МОДЕЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ В ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОМ ХОЗЯЙСТВЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Транспортное дело России №06 (2008)Рассмотрена тарифная политика в секторе водоснабжения и водоотведения. Раскрываются основные задачи и принципы формирования тарифов в рассматриваемом секторе. Дается алгоритм построения тарифов водоснабжения и водоотведения по двухкомпонентному принципу, обеспечивающему возможность бесперебойного получения услуги в любое время.
MODELLING OF TARIFFS IN A VODOPROVODNO-SEWER ECONOMY OF
Ermolaev E, Kuznetzov N., The Samara state arhiterkturno-building university
A tariff policy in the sector of water supply and sanitation. Disclosure of the principal objectives and principles of the tariffs in the sector. An algorithm for constructing the water supply and water tariffs on bilateral principle which ensures the opportunity to receive uninterrupted service at any time.
Ключевые слова: тарифная политика, водоснабжение, цена производства, двухкомпонентные тарифы.
В условиях монополизированного положения водоканалов, хронического недофинансирования, ликвидации перекрестного субсидирования возрастает роль экономически обоснованных тарифов, как сбалансированной цены спроса и предложения, регулируемой как административными, так и рыночными методами.
Спрос города как заказчика: отражаемые в муниципальном заказе требования к качеству и надежности услуг должны соответствовать реальной платежеспособности. С учетом финансовых возможностей города определяются требования к надежности водоснабжения и водоотведения, качеству очистки воды и стоков. Исходя из ресурсной эффективности водоканалов и состояния основных фондов, определяются задания по модернизации и замене сетей и оборудования, соответствующий уровень финансирования. С учетом нормативов потребления определяется цена потребления услуг.
При определении тарифной политики в секторе водоснабжения и водоотведения необходимо решать следующие задачи:
- -определение объективно необходимых затрат на производство услуг с учетом условий производства, заданий по замене основных фондов, их модернизации и строительству;
- -расчет и реструктуризация операционных затрат и возможного увеличения инвестиционной составляющей тарифов с учетом сокращения нерациональных расходов, повышения ресурсной эффективности производства, определение максимально допустимого по платежеспособности и оправданного по качеству услуг тарифа;
- -оценка и оптимизация направлений использования инвестиционной составляющей тарифа, планирование затрат на модернизацию оборудования и изменения эксплуатационных затрат в результате реализации инвестиционных проектов, мер по ресурсосбережению, сокращению нерационального потребления услуг;
- -анализ регулирующим органом и предотвращение необоснованного завышения размера платежей потребителей (как путем завышения тарифов, так и нормативов потребления);
- -оценка при согласовании тарифов реальной платежеспособности города (бюджета и населения), возможности оплачивать услуги ВКХ для предотвращения роста дебиторской задолженности водоканалов, чрезмерного увеличения числа субсидируемых семей, а также нагрузки на бюджет для выплаты им субсидий;
- -контроль регулирующим органом и анализ себестоимости и прибыли на основе экспертизы обоснованности затрат водоканала.
Традиционная технология формирования коммунальных тарифов на основе экстраполяции затрат «от достигнутого уровня» проста, но не обеспечивает учет реальных условий: фактического и требуемого уровня надежности сетей, качества воды и стоков, потребительских запросов, возможностей бюджетного финансирования модернизации и развития. Отсутствие инструмента оценки регулирующими органами снижения надежности и качества услуг при занижении ими планируемых тарифов приводит к бесконтрольности действий предприятий–монополистов, как по расходу ресурсов, так и по объемам и качеству услуг. Отсутствие связи между тарифной политикой, определяющей реальное финансирование водоканалов, и задач по повышению качества услуг практически не позволяет в полной мере использовать властные полномочия органом местного самоуправления, формировать и развивать систему договорных отношений. Антимонопольное регулирование сводится к однобокому ценовому регулированию, отсутствует механизм управления качеством условий проживания. Существенно завышается стоимость мероприятий по повышению надежности и качества услуг.
Практика расчета тарифов на основе экстраполяции фактических затрат, использования устаревших нормативов, популизм при утверждении тарифов крайне затрудняет привлечение инвестиционных ресурсов, финансирование антикризисных мер в ВКХ. Сокращение затрат в результате реализации мероприятий водоканала по ресурсосбережению вызывает обоснованные опасения снижения тарифа и потери вложенных средств.
Исходя из указанного требуется перейти от расчета тарифов по сложившимся затратам (сметного подхода) к определению стоимости услуги с необходимым уровнем качества, последующей стабилизации на срок, соответствующий периоду реализации инвестиционных проектов (5-7 лет) с ежегодным пересмотром. При этом тариф индексируется с дисконтом по уровню инфляции, а также корректируется в соответствии с заданиями по повышению качества услуг.
Использование категории экономически обоснованного тарифа основано на следующих основных принципах.
