Морские порты
Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.
Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.
Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).
Содержание №7 (228) (2024)
Вертикаль власти/ВЭФ-2024
ВЭФ-2024 обозначил направления развития Дальнего Востока
Восточный экономический форум (ВЭФ-2024) в этом году вновь подтвердил свою роль ведущей российской площадки для обсуждения политико-экономических процессов в Азии. Форум посетило более 7 тыс. человек из 75 стран. За четыре дня работы было проведено свыше 120 сессий с участием более 700 спикеров. В ходе форума подписано свыше 300 соглашений на общую сумму 5,5 трлн рублей, из которых 27 были заключены с представителями иностранных организаций.
Особое внимание эксперты уделили итогам пленарного заседания с участием Президента РФ Владимира Путина. В ходе своего выступления глава государства рассказал о развитии Дальнего Востока и укреплении сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, о создании международных территорий опережающего развития, а также о масштабировании мастер-планов для 200 населенных пунктов к 2030 году. Президентом также были рассмотрены планы по модернизации энергетической и транспортной инфраструктуры региона, включая расширение БАМа, Транссиба и развитие Северного морского пути.
Вертикаль власти/АМП
Порт Дудинка расширяет мощности для грузов с Енисея
Значение и актуальность морского порта Дудинка в транспортной логистике России трудно оспорить прежде всего потому, что он всегда являлся перевалочной базой для снабжения портов и портопунктов, расположенных на реке Енисей и на трассе Северного морского пути (СМП). Сегодня СМП играет ключевую роль в транспортной коммуникации портов Арктики с промышленными регионами страны через систему судоходных рек, впадающих в Северный Ледовитый океан.
О положении дел в порту и перспективах его развития «МП» рассказал капитан морского порта Дудинка АМП «Западной Арктики» Евгений Григоренко.
Законотворчество/Налоги
Требуется продление налоговой льготы
Действие нормы п. 6 ст. 376 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), предусматривающее освобождение от налогообложения налогом на имущество капитальных вложений в объекты судоходных и портовых гидротехнических сооружений (ГТС), осуществленных после 1 января 2010 года, позволило нарастить мощности портов более чем на 270 млн тонн за счет стимулирования крупнейших проектов по строительству и реконструкции причалов в портах Новороссийск, Тамань, Усть-Луга, Мурманск, Владивосток и других. Данная мера способствовала повышению интереса инвесторов к портовой отрасли и положительно сказалась на финансовой деятельности компаний и организаций транспортного комплекса, стоимости транспортных услуг и их конкурентоспособности.
Между тем действие налоговой льготы заканчивается 1 января 2025 года, в связи с чем у представителей портовой отрасли встает вопрос о возможности и важности ее продления в современных условиях подъема российской экономики. Ассоциация морских торговых портов (АСОП) выносит этот вопрос на высший государственный уровень, Министерство финансов сообщает о «проработке вопроса», однако однозначного решения, будет ли продлена льгота, пока не принято. «МП» разбирался, что дала данная налоговая норма отрасли, к чему приведет ее отмена и есть ли шансы на продление.
Законотворчество/Инфраструктура
Конфликт между законом и морской практикой не исчерпан
Приморские города – это особые города, поскольку в них расположены морские порты и осуществляют деятельность подразделения федеральных органов исполнительной власти, а также подведомственные им организации. По совокупности признаков крупный морской порт (в широком смысле), включающий и гражданские порты/терминалы, и военные пункты базирования, – это объект федерального значения. Вероятно, и статус приморского города должен быть аналогичным.
Именно в приморских городах проявляются проблемы федерального законодательства, относящегося к регулированию и обеспечению морской деятельности. Очевидно, что практическая деятельность на основе ошибочных положений в законодательных актах (не вполне соответствующих научным данным и наработкам многовековой морской практики), формальных норм и правил, оторванных от жизни и внесенных в тексты законов, не может быть успешной и давать положительный эффект в процессе управления, а многолетнее ожидание, что все само наладится – просто потеря времени. Однако преодолеть негативные несоответствия законодательства просто необходимо.
Порты/Экология
Исследование вредоносных водорослей в порту Новороссийск
На протяжении двадцати лет ФГБУ «АМП Черного моря» сотрудничает с Южным научным центром РАН в области изучения динамики состояния морских вод в портах, подведомственных АМП. Отбор проб морской воды проводится ежеквартально – очередной был произведен в июне текущего года в портах Новороссийск, Анапа, Тамань, Туапсе и Геленджик, что позволяет вести мониторинговые работы с большой степенью достоверности. В курортный период особенно важно проводить исследования в районах массового отдыха людей.
Порты/Портостроение
Алгоритм создания инфраструктуры портов и терминалов
Алгоритм создания инфраструктуры для пассажирских круизных перевозок и яхтенного туризма, для перевалки грузов в речных и морских портах
В данной статье представлена схема алгоритма создания инфраструктуры портов и терминалов, предназначенная для широкого круга специалистов отрасли в целях лучшего понимания процессов проектирования и создания причальных комплексов и терминалов, речных и морских портов, в том числе инфраструктуры для пассажирских и туристских перевозок от момента возникновения бизнес-идеи до момента начала эксплуатации объекта. На схеме также показаны факторы влияния на эти процессы, сроки выполнения каждого этапа и механизмы формирования налоговой базы и распределения налогов по бюджетам.
