also the formation of a high quality of life of the population. However, given the situation of a significant gap between the capabilities of the transport industry and its actual state, trends and research tool for development of the transport system need to be further deepening. Require special attention the problem of influence of the state and prospects of development of transport on the quality of life. The aim of the article is to analyze the prospects for the development of the transport system of the Russian Federation as a lever for national economic development, capable of providing sustainable quality of life of the population and the search for mechanisms to activate them in national development.

Keywords: macroeconomic indicators, the national economy, the transport system, the impact of decisions evaluation.

Osipov D., Ph.D., assistant professor, FSEI HE «Russian University of Transport» (RUT – MIIT)»

Egorov S., the post-graduate student, FSEI HE «Russian University of Transport» (RUT – MIIT)»

Shatsionok P., the post-graduate student, FSEI HE «Russian University of Transport» (RUT – MIIT)»

Yashina A., the post-graduate student, FSEI HE «Russian University of Transport» (RUT – MIIT)»


Экономика

УДК 33

Формирование оптимальной инвестиционной стратегии предприятия

В статье инвестиционные стратегии рассматриваются в качестве основной составляющей стратегического управления предприятия. Исходя из этого определены основные цели стратегического управления, научные методы стратегического управления в инвестиционной деятельности предприятия, рассмотрены конкурентные стратегии, определены подстратегии, а также ведущие этапы процесса формирования инвестиционной стратегии.

Ключевые слова: стратегия, инвестиционная стратегия, стратегическое управление, инвестиционная деятельность, подстратегии.

Закревская Е.А., к.э.н., доцент кафедры «Математические методы в экономике», ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», e-mail: kattia23@rambler.ru

Хайлова Е.А., студентка 3 курса ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», e-mail: lizkhaylova@gmail.com

Formation of the optimal investment strategy of the enterprise

In the article, investment strategies are considered as the main component of the strategic management of the enterprise. Based from this, are defined the main goals of strategic management, scientific methods of strategic management in the investment activity of the enterprise, competitive strategies and sub-strategies are considered, as well as the leading stages of the investment strategy formation process.

Keywords: strategy, investment strategy, strategic management, investment activity, sub-strategies.

Zakrevskaya E., Ph.D, Associate Professor, Mathematical methods in Economics chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: kattia23@rambler.ru

Khaylova E., 3rd year student of the FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: lizkhaylova@gmail.com


Экономика

УДК 336.763

Управление рисками с использованием сделок с производными ценными бумагами

Статья посвящена проблемам проведения операций на рынке ценных бумаг с использованием производных инструментов. Кратко анализируются методы хеджирования и современное состояние рынка производных ценных бумаг Российской Федерации, описан спектр инструментов и механизмов их использования на фондовом и валютном рынках, выделены основные тренды инвестирования. Учтены действия внешних и внутренних факторов, которые также оказывают влияние на стоимость капитала при решении о выходе на фондовый рынок с производными ценными бумагами и выборе источников его финансирования. Приведена актуальная статистика по динамике стоимости акций ПАО «Сбербанк» и возможным финансовым вложениям, по источникам хеджирования рисков, а также по возможным управляемым инвестиционным затратам. Проведен анализ возможности применения стратегий хеджирования сделок фьючерсами как подхода к управлению рисками. Сделан вывод о том, что использование производных финансовых инструментов дает возможность осуществлятьснижение стоимости финансирования и повышение доходности вложений, что в комплексе представляет управляемый потенциал диверсификации вложений и рисков.

Ключевые слова: капитал; денежный рынок; инвестиции; портфель ценных бумаг; риски; инструмент финансирования; хеджирование; опцион; фьючерс; производные финансовые инструменты.

Исаева Е.А., к.э.н., доцент кафедры «Банковское дело», НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», e-mail: dipmesi@mail.ru

Бондаренко Т.Г., к.э.н., доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», e-mail: t.g.bondarenko@gmail.com

Risk management with the use of transactions with derivative securities

Article is devoted to current problems of carrying out operations on securities market with use of derivative tools. It is briefly analyzed methods of hedging and the current state of the market of derivative securities of the Russian Federation, the range of tools and mechanisms of use both instruments of the stock market, and currency is described, the main trends of similar investment are allocated. Actions of external and internal factors which also exert impact on capital cost at the decision on an entry into the stock market with derivative securities and the choice of sources of his financing are considered. The modern statistics on dynamics of value of the stock of Sberbank and possible financial investments is given to him in general, on sources of hedging of risks and also on the possible operated investment costs. On the basis of the obtained data the analysis of a possibility of application of strategy of hedging of transactions by futures as approach to risk management on them is carried out. The conclusion is drawn that use of derivatives gives the chance to carry outdepreciation of financing and increase in profitability of investments that in a complex provides the operated potential of diversification of investments and risks.

Keywords: capital; monetary market; investments; portfolio of securities; risks; instrument of financing; hedging; option; future; derivatives.

Isaeva E., Ph.D., assistant professor, Banking chair, NSEPI HE «Moscow Financial-Industrial University «Synergy», e-mail: dipmesi@mail.ru

Bondarenko T., Ph.D., assistant professor, Financial management chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: t.g.bondarenko@gmail.com


Управление

УДК 339.9

Мировой опыт реализации логистических технологий и его применение для повышения конкурентоспособности транспортных услуг

В статье рассмотрен мировой опыт крупнейших европейских транспортно-логистических компаний, раскрыто понятие «логистический центр» и рассмотрены перспективы развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на мировом рынке транспортных услуг. Также представлены основные технологии управления конкурентоспособностью на железнодорожном транспорте на основе международных транспортных коридоров и интеграции различных транспортных систем.

Ключевые слова: конкурентоспособность на транспорте, международные перевозки, контейнерные перевозки, логистический центр, международные транспортные коридоры.

Жаков В.В., доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»

Филимонова З.В., старший преподаватель кафедры «Экономика и управление на транспорте», ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)»

World experience in the implementation of logistics technologies and its application to improve the competitiveness of transport services

The article examines the world experience of the largest European transport and logistics companies, reveals the concept of a «logistics center» and discusses the prospects for the development of the Russian Federation's railway transport in the global transport services market. The main technologies of competitiveness management in railway transport on the basis of international transport corridors and the integration of various transport systems are also presented.

Keywords: transport competitiveness, international transport, container transportation, logistics center, international transport corridors.

Zhakov V., associate professor of the Economics and Management in Transport chair, FSEI HE «Russian University of Transport» (RUT – MIIT)»

Filimonova Z., senior lecturer of the Economics and Management in Transport chair, FSEI HE «Russian University of Transport» (RUT – MIIT)»


Управление

УДК 33

Социальные риски в деятельности российских компаний: методы и инструменты управления

В статье рассматриваются социальные риски и их роль в управлении предпринимательскими структурами. Профессиональные риски являются индикаторами степени социальной напряженности и уровня успешности предпринимательской среды как на локальном уровне - региональном и уровне конкретного предприятия, так и на макроуровне. Низкий уровень трудовой и производственной дисциплины, безответственность и формальное «изучение» требований охраны труда болезненно сказываются на состоянии охраны труда, деловой репутации компании. В качестве наиболее перспективной формы минимизации социальных рисков предпринимательской деятельности предлагается рассматривать корпоративную социальную ответственность и социальное партнерство.

