ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
Транспортное дело России №01 (2009)Квасов С.А., cоискатель Института экономики и социальных отношений
В статье рассмотрены основные особенности обеспечения экономической безопасности инвестиционного комплекса региона, дан ряд определений термина экономическая безопасность различных отечественных и зарубежных ученых.
Ключевые слова: экономическая безопасность, регион, риски, инвестиционный комплекс.
MAINTENANCE OF ECONOMIC SAFETY OF AN INVESTMENT COMPLEX OF REGION
Kvasov S., the competitor of Institute of economy and social relations
In article are considered the basic features of maintenance of economic safety of an investment complex of region, a number of definitions of the term economic safety of various domestic and foreign scientists is given.
Key words: Economic safety, region, risks, investment complex.
Прежде чем рассматривать вопросы обеспечения экономической безопасности инвестиционного комплекса региона, видимо, следует проанализировать ее особенности, которые проявляли себя в процессе создания, и проявляются в процессе функционирования.
Прежде всего, это смешанный административно-рыночный характер, который проявляется в том, что функционирование Системы происходит преимущественно на рынке ценных бумаг, а управление осуществляется в жестких административных рамках вплоть до вмешательства Правительства.
В качестве особенности отметим социальную ориентацию на потребности региона, не смотря на то, что обслуживание займов предполагается осуществлять за счет прибылей, получаемых от инвестиционных проектов.
Отметим также, что принципиальной особенностью инвестиционного комплекса региона является нулевая финансовая результативность функционирования комплекса, обусловленная употреблением прибыли на обслуживание займов и финансирование мало или недоходных, но социально значимых проектов по мере появления прибыли за счет высокодоходных проектов.
Имеет место противоречие между характером операций и невозможностью их выполнения, обусловленное законодательными ограничениями на выполнение бизнес-операций административными органами, осуществляющими управление.
Следует иметь в виду, что инвестиционный комплекс региона отличает принципиальная невозможность ликвидации скрытого бюджетного дефицита города во всех его проявлениях при необходимости осуществления бюджетных гарантий по обслуживанию займов.
Функционирование инвестиционного комплекса региона осуществляется в условиях жесткой конкуренции с другими финансовыми институтами при необходимости эффективного использования временно свободных средств путем надежного их вложения в конкурентные финансовые инструменты.
Кроме этого имеется острая потребность в высококлассных специалистах при реальных ограничениях в оплате их труда, что влечет за собой использование услуг профессиональных участников рынка и предоставление им взамен определенных прав в употреблении части инвестиций на их стимулирование.
Перечисленные особенности инвестиционного комплекса региона существенно отличают ее как от функционирования фирмы с чисто рыночной ориентацией, так и от административно-ориентированной организации. Следовательно, обеспечение экономической безопасности СМЗ должно осуществляться на основе синтеза административных и рыночных методов управления, а это, в свою очередь означает необходимость компромиссных решений. Рассмотрим теперь экономическую безопасность как отдельно взятое понятие, что необходимо как для понятийного аппарата, так и для выработки концепции обеспечения экономической безопасности инвестиционного комплекса региона.
Существует множество критериальных признаков выделения тех или иных видов безопасности. Так, исходя из воздействия природных, технических и социальных деструктивных факторов, влияющих на различные сферы жизнедеятельности объекта безопасности, выделяют: геобиофизическую безопасность, которая призвана обеспечить защищенность, как человеческого общества, так и производства, техники от вредного воздействия природных факторов; техническую, или техногенную безопасность, призванную обеспечить защиту людей и природы от опасностей, исходящих от современных технических систем (атомных электростанций, вредных химических производств, опасных технологий и др.); общественную, или социальную безопасность, обеспечивающую защиту от опасностей и угроз, возникающих в самом обществе и порожденных присущими ему социальными противоречиями (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды безопасности, по критерию воздействия различных деструктивных факторов1
Для экономической теории особый интерес представляет общественная безопасность, распространяющаяся на элементы общественной системы, в том числе на хозяйствующих субъектов различных уровней. Общественная безопасность по территориальным масштабам делится на глобальную безопасность, всеобъемлющую и оказывающую активное влияние на все нижестоящие уровни; международную безопасность, которая может охватить как весь мир в целом, так и отдельные государства; национальную безопасность, ограничивающуюся масштабами страны; региональную безопасность, охватывающую регион, который может совпадать с границами одного или нескольких субъектов федерации; муниципальную безопасность, или безопасность города, как самостоятельной хозяйствующей системы; безопасность хозяйствующего субъекта, предполагающую защиту интересов узкоспецифического хозяйствующего субъекта и безопасность домохозяйства, включающую отдельно взятую семью или личность как субъекта экономических отношений.
Среди отмеченных уровней общественной безопасности выделяются три основных хозяйствующих субъекта, представляющие макро-, мезо- и микроуровни: государство, регион и хозяйствующий субъект. Выбор обусловлен тем, что в рыночных условиях государство является основополагающим, базовым уровнем, в его структуре впервые выделились регионы, как самостоятельные хозяйствующие субъекты, а хозяйствующего субъекта обрели полную хозяйственную самостоятельность.
