РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ РЕГИОНА
Транспортное дело России №06 (2008)Раскрываются основные условия для формирования и развития малого предпринимательства в регионе. Раскрывается концепция социально-экономического развития региона с упором на формирование предпринимательского потенциала малых форм хозяйствования.
DEVELOPMENT OF
Annenkova A., Petrizhev V., Pozdnjkov A., the Oryol regional academy of public service
Disclosure of the principal conditions for the formation and development of small businesses in the region. Expands the concept of socioeconomic development of the region, with emphasis on the formation of entrepreneurial potential of small forms of management.
Ключевые слова: рыночные отношения, предпринимательство, малые предприятия, анализ развития.
В экономических исследованиях последнего десятилетия предпринимательский ресурс рассматривается как важнейший фактор динамичного развития регионального хозяйства. Предпринимательство, концентрируя в себе наиболее характерные свойства рыночных отношений, выступает движущей силой современной экономики.
Современный этап развития рыночных отношений свидетельствует о том, что необходимо использовать разнообразные формы и методы хозяйствования, которые должны соответствовать меняющимся условиям экономического развития и характеру решаемых экономических задач. Вместе с тем, все более очевидным становится факт, что в силу ряда особенностей малого предпринимательства (ориентация на местный рынок, решение региональных и муниципальных проблем) именно этот сектор экономики должен стать основой формирования современной структуры экономики территории. Установка на инновационное развитие оказывает существенное влияние на политику содействия развитию малого предпринимательства как со стороны местных, так и федеральной властей.
Обеспечение необходимых условий его формирования и развития в каждом регионе Российской Федерации является ключевой проблемой: без малого предпринимательства невозможна трансформация российской экономики в современную социально-ориентированную рыночную экономику. В то же время, 17-летний опыт рыночных преобразований показал, что спонтанное развитие малого предпринимательства не приносит желаемых результатов. Процесс его укрепления нуждается в эффективном управлении, что требуется, прежде всего, на уровне регионов, где в основном и формируются условия для развития малого бизнеса.
Формирование целостной концепции социально-экономического развития региона не может быть осуществлено без исследования объективных тенденций, экономических противоречий, внутренних источников экономического развития малого предпринимательства.
О тенденциях развития малого предпринимательства в областях Центрального федерального округа можно судить по данным табл. 1, в которой приведена информация о доле малых предприятий в общей численности предприятий и организаций, распределении числа малых предприятий по регионам, среднесписочной численности работающих на малых предприятиях, количестве малых форм хозяйствования на 1000 жителей, обороту малых предприятий, величине инвестиций в основной капитал. (Выбор данных для оценки развития малого предпринимательства в областях ЦФО обусловлен их социально-экономической значимостью для регионального хозяйства.)
Таблица 1 – Показатели развития малого предпринимательства в областях ЦФО в
Регион |
Распределение числа МП |
Среднесписочная численность работников МП |
Числопредприятий на1000 жителей |
Оборот малыхпредприятий |
Инвестиции восновной капиталМП |
|
в % от общего числа МП |
в % к итогу |
единиц |
в % к итогу |
в % от общего объема инвестиций |
Российская Федерация |
100 |
100 |
7,23 |
100 |
3,74 |
Центральный федеральный округ |
34,2 |
36,1 |
9,45 |
45,2 |
3,38 |
Белгородская область |
1,0 |
0,6 |
6,68 |
0,5 |
1,48 |
Брянская область |
0,4 |
0,5 |
3,38 |
0,3 |
5,93 |
Владимирская область |
0,7 |
0,8 |
4,96 |
0,4 |
5,53 |
Воронежская область |
1,5 |
1,4 |
6,57 |
0,7 |
10,09 |
Ивановская область |
0,5 |
0,5 |
4,45 |
0,2 |
13,40 |
Калужская область |
0,6 |
0,7 |
6,21 |
0,6 |
13,85 |
Костромская область |
0,3 |
0,3 |
4,23 |
0,2 |
1,24 |
Курская область |
0,4 |
0,4 |
3,38 |
0,3 |
4,21 |
Липецкая область |
0,5 |
0,4 |
4,32 |
0,5 |
4,60 |
Московская область |
4,3 |
5,4 |
6,62 |
5,7 |
4,58 |
Орловская область |
0,3 |
0,3 |
4,32 |
0,2 |
2,56 |
Рязанская область |
0,6 |
0,9 |
5,33 |
0,6 |
3,09 |
Смоленская область |
0,4 |
0,5 |
3,68 |
0,2 |
4,29 |
Тамбовская область |
0,3 |
0,4 |
3,10 |
0,2 |
8,40 |
Тверская область |
0,7 |
0,6 |
4,90 |
0,3 |
4,64 |
Тульская область |
0,7 |
0,7 |
4,69 |
0,4 |
2,55 |
Ярославская область |
0,9 |
0,8 |
7,15 |
0,8 |
1,20 |
г. Москва |
20,1 |
20,9 |
19,93 |
33,1 |
1,80 |
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что лишь в некоторых регионах ЦФО уделяется серьезное внимание поддержке малого предпринимательства, что сразу же отражается на величине приведенных показателей.
