УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Транспортное дело России №03 (2009)Степанов Р.В., аспирант ГАСИС
В статье рассмотрены вопросы формирования системы управления инвестированием создания и развития инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия. Представлены разработки алгоритма и механизма управления инвестированием создания инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия.
Ключевые слова: инновационной деятельности торговых предприятий, инновационно-маркетинговая служба, торговое предприятие, классификация инноваций.
MANAGEMENT OF INVESTMENT OF CREATION AND DEVELOPMENT OF IS INNOVATIVE-MARKETING SERVICE OF TRADE
Stepanov R., post-graduate student, GASIS
In the article questions of formation of a control system are considered by investment of creation and development of is innovative-marketing service of trade enterprise. Workings out of algorithm and a controlling mechanism are presented by investment of creation of is innovative-marketing service of trade enterprise.
Key words: innovative activity of trade enterprises, innovative-marketing service, trade enterprise, classification of innovations.
Современная российская экономика переживает не лучшие времена, что, к сожалению, вызвано не только с мировым экономическим кризисом. Сырьевая направленность отечественной экономики, связанная, в первую очередь с экспортом минерального сырья – нефти и газа, привела к тому, что на рынке предметов потребления значительная часть отечественной продукции оказалась вытесненной импортными производителями. В указанных условиях относительного сокращения объемов отечественного производства промышленной и сельскохозяйственной продукции возросла роль торговли. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в
Современный этап развития сферы торговли в России характеризуется тем, что в этой области хозяйственной деятельности существенно возросла конкуренция. При этом в конкурентной борьбе на рынке отечественной торговли наблюдается все больше зарубежных участников.
В тоже время, несмотря на стремительный рост предприятий отрасли за последние десятилетия, общие тенденции развития торговли в России не изменились и носят преимущественно экстенсивный характер. По-прежнему на российском рынке у торговых предприятий преобладает наращивание номинальных объемов выручки за счет увеличения объемов предлагаемой продукции и роста цен вследствие инфляционных процессов. При этом наращивание объемов деятельности торговых предприятий часто носит форму тиражирования путем создания торговых сетей. Увеличивая масштабы деятельности, собственники торговых предприятий стремятся повысить рентабельность хозяйственной деятельности за счет объемов, «растворяя» в них постоянные издержки. С точки зрения внутреннего менеджмента такую меру принято считать вполне оправданной, но с точки зрения конкурентной борьбы (то есть внешнего менеджмента) необходимы более радикальные меры инновационного характера.
Анализируя сложившуюся практику инновационной деятельности торговых предприятий, можно констатировать, что она в большинстве случаев ограничивается обновлением товарного ассортимента и применением стереотипных схем размещения товаров в торговых залах в соответствии с потребительскими предпочтениями.
Следует признать, что подобных мер инновационного развития в условиях роста конкуренции на рынке торговли становится явно недостаточно. Понимая это, руководители торговых предприятий стали создавать инновационные службы, чаще всего именуемые подразделениями перспективного развития. Эти службы начали функционировать параллельно с маркетинговыми службами. При этом анализ деятельности инновационных и маркетинговых служб показал следующее.
Во-первых, содержание практических задач, решаемых этими службами, нередко носит дублирующий характер.
Во-вторых, практическое решение указанными службами одних и тех же задач нередко носит взаимоисключающий характер, что приводит к нерациональному использованию инвестиционных ресурсов и препятствует поступательному развитию торговых предприятий.
Таким образом, в современных условиях возникает актуальная проблема координации усилий инновационного развития торговых предприятий путем создания и развития инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия. В рамках этой проблемы одной из ключевых задач является совершенствование методических подходов к управлению инвестированием при создании и развитии инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия.
Рассматривая торговлю как вид хозяйственной деятельности, следует отметить, что он относится к разновидности предпринимательства, то есть представляет собой процесс организации производства и реализации товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли. Фактически предпринимательство - это вид инновационной деятельности, который по определению В.И. Даля, означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного». Поскольку предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, методологически динамика инновационных процессов в торговле может быть представлена универсальной динами
ческой структурой, включающей:
1) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);
2) формулировка целей инновации;
3) анализ существующего положения (диагностика проблемы организации или отдельного ее элемента);
4) принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;
5) разработка (проектирование) инновации;
6) согласование и утверждение проекта инновации;
7) подготовка объекта к инновации;
8) внедрение инновации;
9) оценка фактической эффективности инновации;
10) устаревание инновации и обоснование целесообразности внедрения новой инновации.
