- Морские вести России

РОЛЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ

Транспортное дело России №06 (2008)

Гинзбург А.Д.

 

Формирование благоприятного инвестиционного климата в ближайшие годы во многом будут опираться на проведение активной государственной макроэкономической политики, основным содержанием которой станет поэтапное реформирование российских металлургических предприятий. Реформа предприятий позволит создать необходимые институциональные предпосылки для повышения эффективности инвестиций и восприимчивости действующего производства к вложению капитала отечественных и зарубежных инвесторов.

По мнению ряда экономистов, основная направленность реформы - побудить российские предприятия осуществлять хозяйственную деятельность с учетом интересов долгосрочного инвестиционного развития. В связи с этим предусматривается реструктуризация неэффективно работающих металлопроизводств, улучшение управления, повышение эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижения издержек производства, ускоренный вывод и замена устаревших технологий и обесцененного кризисом капитала, улучшение финансово-экономических результатов деятельности

Такой подход следует считать правомерным, учитывая существенно устаревший производственный и технологически потенциал металлургического комплекса России, трудности переходного периода, проблематичность притока заграничных инвестиций. Именно это все обусловливает проведение в стране структурноинвестиционной политики.

В основе структурно-инвестиционной политики лежит концепция, определяющая главные принципы, которым должны следовать власти при выработке решений, касающихся структурных преобразований экономики и инвестиционной сферы. С учетом этих принципов, а также необходимых для их реализации условий разрабатываются соответствующие срочные программы Правительства, в которых излагаются основные положения, цели, стратегия и подходы к решению структурных проблем.

Структурные преобразования в значительной мере затрагивают интересы отдельных секторов хозяйства. Важная задача — предотвращение появления регионов с высоким уровнем структурной безработицы, возникновения массовой вынужденной миграции. Поэтому наряду с федеральной целевой программой разрабатываются региональные и местные инвестиционные программы. В целях согласования национально-государственных и региональных интересов программы разных уровней административно-территориальных делений взаимоувязываются.

При разработке структурно-инвестиционной политики особое внимание уделяется регионам с менее благоприятными природноклиматическими и социально-экономическими условиями, осуществление структурных сдвигов, в экономике которых требует большего времени и сопряжено со значительными социальными издержками. Это, прежде всего территории слабого освоения, районы с концентрацией металлургических производств (Центр, Урал, Сибирь).

Результативность структурно-инвестиционной политики может быть оценена по достигнутому уровню соответствия между отдельными сферами и подразделениями, отраслями народного хозяйства и территориальными подсистемами общественного производства, а также по степени удовлетворения экономикой общественных потребностей. Главный принцип структурно-инвестиционной политики — выработка и обоснование системы взаимоувязанных приоритетов, которые определяют направления структурных сдвигов исходя из общемировых тенденций, выгод от участия страны в общемировом разделении труда, из специфики деформаций и диспропорций в существующей структуре национальной экономики. Вместе с тем практика государственного управления последних лет выявила необходимость руководствоваться также и более широким рядом принципов, среди которых:

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
  • государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
  • размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
  • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
  • совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
  • значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Ведущую роль при выработке приоритетов играет установление критериев для отнесения сфер, отраслей и производств экономики к числу приоритетных. Процесс структурной перестройки, как правило, продолжается длительное время и осуществляется поэтапно. На современном этапе структурные преобразования, прежде всего, направляются на восстановление нарушенного в предшествующие годы равновесия в сфере экономики, на более полное удовлетворение потребностей населения в товарах, услугах, рабочих местах.

Основными задачами структурно-инвестиционной политики на современном этапе переходного периода являются:

  • последовательное свертывание устаревших производств;
  • преодоление структурных деформаций и приведение структуры производства в соответствие с платежеспособным спросом;
  • обеспечение наиболее полного использования производственных ресурсов и научно-технического потенциала;
  • поддержание экономической и экологической безопасности страны;
  • содействие развитию эффективных, конкурентоспособных производств, рыночной инфраструктуры, сферы услуг и интеллектуальной деятельности.

