СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Транспортное дело России №03 (2009)Шевяков А.Ю., аспирант ГОУ ДПО ГАСИС
В статье представлена модель цикла согласования качества образовательной услуги с задачами стимулирования инновационной деятельности вуза, определены основные задачи службы стратегического развития вуза при увязывании целей управления качеством образовательных услуг и целей инновационной деятельности. Рассмотрен процесс определения степени конкурентоспособности системы управления качеством образовательной услуги по результатам инновационной деятельности вуза.
Ключевые слова: стимулирование инновационной деятельности, рыночные отношения, качество образовательных услуг, качества образовательной услуги.
STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF HIGH SCHOOL AS A BASIS OF EFFICIENT CONTROL QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES
Shevjakin A., competitor, GOU DPO GASIS
In the article the model of a cycle of the coordination of quality of educational service with problems of stimulation of innovative activity of high school is presented, the primary goals of service of strategic development of high school are advanced at coordination of the purposes of quality management of educational services and the purposes of innovative activity. Process of definition of degree of competitiveness of a control system by quality of educational service in results of innovative activity of high school is considered.
Key words: stimulation of innovative activity, market relations, quality of educational services, qualities of educational service.
Чтобы понять сущность системы управления качеством образовательных услуг как результате стимулирования инновационной деятельности вуза, необходимо, прежде всего, рассмотреть состав субъектов образовательных отношений, их функции и характер действий на рынке образовательных услуг, а также объекты стимулирования инновационной деятельности, их целевую ориентацию и проблемное содержание для вуза. Их рассмотрение даёт возможность более чётко очертить предмет повышения качества образовательных услуг, охарактеризовать основные принципы и возможности их реализации.
В состав участников рыночных отношений в образовании входят сами вузы, как производители образовательных услуг, так и их потребители (отдельные личности и предприятия, организации); широкий круг посредников (служба занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования, различные ассоциации вузов, рекламные агентства).
С точки зрения развития системы управления качеством образовательных услуг, в функции вузов входит формирование предложения, производство (оказание) и продвижение образовательных и сопутствующих им (дополнительных) услуг. Эта наиболее активная часть инновационного процесса вуза, на которую направлен процесс построения системы управления качеством образовательных услуг.
Особая роль в системе управления качеством образовательных услуг вуза принадлежит личности обучаемого (учащегося). Это не просто материальный носитель образовательных услуг и их пользователь в процессе труда, но и единственный конечный потребитель, который отличается тем, что, использует образовательный потенциал не только для зарабатывания средств к жизни, но и для создания разнообразных благ и, одновременно, прямого удовлетворения своих познавательных потребностей. Это и главное лицо в рыночном выборе, которое, в то же время, является единственным непрофессионалом и наименее информированным субъектом системы управления качеством образовательных услуг вуза.
Другие потребители образовательных услуг, к которым относятся предприятия, выступают как промежуточные потребители образовательных услуг. Однако именно они формируют организованный спрос на услуги и предъявляют его на рынке, что также необходимо учитывать при построении системы управления качеством образовательных услуг по факту совершенствования инновационного процесса вуза.
Посреднические структуры на рынке образовательных услуг содействуют эффективному продвижению услуг на рынке и выполняют такие функции, как: информирование, консультирование, участие в аккредитации, организации сбыта образовательных услуг, ресурсная поддержка образования и другие.
Таким образом, в целом, процесс построения системы управления качеством образовательных услуг по результатам стимулирования инновационной деятельности вуза - это совокупность стратегии и тактики рыночных отношений, взаимодействий потребителей, посредников и производителей образовательных услуг в условиях регионального рынка; свободный выбор приоритетов инновационной деятельности вуза и его взаимодействий с различных сторон, ведущих к наиболее эффективному удовлетворению потребностей:
- личности - в образовании и получении профессии;
- вуза - в развитии и обеспечении жизнедеятельности, благосостояния его сотрудников;
- предприятий и организаций - в росте кадрового потенциала;
- общества – в расширенном воспроизводстве совокупного интеллектуального потенциала.