Ключевые слова: социальные риски, профессиональные риски, социальная ответственность, риск менеджмент, социальное партнерство.

Данилова О.В., д.э.н., профессор, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», e-mail: danilovaov@yandex.ru

Social risks in the activities of Russian companies: methods and management tools

The article discusses the social risks and their role in the management of entrepreneurial structures. Occupational risks are indicators of the degree of social tension and level of success of entrepreneurial environment on local level, regional level and enterprise specific, and macro. Low labor and production discipline, irresponsibility and a formal «study» of health and safety requirements painful impact on the state of labour protection, and business reputation of the company. As the most promising form of minimizing social risks of entrepreneurship are invited to consider corporate social responsibility and social partnership.

Keywords: social risks, occupational risks, social responsibility, risk management, social partnership.

Danilova O., Doctor of Economics, Professor, FSBEI HE «Financial university under the government of the Russian Federation», e-mail: danilovaov@yandex.ru


Управление

УДК 338.2

Разработка системы мер по опережающему развитию приоритетных направлений науки и технологий

Требование по разработке системы необходимых мер для опережающего развития приоритетных направлений в науке и технологиях является одним из основных факторов успеха реализации Национальной технологической инициативы (НТИ), о создании которой Путин В.В. объявил в послании к Федеральному собранию от 4.12.2014, назвав ее приоритетной в осуществляемой политике государства. В статье дается оценка современного состояния развития технологических платформ и кластеров как основных субъектов реализации приоритетных направлений. Авторами отмечено, что существует ряд проблем, связанных со сбором и анализом статистической информации по данному вопросу.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, высокотехнологичный бизнес, механизм, кластер, технологическая платформа.

Лебединская О.Г., к.э.н., доцент кафедры «Статистика»,ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», e-mail: Lebedinskaya19@gmail.com

Тимофеев А.Г., к.э.н., доцент кафедры «Информатика»,ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», e-mail: rea101@mail.ru

Development of the system of measures on the sustainable development of priority directions to sciences and technologies

The requirement for development of the system of necessary measures for the advancing development of the priority directions in science and technologies is one of major factors of success of implementation of the National Technological Initiative (NTI) which creation Putin V.V. declared in the message to Federal Assembly of 4.12.2014, having called it priority in the performed policy of the state. In article an assessment of the current state of development of technological platforms and clusters as main subjects of implementation of the priority directions is given. Authors noted that there is a number of the problems connected with collection and the analysis of statistical information on the matter.

Keywords: innovation, innovative development, high-tech business, mechanism, cluster and technology platform.

Lebedinskaya O., Ph.D., assistant professor, Statistics chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: Lebedinskaya19@gmail.com

Timofeev A., Ph.D., assistant professor, Informatics chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: rea101@mail.ru


Управление

УДК 33

О мерах государственной поддержки инновационного потенциала отрасли ИТ в Российской Федерации

Авторами статьи проведен анализ текущего положения наиболее перспективного и рискового направления рынка, а именно сферы инноваций и его информационной отрасли. По результатам анализа удалось аргументированно доказать возможность посредством развития ИТ-отрасли модернизации труда в различных организациях, включая государственный сектор, сокращения издержек и повышения потенциала производства.

Итогом проведённого анализа стали предложения по развитию мер государственной поддержки российских производителей программного обеспечения. Выполненный анализ позволяет увидеть целостную картину развития данного сектора и выявить дальнейшие направления государственной политики по его развитию.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, частное предпринимательство, конкурентоспособность, государственная поддержка, софтверные компанииСтратегия инновационного развития Российской Федерации, ассоциации разработчиков программного обеспечения, нанотехнологии, российские экспортёры программного обеспечения.

Рибокене Е.В., декан факультета «Управление», к.э.н., доцент, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг», ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», e-mail: e-mail: eribokene@muiv.ru

Гетманская А.И., магистр, ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»

About measures of state support of innovative potential of the it industry in the Russian Federation

The authors of the article conducted the analysis of the current situation and the most promising risk areas of the market, namely the sphere of innovations and industry. The results of the analysis failed to convincingly prove the possibility through the development of the it industry modernization work in various organizations, including the public sector, reducing costs and increasing production capacity. State support allows to achieve the most favorable results of the impact of innovative approaches in the it field for the life of society, increasing the volume of production at enterprises, introduction of new jobs, creation of new services.

The result of the analysis are proposals for the development of measures of state support of Russian software producers. The analysis gives a complete picture of the development of the sector and to identify further directions of the state policy for its development.

Keywords: small and medium business, entrepreneurship, competitiveness, state support, software companies Strategy of innovative development of the Russian Federation, associations of software developers, nanotechnologies, Russian exporters of the software.

Ribokene E., dean of the Management faculty, Ph.D., assistant professor, Management and marketing chair, Moscow Witte University

Getmanskaya E., magister, Moscow Witte University


Управление

УДК 004.052.2

Обзор современных подходов к обеспечению безопасности клиентской части веб-приложений

Клиентская часть современных веб-приложений постоянно усложняется. При этом механизмы защиты информации клиентской части приходится разрабатывать с оглядкой на современные и устаревшие технологии, поскольку требуется обепечить совместимость. В статье рассмотрены современные подходы к защите клиентской части веб-приложений и приведены типичные приёмы обхода ограничений этого подхода.

Ключевые слова: защита клиентской части веб-приложений, защита контента интернет страницы, политика одинакового источника.

Каменная Е.В., аспирант, кафедра «Информационная безопасность и телекоммуникационные системы», ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского»

Путилова С.Е., аспирант, кафедра «Информационная безопасность и телекоммуникационные системы», ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского»

Щербинина И.А., к.п.н., декан Физико-технического факультета, ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского»

Overview of modern approaches to securing the client side of web applications

The client part of modern web applications is constantly becoming more difficult. At the same time, information mechanisms of protection in the client part have to be developed with considering to modern and out-of-date technologies, because it requires compatibility. The article considers modern approaches of protecting the client part of web applications and presents typical techniques for circumventing the limitations of this approach.

Keywords: protection of the client part of web applications, protection of the content of the Internet page, the policy of the same source.

Kamennay E., the post-graduate student, Information security and telecommunication systems chair, FSEI HE «Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoi»

Putilova S., the post-graduate student, Information security and telecommunication systems chair, FSEI HE «Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoi»

Shcherbinina I., Ph.D., dean of the Physics and technology faculty, FSEI HE «Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoi»


Управление

УДК 338.27

Оптимальное расположение спасательных служб

В работе рассматривается транспортный узел как нормальный закон распределения с некоторой интенсивностью. Исследована задача об оптимальном расположении спасательных служб на магистрали для рассматриваемого транспортного узла. Работа может быть использована как в практических целях, так и в дальнейших теоретических исследованиях.

Ключевые слова: нормальный закон распределения, функция Лапласа, экстремум функций, транспортный узел, оптимальное расположение, спасательная служба, интенсивность транспортного узла.

