- Морские вести России

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

Транспортное дело России №03 (2009)

Шилин А.Н., преподаватель МФПА

Важным элементом государственной политики в 2007 г. стало создание крупных государственных корпораций. Государством было создано 6 таких государственных корпораций, которые получили широкий набор функций, значительные объемы государственного имущества (средства федерального бюджета, различные производственные и финансовые активы), обеспечивающие их деятельность на длительную перспективу.

 

Ключевые слова: государственная корпорация, стратегия, развитие.

 

THE BASIC DIRECTIONS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE STATE CORPORATIONS

Shilin A., Teacher of MIFP

Creation of large state corporations became the important element of a state policy in 2007. By the state it has been created such 6 state corporations which have received a wide set of functions, considerable volumes of the state property (means of the federal budget, various industrial and financial actives), providing their activity on long prospect.

 

Key words: the state corporation, strategy, development.

 

В 2007 г. создано 6 государственных корпораций: Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Российская корпорация нанотехнологий («Роснанотех», или «Роснано»), Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта («Олимп-строй»), «Ростехнологии» и «Росатом». При этом госкорпорации глубоко различны по своим задачам, функциям, базовым принципам деятельности1 . В 2007– 2008 гг. происходили динамичное развитие созданных государственных корпораций, расширение масштабов, а иногда и направлений их деятельности. В данном разделе главным образом мы сосредоточимся на анализе основных направлений и тенденций развития госкорпораций. По своей основной направленности созданные в 2007 г. государственные корпорации могут быть условно разбиты на три основные группы2:

Внешэконобанк, «Роснано» – компенсация «провалов» как рынка, так и государственной системы управления, формирование финансовых институтов развития в виде госкорпораций;

Фонд содействия реформированию ЖКХ, «Олимпстрой» – повышение эффективности и гибкости административной системы, «аутсорсинг» отдельных функций государственных органов управления на уровень госкорпораций;

«Росатом», «Ростехнологии» – повышение конкурентоспособности отдельных стратегических секторов (отраслей), обеспечение национальной безопасности, реструктуризация и консолидация соответствующих государственных активов.

Процессы развития деятельности госкорпораций представляются весьма многоаспектными, а в некоторых случаях – неоднозначными. Рассмотрим некоторые значимые события в развитии каждой госкорпорации.

Внешэкономбанк. Если рассматривать деятельность госкорпорации именно в качестве нового института развития, то отправной точкой следует считать принятие через 2 месяца после официального создания корпорации Меморандума о финансовой политике Внешэкономбанка, определившего основные направления, показатели и ограничения его инвестиционной и финансовой деятельности3. Первые решения об одобрении поддержки инвестиционных проектов, удовлетворяющих положениям данного Меморандума, были приняты в марте 2008 г., т.е. спустя 10 месяцев с момента официального оформления госкорпорации. К октябрю 2008 г. наблюдательный совет Внешэкономбанка одобрил участие госкорпорации в реализации уже более чем 20 крупных проектов на сумму около 200 млрд. руб.

С момента своего создания госкорпорация заключила соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом федеральных органов власти, региональных администраций, крупнейших государственных компаний (ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ГК «Ростехнологии», ОАО «Роснефть», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»).

В настоящее время Внешэкономбанк является важным инструментом обеспечения финансовой устойчивости отечественных кредитных организаций и компаний реального сектора. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»,4 эта госкорпорация:

вправе предоставлять кредиты организациям для погашения или обслуживания зарубежных заимствований, а также приобретать права требования по ним у иностранных кредиторов;

вправе предоставлять долгосрочные субординированные кредиты без обеспечения российским кредитным организациям;

должна предоставить субординированные кредиты ОАО «Банк ВТБ» на сумму до 200 млрд. руб. и ОАО «Россельхозбанк» на сумму до 25 млрд. руб.

Также Внешэкономбанку поручено выполнять в 2009 г. функции агента правительства РФ по вопросам предоставления и исполнения государственных гарантий по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса, а также иными организациями, отобранными в порядке, установленном правительством, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения5.

Внешэкономбанком реализован целый ряд мер как адресной, так и системной поддержки, примерами которых могут служить:

приобретение 98% акций ОАО АКБ «Связь-Банк» и 99% акций ЗАО «КБ «Глоб-экс»;

предоставление субординированных кредитов ряду российских банков (помимо названных в законе Банка ВТБ и «Россельхозбанка»): Альфа-банку, Номос-банку, Ханты-Мансийскому банку, Газпромбанку – на общую сумму свыше 30 млрд. руб.;

участие в рефинансировании сделок компаний топливно-энергетического комплекса, горнорудной, металлургической промышленности, микроэлектроники, а также ОАО «Банк ВТБ» на сумму около 14 млрд. долл.6

Для обеспечения реализации антикризисных мер госкорпорации предоставлены дополнительные ресурсы. Так, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» Банк России размещает во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму до 50 млрд. долл. сроком на 1 год, также предусмотрена возможность размещения во Внешэкономбанке на депозиты средств фонда национального благосостояния на сумму до 450 млрд. руб. до конца 2019 г. Кроме того, принято решение внести в уставный капитал Внешэкономбанка имущественный взнос в сумме 75 млрд. руб. на реализацию мер по поддержке финансового рынка7.