Эффективное удовлетворение этих потребностей является целевым ориентиром и главным критерием эффективности развития системы управления качеством образовательных услуг в рамках стимулирования инновационной деятельности вуза.
Традиционными объектами, на которые направлена система управления качеством образовательных услуг, выступают образовательно-профессиональные услуги в совокупности с объектами, которые предоставляются клиентам для удовлетворения их потребностей на определённых условиях и пользуются спросом. В образовании это: места расположения вузов; величина и характер площади, занимаемой вузами; общественный статус (престиж) вуза; рейтинг преподавателей; научно - методический потенциал; материальные ресурсы, необходимые в образовательном процессе или являющиеся его продуктами; а также широкий комплекс сопутствующих услуг, обусловленный инновационным потенциалом вуза.
В этих условиях суть учета результатов стимулирования инновационной деятельности при построении системы управления качеством образовательных услуг вуза раскрывается через принципы построения подобной системы. Когда сущность и основные принципы развития системы управления качеством образовательных услуг определены, необходимо подумать о средствах, инструментах, стратегии и тактике поведения вуза на рынке услуг с тем, чтобы создать предпосылки для перманентного совершенствования инновационного и образовательного процесса в образовании страны и отдельных регионов.
Сложность состоит в том, как при построении системы управления качеством образовательных услуг на базе результатов стимулирования инновационной деятельности вуза увязать в единый процесс образовательные и цели развития инновационного потенциала вуза, его внутреннюю среду, реальные возможности (образовательные, интеллектуальные, материальные, финансовые) с внешней средой, с требованиями рынка и отдельных потребителей. В теории инноваций эту задачу решает цикл согласования качества образовательной услуги с задачами стимулирования инновационной деятельности вуза, который в укрупнённом плане представляет собой логически выстроенную замкнутую модель, состоящую из 5 блоков:
- Ситуационный анализ информации и исследования рынка.
- Синтез или определений целей инновационной деятельности вуза.
- Выбор стратегии развития или стратегическое управление.
- Реализация стратегии или оперативное управление.
- Контроль и сравнение результатов стимулирования инновационной деятельности и качества образовательных услуг вуза.
Модель цикла согласования качества образовательной услуги с задачами стимулирования инновационной деятельности вуза представлена ниже в табл. 1.
Таблица 1. Модель цикла согласования качества образовательной услуги с задачами стимулирования инновационной деятельности вуза.
Наиболее сложными в методическом отношении задачами развития системы управления качеством образовательных услуг по результатам стимулирования инновационной деятельности вуза являются:
- во-первых, оценка конкурентоспособности вуза и определение его позиций по регионам на рынке образовательных услуг;
- во-вторых, выбор стратегии разработки и внедрения инноваций в вузе;
- в-третьих, регионально - отраслевая прогнозная оценка подготовки кадров для предприятий региона, в плане увязывания целей инновационной деятельности вуза с целями инновационных мероприятий предприятий - партнеров.
Развитие системы управления качеством образовательных услуг по результатам инновационной деятельности вуза приводит к выработке грамотной политики ценообразования на образовательные услуги, что позволяет улучшить ресурсную базу вуза. Различают несколько видов цен:
- внутренняя цена – рассчитываемая на основе себестоимости предоставляемой образовательной услуги (цена должна покрывать затраты вуза);
- цена предложения - используемая как способ расчета с потребителями услуги и восприятие этой цены с точки зрения потребителя;
- -как инструмент борьбы за рынки, цена с точки зрения конкурентоспособности.
