- Морские вести России

КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Транспортное дело России №02 (2009)

Усманова Т.Х., докторант Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

В настоящее время существует множество концепций и теорий, которые рекомендуются для проведения финансового анализа, контроля экономических отношений предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Учитывая существенную трансформацию роли частного сектора в экономическом развитии, можно утверждать, что повышается важность проблемы корпоративного управления.

 

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, консолидированная отчетность, бухгалтерский учет

 

THE CONSOLIDATED REPORTING AS THE FORM OF THE CONTROL OF ECONOMIC RELATIONS IN SYSTEM OF HOUSING-AND-MUNICIPAL COMPLEX

Usmanova T., The doktorant of Finance Academy under the Government of the Russian Federation

Now there are a lot of concepts and theories which are recommended for carrying out of the financial analysis, the control of economic relations of the enterprises of housing-and-municipal complex. Considering transformation of a role of a private sector in economic development, it is possible to assert that importance of a problem of a corporate governance raises.

 

Key words: Housing and communal services, The consolidated reporting, Book keeping.

 

В силу преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в условиях перехода экономики на рельсы частного сектора совершенно очевиден тот факт, что необходимо развивать корпоративное управление, которое будет способствовать привлечению инвестиций и эффективно управлять компаниями. Макроэкономический характер корпоративного управления проявляется в монополии на средства производства. Инфраструктура отрасли ЖКХ - это всенародное достояние. Желание демонополизации отрасли приводит к негативным результатам и еще большему усугублению проблем учета и контроля за финансовыми потоками ЖКХ.

Одной из важнейших проблем бухгалтерского учета в отрасли ЖКХ является разработка научно обоснованного подхода к построению консолидированной отчетности. В силу того, что План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный Минфином России, является типовым для организаций всех организационно-правовых форм и отраслей, а также содержит большое количество альтернативных вариантов учета по многим объектам и направлениям, управляющим компаниям ЖКХ целесообразно использовать рабочий план счетов на основе типового Плана счетов.

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» при принятии учетной политики предприятия ЖКХ должны утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Однако структура ЖКХ при государственном регулировании относится к многоступенчатой форме, как управления, так и бухгалтерского учета, анализа и контроля. Данный специфический фактор в настоящее время сохранен только в части управления. Управление отраслью и регулирование тарифов осуществляется на уровне местного самоуправления, а бухгалтерский учет не отражает фактического положения дел, для анализа отсутствует прозрачная система как доходной, так и расходной части.

В условиях несовершенства бухгалтерского учета и отчетности требуются кардинальные изменения. Эффективным инструментом в достижении прозрачности финансовой отчетности является корпоративное управление на уровне органа местного самоуправления и консолидированная отчетность по всем системам ЖКХ.

Цели бухгалтерского учета системы ЖКХ заключаются в обеспечении целостности и единства учета организации. Целостность учета достигается только в условиях, когда бухгалтерский учет в консолидированном виде показывает прозрачность проводимых экономико-хозяйственных процессов. Единство учета возможно только в том случае, если все предприятия ЖКХ применяют единые счета для отражения выручки от основной деятельности и прочих доходов. Соответственно кроме доходов в учетной политике предприятий необходимо отразить единую классификацию расходов. Следующий шаг консолидации – построение рабочего плана счетов. Отрасль ЖКХ – специфическая, и прозрачность учета требует определения уровней единых счетов, субсчетов, т.е. должен просматриваться вертикальный разрез информационной системы учета. Разграничение синтетических и аналитических счетов, субсчетов, единых для всей структуры отрасли, обеспечит качественную консолидацию отчетности.

Дальнейшие требования по консолидации отчетности – это составление перечня счетов, подлежащих включению в рабочий план общей системы предприятий, их систематизация, вариантность в соответствии с целями бухгалтерского учета.

Для соответствия бухгалтерскому учету определяется совокупность счетов и субсчетов. Таким образом, совокупность счетов образует один уровень синтетического или аналитического учета. Далее выделяются следующие уровни элементов кругооборота средств с более низким порядком бухгалтерских счетов. Построение иерархии счетов для единой системы по пути консолидированной отчетности позволяет укрепить сопоставимость информационной базы.

