Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).

Содержание №5 (176) (2019)

Вертикаль власти/Коллегия Росморречфлота

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания

В Москве 5 июля, накануне Дня работников морского и речного флота, прошло совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) и Общественного совета при Росморречфлоте, на котором были рассмотрены актуальные задачи, стоящие перед отраслью. В рамках мероприятия, традиционно предшествующего Дню флота, заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков зачитал поздравительные телеграммы президента, председателя правительства, председателя Совета Федерации и председателя Государственный Думы по случаю отраслевого профессионального праздника, поступившие в Федеральное агентство. Глава Росморречфлота также вручил отраслевые награды и поощрения группе сотрудников Федерального агентства и подведомственных предприятий.


Вертикаль власти/АМП

Сахалин, Курилы и Камчатка – регион безаварийного роста

Одно из основных направлений развития российской экономики подразумевает значительное усиление сотрудничества Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, которое в свою очередь опирается на транспортный потенциал Дальневосточного региона, в том числе Сахалинской области и Камчатского края. О том, как в современных условиях качество действующей системы государственного контроля и обеспечения безопасности мореплавания способствует развитию торгового судоходства, рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Владимир Шутько.


Вертикаль власти/АМП

Первые итоги работы в области аттестации сил ОТБ

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) проводится в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 г. №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» и определяет профессиональную пригодность должностных лиц к выполнению обязанностей в указанной сфере.

Приказом Росморречфлота от 09.02.2018 г. №14 ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» наделено полномочиями органа аттестации сил ОТБ на морском и внутреннем водном транспорте. На сегодня ФГБУ подвело итоги своим первым шагам и работе за прошедший год на данном направлении.


Вертикаль власти/АМП

Экологическая безопасность на Каспии

Каспийское море богато не только углеводородными, но и биологическими ресурсами. В целях сохранения биологического разнообразия морской среды и экологической безопасности на Каспии активно развивается многостороннее международное сотрудничество пяти прикаспийских стран. Об экологической безопасности моря как одного из важнейших факторов такого сотрудничества в рамках Тегеранской конвенции корреспонденту «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Каспийского моря» Магомед Абдулатипов.


Экономика/Инвестиции

ПМЭФ-2019: экспортеры определились с проектами

В начале июня в Санкт-Петербурге прошел Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2019), в котором приняло участие беспрецедентное количество участников – 19 тыс. человек из 145 стран мира. На форум прибыло 57 иностранных министров, 79 глав иностранного дипломатического корпуса, а также спикеры парламентов. Масштабность форума подтвердило участие более 3500 российских и иностранных компаний, из них более 570 иностранных и свыше 1800 российских компаний были представлены на уровне руководителей.

Мероприятие стало знаковым для транспортной отрасли – главы крупнейших российских и зарубежных корпораций презентовали несколько десятков проектов в сфере морских, автомобильных и железнодорожных перевозок, в том числе строительства новых перегрузочных терминалов на Балтике, в Северном море и на Тихоокеанском побережье России. Большое внимание было уделено вывозу продукции с арктических месторождений нефти и газа по Северному морскому пути.


Развитие/Концессия

Концессионные ожидания

В текущем году может быть заключено второе концессионное соглашение в портовой отрасли в рамках строительства сухогрузного района порта Тамань. Об этом свидетельствуют материалы, подготовленные организаторами Петербургского экономического форума для инвесторов. Стоимость проекта оценивается в 171 млрд рублей.

Первое концессионное соглашение в портах было заключено в ноябре 2018 года между концессионером ООО «Морской торговый порт «Лавна» (дочерней структурой Государственной транспортной лизинговой компании, ГТЛК) и концедентом Росморречфлотом. В нем определено, что концессионер должен построить угольный терминал мощностью 18 млн тонн, а концедент – обеспечить транспортную доступность и завершить строительство первого этапа существующей железнодорожной инфраструктуры. Речь идет о достройке железнодорожной ветки протяженностью 46 км. Вложения инвесторов в угольный терминал составят 24 млрд рублей.


Порты/Росморпорт

Инициативы, инновации, инвестиции Росморпорта в развитие портовой инфраструктуры

Развитие морских портов России является одним из стратегических направлений государственной транспортной политики. Большое значение в реализации этого направления играет структурное отраслевое предприятие ФГУП «Росморпорт», которое отвечает за развитие портовых мощностей, содействие интеграции морских портов с другими видами транспорта и обеспечение безопасность мореплавания в акваториях портов. О сегодняшнем дне и планах предприятия на будущее журналу «Морские порты» в эксклюзивном интервью рассказал генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев.


