ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА И РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Транспортное дело России №01 (2009)Куштаров Г.М., соискатель, Дагестанский государственный технический университет
Проведено взвешивание параметров, определяющих состояние предприятия автосервиса с помощью нечетких шкал представления данных, что позволяет выявлять и анализировать риски связанные с его производственной деятельностью.
Ключевые слова: предприятие автосервиса, риски, лингвистическая переменная, анализ спроса.
THE ESTIMATION OF THE
Kushtarov G., applicant, Daghestan State Technical University
The balancing of parameters, determining service center enterprises condition with the help of fuzzy scales data submitting, that allow to expose and analyze risks connected with its production activity has been carried out.
Key words: service center enterprise, risks, linguistic variable, demand analysis.
Возможности предприятия автосервиса и риски, связанные с его деятельностью определяются его внутренними параметрами и факторами внешней среды.
К факторам внешней среды следует отнести1:
- экономические факторы. Например, сегодня не следует ожидать существенного роста платежеспособности населения, что представляет реальную угрозу для предприятия автосервиса при низком использовании его потенциальных возможностей, т.к. дальнейшее развитие предприятия проблематично из-за тенденции снижения потребительских возможностей его потенциальных клиентов;
- политические факторы. Успех предприятия автосервиса обычно в большей мере зависит от действий правительства и законодательства. Например, если предприятие может платить налоги, в целом, с прибыли, а в законодательстве будет предусмотрена оплата налогов отдельно по видам деятельности, то очевидно, что убыточную деятельность необходимо сделать прибыльной либо избавиться от нее;
- рыночные факторы. К ним относятся изменения в условиях формирования рынка и спроса. Например, предприятие автосервиса в условиях интенсивного развития конкуренции, ожидает уменьшения объемов услуг и использования мощностей. В дальнейшем в условиях стабилизации конкурентности или даже некоторого ее уменьшения и постоянного прироста парка автомобилей и смены его структуры в сторону увеличения удельного веса иномарок, предприятие может ожидать рост спроса и его изменения в сторону иномарок;
- технологические факторы. Необходимо обеспечить мировой уровень технологии и соответствие этого уровня необходимым требованиям, особенно по сравнению с конкурентами;
- факторы конкуренции. Что касается определения конкурентоспособности предприятия автосервиса, то для этого требуется проведение соответствующего анализа. При этом, опыт западных стран показывает, что особенно важно диагностировать конкурентоспособность предприятия по следующим направлениям:
- анализ будущих целей конкурентов;
- оценка текущей стратегии конкурентов;
- анализ того, на каких рынках работают конкуренты;
- углубленный анализ сильных и слабых сторон конкурентов.
- Другими словами, для определения конкурентоспособности предприятия автосервиса необходимо ответить на следующие вопросы:
- удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?
- какие вероятные шаги или изменения в стратегии сделает конкурент?
- каковы слабые стороны конкурента?
- что может спровоцировать сильные и эффективные действия со стороны конкурента?
При этом для оценки возможностей предприятия автосервиса и связанных с его деятельностью рисков все параметры, определяющие его состояние, должны быть взвешены и приведены к одному и тому же основанию. Для этого, на наш взгляд, наиболее удобными являются нечеткие шкалы представления параметров, позволяющие проводить как качественную, так и количественную их оценку. Для этого каждому параметру, который может по условию оценки принимать как положительные (при положительном влиянии фактора на эффективность предприятия) значения, так и отрицательные значения (при негативном влиянии фактора на состояние предприятия), в соответствие ставится лингвистическая переменная (ЛП), определяемая следующей четверкой:
ЛП = (R,Т, U, x),
где R-название переменной отражающее содержание оцениваемого параметра;
T – терм-множество, определяющее качественное представление фактора, принимающее следующие пять значений {«t1=очень малое», «t2=малое», «t3=среднее», «t4=большое», «t5= очень большое»};
U=[а,b] – множество допустимых значений, которые может принимать фактор, а-нижнее допустимое значение фактора, b-верхнее допустимое значение фактора;
x- базовая переменная, определяющая фактическое значение фактора.
При этом, значение каждого фактора будет определяться парами < xi,tj> ,где
xi [aj,bj] – количественное значение фактора;
a j,bj –соответственно нижняя и верхняя границы числовых значений терма tj;
tj- терм, в интервал численных значений которого попадает величина xi.
Таким образом, состояние предприятия автосервиса будет определяться моделью, состоящей из множества пар, соответствующих фактическим значениям характеризующих его факторов. Для оценки фактического состояния предприятия строится его желаемая модель или множество пар, определяющих гипотетическую модель, определяющую состояние к которому должно стремиться предприятие в процессе функционирования. При этом для сравнения значений двух одноименных пар <xi, tj > и <xi*, tj*>, входящих в различные модели можно воспользоваться следующим правилом:
а) если разность по абсолютной величине | xi* - xi| ≤δ , то сравниваемые величины равны и оценка их сравнения равна 1,
где δ -заданная точность сравнения;
б) если разность | xi* - xi| >δ , но при этом tj = tj*, то сравниваемые параметры нечетко равны и оценка их сравнения принимает значение 0,5;
в) если tj ≠ tj *, то сравниваемые параметры не равны и оценка их сравнения принимает значение равное -1.