Гусев С.А., менеджер, Страховое акционерное общество «ВСК»

The optimal location of rescue services

The work deals with the transport node as a normal distribution with a certain intensity. We study the problem of optimal location of rescue services on the mainline for the considered transport hub. The work can be used for practical purposes, and in further theoretical studies.

Keywords: normal distribution law, Laplace function, the extremum of the functions of the transport node, the optimal location and rescue service, the intensity of the transport hub.

Gusev S., manager of the Insurance joint stock company VSK


Управление

УДК 33

Клиентская аналитика в банковской сфере

Банковская деятельность обладает своей спецификой и требует выработки специальных механизмов работы с клиентами и реорганизации бизнес-процессов в своей области. Учитывая большой поток клиентов, банк заинтересован в быстрой работе с текущими и потенциальными клиентами и определении путей привлечения новых. Для решения проблемы необходимо создание эффективной информационно-аналитической системы в банковской сфере. В статье рассматривается опыт автоматизации деятельности банка в сфере обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей работы на основе информационно-аналитической CRM-системы. Создание информационно-аналитической системы банка велось в два этапа: на первом этапе была внедрена CRM-система на базе MS Dynamics CRM, на втором был построен аналитический слой на основе MS Power BI. В банке выстроен клиентоориентированный подход, позволяющий персонализировать взаимоотношения с клиентами, повысить качество обслуживания.

Ключевые слова: клиентский анализ, банковская сфера, конкуренция, цифровые технологии, CRM-системы, информационно-аналитические системы

Дьяконова Л.П., доцент кафедры «Информационные технологии», ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», e-mail: ldyak@mail.ru

Кулешова В.С., руководитель проектов, ЦМД-софт, e-mail: viktoriakuleshova@gmail.com

Customer analytics in banking

Banking activities have their own specifics and require the development of special mechanisms for working with customers and business processes reengineering. Given the large flow of customers, the bank is interested in efficient work with current and potential customers and in identifying ways to attract new ones. To solve the problem, it is necessary to create an effective information and analytical system in the banking sector. The article considers the experience of automation of the bank's activity in the sphere of corporate customers and individual entrepreneurs based on the information-analytical CRM-system. Creation of the information and analytical system of the bank was conducted in two stages: at the first stage, a CRM-system was implemented on the basis of MS Dynamics CRM, on the second stage an BI layer based on MS Power BI was built. As the result, the bank has built a client-oriented approach, which allows to personalize relations with customers and improve the quality of services.

Keywords: customer analytics, banking, competition, digital technologies, CRM-systems, BI-systems.

Dyakonova L., associate professor, Information Technology chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: ldyak@mail.ru

Kuleshova V., project manager, CMD-soft, e-mail: viktoriakuleshova@gmail.com


Управление

УДК 338.2

Применение факторного и кластерного анализа на рынке первичного жилья в России

Удовлетворение потребностей в жилье и улучшение жилищных условий следует рассматривать как важную составляющую социальной политики государства. Проведение жилищной политики и контроль за её осуществлением невозможны без наличия информации, характеризующей фактическое состояние, тенденции и закономерности на рынке жилья. Ключевую роль в предоставлении такой информации играет статистика.

Ключевые слова: рынок жилья, благоустройство жилья, регионы России, доступность жилья.

Лебединская О.Г., к.э.н., доцент кафедры «Статистика», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», e-mail: Lebedinskaya19@gmail.com

Владимиров Н.А., студент ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», e-mail: nikvlad_@mail.ru

Варущенко А.А., студент ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Попов Е.О., студент ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Application of factor and cluster analysis in the market of primary housing in Russia

Satisfaction with housing needs and improving housing conditions should be considered as an important component of social policy. The housing policy and monitoring its implementation is impossible without the availability of information characterizing the actual state, trends and patterns in the housing market. A key role in the provision of such information is statistics.

Keywords: housing market, the improvement of housing, regions of Russia, housing affordability.

Lebedinskaya O., Ph.D., assistant professor of the Statistics chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: Lebedinskaya19@gmail.com

Vladimirov N., student, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: nikvlad_@mail.ru

Varushenko A., student, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics»

Popov E., student, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics»


Управление

УДК 338.27

Транспортная доступность как фактор привлекательности и конкурентоспособности туристской дестинации

В статье рассмотрено понятие и значение транспортной доступности для развития туризма, описаны ее виды, обоснована взаимосвязь транспортной доступности и привлекательности туристской дестинации, показано ее влияние на конкурентоспособность дестинации, приведены наиболее важные показатели, характеризующие транспортную доступность с точки зрения туриста. Особое внимание уделено круизному туризму как специфическому виду туризма, обеспечивающему транспортную доступность туристских дестинаций.

Ключевые слова: транспортная доступность в туризме, туристская дестинация, привлекательность туристской дестинации, круизный туризм.

Морозов М.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Международный туризм, гостиничный бизнес и социальный менеджмент», ФГБОУ ВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации», e-mail: mmorozov@bk.ru

Морозов М.М., к.э.н., доцент кафедры туризма и культурного наследия, АНО ВО «Российский новый университет», e-mail: m.morozov@bk.ru

Transport accessibility as factor of attractiveness and competitiveness of the tourist destination

The article considers the concept and significance of transport accessibility for the development of tourism, describes its types, substantiates the interconnection of transport accessibility and attractiveness of the tourist destination, shows its impact on the competitiveness of the destination, presents the most important indicators characterizing transport accessibility from the point of view of the tourist. Particular attention is paid to cruise tourism as a specific type of tourism, providing transport accessibility of tourist destinations.

Keywords: transport accessibility in tourism, tourist destination, attractiveness of tourist destination, cruise tourism.

Morozov M., Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the International tourism, hotel business and social management chair, FSEI HE «Financial University under the Government of the Russian Federation», e-mail: mmorozov@bk.ru

Morozov M., Ph.D., assistant professor, Tourism and cultural heritage chair, ANO HE «Russian New University», e-mail: m.morozov@bk.ru


Управление

УДК 33

Методы и подходы к оценке безопасности промышленных предприятий

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся оценки безопасности предприятий, освящены процессы, обеспечивающие экономическую безопасность, представлены методики оценки экономической безопасности, дающие наиболее точные результаты.

Ключевые слова: экономическая безопасность предприятия, прогнозирование, финансовые показатели, диагностический анализ, рейтинговая оценка, DSS-системы.

Закревская Е.А., к.э.н., доцент кафедры «Математические методы в экономике», ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», e-mail: kattia23@rambler.ru

Селиванова М.Н., студентка факультета МШБиМЭ, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», e-mail: marina9selivanova@gmail.com

Methods and approaches to assessment of safety of the industrial enterprises

The article deals with issues related to the assessment of enterprise safety, the processes involved in ensuring economic security are sanctified, the methods for assessing economic security are presented, giving the most accurate results.

Keywords: economic security of the enterprise, forecasting, financial indicators, diagnostic analysis, rating evaluation, DSS-systems.

