Морские надежды Сахалина, Курил и Камчатки - Морские вести России

Морские надежды Сахалина, Курил и Камчатки

04.03.2019

Морские надежды Сахалина, Курил и Камчатки

Развитие Дальнего Востока – стратегическая задача для российской экономики, и морской транспорт региона выполняет здесь одну из основных функций. Согласно комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, принятому Правительством РФ в сентябре 2018-го, через пять лет с начала реализации данной программы мощность дальневосточных портов должна вырасти на 36,6% – до 130,7 млн тонн, а объем перевозок по Северному морскому пути – до 80 млн тонн. О текущей ситуации, перспективах развития морской отрасли на Дальнем Востоке и вопросах обеспечения безопасности мореплавания в зоне ответственности рассказывает руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» Владимир Шутько.

«МП»: Владимир Анатольевич, каковы предварительные годовые итоги деятельности морских портов региона?

– По данным за десять месяцев суммарный грузооборот портов вырос на 7% – до 27,3 млн тонн, а количество заходов судов увеличилось более чем на 2 тысячи.

Основную долю грузооборота составляет углеводородное сырье, которое перерабатывает созданный специально для этих целей порт Пригородное, это порядка 17 млн тонн в год. Рост грузооборота также обязан увеличению экспорта угля и активной деятельности стивидора порта Шахтерск. Часть портов специализирована на переработке рыбной продукции и также показывает стабильные результаты, наиболее интенсивное судоходство рыбопромысловых судов происходит в портах Невельск и Петропавловск-Камчатский.

В целом на протяжении последних лет грузооборот портов ежегодно растет в основном за счет экспорта угля и наливных грузов в КНР, Японию, Республику Корею, Филиппины, Таиланд и другие страны. Полагаю, позитивная тенденция сохранится и в будущем году.

«МП»: Насколько морские порты готовы сегодня к периоду зимней навигации?

– В соответствии с регламентирующими документами все подготовительные работы и мероприятия проведены в штатном режиме. Службы капитанов морских портов готовы к работе в осенне-зимний период. В настоящее время на зимний период закрыты морской порт Москальво и четыре терминала морского порта Петропав-ловск-Камчатский. Остальные порты продолжают свою деятельность.

Сложные метеорологические условия требуют от портовиков, судовладельцев и экипажей судов безукоризненного следования правилам и процедурам, связанным с подготовкой к плаванию в условиях низких температур, в штормовых и ледовых условиях. Процесс подготовки начинается с издания капитанами морских портов информационного письма о подготовке к приближающемуся осенне-зимнему периоду, которое доводится до сведения всех хозяйствующих субъектов в морском порту и судовладельцев.

По состоянию на ноябрь 2018 года во всех морских портах подготовлены планы по обеспечению безопасности судоходства и функционирования объектов морского транспорта в осенне-зимний период.

Добавлю, что зимняя навигация накладывает дополнительную ответственность на работу инспекции государственного портового контроля (ИГПК). Проводя инспектирование судов, мы выполняем полный комплекс контроля в рамках международного и национального законодательства, при этом делая особый акцент на готовность судов к зимней навигации.

Так, мы обращаем повышенное внимание соответствию осадки судна сезонной грузовой марке в зимний период согласно Международной конвенции о грузовой марке, на готовность балластной, осушительной и пожарной систем к работе при отрицательных температурах, оцениваем герметичность закрытий, готовность якорного устройства к немедленной отдаче, проверяем укомплектованность экипажей судов теплой одеждой согласно Конвенции МОТ и т.д.

«МП»: В каких условиях трудятся службы капитанов морских портов, особенно работающих с удаленными Курильскими островами? Как развивается инфраструктура учреждения?

– Комфортные условия работы в службах капитанов морских портов – важная составляющая процесса обеспечения безопасности мореплавания и качества предоставляемых государственных услуг, эти заботы – одна из наших основных обязанностей.

По поручению Росморречфлота мы сделали более удобным и информативным официальный сайт учреждения, провели работу по преобразованию дипломных отделов и классов МКК в соответствии с международными стандартами качества.

