Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Содержание №7 (168) (2018)

Экономика/Денежная политика

Национальные валюты против доллара США

Американская политика санкций продолжает оказывать давление на российское государство: теперь под угрозу ставится возможность проведения Россией банковских операций в долларах – в ноябре Госдеп намерен ввести запрет на сотрудничество с государственными кредитными организациями РФ всем юридическим лицам США.

Российские власти такой шаг администрации Дональда Трампа расценили как максимально недружественный и в принципе неадекватный, ведь в конечном счете проиграет именно доллар – кто из суверенных государств захочет использовать валюту, подверженную таким политическим рискам? Вполне вероятно, что отказ от доллара повлечет за собой развитие глобального тренда – переход в межгосударственных расчетах к национальным валютам, а также снизит мировую потребность в займах в американской валюте.


Вертикаль власти/АМП

Транспортный узел для Севморпути

Морской порт Петропавловск-Камчатский – это мощный, динамично развивающийся порт, расположенный на восточном побережье полуострова Камчатка в глубоководной Авачинской бухте. Выгодное географическое положение, круглогодичная навигация, наличие необходимой инфраструктуры определяют значение порта в развитии торгово-экономических связей России со странами АТР.


Вертикаль власти/АМП

Качественный контроль судов в порту Тамань

Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутараканского княжества, которая располагалась на месте современной Тамани, относится к X-XI векам: уже тогда город был известен как крупный торговый порт с хорошей гаванью, через него поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами и Византией.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 г. №19 морскому порту, расположенному в районе мыса Железный Рог Таманского полуострова на побережье Черного моря (Темрюкский район Краснодарского края), присвоено географическое наименование Тамань. 1 апреля 2009 года приступила к осуществлению своих функций, в том числе по контролю судов, Служба капитана морского порта Тамань.


Вертикаль власти/АМП

Международные спасательные учения на Каспии

Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на наличие современной техники, технических средств, которыми оснащаются суда и нефтяные платформы. Каспийское море в этом смысле – не исключение. Спасательным службам, следовательно, необходимо быть готовыми к любым испытаниям и неожиданностям.

В августе 2018 года в Астрахани прошли международные комплексные учения по ликвидации последствий морских аварий и разлива нефти регионального значения «Каспий-2018», результаты дают понимание перспектив развития аварийно-спасательного дела.


Развитие/Инвестиции

Инвестиции вместо изъятий

Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе помощника президента РФ Андрея Белоусова крупнейшие отечественные экспортеры, не относящиеся к ТЭК, а именно 14 холдингов из угольной, металлургической и химической отраслей, будут инвестировать часть прибыли в новые проекты строительства дорог, мостов и портов. В связи с ослаблением рубля и высокими мировыми ценами на продукцию этих компаний их доходы значительно выросли, причем налоговая нагрузка по сравнению с экспортерами нефти и газа, напротив, сократилась.

В настоящее время идет формирование перечня инвестиционных проектов для компаний из так называемого «Списка Белоусова». Решено, что проекты будут реализовываться в особом режиме - компании вложат деньги, а государство предоставит льготы и гарантии.


АСОП/Совет директоров

Транспортной системе – комплексное использование

В сентябре текущего года в Новороссийске состоялось выездное заседание Совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП). На заседании были рассмотрены итоги работы Ассоциации за истекший период по плану совместной с Минтрансом законодательной работы и вопросы текущей деятельности, обсуждены проблемы портовой отрасли и выработаны рекомендации по дальнейшим шагам Ассоциации в направлении их решения.

Принимающей стороной – ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) – для членов совета директоров была организована презентация деятельности крупнейшего по грузообороту порта России и обзор инфраструктуры новороссийских перегрузочных терминалов группы НМТП.


Порты/АМП

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя участки акватории в бухтах Нагаева и Веселая. Порт остается главным центром транспортной артерии, обеспечивающей доставку грузов и снабжения по северному завозу в Магаданскую область.