Дальнейшие преобразования подразумевают доведение составленного перечня счетов до уровня требований, предъявляемых к рабочему плану счетов предприятий. В процессе оформления и описания этот перечень приобретает те характеристики, которые отличают рабочий план счетов от номенклатуры счетов. Окончательный этап обеспечивает однозначное экономическое понимание разработанного рабочего плана счетов по всем специализированным предприятиям отрасли и каждого его элемента, а также описание горизонтальных взаимосвязей между отдельными счетами. Разработанные рабочие планы счетов для составления консолидированной отчетности могут строиться по-разному и включать различный перечень счетов в зависимости от принятой методики отражения данных на счетах и формирования, сопоставления обобщающих показателей в системе бухгалтерского учета.

Для составления консолидированной отчетности целесообразно соединить основные достоинства матричного и иерархического планов счетов на основе действующего в настоящее время Плана счетов. А, внеся соответствующие изменения, строить рабочие планы для отдельных хозяйствующих субъектов в зависимости от отраслевой принадлежности ЖКХ и специфики деятельности. Экономическое содержание хозяйственных процессов и удобство использования рабочего плана счетов – начало успешного учета, анализа и аудита.

Простота практического рабочего плана счетов, сопоставимость учетной и аналитической информации, использование данных пользователями отчетности позволят данным консолидированной отчетности достичь максимального эффекта. Необходимость объединения одного аналитического счета для соответствующего синтетического учета и приведение нескольких аналогичных аналитических систем к одному синтетическому счету требуют квалифицированного подхода персонала к выполнению задания. Ожидаемый эффект от данной операции позволит существенно улучшить информационную базу системы счетов и обеспечит глубокий и эффективный анализ информации в интересах корпоративного управления отраслью. Корпоративное управление во всем мире показало себя наиболее эффективным направлением.

Компьютерная техника, высокие технологии учета и анализа в настоящее время позволяют быстро и качественно применять новые конфигурации хозяйственной деятельности.

Современные информационные системы рационально облегчат труд экономической службы при составлении консолидированной отчетности в рамках отрасли. Однако на пути консолидации имеется множество преград гражданско-правового характера. Функции управления корпорацией ЖКХ требуют обобщения информации, модификации учетных данных, консолидации для принятия оптимального управленческого решения. Необходимая унификация информационной базы, решение проблемы переработки большого объема данных и содержания единого рабочего плана счетов позволяют провести анализ на всех уровнях обработки бухгалтерской информации. В настоящее время действующие в России порядок и содержание планов счетов показывают, что предприятия могут устанавливать перечень аналитических счетов и субсчетов, а также синтетических счетов только по согласованию с органом, регулирующим тарифы.

Цели руководства в корпоративном управлении могут предопределять синтетические счета эффективного использования.

Единым может быть рабочий план счетов для организаций похожих отраслей, которые в максимально возможной степени отвечают конкретным условиям, в которых эта организация работает. Построение рабочих планов счетов предприятий ЖКХ подразумевает сочетание методологического единства учета во всем хозяйстве и полной самостоятельности предприятий в управляемой организации. Объединенное централизованное начало в этом случае обеспечивает лишь экономически обоснованное определение структуры и элементов рабочих планов счетов, что является непременным условием сопоставимости и доступности учетной информации, а также формирования макроэкономических показателей развития общехозяйственного комплекса отрасли.

Бухгалтерский учет, анализ и аудит в России в настоящее время имеет тенденцию к сближению с МСФО. Законодательная база национального бухгалтерского учета также приближается к международным стандартам учета. Принятие ПБУ 18/02 поставило в затруднительное положение даже самых опытных бухгалтеров. Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время все еще продолжается трансформация бухгалтерского учета, анализа и аудита, необходимо разработать новую методологию консолидированного учета и отчетности для отрасли ЖКХ. Реформирование должно быть основано также на сближении налогового учета с бухгалтерским, так как параллельный учет доставляет бухгалтерам множество неудобств (например, ПБУ 18/02).