В структурно-инвестиционной политике Российской Федерации в настоящее время можно выделить ряд взаимосвязанных направлений в разрезе отдельных блоков системы общественного воспроизводства:

  • формирование и развитие рынка предметов потребления и услуг;
  • переориентация производства средств производства на нужды потребительского комплекса;
  • приведение производства средств производства в соответствие с потребностями производителей средств производства для потребительского комплекса и достижение сбалансированности между отдельными производствами внутри данного воспроизводственного блока;
  • перепрофилирование внешнеэкономического комплекса за счет развития экспортных и импортозамещающих производств.

К среднесрочным и долгосрочным отраслевым целям инвестиционной политики с учетом имеющихся ресурсов российской экономики можно отнести:

металлургический комплекс — расширение специализированных производств металлопродукции, развитие сталелитейной промышленности (модернизация производства, освоение новых технологий и материалов, увеличение количества и многообразия товаров), расширение сортаментов и номенклатуры металлоизделий, проката, повышение конкурентоспособности национальной металлургии на мировых рынках;

науку и образование — развитие тех направлений, которые обеспечивают реализацию отраслевых приоритетов, а также проведение пер перспективных исследований, подготовку кадров для новой структуры экономики;

машиностроение — производство прогрессивных видов оборудования, электронной техники, средств автоматизации и связи, трансформация и перевод ряда технологий военного производства в гражданское;

электроэнергетику — разработка и освоение новых источников энергии, экологически чистое ее производство;

химическую промышленность — производство новых синтетических материалов, заменяющих природное сырье или обладающих качественно новыми свойствами.

Неустойчивое состояние экономики Российской Федерации требует особой стратегии структурно-инвестиционной политики. Сущность этой стратегии состоит в селективной поддержке государством точек и секторов роста в народном хозяйстве. Точками роста являются конкретные хозяйствующие металлургические предприятия. Идентификация точек роста осуществляется с учетом их способности к эффективной хозяйственной деятельности, связям с другими элементами экономической системы и роли, которую они могут сыграть в решении приоритетных для данного этапа задач в области социально-экономического развития.

Содействие развитию производства в точках и секторах роста государство может осуществлять в виде разнообразных форм поддержки, выделяя бюджетные средства для финансирования проектов и программ, предоставляя целевые льготы по налогам и таможенным тарифам, выдавая налоговые кредиты и государственные гарантии и т.д. Решение структурных проблем требует ресурсного, и, прежде всего финансового, обеспечения. В условиях нестабильности экономики, но высоким уровнем инфляции, несовершенной налоговой системой, высокими процентными ставками. Потребность в инвестициях для устранения структурных деформаций составляет, по некоторым оценкам, 5-6 млрд. долл. В России по причине заниженной стоимости основных фондов отечественные металлургические предприятия списывают на амортизацию вдвое меньше, чем аналогичные западные компании. Поэтому стабилизационная роль амортизации в нашей стране оказывается минимальной1 .

Для их привлечения и использования необходимо рациональное и эффективное воздействие государства на инвестиционный процесс, направленное на стимулирование сбережений и создание условий для трансформации накоплений в инвестиции. Это предполагает, прежде всего, достижение в стране стабилизации политической ситуации, снижение уровня правонарушений, создание благоприятного правового климата для инвестиций. Со стороны государства требуется также осуществление комплекса мер по ориентации инвестиционной активности в приоритетных направлениях. В соответствии с разработанной Правительством РФ концепцией структурно-инвестиционной политики государство отвечает за создание в стране благоприятных экономических условий для активизации инвестиционной деятельности, и само принимает в ней активной участие.

Бюджетные средства используются для финансирования целевых программ и отдельных проектов. Государство принимает долевое участие в совместном финансировании проектов и оказывает поддержку частным инвесторам в рамках этих проектов. С помощью налогов, кредитов, ускоренной амортизации государство координирует деятельность всех инвесторов.

