Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

20.02.2019   Морской транспорт
Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых является экономически нецелесообразной, в настоящее время остро стоит перед российскими судовладельцами.

Брошенные суда, судовладельцы которых не поддерживают их класс в действии, ветшают, стареют и превращаются в состояние лома. Поддержание исправного технического состояния таких судов ложится тяжелым бременем на судовладельца. Несмотря на то, что восстановление указанных судов часто является нецелесообразным и судовладельцы вынуждены принимать решение относительного утилизации отжившего жизнь флота, грамотный подход к практической реализации указанного механизма и выполнение действий в строго установленном законом порядке, позволит судовладельцу извлечь выгоду при утилизации судна.

Кто пилит?

Прежде всего, судовладельцу необходимо осуществить выбор организации, которая произведет физическое уничтожение судна. Следует отметить, что компании, специализирующиеся на утилизации судов, должны отвечать определенным требованиям, в частности, иметь лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, цветных металлов, в соответствии с пунктом 34 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В Российской Федерации процедура утилизации судов регламентирована Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №620 (в редакции от 29.07.2017 года) «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» (далее по тексту – Постановление). Положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в редакции от 29.07.2018) «Об охране окружающей среды» установлено, что процессы утилизации, предусмотренные Постановлением, должны соответствовать требованиям защиты окружающей среды. В практическом аспекте это означает, что утилизация судов должна производиться в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах, исключая риск экологического загрязнения, например, на судостроительных или судоремонтных предприятиях.

В целях обеспечения безопасности и эффективной утилизации судов, Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 655-ст был утвержден и 01.01.2014 года введен в действие ГОСТ Р ИСО 30000 - 2013 «Суда и морские технологии. Системы менеджмента утилизации судов. Технологические требования к системе менеджмента предприятий по безопасной и экологически рациональной утилизации судов» (далее по тексту - Стандарт). В соответствии с положениями Стандарта, к системе менеджмента предприятий (организаций) по утилизации (разделке) судов предъявляется перечень требований, которые призваны способствовать внедрению и применению процессов и методов достижения безопасных и экологически приемлемых работ по утилизации судов в соответствии с национальными и международными стандартами.

На утилизационном рынке орудуют компании, занимающиеся утилизацией флота «по-черному». Как правило, подобные услуги судовладельцам предлагают даже не юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке, а частные лица, без соблюдения законодательных норм и требований безопасности. Кроме того, после завершения процедуры утилизации, указанные лица не осуществляют выдачу собственнику судна официального документа, подтверждающего его уничтожение. Впоследствии, отсутствие данного документа приводит к трудностям при снятии судна с регистрационного учета, а судовладелец продолжает нести налоговое бремя.

Наиболее обоснованным и экономически целесообразным подходом в рамках правового поля является путь заключения судовладельцем договора купли-продажи судна в целях его последующей утилизации с организацией, имеющей соответствующие лицензии и осуществляющей утилизацию судов в рамках своего основного вида деятельности. Указанный подход позволит соблюсти требования закона, получить необходимые документы для снятия судна с классификационного и регистрационного учета, а при соблюдении дополнительных условий также получить субсидию от государства на приобретение нового судна.

Успешным примером воплощения в жизнь вышеприведенного подхода является утилизация судна «Камчатка» (ИМО: 8324488). Судьба судна сложилась драматично. В 2013 году судно было конфисковано по решению суда и передано в собственность Российской Федерации. Последний выход на промысел в Баренцево море из российского порта состоялся в 2013 году. Спустя два года судно было задержано пограничным органами, в связи с сообщением о преступлении в отношении капитана судна, и отбуксировано в порт Киркенес (Норвегия), где находилось вплоть до принятия судовладельцем решения о его утилизации. Впоследствии судно было отбуксировано в порт Мурманск, где было передано специализирующемуся на утилизации предприятию.

Аресты снять

Брошенные суда находятся под пристальным вниманием различных кредиторов (владельцев причалов, у которых ветшают суда, портовых властей, агентов, снабженцев и т.д.), которые не получили удовлетворения своих требований непосредственно от судовладельца. Такие кредиторы, стремясь получить удовлетворение требований за счёт судна, обращаются в суд по месту нахождения судна с заявлением о наложении ареста. Зачастую, компетентная судебная власть налагает арест на такие суда, что, соответственно, приводит к невозможности выхода судна из порта. К сожалению, о действующих ограничениях судовладелец узнает уже при попытке судна начать рейс.

Однако наличие неудовлетворенных морских требований, а также наличие арестов на судно, не является безусловным основанием невозможности реализации проекта по утилизации судна. Если своевременно произвести проверку юридической чистоты судна, а при необходимости урегулировать вопросы задолженности с кредиторами, утилизация судна не будет омрачена длительными судебными тяжбами с кредиторами.