Расчет первой цены входит в функциональные обязанности Планово-финансового отдела Управления Бухгалтерского учета, планирования и финансов. В современных условиях этот вид цены стала приобретать значение, т.к. в результате ужесточения конкуренции на рынке образовательных услуг цена стала все больше приближаться к себестоимости, в результате чего вузы вынуждены заниматься не только снижением себестоимости, но и вопросами повышения внебюджетных поступлений через цену. Таким образом, возник второй блок работы с ценообразованием – изучение рынка, предпочтений потребителей. Расчет этой, так называемой внешней цены, входит в задачи Управления по развитию. С определением внешней цены, или цены предложения, тесно связана работа с конкурентами.
Когда определена внутренняя и внешняя цена товара, перед вузом для построения системы управления качеством образовательных услуг по результатам инновационной деятельности встает непростая интеллектуальная и творческая задача найти оптимальную конкурентоспособную цену образовательной услуги. На этом этапе повышается роль так называемой неценовой конкуренции, когда привлекательность той или иной образовательной программы повышается за счет ее качества, а также за счет презентации целей и инновационных намерений вуза.
Но окончательный выбор вуза и специальности потенциальным покупателем осуществляется на основе анализа потенциальным потребителем факторов ощущаемой ценности образовательной услуги.
У различных индивидов может быть и самая разная последовательность в рассмотрении факторов, определяющих ощущаемую ценность образовательной услуги. Отдельные потребители могут учитывать и другие факторы, но чаще всего эти факторы глубоко запрятаны в сложном понятии имиджа вуза. Отдельные социальные группы и слои населения, или иначе сегменты рынка потенциальных потребителей, могут относиться к разным факторам по-разному. Глубокое и постоянное изучение мотиваций выбора вуза и специальностей, сегментирование рынка для целевого воздействия как раз являются одними из главных задач службы развития при определении потенциальных направлений инновационной деятельности вуза в ее взаимосвязи с совершенствованием образовательного процесса.
Не менее сложные проблемы стоят и перед изучением внешней среды вуза. Это в первую очередь исследования состояния рынка образовательных услуг, составление прогнозов набора и формирование предложений по ценовой политике в области предоставления образовательных услуг. Сегодня российские вузы в корне пересматривают политику рекламной деятельности и по-новому смотрят на анализ инновационной и образовательной деятельности конкурентов. Российские вузы глубоко интересуют, например, такие вопросы: почему по отдельным специальностям желающих поступить в другой вуз больше, чем в наш даже при более высокой у них стоимости обучения; почему отдельные специальности вуза являются признанными лидерами в регионе? Во многом это определяется той инновационной деятельностью, которая осуществляется преподавателями и студентами вуза в рамках выбранной специальности.
Масштабы взаимосвязанной образовательной и инновационной деятельности можно оценить на примере первоочередных задач, поставленных на ближайшее время только по одному службе стратегического развития вуза (схема 1). В своей деятельности служба опирается на большие массивы фактического материала, черпая данные из постоянно проводимого мониторинга, анализа всех источников массовой информации, участия в инновационных мероприятиях конкурентов.
Схема 1. Основные задачи службы стратегического развития вуза при увязывании целей управления качеством образовательных услуг и целей инновационной деятельности
Отработав какой-либо вид анализа на отдельной выборке, российские вузы разрабатывают специальную компьютерную программу, которая позволяет проводить такой анализ по отлаженной схеме, автоматизируя деятельность главных специалистов по развитию, с тем, чтобы такой анализ уже могли выполнять и рядовые сотрудники, создавая, таким образом, рабочий инструмент. Конечно, подобную работу в крупных масштабах нельзя проводить без отлаженной системы управления качеством образовательных услуг в ее связи и взаимозависимости от целей перспективной инновационной деятельности вуза.
Результаты подобных исследований находят наиболее заинтересованных потребителей у организаторов приемной кампании по набору студентов. Эта работа не прекращается круглый год, постоянно совершенствуется.
Наряду с известными и распространенными в современных системах методами вузы начинают использовать более современные методы анализа и прогнозирования, пока не нашедшие массового применения в исследованиях (математическое программирование, кластерный анализ и др.).
