Японию беспокоит намерение России возить нефть и газ только своими судами
06.05.2016
Транспортная политика
Посольство Японии в России советует российскому правительству «тщательно и осторожно» решать вопрос об ограничении перевозок нефти и газа российскими судами, «с тем чтобы не налагались неадекватные ограничения на деятельность в сфере морских перевозок японских компаний, участвующих в энергетических проектах в России». Об этом сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на письмо от 21 апреля (копия есть в распоряжении редакции), которое было отправлено в Минтранс, копии - вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в МИД, Минэкономразвития.
Представители Минтранса и Минэкономразвития подтвердили получение письма: «Вопрос прорабатывается». То же сказал собеседник в МИДе. Получить комментарии представителей Дворковича и посольства Японии не удалось.
Сейчас идет работа по внесению изменений в законодательство, чтобы ограничить перевозки нефти и газа судами под российским флагом, а с 2020 г. - только судами, построенными в России, говорится в письме.
Японские компании беспокоятся, что если ограничения коснутся внешних перевозок, то могут возникнуть трудности с реализацией различных проектов в области энергетики, появятся дополнительные расходы, связанные с переводом судов под российский флаг. Кроме это, предлагаемые изменения противоречат некоторым международным документам и приведут к дискриминации судов, построенных за рубежом, по сравнению с судами, построенными в России, следует из письма.
В 2015 г. из России в Японию было экспортировано 6,5 млн тонн СПГ, 14,5 млн тонн нефти, 1,7 млн тонн нефтепродуктов. В настоящее время японские компании уже участвуют в двух СРП-проектах - «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Также, Россия предлагает Японии новые проекты. В 2013 г. «Роснефть» и японская Inpex договорились о совместной работе на шельфе Охотского моря. Позже президент российской компании Игорь Сечин предложил японским компаниям месторождения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а «Новатэк» - в проекте «Арктик-СПГ - 2».
По мнению экспертов, Япония боится потерять долю на рынке перевозок российских углеводородов. Но совсем отказаться от зарубежного флота с 2020 г. для России нереально, хотя тренд на локализацию производства судов продолжится. В настоящее время крупнейший перевозчик российской нефти и газа - «Совкомфлот» (флот из 140 судов). Значительная часть его судов построены не в России. Суда для «Ямал СПГ» строятся на южнокорейской DSME.
Площадкой для строительства российского флота должен стать судостроительный комплекс «Звезда» в Приморье. К 2020 г. он начнет выпускать танкеры водоизмещением 350 тыс. тонн, газовозы, суда ледового класса и другую технику, а в конце 2024 г. планируется завершить полный ввод в эксплуатацию комплекса.