Своим ходом не дойдем

Как правило, брошенные суда находятся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии, что исключает возможность совершения ими самостоятельных рейсов до места утилизации.

В подобном случае, судовладельцу необходимо обратиться в организацию, специализирующуюся на проведении буксировочного сюрвея на предмет проведения осмотра в целях установления возможности буксировки судна.

Впоследствии результаты указанного осмотра будут являться одним из оснований для заключения договора буксировки судна с компанией – судовладельцем, имеющей лицензию на осуществление буксировок морским транспортом, а также выдачи указанной компанией буксировочного сертификата.

Тонкости таможенного оформления

Немаловажным аспектом при утилизации является таможенное оформление судна, в случае его нахождения за пределами Российской Федерации. Например, как в случае с судном «Камчатка» (ИМО: 8324488), или с судном «Павел Копытин» (ИМО: 8834665), которое в настоящее время находится в порту Ботсфьорд и готовится к буксировке в порт Мурманск, где и будет утилизировано. При необходимости ввоза судна на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее по тексту - Союз), судовладельцу необходимо подготовить пакет документов, которые в обязательном порядке будут запрошены таможенными органами при оформлении судна в порту прихода.

Как правило, документы, подтверждающие вывоз судна с территории Российской Федерации, остаются в сохранности. Однако не стоит исключать ситуации, когда документы утеряны, или судно было приобретено после крайнего выхода за пределы Российской Федерации и новый собственник не располагает документарно подтвержденными сведениями о его последнем таможенном оформлении. Отсутствие документов и сведений приводит к тому, что в глазах таможенного органа судно не является товаром Союза, то есть представляет собой иностранный товар. Соответственно, судно подлежит ввозу при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, что автоматически приводит к уплате ввозной таможенной пошлины, размер которой может составлять до пятнадцати процентов от таможенной стоимости судна. При детальной подготовке судна к обратному ввозу на территорию Союза судовладелец имеет возможность избежать коллизий при таможенном оформлении.

Также, стоит отметить, что при ввозе судна для утилизации, точнее уже при его таможенном оформлении, на борту могут быть обнаружены расходные материалы, запасные части судна и иные товары и грузы, которые не являются неотъемлемой частью судна. В данном случае, важно произвести сюрвей груза, установить точное количество и характеристики товаров на борту в целях их верного декларирования. Кроме того, на каждый товар необходимо представить договор купли - продажи, транспортный документ, акт и счет.

Больше не судно

Заключительным аккордом процедуры утилизации судна является его снятие с классификационного и регистрационного учета.

Пункт 80 Приказа Минтранса России от 19.05.2017 № 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов» (далее по тексту – Правила регистрации) устанавливает основания исключения судна из Государственного судового реестра (далее по тексту - ГСР) и Российского международного реестра судоходства (далее по тексту - РМРС).

В случае с утилизацией судна основанием для его снятия с регистрационного учета является утрата качества судна в результате перестройки или любых других изменений.

Независимо от того, в каком реестре зарегистрировано судно в ГСР или РМРС, капитану порта необходимо представить, в частности, акт об утилизации судна и заключение Российского морского регистра судоходства или Российского речного регистра о непригодности судна для дальнейшего использования и об утрате им конструктивных качеств судна (далее по тексту - Заключение).

Отметим, что снятие судна с классификационного учета производится до обращения к капитану морского порта с заявлением об исключении судна из реестра. После передачи судна утилизирующей организации судовладельцу необходимо до его полного уничтожения представить судно на осмотр инспектору регистра, в целях выдачи заключения.

Государство поможет

Поскольку процесс утилизации судна является трудоемким и требует от судовладельца определенных денежных вложений, каждый разумный судовладелец задается вопросом о целесообразности такой утилизации, если можно оставить свое судно ржаветь естественным порядком.

В целях обновления флота, рационального вывода из эксплуатации технически устаревших судов, возрождения спроса на новые суда отечественного производства, а также в целях соблюдения безопасности, в 2017 году Правительством Российской Федерации издано Постановление № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию» (далее по тексту - Постановление № 502).

Согласно Постановлению № 502, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставном капитале которого доля иностранного юридического лица, зарегистрированного в офшорной зоне, не превышает 50%, вправе получить единовременную выплату при утилизации устаревшего судна и заказе нового судна на верфи в Российской Федерации. Указанную субсидию принято именовать «Утилизационным грантом».

При обращении за получением субсидии у судовладельца должны отсутствовать задолженности по налогам, сборам, возврату в бюджеты каких – либо субсидий. Также, судовладелец не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должен иметь ограничений на осуществление хозяйственной деятельности. Важным условием является то обстоятельство, что ранее судовладелец не получал и не получает средства из бюджета для аналогичных целей.