Предприятия ЖКХ в целях сопоставления информации при оформлении хозяйственных операций должны использовать унифицированные формы первичных документов. Цель обобщения и консолидации – формирование достоверного учета и выведение финансового результата отрасли ЖКХ в регулируемом регионе. Компьютеризованное ведение бухгалтерского учета позволяет быстро реагировать на требования налоговой службы, которые имеют тенденцию к регулярным изменениям. Последнее обстоятельство создает дополнительные неудобства, как для ведения, так и для консолидации бухгалтерского учета и, соответственно бухгалтерской отчетности.

Обобщение в консолидированную отчетность системы ЖКХ требует утверждения определенных внутренних правил. В основе консолидации лежит бухгалтерская отчетность Комитета (департамента) ЖКХ и энергетики, а управляющие компании и ЕРКЦ составляют группу консолидации. При этом ЕРКЦ требует к себе особого внимания. Желаемый результат от консолидации – это прозрачность учета, как доходов, так и расходов и возможность сопоставления с платежами населения за полученные жилищно-коммунальные услуги.

В мировой практике существует несколько методов объединения компаний, таких как полная консолидация, долевой метод учета и пропорциональная консолидация. Для отрасли ЖКХ реально подходит метод полной консолидации.

При полной консолидации материнская компания контролирует, или точнее, управляет дочерней. Под контролем (управлением) понимают возможность определять финансовую и хозяйственную политику фирмы с целью получения экономических выгод от ее деятельности.

Полная консолидация – это сведение финансовой отчетности всех компаний группы в одну. Это достигается построчным суммированием соответствующих показателей отчетных форм, т.е. показатели дочерней компании прибавляются к показателям материнской в полной сумме, даже если последней принадлежит менее 100% голосующих акций.

Однако проблема корпоративной отчетности остается открытой и нерешенной. По-прежнему на всех уровнях законодательной и государственной исполнительной власти ведутся споры, свидетельствующие о недовольстве пользователей новыми концепциями отчетности. Требуется новая система показателей, способная достаточно точно прогнозировать успешность бизнеса на долгосрочную перспективу, а точнее, позволяющая определять стадию жизненного цикла тарифов ЖКХ.

Согласно современным концепциям одним из наиболее содержательных показателей, предвещающим долгосрочный финансовый успех отрасли, является мера остаточной прибыли, так называемая экономическая добавленная стоимость. Однако получение прибыли не должно наносить ущерб социальной защите населения, как это происходит в настоящее время в нашей стране. Инвестиционная составляющая, которая увеличивается с применением индексов и надбавок, позволяет увеличивать прибыль в отрасли, но эффективность ее спорна. Поэтому обеспечение формирования добавленной стоимости как основного фактора финансирования воспроизводства – одна из главных составляющих корпорации (МФПГ). Воспроизводство в системе ЖКХ возможно только в условии финансовой прозрачности и направления части инвестиционной составляющей на развитие инфраструктуры ЖКХ, а не на финансовые пирамиды, которые могут иметь место в системе.

Принятая государственная политика отрасли ЖКХ в настоящее время несовершенна. Однако добавленная стоимость создается в результате объединения капиталов и их вложения в определенные механизмы получения предпринимательской прибыли. Политика, направленная на получение прибыли, возможна, но не в условиях обнищания основной массы населения. Поэтому корпорацию (МФПГ) в целом можно рассматривать как совокупность механизмов создания стоимости или совокупность форм приращения вложенных в нее средств, но в более выгодном варианте для развития отрасли ЖКХ в России.

Любая система может быть изменена, она рано или поздно перестает реализовываться тем или иным проектом. Возможно, это зависит от критического уровня накапливаемых в процессе функционирования предприятия управленческих ошибок на разных уровнях власти. Приняв за аксиому цикличность любой деятельности, мы можем допустить, что при прочих равных условиях имеется определенный жизненный цикл, состоящий из следующих фаз: зарождение, рост, зрелость, спад. Система ЖКХ существует столько, сколько живет сам человек. И на каждом этапе своего развития происходят какие-либо созидательные действия. Однако без обновления и строительства нового старое не сохраняется. Справедливое воспроизводство должно быть ровно в таком объеме, какой может себе позволить собственник. Согласно действующему законодательству в России, как и в любом цивилизованном государстве, контроль за воспроизводством осуществляет исполнительная власть. Однако отказ государства от функций контроля за отраслью приводит к отрицательному воспроизводству. Закрытость информации, отсутствие консолидированной отчетности, несоизмеримые с действительностью статистические данные не способствуют эффективному планированию и контролю. Контрольная функция отдана органам местного самоуправления, но методология и институт финансового контроля не определены. Поэтому реформирование отрасли ЖКХ внесло новые коррективы, которые отрицательно сказались на положении потребителей и всей инфраструктуры.

