СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ НА ЕВРОПЕЙСКОМ РЫНКЕ ГАЗА
Транспортное дело России №01 (2009)Аллазова Р.С., Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ
Раскрыты специфические особенности конкурентной борьбы на европейском рынке газа и проблемы потери конкурентноспособности и прогрессивного развития газовой отрасли России.
Ключевые слова: конкурент, европейский рынок, энергосберегающие технологии, разработка месторождений, Транзитный протокол, энергетический клуб.
SPECIFIC FEATURES OF COMPETITIVE STRUGGLE IN THE EUROPEAN GAZ MARKET
Allazova R., MGIMO
Specific features of competitive struggle in the European gas market and a problem of loss of competitiveness and progressive development of gas branch of Russia are opened.
Key words: the competitor, the European market, power saving up technologies, working out of deposits, the transit report, power club.
Европейский рынок газа для России является естественным полем присутствия. Европа не может обойтись без российского газа, доля которого в европейском потреблении доходит до 26%, и Россия не может не продавать газ в Европу, так как покупателей такого же значения, как Евросоюз, у России нет. Увеличение роли природного газа в энергетическом балансе Европы, сопровождающееся ростом его импорта, географическая близость России с ее газовым потенциалом и наличием базовой инфраструктуры по его поставкам делают неизбежным сотрудничество двух регионов на протяжении ближайших десятилетий.
Во второй половине прошлого века значение природного газа в структуре мировой энергетики росло благодаря его высокой энергетической, экономической и экологической характеристикам. Хотя в настоящее время крупнейшие сферы газопотребления в мире – коммунально-бытовой сектор и промышленность, с развитием переработки углеводородов возрастает роль газа как ценнейшего химического сырья. Поэтому следует ожидать, что в нынешнем столетии использование газа будет увеличиваться и идти со значительным опережением по отношению к другим энергоносителям.
По прогнозам, спрос на природный газ в странах Центральной и Восточной Европы будет устойчиво расти, и Россия сохранит первое место среди поставщиков газа на этот рынок. Текущий спрос в Польше, Чехии, Словакии, Австрии, Румынии, Болгарии и Венгрии оценивается в 80 млрд. куб. м газа в год. Россия сейчас обеспечивает 57% этого количества, около 30% добываются в самих странах региона и еще 13% поставляются из других стран [1].
Чтобы сохранить свою долю рынка, России следует к
Ближайшим реальным конкурентом для России на европейском рынке газа, согласно [2], может стать Иран. На долю России и Ирана вместе приходится 52% мировых ресурсов газа. Существует поддерживаемый Советом Европы проект соединения газотранспортных сетей Турции и Ирана, который позволит осуществлять поставки иранского «голубого топлива» в европейские страны. По прогнозу IEA, доля импорта газа странами, входящими в СЕ, поднимется от сегодняшних 44% до 81% к
Выше отмечалось, что Россия является самым крупным производителем и поставщиком газа в мире – ее потенциал определяется только подтвержденными запасами газа 46 трлн. куб. м. Безусловным конкурентным преимуществом России является то, что она располагает уникальной технологической инфраструктурой, системой магистральных газопроводов высокого давления, централизованной системой диспетчерского управления, газораспределительными системами. Однако в российской газовой отрасли постепенно сформировались проблемы, количество и качество которых может привести к системным нарушениям функционирования отрасли и относительной потере конкурентоспособности.
Первая проблема связана с тем, что наиболее дешевые газовые месторождения уже истощены, и функции основных газодобывающих районов переходят к новым газовым месторождениям с более высокими издержками добычи. Происходит необратимое исчерпание активной ресурсной базы и перенос географии добычи на полуостров Ямал. Реализация проектов освоения Ямала потребует огромных инвестиций, непомерных не только силам «Газпрома», но и в масштабе всей страны.
Вторая проблема – современное техническое состояние газотранспортной и газораспределительных систем, степень износа которых высока. Необходимо расширение сетей газоснабжения и их модернизация, строительство новых газопроводов, требуется наращивание мощности подземных хранилищ газа, представляющих собой системный резерв балансировки газового рынка.
Третья проблема – нерациональная структура потребления газа на внутреннем рынке. 40% природного газа потребляют электроэнергетические предприятия, что создает серьезный перекос в обеих отраслях, при этом газоемкость технологических процессов производства в России значительно выше зарубежных аналогов, а для всех групп потребителей, включая коммунальный сектор, характерна расточительная модель использования газа.
Следующая проблема – принципиально нерыночная модель газовой отрасли, основанная на регулируемых ценах на газ, чрезмерном административном вмешательстве в деятельность отрасли, значительном количестве специфических административных барьеров для всех субъектов газового рынка с широким применением ведомственного нормотворчества. Высокая степень монополизации сферы добычи газа со стороны ОАО «Газпром», в значительной степени обусловленная концентрацией запасов газа в отдельных крупных месторождениях и структурой выданных лицензий на их разработку, во многом предопределяет характер функционирования и развития рынка газа в Российской Федерации и его монопольную структуру.
