ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ГОРОДА
Транспортное дело России №03 (2009)Столяр И.В., соискатель ЮГУЭС
Статья содержит описание системы стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством города. Приведены инструменты, позволяющие повысить эффективность функционирования жилищно-коммунальной сферы города.
Ключевые слова: системы управления ЖКХ, эффективные рыночные механизмы, стратегическое управление, функционирование ЖКХ.
APPLICATION OF THE STRATEGIC APPROACH TO EFFECTIVIZATION OF MANAGEMENT BY HOUSING-AND-MUNICIPAL SPHERE OF A CITY
Stoljar I., competitioner, YGUES
In article the description of the system of strategic control housing and communal services are contain. The instruments for rising efficiency of functioning housing and communal services in city are given.
Key words: housing and communal services control systems, effective market mechanisms, strategic management, housing and communal services functioning.
Рассматривая вопрос о совершенствовании системы управления ЖКХ, необходимо изучить субъекты, объекты управления в жилищно-коммунальной сфере и возникающие между ними отношения.
Управление ЖКХ будем рассматривать как систему управленческих воздействий на экономические отношения между субъектами управления. Основная задача органов местного самоуправления – формирование механизма управления в ЖКХ, позволяющего эффективно функционировать в постоянно меняющихся условиях. При этом управление как способ организации деятельности общества должно обеспечивать достижение целей (удовлетворение потребностей, в нашем случае – предоставление качественных жилищных и коммунальных услуг) при рациональном использовании имеющихся ресурсов.
Основными субъектами взаимоотношений в процессе управления жильем являются: собственники жилья (заказчики услуг по управлению), профессиональные управленческие структуры (управляющие компании), подрядчики по ремонту и обслуживанию жилья, коммунальные предприятия - поставщики коммунальных услуг, потребители услуг (жильцы и арендаторы). Взаимоотношения участвующих в процессе управления субъектов должны строиться на принципе баланса их интересов путем заключения договоров, которые бы обеспечивали сочетание прав, обязанностей и ответственности всех участников договорных отношений, защиту прав владельцев и нанимателей жилья.
Создание эффективных рыночных механизмов управления жилой недвижимостью должно достигаться путем рационального распределения функций между всеми субъектами – участниками процесса управления, выделения функций собственника и делегирования им на конкурсной основе функций управления специализированным профессиональным организациям. В свою очередь, управляющие организации обеспечивают надлежащее использование и функционирование объектов ЖКХ собственными силами и силами сторонних организаций – подрядчиков и поставщиков коммунальных услуг.
В результате разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными уровнями власти муниципальные образования несут сегодня основное бремя ответственности за реализацию комплексного социально-экономического развития муниципалитета, организацию управления отраслями жизнеобеспечения, осуществление программ социальной защиты населения, предоставление социальных услуг и обеспечение мер безопасности и охраны правопорядка. В этих условиях повышается актуальность формирования эффективной системы муниципального управления, обеспечивающей на длительную перспективу достижение баланса экономических и социальных целей развития общества.
Важным элементом деятельности органов местного самоуправления в области ЖКХ должна стать разработка и реализация стратегии повышения эффективности управления ЖКХ города, рассматриваемая как система долговременных концептуальных направлений развития предприятий жилищно-коммунальной сферы, включающая три основных составляющих:
- концепцию, то есть общую систему взглядов на перспективы развития сферы;
- целевые программы, представляющие собой план мероприятий, реализующих концепцию;
- научно-технологический, организационный, мотивационный и материально-финансовый механизмы обеспечения.
В настоящее время на местном уровне реализуются различные элементы стратегического управления, тем не менее, в этой области по-прежнему востребованы новые инструменты и методики, позволяющие, не нарушая выстроенной логики преобразований, органично дополнить и улучшить существующую систему муниципального управления.
Администрации городов должны прийти к пониманию необходимости разработки таких стратегий, ориентированных на решение проблем жилищно-коммунальной сферы.
В стратегии повышения эффективности управления ЖКХ городов должны быть зафиксированы четкие цели, задачи, определены общие условия развития этой сферы, сформулирован стратегический план действий. Неотъемлемой частью разработанной стратегии должен являться механизм мониторинга реализации стратегии на основе системы показателей. Важно, чтобы процесс планирования, установления целей и анализа был организован так, чтобы привлечь максимально широкий круг лиц – общественные организации, бизнес, население – для этого необходима активная позиция администрации города как лидера и координатора.