Эффективность создания корпораций и корпоративного управления в новых условиях ведения хозяйственной деятельности позволит регулировать тарифы и проводить контроль за движением финансов. В рамках корпорации как «обновленной организации» в долгосрочном периоде должно происходить их желаемое качественное улучшение. Чтобы корпорация продолжала успешно функционировать, качественно-направленное улучшение должно периодически обновляться своим содержанием, вследствие этого должна изменяться и его стоимость. Организацией и управлением этими процессами занимается орган местного самоуправления. Однако структура местного самоуправления не может отслеживать процессы реформирования оперативно и эффективно контролировать изменение стоимости без консолидированной отчетности.

Реальные направления сопутствующих услуг в системе ЖКХ отличаются рентабельностью. Жилищный фонд требует постоянного обновления и ремонта, поэтому создание товариществ собственников жилья в настоящее время частично решает проблему обновления и контроля за финансовыми потоками. Как правило, только собственник может отстоять свои интересы. Однако в условиях сложных финансовых потоков и более запутанных экономических отношений, при отсутствии информации собственник (потребитель) отдален от управления. Орган местного самоуправления отчасти не заинтересован обнародовать настоящее положение ЖКХ. Финансовый анализ отрасли остается узконаправленным для формальной отчетности. Достоверный финансовый анализ возможен, если будут действовать контрольные рычаги сверху при соответственном правовом регулировании.

Так, система ЖКХ имеет огромный потенциал для привлечения инвестиций. Инвестиционная составляющая в тарифе ЖКХ – подтверждение инвестиционной привлекательности отрасли. Для привлечения инвестиций целесообразен выпуск ценных бумаг (акций), которые может выпустить «обновленная корпорация».

Однако и без консолидированной отчетности в системе бухгалтерского учета существует множество «подводных камней». Приобретая ценные бумаги, принадлежащие корпорации ЖКХ, инвестор финансирует тот или иной проект. Все системы бизнеса в ЖКХ взаимозависимы, и для акционера не важно, за счет какой составляющей предприятие получило прибыль, а за счет какой снизилась добавленная стоимость корпорации. В принципе инвестор не имеет представления о хозяйственной деятельности финансируемой им корпорации. Также инвестор не может прогнозировать прибыль, опираясь лишь на показатели корпоративной отчетности.

При отсутствии жесткого контроля за корпорацией, в условиях спада экономической эффективности крах корпорации неизбежен. Поэтому финансовое планирование при создании корпорации требует учета, нового подхода к материальной, технологической, финансовой, кадровой, управленческой и иной инфраструктуре, выраженной в современных технологиях. Инвестор, в свою очередь, не всегда своевременно способен предчувствовать банкротство и вовремя продать свои акции только ориентируясь на данные консолидированной отчетности корпорации и на обстановку на рынке.

С точки зрения инвестора, для того чтобы принимать обоснованные финансовые решения, необходимо владеть достоверной информацией о регулировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги и результатами финансовой экспертизы отчетности. В условиях вступления России во Всемирную Торговую Организацию требование составлять финансовую отчетность по международным стандартам очень актуально. Информацию о развитии бизнеса необходимо отражать в корпоративной отчетности ЖКХ, включающей финансовые и нефинансовые показатели. Корпоративная отчетность должна позволять определить жизненный цикл хозяйственных операций. Внешний пользователь отчетности в результате анализа должен иметь возможность определить, каким образом активы и пассивы корпорации распределены по отрасли. Как правило, финансовая отчетность как стоимостная оценка бизнеса и его составляющих частей, движения финансовых потоков обязана раскрывать содержание хозяйственных процессов системы.

