- Морские вести России

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ. Первый номер журнала вышел 1886 году.

Журнал выходит 6 раз в год под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса России. Заявленный тираж – 7,5 тыс. экземпляров. Объем до 72 полос. Печать полноцветная, класса люкс.

Журнал распространяется по подписке, среди участников коллегий Росморречфлота и Минтранса РФ, в виде представительских рассылок, а также на крупнейших международных и отраслевых выставках и конференциях.




Содержание №1 (1547) (2020)


Морская политика/Морская коллегия

Без серы в топливе

Очередное заседание Морской коллегии при правительстве РФ, которое прошло 19 февраля, не изобиловало громкими заявлениями и спорными декларациями. Тем не менее на важности повестки дня это не сказалось. Темы на совещании поднимались острые, а упор делался не на дальносрочную стратегию, а на решение практических вопросов.

И наиболее интересным в этом ключе был доклад заместителя министра транспорта РФ Юрия Цветкова «Об обеспечении безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов в рамках выполнения РФ требований международных договоров».

Но посвящен был адаптации российского судоходства к ужесточению требований ИМО.


Севморпуть/проекты

Арктика: проекты есть, людей нет

Арктическая тематика в отраслевой повестке дня с годами только множится. И количество различных конференций, форумов и саммитов этому показатель. Так, в конце февраля в Москве и Петербурге прошли конференции со схожими названиями «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов», но с разными организаторами. Уже 18-19 марта петербургский Политех приглашает всех принять участие в научной конференции «Арктика: история и современность», а не за горами и апрельские форумы. Конечно, постараемся посетить и их. Но хотелось бы, чтобы количество арктических мероприятий переросло в качество работы в Российской Арктике. И по освоению территорий, и по охране окружающей среды, и по развитию регионов.


Конференция/ЛКМ

Индустриальные краски

В рамках Международной конференции «Интерлакокраска-2020», которая проходила в начале марта в Москве, журнал «Морской флот» провел профильную конференцию, посвященную судовой тематике. За одним столом собрались производители ЛКМ, судовладельцы, представители судостроительных и судоремонтных заводов, регистров – РМРС и РРР.

Как это всегда бывает в профессиональном сообществе, по острым вопросам возникла жаркая дискуссия (особенно в части перспектив развития и работы надзорных органов).

А некоторые презентации новых технологий предварительной очистки корпуса вызвали неподдельный интерес со стороны потенциальных заказчиков.


Судоходные компании/ПАО «Совкомфлот»

Новый газовоз «Совкомфлота» назван в честь Лаперуза

Группа СКФ пополняет флот газовозов СПГ и укрепляет многолетнее сотрудничество с концерном Total


Рыбный промысел/Судостроение

От «Ленинца» к «Ударнику»

Рыболовецкий колхоз имени Ленина в самом конце 2019 года принял в эксплуатацию второй в серии рыболовецкий траулер-сейнер проекта SK-3101R «Командор». В марте 2020 года судно прибыло в порт приписки Петропавловск-Камчатский.


Партнеры/Fluidmecanica

Для работы под водой и на буровой

Оборудование для работы под водой традиционно считается одним из самых сложных среди всей палубной техники. Агрессивные среды, сложная кинематика, большой запас прочности – это только небольшая часть того, что нужно учесть при проектировании и производстве специальных кранов, кран-балок, П-образных рам, лебедок и проч. Испанский производитель судового оборудования Fluidmecanica занимается этой темой уже более 30 лет. А опыт тут фактор немаловажный.


Главная тема/Регистр судоходства

Российский морской регистр судоходства – СПГ, композиты и беспилотники

Генеральный директор Российского морского регистра судоходства (РС) Константин Пальников поделился с журналом «Морской флот» итогами 2019 года, рассказал о новых проектах и трендах, сотрудничестве с отраслью.


Судостроение/Стратегия

Минпромторг поясняет

В самом конце 2019 года правительство России подписало обновленную стратегию развития судостроительной промышленности, которую представил Минпромторг. Отрасль восприняла документ по-разному. Но даже среди тех, кто остался равнодушным, возник ряд вопросов. Интересовались и кадровой политикой, и вопросами производства оборудования, и глобально возможностью реализации задуманного.

Журнал «Морской флот» собрал самые острые из них и еще в конце 2019 года отправил в Департамент судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ.

Совсем недавно получили ответы.


Судостроение/Обзор

Пошло в рост

Подводить итоги года – дело сколь нужное, столь и благодарное. Отечественное судостроение, даже гражданское, по-прежнему остается отраслью закрытой и консервативной. Даже о своих успехах некоторые предприятия продолжают сознательно молчать. Полные данные о том, что сейчас строят и уже сдали верфи, найти бывает проблематично.

В этом обзоре мы рассматриваем те суда, о которых всё же рассказали – или проектант, или строитель, или заказчик. В основном это суда под классом РМРС. Обзор речного новостроя в следующих номерах журнала.


