ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕСОЗАГОТОВИ ТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Транспортное дело России №01 (2009)Колесникова М.Г., старший преподаватель кафедры менеджмента ТГУ
В статье рассматриваются факторы привлекательности лесозаготовительной промышленности для отечественных и иностранных инвесторов и улучшения инвестиционного климата.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, лесозаготовительная промышленность, факторы привлекательности инвестиционный климат.
FEATURES OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE TIMBER CUTTING INDUSTRY OF THE
Kolesnikova M., the senior teacher of chair of management TGU
In article are considered appeal factors of the timber cutting industry for domestic and foreign investors and for improvement of an investment climate.
Key words: investment activity; lumbering industry; appeal factors; an investment climate.
Несмотря на огромный природный ресурсный потенциал лесозаготовительной промышленности Сахалинской области, ее развитие тормозится отсутствием необходимых объемов финансовых ресурсов. В то же время для экономических систем важнейшим условием при выборе стратегии развития является их финансовое состояние и фактический уровень обеспеченности ресурсами[7]. В связи с этим сегодня внимание должно концентрироваться на проблемах привлечения дополнительных инвестиций для текущего обеспечения сбалансированности ресурсного потенциала, достижения оптимальных масштабов производства
Целью настоящей статьи является выявление факторов, определяющих уровень инвестиционной привлекательности лесозаготовительной промышленности Сахалинской области.
Достижение данной цели определяется решением следующих задач:
- анализ объема и структуры иностранных инвестиций;
- оценка инвестиционного климата;
- разработка рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности лесозаготовительной промышленности.
Федеральный закон Российской Федерации №39-Ф3 от 25.02.1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет инвестиции как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». В практике международных экономических отношений понятие «инвестиции» трактуются шире. К твердым (прямым) инвестициям (к которым относятся приобретение собственности с целью её использования для получения прибыли) и финансовым (портфельным) инвестициям (к которым относится приобретение ценных бумаг, депозитов) добавляются мягкие - права на интеллектуальную собственность, франчайзинг и другие затраты, ведущие к получению прибыли [3]
Усиление экономической самостоятельности регионов и децентрализация управления привели к ликвидации административно-распределительной системы управления финансовыми потоками, при которой финансовые ресурсы попадали в регионы в основном по канатам отраслевого распределения, и возникновению многоканальной системы поступления финансовых ресурсов. Возникло многообразие механизмов формирования и использования этих ресурсов в рамках функций управления, относящихся к компетенции региональных органов власти.[6]
Формирование финансовых ресурсов региона должно осуществляться прежде всего на базе собственных источников. Это предполагает, в частности:
- формирование эффективной отраслевой структуры хозяйства региона;
- переоснащение предприятий на базе новейшей техники и технологии, что обеспечивает конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешних рынках;
- развитие рынка потребительских товаров и услуг с одновременным увеличением количества высокодоходных рабочих мест.
Вышеуказанные меры вместе с улучшением налогового администрирования создают основу для финансовой самодостаточности региона и усиления взаимосвязи между решениями региональных властей и развитием финансовой базы региона.
Однако необходимо учитывать, что рост налогооблагаемой базы за счет местных источников наталкивается на объективные ограничения, связанные с кризисной фазой в развитии российской экономики. Также следует иметь в виду, что относительно успешно развивающиеся регионы, на территории которых реализуются общегосударственные целевые программы развития ТЭК, АПК, ВПК и крупные инфраструктурные проекты, не могут рассчитывать на возможности, открывающиеся за счет косвенного перераспределения доходов федерального бюджета (налоговых, тарифных и других).[6]
В этой ситуации важное место в объеме ресурсов, поступающих в регионы, принадлежит внешним источникам финансирования. Эффективное управление ресурсами нерезидентов предполагает определение оптимальной структуры этих источников и оценку их роли в формировании финансового потенциала региона.
Для привлечения финансовых ресурсов в развитие экономического сектора региона необходим довольно большой набор положительных факторов, формирующих инвестиционный и предпринимательский климат.
В целом инвестиционный климат представляет собой агрегированную категорию, которая включает в себя совокупность политических, экономических, юридических, социальных бытовых факторов, которые определяют обоснованность осуществления капиталовложений при наличии соответствующей степени риска и возможность их эффективного использования.[6]
Опираясь на общепринятые методики, описанные в научной литературе рассмотрим состояние инвестиционного климата лесозаготовительной промышленности Сахалинской области.
