- Морские вести России

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Транспортное дело России №03 (2009)

Забелина С.А., соискатель ФГУП «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия»

Комплекс негативных тенденций в отечественной экономике, вызванный глобальным экономическим кризисом и демографической ситуацией в Российской Федерации, существенно осложняет условия функционирования негосударственных высших учебных заведений (вузов). Эффективным инструментом инвестиционной деятельности, играющим ключевую роль в ее осуществлении, являются инвестиционные программы.

 

Ключевые слова: инвестиционная программа, высшее учебное заведение, инвестиционная деятельность, сценарий.

 

TECHNIQUE OF FORMATION OF THE INVESTMENT PROGRAM OF DEVELOPMENT OF NOT STATE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Zabelina S., FSUO «the Russian scientific and technical centre of the information on standardization, metrology and a conformity estimation», Competitor

The complex of negative tendencies in the domestic economy, caused by a global economic crisis and a demographic situation in the Russian Federation, essentially complicates operating conditions of not state higher educational establishments (high schools). The effective instrument of investment activity playing a key role in its realisation, investment programs are.

 

Key words: the investment program, higher educational establishment, investment activity, the scenario.

 

В современной экономической науке имеется достаточно большое количество трактовок данного понятия. Так, согласно Ожегову С.И. программа (от греч. programma – объявление, предписание) – план деятельности, работ [1]. Лопатников Л.И. полагает, что программа представляет собой комплекс взаимосвязанных хозяйственных и иных мероприятий [2]. Расширенную трактовку данного понятия с учетом целевой направленности и комплексности предлагают авторы Большого экономического словаря, которые считают, что целевая комплексная программа – это система взаимосвязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы [3]. Однако, несмотря на различия в имеющихся подходах, все без исключения авторы единодушны в своем мнении о программе как некоторой совокупности мероприятий, действий, имеющей плановый характер.

Исходя из сущности управления инвестиционной деятельностью под инвестиционной программой будем понимать систему взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой по содержанию, срокам, инвестиционным ресурсам и месту проведения мероприятий, действий по достижению негосударственным вузом нового качественного состояния, обеспечивающего более широкий диапазон и качество образовательных и социальных услуг, непосредственно удовлетворяющих потребности обучаемых в профессиональной подготовке по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, всемерном развитии человеческого потенциала.

В настоящее время общепризнанным является мнение о том, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом развития негосударственного вуза, поскольку ставит распределение инвестиционных ресурсов в зависимость от практических результатов их использования в рамках стратегических приоритетов его развития. Чтобы инвестиционная программа по развитию негосударственного высшего учебного заведения не стала набором разрозненных мероприятий, она должна отвечать следующим требованиям:

-         соответствовать по целям своей реализации (как отдельных инвестиционных проектов, так и всей программы в целом) спросу на рынке труда;

-         согласовывать все расходы, необходимые для достижения поставленной цели (например, расходы на обеспечение текущего финансирования негосударственного вуза);

-         предусматривать оказание только тех образовательных и социальных услуг, которые действительно необходимы для достижения программной цели;

-         содержать указание на конкретные сроки осуществления организационных, финансовых, нормативно-правовых мероприятий;

-         обеспечивать координацию действий всех вовлеченных в реализацию программы структурных подразделений негосударственного вуза, а также подрядных организаций в случае их наличия;

-         устанавливать целевые значения реализации программы в динамике по отчетным периодам;

-         не дублировать образовательные и социальные услуги, предусмотренные в различных инвестиционных проектах [4].

Следует отметить, что инвестиционная программа развития каждого негосударственного вуза имеет уникальный характер, поскольку все негосударственные вузы существенно различаются по степени диверсификации, новаторства своего высшего менеджмента, объему располагаемых инвестиционных ресурсов и т.д. Следовательно, разработать «типовую» инвестиционную программу не представляется возможным. В этой связи необходима разработка методики формирования инвестиционной программы развития негосударственного вуза, более адекватной сущности инвестиционной деятельности и адаптированной к современным экономическим реалиям.

