- Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 80 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №2 (203) (2022)


Экономика/Кризис

Западные санкции меняют логистику перевозок в России

После того как Россия официально признала независимость республик ЛНР и ДНР и начала на Украине военную спецоперацию по их защите, в отношении нашей страны коллективным Западом был принят очередной пакет более жестких санкций, которые коснулись не только персоналий, но и практически всех отраслей экономики от банковской сферы до нефтегазовой.

Санкции против России ввели или поддержали 46 стран во главе с США. Основной удар принял на себя российский трансграничный товарооборот. Страдает как импорт, так и экспорт. Глубину падения будет определять гибкость и скорость бизнеса и государства по подстройке к меняющимся условиям внутри страны и снаружи. В первую очередь речь идет о перенастройке экспортно-импортных потоков с Запада на Восток – из недружественных стран в нейтральные. Главный вызов – логистика.


Вертикаль власти/АМП

Без происшествий в сложных условиях

Хотя прошедший год был непростым для предприятий морской отрасли РФ, он дал новый опыт, научил организовывать работу морских портов и линий в условиях эпидемиологической обстановки, при наличии ограничительных мер. В таких условиях ФГБУ «Администрация морских портов Каспийского моря» продолжало успешно обеспечивать безопасность мореплавания и порядок в морских портах Астрахань, Оля и Махачкала, организовывать морское судоходство в портах и на подходах к ним, не допустив ни одного ЧП по своей вине.


Вертикаль власти/АМП

Порт Пригородное: новые стандарты морских перевозок

Открытый в 2008 году в морском порту Пригородное специализированный терминал по перевалке на экспорт сжиженного природного газа и сырой нефти международного проекта «Сахалин-2» стал первым такого рода терминалом в России. Если транспортировке газа, как основному направлению работы порта, посвящены детальные обзоры в ведомственных изданиях, то перевалке нефти, которая составляет порядка 30% грузооборота, уделялось меньше внимания. Между тем на нефтеналивном терминале были реализованы новые для отечественной индустрии технологии, а его работа сформировала новые стандарты для морских перевозок.


Вертикаль власти/Транспортная стратегия

Морским портам сбалансируют грузопотоки

Грузооборот морских портов России за 2021 год вырос на 1,7% по сравнению с 2020 годом и достиг 835,2 млн тонн. После некоторого снижения показателя в 2020 году на фоне экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, перевалка грузов снова вышла в «зеленую» зону. Возможно, рост мог быть и больше. Но для этого более эффективно должны работать подводящие транспортные пути. Повысить эффективность их использования российское правительство предполагает с помощью разрабатываемого транспортно-логистического баланса, призванного отрегулировать направления внешнеторговых грузопотоков.


Тема номера/Контейнерные перевозки

Россия в морской блокаде

Крупнейшие мировые компании, занимающиеся контейнерными перевозками, объявили о прекращении сотрудничества с Россией. О приостановке приема заказов первыми объявили датская компания Maersk, швейцарско-итальянская MSC (Mediterranean Shipping Company), французская CMA CGM, на долю которых приходится около 50% рынка перевозок. К ним присоединились японская ONE (Ocean Network Express), немецкая Hapag-Lloyd, тайваньская Yang Ming.

Их уход с российского рынка уже повлек разрыв основных логистических цепочек. По разным подсчетам, число застрявших на пути в Россию контейнеров оценивается более чем в 300 тыс. единиц. Участники рынка говорят, что из-за контейнерного бойкота оказалось заблокировано до 50% товаров российского импорта и до 60% экспорта. Вряд ли освободившуюся нишу быстро займут другие, менее крупные игроки рынка, поэтому последствия морской блокады могут быть катастрофическими для российского контейнерного бизнеса.


Транспортная политика/Союзное государство  

Беларусь vs Литва: обмен санкциями на перевозки

Обмен санкциями в транспортной сфере между Беларусью и Литвой близится к логичному финалу. Потери будут взаимны. Белорусские грузы уходят из портов Литвы на российские мощности, расстояние перевозки растет, а с ним и затраты на логистику и новую портовую инфраструктуру. Литва, лишившись стабильных грузопотоков, теряет значимый источник дохода. Санкции Евросоюза и США по отношению к Союзному государству России и Белоруссии лишь ускоряют процесс транспортного размежевания с прибалтийской страной. Однако если у Беларуси есть возможность в перспективе окупить вызванные конфликтом затраты за счет российской инфраструктуры, то у Литвы такой возможности не предвидится.


Порты/АМП

Советская Гавань на пороге новых возможностей

По итогам 2021 года грузооборот порта Советская Гавань снизился почти на 38%. Одной из причин стала реконструкция терминала «Компании Ремсталь», на котором в прошлом году ПРР не производились. Кроме этого, компания строит транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке наливных и контейнерных грузов мощностью 9 млн тонн. Срок завершения проекта – 2028 год.

Несмотря на заметное снижение грузооборота после рекордных показателей перевалки в 2020 году в 1 млн тонн, количество судозаходов в порт существенно не изменилось. Служба капитана порта на протяжении прошлого года продолжала выполнять свои функции в полном объеме. Хотя известно, что портовые власти готовятся к слиянию с портом Ванино – документы в данный момент находятся на доработке. В подробностях об этом рассказал капитан морского порта Советская Гавань ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Сергей Фомин.