Эффективность перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения инновации. Таким образом, успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по цепочке операций, что зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой, их заинтересованности при выполнении соответствующих операций и минимизации противоречий интересов.
Неотъемлемой частью реализации инновационного процесса является осуществление маркетинговых исследований, включая: исследования рынка сбыта; исследование инструментариев маркетинга; исследование внешней и внутренней среды; исследование рынка производительных сил и т.д. При этом значимость маркетинговых исследований для внедрения инноваций в торговле очень высока. Это подтверждает оценка инновационных процессов в торговой сфере, осуществленная на основе анализа общей классификации инноваций, представленной в табл.1.
Таблица 1. Обобщенная классификация инноваций
Применительно к торговым предприятиям, согласно табл.1, инновации можно охарактеризовать как: средние; основанные на комбинации различных типов знаний; относящиеся к заменяющим; связанные с расчетом и оптимизацией параметров; централизованные; со сроком полезного использования не менее 5 лет.
Исследования тенденций инвестиционного развития инновационной деятельности на предприятиях торговли показали, что в экономике любого государства торговля играет ключевую роль в обеспечении движения товарных и денежных потоков, обеспечивает процесс воспроизводства и стимулирует процессы создания реальных активов за счет использования финансовых активов.
В период кризиса экономики России в 1990-е годы отечественный рынок предметов потребления существенно сократился. В результате значительна доля рынка была быстро заполнена импортной продукцией. Это не могло не сказаться на изменении инвестиционной привлекательности различных видов экономической деятельности.
Средний номинальный объем и скорость роста произведенного ВВП
в текущих ценах за 2002-2008 гг. приведены в табл.2.
Таблица 2. Средний номинальный объем и скорость роста произведенного ВВП РФ в текущих ценах за 2002-2008 гг. (млрд.руб.)
Из табл.2 видно, что из всех видов деятельности оптовая и розничная торговля (раздел G) вносит наибольший вклад в ВВП страны, составившие в 2008г. 18,09% от его объема, и опережая идущее на втором месте обрабатывающие производства (раздел D) на 2,93%. Темп роста вклада торговли
в ВВП, оцениваемые за период 2002-2008 гг., также превышает темп роста вклада обрабатывающих производств на 9,8%.
Вместе с тем в последнее время (начиная с сентября 2008 года) объемы этой деятельности начинают сокращаться. К концу февраля это сокращение без учета сезонности составило 6%. В связи с этим возникает необходимость в детальном исследовании проблем развития отечественной торговли как основной бюджето образующей сферы деятельности и определении перспективных направлений инновационного развития торговых предприятий.
Одним из ключевых направлений инновационного развития торговых направлений является организационное совершенствование путем создания объединенной инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия.
При разработке параметрической модели создания инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия была реализована процедура моделирования, представленная на рис.1. В основе разработки параметрической модели инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия лежали условия функционального объединения двух направлений деятельности в одну службу, описываемые в виде:
F = f (XМ+И, YМ+И, YМ+Иx, UМ+Иx) _ X*М+И
Z = z1 (XМ, YМ , YМx, UМx) U z2 (XИ, YИ,YИx, UИx) _ min , (1)
P = cosϕ(YМ , X*М; YИ, X*И) → 0
где f(XМ+И, YМ+И, YМ+Иx, UМ+Иx) – оператор функциональной полноты инновационно-маркетинговой службы,
XМ+И – объем функциональных задач, возложенных на инновационно-маркетинговую службу торгового предприятия,
YМ+И – состав инновационно-маркетинговой службы, выполняющей объем функциональных задач XМ+И,
YМ+Иx – возможности адаптации структуры инновационно-маркетинговой службы к изменяющимся задачам торгового предприятия,
UМ+Иx – возможности регулирования деятельности инновационно-маркетинговой службы в процессе решения задач торгового предприятия,
X*М+И – фактический результат выполнения функциональных задач, возложенных на инновационно-маркетинговую службу торгового предприятия,
Z - оператор затрат инновационно-маркетинговой службы,
z1 (XМ, XИ , YМx, UМx) – оператор инвестиционных затрат маркетинговой службы с соответствующими параметрами,
z2 (XИ, YИ,YИx, UИx) – оператор инвестиционных затрат инновационной службы с соответствующими параметрами,
P – функция согласованности инновационной и маркетинговой деятельности торгового предприятия по фактическим результатам выполнения возложенных функциональных задач X*М и X*И, составом инновационно-маркетинговой службы по направлениям YМ и YИ.
