- Морские вести России

СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДИАГНОСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ В ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКИХ КОМПАНИЯХ

Транспортное дело России №03 (2009)

Легостаева Н.В., соискатель ученой степени кандидата экономических наук, доцент кафедры «Финансов и кредита», Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций

В статье рассматриваются современные методы идентификации и оценки предпринимательских рисков, особенности и этапы внедрения в практику риск - менеджмента транспортно-экспедиторских компаний методики картографирования бизнес - рисков с последующим формированием атласа рисков.

 

Ключевые слова: управление рисками, диагностика рисков, формирование атласа бизнес - рисков, транспортно – экспедиторские компании.

 

MODERN METHODICAL TOOLKIT OF DIAGNOSTICS OF ENTERPRISE RISKS IN THE TRANSPORT-FORWARDING COMPANIES

Legostaeva N., the competitor of a scientific degree of Cand.Econ.Sci, The senior lecturer of chair «the Finance and the credit»The St.-Petersburg state university of water communications

In the article modern methods of identification and an estimation of enterprise risks, features and introduction stages in practice risk - management of the transport-forwarding companies of a technique of mapping business - risks with the subsequent formation of the atlas of risks are considered.

 

Key words: management of risk, diagnostic of risk, formation of the atlas of business risks, the transport-forwarding companies.

 

Формирование эффективной системы управления рисками в любой компании невозможно без их идентификации, актуализации, систематизации и анализа.

Существующий на данный момент набор диагностических методик риска, предложенных и апробированных многими авторами и организациями весьма значителен. Наибольшее распространение среди них получили такие как, SWOT - анализ, PEST-анализ, «бенчмаркинг», сценарный анализ, «мозговой штурм», финансовый коэффициентный анализ и « стресс-тестирование».

В современных условиях, когда остро обозначилась проблема неэффективного управления рисками, а стратегия становится основным вектором развития компании, появляется необходимость внедрения в практику предприятий наиболее приспособленных к потребностям риск - менеджмента методик диагностики бизнес – рисков.

В этой связи на наш взгляд, особую актуальность приобретает применение такого инструментария диагностики рисков как их картографирование, с последующим формированием атласа рисков. Использование карт риска позволяет систематизировать информацию о рисковом спектре компании и представлять её в форме двух или трёхмерных графических моделей [1].

Карта риска, по сути, является графическим описанием ограниченного числа рисков организации, ранжированных исходя из вероятности наступления рискового события и возможного ущерба (значимости), а процесс картографирования рисков включает идентификацию, оценку частоты и значимости каждого вида рисков.

Рассмотрим особенности и этапы формирования атласа бизнес-рисков, применительно к транспортно-экспедиторским компаниям.

Первоначально при построении рискового профиля, на основе сбора информации о ценностях компании, находящихся под риском необходимо определить её рисковый спектр. Проведение этого этапа предполагает анализ отраслевых особенностей функционирования бизнеса, оказывающих существенное влияние на вид профиля риска компаний.

Обозначим специфику российского транспортно-экспедиторского бизнеса на современном этапе.

Во-первых, это бизнес множества небольших компаний с достаточно ограниченными ресурсами.

Во-вторых, сферу транспортного экспедирования отличает низкая капиталоёмкость, что в отсутствие государственного лицензирования позволяет без особых затрат и усилий создавать новые компании.

В-третьих, именно для данного бизнеса высок риск частого перехода корпоративных клиентов к конкурентам и уход ключевых сотрудников вместе с клиентской базой с целью создания собственных предприятий.

В-четвертых, в данной отрасли в настоящий момент идут мощные процессы поглощения малых предприятий крупными операторами или транспортными компаниями.

Таким образом, можно резюмировать, что транспортно-экспедиторский бизнес в России в современных условиях еще находится в стадии развития, является антимонопольным, а его ведение происходит в условиях жесточайшей конкурентной борьбы за клиентов и грузопотоки, происходящей как внутри отрасли, так и с фактическими перевозчиками различных видов транспорта. Как следствие этого отсутствие входных барьеров на данный рынок и высочайший уровень предпринимательского риска.

