- Морские вести России

СУБЪЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Транспортное дело России №01 (2009)

Давыденко А.С., соискатель Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

Государственные корпорации, которые создаются в настоящее время в России, имеют, как правило, яркую отраслевую направленность. Большинство инструментов, которыми пользуется государственные органы мало, чем напоминают экономические инструменты, а также наблюдается тенденция монополизации и демонополизации различных отраслей.

 

Ключевые слова: Корпорация, промышленность, инновационная деятельность.

 

SUBJECTS OF THE CORPORATE GOVERNANCE INNOVATIVE ACTIVITY IN HI-TECH INDUSTRIES

Davidenko A., the competitor International law institution and economy of a name of A.S.Griboedov

The state corporations which are created now in Russia, have, as a rule, a bright branch orientation. The majority of tools which uses state structures a little, than remind economic tools, and also the tendency of monopolisation and demonopolization of various branches is observed.

 

Key words: Corporation, The industry, Innovative activity.

 

В настоящее время в Российской Федерации существуют различные хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность в различных отраслях национальной экономики. Часть из них является диверсифицированными, часть – отраслевыми. В таблице 1 изложены преимущества и недостатки различных форм организации бизнеса в высокотехнологичных отраслях промышленности

 

Таблица 1. Преимущества и недостатки различных форм организации бизнеса в высокотехнологичных отраслях промышленности России

 

В информационную эпоху все более значительную роль в экономике начинают играть субъекты высокотехнологичных отраслей промышленности. В этой связи, внутренние взаимоотношения в рамках указанных субъектов имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой деятельности и правилами взаимоотношений между участниками. Рассмотрим каждую форму организации бизнеса более подробно.

Как показывает анализ, большинство государственных корпораций создаются в тех отраслях национальной экономики, в которых государство видит необходимость интенсификации инновационной деятельности и готово финансировать развитие конкретной отрасли в направлении внедрения нововведений и повышения конкурентоспособности. Специалисты Института экономики переходного периода предлагают следующую классификацию государственных корпораций для целей реализации инвестиционной стратегии1: государственные институты развития; агенты Правительства РФ, «операторы» по выполнению определенных функций; «квазиминистерства»; «квазихолдинги».

К государственным институтам развития, по их мнению, относятся Внешэкономбанк, а также с определенными допущениями ГК «Роснанотех». Для первой корпорации характерна ориентация на компенсацию «провалов» рынка при достаточно четком определении областей и направлений ее деятельности, чтобы она не «вторгалась» в сферы, где достаточна предпринимательская инициатива, и не нарушала условия для справедливой конкуренции; для второй – на компенсацию как «провалов» рынка, так и «провалов» государства (в плане недостаточно эффективной административной системы).

К агентам Правительства РФ2, «операторам» по выполнению определенных функций можно отнести ГК «Олимпстрой», а также в определенной мере Фонд содействия реформированию ЖКХ. Обе корпорации фактически выполняют отдельные, операционные функции государственного управления, для них характерен определенный временной интервал, в течение которого поставленные задачи должны быть решены. Данные корпорации по своему статусу менее автономны по отношению к правительству в системе государственного управления, чем государственные институты развития.

К числу «квазиминистерств» можно отнести госкорпорацию «Росатом», которая наделена функциями государственного ведомства и в дополнение к этому владеет (будет владеть) пакетами акций, имущественными комплексами организаций своей отрасли. Также несомненными участниками данной группы являются «Объединенная авиастроительная корпорация» и «Объединенная судостроительная корпорация». Для данной группы (как и для группы «квазихолдинги») характерны отсутствие существенного «упреждающего» денежного взноса и ориентация на финансирование деятельности на основе получения субсидий федерального бюджета.

К «квазихолдингам» можно отнести те корпорации, чей потенциал определяется, прежде всего, контролем над производственными активами (причем в разных формах), при этом они наделены определенными «мягкими» (преимущественно содействующими) функциями в рамках реализации государственной политики. Условием для включения в эту категорию является пересечение отдельных функций корпорации с областью деятельности входящих в ее состав (или зависимых, или аффилированных) компаний3.

С определенными допущениями к данной группе можно отнести государственную корпорацию «Ростехнологии», которая в значительной мере ориентирована на управление контролируемыми компаниями и их реструктуризацию, формирование интегрированных структур. Хотя данная корпорация и является отдельным субъектом реализации государственной политики, при этом она не имеет целостного комплекса значимых функций государственных органов управления.

