О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
Транспортное дело России №03 (2009)Стрижнев А.А., аспирант Международной академии оценки и консалтинга
Статья посвящена одной из наиболее острых проблем в современной России – состоянию и основным направлениям инвестиционной политики в промышленных комплексах.
Автором отмечается, что на протяжении всего постсоветского периода постоянно сокращались объемы инвестиций в основной капитал и ухудшалась их воспроизводственная структура. Продолжает ускоренно устаревать основная часть действующего производственного капитала. Кроме того, несмотря на наличие избыточных по отношению к спросу производственных мощностей, проблема привлечения инвестиций для российской промышленности чрезвычайно актуальна.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестирование, вложение средств, реинвестирование, венчурные операции, объект инвестиционной деятельности, субъекты инвестиционной деятельности.
ABOUT SOME DIRECTIONS OF STATE REGULATION INVESTMENT PROCESS IN A MACHINE-BUILDING COMPLEX
Strizhnev A., The post-graduate student, International academy Estimation and consulting
The article is devoted one of most acute problems in modern Russia – to a condition and the basic directions of investment policy in industrial complexes.
The author notices that throughout all Post-Soviet period volumes of permanent investments were constantly reduced and their industrial structure worsened. The basic part of the acting industrial capital continues to become outdated. Besides, despite availability redundant in relation to demand of capacities, the problem of attraction of investments for the Russian industry is extremely actual.
Key words: investment activity, investment, investment of capital, reinvesting, venture operations, object of investment activity, subjects of investment activity.
Современное состояние социально - экономического развития нашей страны свидетельствует о том, что ключ к решению большинства социальных проблем, реальному подъему жизненного уровня лежит в сфере материального производства и, прежде всего, в отраслях промышленного производства.
Опыт последних лет убеждает в том, что поиск выхода предприятий машиностроительного комплекса из неустойчивого состояния требует консолидации и целенаправленного объединения усилий и координации действий предприятий отрасли, товаропроизводителей и общественных организаций в сфере производства, повышения роли и усиления мер государственного регулирования рассматриваемого сектора. Это может быть осуществлено при условии создания необходимой нормативной базы, разработки и реализации целевых программ действий по развитию машиностроительной промышленности с целью притока иностранного капитала в отрасль.
Чтобы создать благоприятный инвестиционный климат, государственная политика в области инвестиционного сотрудничества с иностранными инвесторами должна быть определена следующими требованиям:
создание четкой правовой базы для иностранных предпринимателей в области финансов, в таможенном и налоговом регулировании;
приемлемый уровень налогов, тарифов и отчислений в соответствии с международными нормами;
работа по принципу «одного окна», т.е. решение вопросов, связанных с оформлением капитальных вложений и разработкой инвестиционных проектов, в одном месте.
В целом, приоритетные направления в привлечении инвестиций в экономику машиностроительной отрасли России можно представить следующим образом.
Безусловно, инвестирование не решает всех проблем машиностроительной отрасли. Государственная политика по отношению к инвесторам пока еще носит селективный характер, т.е. в одних случаях капитал привлекается на любых условиях, имея в виду какой-то промышленный объект или рынок, а в других - только на определенных условиях, имея в виду определенные жизненно важные отрасли промышленности или регионы. При разработке планов дифференцирования финансовых потоков следует учитывать сложившиеся в стране на данный момент отраслевые и региональные структуры.
Рис.1. Приоритетные направления в привлечении инвестиций в экономику машиностроительной отрасли России
Формирование в будущем полноценной инвестиционной политики будет способствовать усилению государственного регулирования экономики и обеспечению должной увязки регионального аспекта с отраслевым. Новая концепция инвестиционной политики в привлечении иностранного капитала направлена, в частности, на повышение роли инвестиционной составляющей в экономической политике государства.
Таким образом, инвестиции должны рассматриваться государством как одно из важных условий стабилизации и роста российской экономики.