Все эти факторы сдерживают развитие конкуренции, как на региональных рынках, так и на общероссийском рынке, тормозят прогрессивное развитие газовой отрасли. Назрела необходимость реформирования газовой отрасли, которое должно идти в рамках Энергетической стратегии России до 2020 года [3]. В соответствии с одобренной государством концепцией, должны быть приняты новые нормативно-правовые акты и внесены поправки в действующую нормативно-правовую базу функционирования газового рынка.
Основной сутью концепции должны стать следующие направления:
повышение эффективности функционирования и инвестиционной привлекательности отрасли в условиях рыночной экономики;
постепенная либерализация газового рынка для обеспечения интересов государства, газовых компаний и потребителей газа;
обеспечение устойчивого и надежного газоснабжения потребителей, реконструкция и модернизация газотранспортной системы;
стимулирование снижения энергоемкости промышленной продукции и оптимизация топливно-энергетического баланса страны.
Россия – страна не только с большими запасами энергоносителей, но и с проблемами, во многом вытекающими из избытка этих энергетических ресурсов, непосредственно затрагивает интересы Европы. В перспективе, к
Очевидно, что без расширения производственной и транспортной базы экспортные возможности России сократятся. Однако разработка новых месторождений, в частности, в северных морях, продвижение новых ресурсов на рынок требуют значительных инвестиций, и России необходимы партнеры, способные помочь ей в реализации энергетического потенциала в настоящем и в будущем.
Помимо перечисленных выше внутренних проблем газовой отрасли России, существует еще и внешняя: либерализация западноевропейских энергетических рынков. Либерализация газового рынка на территории Европейского Союза, по сути, является инструментом для получения более дешевого газа конечными потребителями в Европе. В России к либерализации относятся осторожно, поскольку она имеет свои положительные и отрицательные стороны. Основные опасения связаны с тем, что либерализация европейского рынка газа предполагает переход от долгосрочных к краткосрочным и спотовым контрактам. Крупные производители газа связаны с большими инвестициями и нескорой их отдачей, поэтому основа их стабильности – именно долгосрочные контракты.
Возможно, в результате демонополизации Россия может потерять своих основных партнеров – Gaz de France, ENI, Fortum, BG, а вместе с ними и долгосрочные контракты. Если система долгосрочных контрактов рухнет, то последствия для России будут весьма неблагоприятны. Между тем на рынке существует спотовый сектор энергоресурсов. Здесь работают небольшие компании – продавцы и покупатели. Если этот сектор займет не весь рынок, а лишь 20-30%, то сыграет положительную роль. С одной стороны, он может стать индикатором цен, а с другой – появится возможность у российских небольших компаний поставлять сюда продукцию.
Либерализация газового рынка в Европе может быть выгодна для российских газовиков: она дает больше возможностей дойти до конечного потребителя и продать газ значительно дороже, чем мы реализуем его на границе. На внутрироссийском рынке природный газ стоит в среднем менее 20 долл. за 1 тыс. куб. м; на границе с Германией – порядка 120 долл. за 1 тыс. куб. м. Крупные оптовые потребители Европы получают российский газ уже по цене 420 долл., а конечные потребители в жилищнокоммунальном секторе – по 470 долл. и более. Актуальной задачей становится создание совместных предприятий и внедрение в газотранспортные сети европейских государств. Такой опыт у «Газпрома» есть в Германии, Италии, Словакии.
Одним из возможных путей могло бы стать участие «Газпрома» в акционерном капитале газораспределительных компаний, таких как немецкий «Фербунднетц Газ». Политика ЕС, направленная против долгосрочных контрактов, ведет к сокращению интереса в долгосрочных инвестициях, а без этого невозможно гарантировать надежность газоснабжения – то, в чем и должен заключаться принципиальный интерес ЕС. Евросоюзу необходимо учитывать, что надежность газоснабжения Европы обеспечивается не где-нибудь, а на евразийской территории. Диалог Евросоюза с зарубежными ведущими производителями и поставщиками газа до принятия окончательных «внутренних» решений только способствовал бы гармоничной и эффективной либерализации газового рынка ЕС, от которой могут выиграть все участники, в том числе и партнеры за пределами ЕС.
Одной из форм диалога ЕС с производителями и поставщиками газа можно считать процессы, идущие в рамках Энергетической Хартии, которая гарантировала бы энергоснабжение на длительную перспективу, прочно привязав к своему рынку основных поставщиков энергоресурсов – Россию, азиатские республики СНГ, Алжир, Норвегию, Нидерланды. Этот процесс происходит и до сих пор. На сегодня 52 страны подписали Договор к Энергетической Хартии (ДЭХ), и 47 из них его ратифицировали. В число нератифицировавших договор входят Норвегия и Россия [5].