В настоящее время во многих странах национальными стандартами установлены свои правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности. МСФО также регламентировало формирование такой информации. В то же время крайне скудная информация по отчетным данным отрасли ЖКХ, рекомендуемая к раскрытию национальными и международными стандартами, а также способ ее представления не позволяют пользователю сформировать целостное представление о результатах деятельности и перспективах развития сегментов системы.

В свою очередь инвестор требует предоставления информации по консолидированной отчетности, которая должна включать следующие данные для анализа и оценки:

  • роль и перспективы корпораций ЖКХ (множество направлений жилищно-коммунальных услуг);
  • влияние результатов выполнения функций одних направлений на другие в аспекте приращения совокупной прибыли;
  • синергетический эффект консолидации отрасли по разным направлениям;
  • перспективы корпорации как единой системы.

В условиях, когда добавленную стоимость в отрасли ЖКХ ложится не на управляющие компании, а на предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, в консолидированной отчетности должна быть информация о количественном и суммовом измерении стоимости данных услуг.

Финансовый стратегический план подразделяют по следующим признакам:

  • • решение самостоятельных рыночных задач при помощи
  • собственной продукции в рамках четко сформулированных целей;
  • • наличие определенных внешних конкурентов, с которыми
  • система конкурирует на рынке (в условиях полного перевода отрасли на рыночные отношения);
  • относительная хозяйственная самостоятельность при реализации ключевых хозяйственных функций и определенная ответственность за результаты хозяйственной деятельности (собственник инфраструктуры – государство, ТСЖ, ЖСК и т.д.);
  • наличие собственной системы планирования, учета и контроля.

Консолидированная отчетность предполагает последовательное решение следующих задач:

  • разработка плана научно-исследовательских работ для планомерного воспроизводства системы ЖКХ;
  • определение спектра анализируемых предприятий и объема
  • корпоративной выборки, построение корпоративной выборки;
  • определение направлений анализируемых предприятий (на основе методологии управленческого учета);
  • определение показателей для измерения эффективности
  • предприятий и уровня накопления знаний (построение карты знаний работающих) и управленческих ошибок;
  • идентификация фаз производственного цикла каждой жилищно-коммунальной услуги, идентификация стадий фаз, разработка моделей измерения стадий фаз, их измерение и интерпретация;
  • соотнесение показателей эффективности предприятий ЖКХ и уровня управленческих ошибок с предполагаемыми стадиями фазы производственного цикла;
  • выявление факторов, влияющих на изменение фаз производственного цикла, построение факторных зависимостей;
  • разработка модифицированных моделей для эффективного управления и регулирования тарифов: производственного цикла корпорации; корпоративной активности и ответственности согласно Кодексу корпоративного управления;
  • разработка моделей консолидированной отчетности, включающей показатели, необходимые для совершенствования вышеуказанных расчетов.

Консолидированная отчетность в условиях корпоративного управления в системе ЖКХ позволяет осуществить производство услуг высокого качества; выплату более высокой заработной платы; социальную защиту сотрудников, а также их семей; четкую уплату налогов; поддержку нуждающихся, в том числе наиболее бедных слоев населения.

Консолидированная финансовая отчетность содержит в себе информацию о социальной ответственности корпорации ЖКХ. Планирование социальной ответственности бизнеса в системе ЖКХ в настоящее время освещается всеми СМИ. На основе данных финансового анализа консолидированной отчетности можно провести отраслевой финансовый анализ по направлениям услуг. При отсутствии новых отраслевых рекомендаций требуется множество уточнений существенных условий для составления консолидированной отчетности. Социальная ответственность бизнеса в системе ЖКХ требует полной и достоверной информации по всем элементам затрат по регулируемой деятельности. Социальная отчетность отражает деятельность в социальной области и области защиты окружающей среды. Консолидированная отчетность, заверенная независимой внешней экспертной организацией, внушает уверенность в успешной и долгосрочной деятельности корпорации.

Консолидированный отчет – это не только основа эффективного финансового анализа, но и публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров и всего общества о том, как и какими темпами реализуются заложенные в стратегических планах вопросы развития экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности (Таблица 1).

 

Таблица 1. Пример консолидированного отчета


Вернуться к разделу Транспортное дело России №02 (2009)