В дальнейшем использование Внешэкономбанка в качестве приоритетного инструмента обеспечения устойчивости российской финансовой системы и реального сектора, вне всяких сомнений, продолжится и, вполне вероятно, расширится. При этом на наш взгляд, будет весьма сложно обеспечить в рамках одной госкорпорации разумное сочетание реализации мер по преодолению финансового кризиса и решения задач поддержки долгосрочных инновационных и инвестиционных проектов (есть риск, что усилия будут сконцентрированы на первом направлении в ущерб второму).

Госкорпорация «Роснано»

Практическая деятельность госкорпорации по поддержке проектов развития наноиндустрии началась, по сути, спустя 10 месяцев после даты ее официального создания. Однако до этого момента госкорпорацией был выполнен большой объем подготовительных работ: принято значительное число документов, сформирован ряд органов, изучена сфера деятельности и т.п. В мае 2009 г. была утверждена стратегия деятельности корпорации до 2020 г.8

За первый год функционирования госкорпорации к ней поступило около 650 заявок от более 350 организаций на общую сумму свыше 400 млрд. руб., из которых, впрочем, была одобрена лишь одна: в конце мая 2008 г. наблюдательный совет утвердил первый инвестиционный проект по производству асферических оптических элементов. Однако затем данный процесс несколько активизировался, и к началу 2009 г. руководством корпорации были приняты решения о финансировании 7 проектов в объеме около 6 млрд. руб.

Важным направлением деятельности госкорпорации является ее участие в инфраструктурных проектах и программах. Госкорпорация ведет работу по развертыванию, поддержанию и координации деятельности новых и уже существующих элементов нанотехнологической инфраструктуры: софинансирует развитие материально-технической базы центров коллективного пользования, научновнедренческих центров, включая центры инжиниринга, а также некоммерческих институтов развития, таких как технопарки, центры трансферта технологий, особые экономические зоны и бизнесинкубаторы. В госкорпорацию поступило около 10 инфраструктурных проектов. В настоящее время корпорация разрабатывает концепцию создания сети инфраструктурных научно-технологических наноцентров для обеспечения бизнес-процессов в разных секторах нанотехнологической индустрии. При этом еще в конце 2008 г. руководством «Роснано» и МГУ им. М.В. Ломоносова была достигнута договоренность о создании Центра нанотехнологий, на базе которого будут вестись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, осуществляться пилотное производство.

В декабре 2008 г. наблюдательный совет «Роснано» утвердил проект по созданию первого закрытого паевого фонда венчурных инвестиций. По итогам отбора среди российских бизнес-школ партнером корпорации стала Московская школа управления «Сколково», которая привлечет в паевой фонд средства соинвесторов в размере 1 млрд. руб. Общий объем фонда составит 2 млрд. руб. Управляющей компанией фонда станет УК «Тройка Диалог».

Госкорпорация планирует осуществить запуск нескольких образовательных проектов, направленных в первую очередь на подготовку и переподготовку специалистов, не-обходимых для реализации инвестиционных проектов в сфере нанотехнологий, которые «Роснано» финансирует или планирует финансировать9. Уже поступили заявки нескольких ведущих вузов страны на реализацию пилотных проектов, один из которых был утвержден наблюдательным советом в конце сентября 2008 г. Проект будет реализован совместно с Московским институтом стали и сплавов и Московским физико-техническим институтом. Бюджет проекта составит 13,1 млн. руб., из которых средства «Роснано» – 11,2 млн. руб.

Госкорпорация предпринимает значительные усилия для развития системы связей и популяризации своей деятельности, в том числе на международном уровне. За прошедший период заключены соглашения о сотрудничестве с рядом федеральных органов власти, региональных администраций, российских (включая ГК «Росатом») и зарубежных компаний, научных центров (РНЦ «Курчатовский институт»), вузов (МГУ им. М.В. Ломоносова), а также с Российской академией наук. Важной вехой в деятельности корпорации стали организация и проведение в декабре 2008 г. представительного международного форума по нанотехнологиям10, в работе которого приняло участие свыше 7 тыс. человек.