С учетом отраслевой специфики, на наш взгляд, транспортно-экспедиторским компаниям при формировании атласа бизнес рисков целесообразно:

разделять их на категории в зависимости от направлений деятельности (операционные, коммерческие и финансовые);

учитывать в реестре рисков спектр рисков присущих малому бизнесу;

отражать в каркасе рисковых экспозиций факт тесного взаимодействие операторов экспедирования с транспортом (что отличает транспортно-экспедиторский бизнес от чистого посредничества).

Учет выявленных особенностей бизнеса должен найти отражение на следующем этапе диагностики бизнес - рисков, а именно при разработке экспресс - тестов для их идентификации, которые будут являться опорным каркасом картографирования.

В этой связи, нельзя не отметить, что процедура построения карт риска в подавляющем большинстве транспортно-экспедиторских компаниях серьёзно затруднена в связи с отсутствием стандартных экспресс - тестов для управленческого персонала компании и экспертов.

Для более точной идентификации рисков, такие экспресс - тесты должны быть построены концептуально, т.е. базироваться на общей теоретически последовательной модели функционирования коммерческой организации [4]. При их разработке необходимо учитывать факт проявления рисков на различных уровнях иерархии и избегать линейного построения, при котором невозможно полно и целесообразно отражать совокупность связей, образующих рисковую обстановку как внутри так и вне фирмы.

Экспресс - тесты для идентификации рисков транспортно- экспедиторских компаний должны включать следующие разделы: финансы, клиенты, процессы и персонал. Такой подход позволит увязать управление рисками с системой сбалансированных показателей и продемонстрировать все ценности компании, находящиеся под угрозой, как в текущей деятельности, так и в ходе реализации стратегических планов. Помимо этого использование такого принципа позволяет применить четкий классификатор предпринимательских рисков (направление деятельности) и разделить их на группы: операционные, коммерческие и финансовые.

Полученная в ходе тестирования и интервью информация, даст возможность перейти к следующему этапу диагностики предпринимательских рисков - разработке необходимого количества карт бизнес - рисков. Практика показывает, что в различных компаниях их число значительно варьируется и отсутствует единый формат представления информации (используются технологические схемы, графики, аналитические таблицы, матрицы).

Чтобы определиться, какие карты бизнес - рисков включить впоследствии в свой атлас рисков, транспортно-экспедиторским компаниям рекомендуется спланировать информацию по всей совокупности карт.

С нашей точки зрения атлас рисков транспортно-экспедиторской компании должны быть сформирован из следующих карт: «Организационная структура», «Сегментация рынка», «Конкуренты», «Услуги», «Потребители», «Финансы», «Проекты», «Сводная карта рисков компании».

Карта рисков «Организационная структура» должна отразить размещение рисков по структурным подразделениям компании (её необходимо увязать с организационно-структурной схемой).

В карте рисков «Сегментация рынка» должны найти отражение рисковые параметры разных секторов рынка услуг. Для транспортно-экспедиторских компаний наличие такой карты особенно актуально в связи с тем, что обслуживание и перевозка грузов осуществляется в различных регионах и с разной степенью успешности и прибыльности. Наиболее удобной формой представления данной информации является таблица.

Распределение угроз, исходящих от конкурентов, уровень которых как было отмечено ранее для данного бизнеса, крайне высок, необходимо представить в карте рисков «Конкуренты». Наиболее удачной формой представления данной карты является таблица.

Рисковый ансамбль отдельных видов услуг, предоставляемых транспортно-экспедиторскими компаниями, который достаточно обширен, и соответственно отличается различным уровнем риска, должен быть отражен в карте рисков «Услуги». Данная карта проектируется в графической форме.

С нашей точки зрения, для транспортно-экспедиторских компаний крайне важным является разработка такой карты риска как «Потребители».