Анализ показывает, что в подавляющем большинстве исследований, посвященных инвестиционной деятельности в рамках негосударственных высших учебных заведений, авторы акцентируют свое внимание исключительно на предоставлении образовательных услуг, что объясняется, по нашему мнению, тем, что они являются основным источником финансирования негосударственного вуза [5]. Не подвергая сомнению платный характер образовательных услуг и их определяющую роль в обеспечении функционирования негосударственного вуза как организации, автор вместе с тем полагает, что подобный подход суживает понятие образования как такового, поскольку в его легальной трактовке оно представляет собой «…целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…», причем воспитательная функция ставится на первое место [6]. Исходя из этого, мы полагаем, что предоставление помимо образовательных также и социальных услуг должно быть неотъемлемой составной частью всей деятельности негосударственного вуза (и инвестиционной деятельности по его развитию в том числе), поскольку, с одной стороны, в значительной части случаев именно их предоставление играет ведущую роль в реализации воспитательной функции образования, а, с другой стороны, именно они во многом способствуют росту популярности имиджа высшего учебного заведения, привлекающему в его ряды дополнительное количество обучаемых. И это не говоря о том, что ряд инвестиционных проектов, обеспечивающих предоставление социальных услуг, вполне способен быть безубыточным и даже приносить прибыль (например, строительство общежития для студентов, аспирантов и докторантов и др.).

Исходя из вышеизложенного, автор полагает, что методика формирования инвестиционной программы развития негосударственного вуза в современных условиях должна иметь комплексный характер и может быть представлена в виде ряда этапов (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Алгоритм методики формирования инвестиционной программы развития негосударственного вуза

 

Необходимо отметить, что данная методика не предполагает жесткой последовательности указанных этапов, в ряде случаев для сокращения времени некоторые из них (например, этапы 2 и 3) могут осуществляться параллельно.

1 этап – организационный. В ходе данного этапа производится определение общего и персонального состава рабочей группы по разработке инвестиционной программы, определение полномочий и обязанностей каждого ее члена и их юридическое закрепление, уточнение системы взаимодействия, определение сроков и ресурсов, необходимых для деятельности рабочей группы, и их выделение, а также решаются другие организационные вопросы.

2 этап – аналитический, в процессе которого осуществляется анализ состояния инвестиционной деятельности по развитию негосударственного вуза в предшествующем периоде и степень завершенности начатых ранее инвестиционных проектов и инвестиционной программы в целом. В общем случае этап состоит из четырех стадий:

-         на первой стадии исследуется динамика общего объема инвестирования в развитие негосударственного вуза;

-         на второй стадии анализа рассматривается степень реализации отдельных инвестиционных проектов и инвестиционной программы в целом, уровень освоения инвестиционных ресурсов, выделенных на развитие негосударственного вуза;

-         на третьей стадии определяется уровень завершенности начатых ранее инвестиционных проектов по развитию негосударственного вуза, уточняется необходимый объем инвестиционных ресурсов для полного их завершения;

-         на четвертой стадии исследуется уровень эффективности завершенных инвестиционных проектов (его соответствие установленным критериям), определяются проблемы и «узкие места» в осуществлении инвестиционной деятельности по развитию негосударственного вуза в предшествующем периоде.

3 этап – информационно-аналитический. На данном этапе осуществляется сбор и уточнение всей необходимой исходной информации для формирования инвестиционных проектов развития негосударственного вуза. Проводимые в рамках данного этапа информационно-аналитические исследования должны быть специальными и ориентированными на конкретные проблемы.

Следует отметить, что этапы 1 – 3 являются классическими и в той или иной степени присутствуют во всех без исключения вариантах методик формирования инвестиционной программы [4].

4 этап – прогнозно-аналитический. На данном этапе производится стратегический анализ инвестиционных аспектов развития негосударственного вуза. Данный анализ служит основой для формирования инвестиционной программы, в наибольшей степени учитывающей открывающиеся возможности во внешней среде, адекватно реагирующей на возникающие угрозы, наиболее полно использующей внутренний потенциал негосударственного высшего учебного заведения.

Проведение стратегического анализа инвестиционных аспектов развития негосударственного вуза представляет собой сложную задачу ввиду сложности, динамичности и неопределенности воздействия определяющих ее состояние факторов. Для его проведения автором предлагается использовать метод сценариев [7]. Сценарий – это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов, с определенной вероятностью ведущих к прогнозируемому конечному состоянию (образу организации в будущем).

Существует несколько подходов к разработке сценариев, но все они предполагают три общих положения.

1. Точная оценка настоящей стратегической ситуации.

Для воздействующих факторов с неопределенными тенденциями развития должны быть выполнены специальные прогнозы и сделаны рациональные предложения экспертов.