Для улучшения условий труда наших сотрудников было полностью отремонтировано и модернизировано здание Службы капитана морского порта в Камчатском филиале. Помимо модернизации и оснащения рабочих помещений, включая кабинеты отделов дипломирования, оформления УЛМ и регистрации судов, а также помещения для посетителей, здесь оборудована зона отдыха.

Сделан ремонт в административном здании Холмского филиала. То есть делается все возможное для того, чтобы условия труда сотрудников были комфортными, а сама работа все более эффективной.

«МП»: Как организована работа по обеспечению безопасности мореплавания в регионе?

– Обеспечение безопасности мореплавания в регионе – одна из главных функций капитанов морских портов. Данная задача выполняется на высоком профессиональном уровне и в полном объеме, результатом чего является отсутствие аварийных случаев по вине капитанов морских портов в этом году.

В морских портах действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту, ведется круглосуточный контроль его соблюдения. Осуществление портового контроля является процессом непрерывным, как система он постоянно совершенствуется, в том числе с использованием накопленного многолетнего опыта. Одним из звеньев обеспечения безопасности является координация действий служб капитанов портов с лоцманскими службами и СУДС, операторами причалов.

Во всех морских портах и терминалах ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» установлено береговое оборудование и программные комплексы АИС «Транзас», предназначенные для мониторинга судов в режиме реального времени в зоне ответственности АМП с последующей передачей данной информации в Морской спасательный подцентр, находящийся в г. Южно-Сахалинске, с аккумулированием информации и выводом общей картины расстановки судов по всем портам, что обеспечивает помощь в операциях по поиску и спасанию.

Филиалы ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» объединены в единую защищенную корпоративную сеть каналами связи VPN, что позволяет производить настройку и управление оборудованием всех портов и терминалов из центрального офиса, а также ускоряет информационный обмен между удаленными офисами. Возможность проведения видеоконференц-связи как отдельно с любым портом, так и всем вместе с возможностью подключения к внешнему абоненту. Каждый порт, каждый терминал имеет возможность организовать видеоконференцию с внешним абонентом.

До конца 2018 года ПАО «Ростелеком» планирует закончить прокладку оптико-волоконной линии до Южных Курил, что в свою очередь увеличит скорость передачи данных в сети Интернет терминалов морского порта Невельск и до морского порта Бошняково. В Северо-Курильске с начала 2019 года будет введена в эксплуатацию спутниковая связь.

На сегодняшний день оснащены мобильным интернетом участки морского порта Петропавловск-Камчатский. В связи с открывшимися для Петропавловска-Камчатского перспективами стать международным транспортным узлом на Севморпути и в целях усиления государственного контроля безопасности судоходства, минимизации аварийности флота и в целом обеспечения безопасного мореплавания в порту и на подходах к нему сегодня возникла необходимость создания в Авачинской губе системы управления движением судов (СУДС).

Должен сказать, что из-за удаленности некоторых портов мы испытываем трудности с кадрами. Однако здесь нас выручает отлаженная и организованная система подготовки, включающая проведение технических занятий, обучающих видеоконференций, позволяет готовить настоящих специалистов, знающих свое дело.

«МП»: Владимир Анатольевич, каковы на сегодня результаты в развитии портовой инфраструктуры региона?

– В последние годы в данном направлении ведется активная работа, реализован ряд проектов, а многие находятся на той или иной стадии реализации. Основная задача АМП – обеспечить работу портов в бесперебойном режиме при неукоснительном выполнении требований безопасности мореплавания, а также обеспечить в рамках своей компетенции помощь в реализации проектов.

Например, морской порт Корсаков стал частью свободного порта Владивосток, и операторы морских терминалов наметили обширные планы по развитию инфраструктуры порта, среди них и строительство пассажирского вокзала, и создание кластера по переработке морских биоресурсов.

