МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Транспортное дело России №03 (2009)Дворников, аспирант ГОУ ДПО ГАСИС
В статье рассмотрены основные источники финансирования инвестиционных проектов, определены понятие и факторы инвестиционной привлекательности предприятий. Предложен методический подход к оценке инвестиционной привлекательности предприятиязаемщика, предусматривающий выделение группы нефинансовых показателей.
Ключевые слова: рыночные отношения, финансирование предприятий, инвестиционная привлекательность, основные инструменты.
THE METHODICAL APPROACH TO AN ESTIMATION OF INVESTMENT APPEAL OF THE ENTERPRISES
Dvornikov, the post-graduate student, GOU DPO GASIS
In the article the basic sources of finance of capital investment projects are considered, the concept and factors of investment appeal of the enterprises are advanced. The methodical approach to an estimation of investment appeal of the borrowing concern, providing group allocation no financial is offered.
Key words: market relations, financing of the enterprises, investment appeal, the basic tools.
В современной системе рыночных отношений инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем. За последние десять лет в российской экономике наметились позитивные тенденции, хотя в целом инвестиционная сфера отечественной экономики сохраняет явно выраженный кризисный характер.
Следствием незначительного объема капиталовложений стала деградация производства во многих отраслях, в том числе и высокотехнологических. Основным ограничением повышения потребления отечественных товаров является износ основных фондов предприятий, достигающий более чем 80%. В тоже время постоянно растущая экономика требует все больше и больше финансовых ресурсов на развитие новых инвестиционных проектов.
Основным источником финансирования новых проектов в сложившейся ситуации стали следующие основные формы финансирования предприятий:
- централизованное финансирование - за счет государственных средств;
- самофинансирование – за счет прибыли, амортизационных отчислений и т.п.
- заемное финансирование - за счет банковских кредитов, лизинг, облигационных и займов других организаций;
- акционерное финансирование - за счет вкладов учредителей и стратегических инвесторов;
Для всех предприятий, но особенно тех, что относительно благополучны и вполне успешно решают проблему развития собственного производства, весьма острой остается проблема дефицита инвестиционных средств. [1]
По мнению многих российских и зарубежных экономистов, проблема нехватки ресурсов решается при помощи заемного финансирования, которое в свою очередь, является наиболее привлекательным, самым наименее затратным и надежным способом привлечения инвестиций. К способам такого финансирования можно отнести следующие формы: единовременный кредит, синдицированные кредиты, облигационные займы, выпуск векселей.
Стратегическая значимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов – для обеспечения текущей деятельности и для развития предприятий бесспорна. Однако для обеспечения своей деятельности заемными средствами предприятие должно быть инвестиционно привлекательно для инвестора.
Инвестиционная привлекательность – система мер, стимулирующая в долгосрочном периоде привлечение инвестиций различных типов и форм (включая налоговые льготы, прямые дотации и т.д.) направленная на установление требуемых масштабов, структуры, источников получения, направлений использования инвестиций. [2]
Для понимания того, как сформировать инвестиционную привлекательность, рассмотрим, что делает компанию привлекательной в глазах разных типов инвесторов и как инвестиционная привлекательность оценивается.
Разные группы инвесторов имеют разные интересы. И инвестиционная привлекательность означает для них разные возможности.
Всех инвесторов можно разделить на следующие основные группы.
1. Государство
2. Банки и иные кредитующие источники
3. Инвесторы, рискующие своим капиталом ради возможного дохода в будущем и ориентированные либо на выплаты дивидендов, либо на прирост стоимости.
Наиболее доступным и распространенным способом привлечения внешних инвестиций является финансирование кредитными учреждениями, которые оценивают, в свою очередь, инвестиционную привлекательность потенциальных заемщиков.
Процесс привлечения заемного финансирования должен основываться на четком понимании предприятием, реципиентом инвестиций, какими характеристиками ему необходимо обладать для упрощения и удешевления процесса привлечения инвестиций. Только представив конкретный образ, какой должна быть компания, и определив конкретные пути и показатели достижения этого образа, можно в современных условиях эффективно развивать бизнес, сокращать издержки, минимизировать риски и повышать управляемость. Именно такое стремление создает инвестиционную привлекательность и реализуется с помощью рассматриваемых в данном разделе основных инструментов.
