- Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №1 (182) (2020)


Экономика/Национальные проекты

Недоосвоенный бюджет нацпроектов

По итогам 2019 года Счетная палата и Минфин выявили отставание в освоении бюджетных средств, выделенных на реализацию нацпроектов. В общей сложности неосвоенными остались 149 млрд рублей. Эта ситуация не устраивает новое правительство во главе с Михаилом Мишустиным, поэтому он намерен пересмотреть подход ко всему процессу финансирования мероприятий, предусмотренных нацпроектами.


Вертикаль власти/Стратегия

Вся Кубань – один большой транспортный хаб

Развитие инфраструктуры в РФ подразумевает реализацию не только федеральных, но и региональных проектов. Одним из таких проектов является Южный хаб – флагманский проект Краснодарского края, предусматривающий создание крупного торгово-транспортно-логистического узла на юге страны. Проект вошел в стратегию развития региона до 2030 года.

По итогам рассмотрения обращения губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева на имя Президента РФ Владимира Путина правительству было дано поручение рассмотреть инициированный регионом проект и проработать предложения по механизмам его реализации. В настоящее время на федеральном уровне ведется его обсуждение.

Как сообщили «МП» в Минтрансе России, проект ориентирован на реализацию потенциала края в системе международных транспортных коридоров и обеспечение участникам внешнеэкономической деятельности стран ЕАЭС свободного доступа к услугам транспортно-логистической инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна. Более подробно о проекте в эксклюзивном интервью спецкору «МП» в Краснодаре Любови Красновой рассказал сам губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.


Вертикаль власти/АМП

Экологический мониторинг северо-восточной части Черного моря с использованием спутниковых информационных систем

Исследования фитопланктона в северо-восточной акватории Черного моря с участием специалистов Южного Научного Центра (ЮНЦ РАН) и ФГБУ «АМП Черного моря»проводятся с 2005 года.Цель исследований является раннее выявлениеи диагностика «цветений морских вод», вызванных токсичными микроводорослями.


Вертикаль власти / АМП

Сократили расходы, но по безопасности остались на высоте

В прошлом году порты, входящие в зону ответственности ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря», снизили показатели грузооборота и судозаходов, за исключением морского порта Темрюк, в котором грузооборот вырос. Соответственно, снизились объемы корабельного сбора, что потребовало корректировки расходов по филиалам АМП. Вместе с тем, с главной задачей – отсутствием аварийных случаев по вине служб капитанов морских портов – Администрация успешно справилась, обеспечивая выполнение установленного Росморречфлотом государственного задания. Об этом и о других результатах работы АМП в прошедшем году рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Сафоничев.


Тема номера/Регуляторная гильотина

Портовой отрасли – нормативную базу для ГТС

Правительство РФ приняло решение радикально изменить и актуализировать нормативную базу технического регулирования – провести «регуляторную гильотину». К 1 января 2021 года все нормы, устанавливающие обязательные контрольно-надзорные требования в стране, должны быть полностью заменены. В соответствии с этим решением Минтранс России подготовил предложения по формированию модели новой структуры правового регулирования в сфере морского и внутреннего водного транспорта. Для специалистов, эксплуатирующих объекты инфраструктуры портов, наибольший интерес представляют изменения норм, относящихся к портовым гидротехническим сооружениям. При разработке этих изменений предлагается принимать во внимание ряд аспектов, о которых пойдет речь в данной статье.


Развитие/Инфраструктура СМП

Порты Арктики и Дальнего Востока объединят морским транспортным коридором

21 декабря 2019 года Правительство своим распоряжением №3120-р утвердило План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года, подготовленный дирекцией СМП госкорпорации «Росатом».