Как видно из изложенного выше, все государственные корпорации, несмотря на свою принадлежность к той или иной группе выполняют конкретную инновационную или инвестиционную роль либо в масштабах всей экономики, либо в масштабах высокотехнологической отрасли.

С одной стороны, со стороны государства принята большая программа по демонополизации энергетического комплекса, т. е. по разукрупнению РАО «ЕЭС» России. С другой стороны обратная картина наблюдается в нефтегазовой отрасли, в частности создание таких «монстров» как «Газпром нефть» – фактически «монстризации» отрасли; «Роснефти», которая получила все активы бывшего «Юкоса»4.

Фактически наблюдается следующая тенденция: несмотря на то, что указанные отрасли близки по характеру продукции, которую они производят, методы регулирования совершенно разнонаправленные, что позволяет сделать вывод о наличии политической конъюнктуры при принятии управленческих решений и попытке решения своих личных задач и интересов со стороны государственных органов регулирования.

На фоне наличия квалификационных или компетентностных проблем в высокотехнологических отраслях и межотраслевого регулирования, целесообразно разобрать достоинства и недостатки создаваемых государственных корпораций. Основным аспектом является то, что корпорации создаются государством в рамках конкретных высокотехнологичных отраслей, т. е. в рамках конкретной высокотехнологичной отрасли собираются конкретных компании, имеющие долю государства, либо имеющие какую-то зависимость от государства; и они объединяются путем передачи пакета акций в новую компанию. Таким образом, создаются крупные корпорации, которые охватывают большее количество предприятий конкретной высокотехнологичной отрасли.

С одной стороны, это является очень эффективным методом на переходном этапе развития национальной экономики, с другой стороны, раз государство создает такую крупную структуру, то существует необходимость рассмотрения преимуществ данного хозяйствующего субъекта, эта структура будет получать. Зачастую корпорации создаются для того, чтобы совершенно четко диверсифицировать источники финансирования свой деятельности, включить большее количество проектов, в том числе инновационных, в портфель. Однако, создавая четкую структуру, подчиненную государству, само государство искусственно ограничит источники финансирования, фактически отдавая на откуп финансирование деятельности корпорации за счет государственного бюджета; и, с другой стороны, плодит закрытость и отсутствие распространения корпоративной информации. Таким образом, можно сказать, что существуют как плюсы, так и минусы создания государственных корпораций

Одним из преимуществ создания государственных корпораций является повышение инвестиционных возможностей, поскольку в рамках единого центра управления концентрируются все инвестиционные проекты и их можно координировать с точки зрения интересов высокотехнологичной отрасли. С другой стороны, существует определенные особенности, которые необходимо учитывать при создании государственных корпораций, а также при рассмотрении целесообразности концентрации всех инвестиционных проектов в рамках создаваемой корпорации. Одной из особенностей является то, что вне зависимости от эффективности этих инвестиционных проектов все они финансируются в конечном итоге за счет государственного бюджета. А государственный бюджет и государственная собственность на эту корпорацию, в свою очередь, тесно между собой переплетаются.

Самая большая проблема и в то же время плюс – это возможность пользоваться тем бюджетным профицитом, который в настоящее время существует в экономике России. Федеральный бюджет верстается с профицитом; с другой стороны, к сожалению, при объединении хозяйствующих субъектов в корпорации высокотехнологичной отрасли эффективность этих хозяйствующих субъектов, объединенных в корпорацию, настолько разная, что проводить целенаправленную финансовую политику затруднительно. К сожалению, большинство проектов направлено не на развитие высокотехнологичной отрасли, а на искусственное поддержание платежеспособности предприятий, которые находятся в кризисе, и возникает существенная проблема в определении экономической целесообразности большинства принимаемых решений при создании и управлении корпорацией.