Стратегия повышения эффективности управления ЖКХ должна быть согласованной с общей стратегией развития города и базироваться на принципе партнерства. Эффективно решить проблемы ЖКХ можно только реализуя политику, объединяющую различные уровни власти, предполагающую региональное и межмуниципальное партнерство, учитывающую интересы частного бизнеса и населения.
В настоящее время подобных стратегий развития ЖКХ городов разработано очень мало, в то время как такие стратегии должны являться основой для последующей разработки концепции развития ЖКХ и планов конкретных мероприятий.
Важным шагом на пути реализации стратегии развития ЖКХ города должно стать формирование взаимоувязанного пакета документов, отражающего различные этапы проработки стратегии развития, а также соответствующей многоуровневой системы показателей результативности управления, удовлетворяющей требованию системности реализации целей по уровням исполнения.
В связи с тем, что развитие коммунальной инфраструктуры является одним из важнейших факторов развития других секторов городского хозяйства, разработка стратегий повышения эффективности управления ЖКХ приобретает большое значение. Пространственное развитие города, развитие социальной сферы и транспорта должно быть увязано с развитием ЖКХ, а в целом, стратегия повышения эффективности управления ЖКХ должна быть увязана со стратегией комплексного развития города, а также региональной стратегией развития ЖКХ.
Сущность стратегии повышения эффективности управления ЖКХ города можно рассматривать в трех уровнях.
1. Стратегия повышения эффективности управления ЖКХ (в узком смысле) – выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии ЖКХ города и о системе мер и ресурсов, используемых органами местного самоуправления для приближения этого будущего.
2. Стратегический план повышения эффективности управления ЖКХ – комплект документов, включающий собственно стратегию и блок документов по ее реализации – набор целевых программ и план мероприятий органов местного самоуправления по реализации стратегии, выражающие концепцию политики в сфере ЖКХ.
3. Механизм стратегического управления (стратегия как процесс) – система документов по стратегическому управлению, рассматриваемая в совокупности с организационными структурами и процедурами, задающими определенные, постоянно воспроизводимые схемы разработки, обсуждения стратегии и обеспечивающие реализацию стратегических целей и задач. Такой механизм предполагает, что в наличии имеются:
- система рабочих групп, семинаров, советов, постоянно работающих над переосмыслением стратегии, ее пропагандой, контролем реализации стратегического плана;
- база стратегической и точной информации, регулярно пополняемая и обновляемая за счет официальной статистики и периодических обследований, проводимых по единой методике.
Таким образом, стратегия повышения эффективности управления ЖКХ – многозначное понятие, охватывающее описание собственно стратегии, стратегического плана и механизма стратегического управления.
В настоящее время стратегический подход к развитию ЖКХ практически не применяется, существующие во многих регионах и муниципальных образованиях программы реформирования ЖКХ разработаны без применения стратегического метода, зачастую не имеют четко сформулированных цели, задач и набора количественных или качественных показателей, позволяющих отследить динамику преобразований и достижение конечных результатов.
Как уже указывалось выше, стратегия развития ЖКХ муниципального образования наряду с научно-обоснованной и теоретически выверенной концепцией стратегии должна содержать набор инструментов: целевых программ и отдельных мероприятий, лежащих в практической плоскости и имеющих цель – достижение целевых значений показателей, приведенных в концепции стратегии.
В целях практической реализации стратегии развития ЖКХ автором предложен к применению в городах набор инструментов, позволяющий повысить эффективность управления жилищно-коммунальной сферой города, используемый при согласовании интересов экономических субъектов отношений в отрасли и включающий в себя следующие направления (см. рисунок).
В настоящее время одним из препятствий для решения проблем в ЖКХ является сложившийся в течение многих десятков лет менталитет человека с его позицией потребителя жилищно-коммунальных услуг. Реализация жилищно-коммунальной реформы невозможна без адаптации общественного сознания к новым рыночным условиям и формирования слоя ответственных «собственников», а не «жильцов», для чего необходима информационная работа с населением. Население должно стать союзником экономических преобразований в отрасли, что возможно только в случае видимых гражданами позитивных изменений в отрасли. Сегодня актуальной представляется необходимость повышения ответственности населения за состояние имущества многоквартирных жилых домов. Вызванный происходящими в последние годы преобразованиями ЖКХ, и связанный с ними перенос ответственности за содержание жилья и оплату коммунальных услуг с государства на пользователей этих услуг не произошел, а иждивенческое поведение все еще присуще населению.