В справке к документу говорится, что Планом предусмотрена как реализация мероприятий федерального проекта «Северный морской путь» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, так и реализация дополнительных мероприятий, направленных на развитие сырьевой базы и СМП, а именно: разработка параметров развития сырьевой базы; разработка программы развития и государственной поддержки отечественного судостроения для постройки современных грузовых судов; развитие гидронавигационной, метеорологической, аварийно-спасательной, коммуникационной и информационной инфраструктуры СМП; разработка системы централизованного оперативно-тактического управления круглогодичным судоходством на всей акватории СМП на базе создания единого диспетчерского центра управления судоходством на СМП и организации перевозок на регулярной основе.

Журнал «Морские порты» разбирался, в каком направлении пойдет развитие инфраструктуры СМП, какие терминалы будут обеспечивать перевозки сырьевой базы и транзитных грузов и на какой стадии реализации находятся эти проекты.


Развитие/Транспортная инфраструктура

Восемь групп эффектов от развития Восточного полигона

Новый вектор социально-экономического развития в России стимулировал появление и новых подходов к оценке транспортных проектов со стороны государства. Но, несмотря на наблюдаемый сегодня прогресс в разработке методик оценки, они все еще отстают от мирового опыта и не позволяют в полной мере оценить эффект от реализации транспортных проектов.

Специалистами Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН была разработана методика, учитывающая влияние транспортных проектов на максимально широкий спектр отраслей экономики. Она была применена в отношении проектов по развитию Восточного полигона РЖД – расширения и модернизации БАМа и Транссиба. Согласно полученным результатам, планируемые изменения железнодорожной инфраструктуры приведут к возникновению восьми групп эффектов в разных отраслях – от добывающей до портовой – и обеспечат прирост выпуска валовой продукции на сумму почти 5 трлн рублей за период 2019-2025 годов.


Порты/АМП

Архангельск – порт круглогодичной навигации

Географическое расположение морского порта Архангельск в устьевой части реки Северной Двины непосредственно влияет на особенности судоходства в порту, в который заходят не только морские суда, следующие из Белого моря, но и речные, следующие с внутренних водных путей через южную границу порта.

Навигация в порту осуществляется круглогодично. Архангельск относится к замерзающим портам, здесь ежегодно объявляется период ледокольных проводок.


Порты/АМП

Многообещающий порт Зарубино

Порт Зарубино находится на пересечении важных международных направлений между странами АТР, поэтому сегодня он стал объектом разнообразных проектов, нацеленных на интеграцию в региональную транспортную инфраструктуру и извлечение прибылей из его потенциала, таких как Международный транспортный коридор «Приморье-2», первый в регионе зерновой терминал, современный угольный терминал и даже такого экзотического, как предложение о строительстве вакуумной трубы для транспортировки контейнеров в Китай.

Расположенный на юге Приморского края, на кратчайшем пути из Китая в Республику Корею, в нескольких десятках километров от автомобильного и железнодорожного пунктов пропуска на границе с КНР, морской порт Зарубино является, пожалуй, одним из самых многообещающих портов страны. Безопасность мореплавания в акватории порта и на подходах к нему на высшем уровне обеспечивается Службой капитана морского порта Зарубино.


Порты/АМП

Порт Пригородное: безаварийная работа на пределе отгрузок

Морской порт Пригородное является во многих отношениях новатором и образцом для новых специализированных СПГ-портов России. Сегодня порт, отгружающий на экспорт углеводороды в рамках проекта «Сахалин-2», демонстрирует стабильные результаты, приближаясь к пределу пропускной способности. Текущая проблематика – летний ремонт и проекты модернизации портовой инфраструктуры.

С момента основания портом управляет ЗАО «Порт Пригородное», совместное предприятие компаний «Сахалин Энерджи» и «Совкомфлот». Регулирование морской транспортной составляющей производства, обеспечение безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему и прочие предписанные законодательством функции выполняет Служба капитана морского порта Пригородное.