Должно быть разработано множество альтернативных «сценариев будущего», представляющих собой определенную логическую картину. При этом должно соблюдаться обязательное условие – альтернативные сценарии не должны содержать противоречий, т.е. взаимоисключающих шагов и событий.

Общий сценарий динамики изменения инвестиционных аспектов развития негосударственного вуза складывается из комбинации четырех основных элементов:

-         сценариев развития потребителей образовательных и социальных услуг;

-         сценариев развития производителей (поставщиков) продукции и услуг, обеспечивающих функционирование негосударственного вуза;

-         сценариев функционирования внутренней среды негосударственного вуза;

-         сценариев развития внешней (экономической) среды негосударственного вуза.

Сценарии развития потребителей определяются показателями платежеспособного спроса на образовательные и социальные услуги (как в целом, так и по каждой образовательной программе), т.е. характеризуются объемами потребления данных услуг и ценами на нее.

Сценарии развития поставщиков продукции и услуг, обеспечивающих функционирование негосударственного вуза, определяют уровень арендной платы за пользование зданиями и сооружениями, уровень цен на электроэнергию, отопление, услуги почтовой и телеграфной связи, провайдерами сети Интернет и т.д. и наиболее вероятные пределы их изменения. Возможные цены на продукцию и услуги, обеспечивающие функционирование негосударственного вуза, определяют себестоимость производства образовательных и социальных услуг, а, следовательно, его прибыль и рентабельность.

Сценарии функционирования внутренней среды негосударственного вуза определяются количеством и техническими параметрами имеющейся у него материально-технической базы, численностью и уровнем квалификации персонала, уровнем организации и управления и характеризуют, прежде всего, его возможности по производству образовательных и социальных услуг.

Последняя составляющая общего сценария динамики изменения инвестиционных аспектов развития характеризует условия макросреды, в которой негосударственный вуз осуществляет свою экономическую деятельность. Факторами, детерминирующими эти сценарии, являются общий уровень инфляции в стране и возможная динамика ее развития, налоговая политика и т.д. Эти и другие факторы оказывают существенное влияние на себестоимость образовательных и социальных услуг, а в совокупности с их ценой и на уровень рентабельности.

Основой для формирования общих сценариев динамики изменения инвестиционных аспектов развития негосударственного вуза является анализ и прогноз конъюнктуры рынка образовательных услуг и условий ведения образовательной деятельности, оценка перспектив развития потребителей образовательных и социальных услуг и поставщиков продукции и услуг, обеспечивающих функционирование негосударственного вуза, анализ функционирования и совершенствования внутренней среды негосударственного вуза и изменения рентабельности производства как отдельных видов образовательных и социальных услуг, так и по всему учреждению в целом.

Оптимальным, по мнению автора, является использование трех альтернативных видов сценариев динамики изменения инвестиционных аспектов развития негосударственного вуза: пессимистического, базового (наиболее вероятного) и оптимистического, что позволяет существенно уменьшить трудоемкость формирования и оценки инвестиционной программы. Однако при необходимости могут рассматриваться и различные промежуточные сценарии.

Перед началом построения сценариев расчетным или экспертным путем строятся гистограммы распределения значений каждого фактора (спроса на предоставляемые услуги, цены различных видов услуг и др.). Полученные пессимистические, базовые и оптимистические значения факторов используются для построения элементов общих сценариев динамики инвестиционных аспектов развития. Экспертно задавая границы областей изменения элементов сценариев, для каждого диапазона можно определить средние значения рассматриваемых показателей (математические ожидания) и вероятности их достижения. Полученные таким образом сценарии развития потребителей образовательных и социальных услуг, производителей (поставщиков) продукции и услуг, обеспечивающих функционирование негосударственного вуза, его внутренней и внешней среды являются основой для построения общих сценариев динамики изменения инвестиционных аспектов развития предприятия.

Дальнейшее исследование целесообразно проводить с использованием математического аппарата теории графов. Введем следующие обозначения:

- s – вид сценария (s = 1 для пессимистического, s = 2 для базового и s = 3 для оптимистического);

-Sjs – сценарий развития потребителей образовательных и социальных услуг;

- Sis – сценарий развития производителей (поставщиков) продукции и услуг, обеспечивающих функционирование негосударственного вуза;

- Sps – сценарий функционирования внутренней среды негонегосударственного вуза;

- Srs – сценарий развития внешней (экономической) среды негосударственного вуза.

