ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ
Транспортное дело России №03 (2009)Шилин А.Н., преподаватель МФПА
Важным элементом государственной политики в
Ключевые слова: государственная корпорация, стратегия, развитие.
THE BASIC DIRECTIONS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE STATE CORPORATIONS
Shilin A., Teacher of MIFP
Creation of large state corporations became the important element of a state policy in 2007. By the state it has been created such 6 state corporations which have received a wide set of functions, considerable volumes of the state property (means of the federal budget, various industrial and financial actives), providing their activity on long prospect.
Key words: the state corporation, strategy, development.
В
Внешэконобанк, «Роснано» – компенсация «провалов» как рынка, так и государственной системы управления, формирование финансовых институтов развития в виде госкорпораций;
Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Олимпстрой» – повышение эффективности и гибкости административной системы, «аутсорсинг» отдельных функций государственных органов управления на уровень госкорпораций;
«Росатом», «Ростехнологии» – повышение конкурентоспособности отдельных стратегических секторов (отраслей), обеспечение национальной безопасности, реструктуризация и консолидация соответствующих государственных активов.
Процессы развития деятельности госкорпораций представляются весьма многоаспектными, а в некоторых случаях – неоднозначными. Рассмотрим некоторые значимые события в развитии каждой госкорпорации.
Внешэкономбанк. Если рассматривать деятельность госкорпорации именно в качестве нового института развития, то отправной точкой следует считать принятие через 2 месяца после официального создания корпорации Меморандума о финансовой политике Внешэкономбанка, определившего основные направления, показатели и ограничения его инвестиционной и финансовой деятельности3. Первые решения об одобрении поддержки инвестиционных проектов, удовлетворяющих положениям данного Меморандума, были приняты в марте
С момента своего создания госкорпорация заключила соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом федеральных органов власти, региональных администраций, крупнейших государственных компаний (ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ГК «Ростехнологии», ОАО «Роснефть», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»).
В настоящее время Внешэкономбанк является важным инструментом обеспечения финансовой устойчивости отечественных кредитных организаций и компаний реального сектора. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»,4 эта госкорпорация:
вправе предоставлять кредиты организациям для погашения или обслуживания зарубежных заимствований, а также приобретать права требования по ним у иностранных кредиторов;
вправе предоставлять долгосрочные субординированные кредиты без обеспечения российским кредитным организациям;
должна предоставить субординированные кредиты ОАО «Банк ВТБ» на сумму до 200 млрд. руб. и ОАО «Россельхозбанк» на сумму до 25 млрд. руб.
Также Внешэкономбанку поручено выполнять в
Внешэкономбанком реализован целый ряд мер как адресной, так и системной поддержки, примерами которых могут служить:
приобретение 98% акций ОАО АКБ «Связь-Банк» и 99% акций ЗАО «КБ «Глоб-экс»;
предоставление субординированных кредитов ряду российских банков (помимо названных в законе Банка ВТБ и «Россельхозбанка»): Альфа-банку, Номос-банку, Ханты-Мансийскому банку, Газпромбанку – на общую сумму свыше 30 млрд. руб.;
участие в рефинансировании сделок компаний топливно-энергетического комплекса, горнорудной, металлургической промышленности, микроэлектроники, а также ОАО «Банк ВТБ» на сумму около 14 млрд. долл.6
Для обеспечения реализации антикризисных мер госкорпорации предоставлены дополнительные ресурсы. Так, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» Банк России размещает во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму до 50 млрд. долл. сроком на 1 год, также предусмотрена возможность размещения во Внешэкономбанке на депозиты средств фонда национального благосостояния на сумму до 450 млрд. руб. до конца
В дальнейшем использование Внешэкономбанка в качестве приоритетного инструмента обеспечения устойчивости российской финансовой системы и реального сектора, вне всяких сомнений, продолжится и, вполне вероятно, расширится. При этом на наш взгляд, будет весьма сложно обеспечить в рамках одной госкорпорации разумное сочетание реализации мер по преодолению финансового кризиса и решения задач поддержки долгосрочных инновационных и инвестиционных проектов (есть риск, что усилия будут сконцентрированы на первом направлении в ущерб второму).
