- Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №7 (188) (2020)


Экономика/Бюджет

Рост расходов госбюджета обеспечит нефть

Термин «нефтегазовая игла» по отношению к российской экономике теперь применяется гораздо реже, чем десятилетие назад, что отражает снижение нефтегазовой зависимости страны и рост вклада других отраслей в формирование доходов федерального бюджета. К примеру, если в 2011 году на нефтегазовые доходы приходилась почти половина доходов госбюджета, то сейчас – около 40%, а вскоре показатель должен снизиться до трети.

Согласно планам Минфина, именно нефтегазовая отрасль все же должна обеспечить растущий уровень расходов госбюджета в 2021 году: министерство предлагает втрое увеличить предельно допустимый уровень доходов отрасли, которые могут быть пущены на расходы федерального бюджета. И это несмотря на снижение мирового спроса, цен на нефть и необходимость соблюдать ограничения добычи в рамках ОПЕК+. Впрочем, пополнить федеральный бюджет предлагается и другим отраслям, добывающим полезные ископаемые, – горно-металлургической и химической – за счет введения рентного коэффициента 3,5 к ставке НДПИ.


Вертикаль власти/АМП

«Человеческий фактор» в морском порту Керчь под контролем

Официально Керченский морской торговый порт был учрежден 10 октября 1821 года по именному указу императора Александра I одновременно с учреждением Керчь-Еникальского градоначальства. Порт был размещен в Большой гавани Керченской бухты. В 1822 году порт открылся «для вывозной и привозной торговли», в то же время начали действовать портовая карантинная контора и портовая таможня. В 1874-1877 годах был сооружен Керчь-Еникальский канал. Серьезное развитие порта началось в 1903 году.

Спустя 70 лет, при смене власти и развитии социалистического строя в государстве, Керченский морской торговый порт был отнесен к первой категории и включен в перечень важнейших портов СССР по переработке экспортно-импортных грузов. Сегодня государственную власть в порту, помимо таможенных и других контролирующих госструктур, представляет Служба капитана морского порта Керчь Керченского филиала ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря».


Вертикаль власти / АМП

Арктический порт государственного значения

Диксон – российский арктический морской порт, расположенный на берегу Карского моря. Одна его часть находится на западном краю полуострова Таймыр, другая – на острове Диксон. Эти части порта разделяет полуторакилометровый пролив, по которому зимой проходит трасса-зимник.

Диксон является замерзающим портом, навигация в нем длится с июня по октябрь. Судоходство в морском порту осуществляется в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ, Обязательными постановлениями в морском порту Диксон.


Развитие/Таможня

Цифровой формат против простоев на таможне

Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) завершает реализацию Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года. Ее руководство констатирует, что Службе удалось достигнуть основных целей, которые ставились на десятилетие. Одна из них – переход на электронный документооборот. Российская таможня сегодня действительно научилась обходиться без бумажных документов и почти полностью перевела свои сервисы в цифровой формат. Задача на следующее десятилетие, поставленная в недавно принятой Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 года, – превратить электронные таможенные сервисы в интеллектуальные.


Порты/АМП

Качественное развитие морского порта Ольга

Морской порт Ольга – основа транспортно-логистической системы лесной промышленности севера Приморского края. В его состав входят 4 терминала – порт Ольга, Рудная Пристань, Пластун и Светлая. Инфраструктура порта состоит из 11 причалов общей протяженностью более 1,5 км (три в Ольге, два в Рудной Пристани, пять в Пластуне и один в Светлой). Морской порт способен принимать суда осадкой до 8 метров и длиной до 160 метров, пропускная способность – порядка 2,5 млн тонн в год.

В последнее время в порту происходят качественные изменения, способствующие росту грузооборота, развитию судоходства и повышению безопасности мореплавания.


Порты/Перевалка угля

«Восточный порт» открывает ворота экотехнологий для экспорта угля

В последние годы тема экологичной угольной перевалки стала главным трендом портовой отрасли РФ. В сентябре 2020 года появилась новость о том, что Минтранс России разработал проект закона о запрете открытой перевалки угля. Новый законопроект даст государству право разрывать договор аренды со стивидором в случае вынесения судом решения о приостановке деятельности в связи с нарушением экологического законодательства. В ближайший месяц документ поступит на согласование в правительство.