Несмотря на то, что вопросам инвестиционной привлекательности предприятий-заемщиков в настоящее время уделяется значительное внимание, ряд методологических и методических аспектов данной проблемы недостаточно проработаны.
Научные аспекты данного исследования формировались на основе анализа существующих методик оценки инвестиционной привлекательности заемщиков (Банк ВТБ (ОАО), Сбербанк России (ОАО), Банк ЗЕНИТ (ОАО), ОТП Банк (ОАО), Газэнергопромбанк (ЗАО), ОКЕАН БАНК (ЗАО), БСЖВ (ЗАО), Связь-Банк (ОАО), Агроинкомбанк (ОАО), РУССЛАВБАНК (ЗАО) и др.), переосмысления идей российских и западных кредитных учреждений в сфере определения инвестиционной привлекательности предприятий.
На основе полученных данных были присвоены весовые значения каждой группе факторов оценки рейтинга инвестиционной привлекательности исходя из степени влияния каждой отдельной группы на изменение итогового рейтинга. Полученные результаты подвергались регрессионному анализу для получения наиболее оптимального результата.
A = *0,5*Kфин.сос. + 0,15*Kкред.ист + 0,1*K.обор + 0,25*Kдел.риск, (1)
где:
А – рейтинг инвестиционной привлекательности;
- наличие аудиторского заключения компаний «Большой чет
верки»;
Kфин.сос – показатели финансового состояния;
Kкред.ист – показатели кредитной истории;
K.обор – показатели оборотов;
с – показатели делового риска;
После завершения присвоения весовых значений, коэффициенты, имеющие наименьший вес были отсечены, как незначительные для инвестиционной надежности предприятия.
Данные исследования позволили нам выявить коэффициенты, оказывающие непосредственное влияние на инвестиционное качество предприятия-заемщика и отбросить параметры не имеющие такового.
Как видно из представленной линейной зависимости, для того чтобы компании быть инвестиционно привлекательной, необходимо позаботиться не только о своих финансовых показателях, но и об эффективности управления, как это понимается по западным стандартам. Для наиболее полного отображения инвестиционной привлекательности предприятия-заемщика было принято решение о проведении анализа нефинансовых факторов, влияющих на вероятность привлечения инвестиций.
Поэтому свое внимание остановим на показателях делового риска (Kдел.риск), преобразуя выше указанное уравнение (1) в следующий вид:
A = 0,75*K + 0,25* Kдел.риск , (2)
где:
K – группа финансовых показателей, оценивающих финансовое состояние, кредитную историю и обороты;
Kдел.риск – показатели делового риска;
На основе вышеуказанных методик и научной литературы была выделена группа нефинансовых показателей, которые, на наш взгляд, оказывают непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность предприятия-заемщика, входящих в состав группы показателей делового риска.
В группу вошли следующие элементы:
- Корпоративное управление;
- Анализ положения на рынке продукции, работ, услуг;
- Период деятельности организации на рынке;
- Степень зависимости от поставщиков/подрядчиков;
- Степень зависимости от покупателей;
- Отраслевой риск;
- Региональный риск;
- Зависимость от государственных заказов;
Рассмотрим данные вопросы более подробно. Корпоративное управление влияет на стоимость компании путем способствования эффективности внутренних трансакций. Внедрение передовых стандартов корпоративного управления в практику компании создает предпосылки для успешного размещения компании на отечественных и зарубежных биржах и обеспечивает получение высокого рейтинга корпоративного управления. Анализируются квалификация, опыт, уровень профессионализма, деловые качества, а также организационно-функциональная структура.
Анализ положения на рынке. Данный параметр оценивает наличие/отсутствие конкурентного преимущества, долю и тенденции продукции в российской экономике, известность на рынке торговой марки и т.п. Показатель доли рынка отражает результаты деятельности организации и определяется как отношение объема продаж товара предприятия к потенциальной емкости данного товарного рынка. С ростом рыночной доли позиции предприятия на рынке выглядят все более устойчивыми, потому что она в наибольшей степени влияет на рентабельность получаемой прибыли. Именно, исходя из этого, в практике успешных фирм принято обязательно иметь данные о емкости рынка и доле рынка
Период деятельности организации на рынке, в течение которого заемщик активно осуществляет кредитуемый вид деятельности, весьма важен. Оценивается стабильность бизнеса, сезонность продаж с целью выявления возможных проблем у предприятия в момент выплаты кредита. Наличие срока деятельности предприятии по данному виду экономической деятельности более 5 лет гарантирует наивысшую оценку по данному показателю.
