- Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №5 (186) (2020)


Экономика/Стратегия

Нацпроекты в основе плана восстановления Российской экономики

С июля в России должна начаться реализация Общенационального плана восстановления экономики, объем финансирования которого в ближайшие два года оценивается в 5 трлн рублей. Все меры поддержки бизнеса, введенные в связи с «коронавирусным» кризисом, были проанализированы и сведены в этом плане воедино. Также предложены дополнительные административные меры поддержки, но в основе финансирования – все те же национальные проекты, утвержденные ранее. Документ состоит из 9 разделов и содержит около 500 мероприятий, распределенных по 30 приоритетным направлениям. «МП» разбирался, как эти меры скажутся на отраслевом бизнесе и реализации крупных инфраструктурных проектов.


Вертикаль власти /АМП

Ответственный подход ко всем аспектам деятельности

Морские порты одного из самых сложных бассейнов страны, охватывающего промысловую и транспортную акваторию между Сахалином и Камчаткой, демонстрируют безаварийную работу и поступательный рост производства. Об актуальных вопросах текущей деятельности, в том числе в условиях пандемии коронавируса, обеспечении безопасности мореплавания и перспективах развития портовой инфраструктуры рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Владимир Шутько.


Вертикаль власти/АМП

Развитие морского порта Ростов-на-Дону с участием службы капитана порта

Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей юга России, обеспечивающих выход к пяти морям – Черному, Азовскому и через внутренние водные пути к Каспийскому, Белому и Балтийскому. В 2009 году порту был присвоен статус морского порта.

Река Дон в границах порта проходит по густонаселенной, экономически развитой территории, играя важную роль в транспортном обслуживании города и региона. Между тем этот участок Дона является одним из наиболее сложных для плавания судов. Небольшая ширина судового хода реки, лимитирующие глубины на перекатах, значительно меняющиеся под влиянием сгонно-нагонных ветров, при которых подъем или падение уровня воды могут достигать двух метров, а также наличие мостов, особенно подъемного железнодорожного, воздушных и подводных переходов, – все это на фоне интенсивного судоходства требует особого подхода к вопросам обеспечения безопасности мореплавания.


Экология/Происшествия

Авария в Норильске обозначила системные проблемы

29 мая на Таймыре из-за разгерметизации одного из резервуаров для хранения нефтепродуктов ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК, входит в группу «Норникель») произошел разлив примерно 20 тыс. тонн дизельного топлива. Нефтепродукты попали в почву, водоем, а также на проезжую часть технологической дороги, из-за чего загорелся проезжавший по ней автомобиль. «Пожар был локализован и потушен, водитель не пострадал. На энергоснабжение и водоснабжение Норильского промышленного района инцидент не повлиял», – сообщил «Норникель». По данным прокуратуры Красноярского края, общая площадь загрязнения нефтепродуктами составила 180 тыс. кв. метров.

На следующий день после аварии в Норильске и на Таймыре был введен режим ЧС межмуниципального уровня, при этом сообщения об аварии появились в СМИ только через несколько дней. 1 июня о ней стало известно президенту Путину, который в тот же день ввел в регионе режим ЧС федерального уровня.


Порты/АМП

Кризис не повлиял на отгрузки нефти в порту Де-Кастри

Морской порт Де-Кастри специализируется на переработке сырой нефти и лесных грузов. Операторами терминалов являются компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (оператор проекта «Сахалин-1») и АО «Дальлеспром». Компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» для безопасной круглогодичной отгрузки танкеров использует крупнейший выносной одноточечный причал «Сокол».

Несмотря на кризис, связанный с пандемией коронавируса, в январе-апреле 2020 года объем отгрузки экспортной нефти из порта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года практически не изменился и составил 4,3 млн тонн. Безопасность мореплавания в акватории порта и на подходах к нему обеспечивалась Службой капитана порта в полном объеме. Об этом и об особенностях работы порта в период ледокольных проводок рассказал капитан морского порта Де-Кастри ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Виктор Зимин.


Порты/АМП

Устойчивый рост при усилении контроля за экологией

Крупнейший порт Дальнего Востока – морской порт Восточный – в первом полугодии текущего года продемонстрировал прирост грузооборота на 7%, годовой прогноз – 80 млн тонн. Новые тенденции в развитии порта связаны с реализацией крупных инфраструктурных проектов, что, несомненно, отразится на интенсивности грузовых работ, судоходства и, как следствие, на усилении контролирующих функций Службы капитана порта в рамках своих полномочий.


Порты/АМП

Защита от инфекции и от загрязнения окружающей среды

Несмотря на сложившуюся в 2020 году ситуацию, вызванную пандемией нового коронавируса, морской порт Тамань продолжает работу в полном объеме. В целях предупреждения распространения инфекции все операторы морских терминалов в порту в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 года, указом губернатора Краснодарского края выполняют комплекс мероприятий «Временных методических рекомендаций по обеспечению защищенности критически важных объектов в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19», утвержденные МЧС России.

В условиях эпидемических ограничений работа Службы капитана порта Тамань организована с учетом рекомендаций Роспотребнадзора, приказов Росморречфлота и Минтранса России, циркулярных писем IМО и других нормативно-правовых документов.


Юбилей/25 лет АО «ПНТ»

«Петербургский нефтяной терминал»: надежность, высокотехнологичность, профессионализм

16 июня одной из самых крупных и известных стивидорных компаний Большого порта Санкт-Петербург – АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) – исполнилось 25 лет. Созданное на основе Нефтеналивного района порта в период приватизации Акционерное общество, помимо бункеровки российских судов в своем порту, начинает оказывать услуги перевалки нефтепродуктов на экспорт.