Порты/АМП

Есть потенциал, будет и развитие

Евпатория – универсальный морской порт, специализирующийся на перегрузке генеральных и навалочных грузов, добыче морского песка и отгрузке на суда и автотранспорт, обработке специализированного флота, обслуживающего нефтегазовый комплекс по добыче углеводородов на шельфе Черного моря, а также на выполнении буксировочных, краново-монтажных и водолазно-подводных работ.

Порт расположен на западном берегу полуострова Крым и состоит из четырех участков акватории: №1 – Евпаторийский участок в северо-западной части Каламитского залива Черного моря; №2 и №3 – участки Донузлава в юго-западной части озера Донузлав; №4 – Черноморский участок в озере Панском.


Порты/АМП

Ключевой элемент мореплавания

Зона ответственности Морского спасательно-координационного центра (МСКЦ) Владивосток охватывает огромную морскую акваторию от западной части Японского моря на юге до Берингова пролива на севере, включая Дальневосточные моря. Спасательно-координационная деятельность МСКЦ на Дальнем Востоке является одним из ключевых элементов структуры, обеспечивающей безопасность мореплавания, эффективность морской отрасли и ее перспективное развитие в регионе. Результаты ежегодной работы центра – десятки спасенных жизней, сохраненное имущество и предотвращенные негативные экологические последствия. Наибольшая активность в работе приходится на акваторию Дальневосточных морей с интенсивным транспортным и промысловым судоходством.


Партнеры/Портостроение

«Трилистник PRO» усилит покрытие морского терминала

Завод «Выбор-СПб» – один из крупнейших производителей бетонных вибропрессованных изделий на Северо-Западе России. Производственная мощность завода составляет 150 тыс. м3 бетонных изделий в год, в том числе терминального камня для мощения портовых территорий и грузовых терминалов. На предприятии имеется собственная лаборатория и служба контроля качества изделий. У завода на сегодня самый большой опыт производства и поставок терминального камня в России – 10 лет. В его активе: участие в крупных инфраструктурных проектах по всей России, участие в разработке отраслевой документации «Мощение территорий с особо высокими нагрузками на дорожное покрытие», профессиональные консультации по подготовке основания и технологии мощения, мониторинг состояния покрытий готовых объектов.


Техника и технологии/Теория перевалки

Глобальная контейнерная система: кризис или катастрофа?

Все усложняющаяся и масштабная мировая экономическая система начала демонстрировать склонность к неожиданным кризисам и тектоническим структурным изменениям, которые не только не рассчитываются количественно, но и не прогнозируются традиционными методами. В то же время возможность объяснить и предсказать дальнейший ход развития все чаще становится важнее знания конкретных значений.

В данной статье с позиций современной науки синергетики рассматриваются тенденции развития такой важной сферы экономики, как глобальная мировая контейнерная транспортно-логистическая система, причины возникновения в ней колебаний, не приводящих к смене парадигмы, а также механизмы, отвечающие за возникновение кризисов, коллапсов, катастроф и смену структурных моделей системы.


Страницы истории/Петербург

Попытка переноса петербургского порта в середине XIX века

Петербургский порт был основан Петром I в начале XVIII века в районе Троицкой площади, но потом был перемещен на Стрелку Васильевского острова, там же находилась и портовая таможня. Значение Петербурга как торгового города было очень важным: в середине XIX века на его долю приходилось около 2/3 оборота внешней торговли империи и половина всего таможенного дохода России.

Однако порта в современном понимании (с верфями, доками, внутренними бассейнами, специализированными причалами) в городе не было. Пристань на Стрелке и складские помещения (пакгаузы) в том же районе Васильевского острова, принадлежавшие таможенному ведомству, заменяли порт. И если в эпоху парусного флота это не представляло большой проблемы, то к середине XIX века, c увеличением размеров судов и особенно с развитием парового флота, нахождение порта в центре города в ограниченной местности стало представлять большое неудобство и тормозить развитие торговли.


Логистика/Перевозки

Смерзшиеся грузы ударят по карману грузоотправителей и портовиков

Минтранс России подготовил проект приказа об утверждении новых правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, согласно которому обязательства по недопущению смерзания сыпучих грузов во время их перевозки лягут на грузоотправителей, а по размораживанию смерзшихся грузов – на стивидоров. Таким образом ведомство стремится снизить потери РЖД, связанные с простоем составов со смерзшимися сыпучими грузами на путях, прежде всего с углем – самым массовым из таких грузов. Очевидно, что попытка облегчить жизнь одному участнику логистической цепочки повлечет серьезные издержки для других. Если точнее – государство решило переложить эти издержки полностью на бизнес.


Грузовая база/Сырая нефть

Снижение добычи и переориентация экспорта нефти

В отличие от 2020 года, когда объем нефтедобычи в России сократился, по итогам 2021 года наблюдался пусть небольшой, но все же рост показателя – на 2,2%, до 524,1 млн тонн. Экспорт нефти сократился на 3,2%, до 225 млн тонн.

Начиная с конца февраля отрасль оказалась под влиянием геополитических и санкционных рисков, обусловленных событиями на Украине: введения эмбарго на импорт российской нефти со стороны США, Канады и Великобритании, выхода западных компаний из российских добывающих проектов и др. Пока с учетом подскочивших до максимумов 2014 года цен на нефть российская отрасль оказалась в благополучном положении, но в дальнейшем эксперты не исключают снижения объемов добычи и экспорта российской нефти и прогнозируют перераспределение экспортных грузопотоков с европейского на азиатское направление.


Статистика

Все грузы России

Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Украины и Финляндии за 12 месяцев 2021 года.