
Морские порты
Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.
Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.
Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Содержание №8 (219) (2023)
Экономика/Кризис
Главные риски новых маршрутов
Транспортные потоки российских внешнеторговых грузов продолжают перестраиваться и налаживаться. Но уже сегодня очевидно, что удовлетворить растущий спрос на экспортно-импортные перевозки отдельных видов грузов на ключевых направлениях в среднесрочной перспективе не удастся. Основными сдерживающими факторами для роста грузопотоков остаются узкие места транспортной инфраструктуры, в основном железнодорожной. Государственных инвестиций на проекты выделяется много, но в транспортном комплексе накопилось немало проблем, которые давно нужно было решать, в том числе привлекая частные инвестиции. Между тем в условиях очень жесткого внешнего прессинга к рискам инфраструктурным добавились риски финансовые и политические.
Вертикаль власти/АМП
Порт Пригородное снизил объемы, но обновил технологии
В 2023 году порт Пригородное снизил объемы отгрузки нефти и СПГ на своих терминалах: за 9 месяцев года объем перевалки нефти сократился на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,34 млн тонн, а объем перевалки СПГ – на 13%, до 7,44 млн тонн. Связано это с плановыми ремонтными работами на нефтегазовом комплексе «Пригородное» международного проекта «Сахалин-2» и общей тенденцией к снижению поставок нефти. Соответственно сократилось и количество заходов танкеров – с 29 до 25 и газовозов – со 135 до 117. Несмотря на изменения внешнего рынка, состав импортеров нефти и газа практически не изменился – это по-прежнему КНР, Республика Корея и Япония. Сегодня порт функционирует в штатном режиме, безаварийность обеспечивается эффективной и качественной работой Службы капитана порта.
Вертикаль власти/АМП
Порт Тамань: проторенными маршрутами к новым результатам
По итогам работы в 2022 году порт Тамань перевалил 42,8 млн тонн грузов, что позволило ему занять 6-е место по грузообороту среди морских портов России и 2-е среди портов Азово-Черноморского бассейна. Благодаря расположению порта – в северо-восточной части черноморского побережья, южнее Керченского пролива, – маршруты доставки грузов не подверглись значительным изменениям в возникших условиях кризисной логистики. Основные трудности были обусловлены сезонной загруженностью РЖД пассажирскими перевозками, что повлекло снижение объемов доставки грузов на склады портовых терминалов в летний период. Об особенностях работы порта, повышении его конкурентоспособности и обеспечении безопасности мореплавания рассказывает капитан морского порта Тамань ФГБУ «АМП Черного моря» Сергей Лебедев.
Развитие/Регионы
Развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения роста экономики регионов
Транспортная система страны позволяет обеспечить пространственную связанность хозяйствующих субъектов и возможность для населения в перемещениях, давая доступ к населенным пунктам и производственным районам, сырьевым базам. Транспортной стратегией предусмотрено расширение транспортной инфраструктуры, что будет являться инструментом реализации политики пространственного развития страны, освоения и эффективного использования ресурсно-сырьевой базы.
В статье проанализированы различные варианты понятия транспортной инфраструктуры и ее трактовки у различных авторов. Проанализированы и обобщены факторы, влияющие на развитие транспортной отрасли как в целом, так и по отдельным видам транспорта.
Порты/АМП
Порт Махачкала – курс на развитие
Единственный незамерзающий и самый глубоководный порт России на Каспии – Махачкала – является важным транспортным узлом на участке Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», связывающего потоки российских внешнеторговых грузов с портами стран Каспийского бассейна, Азии, Ближнего Востока и Африки. В период санкционного давления, которое сейчас испытывает Россия со стороны западных государств, порт имеет все предпосылки для успешного встраивания в логистику МТК.
Задачи по эффективному развитию портовой инфраструктуры, обеспечению безопасности мореплавания в акватории порта и на его подходах, повышению конкурентоспособности порта сегодня успешно решаются Службой капитана порта.
Порты/АМП
Порт Кавказ задает тон в работе
Морской порт Кавказ находится в северо-восточной части Керченского пролива на Таманском полуострове в южной оконечности косы Чушка, на ее западном побережье, и имеет неоспоримые преимущества с учетом ряда особенностей: расположен вне населенных пунктов, близок к международным транспортным коридорам «Север – Юг» и «Запад – Восток», располагает естественными глубинами от 10 до 27 метров на рейдовом перегрузочном районе, не требующем проведения дноуглубительных работ и принимающем крупнотоннажные суда с осадкой до 23 метров. Кроме того, это круглогодичный, незамерзающий порт, по номенклатуре переваливаемых грузов относится к многопрофильным. По статистическим данным трех лет, его грузооборот составляет третью часть грузооборота российских портов Азовского моря. Все эти плюсы ставят Кавказ на одну из первых ступенек среди портов бассейна.