Порты/АМП

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива». Например, в порту Ванино в отличие от других портов его можно отнести к разряду облегченных, несмотря на большую продолжительность. Интенсивное использование буксиров и ледоколов в зоне ответственности АМП в зимнюю навигацию позволило обеспечить стабильную деятельность портов АМП. На работе порта Магадан в зимний период положительно сказалась наработанная практика обколки льда в бухте Нагаева. Даже эпизодическое привлечение линейного ледокола к проводкам в порту Советская Гавань способствовало улучшению проходимости судов и уменьшению времени швартовных операций.

Нужно отметить, что в общем ледокольная проводка судов в порту Совгавань осуществляется эпизодически. Между тем объединение портов Ванино и Совгавань позволило бы в зимний период обеспечить оба порта надлежащей ледокольной проводкой и создать благоприятную обстановку для привлечения потенциальных грузоотправителей на терминалы Совгавани, обеспечив тем самым эффективную и стабильную работу и всего Ванино-Совгаванского транспортного узла.


Порты/АМП

Победу одержали профессионализм и ответственность

На 20-й сессии Комитета Черноморского меморандума (ЧМ), состоявшейся в апреле этого года в болгарском Бургасе, где всесторонне обсуждались вопросы организации и осуществления контроля судов государством порта, во второй раз за двадцатилетнюю историю ЧМ были подведены и объявлены результаты конкурса среди морских портов стран черноморского региона на лучшую и актуальную фотофиксацию несоответствия регламентирующим требованиям, выявленного при инспектировании морских судов.

Победу в конкурсе одержала фотография, сделанная инспекторами государственного портового контроля (ГПК) Службы капитана морского порта Новороссийск ФГБУ «АМП Черного моря» Сергеем Лебедем и Василием Русановым.


Логистика/Крупногабаритные тяжеловесные грузы

Особенности перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов через морские порты

Несмотря на низкий уровень промышленного производства в России, перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов (КТГ) в стране для нужд нефтегазовой, угольной, энергетической отраслей не прекращаются. Проекты разработки новых месторождений, строительства нефте- и газоперерабатывающих заводов, реконструкции ТЭЦ появляются с завидной регулярностью. При этом оборудование для реализации таких проектов, как правило, производится не в России – обычно это страны Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Европы. Соответственно, маршруты транспортировки включают морскую составляющую, в том числе морские порты РФ.

И хотя многие из портов не способны принимать и обрабатывать КТГ по разным причинам (отсутствие мощной грузоподъемной техники, необходимой инфраструктуры, несоответствие нагрузок на причал и т.п.), ряд крупных российских портов обладает такими возможностями. Вместе с тем, компании, занимающиеся транспортировкой КТГ, научились работать в любых условиях, даже при отсутствии на терминале специализированной перегрузочной техники и даже при небольших глубинах порта.


Грузовая база/Лесные грузы

Круглый лес: экспорт преткновения

В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометров, из которых на экспорт было отправлено лишь 18,9 млн кубометров – на 1% меньше, чем в предыдущем году. Тенденция роста объемов производства и сокращения экспорта «кругляка» продолжится и в дальнейшем: планируется, что к 2030 году на экспорт будет отправляться не более 6% заготавливаемого в стране объема вместо нынешних 8%. Впрочем, доля экспорта может сократиться еще больше с учетом повышения в 2019 году экспортных пошлин на вывоз круглого леса с 25% до 40% и дальнейшего планируемого повышения до 60% и 80% в 2020 и 2021 годах соответственно. А в случае если будет принят внесенный в начале этого года в Госдуму законопроект о полном запрете экспорта необработанной древесины – и вовсе сойти на нет.

Ограничение экспорта – одна из мер, предпринимаемых государством для стимулирования глубокой переработки древесины внутри страны. Но эксперты считают, что чрезмерное увлечение протекционизмом может привести к снижению объемов лесозаготовок и закрытию ряда мелких и средних лесозаготовительных предприятий, не говоря уже о потере для России стратегически важных рынков сбыта.