Формирование у жителей чувства собственника, а соответственно, и ответственности за принадлежащее ему имущество – одна из задач государства при проведении реформы ЖКХ. Новая система экономических отношений предполагает принципиальное изменение функций субъектов управления, механизмов их взаимодействия и, прежде всего, превращение потребителя услуг ЖКХ в активного участника процесса управления.
В целях решения задачи повышения эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры необходимо обеспечить:
- установление среднесрочных тарифов, увязанных с производственными и инвестиционными программами предприятий;
- включение инвестиционной составляющей в тарифы на коммунальные услуги, увеличение амортизационных отчислений вследствие переоценки основных фондов;
- замену финансового аудита регулирующих органов системой мониторинга за достижением предприятием коммунальной сферы поставленных целей;
- утверждение тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры для обеспечения их устойчивого развития.
В качестве мероприятий, направленных на создание условий для эффективного внедрения энергоресурсосберегающих мероприятий в отрасли как основы оптимизации затрат при оказании качественных жилищно-коммунальных услуг, назовем следующие: изменение схемы формирования лимитов потребления энергоресурсов организациями бюджетной сферы, разработка программ стимулирования внедрения ресурсосберегающих мероприятий (субсидирование части кредитов, процентной ставки за счет средств бюджетов, предоставление муниципальных гарантий), предоставление налоговых льгот на уровне регионов и муниципалитетов предприятиям, внедряющим и применяющим современные ресурсосберегающие технологии, информирование населения о современных энергосберегающих технологиях.
Рост размера платы за коммунальные услуги стимулирует население более экономно использовать энергоресурсы. Однако в настоящее время такое стимулирующее действие еще незначительно. Нехватка информации о возможных мерах по повышению энергоэффективности не дает домохозяйствам возможность получать выгоду от снижения потребления воды, тепла и электроэнергии. Требуется осознание населением потребности в реализации таких мер. Процесс вовлечения населения в ресурсосбережение должен сопровождаться формированием заинтересованности в результатах этой деятельности, что может проявляться, например, в поощрении жителей, реализующих энергосберегающие мероприятия в своих жилищах. Такое поощрение может выражаться либо в уменьшении размера платежей за коммунальные услуги, либо предоставлении дополнительных услуг и т.д. По результатам проведенных энергосберегающих мероприятий в квартире, один раз в год должен производиться перерасчет оплаты за коммунальные услуги в сторону уменьшения. Подобные мероприятия могут осуществляться как собственниками жилья (стимул – снижение оплаты), так и поставщиками ресурсов (стимул – снижение неэффективного потребления, что снимает необходимость строительства новых мощностей). Кроме использования материальных стимулов экономии энергии, можно также обеспечивать жителей информацией о том, какие результаты дают их усилия по экономии электроэнергии.
Оценка эффективности принятой стратегии развития ЖКХ и соответствующих мероприятий является важнейшим этапом управления.
Для оценки качества управления и развития ЖКХ органами местного самоуправления автором предложена методика1, основанная на использовании возможной структуры показателей из четырех групп, в наибольшей степени характеризующих ЖКХ:
- показатели, характеризующие жилищную сферу;
- показатели, характеризующие коммунальную сферу;
- показатели, характеризующие развитие ЖКХ;
- показатели, характеризующие результаты деятельности предприятий ЖКХ.
Использование предложенной автором методики, построенной с использованием теории нечетких множеств, позволяет снизить субъективное влияние эксперта на результаты ранжирования. Указанная методика позволяет определить степень приближения рассматриваемой системы, характеризуемой определенным набором показателей, к системе со значениями, установленными в качестве целевых.
Реализация изложенного стратегического подхода к решению задачи, имеющей огромное социальное значение, которой является повышение эффективности функционирования ЖКХ, а также применение на практике предложенного инструментарно-методического обеспечения позволит сформировать эффективную систему стратегического управления жилищно-коммунальным хозяйством города, соблюсти баланс интересов всех участников экономических отношений и обеспечить требуемый объем и высокий уровень качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в любой момент в настоящем или будущем.
1 Описание методики см. Столяр И.В., Карташева И.Ю., Черняева Р.В. Сравнительный анализ процесса реформирования жилищно-коммунальной сферы в городах Ростовской области // Информационные технологии в науке и образовании: Сб. научных работ: Гуманитарные и экономические науки. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2003. Ч. 2.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №03 (2009) |