Однако для получения субсидии, судно, которое сдается на утилизацию должно соответствовать определенным критериям. Например, возраст судна, сдаваемого на утилизацию должен быть не менее тридцати лет. В течение последних пяти лет эксплуатации должно числиться в ГСР или РМРС. Кроме того, вновь построенное судно впоследствии должно быть также зарегистрировано судовладельцем в ГСР или РМРС.

В рамках упомянутого Постановления № 502, судовладелец сможет получить до 15% на приобретение (строительство) нового пассажирского судна, до 10% на приобретение нового гражданского судна иного типа и также до 10%, но не более 70 млн рублей на приобретение нового судна рыбопромыслового и технического флота.

Процесс утилизации устаревшего судна требует от судовладельца проработки определенного плана, последовательное исполнение пунктов которого позволит рационально и с минимальными затратами вывести судно из эксплуатации, а при соблюдении вышеуказанных требований еще и получить судовой утилизационный грант на возмещение части затрат на приобретение нового судна.

Стефания Дремова, младший партнер адвокатского бюро «Инмарин» - специально для Morvesti.Ru и журнала «Морской флот»

Теги: 
Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Губернатор Мурманской области Ковтун подала в отставку

Губернатор Мурманской области Ковтун подала в отставку В пресс-службе правительства региона эту информацию не смогли подтвердить или опровергнуть.

Опубликовано видео взрыва метеорита над Беринговым морем

Опубликовано видео взрыва метеорита над Беринговым морем В Сети появилось видео полета метеорита, взорвавшегося в декабре над Беринговым морем у берегов Камч...

Российская экономика

Правительство внесло в Госдуму проект закона о крабовых аукционах

Правительство внесло в Госдуму проект закона о крабовых аукционах Ранее документ, разработанный Минсельхозом, одобрили на заседании правительства.

«Газпром» соединил морскую и наземные части газопровода «Турецкий поток»

«Газпром» соединил морскую и наземные части газопровода «Турецкий поток» Завершающий стык, соединяющий морскую и прибрежную секции «Турецкого потока», был сварен в Турции - ...

Транспортная политика

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил

Власти компенсируют траты бизнеса на доставку продуктов в дальние районы Сахалина и Курил Власти намерены осуществлять стопроцентное возмещение транспортных расходов   предпринимат...

Морские порты

Инвестиции в строительство морского порта в Калмыкии оцениваются в 41,3 млрд рублей

Инвестиции в строительство морского порта в Калмыкии оцениваются в 41,3 млрд рублей Инвестиции в строительство   морского незамерзающего порта в Лагани (город в Калмыкии,...

Команда АО «Ростерминалуголь» заняла призовое место в мини-футбольном турнире «Кубок Росморречфлота»

Команда АО «Ростерминалуголь» заняла призовое место в мини-футбольном турнире «Кубок Росморречфлота» Команда по мини-футболу АО «Ростерминалуголь» в упорной борьбе заняла 2 место в международном благот...




Морской транспорт

Экипаж севшего на мель на Кубани «Рио» репатриирован, судно уберут к маю

Экипаж севшего на мель на Кубани «Рио» репатриирован, судно уберут к маю Экипаж теплохода «Рио» (Rio, флаг Того), севшего на мель в селе Кабардинка   под Г...

Авианосец «Адмирал Кузнецов» пообещали отремонтировать в 2021 году

Авианосец «Адмирал Кузнецов» пообещали отремонтировать в 2021 году Инцидент, произошедший при выводе авианосца «Адмирал Кузнецов» из плавучего дока ПД-50 не повлияет н...

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г.

«Трансконтейнер» сохраняет планы направить на дивиденды до 50% прибыли по РСБУ за 2018 г. Контейнерный оператор «Трансконтейнер» планирует направить на дивиденды до 50%   чисто...

ПГК инвестировала в промывочно-пропарочную станцию в Орске более 800 млн рублей

ПГК инвестировала в промывочно-пропарочную станцию в Орске более 800 млн рублей ПГК инвестировала в промывочно-пропарочную станцию в Орске более 800 млн рублей

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Морской отрасли поставили цели

Морской отрасли поставили цели В конце ноября в Москве в рамках Транспортной недели прошел XII Международный  форум «Тран...

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны

Нужна новая система госуправления морской деятельностью страны В октябре 2018 г. в Калининграде в Музее Мирового океана состоялось очередное совещание членов Морск...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Воспитаны морем

Воспитаны морем В первое воскресенье июля в нашей стране отмечается День работников морского и речного флота. Этот п...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...