Свежий выпуск журнала «Морские порты» - Морские вести России

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России. Первый номер журнала вышел в 1997 году.

Издатель – Ассоциация морских торговых портов (АСОП). Журнал выходит 10 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж 5 тыс. экземпляров. Объем 64 полосы. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях, среди участников коллегий Росморречфлота, Минтранса РФ, конференций и советов директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП).


Содержание №7 (238) (2025)

Экономика / Экспорт угля

Уголь России: экспортная невывозимость или есть нюансы?

Каково сегодня реальное положение дел с обеспечением поставок этого важного для внешних рынков груза и что по-настоящему мешает решить проблему?


Вертикаль власти / АМП

Кавказ: на причалах прифронтового порта

Когда в 1953 году в Минморфлоте СССР принималось решение о создании в этом удобном месте портопункта Кавказ для обеспечения паромных сообщений между Крымом и Кубанью, никто не мог предположить разрушение Великой страны и, как следствие, – агрессивную русофобскую политику захвативших власть в Киеве бандеровцев, приведшую в итоге к войне между бывшими братскими республиками.

И, тем не менее, это случилось, и, уже давно ставший мощным транспортно-логистическим узлом на юге России, сегодня порт Кавказ переваливает все виды грузов: наливные, навалочные, насыпные, генеральные, зачастую подвергаясь при этом ракетным атакам со стороны укронацистов.

О работе порта в прифронтовых условиях, этапах развития и преимуществах, обеспечении безопасности мореплавания в акватории и на подходах «МП» рассказал и.о. капитана морского порта Кавказ ФГБУ «АМП Азовского моря» Евгений Скорченко.


Вертикаль власти / АМП

Магадан – логистический узел для широкого освоения Колымского края

История Магаданского морского торгового порта, каким его знают сегодня, начиналась под другим именем – порт Нагаево. Все было, как положено по законам жанра того времени: 6 декабря 1933 года белое безмолвие заснеженной бухты Нагаево разорвал мощный гудок парохода – это «Уэлен», ломая лед, подходил к берегу под первую выгрузку. На борту – поселенцы и различные грузы для выживания в суровых условиях Крайнего Северо-Востока, а также грядущего освоения его неисчислимых природных богатств.

С этого дня и отмечают магаданцы день рождения своего порта. Поражают темпы строительства: первый причал был сдан в эксплуатацию уже через полгода со дня высадки на необитаемый берег – 15 июня 1934 года. В 1937 году порт работал уже с четырьмя причалами и к концу года переработал свыше 350 тыс. тонн грузов. А 16 мая 1977 года порт Нагаево переименовали в Магаданский морской торговый порт.

Безопасность мореплавания в акватории порта и на подходах со всей ответственностью обеспечивают специалисты службы капитана морского порта Магадан.


Форум / Инфраструктура портов

Портовая отрасль прирастает мощностями и инновациями

Несмотря на современные вызовы, портовая отрасль России достигла впечатляющих результатов: мощности выросли до 1,4 млрд тонн, в 2025 году ожидается прирост еще на 31,4 млн тонн. Вместе с тем для дальнейшего повышения качества, ускорения сроков строительства терминалов и роста эффективности их эксплуатации требуется пересмотр подходов к созданию и модернизации портовой инфраструктуры, внедрение инновационных, в том числе импортозамещающих, технологий и оборудования. Такая работа активно ведется на разных уровнях – от разработки и реализации госпрограмм в сфере портового строительства до оптимизации грузовых операций в портах.

Этим вопросам были посвящены сразу два мероприятия, прошедшие 4 апреля 2025 года в рамках Х форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация» конференция «Проектирование, строительство и эксплуатация портовой гидротехнической и береговой инфраструктуры: материалы, технологии, оборудование» и сессия «Инновации в обработке грузов».

Вниманию читателей журнала «Морские порты» предлагается обзор представленных на мероприятиях основных технологий и решений, призванных содействовать развитию портовой отрасли.


Порты / АМП

Керченский порт – трудовое настоящее, блестящее будущее

Уже более 200 лет в удобной географической точке восточного побережья Крымского полуострова, в западной части Керченского пролива, соединяющего Азовское и Черное моря, принимает многочисленные флаги и переваливает миллионы тонн различных экспортно-импортных грузов Керченский морской торговый порт.