Партнеры/Перегрузочное оборудование
Белорусская техника успешно конкурирует с западными аналогами
ЗАО «Солигорский институт проблем ресурсосбережения с опытным производством» (ЗАО «СИПР с ОП») начал свою деятельность в области горного машиностроения в 1991 году.
Сейчас это крупное, современное научно-производственное предприятие, специализирующееся на создании горно-шахтного, горно-химического, подъемно-транспортного, землеройного, бурового и специального оборудования, складских и погрузо-разгрузочных комплексов, а также ресурсосберегающих систем разработки калийных месторождений и проведения геологоразведочных работ. В сравнении с известными зарубежными аналогами достигнуто существенное улучшение технико-экономических характеристик изготавливаемого технологического оборудования, повышена надежность и долговечность узлов и деталей машин.
Партнеры/Перегрузочное оборудование
Приводная техника для инфраструктуры портов
Успешная деятельность любого оператора морского терминала в порту заключается как в профессионализме специалистов, инженеров стивидорной компании, так и в наличии у нее надежной высокопроизводительной перегрузочной техники. Для поддержания стабильной работы терминала, увеличения производительности и качества выполняемых работ необходимы постоянное сервисное обслуживание, модернизация существующих и создание новых транспортно-перегрузочных систем. В этом стивидорам может помочь компания «ВИТУРАДО», инженеры которой обладают 20-летним опытом подбора, обслуживания и ремонта портового перегрузочного оборудования.
Партнеры/Инфраструктура
Усиленный настил железнодорожного переезда
Технологические процессы портовых и припортовых терминалов тесным образом связаны с поставками грузов железнодорожным транспортом. Одним из важнейших технологических узлов в работе терминалов является железнодорожный переезд. Строительством качественных и надежных переездов и занимается ООО «Производственно-строительная фирма «Редемонт – Мухортов и Сыновья» (ПСФ «Редемонт – МиС»).
Информационные системы/Автоматизация
Автоматизация иностранных портов: российские решения
Как современные технологии меняют работу портов
Цифровые технологии имеют особое значение в модернизации деятельности морских портов: повышают качество портовых услуг, обеспечивают согласованность в работе подразделений и упрощают взаимодействие с контрагентами. Снижая количество ошибок в различных процессах от документооборота до управления оборудованием и сокращая время простоев, они делают работу порта эффективной и прозрачной.
Форум/ВЭФ-2024
Новая логистика Восточного полигона
В рамках Восточного экономического форума (ВЭФ-2024), прошедшего в начале сентября этого года во Владивостоке, состоялась сессия «Контейнерная логистика Восточного полигона: вызовы и новые возможности», на которой профессионалы транспортной отрасли обсуждали вопросы перевалки через порты Приморья экспортно-импортных грузов, в том числе контейнеров, проблемы доставки и вывоза их в/из портов Дальнего Востока, перспективы пропускной способности железных дорог в регионе и новой логистики.
Грузовая база/Зерно
Экспорт зерна бьет рекорды
В 2023/2024 сельскохозяйственном сезоне российская зерновая отрасль вновь вышла на высокие показатели производства и экспорта. Было собрано почти 145 млн тонн зерна, что немногим уступает предыдущему сезону, а объемы экспорта выросли более чем на 20%, до 90 млн тонн, обновив исторический максимум.
Эксперты уверенно говорят об освоении новых рынков сбыта, а также о новых возможностях экспорта нишевых культур – ячменя, ржи, проса, гречихи, гороха, которые появились вследствие ухода с российского рынка транснациональных зерновых трейдеров.
Ожидается, что к 2030 году объем экспорта российской пшеницы вырастет еще как минимум на треть, что потребует прироста новых портовых мощностей. Перегруженные уже сегодня порты Азово-Черноморского бассейна будут отдавать часть объемов зерна Балтике, где быстрыми темпами идет создание и ввод в эксплуатацию новых зерновых терминалов.
Статистика
Все грузы России
Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Грузии, Финляндии за I полугодие 2024 года.
№6 (227) (2024)
№5 (226) (2024)
№4 (225) (2024)
№3 (224) (2024)
№2 (223) (2024)
№1 (222) (2024)
№10 (221) (2023)
№9 (220) (2023)
№8 (219) (2023)
№7 (218) (2023)
№6 (217) (2023)
№5 (216) (2023)
№4 (215) (2023)
№3 (214) (2023)
№2 (213) (2023)
№1 (212) (2023)
№10 (211) (2022)
№9 (210) (2022)
№8 (209) (2022)
№7 (208) (2022)
№6 (207) (2022)
№5 (206) (2022)
№4 (205) (2022)
№3 (204) (2022)
№2 (203) (2022)
№1 (202) (2022)
№10 (201) (2021)
№9 (200) (2021)
№8 (199) (2021)
№7 (198) (2021)
№6 (197) (2021)
№5 (196) (2021)
№4 (195) (2021)
№3 (194) (2021)
№2 (193) (2021)
№1 (192) (2021)
№10 (191) (2020)
№9 (190) (2020)
№1 (182) (2020)