ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Транспортное дело России №02 (2009)ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Цатурян Э.О., Ректор, МГОУ
Одной из важнейших задач современного ВУЗа является достижение и поддержание баланса между выполнением ВУЗом научнообразовательной миссии и требованием экономической эффективности. На современном этапе коммерциализации своей деятельности ВУЗ сталкивается со множеством проблем.
Ключевые слова: коммерциализация, инновационность, многоканальность финансирования, конкуренция, проблема, единая информационная модель.
HE BASIC PROBLEMS OF COMMERCIALIZATION OF THE HIGH SCHOOL ACTIVITY AT THE PRESENT STAGE
Tsaturyan E., The Rektor, MGOU
One of the major problems of modern High school is achievement and maintenance of balance between High school performance by of scientifically-educational mission and the economic efficiency requirement. At the present stage of commercialization of its activity the High school faces some problems.
Key words: commercialization, innovativeness, channeling of financing, Competitiveness, Problem, Uniform information model.
С одной стороны, университет – центр образования и науки, и именно эти виды деятельности являются основными. С другой стороны, на вуз существенно влияет современное состояние экономики Российской Федерации. Во-первых, снижается уровень бюджетного финансирования университета. Этот источник финансирования всегда для вузовской деятельности играл приоритетную роль. Во-вторых, важным фактором экономической деятельности современного университета является многоканальность финансирования. И, в-третьих, собственно экономическое состояние страны, характеризующееся увеличением конкуренции, что сегодня свойственно и вузу: конкуренция за студентов, конкуренция за квалифицированные кадры, конкуренция за государственные заказы и т.д.
Вопросы выживания высшей школы в настоящее время напрямую связаны с коммерциализацией деятельности вуза. Экономические условия, в которых сегодня находится университет, требует поиска новых источников финансирования, новых технологий управления вузом и новых ролевых схем участников вузовской деятельности. Коммерциализация результатов образовательной и научной деятельности заставляет иначе взглянуть на вузовские процессы. Комплекс образовательных и научных мероприятий дополняется организационными, технологическими, финансовыми и коммерческими аспектами. В современных условиях коммерциализация деятельности вуза является не просто необходимостью, но становится формулой успешного развития университета1.
Основная проблема коммерциализации на начальных этапах разработки заключается в недостаточном внимании патентным исследованиям, технологическому аудиту, исследованиям рынка, конъюнктуры, маркетинговым исследованиям. Это влечет за собой нерациональное использование интеллектуальных и финансовых ресурсов.
Коммерциализация – это отдельный вид деятельности и она не означает непременное продолжение научно-исследовательских работ. Эти результаты могут быть переданы заказчику, включая и права на них2. Процесс коммерциализации начнется с момента, как только ВУЗ поставит задачу извлечения прибыли из приобретенного опыта и знаний. Предмет сделки в этом случае – это не то, что было уже создано (предшествующий результат). Научно-технический результат – это еще не «ноу-хау», но это следствие научного результата. Поэтому коммерциализация не может быть вменена в функции разработчика-автора. Более того, опыт указывает на то, что разработчик должен быть отстранен от взаимодействия с внешними силами. Определение возможностей применения новых знаний и опыта в целях коммерциализации – отдельная задача, решение которой есть своего рода искусство управления интеллектуальным капиталом.
Проблема критерия инновационности. Сегодня бизнес поддерживает быстро окупаемые, менее рисковые и менее затратные проекты. Несмотря на то, что доходность инновационного бизнеса много больше, чем от других видов деятельности, такой бизнес предполагает высокий риск (1-3% составляют прибыльные проекты) и длительный период развития (5-7 лет). Эти особенности привели к созданию схем финансирования высоко рисковых проектов (венчурное финансирование).
В основе инновации лежит продукт, который обладает следующими свойствами:
- не имеет ограничений к выводу продукта на мировой рынок.
- продукт новый (прямые аналоги отсутствуют) или имеет существенные преимущества перед конкурирующими продуктами.