Привлекательность и конкурентоспособность порта поддерживает и развитая транспортная инфраструктура подходных путей, в его составе универсальный перегрузочный комплекс, большие складские площади, причалы оснащены современным перегрузочным оборудованием. Порт открыт для захода судов круглый год и имеет возможности оказывать услуги по перевалке грузов на внешнем рейде. Параллельно с Крымским мостом он играет важную роль в обеспечении бесперебойного движения грузов и пассажиров на юге страны.

Об исторической роли порта в развитии южных регионов России и о том, чем живет Керченский сегодня, как в акватории и на подходах обеспечивается безопасность мореплавания торговых гостей порта и какие меры предпринимаются в части соблюдения чистоты моря, «МП» рассказал капитан морского порта Керчь ФГБУ «АМП Черного моря» Сергей Селезнев.


Порты / АМП

Порт Ольга: широкая география и большой потенциал

Среди перспективных морских портов Приморского края можно назвать и порт Ольга – один из основных на сегодня в регионе, причалы которого специализируются на экспортных отгрузках лесной и горнорудной продукции. На протяжении последних лет грузооборот порта остается стабильным, составляя ежегодно порядка 1,5 млн тонн.

За безопасностью мореплавания в акватории и на подходах строго следят специалисты Службы капитана порта, уже много лет обеспечивающие безаварийную эксплуатацию необычной инфраструктуры со стороны берега и моря.


Порты / АМП

Порт Хатанга как арктический опорный пункт

Безусловно, предстоящее мощное развитие грузоперевозок по ледовым трассам Северного морского пути предполагает активное обновление не только отечественного крупнотоннажного морского флота, но и береговой инфраструктуры, в том числе исторических малых арктических портов.

Многие их них, созданные столетия назад, все это время добросовестно выполняют пусть скромную, но важную миссию – ежегодную доставку жизненно важных грузов cеверного завоза в отдаленные поселки и национальные села коренных жителей Арктики.

Например, большие перемены могут прийти в порт Хатанга, которому уже более 400 лет. Как заявил губернатор Красноярского края М. Котюков 11 июля с.г. на заседании Морской коллегии в Дудинке, «подготовлена инициатива в Минвостокразвития по дополнению перечня арктических опорных пунктов Хатангой».


Транспортная политика / Судостроение

Судостроение: какого света ждать в конце тоннеля?

Вот уже четвертый год наши зарубежные «непартнеры» прилагают все усилия, чтобы включить красный, а, судя по официальным отечественным планам, развитию отрасли давно дан зеленый. Что же происходит на судостроительных верфях страны на самом деле и можно ли надеяться хотя бы на проблеск успеха на затянувшемся пути к ощутимым результатам?


К дню проектировщика / ООО «НовоморНИИпроект»

Дмитрий Лобода: «суть нашей профессии в превращении идеи в реальность»

Созданный в 1969 году для решения локальных задач Новороссийского морского пароходства проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта «НовоморНИИпроект» (ООО «НовоморНИИпроект») сегодня является одним из ведущих в области проектирования морских портов и гидротехнических сооружений (ГТС) России, продолжает расширять географию проектов и осваивать новые технологии (подробнее см. «Стремиться к лучшему вместе с ООО «НовоморНИИпроект». «МП». №5 (226). 2024).

Всего этого удалось достичь благодаря уникальному штату проектировщиков Института, который в течение многих лет формировался с опорой на опыт и знания специалистов советской школы проектирования, с одной стороны, и за счет привлечения энергичных молодых специалистов, владеющих современными технологиями, – с другой.

В преддверии Дня проектировщика, отмечаемого в России 16 ноября, журнал «Морские порты» взял интервью у Дмитрия Лободы, технического директора ООО «НовоморНИИпроект», о сути профессии проектировщика, ее престижности среди молодежи, формировании команды сотрудников Института, обучении, сложностях выполнения проектно-изыскательских работ в новых геоэкономических реалиях и их преодолении, системе управления проектами (CRM), а также перспективах развития проектирования морских портов и ГТС в России.