Судостроение/Проектирование

Как устроен морской буксир проекта TG17

Морской пожарный буксир «Пенай» проекта TG17 вошел в состав Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы 11 ноября 2016 года. За неполные четыре года уже успел отметиться в ряде спасательных операций. Так, в феврале 2018 года «Пенай» принимал участие в подъеме и снятии с мели сухогруза «Берг» у побережья Феодосии. Затем судно участвовало в предотвращении загрязнения акватории нефтепродуктами.


Экологическая безопасность/ЛАРН

ЛАРН в ледовых условиях – как быть и что делать?

В конце февраля в стенах МГУ им. адм. Г.И. Невельского прошел научно-практический семинар «Технологии ликвидации разливов нефти в ледовых условиях». Организаторами мероприятия выступили сотрудники факультета экологической безопасности и освоения шельфа Морского университета во главе с деканом Сергеем Монинцом. Генеральным спонсором стала одна из самых крупных судоходных компаний России ПАО «Совкомфлот».


Импортозамещение/Техника и технологии

Диалектика проектного рынка

Уж сколько было сломано копий на импортозамещении в судостроении – не счесть. Но по итогу даже определить, что вкладывается в это понятие, так не удалось. Если локализация производства, то в каких процентах, что делать с элементной базой, как организовывать сервис, как в целом относится к таким инновациям заказчик? Сейчас чиновники все активнее говорят об импортозамещении проектного рынка. Хорошо это или плохо – попробуем разобраться. Разумеется, мы имеем в виду технически сложные суда, с река – море и судами ВВП у нас пока все хорошо.

К сожалению, забытый в последнее время диалектический взгляд на вещи на самом деле может серьезно помочь в анализе таких глобальных для отрасли проблем. С одной стороны, есть интересы бизнеса, который привык работать с иностранными проектами судов. Проекты и технические решения, что в них применяются, отработаны десятилетиями, оборудование на них уже вошло в стандарты, к которым привык плавсостав.


Безопасность мореплавания/Управление

Современные технологии и старое искусство судовождения

Концепция электронной навигации определена в стратегии ИМО как «гармонизированный сбор, интегрирование, обмен, представление и анализ информации электронными средствами на борту и на берегу электронными средствами для улучшения судовождения от причала до причала и работы служб, имеющих отношение к безопасности мореплавания, охране и предотвращению загрязнения морской среды».


Судовые двигатели/Диагностика

Оценка тенденции изменения параметров подачи топлива в цилиндр судового малооборотного дизеля

Для грамотной эксплуатации дизеля необходимо не только понимать сущность процессов, протекающих при его работе в цилиндре, системах газообмена, топливоподачи, др., но и знать численные уровни параметров, определяющих его безопасную эксплуатацию. При этом наиболее проблемной является система топливоподачи высокого давления, или система впрыска, параметры которой до сего времени оцениваются только по косвенным показателям рабочего процесса в цилиндре двигателя.


Проектирование/Двухтопливные установки

Установки на газомоторном топливе для работы в портовых городах

Зоны интенсивного судоходства – порты и проливы – подвергаются наиболее сильному негативному воздействию вредных выбросов с выпускными газами от дизельных установок. Появляются участки, в которых содержание в воздушной среде оксида углерода, оксидов азота, оксидов серы превышает предельно допустимые концентрации.


Кругосветка/200 лет открытию Антарктиды

Под флагом России и парусами Мира

По поручению президента 2020 год объявлен «Годом Антарктиды». Ровно 200 лет назад российские мореплаватели под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева открыли новый шестой и самый южный материк.

В честь знаменательного события и 75-летия Победы Советского Союза над немецкими захватчиками два учебных парусника Росрыболовства: «Седов» и «Паллада» – под флагом России и белыми парусами Мира в ноябре 2019 года вышли в кругосветную экспедицию. Компанию им составил еще один парусник Росрыболовства «Крузенштерн», который совершает трансатлантический переход.


Капитаны российского флота

Профессия на всю жизнь

Большая часть перевозок Северо-Западного пароходства приходится на экспорт. Работа идет в круглогодичном режиме. Основную номенклатуру экспортных грузов составляют зерно, лес, черные и цветные металлы, уголь, химические и минеральные удобрения, проектные грузы. А современные суда, которыми оперирует компания, укомплектованы грамотными экипажами.


Свод сигналов

Международный свод сигналов

«Система кодовых сигналов для торгового флота», состоящая из 18 флагов, была разработана в 1857 году. Её использовали в Британии, США, Канаде, Франции.

В 1887 году «Система кодовых сигналов для торгового флота» была переименована в «Международный свод сигналов». Все морские государства приняли этот свод, но в силу он вступил только 1 января 1901 года.

В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия свода состоялась 1 апреля 1969 года. C тех пор флаги свода имеют расшифровку и на кириллице.


№5 (1569) (2023)
№4 (1568) (2023)
№3 (1567) (2023)
№2 (1566) (2023)
№1 (1565) (2023)
№6 (1564) (2022)
№5 (1563) (2022)
№4 (1562) (2022)
№3 (1561) (2022)
№2 (1560) (2022)
№1 (1559) (2022)
№6 (1558) (2021)
№5 (1557) (2021)
№4 (1556) (2021)
№3 (1555) (2021)
№2 (1554) (2021)
№1 (1553) (2021)
№6 (1552) (2020)
№5 (1551) (2020)