В целом за прошедший период деятельность госкорпорации была в значительной степени связана с подготовкой к непосредственному осуществлению функций по поддержке развития наноиндустрии (вопросы изучения и анализа ситуации на рынках, разработки стратегии своей деятельности, определения принципов и процедур поддержки проектов, развития партнерских связей, популяризации своей деятельности), тогда как собственно реализация проектов началась спустя почти год после создания корпорации. В дальнейшем с учетом достаточно четкой регламентации деятельности госкорпорации, проведенной отработки процедур отбора проектов в пилотном режиме можно ожидать активизации и расширения масштабов деятельности корпорации по поиску и отбору инновационных проектов в области наноиндустрии11.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Данная госкорпорация начала практическую деятельность по предоставлению ресурсов спустя примерно полгода с момента своего официального создания. Тем не менее еще в конце 2007 г. – начале 2008 г. был принят ряд документов, касающихся практической деятельности госкорпорации и порядка ее взаимодействия с регионами.

Первая заявка на предоставление финансовой поддержки была одобрена правлением госкорпорации в феврале 2008 г. Однако уже к концу июля число одобренных заявок достигло 60. Параллельно развивалась деятельность по информированию региональных властей о процедурах взаимодействия с фондом, о порядке расходования выделяемых средств и т.п. Кроме того, госкорпорация начала проводить проверки в отношении порядка освоения предоставляемых ресурсов. В настоящее время такие проверки проводятся регулярно.

Принятыми в декабре 2008 г. поправками в Закон о госкорпорации12 фонду было предоставлено право до конца 2009 г. оказывать субъектам Российской Федерации финансовую поддержку за счет своих средств в размере 50 млрд. руб. на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. И уже спустя 10 дней руководство фонда одобрило первые заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств корпорации для расселения аварийного жилищного фонда.

К настоящему моменту одобрены заявки и предоставляется финансовая поддержка примерно 80 субъектам РФ, причем у ряда регионов удовлетворены несколько заявок. В 2008 г., по данным фонда, в рамках долевого финансирования региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья в региональные и муниципальные бюджеты корпорацией было перечислено 45,7 млрд. руб. Из этой суммы 35,7 млрд. руб. было направлено на софинансирование капитального ремонта и почти 10 млрд. руб. на софинансирование переселения граждан из аварийного жилья. Объем регионального софинансирования соответствующих программ составил около 27,5 млрд. руб.13.

Также отметим, что госкорпорацией заключены соглашения о взаимодействии с рядом федеральных органов власти, призванные способствовать ее деятельности. В конце 2008 г. Фонд содействия реформированию ЖКХ был в определенной мере привлечен к реализации антикризисных мер: разместил на депозитах 11 банков средства в размере 35 млрд. руб. сроком на полгода на особых условиях, в соответствии с которыми банки обязались предоставить кредиты российским компаниям, осуществляющим деятельность в сфере жилищного строительства, ОПК, сельского хозяйства, автомобилестроения, сельхозмашиностроения, авиаперевозок, электронной промышленности либо металлургической промышленности в объеме не менее 50% суммы размещенного депозита.

По мнению Института исследования переходного периода14, порядок и процедуры функционирования госкорпорации к настоящему моменту достаточно отработаны, фонд осуществляет деятельность в «штатном» режиме, принимает участие в реализации антикризисных мер, несмотря на значительный объем используемых для этих целей средств (около 7% капитала, внесенного в корпорацию государством), едва ли существенным образом влияет на выполнение фондом профильных функций. Поэтому риски, связанные с дальнейшим развитием деятельности корпорации, представляются нам относительно низкими.

 

1 Подробно о создании государственных корпораций в 2007 г., об основных предпосылках и особенностях данного процесса, ключевых характеристиках созданных структур см., например: Симачев Ю., Кузык М. Создание государственных корпораций как значимый инструмент институциональной политики в 2007 г. / Российская экономика в 2007 г. Тенденции и перспективы. (Вып. 29). М.: ИЭПП, 2008. С. 505–534.

2 По данным института исследования переходного периода. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. – С. 655.

3 Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 июля 2007 г. № 1007-р.

4 Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской

Федерации».

5 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 103, 104.

6 Заметим, что в начале февраля 2009 г. Внешэкономбанк приостановил прием заявок на рефинансирование долгов компаний. http:// www.veb.ru/ru/about/press/news/index.php?id32=5036

7 Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 1665-р.

8 Документ утвержден наблюдательным советом «Роснано» 29 мая 2008 г. 470

9 http://www.rosnano.ru/Publication.aspx?PublicationId=860

10 О высоком статусе данного мероприятия свидетельствует уже хотя бы тот факт, что его проведение одобрено Распоряжением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. № 1169-р.

11 По оценкам руководства госкорпорации, она начнет работать «на полную мощность» с середины 2009 г., когда ежемесячно будет рассматриваться 5–6 проектов с финансированием около 1 млрд. руб.. http://www.rusnano.com/Rubric.aspx?RubricId=494

12 Федеральный закон от 1 декабря 2008 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

13 http://www.fondgkh.ru/news/27931.html472

14 Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. – С. 655.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2009)