Территориально распределенные комплексы имеют определенные особенности при построении системы корпоративного управления и реализации полноценных отношений между собственниками и наемным менеджментом5 . Основными особенностями данного типа организационных структур является:

  • возможность перекрестных отношений собственности. Хозяйствующие субъекты, входящие в ТРК высокотехнологичных отраслях могут быть владельцами акций или паев друг друга, что затрудняет принятие решений ввиду наличия прямой заинтересованности в результатах принимаемых решений;
  • наличие трудностей идентификации головного субъекта в производственном процессе. Каждый участник ТРК высокотехнологичной отрасли участвует в производственном процессе наравне с другими, то есть, достаточно трудно указать, какой из хозяйствующих субъектов играет главную роль в технологической цепочке;
  • отсутствие постоянного состава собственников во всей совокупности хозяйствующих субъектов территориально распределенного комплекса высокотехнологичной отрасли. От субъекта к субъекту состав собственников может меняться, что обуславливает потенциальный конфликт имущественных интересов между собственниками;
  • возможность наличия конфликтных ситуаций в ходе определения собственника торговой марки, при наличии таковой. Ввиду наличия большого количества собственников и хозяйствующих субъектов достаточно трудно определить авторство, принадлежность, очередность использования и имущественный приоритет при юридическом оформлении отношений касательно торговой марки.

К управленческим критериям качества относятся: средний уровень качества принимаемых решений, разброс уровней качества управленческих решений, период качества (время, в течение которого соблюдается уровень качества принятого решения без дополнительного вмешательства), регламентация процесса управления качеством.

Средний уровень качества принимаемых решений позволяет оценить существующую в рамках ТРК высокотехнологичной отрасли степень эффективности взаимоотношений между собственниками и наемным менеджментом по всем решениям. Разброс уровней качества управленческих решений позволяет оценить разницу между наиболее и наименее качественными решениями, принятыми в ТРК высокотехнологичной отрасли.

Период качества служит ориентиром для оценки инерционности системы управления качеством. А регламентация процесса управления качеством позволяет судить об охвате регулируемых процедур в процессе взаимоотношений собственников и наемного менеджмента.

Под административными критериями качества понимаются: сложность корпоративных процедур, объем документационного обеспечения принимаемых решений, а также среднее количество участников органов корпоративного управления в масштабах территориально распределенного комплекса высокотехнологичной отрасли. Указанные критерии позволяют анализировать возможные трудности самого процесса принятия решений в корпоративной структуре. На основании изложенных аргументов обоснован тезис о необходимости совершенствования управления по следующим направлениям:

  • обоснование основных факторов качества корпоративного управления в ТРК высокотехнологичной отрасли;
  • уточнение институциональной среды корпоративного управления;
  • разработка экономического механизма управления качеством корпоративного управления в территориально распределенном комплексе высокотехнологичной отрасли;
  • создание системы оценки качества корпоративного управления в территориально распределенном комплексе высокотехнологичной отрасли;
  • разработка приоритетных направлений повышения качества корпоративного управления в территориально распределенном комплексе высокотехнологичной отрасли.

Корпоративная форма бизнеса для российской экономики – явление сравнительно недавнее, и возникла она как ответ на определенные требования времени, обусловленный ее преимуществами, по сравнению с другими организационно-правовыми формами предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности. Конкурентные преимущества корпораций, которые способствуют их широкому распространению в высокотехнологичных отраслях промышленности, например, в виде холдинговых структур, проявляются в следующем:

  • возможность активного, многоаспектного и гибкого позиционирования на рынках наукоемких товаров, услуг и капитала на основе широкомасштабного производства, диверсификации, эффективного менеджмента;
  • возможность широкомасштабного финансирования научнотехнических исследований и разработок, возможность организации массового производства новых наукоемких видов продукции;
  • относительная легкость получения кредитов и использования других форм привлечения капитала, а также правительственной поддержки;
  • возможность прогнозирования и планомерной организации производства, финансовой, коммерческой и инвестиционной деятельности на межотраслевым, межрегиональном и международном уровнях;
  • экономия издержек за счет масштабов деятельности, прямые и косвенные эффекты, связанные с синергией в рамках корпоративных объединений.

Следует отметить, что термины «корпорация», «корпоративное управление» стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и экономической литературе, постепенно формируя мнение о корпорациях, как об одном из наиболее эффективных способов эффективного управления и вывода российской экономики из кризиса. Однако необходимы объективные предпосылки для повышения эффективности всей экономики с помощью корпорирования, поскольку корпорация – форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму6.

Отсюда вытекает, что для успешного функционирования корпорации обязательно наличие таких принципиальных условий, как развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров). Без выполнения этих условий и до тех пор, пока в масштабах государства (отдельного региона) или в отдельной отрасли не будут созданы необходимые нормативные и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций, говорить об эффективном корпоративном управлении преждевременно.