Основная цель Транзитного протокола – открыть доступ производителей газа других стран СНГ к системе магистральных газопроводов «Газпром». Госдума РФ поддерживает намерение российского правительства в дальнейшем сотрудничать с Конференцией по Энергетической хартии в поисках путей решения проблем, мешающих успешному завершению переговоров по Транзитному протоколу. Ратификации Договора к Энергетической Хартии должно предшествовать проведение реформы естественных монополий в России, консультации России с другими основными поставщиками энергоносителей на европейский рынок, продолжение переговоров по разработке Протокола к Энергетической Хартии по транзиту и разработка отдельных протоколов к Хартии по электроэнергии и газу.
Диалог между Европейским Союзом и Россией должен быть направлен на поиск решений, благоприятных и для производителя, и для потребителя. Россия будет продолжать эту работу, и когда все вызывающие озабоченность вопросы будут решены и в рамках Хартии будет найден баланс между многосторонним режимом и национальными интересами России, Государственная Дума ратифицирует Договор к Энергетической Хартии.
Радикальная перестройка энергетических рынков ЕС – это внутреннее дело ЕС, но Россия тоже должна защищать свои интересы. В частности, ведутся переговоры с ЕС о сохранении так называемого Положения о пункте назначения (Destination-Klause), которое позволяет «Газпрому» препятствовать продаже российского природного газа в любой произвольной точке Европы. Комиссия ЕС настаивает на отмене этой оговорки.
Второе направление укрепления конкурентных преимуществ –усиление роли «Газпрома» как единственного экспортера российского природного газа. Малые российские производители газа, добывающие примерно 10% суммарной добычи страны, хотят выйти на зарубежный рынок с его высокими оптовыми и розничными ценами, однако специфика Европейского рынка такова, что в экспортных операциях нужно сохранить монополию государства. В то же время, у «Газпрома» долгосрочные контракты, и для их обеспечения он готов покупать газ независимых производителей, но оператор экспортных поставок должен быть один – «Газэкспорт».
«Газпром» еще долго будет оставаться единственным экспортером природного газа в Центральную Европу. В качестве контрмеры Россия также рассматривает возможность изменения системы продажи природного газа в Западной Европе. В настоящее время самой актуальной задачей для «Газпрома» является разработка стратегии продажи газа непосредственно конечному потребителю, что стало очевидно после «новогоднего» газового кризиса между Россией и Украиной в январе
Россия обратилась к Германии с предложением поддержать идею создания российско-германского энергетического клуба. В этот клуб должны войти германские парламентарии, крупные компании-участники энергетического рынка, а также монтажностроительные фирмы-подрядчики для обсуждения вопросов развития энергетики, представляющих взаимный интерес. Кроме того, состоялся ряд подготовительных переговоров с представителями промышленности, а также с председателем комиссии по долгосрочному энергообеспечению в условиях глобализации и либерализации.
Цель энергетического клуба – получение синергетического эффекта от использования российских сырьевых ресурсов в сочетании с высокими технологиями немецкой промышленности. Идею создания германо-российского энергетического клуба также поддерживают российский концерн «Газпром» и Министерство атомной промышленности, с немецкой стороны заинтересованность проявляют игроки из Эссена и Дюссельдорфа. Одной из тем для обсуждения в германо-российском энергетическом клубе являются модели инвестиций в российскую топливную промышленность [7]. Только модернизация и дальнейшее развитие магистральных газопроводов для подачи газа в Западную Европу потребует порядка 10 млрд. долл., первая очередь газопровода Ямал – Западная Европа оценивается от 12 до 15 млрд. долл. Расходы на строительство магистральных газопроводов из Восточной Сибири, Камчатки и Сахалина составят 50 млрд. долл.
Парадоксально, но приходится признать, что специфика конкурентной борьбы на европейском рынке газа скорее напоминает осознанную необходимость сотрудничества, чем собственно конкурентную борьбу в классическом смысле слова.
Литература:
1. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.aton.ru/ analytics/topical/comment/rossiya ostanetsya_krupnejshim_postavshchikom_gaza v_strany_vevropy.
2. Иран – важный поставщик газа в Европу // Электронный ресурс. Режим доступа http://stra.teg.ru/lenta/energy/567.
3. Энергетическая стратегия России до
4. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.gazprom.ru/ articles/article2378.shtml.
5. Договор к Энергетической Хартии // Электронный ресурс. Режим доступа http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow_DocumID_44588.html.
6. В Катаре прошел Форум стран-экспортеров газа // Электронный ресурс. Режим доступа http://www.gzt.ru/business/2007/04/09/ 172035.html.
7. Язев В. Газовые диалоги России и Европы // Электронный ресурс. Режим доступа http://www.ngv.ru/article.aspx?articleID=22534.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №01 (2009) |