Основой для развития инвестиционной деятельности в перспективе может стать действенная законодательная база в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Для создания такой базы нужно внести изменения и дополнения в законодательные и нормативные акты РФ (в Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», определивший национальный режим для деятельности иностранных инвесторов; в Закон «О соглашениях о разделе продукции» и ряд других.
В целом, важнейшее условие для расширения инвестиционного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами в отрасли машиностроения является создание благоприятного инвестиционного климата в стране за счет предоставления инвесторам, вкладывающим капитал в российскую экономику, а также отечественным инвесторам, осуществляющим капиталовложения за границей, необходимых правовых гарантий защиты капиталов; путь к этому видится в подготовке и заключении межгосударственных и межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Подобные соглашения, призванные активизировать приток иностранных инвестиций в машиностроительную отрасль России, предоставят инвесторам режим наибольшего благоприятствования и все необходимые гарантии в связи с осуществлением инвестиционной деятельности.
В регионах России процесс, активизирующий привлечение инвестиций (предоставление налоговых и других льгот), должен усиливать международные и региональные связи, формировать инфраструктуру привлечения инвестиций, стимулировать деятельность иностранных инвесторов. В свою очередь, развитие маркетинговой инфраструктуры возможно путем совершенствования системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.
С целью оптимизации инвестиционного климата в отрасли и повышения капитализации компаний в машиностроительной промышленности следует предложить следующие рекомендации в области государственного регулирования и контроля:
в области инновационного регулирования.
При развитии направлений инновационной экономики в России особое значение приобретают вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности как особого вида нематериального товара. Интересы государства при реализации интеллектуальной собственности обеспечиваются, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособных секторов экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения. В стране в ближайшее время должно быть завершено формирование нормативной правовой базы в этой области, обеспечено проведение мероприятий по закреплению прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств бюджета, а также работ по постановке объектов интеллектуальной собственности на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов, определены ответственность и права государственных органов, являющихся государственными заказчиками научно-технических, опытно-конструкторских и технологических работ. При этом права на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет средств бюджета России, должны быть распределены между участниками правоотношений, включая государство, таким образом, чтобы не возникало препятствий при вовлечении результатов научных разработок в хозяйственный оборот.
Кроме того, по мнению автора с целью улучшения инвестиционного климата в стране и повышения капитализации российских компаний в целом требуется создание государственного органа по регулированию и надзору за иностранными финансовыми рынками и финансовыми организациями.
Следует отметить, что данный орган должен стать единым инспектором и регулирующим органом для финансово-кредитной системы, объединяющей банки, небанковские финансовые учреждения, страховые компании и пенсионные фонды, оказывающие влияние на общую капитализацию всех секторов экономики нашей страны.
в области финансового сектора:
- необходимо утвердить правила о пруденциальных нормативах для Центрального банка России, банков второго уровня и крупных холдингов, на основании которых определять минимальный размер уставного капитала, норматив коэффициента достаточности собственного капитала, уровень максимального размера риска на одного заемщика (собственника), коэффициента ликвидности, лимиты открытой валютной позиции, а также уровень коэффициента максимального размера инвестиций в основные средства и другие нефинансовые активы;
- в разрезе совершенствования правового регулирования небанковских организаций, поддерживающих реальный сектор экономики страны, должна быть утверждена инструкция о перечне, формах и сроках предоставления финансовой отчетности и дополнительных сведениях к финансовой отчетности организациями, осуществляющими отдельные виды финансовых операций с иностранными инвесторами;
- одним из важных шагов в развитии страхового рынка России, оказывающего непосредственное влияние на уровень капитализации сделок российских компаний, могла бы стать передача функции и полномочий государственного органа страхового надзора Банку России. В решении проблем страхового рынка активное участие должно принимать государство. Это позволит придать большую актуальность страхованию и страховой деятельности в инвестиционной сфере, повысить уровень защиты законных интересов страхователей, в значительной степени улучшить финансовую дисциплину и учет в страховых организациях, перечень и уровень предоставляемых ими страховых услуг по отношению к российским компаниям, занятых в области максимизации инвестиционной стоимости на рынке;