Необходимо обратить внимание, что главной, конечной целью любого хозяйствующего субъекта является благосостояние отдельной личности. Однако с точки зрения экономической теории условия жизнедеятельности определяются более сложными экономическими системами. Формы проявления угроз, критерии, индикаторы, их пороговые значения и объекты мониторинга на различных уровнях общественной безопасности, несмотря на специфические особенности, имеют много общего. Принятие действенных мер по обеспечению общественной безопасности возможно на основе комплексного анализа всех параметров безопасности на каждом хозяйственном уровне.
Особое место среди видов общественной безопасности занимает безопасность экономическая. Значимость последней обусловлена тем, что остальные виды безопасности не могут быть реализованы в достаточной мере без экономического обеспечения. Так, например, для сохранения социальной безопасности необходимо в первую очередь обеспечить население рабочими местами, что требует развитой промышленности, а, следовательно, экономики. Оборона страны также не возможна без финансирования и наличия высокотехнологичного производства, которое в свою очередь зависит от состояния экономики.
До недавнего времени проблемы экономической безопасности были предметом рассмотрения в основном западных специалистов. Исследование их работ показало, что большинство стран, например Япония, не выделяли «экономическую безопасность» из общей экономической политики, хотя внешнеэкономический блок иногда присутствовал как отдельный компонент более общей доктрины «комплексной национальной безопасности».
Американские специалисты трактуют «social security» следующим образом: «...общественная (экономическая) безопасность, являясь частью общего благосостояния, определяется как осознанное чувство благополучия, порождающее у индивидуума относительную уверенность в том, что он или она в состоянии удовлетворить свои основные потребности и желания в настоящем и будущем»2.
Обратная сторона этого явления, то есть экономическая опасность, на их взгляд, заключается «...в потере доходов, добавочных средств (например, на поддержание здоровья), в недостаточных доходах (например, низкая зарплата или неполная занятость), или в неопределенности дохода (даже для высокооплачиваемого рабочего).
Несколько иной является трактовка представителей канадской службы безопасности: «...экономическая безопасность означает поддержание таких условий, которые необходимы для постоянного и долгосрочного повышения производительности труда и увеличения капитала и, таким образом, высокого и увеличивающегося стандарта жизни граждан страны, включая поддержание справедливой, безопасной и динамичной деловой атмосферы, способствующее инновациям, внутренним, внешним инвестициям и постоянному экономическому росту»3. Как видно, это определение несколько компактнее американского и включает в себя меньше частностей, однако, оно имеет ту же самую смысловую нагрузку и подразумевает под экономической безопасностью личную безопасность граждан страны.
В научных кругах России, также как и за рубежом, существуют различные трактовки понятия «экономическая безопасность». По мнению В. Л. Тамбовцева «...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы»4. В. А. Савин считает, что «...экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица, как субъекты хозяйственной деятельности»5.
По Л. И. Абалкину «экономическая безопасность – это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику6. Авторы А. И. Татаркин С. С. Набойченко, А. Д. Выварец, А. Д. Куклин и другие под экономической безопасностью понимают «...способность экономической системы функционировать в условиях действия угроз, своевременно ликвидируя, ослабляя или компенсируя их, не допуская чрезмерного накопления; преодолевать возникающие неблагоприятные внешние воздействия7.
Можно выделить два важнейших признака экономической безопасности инвестиционного комплекса региона как единой системы – устойчивость и прогрессивное развитие. Представляется, что они являются базовыми для определения уровня экономической безопасности в условиях транзитивной экономики. Прогрессивное развитие предполагает переход объекта из одного состояния в другое, более совершенное. Необходимость выделения данного признака объясняется тем, что отсутствие прогрессивного развития объекта экономической безопасности резко сокращает его возможности выживания в условиях рыночной экономики, ослабляет сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам.
Устойчивость инвестиционного комплекса региона характеризует прочность и надежность его элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри региона, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки», которые препятствуют нормальному функционированию различных элементов, системы, приводят к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.
1 Бабанова Ю. В. «Теоретико-методологические основы экономической безопасности хозяйствующих субъектов» – дисс. канд. экон. Наук – Челябинск, 2004
2 Social Insurance and Economic Security, 5th ed., George E.Reida, 1994, Prentice Hall, 124 p.
3 Foreign spy agencies threaten Canada’s economic security, warns new study. Canada News Wire CSIS/SCRS 1996, 245 p. (Internet)
4 Тамбовцев В. Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник Московского государственного ун-та. Сер. 6 «Экономика», № 3, 1995, с. 3-9
5 Савин В. А. Некоторые аспекты экономической безопасности России. // Международный бизнес России, № 9, 1995, с. 23-26
6 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражения. // Вопросы экономики, № 12, 1994,
7 Диагностика и моделирование развития высшей школы, научно-технического потенциала и экономики регионов / Под ред. С. С. Набойченко, А. Д. Выварца. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003,448 с.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №01 (2009) |