В области развития системы управления качеством образовательных услуг по результатам стимулирования инновационной деятельности в настоящее время российские вузы задействовали широкомасштабную программу реализации инновационных возможностей, направленных на образовательный рынок зарубежных стран, в первую очередь стран Юго-Восточной Азии и наших ближайших соседей, ставя своей целью перевести на новый качественный уровень деятельность в области дистанционного образования. Сегодня вузами уже развертывается обширная программа переквалификации – «образование в течение всей жизни».
Таким образом, вузы в рамках развития системы управления качеством образовательных услуг по результатам стимулирования инновационной деятельности планируют проводить серьезную работу в области маркетинга научно-исследовательских работ, прорабатывают идеи по созданию рынка методических разработок, которые затем будут учитываться в образовательном процессе вуза. В целом стратегическая линия вуза в современных условиях состоит в том, чтобы подготовить себя к грядущему демографическому спаду, расширяя спектр свой инновационной деятельности и создавая новые рынки заранее и моделируя под эти рынка свои образовательные программы и существующую систему управления качеством образовательных услуг.
В связи с этим, для более объективной и точной оценки конкурентоспособности системы управления качеством образовательной услуги, выявления направленности и динамики возможных изменений различных факторов инновационной деятельности, предлагается далее использовать экспертно-параметрический метод расчета. Принципиальная схема оценки конкурентоспособности системы управления качеством образовательной услуги по результатам инновационной деятельности вуза приведена на схеме 2, в перспективе позволяющая наметить ориентиры для ее развития и для обеспечения большей синергии между образовательным и инновационным процессом.
Схема 2. Схема оценки конкурентоспособности системы управления качеством образовательной услуги по результатам инновационной деятельности вуза
Таким образом, процесс определения степени конкурентоспособности системы управления качеством образовательной услуги по результатам инновационной деятельности вуза, включает три основных этапа:
1 этап включает территориально-отраслевой анализ рынка образовательных услуг и мероприятий инновационной активности вуза на основе исследований рынка, оценки спроса и предложения на образовательные услуги, определение потребностей населения и предприятий в данных услугах, а также на основе изучения и оценки рынка инновационных проектов в регионе.
Завершается этап формированием (или сравнительным анализом) требований к данным видам услуг и их соответствия планам инновационной деятельности вуза и его предприятий-партнеров, заказчиков образовательных услуг вуза;
2 этап связан с отбором наиболее характерных параметров, определяющих уровень вуза и подлежащих сравнительной оценке. На этом этапе осуществляется распределение параметров на прямые и обратные по направлению их влияния на показатель конкурентоспособности образовательных услуг с точки зрения реализуемых мероприятий инновационной деятельности вуза. Завершается этап сравнительным анализом (мониторингом) параметров системы управления качеством образовательной услуги по результатам инновационной деятельности вуза;
3 этап - заключительный этап, предусматривающий расчет интегрального показателя конкурентоспособности системы управления качеством образовательной услуги по результатам инновационной деятельности вуза. На основе расчетов производится сравнительная оценка полученных результатов с требованиями, сформированными на 1 этапе (обратная связь показана на схеме штрих пунктирными стрелками). В заключение разрабатываются конкретные меры по сохранению сильных позиций вуза и преодолению слабых мест в совместной организации образовательного и инновационного процесса.
Суть данного метода заключается в расчете показателя конкурентоспособности, который отражает качественный уровень вуза и степень его преимущества по отношению к конкуренту. Методологический подход предполагает сочетание количественной оценки того или иного параметра и экспертной оценки приоритетности (важности) данного параметра при осуществлении совместного образовательного и инновационного процесса. Чем большее количество параметров, тем точнее оценка конкурентоспособности системы управления качеством образовательной услуги вуза. При этом следует учитывать, что для каждого вуза, вида услуг подбор параметров и их значимость при реализации мероприятий инновационной деятельности будут различны.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №03 (2009) |