Техника и технологии / Автоматизация

Комплексная автоматизация производства

С момента образования в 1989 году и до сегодняшнего дня инженерно-техническое предприятие Акционерное общество «Автоматизированные системы и комплексы» г. Екатеринбург (далее АО «АСК») занимается комплексной автоматизацией технологических производственных процессов промышленных предприятий.


Партнеры / Автоматизация

Автоматизированное управление логистикой контейнерного терминала

В связи с увеличением потребности в контейнерных перевозках заметно растет и потребность в автоматизации работы терминалов, которые перестают справляться с растущими объемами. Компания AXELOT следит за трендами – осенью 2025 года выходит новый релиз AXELOT TOS X5.

Расскажем о возможностях продукта и перспективах развития функциональности.


Грузовая база / Зерно

Компактный урожай и умеренный экспорт

В 2024/25 сельскохозяйственном сезоне российская зерновая отрасль не показала рекордов – сбор зерна сократился на 14%, до 125,9 млн тонн, а экспорт просел почти на 30%, до 53 млн тонн. Снижение производства было отмечено по всем видам зерновых кроме риса, и было связано как с погодными аномалиями, так и с сокращением площадей под отдельные культуры. В свою очередь, причинами снижения экспорта стали сокращение производства, уменьшение запасов, падение спроса со стороны отдельных зарубежных рынков, а также диспаритет внутренних и экспортных цен, сделавших экспорт невыгодным для трейдеров.

К числу наиболее перспективных направлений экспорта российского зерна в текущих геоэкономических реалиях относятся страны Африки и Ближнего Востока, что увеличивает нагрузку на порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) даже при общем профиците портовых мощностей. В свою очередь, это требует не только модернизации действующих терминалов, но и расширения пропускной способности железных дорог к ним, а также диверсификации экспортных каналов зерна для снижения нагрузки на порты АЧБ.


Экологическая безопасность / Из зала суда

Невосполнимый вред экосистеме Черного моря

Обзор судебной практики по фондам ограничения ответственности в соответствии со ст. 322 КТМ РФ

Произошедший в декабре 2024 года разлив мазута с нефтеналивных танкеров «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212» стал крупнейшим за последние годы экологическим инцидентом. По результатам расследования Минтранса России и Ространснадзора, установлены обстоятельства произошедшего кораблекрушения и судовладельцы привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Невосполнимый вред экосистемам черноморского побережья России и потери российского туристического кластера определили суммы исковых заявлений только Росприроднадзора в 85 млрд рублей. Иски администрации Анапы, транспортной прокуратуры и «Морспасслужбы» оцениваются в дополнительные 850 млн рублей.


Статистика

Все грузы России

Объем перевалки грузов в морских портах России по направлениям перевозок за 1 полугодие 2025 г.


Реклама. ООО «ИД Магистраль», ИНН 7707320167, erid: 2SDnjdh2xvY


№6 (237) (2025)

№5 (236) (2025)

№4 (235) (2025)

№3 (234) (2025)

№2 (233) (2025)

№1 (232) (2025)

№10 (231) (2024)

№9 (230) (2024)

№8 (229) (2024)

№7 (228) (2024)

№6 (227) (2024)

№5 (226) (2024)

№4 (225) (2024)

№3 (224) (2024)

№2 (223) (2024)

№1 (222) (2024)

№10 (221) (2023)

№9 (220) (2023)

№8 (219) (2023)

№7 (218) (2023)

№6 (217) (2023)

№5 (216) (2023)

№4 (215) (2023)

№3 (214) (2023)

№2 (213) (2023)

№1 (212) (2023)

№10 (211) (2022)

№9 (210) (2022)

№8 (209) (2022)

№7 (208) (2022)

№6 (207) (2022)

№5 (206) (2022)

№4 (205) (2022)

№3 (204) (2022)

№2 (203) (2022)

№1 (202) (2022)

№10 (201) (2021)

№9 (200) (2021)

№8 (199) (2021)

№7 (198) (2021)

№6 (197) (2021)

№5 (196) (2021)

№4 (195) (2021)

№3 (194) (2021)

№2 (193) (2021)

№1 (192) (2021)

№10 (191) (2020)

№9 (190) (2020)

№1 (182) (2020)