Инвестиционный климат можно определить совокупностью действий следующих факторов:
- наличием собственных, принимаемых на региональном уровне, нормативных актов и положений, уточняющих федеральные законы с учетом местных условий и экономических интересов данного региона;
- действием эффективной системы распределения доходов от внешнеэкономической деятельности (в т.ч. от использования иностранных инвестиций) с учётом реального вклада в развитие той или иной отрасли, предприятия которой находятся на территории данного региона и успешно действуют на внешнем рынке;
- предоставлением дополнительных (помимо федеральных) законодательных и финансовых гарантий активным участникам внешнеэкономической деятельности, зарегистрированным на территории региона, включая предприятия с иностранными инвестициями, а также предприятия со 100%-ным иностранным капиталом.
Помимо выше указанных факторов инвесторов интересует:
- природно-ресурсный потенциал региона и его природно-географическое положение;
- определенность экономической политики как в стране, так и в каждом конкретном регионе;
- стабильность и благоприятность федерального и регионального законодательства, определяющего условия предпринимательской деятельности.
Необходимо указать, что состояние инвестиционного климата находится в постоянной динамике и на уровне отдельного региона в значительной степени зависти от общего состояния инвестиционного климата в стране. Поэтому следует отметить, что даже определенное улучшение состояния инвестиционного климата в отдельно взятом регионе в случае общей неблагоприятной ситуации в стране не способно кардинальным образом переломить ситуацию и вывести такой регион в число мировых лидеров по объему привлеченных инвестиций. В настоящее время объемы иностранных инвестиций в российскую экономику, во-первых, далеки от ее реальных сегодняшних потребностей, во-вторых, совершенно не соответствует потенциальным возможностям их использования в народном хозяйстве нашей страны.
Следует отметить, что создание благоприятного инвестиционного климата становится сегодня общей тенденцией в деятельности государств и регионов, стремящихся привлечь инвестиции для развития своей экономики. Среди современных тенденций мирового рынка капитала важная особенность состоит в том, что капитал не навязывается странам, а, наоборот, проходит довольно жесткая конкурентная борьба за его привлечение. При этом политическая стабильность, минимальный экономический риск, максимальная прибыльность являются основными ориентирами для частного капитала вне зависимости от времени и места его приложения.
В условиях снижения бюджетного инвестирования обновления основных фондов Сахалинской области (что отражено на рис.1) проблема привлечения иностранных инвестиций для развития добывающих производств является актуальной.
Рис.1 Изменение доли бюджетных средств в инвестициях в основной капитал.
Вместе с тем, Сахалинская область относится к категории регионов России, сочетающих выдающийся ресурсно-сырьевой потенциал с экстремальными условиями его освоения. Недостаточная кадровая обеспеченность и низкая инфраструктурная обустроенность территории отягощается островным положением области. Именно поэтому Сахалин относится рейтинговым агентством «Эксперт РА» к числу проблемных регионов со сложным инвестиционным климатом, кардинальное улучшение которого требует значительных инвестиций и продолжительного времени.
Опыт взаимодействия предприятий и коммерческих структур Сахалинской области с иностранными компаниями, финансово-инвестиционными фондами и банками позволяет заключить, что их интерес к сотрудничеству имеет довольно узкую направленность. Сфера проявления интереса к сотрудничеству – «сырьевая»: многие фирмы высказывают предложения о приобретении сырья – нефти, леса, целлюлозы, рыбы и морепродуктов. Иностранный капитал озабочен в первую очередь поиском новых рынков для сбыта своей продукции и приобретением дешёвого сырья для производства. На деле получение крупных кредитов, как правило, сугубо адресных, сопряжено со значительными трудностями, потому их число невелико. Инвестиции, полученные областью, сконцентрированы на нескольких крупных предприятиях.
Одной из главных объективных проблем, сдерживающих приток инвестиций в экономику области, является фактор удорожания всех затрат, связанный с расположением области. Экономические и инвестиционные проблемы Севера и Дальнего Востока имеют вполне конкретное денежное выражение в виде 5-6-кратного удорожания социально-бытовой инфраструктуры, необходимой для одного жителя, и 2-3-кратного энергопотребления.