Госкорпорация «Роснано»
Практическая деятельность госкорпорации по поддержке проектов развития наноиндустрии началась, по сути, спустя 10 месяцев после даты ее официального создания. Однако до этого момента госкорпорацией был выполнен большой объем подготовительных работ: принято значительное число документов, сформирован ряд органов, изучена сфера деятельности и т.п. В мае
За первый год функционирования госкорпорации к ней поступило около 650 заявок от более 350 организаций на общую сумму свыше 400 млрд. руб., из которых, впрочем, была одобрена лишь одна: в конце мая
Важным направлением деятельности госкорпорации является ее участие в инфраструктурных проектах и программах. Госкорпорация ведет работу по развертыванию, поддержанию и координации деятельности новых и уже существующих элементов нанотехнологической инфраструктуры: софинансирует развитие материально-технической базы центров коллективного пользования, научновнедренческих центров, включая центры инжиниринга, а также некоммерческих институтов развития, таких как технопарки, центры трансферта технологий, особые экономические зоны и бизнесинкубаторы. В госкорпорацию поступило около 10 инфраструктурных проектов. В настоящее время корпорация разрабатывает концепцию создания сети инфраструктурных научно-технологических наноцентров для обеспечения бизнес-процессов в разных секторах нанотехнологической индустрии. При этом еще в конце
В декабре
Госкорпорация планирует осуществить запуск нескольких образовательных проектов, направленных в первую очередь на подготовку и переподготовку специалистов, не-обходимых для реализации инвестиционных проектов в сфере нанотехнологий, которые «Роснано» финансирует или планирует финансировать9. Уже поступили заявки нескольких ведущих вузов страны на реализацию пилотных проектов, один из которых был утвержден наблюдательным советом в конце сентября
Госкорпорация предпринимает значительные усилия для развития системы связей и популяризации своей деятельности, в том числе на международном уровне. За прошедший период заключены соглашения о сотрудничестве с рядом федеральных органов власти, региональных администраций, российских (включая ГК «Росатом») и зарубежных компаний, научных центров (РНЦ «Курчатовский институт»), вузов (МГУ им. М.В. Ломоносова), а также с Российской академией наук. Важной вехой в деятельности корпорации стали организация и проведение в декабре
В целом за прошедший период деятельность госкорпорации была в значительной степени связана с подготовкой к непосредственному осуществлению функций по поддержке развития наноиндустрии (вопросы изучения и анализа ситуации на рынках, разработки стратегии своей деятельности, определения принципов и процедур поддержки проектов, развития партнерских связей, популяризации своей деятельности), тогда как собственно реализация проектов началась спустя почти год после создания корпорации. В дальнейшем с учетом достаточно четкой регламентации деятельности госкорпорации, проведенной отработки процедур отбора проектов в пилотном режиме можно ожидать активизации и расширения масштабов деятельности корпорации по поиску и отбору инновационных проектов в области наноиндустрии11.
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Данная госкорпорация начала практическую деятельность по предоставлению ресурсов спустя примерно полгода с момента своего официального создания. Тем не менее еще в конце
Первая заявка на предоставление финансовой поддержки была одобрена правлением госкорпорации в феврале
Принятыми в декабре
К настоящему моменту одобрены заявки и предоставляется финансовая поддержка примерно 80 субъектам РФ, причем у ряда регионов удовлетворены несколько заявок. В
Также отметим, что госкорпорацией заключены соглашения о взаимодействии с рядом федеральных органов власти, призванные способствовать ее деятельности. В конце
По мнению Института исследования переходного периода14, порядок и процедуры функционирования госкорпорации к настоящему моменту достаточно отработаны, фонд осуществляет деятельность в «штатном» режиме, принимает участие в реализации антикризисных мер, несмотря на значительный объем используемых для этих целей средств (около 7% капитала, внесенного в корпорацию государством), едва ли существенным образом влияет на выполнение фондом профильных функций. Поэтому риски, связанные с дальнейшим развитием деятельности корпорации, представляются нам относительно низкими.
1 Подробно о создании государственных корпораций в
2 По данным института исследования переходного периода. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. – С. 655.
3 Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 июля
4 Федеральный закон от 13 октября
Федерации».
5 Постановления Правительства РФ от 14 февраля
6 Заметим, что в начале февраля
7 Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября
8 Документ утвержден наблюдательным советом «Роснано» 29 мая
9 http://www.rosnano.ru/Publication.aspx?PublicationId=860
10 О высоком статусе данного мероприятия свидетельствует уже хотя бы тот факт, что его проведение одобрено Распоряжением Правительства РФ от 12 августа
11 По оценкам руководства госкорпорации, она начнет работать «на полную мощность» с середины
12 Федеральный закон от 1 декабря
13 http://www.fondgkh.ru/news/27931.html472
14 Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. – С. 655.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №03 (2009) |