Бизнес-акцент/Безопасность

Способ классификации разливов нефти и нефтепродуктов по показателям экологического риска

В настоящей статье рассмотрен оригинальный авторский способ классификации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях, основанный на комплексной оценке факторов экологического риска. Данный способ защищен патентом РФ на изобретение №2656252 и учитывает не только количество разлившейся нефти, но и другие факторы, влияющие на трудоемкость организации аварийно-спасательной операции по ликвидации разлива и значимость возникающих экологических последствий.


Юбилей/70 лет А.Л. Кузнецову

Покоритель высот горных и научных

14 сентября 2020 года исполнилось 70 лет со дня рождения нашего постоянного автора, почетного работника морского флота, профессора Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, доктора технических наук Александра Львовича Кузнецова.

Все, кто сталкивался с ним в работе, науке, учебе или спорте, знают его как высококлассного профессионала в каждом из этих видов деятельности, как человека незаурядного ума, широкого кругозора, большого усердия, творческой мысли и искрометного юмора, надежного партнера и товарища «по связке».


Форум/Химические грузы

Стабильный спрос на минудобрения

Производство минеральных удобрений – одна из отраслей российской промышленности, на которой нынешний экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, почти не сказался. Спрос и на внутреннем, и на внешних рынках остается стабильным, ценовые колебания невелики, поэтому российским предприятиям отрасли не пришлось пересматривать свои инвестиционные стратегии и тем более отказываться от них. Однако рост объемов производства выдвигает повышенные требования к логистике, в частности к портовой инфраструктуре. В этом сегменте уровень неопределенности существенно возрастает.

Основные тенденции развития отрасли минеральных удобрений в России и в мире были рассмотрены на прошедшей в конце сентября конференции «Минеральные удобрения – 2020: Россия, страны СНГ и Балтии», организованной компанией Argus Media.


Перевозки/Безопасность

К вопросу безопасности плавания газовозов СПГ в морских портах и на подходах к ним

В статье рассмотрен подход к определению зон безопасности движения танкеров СПГ, предусмотренный ГОСТ Р ИСО 28460 – 2018 «Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения и оборудование для сжиженного природного газа. Порядок взаимодействия судно – берег и портовые операции». Исследовано место вышеназванного национального стандарта в системе правового регулирования Российской Федерации, выявлены проблемы применения на практике его соответствующих положений и приведен пример их возможной реализации в порту Калининград. Проведен анализ морской практики введения и мониторинга зон безопасности, основанный на опыте работы порта Бостон (США), и сделан вывод о необходимости тщательного исследования вопроса установления зон безопасности для газовозов СПГ в Российской Федерации с учетом определения возможных рисков и их уровня.


Грузовая база/Черные металлы

Российский экспорт черных металлов: акцент – на HVA, курс – на АТР

Нынешняя ситуация на мировых рынках характеризуется повсеместным снижением спроса на черные металлы. В связи с этим дальнейшие перспективы развития российского экспорта металлургической продукции эксперты связывают с повышением доли продукции с высокой добавленной стоимостью - High Value Added (HVA-продукции). По этому пути, эффективность которого доказана мировой практикой, уже идут российские металлургические компании. В географическом плане наиболее перспективным для России представляется Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), где отмечается рост спроса на черные металлы, в том числе на сегмент HVA-продукции.


Статистика

Все грузы России

Объем перевалки грузов в морских портах России по направлениям перевозок за I полугодие 2020 г.



№2 (223) (2024)

№2 (223) (2024)

№1 (222) (2024)

№10 (221) (2023)

№9 (220) (2023)

№8 (219) (2023)

№7 (218) (2023)

№6 (217) (2023)

№5 (216) (2023)

№4 (215) (2023)
№3 (214) (2023)
№2 (213) (2023)
№1 (212) (2023)
№10 (211) (2022)
№9 (210) (2022)
№8 (209) (2022)
№7 (208) (2022)
№6 (207) (2022)
№5 (206) (2022)
№4 (205) (2022)
№3 (204) (2022)
№2 (203) (2022)
№1 (202) (2022)
№10 (201) (2021)
№9 (200) (2021)
№8 (199) (2021)
№7 (198) (2021)
№6 (197) (2021)
№5 (196) (2021)
№4 (195) (2021)
№3 (194) (2021)
№2 (193) (2021)
№1 (192) (2021)
№10 (191) (2020)
№9 (190) (2020)
№1 (182) (2020)