АО «Корсаковский морской торговый порт» приступило к реализации проекта модернизации и перевооружения кранового оборудования. Мы внимательно следим за ситуацией и оказываем содействие в пределах своей компетенции. Отмечу, что развитие данных проектов напрямую связано с решением проблемы недостатка причалов в морском порту Корсаков и необходимости проведения работ по дноуглублению.

В то же время благодаря федеральной целевой программе по развитию Курильских островов в терминалах Южно-Курильск, Курильск были построены причалы для приема и обслуживания пассажирских судов.

В терминалах Невельского морского порта проходит процесс модернизации причальных сооружений. Стивидорными компаниями и ФГУП «Росморпорт» рассматривается вопрос о возможности проведения дноуглубительных работ, что позволит увеличить проходную осадку судов до 11 метров и принимать суда большей грузоподъемности.

В морском порту Шахтерск намечено строительство новых причалов и реконструкция имеющихся портовых мощностей для перегрузки угля, что в дальнейшем позволит увеличить перевалку угля. ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) прорабатывает проект строительства нового угольного морского порта в акватории Шахтерска. Кроме того, в Шахтерском филиале подходит к концу строительство здания пункта пропуска.

Из наиболее активно развивающихся портов стоит выделить морской порт Холмск. В рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» предусмотрен ряд мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры порта: реконструкция береговых защитных сооружений, модернизация железнодорожного паромного комплекса для развития паромного сообщения Ванино – Холмск, дноуглубительные работы, строительство двух железнодорожных паромов проекта CNF11 по техническому заданию Росморречфлота на Амурском судостроительном заводе.

В рамках госпрограммы в Северной гавани морского порта Холмск в 2016 году был построен волнолом островного типа. В настоящее время в морском порту закончен текущий ремонт подъемно-переходного моста паромной переправы пускового комплекса первой очереди причала №4. К концу 2018 года планируется завершить разработку проектной документации по реконструкции второй очереди паромного комплекса причала №1 паромной переправы. В период с 01.07.2018 г. по 30.12.2019 г. производится реконструкция входных молов порта.

Также динамично развивается портовая инфраструктура морского порта Петропавловск-Камчатский. В рамках ТОР здесь реализуется программа по развитию круизного туризма. По заказу Росморречфлота построен новый морской вокзал, оптимизирована работа морского пункта пропуска, налажена координация деятельности государственных контролирующих органов со службой капитана порта для того, чтобы свести к минимуму время оформления круизных лайнеров. С нашей стороны была проведена работа по подготовке материалов по земельным участкам порта с целью изменения пределов пункта пропуска, результатом которой стал соответствующий приказ Минтранса России.

Добавлю, что одним из самых значимых проектов, анонсированных в этом году, стал проект ПАО «НОВАТЭК» по созданию в Камчатском крае морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа. Терминал планируется построить в Бечевинской бухте. Предполагается, что строительство СПГ-терминала снизит стоимость транспортировки российского СПГ в Азию.

Организация перевалки на тихоокеанском побережье в незамерзающих акваториях позволит сократить количество дорогостоящих танкеров арктического класса и использовать более доступные суда, сокращая затраты на транспортировку почти вдвое. Реализация проекта окажет значительное влияние на развитие транспортной инфраструктуры региона.

Со своей стороны, мы имеем уникальный и успешный опыт работы с производством данной специфики в морском порту Пригородное и готовы организовать безаварийную работу в условиях предполагаемого интенсивного судоходства.

«МП»: Что Вы думаете о проекте моста на Сахалин и строительстве морского порта в заливе Делангля? Каково Ваше участие в данной работе?

– Мост на Сахалин – это, безусловно, проект века, и он вызывает большой интерес среди отраслевых специалистов. Для того чтобы мост был экономически оправдан, он может стать элементом крупной инфраструктурной системы, в которую войдут также мост на Хоккайдо и как минимум один новый морской порт. Для строительства порта на Сахалине рассматриваются три места: Поронайский район, Корсаковский (Пригородное) и Томаринский (Ильинское).