Zakrevskaya E., Ph.D, Associate Professor, Mathematical methods in Economics chair, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: kattia23@rambler.ru

Selivanova M., student of the International Business School faculty, FSEI HE «Plekhanov Russian University of Economics», e-mail: marina9selivanova@gmail.com


Управление

УДК 33

Применение кластерного подхода для повышения конкурентоспособности предприятий

В статье рассматриваются возможности повышения конкурентоспособности предприятия за счет участия в кластере. Предложна авторская модель удельной конкурентоспособности. Рассмотрены источники конкурентного потенциала. Описаны факторы и формы влияния кластерной модели организации хозяйственной деятельности на отдельные уровни конкурентоспособности. Сформирована типовая схема отраслевого кластера, а также схема взаимодействия отраслевого кластера с внешней средой. Конкретизированы цели участников кластера по решению общих задач развития для достижения целей повышения своей конкурентоспособности. Выявлены предпосылки и условия возникновения кластера для различных групп заинтересованных сторон. Разработаны модель влияния кластера на повышение конкурентоспособности территории, а также механизм формирования конкурентоспособности предприятия за счет непосредственного участия в отраслевом кластере.

Ключевые слова: отраслевой кластер, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, предприятие, взаимодействие.

Новиков А.В., к.э.н., доцент, заместитель декана заочного факультета ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», e-mail: 9080485@live.ru

Полютов А.А., к.х.н., старший научный сотрудник, ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», e-mail: infonauka@bk.ru

The cluster approach application to increase competitiveness of enterprises

The article examines the possibilities of increasing the competitiveness of the enterprise through participation in the cluster. The author's model of specific competitiveness is proposed. Sources of competitive potential are considered. The factors and forms of influence of the cluster model of the organization of economic activity on individual levels of competitiveness are described. A typical scheme of an industry cluster was formed, as well as a scheme of interaction between a sectoral cluster and the external environment. The goals of the participants of the cluster on solving common development problems are set in order to achieve the goals of increasing their competitiveness. The preconditions and conditions for cluster formation for different stakeholder groups are revealed. The model of the influence of the cluster on increasing the competitiveness of the territory, as well as the mechanism of forming the competitiveness of the enterprise through direct participation in the sectoral cluster were developed.

Keywords: sectoral cluster, competitiveness, competitive advantages, enterprise, cooperation.

Novikov A., Ph.D., associate professor, deputy dean of the correspondence faculty FSBEI HE «State University of Land Management»

Polyutov A., Candidate of Chemical Sciences, Senior Researcher, FSAEI HPE «Siberian Federal University»


Транспорт

УДК 656.613.1

Формирование нового пакета транспортных услуг на ж.д. станции Лужская при отправке специализированного груза

Произведена оценка наиболее актуальных вопросов формирования маршрутов из порожнего ПС под погрузку. Так как в условиях профицита ПС на сети ОАО «РЖД» собственники вагонов используют пути необщего пользования как отстойники. В результате чего возникают трудности при приёме груженых вагонов и их обработке в порту.

На основании данных о заадресовке порожнего ПС с ж.-д. ст. Лужской по дорогам назначения и по основным операторам-собственникам ПС предложен пакет услуг – формирование маршрутов из порожнего ПС на ж.д. ст. Лужская под погрузку на станции – назначения Западно-Сибирской и Октябрьской железной дорог с консолидацией по операторам-собственникам Таким образом, на ж.д. ст. Лужская будет формироваться годный под погрузку маршрут их порожнего ПС путём совершения дополнительного коммерческого осмотра и консолидацией по виду ПС, по региональному признаку, по оператору–собственнику ПС.

Ключевые слова: пакет услуг, формирование контейнерного поезда, консолидация подвижного состава, маршрутизация грузопотока.

Изотов О.А., к.т.н., доцент кафедры «Порты и грузовые терминалы», ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

Гультяев А.В., аспирант кафедры «Порты и грузовые терминалы», ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

Рябцев М.Д., аспирант кафедры «Порты и грузовые терминалы», ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

Formation of a new set of transport services on the Luzhskaya railway station when shipping a specialized cargo

The most topical issues of the formation of routes from the empty SS for loading were evaluated. In the conditions of the PS surplus on the network of JSC «Russian Railways» the owners of the wagons use the non-public ways as settling tanks. As a result, there are difficulties in accepting laden wagons and handling them in the port.

Based on the data on the read-out of the empty RS from Luzhskaya station to the roads of destination and the main operators-owners of the RS offered a set of services – the formation of routes from the empty SS on the Luzhskaya station for loading on the destination station of West-Siberian and Oktyabrskaya railways with consolidation for operators-owners. Thus, on the railway station Luzhskaya will be formed suitable for loading the route of their empty RS by completing an additional commercial inspection and consolidation by type of substation, on a regional basis, on the operator-owner of the substation.

Keywords: package of services, container train formation, rolling stock consolidation, cargo traffic routing.

Izotov O., Ph.D., associate professor of the Ports and cargo terminals chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping»

Gultyaev A., the post-graduate student of the Ports and cargo terminals chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping»

Ryabtsev M., the post-graduate student of the Ports and cargo terminals chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping»


Транспорт

УДК004.8:656.614(3)(985)

Анализ информационных систем для морской логистики

Проведен анализ программных средств, применяемых для организации и управления процессами морских грузоперевозок. Выявлен ряд недостатков в существующем программном обеспечении, используемом для организации работы в специфических районах плавания, таких как Арктика и субарктика: отсутствие системподдержки принятия решения, отсутствие анализа для расчета времени доставки и стоимости грузоперевозок. Предложено разработать интеллектуальную систему управления информационны-ми потокамив организации и управлении процессами морских грузоперевозок с учетом сложных условий плавания. Разработана архитектура интеллектуальной системы орга-низации морских грузоперевозок с учетом сложных условий плавания в Арктике и субарк-тике. Разработка и внедрение интеллектуальной системы организации морских грузоперевозок позволит: формализовать знания и автоматизировать решение сложных произ-водственных задач; решать задачи ситуационного управления;осуществлять поддержку принятия управленческих решений.

Ключевые слова: морские грузоперевозки, Северный морской путь, Арктика, ин-теллектуальные системы.

Соболевская Е.Ю., старший преподаватель кафедры «Информационные технологии и системы», ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»

Глушков С.В., д.т.н., профессор, декан Электромеханического факультета, ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского»

Левченко Н.Г., к.т.н., доцент кафедры «Автоматические и информационные системы», ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского»

Карпец О.В., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент», ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»

Рычкова В.Ф., старший преподаватель кафедры «Управление морским транспортом», ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского»

Analysis of information systems for marine logistics

The analysis of software for the organization and management of the processes of sea freight. A number of shortcomings have been identified in the existing software used to organize work in specific areas of navigation, such as the Arctic and the subarctic: the lack of decision support systems, the lack of analysis for calculating the delivery time and the cost of freight. It is proposed to develop an intelligent system for managing information flows in the organization and management of shipping processes taking into account complex conditions of navigation. The architecture of an intelligent system for the organization of sea freight traffic has been developed, taking into account the complex conditions of navigation in the Arctic and subarctic regions. Development and implementation of an intelligent system for organizing sea freight traffic will allow: formalize knowledge and automate the solution of complex production tasks; solve the tasks of situational management; support the adoption of managerial decisions.