При оплате населением полной стоимости услуг водопроводно-канализационного хозяйства в условиях сохраняющегося монополизма процесс ценообразования должен оставаться регулируемым. При этом в основе формирования тарифов должно лежать обоснование структуры и постатейного размера затрат в рамках унифицированной и прозрачной процедуры расчета «стартового» уровня, принимаемого на начало договорного периода и сохраняемого стабильным в течение года. В дальнейшем тариф меняется по законам цены потребления: повышается при повышении качества очистки воды, стоков, надежности их транспортировки или, наоборот, снижается при невыполнении водоканалом своих договорных обязательств по надежности и качеству услуг. Снижение эксплуатационных затрат в результате мер по ресурсосбережению, реализации инвестиционных проектов хозяйствующим субъектом не может являться основанием снижения тарифов. Получаемая при этом дополнительная прибыль водоканала является стимулом его предпринимательской активности и источником возврата используемых кредитных ресурсов.
Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства являются более самостоятельными субъектами хозяйствования, несущими ответственность за состояние и развитие основных фондов и должны иметь соответствующие финансовые возможности. Это должно отражаться при формировании тарифа в его инвестиционной составляющей.
Инвестиционные составляющие тарифа должны обеспечить рациональное сочетание источников финансирования замены изношенных фондов, их модернизации, реконструкции и развития, а также наиболее эффективного использования и возврата кредитных ресурсов.
Важнейшей особенностью водопроводно-канализационного хозяйства является отсутствие прямой конкуренции организаций исполнителей услуг, обеспечивающей снижение затрат до минимально достаточного для производителя уровня. Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения должны определяться путем поиска местным органом самоуправления (или уполномоченной им службой муниципального заказчика) и исполнителем услуг компромисса между потребностью водоканалов в финансовых ресурсах для обеспечения требуемого качества и надежности обслуживания и совокупными возможностями потребителей и города по их оплате. При этом сохраняется полная самостоятельность хозяйствующих субъектов-исполнителей услуг в планировании и организации своих затрат с целью получения максимально возможных финансовых результатов (при условии учета установленных ограничений).
Алгоритм формирования тарифов, базирующийся на переходе от расчета цены производства услуги к определению цены потребления приведен на рисунке.
Рисунок Алгоритм формирования тарифа
Целесообразность перехода на оплату услуг водоснабжения и водоотведения по двухкомпонентному тарифу обусловлена особенностями технологии производства и реализации услуг водоснабжения и водоотведения. На предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, с одной стороны, производится материальный носитель услуги, являющийся в соответствии с ГК РФ товаром, а с другой - оказывается услуга путем обеспечения надежной и бесперебойной доставки этого материального носителя до потребителя, что требует соответствующих действий по замене изношенных фондов, их ремонту и реконструкции.
Исходя из этой концептуальной предпосылки, платежи за коммунальные услуги должны состоять из двух частей:
- стоимость гарантированного доступа к данной услуге, которая взимается в виде абонентской платы и определяется реальным уровнем надежности и затрат на его поддержание. В этой части платежа отражается такая экономическая категория, как «цена услуги»;
- плата за фактическое потребление материального носителя услуги (м3 воды, отведенной сточной жидкости), то есть «цена ресурса (товара)».
Абонентская плата позволяет покрыть условно-постоянные затраты по обеспечению доставки воды, включая поддержание основных фондов (сетей и сооружений) в гарантированно работоспособном состоянии. Эта часть оплаты услуг не снижается при сокращении потребления (например, в результате сокращения потребления при переходе к приборному контролю и регулированию, она также уплачивается при временном отсутствии потребителя).
При оплате услуг по двухкомпонентному тарифу следует учитывать отличие абонентской платы и платы за ресурс от общепринятого распределения затрат предприятия на постоянные и переменные по отношению к объему производства, используемого в учете и калькулировании себестоимости. Группировка затрат на условно-постоянные и условно-переменные в случае оплаты услуг по двухкомпонентному тарифу может определяться их отнесением к абонентской плате, то есть постоянной части платежа, либо плате за ресурс, то есть плате за фактическое потребление (переменной части платежа). Однако и та и другая часть платежа содержат как переменные, так и постоянные расходы.
Именно этот подход к формированию платы за услугу и платы за ресурс обуславливает принципиальное отличие двухкомпонентного тарифа от двухставочного, рекомендованного Методическими указаниями ФЭКа России, в условиях введения которого предусматривается, что структура тарифов предприятий полностью соответствует структуре затрат.
Кроме того, двухкомпонентные тарифы, в большей мере, чем двухставочные, стимулируют реализацию мер по ресурсосбережению, так как сокращение объема реализации услуг в этом случае не будет отрицательно влиять на финансовое состояние водоканалов в связи с возможностью пропорционально снизить затраты за счет сокращения переменной части платежей, то есть платы за фактическое потребление.
Переход к двухкомпонентным тарифам более понятен и для потребителей, так как они платят абонентскую плату не за присоединенную мощность вне зависимости от того, как она используется, и не за содержание предприятия, а за полезный потребительский эффект - возможность бесперебойного получения услуги в любое время.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №06 (2008) |