На современном этапе имеется тенденция со стороны многих производственных и торговых компаний передачи на аутсорсинг транспортно-экспедиторским предприятиям ряда не свойственных им функций. В этой связи в борьбе за постоянных клиентов необходимо систематически отслеживать уровень рисков возникающих в связи с взаимодействием с ними, так как это может являться одним из ключевых факторов успешного функционирования.

Карта рисков «Финансы» должна отразить как минимум риски ликвидности и риски источников финансирования, применяемых компанией.

В неё мы сознательно не включаем инвестиционные риски, хотя очевиден тот факт, что в условиях финансового кризиса выживут только те компании, которые будут направлять значительные ресурсы на формирование активов и, следовательно, возрастет значение оценки инвестиционных рисков. Это, на наш взгляд, предопределяет необходимость вынесение рисков, связанных с инвестированием в отдельные карты под названием «Проекты». В них возможно отражение комплексов рисков, окружающих инвестиционные проекты фирмы в их привязке к рисковому профилю.

Сводная карта рисков должно включать ограниченное число наиболее значимых для компании рисков (не более 10-15), ранжированных с учетом вероятности их наступления и уровня значимости [2].

Учитывая, что точная оценка возможного ущерба по каждому риску и прогноз его вероятности процесс сложный и трудоёмкий возникает необходимость в их деления на категории [5]. Чаще всего, в практике отечественных и зарубежных компаний, значимость рискового события и его вероятность подразделяют на три уровня: высокий, средний и низкий.

Согласно этому вся появляется возможность деления всей совокупности риска на четыре блока:

«высокая вероятность - большой ущерб»;

«низкая вероятность - большой ущерб»;

«высокая вероятность - незначительный ущерб»;

«низкая вероятность - незначительный ущерб».

Но с нашей точки зрения возможно расширение степени детализации уровня значимости, и представление вероятности в виде процентной шкалы, это позволит провести более точную оценку рисков. Не следует также применять значение вероятности 90%100%, такой её уровень выводит проблему из разряда рисков в разряд фактов.

На карте рисков вероятность отображается по вертикальной оси, а сила воздействия или значимость - по горизонтальной оси. Вероятность появления риска увеличивается снизу вверх при продвижении по вертикальной оси, а воздействие риска увеличивается слева направо по горизонтальной оси.

Нельзя не отметить, что для менеджеров и собственников бизнеса доминирующее значение имеет влияние рисков на достижение поставленных стратегических целей, поэтому при построении карты рисков, необходимо учитывать связь каждого объекта риска со стратегическими планами компании и в этой связи дополнительно разработать карту, построенную в проекции «вероятность объекта риска-стратегия».

В заключение следует отметить, что такой инструмент диагностики бизнес - рисков, как построение карт и формирования атласа рисков компании является одним из мощнейших и значимых элементов риск - менеджмента. Их ценность для организации состоит не только в определении точного воздействия или уровня вероятности возникновения специфического риска, но и в возможности определения его относительного расположения по отношению к другим рискам и к границе толерантности рискового профиля.

На наш взгляд, включение картографирования рисков в практику риск - менеджмента транспортно-экспедиторских компаний позволит им своевременно диагностировать рисковые ситуации по всем направлениям деятельности, получать достоверную информацию о вероятных потерях и своевременно реагировать на возникшие проблемы, уменьшая тем самым степень воздействия рисков и возможность негативных последствий.

 

Литература:

1.        Вяткин В., Хэмптон Дж., Казак А. «Принятие финансовых решений в управлении бизнесом». Москва - Перспектива 2002 г.

2.        Гамза В.А. Екатеринославский Ю.Ю. «Рисковый спектр коммерческих организаций». Москва: Экономика, 2002 г.

3.        Дубров А.М., Лагоша Б.А., Хрусталев Е.Ю. «Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе» – М.: Финансы и статистика, 2000.

4.        Друри К. «Управленеческий учет для бизнес решений» М.: Юнити-Дана 2003 г.

5.        Стоянова Е.С. «Финансовый менеджмент» М.: Перспектива 2004 г.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2009)