Keywords: sea cargo transportation, Northern Sea Route, Arctic, intellectual systems.

Sobolevskaya E., Senior lecturer, Information Technologies and Systems chair, FSEI HE «Vladivostok State University of Economics and Service»

Glushkov S., Doctor of Technical Sciences, professor, dean of the Electromechanical Facul-ty, FSEI HE «Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoi»

Levchenko N., Ph.D., Associate Professor of the Automatic and Information Systems chair, FSEI HE «Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoi»

Karpets O., Ph.D., associate professor of the Management chair, FSEI HE «Far Eastern Federal University»

Rychkova V., Senior lecturer of the Management of maritime transport chair, FSEI HE «Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoi»


Транспорт

УДК 624.02

Применение линейного программирования к оптимизации модернизации и реконструкции экономических объектов

Для Российской Федерации, с учетом размера ее территории, особо значима транспортная отрасль. Для ее качественного функционирования встает вопрос разработки алгоритма, программы, позволяющих организовать эффективное вложение денежных средств в обновление производства, получить максимальную отдачу. В работе предлагаются искомый алгоритм и программа, при помощи аппарата линейного программирования решается задача оптимизации очередности проведения реконструкции или модернизации отдельных элементов (грузовых участков) перегрузочного терминала. Организации обеспечения качественных логистических процессов объективно мешает сокращение научного потенциала, в виду, в том числе, выезда перспективных специалистов за рубеж. Крайне важно, что государство осознает необходимость проведения модернизации экономики, создания современных производств.

Ключевые слова: модернизация, реконструкция, «утечка мозгов», логистика, перегрузочный терминал, алгоритм, программа, линейное программирование.

Эглит Я.Я., д.т.н., к.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление транспортными системами», ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: jeglitjj@gumrf.ru

Эглите К.Я., д.э.н., профессор, ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский институт экономики и управления», e-mail: jeglitjj@gumrf.ru

Дмитриев А.А., аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: dmitriev.aa-25@yandex.ru

Application of linear programming to optimization of modernization and reconstruction of economic objects

For the Russian Federation, taking into account the size of its territory is particularly significant transport industry. For its proper functioning, the question arises of the development of the algorithm of the program, allowing to organize the effective investment of funds to upgrade production, to obtain maximum impact. The work offers the desired algorithm and the program, by using the apparatus of linear programming to solve the optimization problem for the prioritization of the reconstruction or modernization of separate elements (sections cargo) transshipment terminal. To provide high-quality logistics processes objectively prevents the reduction of the scientific potential in mind, including the departure of specialists abroad. It is extremely important that the state understands the need for modernization of the economy and the creation of modern productions.

Keywords: modernization, reconstruction, brain drain, logistics, transshipment terminal, algorithm, program, linear programming.

Eglit Y., Doctor of Economics, Ph.D., Professor, head of the Management of transport systems chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: jeglitjj@gumrf.ru

Eglite K., Doctor of Economics, Professor, PEI HE «Saint-Petersburg Institute of economist and management», e-mail: jeglitjj@gumrf.ru

Dmitriev A., the post-graduate student, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: dmitriev.aa-25@yandex.ru


Транспорт

УДК 656

Поиск эффективной модели управления на железнодорожном транспорте продолжается: взгляд в прошлое и задачи на перспективу

В статье данаоценка последствий реструктуризации отрасли железнодорожного транспорта. Опыт проведения структурных преобразований на железнодорожном транспорте демонстрирует полярное видение перспектив реформирования отрасли: с одной стороны, коренной ломки отрасли не делать, с другой, реформу проводить в ускоренном темпе. Ускоренная либерализация, создание искусственной конкуренции в отрасли привели к негативным последствиям в экономике страны, увеличению государственных расходов на их проведение. Необходима разработка программного документа по дальнейшему реформированию железнодорожного транспорта, в результате реализации которого должны быть созданы условия для обеспечения динамичного развития экономики страны, повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и инвестиционной привлекательности отрасли. Предложены основные направления совершенствования механизма привлечения инвестиций и улучшения процессов взаимодействия участников рынка железнодорожных перевозок.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, реформирование отрасли, государственное регулирование, модель реформирования, железнодорожные перевозки.

Метелкин П.В., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

Жданов А.И., аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

The search of the effective management model of the railway transport is continuing: a look into a past and tasks for the future

The article gives an assessment of the consequences of the railway transport industry restructuring. The experience of carrying out structural transformations in railway transport demonstrates a polar vision of the prospects for reforming the industry: on the one hand, there is no need for radical break-up of the industry, on the other, reform must be carried out at an accelerated pace. Accelerated liberalization, the creation of artificial competition in the industry, an increase in government spending on their conduct. The need to develop software for further dynamic development of the economy, improve the competitiveness of rail transport and the investment attractiveness of the industry. The main directions of improving the mechanism for attracting investments and improving the interaction of participants in the railway transportation market are suggested.

Keywords: railway transport, industry reform, state regulation, model of reform, rail transportation.

Metelkin P., Doctor of Economics, professor, FSEI HE «State University of Management»

Zhdanov A., the post-graduate student, FSEI HE «State University of Management»


Транспорт

УДК 656.61

Северный морской путь: общие и особенные интересы России и Китая

Проведён анализ современного состояния организации судоходства и перевозки грузов по Северному морскому пути, рассмотрены стратегии и интересы России и Китая в отношении перспектив хозяйственного освоения Арктики с позиций реализации долговременной поли-тики двух стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Евразии.

Ключевые слова: Арктика, «Ледовый Шёлковый Путь», «Один пояс и один путь», Северный морской путь, Северо-Западный проход.

Фисенко А.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и финансы», ФГБОУ ВО «Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского»

Northern Sea Route: general and special interests of Russia and China

The analysis of the current state of organization of shipping and cargo transportation along the Northeast Passage (Northern Sea Route) is carried out, the strategies and interests of Russia and China are examined with respect to the prospects for economic development of the Arctic from the standpoint of implementing the long-term policy of the two countries in the Asia-Pacific region and Eurasia.

Keywords: Arctic, Ice Silk Road, On Beltand One Road Initiative, Northeast Passage (Northern Sea Route), Northwest Passage.

Fisenko A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Economics and Finance chair, FSEI HE «Maritime State University named after admiral G.I. Nevelskoi»


Транспорт

УДК 621.391

Проблемы внедрения охранного телевидения на объектах водного транспорта в свете новых нормативных документов

Принятие новых нормативно-правовых документов по транспортной безопасности (ТБ) требует проработки механизма внедрения приведенных в них требований как в части административно-организационной, так и в части технических средств охраны (ТСО). Указанные требования изложены в постановлениях правительства № 678 [1]2016 г.( требования по ТБ) и № 969 [2] 2016 г. (требования к охранному оборудованию и его сертификация). При этом возникают проблемные вопросы, требующие детального анализа, особенно в при внедрении охранного телевидения (ОТВ). Наряду с общими вопросами проектирования ОТВ придется решать и дополнительно: как обеспечить использование ОТВ для целей досмотра и аудиозаписи переговоров с объектами досмотра; как обеспечить хранение данных ОТВ на судах; каким образом выполнить требование представления на экране монитора изображений не более 4-х телекамер (ТК); как оценить требования при уровнях безопасности 2 и 3 для категорий 1, 2 объектов водного транспорта осуществлять наблюдение двумя и даже тремя операторами сил ТБ. Отсюда проектирование ОТВ превращается в сложный комплекс процедур с анализом десятков различных параметров по элементам ОТВ, которые предполагается применять на объекте.