Мост должен будет соединить потенциальные промышленные районы Восточной Сибири и Якутии, где имеются запасы угля, и создать условия для выхода к морю, чтобы экспортировать этот уголь на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и скорее обеспечить собственную окупаемость.

Железнодорожным транспортом уголь с материка будут доставлять к новому глубоководному порту (или портам), способному принимать океанские суда. При налаженной инфраструктуре для транспортировки угля встает вопрос о способе перевалки. Необходимы будут новейшие методы обработки для соблюдения экологической безопасности в портах, а также везде, где будет происходить хранение и перегрузка твердого топлива.

Уголь – не единственный груз, который можно будет доставлять на Сахалин с помощью новой транспортной сети. Просчитывается возможность использования одного или нескольких новых портов для реализации нефтегазовых проектов. Сейчас генеральное снабжение нефтегазовых проектов проводится через Холмский морской порт, что не очень удобно. Для обеспечения работы нефтегазодобывающих компаний в Охотском море целесообразнее будет использовать именно новый морской порт, расположенный на Охотском побережье.

На все декларации о намерениях мы даем обоснованные замечания и предложения.

«МП»: На Сахалине активно развивается круизное судоходство. Каковы итоги работы в этом направлении? Как развивается инфраструктура? В чем особенность работы с круизными судами?

– В 2018 году число заходов пассажирских судов увеличилось по сравнению с прошлым годом. Рост связан с работой пассажирской линии Сахалин – Курилы и увеличением интереса к региону со стороны круизных операторов. В этом году порт Корсаков посетили семь круизных судов из Японии и США (в том числе Sun Princess, Diamond Princess, Silver Explorer, Caledonian Sky, Bremen), которые перевезли более 9 тысяч пассажиров. Также в летний период осуществляла работу пассажирская паромная линия Корсаков – Вакканай (Япония).

В связи с развитием пассажирского направления Петропавловский филиал ФГУП «Росморпорт» организовал работы по замене отбойных устройств на причалах №5, 6, 7, 8 (причалы для постановки пассажирских судов) и реконструкции фасадной стенки причалов №6, 7, 8. Работы проводились в период апреля-мая 2018 года. Причалы №6 и №7 были включены в Технологическую схему постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ в морском порту Петропавловск-Камчатский.

На данный момент причал №5 может принимать пассажирские суда длиной 111 метров и осадкой 8,8 метра. Причалы №6, 7, 8 могут принимать пассажирские суда длиной 294 метра и осадкой 9,4 метра. В результате из 12 пассажирских судов, посетивших в 2018 году морской порт Петропавловск-Камчатский, 8 обрабатывались у причалов порта, в том числе лайнеры Pacific Venus из Японии и Amsterdam из США. Отмечу, что последний раз швартовка пассажирских судов такого класса к причалам морского порта осуществлялась в середине 90-х годов.

Развитие морского порта Петропав-ловск-Камчатский и строительство пассажирских морских судов позволит возобновить регулярное пассажирское сообщение на линии Петро-павловск-Камчатский – Владивосток, а также вдоль побережья Камчатского полуострова. Мероприятия по строительству или приобретению морского автомобильно-пассажирского парома для организации регулярного морского пассажирского сообщения между полуостровом Камчатка и портами Дальневосточного федерального округа включены в государственную программу «Развитие транспортной системы».

По итогам совместной работы Правительства Камчатского края и ФКУ «Дирекция госзаказчика» Росморречфлота в 2016 году разработан эскизный проект автомобильно-пассажирского парома CNF22 вместимостью до 150 пассажиров и до 70 автомобилей. Его отличительной особенностью является возможность перевозки на грузовой палубе до 40 двадцатифутовых контейнеров (дополнительно 20 легковых автомобилей) с их самостоятельной обработкой (погрузкой/выгрузкой) без привлечения портовых мощностей.

Строительство парома не просто повысит мобильность населения, но и, что немаловажно, создаст альтернативу воздушному сообщению и позволит увеличить туристический поток в регион.

Морские порты №9 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