Тогда варианты возможной динамики изменений инвестиционных аспектов развития негосударственного вуза можно представить в виде четырехуровнего графа S, вершинами которого являются элементы общего сценария динамики изменений инвестиционных аспектов развития негосударственного вуза, т.е.

S є Sjs Sis Sps Srs .

После этого определяются взаимосвязи сценариев uji , uip , upr , которые представляют собой множество ребер U графа S.

Взаимосвязь всех сценариев Sjs, Sis, Sps, Srs дает полный граф, представленный на рис. 2 и характеризующий возможные сценарии динамики изменения инвестиционных аспектов развития негосударственного вуза.

 

Рис. 2. Граф взаимосвязи сценариев

 

Далее экспертным путем определяются вероятности наступления сценариев развития образовательных и социальных услуг – Qjs, производителей (поставщиков) продукции и услуг, обеспечивающих функционирование негосударственного вуза – Qis, функционирования внутренней среды негосударственного вуза – Qps, внешней среды негосударственного вуза – Qrs.

На завершающем этапе формирования общих сценариев динамики изменения инвестиционных аспектов развития негосударственного вуза определяются вероятности реализации каждого из них по формуле:

PS = Qjs × Qis × Qps × Qrs .

Полученные общие динамики изменения инвестиционных аспектов развития негосударственного вуза служат основой для формирования вариантов инвестиционной программы негосударственного вуза, а вероятности их наступления – для оценки сформированных вариантов. Для сокращения трудоемкости решения задачи маловероятные сценарии (т.е. сценарии, общая вероятность которых ниже определенного порогового значения) следует исключить из рассмотрения.

5 этап – этап разработки конкретных инвестиционных проектов развития негосударственного вуза, сгруппированных по двум основаниям:

-         инвестиционные проекты, предполагающие получение прибыли по результатам своей реализации (в том числе и с получением социального эффекта);

-         инвестиционные проекты, предполагающие получение только социального эффекта.

Подготовка данных инвестиционных проектов в случае обоснования крупномасштабных инвестиций требует их технико-экономического обоснования. В процессе данного этапа осуществляется отбор инвестиционных проектов, наиболее полно обеспечивающих развитие негосударственного вуза, рассматриваются возможности приобретения отдельных активов, проводится тщательная экспертиза инвестиционных проектов развития негосударственных вузов, формируется множество допустимых (т.е. пригодных к реализации) инвестиционных проектов.

6 этап – обоснование для каждой из обеих групп инвестиционных проектов системы критериев и показателей эффективности инвестиционной программы (подпрограммы) развития негосударственного вуза.

7 этап – оценка собственных инвестиционных ресурсов негосударственного вуза, а также возможности и приемлемости их привлечения со стороны других организаций (финансовых институтов, спонсоров и т.д.). При этом определяется общий объем инвестиционных ресурсов, а также объемы по отдельным периодам инвестирования (как правило, годам). На данном этапе осуществляется также определение общих объемов финансирования и объемов финансирования по годам применительно к обеим группам инвестиционных проектов, сформированных в результате реализации этапа 5.

8 этап – этап оптимизации инвестиционных проектов. На данном этапе с помощью экономико-математического моделирования для обеих групп инвестиционных проектов осуществляется формирование двух оптимальных инвестиционных подпрограмм развития негосударственного вуза по критериям экономической и целевой эффективности.

9 этап – этап формирования инвестиционной программы развития негосударственного вуза. На основе объединения оптимальных подпрограмм осуществляется формирование предварительного варианта инвестиционной программы развития негосударственного вуза, который после его обсуждения и утверждения приобретает окончательный характер.

 

Литература:

1.        Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 21-е изд, перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1989.

2.        Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. – М., 2003.

3.        Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – 7-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2008.

4.        Мазелис Л.С. Совершенствование управления инвестиционной деятельностью по развитию социальной сферы региона на современном этапе: Монография. – М.: МАКС-ПРЕСС, 2008.

5.        Петрова С.Б. Формирование системы стратегического управления инвестиционной деятельностью в негосударственном вузе: Дисс. канд. экон. наук. – М.: МЭИ (ТУ), 2008.

6.        Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 30. – Ст. 1797.

7.        Малиновская Е.В. Формирование производственной программы промышленного предприятия в условиях динамичной конкурентной среды: Дисс. канд. экон. наук. – М., 2006.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №03 (2009)