Партнеры/Автоматизация

Upgrade в порту Мууга

В августе 2019 года на контейнерном терминале немецкой логистической компании Hamburger Hafen und Logistik AG – HHLA TK Estonia AS в эстонском порту Мууга завершилось внедрение новой версии системы Solvo.TOS 6.4. Проект был реализован в кратчайшие сроки – за 10 месяцев.

Главные цели проекта состояли в оптимизации работы контейнерной части терминала путем замены устаревшей системы Solvo.CTMS на комплексную систему управления контейнерным терминалом Solvo.TOS нового поколения.


Юбилей/История флота

Памятные даты истории флота в изделиях «6МХ»

4 августа 2020 года в истории российского флота отмечается круглая дата – 35 лет рекордному глубоководному погружению, совершенному советской подводной лодкой. Специально к этой дате часовая мануфактура «6МХ» по заказу специалистов, ведущих глубоководные работы, изготовила уникальные наручные часы, которые было решено назвать «К-278», по имени легендарной подлодки. Производитель гарантирует, что при работе подводников на глубинах до 1000 метров часы будут так же исправно служить, как и на суше.


Техника и технологии/Грузоподъемное оборудование

ЗАО «СММ»: новые технические решения для ПТО в условиях динамичного развития отрасли

Развитие морских портов и увеличение объемов перевалки грузов стимулируют производителей грузоподъемного оборудования на выпуск более технологичной, инновационной техники, отвечающей современным требованиям перевалки грузов, в том числе соответствующей параметрам безопасности. Сегодня транспортные терминалы увеличивают грузовое место с целью повышения интенсивности перевалки.


Техника и технологии/Инжиниринг

«НК Технология»:нестандартные подходы в проектировании, производстве и обслуживании перегрузочной техники для серьезных клиентов

Российская компания «НК Технология» входит в группу с латвийской инжиниринговой компанией NK TEHNOLO?IJA, которая начала свою деятельность в 2001 году с обслуживания портовых кранов, предоставляя клиентам весь необходимый спектр услуг: текущие и капитальные ремонты, модернизацию, монтажные и демонтажные работы как нового, так и находящегося в эксплуатации подъемно-транспортного оборудования.


Грузовая база/СУГ

СУГ направляют в нефтехимию

Ежегодное производство сжиженных углеводородных газов (СУГ) в России составляет порядка 16-17 млн тонн, из них около 6 млн тонн уходит на экспорт. Основным направлением экспорта остаются страны Северо-Западной Европы, перспективным для наращивания экспортных поставок представляется рынок АТР.

Несмотря на значительный экспортный потенциал СУГ, наибольшими темпами будут расти поставки этого вида сырья на внутренний рынок, чему способствуют государственные механизмы стимулирования развития нефтехимической отрасли. В случае если все заявленные проекты по строительству новых мощностей будут реализованы, к 2024 году производство СУГ в России вырастет до 23 млн тонн, при этом экспортные отправки составят не более 7-8 млн тонн.


Статистика

Все грузы России

Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины и Финляндии за 2019 год. Информация предоставлена АО «Морцентр-ТЭК».


№1 (222) (2024)
№10 (221) (2023)
№9 (220) (2023)
№8 (219) (2023)
№7 (218) (2023)
№6 (217) (2023)
№5 (216) (2023)
№4 (215) (2023)
№3 (214) (2023)
№2 (213) (2023)
№1 (212) (2023)
№10 (211) (2022)
№9 (210) (2022)
№8 (209) (2022)
№7 (208) (2022)
№6 (207) (2022)
№5 (206) (2022)
№4 (205) (2022)
№3 (204) (2022)
№2 (203) (2022)
№1 (202) (2022)
№10 (201) (2021)
№9 (200) (2021)
№8 (199) (2021)
№7 (198) (2021)
№6 (197) (2021)
№5 (196) (2021)
№4 (195) (2021)
№3 (194) (2021)
№2 (193) (2021)
№1 (192) (2021)
№10 (191) (2020)
№9 (190) (2020)
№1 (182) (2020)