Таким образом, параметры, имеющие отрицательные значения оценки сравнения можно отнести к параметрам риска. При положительной единичной оценке параметр положительно влияет на эффективность функционирования предприятия. Если же оценка положительна и равна 0,5, то требуется дальнейшая корректировка параметра.
Введем понятие устойчивости функционирования предприятия автосервиса. Будем говорить, что предприятие автосервиса может функционировать абсолютно устойчиво, если все факторы риска его функционирования сведены к нулю или все входящие в его модель параметры после сравнения с идеальной моделью предприятия получили положительные оценки. Следует также различать внутреннюю и внешнюю устойчивость предприятия автосервиса.
Под внешней устойчивостью следует понимать такое состояние предприятия автосервиса, когда все внешние факторы принимают положительные для него значения. Однако, учитывая, что внешняя среда является фактически неуправляемой со стороны руководства предприятия автосервиса, то оно не может практически достичь абсолютной внешней устойчивости и его целью в этом случае является снижение факторов риска или сглаживание негативного воздействия внешних факторов.
Под внутренней устойчивостью следует понимать такое состояние предприятия, при котором все внутренние его факторы принимают положительное значение. Следовательно, основной задачей менеджмента предприятия автосервиса можно считать достижение его внутренней устойчивости.
Важную роль в повышении эффективности предприятия автосервиса играет его конкурентоспособность. При рассмотрении вопроса о том, каким образом определить конкурентоспособность предприятия, надо учитывать, что не так просто получить показатели, которые ее определяют, особенно у конкурентов, для сравнения. В этой связи следует в основном ориентироваться на выходные показатели конкурентов, которые обычно являются более-менее известными. Например, можно установить, что первая группа конкурентов (фирменные предприятия автосервиса) имеет высокий уровень технологии - в этом можно убедиться при посещении предприятия. Экономическое положение предприятия можно определить по количеству рекламы, требующей определенных затрат. Качество услуг и запасных частей, а также уровень организации производства можно оценить при посещении предприятия конкурентов и т.д.
Анализ результатов деятельности собственного предприятия автосервиса при этом должен охватывать финансовые, производственные, маркетинговые показатели, а также рекламу и его местонахождение. Самым важным показателем, по которому следует определять рыночное положение предприятия, должна быть получаемая им прибыль. Даже если прибыль достаточная и наблюдается тенденция ее увеличения, не следует успокаиваться. Это связано с тем, что ситуация на рынке может существенно измениться, и эти возможные изменения необходимо предвидеть.
Другой момент, который необходимо учитывать при оценке прибыли, определяется условия - все ли услуги имеют одинаковую прибыльность или некоторые из них нерентабельные. Если нерентабельность услуг возникает по причине недостаточного использования мощностей, необходимо определить внешние факторы, которые влияют на их загрузку. Если же они нерентабельны из-за цены и себестоимости, надо определить факторы, которые влияют на себестоимость и возможность ее уменьшения. Чаще бывает так, что рентабельность услуг низкая из-за рыночного ограничения верхнего значения цены, а себестоимость высокая, и возможности ее уменьшения ограничены. В этом случае необходимо рассмотреть перспективу оказания такой услуги, т.е. если она даже является “убыточным” лидером (например, диагностирование, даже если оно убыточное, может привести к прибыли, потому что обеспечивает загрузку предприятия), но полезным для предприятия, то ее следует сохранить. Однако если она убыточна сама по себе и не является элементом комплекса услуг, то не следует выполнять ее в перспективе.
Важными элементами анализа являются уровни технического обеспечения, технологии и организации. Этот анализ должен выполняться в такой последовательности.
- Анализ спроса и его структуры, в результате которого следует получить ответы на следующий вопрос - какие услуги, в каком количестве реально будут востребованы рынком в будущем. Объем и структура спроса могут быть определены, как вероятные в максимальном (оптимистическом) размере, так и в наиболее вероятном, минимальном (пессимистическом) вариантах.
- Наличие необходимого оборудования, приспособлений, инструмента и рабочих мест, требующихся для выполнения услуг пользующихся спросом.
- Соответствие техники и технологии требованиям клиентуры и конкуренции.
- Перечень того, что необходимо дополнительно иметь для удовлетворения потребностей.
- Соответствие кадров по квалификации и сервисным характеристикам, требованиям спроса.
В процессе проведения анализа приведенные задачи, при необходимости, могут разбиваться на подзадачи с требуемым уровнем их детализации.
1 Марков О.Д. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент. - М.: Транспорт, 1999.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №01 (2009) |