Стоимость основных фондов в значительной степени определяется затратами труда на строительство и транспортировку технологического оборудования к месту установки. Только за счет этих факторов стоимость технически равноценного оборудования на Дальнем Востоке и в центре Европейской части России может различаться в несколько раз.
Также присутствуют особые требования к материалам, применяемым для зон сильных морозов, необходимость в двойной теплоизоляции производственных помещений, постоянной реконструкции деформирующихся зданий и сооружений, что, так или иначе влияет на финансовое выражение полезности любого технического объекта.
Эксперты утверждают, что при непосредственном сравнении размеров хозяйственных комплексов разных регионов страны климатическая компонента стоимости фондов перекрывает реальную производственную мощность технических систем, что создание объектов, равноценных по своей полезности в разных климатических условиях, на севере Якутии обходилось в 6,9 раза дороже, чем в Ставропольском крае - регионе с наиболее комфортным климатом.[7]
Очевидно, что строительство и оснащение фондов производственного назначения в Сахалинской области имеют практически столь же высокий коэффициент климатического удорожания. Игнорировать настолько разительные отличия при оценке технического уровня используемых средств производства и инфраструктуры не может позволить себе ни один потенциальный инвестор.
В 2007г. в лесозаготовительном комплексе области освоено 8,6 млн. рублей инвестиций[1], что составляет 0,01% от общего объема инвестиций направленных в экономику области (в 2000г. – 0,05%). Привлечение инвестиций в лесозаготовительный комплекс области является основным условием его дальнейшего экономического развития. Даже незначительное повышение инвестиционной привлекательности – это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие лесозаготовительного комплекса отражен в таблице 1.
Таблица 1. Объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие лесозаготовительного
комплекса ДФО (млн. руб)
Для Сахалинской области удельный вес иностранных инвестиций за
– 5%, доля собственных средств предприятий остается незначительной.
Особенности инвестиционного климата Сахалинской области предопределили не только понимание неизбежности высоких рисков инвестирования, но и высокий интерес инвесторов к потенциалу региона, что вывело область в безусловные лидеры по показателям привлечения инвестиций среди регионов России.
По уровню зарубежных инвестиций на душу населения Сахалинская область занимает первое место. В структуре поступивших иностранных инвестиций наибольшую долю составляют прямые инвестиции. Вместе с тем, их доля постепенно снижается. Если в 1999 году прямые инвестиции составляли 99,6% от общего объема иностранных инвестиций, то в 2007 году – 84%.[2].
Одним из главных условий развития лесозаготовительной отрасли является наличие благоприятного инвестиционного климата, зависящего от объективных возможностей (инвестиционного потенциала) и конкретных условий деятельности (инвестиционного риска).
Для оценки среды, в которой функционирует лесозаготовительная промышленность Сахалинской области использовался SWOТ-анализ. Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды (возможности и угрозы) и состоянии внутренней среды (сильные и слабые стороны). На пересечении этих элементов получаем четыре поля (квадранта), где складываются определенные группы ситуаций.
Результаты SWOT – анализа представлены на рисунке 2.
Рис.2. Матрица SWOT-анализа лесозаготовительной отрасли Сахалинской области
Как видно из анализа, основными факторами, снижающими инвестиционную привлекательность лесозаготовительного комплекса Сахалинской области являются:
- - общее кризисное состояние российской экономики;
- слабость должной юридической базы, особенно в отношении разработок природных ресурсов;
- высокие затратные составляющие (энергоресурсы, транспортные издержки, экология и т.п.);
- суровые климатические условия, наличие которых во многом определяет низкую освоенность территории, отсутствие дорого, неразвитость средств связи;
- - нехватка квалифицированных кадров.
В тоже время Сахалинская область обладает значительными запасами лесных ресурсов, эффективность освоения которых определяется емким внутренним и внешним рынком сбыта.
Таким образом, основные тенденции инвестирования в лесозаготовительной отрасли можно охарактеризовать следующим образом:
- -объем инвестиций в динамике незначительно увеличивается, в основном, за счет привлеченных средств; -инвестиции в основном, направляются на поддержание действующих мощностей;
- производственные лесозаготовительные мощности оснащаются в основном импортными машинами;
- сдерживающим фактором развития инвестиционных процессов является недостаточная развитость производственных мощностей по глубокой переработке древесины и, особенно, низкосортной.