- на порядок или более улучшает один из технических параметров известного продукта.
- существенно улучшает несколько технических параметров известного продукта.
Проблемы при научной разработке продукта. Недостаточное научное финансирование. Слабые возможности получения кредита малыми предприятиями для разработки инновационного продукта.
Проблемы малого предприятия. Не решена проблема интеллектуальной собственности, получение прав на нее от НИИ и ВУЗов. Пока нет прав на ИС, нет залога для получения инвестиций. Недоступно зарубежное патентование, нет поддержки малых предприятий на стадии start-up. Для открытия предприятия необходимы не менее 20 тыс. долларов плюс затраты на технологию, оборотные средства, юридическое оформление, заработная плата сотрудников, получение разрешительного пакета документов.
Высокая и долговременная потребность в инвестициях, отсутствие офиса для работы, высокая стоимость арендной платы и сложная система разрешений и проверок, длительность оформления. Сложная, дорогая и длительная система получения сертификатов, лицензий. Невозможность преодоления выхода малого предприятия на мировой рынок, сложность отстаивания своих интересов в случае недобросовестности зарубежных партнеров (судебные издержки недоступны). Недоверие к банковской системе, нестабильность и нерациональность законодательства, отсутствие гарантий и страховок удерживает от участия бизнес-агентов, иностранных инвесторов. Налог на рекламу, отсутствие господдержки рекламных и PR компаний, сложность постановки на балансовый учет интеллектуальной собственности, обложение ее налогами. Отсутствие системы государственных заказов на инновационные продукты.
Проблема венчурной стадии развития. Сложность выхода для инвесторов из инновационного бизнеса, отсутствие биржи высоких технологий, отсутствие практики венчурного инвестирования при появившихся венчурных фондах, отсутствие законодательства, стимулирующего деятельность венчурной политики.
Проблема инвестиций. Необходимо поддерживать инновации, но там, куда неохотно идут частные инвесторы – на начальных стадиях развития. Если ВУЗ заявляет, что сам проинвестирует свои разработки, но не отдаст свои технологии, то это указывает на исключительную некомпетентность авторов и администрации учреждения. Задача государства – создать условия при которых частные инвесторы будут вкладывать свои средства в инновационные проекты. Венчурные инвестиции даются малым предприятиям, которые владеют всеми правами на ИС. Это залог под инвестиции при наличии рынка. Если правила выхода из бизнеса (например, механизм продажи акций инновационного предприятия) выстроены и утверждены в договоре, то венчурный капиталист пойдет навстречу руководителю малого предприятия.
Проблема интеллектуальной собственности. Если интеллектуальная собственность на инновационный продукт не будет защищена и коммерциализирована, то стратегическая цель руководства учреждения – заставить работать и получить доход, выполнена не будет. Отчуждение от авторов ИС и будущих доходов при продаже продукта ведет к ее обесцениванию, неизбежному конфликту и провалу проекта. Стоимость разработки технологии не выше 1-3% от суммарных затрат. Если произойдет продажа разработки на этой стадии, то требовать больше, чем 1-3% беспочвенно. Доходы будут извлекать те, кто оплатил продвижение разработки (инвесторы), осуществляет производство (производители) и реализует продукт (дистрибьютеры, продавцы). Следовательно, дальнейшее участие разработчиков в продвижении продукта к рынку может обеспечить только эффективная передача ИС потребителю (тщательное проговаривание всех моментов в лицензионных договорах). Интеллектуальная собственность должна стоить столько, за сколько можно продать технологию или продукты на ее основе. Окончательная стоимость определится только после выхода продукта из оборота. Инвесторы (негосударственные) никогда не дают денег под непонятную плохо контролируемую структуру и назначенный сверху менеджмент.