Зависимость клиента от поставщиков/подрядчиков оценивает следующее: возможность контролировать статьи издержек, наличие неограниченного круга поставщиков/подрядчиков (более 5 не взаимосвязанных), наличие устойчивых деловых связей, осуществление деятельности в рамках Межправительственных соглашений и т.п.
Зависимость клиента от покупателей оценивает следующее: наличие неограниченного круга покупателей (более 10 не взаимосвязанных), наличие устойчивых деловых связей, осуществление деятельности в рамках государственных заказов и т.п.
Отраслевой риск классифицирует компании относительно уровня прибыльности и показателям роста отраслей, возможности ввода ограничений в отрасли и др. Отсутствие возможности ввода ограничений в отрасли и высокий темп роста прибыльности гарантирует высший балл по данной группе показателей.
Территориальное расположение оценивает региональный и политический риск того или иного региона. Необходимо чтобы сбыт продукции и/или поставка сырья осуществлялся вне регионов с повышенным политическим риском, желательно городах федерального значения.
Зависимость от государственных заказов. Данный параметр оценивает концентрированность объема и круга потребителей, относящихся к государственным предприятиям. Отсутствие зависимости от государственных заказов обеспечит максимальный рейтинг по данному показателю.
После выделения данной группы показателей необходимо определить весовые коэффициенты каждого показателя в общей системе оценки инвестиционной привлекательности. Опираясь на линейные зависимости и проведенные аналитические расчеты получили следующую зависимость инвестиционной привлекательности предприятия от выделенных показателей:
А = 0,75*К + 0,06*С1+ 0,05*С2 + 0,03*С3 + 0,03*С4 + 0,03*С5 + 0,02*С6 + 0,02*С7 + 0,01*С8 , (3)
где:
С1 – оценка корпоративного управления;
С2 – оценка положения на рынке продукции, работ, услуг;
С3 – оценка периода деятельности организации на рынке;
С4 – оценка зависимости от поставщиков/подрядчиков;
С5 – оценка зависимости от покупателей;
С6 – оценка отраслевого риска;
С7 – оценка регионального риска;
С8 –оценка зависимости от государственных заказов;
А – интегральный показатель инвестиционной привлекательности
Ранжирование данных итогового коэффициента проводиться на основе методики используемой при нахождении границ интегрального финансового показателя. Полученное уравнение отражает влияние нефинансовых показателей на рейтинг инвестиционной привлекательности и определяет конкретные пути и показатели, достижение которых гарантирует максимальный рейтинг по группе показателей делового риска, тем самым повышая совокупный рейтинг инвестиционной привлекательности.
Проблемы повседневного характера, с которыми сталкиваются корпорации в своей деятельности, к сожалению, отодвигают на задний план многие наиболее актуальные проблемы современных российских компаний — уровень корпоративного управления, создание благоприятного имиджа компании, ее финансовая прозрачность. Практически у всех российских компаний эти области являются проблемными, и многие компании уже ведут активную деятельность по устранению именно таких проблем.
Инвестиционная привлекательность компании напрямую зависит от группы показателей делового риска, что в свою очередь определяет значимость данных показателей (уровень корпоративного управления, зависимость от покупателей и поставщиков, региональные и отраслевые риски, доли и периода деятельности клиента на рынке влияют на рейтинг инвестиционной привлекательности).
Таким образом, определив конкретные показатели достижения инвестиционной привлекательности, можно в современных условиях эффективно и рационально привлекать ресурсы, снижая стоимость и увеличивая срок ссуд, что в свою очередь способствует развитию бизнеса и повышает его рентабельность. Именно такое стремление создает инвестиционную привлекательность и реализуется с помощью рассматриваемых в данном разделе основных инструментов.
Литература:
1. Слепов В.А., Лисицына Е.В. Финансовый менеджмент – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – 272 с.
2. Волков А., Куликов М., Марченко А. Создание рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности – М.: Вершина, 2007. -304 с.
3. Бобылева А.З. Финансовые управленческие технологии – М.: ИНФРА-М, 2004. -492 с.
4. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 1342 с.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №03 (2009) |