- Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №10 (211) (2022)

Вертикаль власти/Коллегия Росморречфлота

Проекты не заморозили, в перевалке не потеряли

На совместном заседании Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморречфлоте, состоявшемся 21 декабря 2022 года в зале заседаний Федерального Агентства в Москве, были подведены предварительные итоги навигации и реализация проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В мероприятии, прошедшем под председательством руководителя Росморречфлота Захария Джиоева, приняли участие заместитель начальника Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета Александр Юрчик и заместитель Министра транспорта РФ Александр Пошивай. С докладом по Комплексному плану выступил заместитель руководителя Росморречфлота Борис Ташимов.


Вертикаль власти/АМП

Возможности и ограничения порта Находка

После снижения грузооборота в начале года морской порт Находка возвращается к средним показателям последних лет. Основные тенденции 2022 года – рост контейнерного импорта и увеличение тоннажа судов. Несмотря на то что порт модернизируется – усовершенствуется работа угольных мощностей, прирастают мощности терминалов для рефрижераторных и других грузов, развитию порта сегодня препятствует низкая пропускная способность железнодорожных подходов и припортовых станций. Между тем грузооборот порта по итогам этого года планируется на уровне предыдущего – около 26 млн тонн грузов.


Вертикаль власти/АМП

Порт Ванино – пристань оптимизма

По итогам 10 месяцев текущего года морской порт Ванино вошел в первую десятку морских портов РФ по объему перевалки грузов. Грузооборот порта вырос более чем на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 31,3 млн тонн. Наибольшую долю в перевалке по-прежнему занимает уголь – 86%, на втором месте нефтепродукты – 5,7%. Однако из-за геополитической обстановки в мире и антироссийских санкций достичь планируемого объема грузооборота в этом году не удастся.

Тем не менее, порт активно развивается. В этой связи Служба капитана порта особое внимание уделяет выбору мест новых объектов портовой инфраструктуры в целях обеспечения безопасности судоходства, а также актуальным на сегодня вопросам организации транспортной безопасности. Об этих и других аспектах деятельности порта в интервью «МП» рассказал капитан морского порта Ванино ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Андрей Шатько.


Геополитика/Северный морской путь

Задачи и перспективы развития Севморпути в условиях санкций

В статье рассмотрены основные итоги развития Северного морского пути (СМП) за 2017-2022 годы. Главное внимание уделено сотрудничеству и реализации экономических и политических интересов России и Китая, а также стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии и Индии. Заявлены основные внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы развития СМП в условиях санкций и глобальных политических и экономических изменений, а также возможные направления их решения.


Развитие/Транспорт России

Транспортный комплекс заложил фундамент будущего роста

В Москве в Гостином дворе с 15 по 17 ноября прошел ежегодный форум «Транспорт России», на котором традиционно обсуждались основные проблемы развития транспорта в России, а выставка отразила главные достижения отрасли за прошедший год. В деловой программе Форума были затронуты такие актуальные вопросы транспортного комплекса, как преодоление санкционного давления со стороны коллективного Запада, импортозамещение и технологический суверенитет российского транспорта, переориентация грузопотоков с запада на восток и юг, развитие транспортной инфраструктуры. В пленарном заседании «Транспорт России. Стратегия роста в новых условиях» принял участие председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, который отметил, что «благодаря оперативно принятым главой государства решениям, транспортный комплекс смог не только успешно противостоять всем основным вызовам, но и, самое главное, заложил фундамент для своего будущего роста».


Порты/АМП

Порт Диксон прирастает терминалами

Диксон — российский арктический морской порт, расположенный на берегу Карского моря. Одна его часть находится на западном краю полуострова Таймыр, другая – на острове Диксон. Эти части порта разделяет полуторакилометровый пролив, по которому зимой проходит трасса-зимник. Из-за суровых погодных условий навигация в порту длится с июня по октябрь, в остальное время акватория покрыта льдом.

В связи с разработкой на Таймыре крупных месторождений полезных ископаемых порт готовится к масштабному развитию инфраструктуры и наращиванию перегрузочных мощностей, предназначенных для транспортировки добываемых углеводородов на экспорт по Северному морскому пути. Безопасность мореплавания в порту и на подходах к нему обеспечивается Службой капитана порта в соответствии с Обязательными постановлениями по порту и другими нормативно-правовыми актами РФ.


Прты/АМП

Преодолевая шторма морские, торговые и экономические

Морской порт Тамань сегодня один из наиболее динамично развивающихся портов. Наперекор бушующим вокруг России «штормам» политическим, торговым, экономическим, наряду с природными, здесь существенно наращивают грузооборот и активно расширяют инфраструктуру, увеличивая перегрузочные мощности. Темпы развития эффективно поддерживает Служба капитана порта, создавая все необходимые условия для безопасного мореплавания, деятельности терминалов, модернизации и строительства объектов портовой инфраструктуры. Только за последнее время Службой рассмотрено 6 деклараций о намерениях инвестирования и выданы заключения на них.