Проблема налогов. Если авторы учреждения создают ИС, то ее очень трудно оценить и поставить на баланс в затратную часть. Патенты, разрешения, сертификаты, лицензии, протоколы испытаний, заработная плата авторов в течение времени создания разработки. Все это затраты на создание ИС. Тем не менее, эти затраты ничего не говорят о стоимости ИС, поскольку последняя определяется будущими расходами и доходами. Учреждение может поставить объекты ИС на баланс по сколько-нибудь приличной цене (не по рыночной) и сразу заплатить 18% НДС и 24% - налог на прибыль. Кроме того, придется платить 1% от стоимости, поставленной на баланс в качестве нематериального актива. Чтобы получать налоги, правительство стимулирует поиск ИС, но учреждение или предприятие его искать не будет. И только в том случае, если ИС готовится к продаже и есть для нее покупатель, есть смысл увеличить стоимость лицензии или стоимость акций, продукции предприятия, ссылаясь на необходимость платить налоги и амортизацию.
Сложность коммерциализации обусловлена появлением в университете новых, не свойственных ранее образовательному учреждению функций и видов деятельности, связанных, например, с экономической самостоятельностью факультетов или с коммерческой поддержкой научно-исследовательской деятельности на всех этапах, начиная с маркетинговых исследований и заканчивая коммерциализацией научных результатов. Сегодня складывается ситуация, когда декану, преподавателю, ученому необходимо обладать не только профессиональными знаниями, но и навыками экономиста и менеджера, что для них, зачастую, не является понятным и привычным.
К примеру, платформой для эффективной реализации процесса коммерциализации деятельности вуза в ПетрГУ стала Информационно-аналитическая интегрированная система управления университетом (ИАИС). На данный момент ИАИС охватывает практически все основные стороны деятельности вуза и функционирует как территориально-распределенная система в структурных подразделениях ПетрГУ, в том числе в 3 филиалах на территории Карелии3.
Значительная часть подсистем ориентирована на информационную поддержку финансово-хозяйственной деятельности вуза. В основе концепции построения комплекса подсистем по управлению финансово-хозяйственной деятельностью вуза лежит идея о создании единой информационной модели как для выполнения сотрудниками вуза регламентированных задач, так и для поддержки принятия решений, связанных с развитием вуза.
Регламентированный учет и анализ (бухгалтерский, налоговый, материальный и др.), выполняемый специалистами финансово-хозяйственных подразделений вуза, реализован тремя комплексами подсистем («Управление финансами», «Управление материальными потоками», «Бухгалтерский учет»), построенных на клиент-серверных решениях. В данных подсистемах вводится и обрабатывается большая часть информации об объектах учета, имеющих специальные характеристики с ориентацией на предметную область (заявка, документ-основание, хозяйственная операция, бухгалтерская проводка, основное средство и т.д.).
Управленческий учет и анализ представлен, в основном, комплексом WEB-приложений. Участники управленческой системы вуза, состав которых достаточно большой (ректор, деканы, руководители служб и подразделений, руководители тем, материально-ответственные лица и др.), занимаясь подготовкой принятий решений, являются, в основном, потребителями информации. Единая информационная модель позволяет предоставить информацию в виде удобном и понятном (без специальных характеристик). WEB-интерфейс помогает справиться с системой на интуитивном уровне.
Создание механизмов электронного взаимодействия сотрудников вуза и формирование единой информационной модели для систем регламентированного и управленческого учета и анализа, позволяющих сделать процесс взаимодействия понятным большому кругу лиц, делает коммерциализацию деятельности вуза целенаправленной и более эффективной.
1 Попова И.А. Коммерциализация деятельности вуза – необходимость или формула развития? – тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Информационная среда Вуза XXI Века». – Петрозаводск, 15-18 сентября, 2008.
2 http://www.krasgmu.ru/colibris_articles.php?article_id=212
3 Попова И.А. Коммерциализация деятельности вуза – необходимость или формула развития? – тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Информационная среда Вуза XXI Века». – Петрозаводск, 15-18 сентября, 2008.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №02 (2009) |