Сегодня ПНТ – это современный, высокотехнологичный и экологически чистый специализированный перегрузочный комплекс, который принимает нефтепродукты, поступающие по железной дороге, автомобильным и речным транспортом, и отгружает их на морские суда, бункеровщики и автоцистерны. За годы своего существования терминал претерпел большие преобразования и модернизацию, но начатое в 1995 году развитие продолжается и сегодня.


Партнеры/Краностроение

Модернизация систем подачи питания кранов в портах

В настоящее время парк кранов в портах представлен в виде новых кранов и кранов, срок службы которых достаточно велик, и они требуют либо замены, либо модернизации. В условиях сохранения производительности кранов, сохранения инфраструктуры и для экономии средств вместо замены кранов целесообразно проводить их модернизацию разной степени глубины.


Партнеры/Инновации

Электрический портальный кран Liebherr LPS 420 E

Компания Liebherr производит широкий спектр морских кранов и портового оборудования. Линейка техники включает в себя судовые и офшорные краны, портальные и мобильные портовые краны, перегружатели и другие машины. Компания следит за последними тенденциями рынка и предлагает перегрузочное оборудование повышенной грузоподъемности, которое отвечает ключевым требованиям заказчиков. Параллельно Liebherr занимается разработкой инновационных решений.

Новый портальный кран LPS 420 E является последним на данный момент обновлением модельного ряда мобильных портовых кранов Liebherr и новейшей разработкой компании в области электрических портовых кранов. Все основные рабочие движения крана, такие как изменение вылета стрелы, подъем и опускание грузов, поворот и передвижение, осуществляются с помощью электроприводов.


Перевозки/Инфраструктура

Грузы пойдут обходным путем

1 июня в Мурманской области на перегоне Выходной – Кола Октябрьской железной дороги в период паводка обрушился железнодорожный мост через реку Колу. Это был единственный путь по железной дороге не только для пассажиров в столицу Заполярья, но и для миллионов тонн внешнеторговых грузов в крупнейший арктический морской порт России. Из-за аварии железнодорожное сообщение Мурманска с Большой землей оказалось разорвано. Теперь экспортные грузы, а также каботажные грузы в порты Арктики не могут доставить угольщики, металлурги, поставщики химических удобрений и многих других грузов. Главные вопросы, которые волнуют грузовладельцев, – когда будет восстановлен мост и какие обходные пути возможно задействовать на время его ремонта.


Техника и технологии/Теория перевалки

Влияние раздельного складирования на размер контейнерного склада

При расчетах склада контейнерного терминала обычно исходят из объемов годового грузопотока, сроков формирования и расформирования партий (или среднего срока хранения), ожидаемой неравномерности прибытия транспортных средств. При этом игнорируется факт, что в реальности хранение проходящих через склад контейнеров осуществляется по категориям, определяемым такими характеристиками, как принадлежность той или иной линии импортному или экспортному направлению, геометрические размеры, весовые параметры, тип контейнеров и пр. Как показывает проведенное исследование, эта сегрегация в ряде случаев оказывает значительное влияние на требуемые размеры склада.


Логистика/Инфраструктура

Статья подготовлена консультационной фирмой PwC в России (www. pwc. ru). Команда PwC в секторе транспорта и логистики приняла участие в реализации более 35 проектов развития портов, транспортных хабов и индустриальных зон за последние 5 лет, содействуя клиентам в вопросах стратегического развития, структурирования коммерческой бизнес-модели, привлечения долгового и долевого финансирования.

Восточный полигон: новые возможности или старые ограничения?

В последние годы отмечается значительный рост железнодорожных перевозок в восточном направлении по ключевым магистралям Дальневосточной, Забайкальской, Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорог, которые вместе составляют Восточный полигон. Растущий спрос на экспортных рынках, развитие новых маршрутов, а также масштабные планы российских компаний создают предпосылки для дальнейшего расширения грузовой базы в регионе. Готова ли инфраструктура Восточного полигона удовлетворить потребности компаний в транспортировке грузов к дальневосточным портам и сухопутным переходам в ближайшем будущем?


Грузовая база/Алюминий

Спрос падает и трансформируется

В начале 2020 года эксперты еще уверенно говорили о перспективах роста мирового спроса на алюминий, а «Русал» планировал наращивать долю продукции с добавленной стоимостью в объемах своих продаж. Пандемия сделала эти прогнозы и планы неактуальными и обозначила для отрасли новые реалии – превращение рынка из дефицитного в профицитный, падение спроса в потребляющих отраслях и его сдвиг в сторону товаров первой необходимости.

Пока «Русалу» удается сохранять производство алюминия на прежнем уровне, однако экспорт алюминия по итогам первого квартала 2020 года просел более чем на треть. В такой ситуации дальнейшие перспективы отрасли напрямую связаны с развитием внутреннего потребления алюминия, потому что восстановление спроса на мировом рынке, по разным оценкам, может занять от года до 3-4 лет.


№1 (222) (2024)
№10 (221) (2023)
№9 (220) (2023)
№8 (219) (2023)
№7 (218) (2023)
№6 (217) (2023)
№5 (216) (2023)
№4 (215) (2023)
№3 (214) (2023)
№2 (213) (2023)
№1 (212) (2023)
№10 (211) (2022)
№9 (210) (2022)
№8 (209) (2022)
№7 (208) (2022)
№6 (207) (2022)
№5 (206) (2022)
№4 (205) (2022)
№3 (204) (2022)
№2 (203) (2022)
№1 (202) (2022)
№10 (201) (2021)
№9 (200) (2021)
№8 (199) (2021)
№7 (198) (2021)
№6 (197) (2021)
№5 (196) (2021)
№4 (195) (2021)
№3 (194) (2021)
№2 (193) (2021)
№1 (192) (2021)
№10 (191) (2020)
№9 (190) (2020)
№1 (182) (2020)