в области права:
- необходима разработка поправок, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства с целью притока иностранного капитала в реальный сектор экономики России из стран Евросоюза, США, и юго-восточных центров;
- требуются поправки к трудовому законодательству в области регулирования социального обеспечения, пособий и отпусков, оформления коллективных договоров, общей занятости, налоговой политики и оформления временного персонала иностранных компаний;
- в целях обеспечения прав и законных интересов собственников должен быть принят закон, определяющий принципы проведения национализации, в том числе, носящие принудительный характер; определен объект национализации (предприятие как имущественный комплекс либо его часть); установлено обязательное принятие отдельного закона по каждому объекту национализации;
- необходимы меры в области защиты прав на интеллектуальную собственность с целью обеспечения благоприятных условий для активизации инновационной деятельности. В силу данных аспектов рекомендуется внесение изменений в закон, гарантирующий соблюдение прав заявителей и патентообладателей и, тем самым, повышающий привлекательность и безопасность патентования в России. Многие положения данного закона должны быть приведены в соответствие с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, являющимся частью договоров ВТО;
- необходимы меры по совершенствованию механизмов перераспределения собственности в пользу наиболее сильных участников рынка. Целый комплекс поправок и дополнений в действующий Закон о банкротстве, направленного на оздоровление несостоятельных предприятий в России обеспечат движение по нескольким направлениям:
- упрощение изъятия собственности у неэффективных с точки зрения общества собственников, то есть создание угроз для неэффективных собственников, создание предпосылок для эффективного с точки зрения общества изъятия собственности;
- устранение возможности отъема у собственников относительно устойчиво работающих предприятий (т.е. защита эффективных собственников, предотвращение неэффективного с точки зрения общества изъятия собственности);
- создание возможностей для поглощения крепкими (эффективными) предприятиями слабых (неэффективных) предприятий, то есть создание механизмов прямого замещения неэффективных собственников эффективными;
- введение понятия «оздоровление», отличающегося от понятия банкротства; разделение понятий «несостоятельность» и «банкротство» и разделение процедур оздоровления и процедур банкротства.
в области налогообложения
Продолжающаяся налоговая реформа должна снять ряд существующих ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов, связанных с извлечением прибыли и в значительной степени приближает порядок налогообложения доходов и расходов к порядку, установленному международными правилами бухгалтерского учета.
Требуется пересмотр налоговых льгот налога на прибыль для иностранных инвесторов, снятие ряда существующих ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов, либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения и др.
Кроме того, законодательством должно предусматриваться снятие действующих ограничений при отнесении на затраты при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций отдельных видов расходов, в частности, расходов по рекламе; на обучение промышленно-производственного персонала работе на новом оборудовании и освоению новых технологий, внедряемых в производство; расходов по отдельным видам добровольного страхования и др. Должно предусматриваться расширение возможностей вычета при определении налоговой базы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки через использование механизма капитализации расходов с последующей их амортизацией; увеличение предельного размера отнесения расходов на подготовку и переподготовку кадров к прочим расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
в области таможенного регулирования
Направленность таможенно-тарифной политики на стимулирование притока инвестиций и капитализации предприятий различных отраслей должно обеспечиваться совершенствованием таможенного тарифа.
Дальнейшее снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, а также на отсутствующее в России сырье при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий позволит увеличить приток иностранного капитала в реальный сектор экономики, тем самым, повышая общую капитализацию отраслей.
Кроме того, данные меры позволят создать благоприятные возможности для ввоза в Россию оборудования, комплектующих, полуфабрикатов и т.д. для организации современных, в том числе сборочных, производств взамен ввоза готовой продукции.
Литература:
1. Гуськов Н.С. и др. Инвестиции. Формы и методы их привлечения. М., 2001.
2. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования. М., 2001.
3. Максимова В.Ф. Реальные инвестиции. М., 2005.
4. Новицкий Н.А.Вызовы ХХI века в области инвестиционной политики. М., 2005.
5. Янковский К.П. Инвестиции. М., 2007.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №03 (2009) |