Подробности работы портовых властей, в том числе по обеспечению транспортной безопасности, рассказал капитан морского порта Тамань ФГБУ «АМП Черного моря» Сергей Лебедев.


Вертикаль власти/АМП

С Севера на Юг через Махачкалу

Морской порт Махачкала становится важным узлом международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», связывающего российские порты Каспия – Астрахань, Оля и Махачкала – с Ираном, Индией, Китаем и другими странами Азии и Ближнего Востока. Концепция этого МТК была разработана в 1999 году, но длительное время развитием Транскаспийского маршрута не занимались по разного рода причинам. Ситуация резко изменилась в 2022 году в связи с проведением Россией СВО на Украине, следствием которой стало ужесточение антироссийских санкций со стороны США и Евросоюза и фактически транспортная блокада нашей страны. По этой причине нашему государству пришлось переориентировать внешнеторговые грузопотоки с Запада на Восток и искать новые пути движения грузов.


Импортозамещение/Перегрузочная техника

Что нужно, чтобы заместить непроизводимое

В конце 2022 года в Санкт-Петербурге в рамках Международного форума «Российский промышленник» состоялось расширенное выездное заседание межфракционной рабочей группы Госдумы РФ «Законодательная поддержка импортозамещения и создания рынков для отечественного бизнеса» на тему «Импортозамещение на морском транспорте». Основные направления обсуждения – судостроение, портовая перегрузочная техника и контейнерное оборудование. Цель заседания – получить от участников отрасли предложения по корректировке как законодательства РФ, так и документов стратегического планирования, нормативных актов правительства. Заседание завершилось составлением протокола, определившего основную проблематику направлений, для представления его в межправкомиссию и другие заинтересованные ведомства. С докладом о проблемах портового перегрузочного оборудования выступил председатель Комитета АСОП по технологии, механизации и природоохранной деятельности Дмитрий Тарасов.


Логистика/Перспективы

Что нужно знать, стремясь к лучшему

Природное богатство России, к сожалению, не первый раз в истории приготовило ей на рубеже XX-XXI веков опасную ловушку, когда в основу экономики страны вновь была положена торговля готовыми природными ресурсами. Если до этого, во времена относительной изоляции и отсутствия возможности обмена природных ресурсов «на все остальное», имелся стимул для проведения фундаментальных научных исследований, создания собственных технологий, развития промышленного производства и прочего, то «падение железного занавеса» и открытие границ перевело все перечисленное в категорию ненужных издержек. Дешевле стало покупать готовый результат, экономя на значительных затратах на весь цикл его достижения.

Россия опомнилась только тогда, когда в ходе глобального экономического кризиса над ее суверенитетом, финансовыми и природными ресурсами нависла угроза поглощения и раздела со стороны коллективного Запада. И сегодня, фактически в условиях войны с этим самым Западом, ей приходится спешно решать проблемы поиска новых рынков сбыта сырья, производства промышленных товаров высокого передела, импортозамещения и искать другие способы выхода экономики на самостоятельную орбиту.


Превозки/Транспорт России – 2022

В поисках вариантов повышения скорости доставки товаров

За 10 месяцев работы транспортно-логистического комплекса России в новых санкционных реалиях поток контейнерных грузов на северо-западном направлении снизился на 61%, а вырос на восточном – примерно на треть, южном – в два раза, на Каспии – на 20%. Итоговый баланс по экспорту-импорту подвести сложно официальная статистика операций закрыта. Но по косвенным признакам все же понятно, что отрасль еще перестраивается. Достигнутые показатели можно считать положительным результатом: переориентация грузов на Восток, по сути, свершилась, хотя связанные с этим проблемы проявились в полной мере. Теперь настало время искать способы преодоления возникающих барьеров при доставке грузов в Россию и из нее на мировые рынки. Этому и была посвящена дискуссия на сессии «Заря с Востока»: значение торговли со странами Азии для российской экономики и способность транспорта ее обеспечить» в рамках прошедшей в ноябре конференции «Транспорт России – 2022».


Грузовая база/Рефрижераторные грузы

Рынок скоропортов тряхнуло, но наделило стимулами для развития

Западные санкции, введенные против России с началом специальной военной операции (СВО) на Украине, кардинально изменили российский рынок перевозок, в том числе рефгрузов (скоропортов). В частности, прекратился импорт лососевых рыб из ЕС, а часть рыбы, предназначенной на экспорт, была перенаправлена на внутренний рынок. Такая ситуация обострила проблемы внутренней логистики и заставила более активно искать пути их решения.

В результате активизировались строительство инфраструктуры для хранения и перевалки рефгрузов в портах, разработка альтернативных маршрутов доставки скоропортящихся грузов, подготовка нормативных документов, призванных отрегулировать процесс перевозок рефгрузов, и т.д. В правительстве даже признали необходимость активизации программы строительства контейнеровозов, необходимых для транспортировки скоропортов. Таким образом, подтверждая известную поговорку «не было бы счастья, да несчастье помогло», сегмент перевозок рефгрузов под действием санкций получил серьезную встряску и новые стимулы для развития.