Ключевые слова: транспортная безопасность, технические средства охраны, охранное телевидение, классификация охранного телевидения, требования транспортной безопасности, требования к охранному телевидению, структурно-параметрическая схема охранного телевидения, информация на монитор

Пивоваров А.Н., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: panicol@mail.ru

Сикарев А.А., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e- mail: kaf_svvp@gumrf.ru

Дорошенко В.И., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: kaf_rmf@gumrf.ru

Бескид П.П., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет», e-mail: is@rshu.ru

Problem of inculcation guard television on water transport objects in requests new norm documents

Adoption of new standard and legal documents on the transport safety (TS) demands study of the mechanism of introduction of the requirements provided in them both in part is administrative – organizational, and regarding the technical means of protection (TMP). The specified requirements are stated in government resolutions No. 678 [1] of 2016 (the requirement for TS) and to No. 969 [2] of 2016 (the requirement to the security equipment and its certification). Thus there are problematic issues demanding the detailed analysis, especially in at introduction of security television (OTV). Along with the general questions of design of OTV it is necessary to solve and in addition: how to provide OTV data storage on vessels; how to fulfill the requirement of representation on the screen of the monitor of images no more than 4 television cameras (shopping mall); how to estimate requirements at levels of safety 2 and 3 for categories 1, 2 of objects of a water transport to carry out supervision by two and even three operators of forces of TS. From here design of OTV turns into a difficult complex of procedures with the analysis of tens various parameters for the OTV elements which are supposed to be applied on object.

Keywords: transport security, technical means of guard, guard television, classification of guard television, requests to transport security, requests to guard television,structure scheme guard television, information for monitor.

Pivovarov A., Doctor of Technical Sciences, Professor, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: panicol@mail.ru

Sikarev A., Doctor of Technical Sciences, Professor, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: kaf_svvp@gumrf.ru

Doroshenko V., Doctor of Technical Sciences, Professor, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: kaf_rmf@gumrf.ru

Beskid P., Doctor of Technical Sciences, Professor, FSEI HE «Russian State Hydrometeorological University (RSHU)», e-mail: is@rshu.ru


Транспорт

УДК 629.12

Оценка влияния возраста сухогрузных и наливных судов речного флота на объемы плановых ремонтов

В статье обоснована актуальность разработки методов прогнозирования объемов (стоимостей) ремонтов грузовых судов речного флота для российских судоходных компаний, перед которыми стоит проблема обновления устаревшего флота и повышения конкурентоспособности.

Рассмотрена функциональная взаимосвязь объемов плановых ремонтов судов речного флота и возрастом этих судов. На основе и большого объема статистических данных впервые выведены теоретические линии регрессии стоимостей среднего и текущего ремонтов сухогрузных и наливных судов, позволяющие прогнозировать объемы этих ремонтов на любой год нормативного срока службы. Объем выборки составил 4410 текущих ремонтов наливных судов в возрасте от 2 до 22 лет и 4349 текущих ремонтов сухогрузных судов в возрасте от 2 до 23 лет. По средним ремонтам объем выборки составил 385 для наливных судов в возрасте от 4 до 24 лет и 537 для сухогрузных судов в возрасте от 4 до 22 лет для сухогрузных судов.

Проанализирована динамика фактических объемов текущих и средних ремонтов судов речного флота в течение нормативного срока их службы. Рассчитаны прогнозные объемы плановых ремонтов современных сухогрузных и нефтеналивных судов.

Ключевые слова: ремонт судна , прогнозирование, восстановительная стоимость, возраст судна

Лазарев А.Н., д.т.н., к.э.н., профессор, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: lasalexnic@mail.ru, kaf_upp@gumrf.ru

Марченко С.С., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «СПбГМТУ», e-mail: march-ser@mail.ru, uspk@smtu.ru

Evaluation of the influence of the age of dry-load and naval ships of the river fleet on the volumes of plan repairs

The article proves the urgency of developing methods for forecasting the volumes (costs) of repairs to cargo ships of the river fleet for Russian shipping companies facing the problem of updating the obsolete fleet and increasing competitiveness.

The functional interrelation of the volumes of scheduled repairs of vessels of the river fleet and the age of these vessels is considered. On the basis of a large amount of statistical data, theoretical regression lines for the values of average and current repairs of dry-cargo and liquid ships have been derived for the first time, allowing to predict the volumes of these repairs for any year of the standard service life. The sample size amounted to 4,410 current repairs of tankers aged between 2 and 22 years and 4,399 routine repairs of dry cargo vessels aged 2 to 23 years. For medium repairs, the sample size was 385 for bulk vessels aged 4 to 24 years and 537 for dry cargo vessels aged 4 to 22 years for dry cargo vessels.

The dynamics of the actual volumes of current and average repairs of the river fleet vessels during the standard period of their service is analyzed. The forecast volumes of routine repairs of modern dry cargo and oil tankers are calculated.

Keywords: repair of the vessel, forecasting, replacement cost, the age of the vessel.

Lazarev A., Doctor of Technical Sciences, Ph.D., Professor, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: lasalexnic@mail.ru, kaf_upp@gumrf.ru

Marchenko S., Ph.D., associate professor, FSEI HE «Saint Petersburg Maritime State University», e-mail: march-ser@mail.ru, uspk@smtu.ru


Транспорт

УДК 33

Экономика на автотранспорте. Качество оказываемых услуг

Статья посвящена состоянию транспортной системы России и особенностям экономического развития автотранспорта, качеству оказываемых услуг на автотранспорте России. Также большое внимание уделяется качеству обслуживания на автомобильном транспорте.Необходимо помнить, что специфика таких перевозок заключается в перевозке грузов и пассажиров на небольшие расстояния, хотя зачастую перевозка груза используется и на большие расстояния.В статье говорится о том, что автомобильный транспорт является важным экономическим узлом России, важным элементом транспортной системы, выступающим связующим звеном между потребителем и другими видами транспортировки. Качество услуги – это качество процесса труда. Услуга на автотранспорте с экономической точки зрения представляет собой потребительскую стоимость в определённом направлении в определённом месте. С помощью автомобильного транспорта выполняются грузовые и пассажирские перевозки. Пассажирский транспорт перевозит не только людей, но и ручную кладь, багаж пассажиров.

Ключевые слова: транспортная система России, экономическое развитие автотранспорта, качество оказываемых услуг.