В связи с этим угрозы инвестиционных процессов в лесозаготовительной отрасли выражаются в следующем:
- снижение объемов лесозаготовок до критического уровня неспособного удовлетворить потребности рынка в древесном сырье;
- из-за низкого уровня лесопользования угроза старения лесов, гибель от пожаров и вредителей;
- резкое снижение жизненного уровня в лесных поселках и необходимость их переселения.
Факторы, сдерживающие приток инвестиций условно можно разделить на общероссийские и факторы, обусловленные особенностями Сахалинской области:
Общероссийские:
1.Неэффективная структура производства и экспорта
Нарушение структурированности лесного бизнеса в период приватизации в последние годы привели к диспропорциям в структуре производства в основных компаниях лесной промышленности. Вместе с этим, неразвитость сбытовой экспортной инфраструктуры, падение спроса на внутреннем рынке привели к необходимости увеличения поставок востребованной экспортом необработанной древесины и полуфабрикатов. Именно поэтому, более половины лесного экспорта приходится на эти виды продукции. При этом политика государства в области экспортно-импортных пошлин еще более усугубляет этот процесс.
2. Неэффективность механизма доступа к лесным ресурсам.
В настоящее время решение о предоставлении во временное пользование лесных ресурсов, как правило, принимается на уровне региональных властей, причем срок аренды в большинстве случаев ограничивается 3-5 годами (по закону аренда ограничивается 49 годами). Это приемлемо для сравнительно мелких лесозаготовителей, однако проблематично с точки зрения крупных компаний, заинтересованных в долгосрочном, гарантированном доступе к ресурсам и на основе этого готовых инвестировать развитие ЛПК.
3. Отсутствие специализированной базы по производству лесозаготовительного оборудования.
В связи с этим предприятия вынуждены нести дополнительные издержки, связанные с закупкой дорогостоящего импортного оборудования. Отечественное машиностроение, даже во времена бывшего СССР, не выпускало всю номенклатуру необходимых для отрасли машин и оборудования, а в последние годы, практически, прекратило выпуск и тех, что выпускались ранее. Поэтому дальнейшее развитие лесозаготовительной промышленности требует коррекции таможенной политики государства в направлении значительного снижения или полной отмены пошлин на импортируемое производственное оборудование, не производимое в России, с другой стороны - стимулирования возрождения отечественного машиностроения, в том числе совместно с иностранными машиностроительными компаниями.
К факторам, обусловленными особенностями Сахалинской области и снижающим инвестиционную привлекательность можно отнести:
- географическое расположение территории;
- климатические условия;
- низкая инфраструктурная обустроенность;
- недостаточная кадровая обеспеченность.
Несмотря на рост объемов инвестиций, привлекательность лесозаготовительной отрасли, ввиду существующих институциональных проблем, находится на уровне, недостаточном для обеспечения воспроизводственных процессов. Очевидно, что увеличение объема инвестиций в лесозаготовительную отрасль возможно на базе строительства новых крупных производств целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей отраслей.
Следует также отметить, что такая форма привлечения финансовых ресурсов как лизинг может стать реально работающим механизмом поддержки сахалинских лесозаготовителей. Развитие лизинга в Сахалинской области сдерживает низкая информированность потенциальных клиентов о сути лизинговых операций, об отличиях лизинга от кредита и о выгодах приобретения основных средств через лизинг. В определенной степени источником проблем являются некоторые лизинговые компании, неспособные обеспечить высокое качество услуги из-за низкого профессионализма и отсутствия возможности реального финансирования потребностей клиента.
Литература:
1. Инвестиции в Сахалинскую область (2000-2007 гг.). Сахалинский областной комитет государственной статистики. –Ю-Сахалинск, 2008г.
2. Иностранные инвестиции в Дальневосточном Федеральном округе. – БИКИ. - № 149-159.-2005.-С.2-4
3. Лебедев В.М. Инвестиции в расширенном воспроизводстве. // в кн.: Курс экономической теории. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ. Изд-во «Дело и сервис». 2001
4. Регионы России. Статистический сборник / Госкомстат России. – М.: 2005
5. Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2020 года
6. Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал.- М.-2000.- С.120.
7. Фархутдинов И.П. Теоретические основы устойчивого развития экономики региона: учеб. пособие / Под ред. Б.Р. Мисикова.- ЮСах: Сахгу, 2001.- 198 с.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №01 (2009) |