ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Транспортное дело России №02 (2009)Туфетулов А.М., докторант Института экономики и социальных отношений
В статье показано, что в Республике Татарстан проведение трансформации экономической структуры, направленной на достижение нефтехимическим комплексом нового технологического уровня, возможно только при определенных инновационных предпосылок.
Ключевые слова: интеграционные процессы, регион, промышленность.
INNOVATIVE PRECONDITIONS OF INTEGRATION PROCESSES OF TRANSFORMATION OF ECONOMIC STRUCTURE OF REGIONAL ECONOMY
Tufetulov A., The doktorant of Institute of economy and social relations
In article it is shown that in Tatarstan Republic carrying out of transformation of the economic structure directed on achievement by a petrochemical complex of new technological level, is possible only at certain innovative preconditions.
Key words: Integration processes, Region, The industry
В настоящее время для Республики Татарстан можно отметить, что проведение трансформации экономической структуры, направленной на достижение нефтехимическим комплексом нового технологического уровня, возможно только при определенных инновационных предпосылок, важнейшими из которых являются:
- наличие эффективных собственников, заинтересованных в развитии и продолжении нормального функционирования комплекса;
- развитая банковская система, способная предоставить инвестиционные ресурсы для проведения в полном объеме запланированной отраслевой реструктуризации;
- фондовый рынок, способный создать условия для притока инвестиционных ресурсов в комплекс и перехода прав собственности от неэффективных к эффективным собственникам;
- поддержка преобразований со стороны региональных и федеральных органов власти, направленная на повышение эффективности функционирования региональной экономики.
В современных условиях интеграционный процесс оказывает непосредственное влияние на уровень экономической самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов. В настоящее время хозяйствующие субъекты сами разрабатывают план производства, исходя из потребностей отраслей экономики и населения региона.
Для повышения качества институциональной инфраструктуры одновременно с реконструкцией и перевооружением производственных мощностей должны быть разработаны все возможные варианты строительства новых объектов, которые могут войти в состав имеющихся в рамках интеграционного процесса. При прогнозировании проведения трансформации экономической структуры региональной экономики необходимо осуществлять постоянную и комплексную оценку структурных сдвигов в развитии отраслей экономики региона и сопредельных территорий, являющихся крупными потребителями продукции. То есть, для проведения трансформации экономической структуры требуются определенные капитальные вложения (инвестиционные ресурсы). Поэтому, исходя из возможных вариантов развития, необходимо определить объем ресурсного обеспечения для реализации каждого из них. Изложенные выше предпосылки позволяют нам определить последовательность шагов к выбору направлений и к оценке эффективности трансформации экономической структуры региональной экономики, которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1 – Выбор направлений проведения трансформации экономической структуры региональной экономики и оценка ее эффективности для всех заинтересованных сторон
Первый шаг. Оценка экономической структуры, выявление внутрипроизводственных резервов региональной экономики, и возможность мобилизации финансовых ресурсов для проведения трансформации ее экономической структуры. Для определения приоритетов и направлений проведения трансформации экономической структуры необходимо проанализировать влияние на экономику факторов внешней и внутренней среды.
Второй шаг. Проводится анализ влияния внешних и внутренних факторов на развитие экономики региона и условия проведения трансформации экономической структуры. Разнообразие данных факторов требует проведения некоторой градации, своеобразного отсева (деления) их на две группы:
1) имеющие определяющее значение и поддающиеся достоверному прогнозу развития и действия. Они имеют определяющее значение для интеграционного процесса в масштабах региональной экономики;
2) имеющие менее предсказуемый характер. Они являются ограничениями прогнозной модели, их можно использовать как факторы «потенциального риска» и разрабатывать различные сценарии трансформации.
Третий шаг. Разработка вариантов трансформации экономической структуры региональной экономики. С учетом оценки влияния внешних и внутренних факторов и возможностей реализации интеграционного процесса разрабатываются сценарии (от оптимистического до пессимистического) трансформации экономической структуры с целью последующего выбора одного из них с учетом сложившейся конъюнктуры рынка, ожидаемых результатов, целей более высокого уровня и имеющихся ресурсов.
Четвертый шаг. Согласование целей, задач и результатов участников интеграционного процесса при трансформации экономической структуры региональной экономики. Согласование нужно для соблюдения паритета ценностей, ресурсов и результатов между всеми участниками интеграционного процесса: региональной администраций (промышленная, бюджетная и экономическая безопасность), населением региона (социальные гарантии), предпринимателями и бизнесменами (производственные и финансовые интересы), а также (в случае ее наличия) системы более высокого уровня (государства).
Пятый шаг. После разработки вариантов трансформации экономической структуры и согласования интересов участников фиксируется окончательный вариант (сценарий) трансформации экономической структуры региональной экономики, устраивающий все заинтересованные стороны и учитывающий большинство поддающихся прогнозируемых факторов, в том числе, цели более высокого уровня.
Шестой шаг. Оценка эффективности выбранного варианта (сценария) трансформации экономической структуры региональной экономики должна строиться на критериях обеспечения экономической и социальной безопасности, финансовой обеспеченности, повышения качества институциональной инфраструктуры. Обеспечение экономической и социальной безопасности является приоритетной задачей интеграционного процесса и является одним из главных критериев эффективности трансформации экономической структуры. Эффективность данной трансформации оценивается на основании соответствующих критериев, позволяющих количественно оценить темп роста экономического потенциала региональной экономики и обеспечения сбалансированного развития его субъектов и сфер деятельности.
Седьмой шаг. На основе выбранного варианта (сценария) трансформации и прогнозной оценки эффективности данного варианта проводится разработка региональной программы, в которой учитываются имеющиеся технологии, производственный потенциал, внутренние резервы экономики для достижения прогнозных результатов. Программа указывает на возможные «узкие места» в региональной экономической структуре. Анализ программы дает возможность корректировки выбранного сценария трансформации экономической структуры в части, касающейся непосредственно интеграции.
Восьмой шаг. Помимо оценки выбранного сценария необходимо учитывать наличие имеющихся и возможность привлечения дополнительных ресурсов для реализации интеграционного процесса при трансформации экономической структуры экономики.
Девятый шаг. Переход к данному шагу обусловлен вероятной невозможностью проведения эффективной трансформации экономической структуры региональной экономики по выбранному направлению ввиду ограниченности какого-либо ресурса. В этом случае рассматривается возможность либо привлечения ресурсов со стороны, либо дополнительного изыскания ресурсов внутри региона. Невозможность получения того и другого приводит к необходимости возврата к четвертому шагу. Такая ситуация не свидетельствует об отказе от выбранного сценария, а о возможном продлении срока достижения каких-либо прогнозных показателей, пересмотра приоритетов трансформации, корректировке целей участников для снижения влияния ограничивающих факторов.
Десятый шаг. Если имеющиеся ресурсы достаточны или возможно получение недостающих ресурсов, а выбранный вариант трансформации экономической структуры устраивает заинтересованные стороны и обеспечивает в прогнозном периоде достижение всех критериев эффективности и производственных показателей, можно переходить к проведению трансформации экономической структуры региональной экономики, с условием постоянного мониторинга влияния изменения внешних и внутренних факторов, требующих корректировки вариантов (направлений) и критериев эффективности.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №02 (2009) |