Трубицын К.А., Мастер Делового Администрирования (MBA), ООО Транспортная компания «АКТУАЛ», директор, е-mail: 4784200@mail.ru

Economy on motor transport. Quality of services provided

The article isdevoted to the state of the transport system of Russia and the features of the vehicle’s economic advancement, the quality of the services rendered at the vehicle in Russia.Also, an enormous amount of exposure is getting to the quality of service on the automobile transport.It should be borne in mind that the specificity ofsuchtransportconsists in thetransportation of goods and passenger transportat short intervals, although often the shipping is used at long range. Inthisarticleit has long been said that the automobile transportis an important economical center of Russia,important element of thetransport infrastructure acting as a converging point between a consumer and othertypes of transportation. The quality of services it is a quality of thelabour process. Theserviceonthe automotive transporteconomically represents theunique value proposition in the determinate directionlocally. With the aid of the motor transportthe transportation of freight and passenger services are being performed. The passenger transportationtransports are not only people but also thehand-luggage, passenger baggage.

Keywords: transport system of Russia,vehicle’s economic advancement, quality of the services rendered.

Trubitsyn K., Master of Business Administration (MBA), Director of the Transport company «ACTUAL», LLC, е-mail: 4784200@mail.ru


Транспорт

656.6:338.47

Перспективы водного транспорта в освоении Сибирской Арктики

В статье рассматриваются современные проблемы транспортного освоения месторождений полезных ископаемых, расположенных вблизи Арктического побережья Сибири и возможности эффективного вовлечения в транспортно-технологическую систему Северного морского пути и речного транспорта.

Ключевые слова: Арктика, Сибирь, водный транспорт.

Масленников С.Н., к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономика транспорта и финансы», ФГОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»

Prospects of water transport in the development of the Siberian Arctic

Тhe article considers modern problems of the transport development of mineral deposits located near the Arctic coast of Siberia and the possibilities of effective involvement in the transport and technological system of the Northern sea route and river transport.

Keywords: Arctic, Siberia, water transport.

Maslennikov S., Ph.D.,assistant professor, head of the Transport Economics and Finance chair, FSEI HE «Siberian State University of Water Transport»


Транспорт

УДК 628.339

Разработка технологии обработки балластных вод на береговых сооружениях

Приведены параметры стандартов «Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управления ими, 2004» по количественному и биологическому аспектам управления водяным балластом (стандарты D-1 и D-2). Отмечено, что после вступления в силу международной конвенции и стандарта D-2 странам участникам, необходимо приступить к созданию портовых сооружений обработки балластных вод.

Проанализированы условия сброса очищенной воды в поверхностные водоемы России. Определены гидрохимические показатели судового водяного балласта. С учетом рекомендаций «Руководства по приемным сооружениям для балластных вод» Комитета по защите морской среды ИМО и нормативных документов РФ, намечены возможные технологии обработки балластных вод.

Исследована возможность использования насыпных фильтров в качестве первой ступени обработки водяного балласта на береговых очистных сооружениях. В результате математической обработки полученных экспериментальных данных рассчитаны оптимальные технологические параметры процесса фильтрования.

Ключевые слова: судовые балластные воды, портовые сооружения обработки балластных вод, международная конвенция по управлению балластными водами

Берёза И.Г., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

Балакирева К.А., аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

Development of ballast water treatment technology at the coastal plants

The parameters of the standards of the «International Convention on the Control and Management of Ship Ballast Water and Sediments, 2004» on the Quantitative and Biological Aspects of Ballast Water Management (standards D-1 and D-2. It is noted that after the entry into force of the international convention and the D-2 standard, the countries need to start the creation of port ballast water treatment facilities.

The conditions for the discharge of treated water into surface waters of Russia are analyzed. Hydrochemical parameters of ship’s ballast water are determined. Taking into account the recommendations of the Guidelines for Ballast Water Receiving Facilities of the Marine Environment Protection Committee of the IMO and regulatory documents of the Russian Federation, possible technologies for ballast water treatment are outlined.

The possibility of using bulk filters as the first stage of treatment of water ballast in onshore treatment facilities is investigated. As a result of mathematical processing of the experimental data obtained, optimal technological parameters of the filtering process were calculated.

Keywords: ship’s ballast water, port treatment plants, International Convention for the Control and Management of Ships’ Ballast Water and Sediments.

Beryoza I., Doctor of Economics, professor, FSEI HE «Admiral Ushakov Maritime State University»

Balakireva K., the post-graduate student, FSEI HE «Admiral Ushakov Maritime State University»


Транспорт

УДК 65.017.12

Опыт реформирования железных дорог в промышленно развитых странах мира

Железнодорожный транспорт играет особую роль в социально-экономическом развитии ведущих стран мира. Вопросы организационно-экономического и технического развития железнодорожного транспорта приобретают всё более важное значение в связи с выходом из системного кризиса. Статья посвящена оценке ситуации, сложившейся на железнодорожном транспорте промышленно развитых стран мира, с характеристикой приоритетов реструктуризации в правительственных программах развития и модернизации железных дорог. Основное внимание уделено ответу на вопрос: привело ли разгосударствление железных дорог в странах ЕС к существенному повышению качества обслуживания клиентуры и притоку средств внешних инвесторов в развитие инфраструктуры. Отмечено, что субсидии из государственных бюджетов сохраняются на достаточно высоком уровне, а проблемные вопросы в использовании производственных мощностей железных дорог сохраняются.

Ключевые слова: железные дороги ЕС, коммерциализация железных дорог, разгосударствление железных дорог, управление транспортом, реформирование железных дорог.

Жданов А.И., аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»

The experience of reforming railways in industrial developed countries of the world

Railway transport plays a special role in the socio-economic development of the world's leading countries. The issues of organizational, economic and technical development of rail transport are becoming increasingly important in connection with the way out of the systemic crisis. The article is devoted to the assessment of the situation in the railway transport of the industrialized countries of the world, with the characterization of the priorities for restructuring in the government programs for the development and modernization of railways. The main attention is paid to the answer to the question: has the denationalization of railways in the EU countries resulted in a significant improvement in the quality of client servicing and the inflow of funds from external investors into infrastructure development. It is noted that subsidies from state budgets remain at a rather high level, and problematic issues in the use of railroad production capacities remain.

Keywords: EU railways, commercialization of railways, denationalization of railways, transport management, reforming railways.

Zhdanov A., the post-graduate student, FSEI HE «State University of Management»


Транспорт

УДК 656.61.052:629.12.014.9

Функциональное моделирование движения и нахождения на якорных стоянках, швартовках крупнотоннажных судов при влиянии внешних определяющих факторов и судовождение в береговой зоне ответсвенности национального сегмента Е-навигации

Предлагаются методики расчета статического положения судна, силовых нагрузок при действии внешних факторов на корпус судна, жесткостных характеристик якорных, швартовных и отбойных устройств, определения вектора волновых нагрузок на основе формулы Морисона как совокупности элементарных гармоник. Производится динамический анализ векторного рысканья судна в якорной позиции, базирующийся на решении пяти задач динамики.

Ключевые слова: Е-навигация, математическое моделирование, статика и динамика судна, гидродинамика, динамический анализ.