Сегодня в порту активно эксплуатируется 13 причалов: по переработке нефтепродуктов – 3, контейнеров – 2, остальных видов грузов – 8. Пропускная способность порта – 2,8 млн тонн, из них 200 тыс. – наливные. Причалы порта способны круглогодично принимать крупнотоннажные суда с осадкой до 11,5 метра. В 2017 году порт переработал 1,39 млн тонн. За январь-август 2018 года грузооборот составил 906,6 тыс. тонн, количество судозаходов за этот период – 166, что на 13,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В настоящее время все портовые службы готовятся к зимней навигации, связанной с ледокольными проводками, координируя свою работу с планами по реконструкции и развитию порта.


Порты/АМП

Главный порт Приморского леспрома

Морской порт Ольга является одним из ключевых индустриальных портов Приморского края, специализирующихся на экспорте продукции предприятий лесной и горнорудной промышленности. О том, как развивается порт сегодня и как в нем обеспечивается безопасность мореплавания, рассказывает капитан морского порта Ольга филиала ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Ольга Николай Дегтеренко.


Порты/АМП

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченского морского торгового порта. Его инфраструктура была ориентирована на работу железнодорожной и автомобильной паромной переправы, связывающей Таманский полуостров с Крымским полуостровом.

Созданные Северный и Южный молы образовали акваторию порта (ныне Внутренний ковш Северного района с разворотным кругом) с действующими глубинами от 4,5 до 7 метров, а причалы и берегоукрепительные сооружения, построенные с необходимыми расчетными параметрами, обеспечили безопасную работу судов паромного сообщения.

В конце 80-х – начале 90-х годов XX века работа паромного комплекса была прекращена, развитие порта остановилось. Оно возобновилось лишь в начале 2000-х. В 2005 году было восстановлено железнодорожное сообщение паромной переправы, построены новые и реконструированы старые причалы и берегоукрепительные сооружения. Помимо первоначального назначения порт начал осуществлять перевалку генеральных и зерновых грузов, нефтепродуктов и жидких химических удобрений.


Стивидоры/Стратегия

АО «Дальтрансуголь»: инновации и развитие

Терминал АО «Дальтрансуголь» (дочерняя компания АО «СУЭК»), построенный в глубоководной бухте Мучке в 2008 году для перевалки угля СУЭК, в рамках программы развития планирует нарастить грузооборот до 40 млн тонн за счет строительства 3-й очереди. Терминал обеспечивает кратчайший путь экспорта угля от добывающих предприятий группы до конечных потребителей в Китае, Южной Корее, Японии и на Тайване. Рост спроса на энергетический уголь в странах АТР стимулирует российского производителя развивать транспортные активы группы, включая и терминал в порту Ванино.

Сегодня терминал оснащен автоматизированной системой разгрузки вагонов и угольным складом объемом до 1,2 млн тонн, способен принимать и обрабатывать суда типа Сapesize. О том, каких успехов добился стивидор в перевалке угля, об актуальных проблемах деятельности предприятия и перспективных планах журналу «МП» рассказал генеральный директор АО «Дальтрансуголь» Владимир Шаповал.


Логистика/Контейнеризация

Эффективность контейнеризации грузов в России

В развитом мире средняя степень контейнеризации упакованных грузов достигает 98%, а контейнеризация грузов, которые в принципе можно контейнеризировать, — неупакованные сухие грузы, лес, зерно и прочие – достигает 70%. О контейнеризации отечественных грузов, даже внешнеторговых, принято говорить в более минорном ключе. А контейнеризация внутренних перевозок при отсутствии полноценной статистики, по разным оценкам, составляет менее чем 10%. Причин такого положения вещей много. Более того, внутренние причины неразвитости российского контейнерного рынка созвучны истокам недостатков экономики в целом.