Практика показала, что корпорация – это одна из эффективных форм организации и самоорганизации крупного капитала. Структура, состав и специализация корпораций разнообразны, в качестве же общего признака этих объединений является то, что базу для их формирования и развития составляет крупный капитал. Без концентрации финансового и промышленного капиталов в масштабах, достаточных для успешной конкуренции на мировом рынке, подъем российской экономики и достижение целей преобразований государства невозможны.

Это обусловлено тем, что только крупное финансово-промышленное объединение со значительными ресурсами и связями обладает наибольшей жизнестойкостью, имеет несомненные преимущества в саморазвитии, в том числе при вступлении в любую, даже капиталоемкую отрасль. Среди наиболее важных преимуществ корпораций следует отметить их восприимчивость к новым технологиям за счет широких возможностей мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, которые необходимы для развития производства В Приложении А приведена классификация корпораций, функционирующих в российской экономике.

Большая часть корпоративных образований в России формируется по отраслевому признаку. Они ориентированы преимущественно на производственную сферу и создаются для привлечения в нее инвестиционных ресурсов, а уже затем – для восстановления или сохранения сложившихся в регионе хозяйственных связей. Это, в частности, объясняется тем, что политика государства по-прежнему ориентирована на поддержку отраслевых приоритетов экономического развития, в основном, без учета следующих факторов изменения региональной и отраслевой структуры России:

  • природно-ресурсный потенциал территории;
  • функциональная ценность региона (оборонная, транзитная, внешнеэкономическая и др.);
  • уровень транспортных издержек и затрат на воспроизводство рабочей силы;
  • особенность федеративных отношений и социально-политической ситуации в субъектах Федерации.

Проведенные исследования показали, что процесс формирования и функционирования отраслевых корпоративных структур слабо либо вообще не учитывает комплексную оценку их потенциала, взаимодействие его составляющих, определяющих как эффективность деятельности самих корпораций высокотехнологичных отраслей промышленности, так и последствия функционирования их предприятий для регионов, где они расположены.

Анализ российских отраслевых форм ассоциированного предпринимательства позволил сделать вывод, что, несмотря на то, что их создание было ориентировано именно на такие виды, как финансово-промышленные группы, концерны, консорциумы и холдинги, у большинства действующих интеграционных форм бизнеса организационная структура их корпоративного потенциала имеет неустойчивый, непрерывно трансформирующийся и в силу этого промежуточный характер. Поэтому она не может быть прямо отнесена к определенному классификационному типу в соответствии с общепринятыми стандартами и является модификацией той или иной формы ассоциированного предпринимательства.

Прежде чем приступить к классификации различных интегрированных форм организации бизнеса, необходимо определить эти понятия в том виде, в каком они понимаются большинством экономистов-теоретиков и практиков, поскольку на сегодняшний день отсутствует единая систематизация таких структур, базирующаяся на использовании совокупности непротиворечивых признаков их классификации.

В общем виде интеграционной формой организации бизнеса или формой ассоциированного предпринимательства можно назвать некоторую совокупность предприятий, организаций, учреждений, объединенных между собой договорными отношениями и/ или отношениями собственности на временной или постоянной основе и ведущих совместную хозяйственную деятельность, направленную на достижение общих целей. Рассмотрим основные формы корпоративных структур, используемых в российской экономике7.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ.

Консорциум – временный союз хозяйственно независимых предприятий, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще всего для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. Вариантами консорциумов могут быть различные формы ассоциированного предпринимательства, создаваемые на определенный срок, в течение которого предполагается реализовать ту или иную программу совместных действий, например, в рамках инвестиционного проекта.

Организация консорциума оформляется многосторонним соглашением между заинтересованными сторонами. Действия участников координирует лидер консорциума, получающий за это отчисления от других членов.

Холдинг – корпорация или компания, контролирующая одну или несколько компаний с помощью их акций, которыми она владеет. Холдинг в хозяйственной практике имеет в большинстве случаев решающее право голоса, действуя посредством механизма контрольного пакета акций. Такая форма организации компании часто используется для проведения единой политики и осуществления единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций или ускорения процесса диверсификации8.

Концерн – это форма объединения предприятий, осуществляемая посредством системы участия, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний.