Гаращенко М.А., аспирант ФГБОУ ВО «ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова»

Functional modelingof movement and location at anchorage, mooring of the large-capacity vessels under the influence of the external determining factors and navigation in the coastal zone of responsibility of the national segment E-navigation

The methodologies of calculating the static position of the ship, force loads under the influence of external factors on the ship’s hull, stiffening characteristics of anchoring, mooring and fendering devices, identification of vector of the wave loadson basis of the Morison formula as an aggregate of elementary harmonics are proposed. The dynamic analysis of the vector prowl of the vessel at anchor position which based on the solution of five dynamics problems is estimated.

Keywords: E-navigation, mathematical modeling, statics and dynamics of the vessel, hydrodynamics, dynamic analysis.

Garashchenko М., the post-graduate student, FSEI HE «Admiral Ushakov Maritime State University»


Транспорт

УДК: 656.614.3

Транспортно-технологические системы перевозки углеводородного сырья морем из арктической зоны России

В статье приводится понятие транспортно-технологической системы как сложной логистической системы, определяющей технологические, организационные и коммерческо-правовые условияфункционирования, рассмотрены основные элементы и характеристики, учитывающие специфику работы в арктической зоне.

Ключевые слова: транспортно-технологические системы, логистические системы,ледокольный флот, танкерный флот, перегрузочный комплекс, навигационно-гидрографическое обеспечение.

Булов А.А., д.э.н., заведующий кафедрой «Менеджмент на транспорте», ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: kaf_mnt@gumrf.ru

Transport and technological transportation systems of hydrocarbonic raw materials by seafrom the Arctic zone of Russia

The concept of transport and technological system is given in article as the difficult logistics system determining technological, organizational and commercial and legal operating conditions basic elements and x the characteristics considering specifics of work in the Arctic zone are considered.

Keywords: transport and technological systems, logistics systems, icebreaker fleet, tanker fleet, transshipment facility, navigation and hydrographic providing.

Bulov A., Doctor of Economics, Head of the Management in Transport chair, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: kaf_mnt@gumrf.ru


Транспорт

УДК 656.61. : 004.8

Вариативность национального сегмента Е-навигации в формате нейросетевой структурной конфигурации (на примере пилотного проекта систем безопасности мореплавания в морском операционном районе порта Новороссийск в концепции Е-навигации)

В статье представлен вариант развития пилотного проекта Е-навигации в соответствии с концепцией рекомендованной ИМО. Одной из вероятных управляющих моделей возможна нейросетевая структура обработки данных. Показана вероятная структурная конфигурация автоматизированной системы управления транспортным процессом на основе аппаратно-программного комплекса Е-навигации береговых и судовых модулей.

Представлено оптимальная управление аналитическими системами, основанное на нейросетевом принципе. Показана модель управления судном на завершающем этапе рейса с учетом преобразований расширенного фильтра Кальмана. Предложен алгоритм оптимального управления пилотным проектом Е-навигации в морском операционном районе Азово-Черноморского бассейна.

Ключевые слова: морской операционный район, Е-навигация, неиронные сети, неиросетевое управление, динамические системы, АСУТП Е-навигации, интегриро-ванный мостик, СНС, АИС, ЭКС, ЭКНИС, е-ЛОРАН, ИМО.

Шканов В.В., аспирант кафедры «Судовождение», ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»

The variability of the national segment E-navigation in treatment of neural network structural configuration (on the example of pilot project of system of safety of navigation in region of port of Novorossiysk in the concept of E-navigation)

The article presents the variant of development of the pilot project of E-navigation in accordance with the concept recommended by the IMO. One of the probable governing models of possible neural network structure data processing and the management of the vessel at the final stage of flight by using the extended Kalman filter. Shown the probable structural configuration of automated control system of transport process on the basis of hardware and software E-navigation shore-based and vessel modules. Presents optimal control of analytical systems based on neural network principle. The proposed algorithm of optimal control of a pilot project of E-navigation in the marine operating area of the Azov-black sea basin.

Keywords: marine operational area, E-navigation, neural networks, neural network control, dynamical systems, control systems, E-navigation, integrated bridge, SNA, AIS, ECS, ECDIS, e-LORAN, IMO , the extended Kalman filter, covariance.

Shkanov V., the post-graduate student of the Navigation chair, FSEI HE «Admiral Ushakov Maritime State University»


Транспорт

УДК 656.6

Метод нечетких множеств для решения задачи организации комплексной перевозки нефтепродуктов в условиях Арктики

Статья содержит предложение по оптимизации организации перевозок грузов в Российской Арктике. В работе произведен анализ возможных вариантов доставки грузов (нефтепродуктов) в краткосрочной перспективе с учетом состояния ледокольного флота Российской Федерации до 2025 года. Обосновывается положение о том, что необходимость поиска решения задачи рациональной доставки груза, возникает всегда при планировании транспортного процесса. Сделан вывод о том, что в процессе развития постиндустриального общества все больше внимания уделяется использованию теории нечетких множеств, при решении различных слабоструктурированных задач, к которым относится доставка грузов в условиях плохо развитой инфраструктуры, нестабильного грузопотока, а также сложных гидрометеорологических условий. В статье проанализирован раздел математики, который помогает в разработке методов обработки исходной «нечеткой информации», что актуально при планировании транспортного процесса в Арктику. Практика использования аппарата нечетких множеств в различных отраслях позволяет сделать вывод о широком его использование в экспертных системах, в том числе и в логистике. В исследовании показано, что решение задачи доставки нефтепродуктов несколькими типами судов повышает точность синтеза нечеткой системы с заданным уровнем критерия Подобный подход, по мнениям специалистов в области системного управления цепями поставок, может быть полезен на этапе планирования транспортной эконометрики.

Ключевые слова:оптимизация перевозок в Арктику, метод нечетких множест, нечеткая логика, априорная вероятность.

Киселёв В.С., аспирант, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: vadim.s.kiselev@gmail.com

Method of fuzzy sets for solving problem of the organization of complex transportation of oil products in Arctic conditions

The article contains a proposal of optimization of cargo transportation in the Russian Arctic. There is made outcome of possible variants of delivery cargo (oil products) in the short term perspective taking into account the state of the icebreaking fleet of the Russian Federation till 2025. It is concluded that in the development of the postindustrial society, more attention is paid to the use of the theory of fuzzy sets, in the solution of various weakly structured tasks, which includes the delivery of goods in conditions of poorly developed infrastructure, unstable cargo traffic, as well as complex hydrometeorological conditions. The article analyzes the section of mathematics that helps in developing methods for processing the initial «fuzzy information», which is actual in planning the transport process to the Arctic. The practice of using the apparatus of fuzzy sets in various industries allows us to conclude that it is widely used in expert systems, including in logistics. The study shows that the solution of the problem of delivering petroleum products by several types of ships improves the accuracy of the synthesis of a fuzzy system with a given level of criteria. The proposed method makes it possible to infer the rationality of training the neural network necessary to verify the fulfillment of the assigned task. Such approach, according to the experts in the field of supply chain management, can be useful in the planning of transport econometrics.

Keywords: optimization of transportation to the Arctic, a method of fuzzy sets, fuzzy logic, priori probability.

Kiselev V., graduate student, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: vadim.s.kiselev@gmail.com