Между тем преимущества контейнерных перевозок настолько весомы, что грузовладельцы стремятся найти решение перехода на отгрузку готовой продукции в контейнерах без затарки в портах и тыловых терминалах. (Часть 1, продолжение статьи смотри в последующих номерах «МП»).


Грузовая база/Минеральные удобрения

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ), из которых порядка 70% было отправлено на экспорт в США, Бразилию, страны Азии и Европы. Несмотря на растущие потребности внутреннего рынка и наблюдаемое перераспределение продукции в его пользу, отрасль остается ориентированной на экспорт и сохранит эту направленность в среднесрочной перспективе.

Около трети экспортируемых минудобрений вывозится из России через морские порты, при этом загрузка существующих перевалочных мощностей сохраняется весьма высокой. Дальнейший рост перевалки минудобрений планируется обеспечить не только за счет строительства новых терминалов, но и посредством реализации новых логистических решений, например контейнеризацией данного вида груза.


Статистика

Все Грузы России

Объем перевалки грузов в морских портах России за 1-е полугодие 2018 года. Информация предоставлена АО «Морцентр ТЭК».



Новости

Лента новостей

Новые полномочия Росатома по развитию СМП помогут развитию порта Тикси в Якутии

Новые полномочия Росатома по развитию СМП помогут развитию порта Тикси в Якутии Такое мнение высказали представители региональных властей и эксперты.

«Совкомфлот» отмечен премией Lloyd’s List за вклад в повышение экологической безопасности судоходства

«Совкомфлот» отмечен премией Lloyd’s List за вклад в повышение экологической безопасности судоходства Группа компаний «Совкомфлот» стала победителем отраслевой премии Lloyd’s List Global Awards 2018 в н...

Российская экономика

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Новый состав госкомиссии по Арктике, которую возглавит заместитель председателя правительства РФ – п...

В Total называли запуск «Ямал СПГ» на полную мощность на год раньше срока беспрецедентным достижением

В Total называли запуск «Ямал СПГ» на полную мощность на год раньше срока беспрецедентным достижением Глава Total принял участие в запуске третьей линии «Ямал СПГ» во вторник, 11 декабря, вместе с премь...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Самый мощный на Дальнем Востоке угольный конвейер начал работу в морском терминале «Восточной горнорудной компании»

Самый мощный на Дальнем Востоке угольный конвейер начал работу в морском терминале  «Восточной горнорудной компании» Новая конвейерная лента длиной 1400 метров способна транспортировать до 4 400 тонн угля в час. Это п...

Генеральный директор Рыбного порта Владивостока награждён медалью Росрыболовства

Генеральный директор Рыбного порта Владивостока награждён медалью Росрыболовства Руководитель Федерального агентства по рыболовству России Илья Шестаков в минувшую субботу вручил ге...




Морской транспорт

Росатом, развивая СМП, может столкнуться с проблемой нехватки ледоколов и портов

Росатом, развивая СМП, может столкнуться с проблемой нехватки ледоколов и портов Так считает директор Инженерной школы Дальневосточного федерального университета, руководитель между...

Парусники ФГУП «Росморпорт» завершили навигацию 2018 года

Парусники ФГУП «Росморпорт» завершили навигацию 2018 года 12 декабря 2018 года во Владивостоке на паруснике «Надежда» подошла к концу заключительная в этом го...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

С начала 2018 года перевозки грузов в контейнерах на Дальневосточной железной дороге выросли на 9,2%

С начала 2018 года перевозки грузов в контейнерах на Дальневосточной железной дороге выросли на 9,2% За ноябрь 2018 года со станций Дальневосточной железной дороги отправлено 60,3 тыс. крупнотоннажных ...

Тяжеловесное движение позволило ОАО «РЖД» перевезти дополнительно 50 млн тонн грузов в 2018 году

Тяжеловесное движение позволило ОАО «РЖД» перевезти дополнительно 50 млн тонн грузов в 2018 году В 2018 году на сети железных дорог было сформировано и отправлено более 150 тыс. поездов массой свыш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...