Рис.1. Процедура разработки модели создания инновационномаркетинговой службы торгового предприятия.
Таким образом, предложенный подход обеспечивает:
- во-первых, минимизацию издержек торгового предприятия за счет исключения дублирующих функций маркетинговой и инновационной службы за счет их объединения при сохранении полноты решаемых функциональных задач;
- во-вторых, минимизацию противоречий инновационной и маркетинговой деятельности торгового предприятия за счет организационного объединения функциональных подразделений.
При разработке динамической модели функционирования инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия с позиций инновационного подхода на каждом этапе жизненного цикла инновации анализировался достигаемый синергетический эффект W, возникающий в результате объединения функциональных направлений деятельности на фоне относительного сокращения инвестиционных затрат на каждом этапе:
(2)
где – отношение, демонстрирующее на каждом i-м этапе инновационного процесса из двенадцати превышение совместного результата инновационной и маркетинговой деятельности в рамках единой службы торгового предприятия над результатами, обеспечиваемыми этими службами при параллельной самостоятельной деятельности;
– отношение, демонстрирующее относительную экономию инвестиционных затрат на каждом этапе жизненного цикла инновации в результате частичного совмещения функций, обеспечиваемого организационным объединением инновационной и маркетинговой службы торгового предприятия.
Фактически показатель эффективности W рост согласованности инновационной и маркетинговой деятельности торгового предприятия по фактическим результатам выполнения возложенных функциональных задач X*М и X*И, составом инновационно-маркетинговой службы по направлениям YМ и YИ при их организационном объединении.
Динамическое моделирование функционирования инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия предполагает, что на каждом последующем цикле его деятельности эффект от управления инвестированием W должен возрастать. То есть:
W j+1 > Wj , (3)
где j – номер цикла деятельности инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия. Таким образом, разработка модели функционирования инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия включает совершенствование управления инвестированием инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия и заключается в выполнении условий (1) функционального объединения (параметрическое моделирование) и наращивании на каждом цикле деятельности синергетического инвестиционного эффекта W (2), обеспечиваемого организационным объединением служб (динамическое моделирование).
При формировании системы управления инвестированием создания и развития инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия был разработан алгоритм управления инвестированием инновационно-маркетинговой деятельности торгового предприятия на рис.2.
Рис.2. Алгоритм управления инвестированием инновацион
Предложенный алгоритм отражает влияние управления инвестированием на процессы создания и развития инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия. При этом на основе последовательного анализа деятельности торгового предприятия в целом, инвестирования его инновационной и маркетинговой составляющих производится расчет потенциальных возможностей создания и развития инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия вплоть до оценки изменения его рыночных позиций на основе определения соотношения слагаемых вектора результирующих производительных сил. В итоге оценивается эффективность возврата инвестиционных ресурсов торгового предприятия.
На основе алгоритма управления инвестированием инновационно-маркетинговой деятельности торгового предприятия был сформирован механизма управления инвестированием инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия.
Апробация алгоритма и механизма управления инвестированием инновационно-маркетинговой службы торгового предприятия позволили получить следующие результаты:
1) сокращение издержек на содержание инновационно-маркетинговой службы за счет совмещения функций (в первую очередь исследовательского характера) на 25-30%;
2) рост согласованности маркетинговой и инновационной деятельности торгового проедприятий – сокращение противоречий (рассогласования решений) с 20-25% до 5-7%;
3) увеличение инновационно-маркетинговой восприимчивости и способности торгового предприятия на 55-65%;
4) роста эффективности предпринимательской деятельности торгового предприятия не менее чем на
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №03 (2009) |