Государственная поддержка реализации проектов за счет средств бюджета развития Российской Федерации как части федерального бюджета осуществляется только на конкурсной основе и по нескольким направлениям:

  • • выделение средств из федерального бюджета на возвратной и платной основах для осуществления высокоэффективных проектов при условии, что в структуре источников финансирования собственные и заемные средства составляют от 50 до 80% (в зависимости от категории проектов — экспортноориентированные, импортозамещающие), при этом собственные — не менее 20%2;
  • предоставление гарантий до 60% от объема заемных средств, вкладываемых кредитными организациями в реконструкцию действующих или создание новых производств. При этом необходимое условие — также наличие собственных средств у организации, реализующей проект в объеме пятой части его стоимости;
  • привлечение ссуд за счет внешних заимствований на закупку импортного оборудования под гарантии Правительства в размере 85% цены контракта сроком на 5—9 лет в зависимости от категории проекта при средней ставке 7—9%. Обязательными в этом случае являются уплата предприятиями аванса в размере 15% суммы контракта, таможенных пошлин и сборов, НДС на оборудование и наличие финансовых ресурсов для осуществления строительномонтажных работ и приобретения оборотных активов, прочих затрат, которые не включаются в сумму кредита.

Средства федерального бюджета на безвозвратной основе предоставляются только тем предприятиям, которые включены в состав федеральной адресной инвестиционной программы. Начиная с 1997 г. количество финансируемых государством целевых программ было значительно сокращено. Бюджетные средства на безвозвратной основе предоставляются негосударственным коммерческим организациям только при условии передачи ими в федеральную собственность дополнительно выпускаемых акций, стоимость которых эквивалентна размеру государственной поддержки.

Важным источником пополнения инвестиционного потенциала экономики является и кредитная политика государства. Кредитование реального сектора ведется с помощью следующих мер:

-         проведения политики низких процентных ставок путем формирования системы льготного кредитования приоритетных предприятий целью минимизации их финансовых издержек, а также создания преимуществ в получении кредитов для инвестиций в оборудование;

-         индивидуального определения Банком России условий рефинансирования для каждого кредитного учреждения в зависимости от его инвестиционной программы, с тем, чтобы стимулировать, работу коммерческих банков с реальным сектором экономики.

-         через страхование инвестиционных рисков в высокотехнологических отраслях, а также предоставление гарантий по возврату займов.

Среди других инструментов инвестиционной политики, используемых федеральным центром, можно назвать следующие.

Управление процессами амортизации капитала для наращивания инвестиционных возможностей металлургических предприятий за счет собственных средств. Для этого в амортизационной политике необходимо пересмотреть механизм учета сроков физического и морального старения основного капитала, порядок амортизационных списаний, а также сроков и величины предоставляемых инвестиционных налоговых кредитов и льгот.

Усиление валютного регулирования, направленного на аккумулирование в отраслях валютных ресурсов. Сегодня наибольший объем денежных ресурсов находится у экспортеров. Аккумулирование их финансовых средств достигнуто в рамках правительственных решений о продаже большей части валютной выручки.

Повышение государственного контроля за распределением прибыли предприятий, находящихся полностью или частично в государственной собственности, и преобразование ее в инвестиции внутри страны в соответствии с национальными приоритетами развития экономики при использовании соответствующих прав собственности. Так, если экспортеры в результате обязательной продажи большей части валютной выручки получают избыточную рублевую массу, то согласно предусмотренной процедуре она может использоваться в рамках государственных инвестиционных программ, направленных на поддержание отечественной металлургической промышленности с целью выпуска оборудования для реконструкции предприятий ТЭК.

Снижение налогового бремени для увеличения объема собственных средств предприятий, которые они смогут направлять на модернизацию производства.

Органы власти субъектов Федерации в рамках своих полномочий также осуществляют деятельность по привлечению инвестиций в свои регионы. По данным Минэкономики России, к началу 2004 г. большая часть российских регионов с металлургическим профилем приняла законы, направленные на поощрение инвестиций, а также на создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговых льгот, государственную поддержку кредитованием строительства, предоставление земли, лизинговую деятельность3.

Всего субъектами Федерации разного уровня — республиками, краями, областями, автономными образованиями — принято более 80 законодательных и нормативно-правовых актов, в том числе более 60 законов в этой сфере. Анализ регионального инвестиционного законодательства свидетельствует, что оно развивается преимущественно в направлении системного улучшения существующих положений федеральных нормативных актов в рамках компетенции местных властей.

Большинство принятых в субъектах Федерации нормативных актов предусматривают:

  • гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов;
  • формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по инвестициям, предоставленным отечественными и иностранными инвесторами;
  • предоставление налоговых льгот региональными государственными органами.

Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики в конце 1990-х годов выступили Кемеровская и Липецкая области. Их усилия были направлены на привлечение иностранных инвесторов, что выразилось в принятии соответствующих законов, определяющих благоприятные условия деятельности зарубежного капитала.

С небольшим отставанием к этому процессу подключились другие области России, продвинувшиеся в стратегии решения инвестиционных проблем. Но, в отличие от предшественников, их инициативы уже в равной мере были направлены на стимулирование всех потенциальных инвесторов. Так, Нижегородская область в конце 2002 г. приняла Закон «О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области», распространяющийся на отечественных и иностранных инвесторов. Суть его составили необходимые гарантии сохранности капитала, источниками которых служат средства областного бюджета, активы областных внебюджетных фондов, природно-сырьевые ресурсы и недвижимость, находящиеся в собственности области.

Основными элементами сформировавшейся за это десятилетие в субъектах Федерации инвестиционной политики являются:

принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс;

предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера, соответствующих современной мировой практике;

создание организационных структур по содействию инвестициям;

• содействие инвесторам в получении таможенных льгот;

гарантии субъектов РФ и поручительство банков под выделенные ими средства для реализации инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;

аккумуляция средств населения путем выпуска муниципальных займов.

Во многих российских регионах, испытывающих нехватку финансовых средств для реализации тех или иных проектов, используются и косвенные формы поддержки:

  • освобождение на определенных условиях от уплаты налогов в региональный бюджет (снижение их ставок);
  • полное или частичное погашение из средств регионального бюджета процентной ставки по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционных проектов на территории региона;
  • отсрочки по налогам и арендным платежам, снижение ставок арендной платы за землю;
  • предоставление зданий и земли (право распоряжения, которыми принадлежит региональным или муниципальным администрациям);
  • гарантии местных органов власти.

Необходимость укрепления взаимоотношений местных властей с инвесторами подчеркивает и тот факт, что многие иностранные компании зачастую отказываются кредитовать предприятия регионов — риски и неопределенность в проектах, основанных на прямом взаимодействии отечественных и зарубежных предпринимательских структур, весьма велики. Естественно, что в подобных ситуациях инвестирующая сторона все активнее стремится к диалогу с руководством субъекта Федерации. Так, комплекс гарантий со стороны администрации Новгородской области по обеспечению иностранных инвестиций включает в себя:

  • гарантийный фонд, предусмотренный соответствующей статьей Закона «О бюджете области»;
  • полное бесплатное информационное обеспечение потенциальных инвесторов;
  • сопровождение перспективных проектов областным экономическим комитетом и оказание помощи в разрешении проблем, касающихся федеральных органов власти.

Действительно, сегодня регионы России прилагают значительные усилия по организационному обеспечению инвестиционного процесса. Создаются банки реконструкции и развития, привлекающие денежные средства населения и юридических лиц для осуществления инвестиционных проектов (например, в Кемеровской области). Активно формируются специальные структуры (Центр содействия инвестициям в Татарстане, Агентство развития и привлечения инвестиций в Новгородской, Самарской областях, на Новолипецком металлургическом комбинате), задачи которых — разработка инвестиционных программ, поиск инвесторов, предоставление необходимой информации и т.п. В Рязанской области создана информационная система ИКАР (информационный компьютерный атлас региона), помогающий инвесторам быстро получить полную и точную информацию об экономическом потенциале области, выбрать привлекательные для инвестиций объекты.

Все указанные структуры преимущественно финансируются из бюджетов, в силу чего их возможности бывают весьма ограниченны и в дополнение к ним, как правило, создаются коммерческие структуры (финансово-промышленные или инвестиционные компании), привлекающие финансовые средства для подготовки инвестиционной документации, кредитования самих проектов, проведения консультаций, обучения, финансового аудита, маркетинговых исследований.

 

1.        Кожухар В.М. Практикум по иностранным инвестициям. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков», 2006. С. 79.

2.        Маренков Н.Л. Инвестиции. Серия «Учебники МГУ». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003, с. 196.

3.        Ложникова А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике, -М.: МЗ ПРЕСС, 2001, с.47-48.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №06 (2008)