Партнеры/Инжиниринг
Как получить и использовать максимум пропускной способности терминала
Определение реалистичной пропускной способности морских портов одинаково важно как в масштабах страны, так и в масштабах конкретных терминалов. Одной из консалтинговых компаний, предоставляющих такие услуги, является российская «МИТ КОНСАЛТ», образованная консультантами европейской фирмы, входящей в пятерку крупнейших в мире и ушедшей с российского рынка в 2022 году.
«МИТ КОНСАЛТ» объединила лучший опыт своих специалистов из известных международных и российских компаний портовой сферы, и теперь продолжает лучшие практики инжиниринга и консалтинга, оказывая услуги морским портам и терминалам, в том числе по моделированию и расчету реалистичной пропускной способности.
Партнеры/Портовое оборудование
Портовый конфигуратор НПО «Аконит»: первый и единственный
Цифровизация не покидает новостные ленты последние пару лет. Это похоже на цунами, которое накрыло все отрасли. Цифровизация в АПК, ЖКХ, энергетике, машиностроении... Однако если посмотреть более внимательно, то многие сервисы представляют собой всего лишь агрегаторы по сбору данных.
НПО «Аконит» – прежде всего машиностроительная компания, которая в портовой отрасли только завоевывает имя и репутацию. Поэтому предприятие поставило перед собой сложную цель: предложить рынку абсолютно новое решение в части производства оборудования для портов.
Техника и технологии/Теория логистики
Трансформация рынка перевозок контейнеров
В статье дана оценка динамики развития рынка контейнерных перевозок через российские морские порты в 2022 и 2023 годах, показаны основные структурные сдвиги в условиях геоэкономических вызовов, новые логистические направления доставки контейнерных грузов из портов Северо-Запада России, которые развиваются в настоящее время.
В результате проведенного исследования установлено, что падение российского рынка контейнерной логистики в 2023 году замедлилось и имеются основания для прогноза по дальнейшему восстановительному росту. Также очерчены стратегические направления развития контейнерного рынка России в условиях преодоления геоэкономических вызовов.
Инфраструктура/Инвестиции
Приоритеты бюджета не в пользу портов
Финансирование федеральных проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМИ), связанных с развитием портовой инфраструктуры, в новом бюджете РФ сокращено почти на 20%. Секвестр может затронуть около 18% изначально запланированных объектов, завершение строительства которых приходится на 2024 и последующие годы. Однако если КПМИ будет продлен, то реализация ряда объектов будет просто отложена на несколько лет, а сокращение окажется очередным переформатированием КПМИ.
Инфраструктура/Транспортные коридоры
МТК «Север – Юг»: от замысла к реализации
Судя по всему, октябрю 2023-го суждено стать знаковым месяцем в многолетней истории Международного транспортного коридора «Север – Юг». В рамках Российской энергетической недели 11 октября Президент РФ Владимир Путин официально объявил о завершении подготовительного этапа реализации этого масштабного проекта и выразил надежду на то, что «в самое ближайшее время все начнется реально». А спустя неделю, выступая на пленарном заседании III Международного форума «Один пояс, один путь» в Пекине, он назвал МТК «Север – Юг» одним из приоритетных стратегических проектов, подлежащих реализации в краткосрочной перспективе.
Таким образом, спустя почти четверть века после замысла транспортный путь от Балтики до берегов Индийского океана наконец-то начнет обретать свои ожидаемые очертания. Между тем, несмотря на огромный объем подготовительной работы, проделанный российским руководством с весны 2022 года, все же остаются проблемы, которые могут существенно повлиять на успех реализации заявленных планов.
Грузовая база/Металлолом
Приемы против лома
В 2022 году потребление лома черных металлов в РФ снизилось на 25%, до 19,9 млн тонн, ломозаготовка просела на 32%, до 20,4 млн тонн, а экспорт за пределы ЕАЭС обрушился в 8,4 раза, до 384 тыс. тонн. «Приемами против лома», то есть факторами, повлекшими сокращение показателей отрасли, оказались снижение объемов выплавки стали в России и введение заградительных экспортных пошлин на металлолом, что в сочетании с санкциями и выросшим в цене фрахтом фактически блокировало экспорт и негативно сказалось на показателях ломосбора в стране. 2023 год принес отрасли определенную стабилизацию – восстановление сталелитейного производства и некоторое послабление экспортных ограничений, но и наделил новыми «приемами», например в виде безналичного расчета при сдаче лома физлицами. Учитывая текущую ситуацию, эксперты ожидают восстановления отрасли до показателей 2021 года не ранее 2030 года.
Статистика
Все грузы России
Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины и Финляндии за 9 месяцев 2023 года.