Под системой участия понимается одна из основных форм контроля деятельности предприятий, банков и других юридических лиц, представляющих собой акционерное общество, товарищество или организацию без цели извлечения прибыли, путем инвестирования средств в их акции и уставный капитал. Такое инвестирование осуществляется посредством приобретения одной (головной, материнской) компанией определенной доли (контрольного пакета акций) в уставном капитале других создаваемых вновь или действующих компаний и организаций (дочерних), входящих в качестве участников в состав данного корпоративного объединения.

Рассмотрев возможные корпоративные структуры организации бизнеса, классифицировав несколько их форм по ряду признаков, можно понять сущность каждого из этих образований, а главное – выявить общее и различия между ними.

Прежде всего, необходимо отметить, что все вышеназванные формы организации корпоративного бизнеса являются объединениями отдельных, юридически самостоятельных предприятий (организаций). В состав этих структур могут входить промышленные предприятия, кредитно-финансовые, страховые, транспортные, пенсионные и другие учреждения. Однако, несмотря на то, что по своей сути все они являются союзами предприятий, между ними имеются существенные различия, которые и могут служить основанием для их классификации.

Исходя из этого, в основу классификации корпоративных форм организации бизнеса положим следующие признаки: постоянство объединения, наличие или отсутствие банка в структуре, форма организации, правовой признак, характер деятельности лидирующих предприятий, исключительность, форма производственной интеграции, отраслевая принадлежность, масштабы деятельности, степень диверсификации, участие государства в уставном капитале. В соответствии с первым признаком (постоянство объединения) различают:

  • временный союз предприятий (консорциум);
  • постоянный союз предприятий (ФПГ, концерн и холдинг, а также крупная корпорация с дивизиональной структурой).

Хотя консорциумы относятся к первому классификационному типу по признаку постоянства объединения, практика показывает, что они могут существовать неопределенно долгое время, если задача, для решения которой создавалось это объединение, носит долгосрочный, перманентный характер. Например, исследовательские консорциумы, основная цель создания которых – совместное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и использование их результатов фирмами-участницами. Примерами таких союзов являются американские консорциумы: Корпорация по исследованиям в области компьютерной технологии (Microelectronics and Computer Technology Corporation, MCC) и Корпорация полупроводниковых исследований (Semiconductor Research Corporation, SRC). В России подобными корпорациями могут стать, создаваемые в настоящее время, наукограды.

Очевидно также, что финансово-промышленные группы, холдинги и концерны могут считаться постоянными лишь условно, так как, к примеру, договор о создании ФПГ может содержать оговорку о срочном характере объединения. Однако для целей классификации можно упрощенно считать, что фирмы объединяются в концерн, ФПГ или холдинг на постоянной основе, а в консорциум – на временной.

Рассмотренные характеристики форм организации бизнеса, их особенности, общие черты и некоторые отличительные признаки позволяют перейти к анализу макросреды деятельности субъекта высокотехнологичной отрасли промышленности, являющейся объектом исследования, проводимого в рамках данной работы.

 

1.        Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 29) – М.: ИЭПП, 2007, 657 с.

2.        Граница между институтами развития и агентами правительства довольно условна. В качестве основных отличий институтов развития мы в данном случае выделяем поручение им комплекса задач государственной политики (а не функций) при разнообразии форм их решения, а также существенный уровень независимости от правительства.

3.        Мы не относим по этой причине к «квазихолдингам» Внешэкономбанк: он включает отдельные кредитные организации, но его деятельность не направлена на поддержку деятельности кредитных организаций. В соответствии с законом о Банке развития Внешэкономбанк осуществляет определенные функции (например, функции по обслуживанию заимствований бывшего СССР и Российской Федерации, функции государственной управляющей компании по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений) до даты, установленной Правительством РФ.

4.        Клочай В. В. Теория и практика функционирования государственных корпораций в российской экономике. – М.: Анкил, 2008.

5.        Ширяев C. И. Основные проблемы повышения эффективности деятельности ТРК легкой промышленности. // Актуальные экономико-правовые проблемы современной экономики России – М.: ИНИОН РАН, 2007.

6.        Бандурин А. В. Управление деятельностью корпораций в России. дисс. на соиск. уч. ст. д. э. н., 08.00.05. – М., 2002.

7.        Чуб Б.А., Курчаков Р.С. Корпоративное управление. – Казань.: Издательство «ДЛС», 2000.

8.        Акопов В.С., Борисов Д.А. Некоторые вопросы управления корпорациями типа «холдинг» // Маркетинг в России и за рубежом. – М.: 2001.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №01 (2009)