Усиление роли малого предпринимательства в экономике региона зависит от увеличения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в хозяйственной деятельности. За последние годы не наблюдается роста числа малых предприятий. Так, на 1 января
Особо следует отметить неравномерность распределения числа малых предприятий по областям ЦФО и подчеркнуть роль таких регионов, как г. Москва и Московская область, занимающих главенствующее значение в экономике не только ЦФО, но, наряду с г. Санкт-Петербургом, России в целом.
Положительным фактором роли малого предпринимательства в развитии региональной экономики является увеличение числа постоянно работающих на малых предприятиях и увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а также рост занятости населения по месту основной деятельности без образования юридического лица. Это наиболее полно отражается в том, что доля работников малых предприятий в общем числе экономически активного населения на протяжении последних 5 лет колеблется в пределах 10-12% с незначительной тенденцией их увеличения. Так, в
Для оценки значения малого предпринимательства для экономики страны и региона следует анализировать динамику такого показателя, как численность малых предприятий на 1000 жителей. Данный критерий позволяет оценить степень проникновения малого предпринимательства в региональную экономику, как с экономической точки зрения, так и с социальной. Проведенный анализ позволяет заключить, что в ряде субъектов ЦФО этот показатель соизмерим с общероссийскими значениями. Это характерно для таких областей как Воронежская, Смоленская, Орловская, Калужская. В ряде регионов (Брянская, Тамбовская, Тверская области) этот показатель более чем в 2 раза ниже общероссийского значения. Особо следует отметить, что значение описанного показателя в целом по ЦФО значительно превышает его среднее значение по России. Это связано с особым экономическим статусом таких субъектов, как г. Москва и Московская область.
О результативности деятельности малых форм хозяйствования в региональной экономике свидетельствует финансовый оборот этих предприятий. Так, в г. Москве и Московской области эта величина на 1 января
Важным результатом вклада малых предприятий в региональную экономику является рост инвестиций в основной капитал малых предприятий, что позволяет им повышать технический уровень производства, наращивать производственные мощности, увеличивать выпуск продукции (работ, услуг). Удельный вес инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций в
Для более детального анализа развития малого предпринимательства в областях Центрального федерального округа проведем группировку регионов по ряду показателей (оборот малых предприятий, в % от ЦФО и число предприятий на 1000 жителей) в силу их наибольшего влияния на степень проникновения исследуемого сектора экономики в региональное хозяйство. На их основании осуществлено ранжирование субъектов ЦФО и построена схема размещения регионов относительно друг друга по ранговой величине данных показателей (рис. 1).
Рис. 1 – Распределение субъектов ЦФО по степени развития малого предпринимательства
Анализ свидетельствует, что все области Центрального федерального округа можно подразделить на две группы по отношению к уровню развития малой экономики в целом по России. В группу А вошли области с показателями выше общероссийских: Белгородская, Воронежская, Калужская, Московская, Рязанская, Ярославская области и г. Москва. В группу В с низкими показателями вошли: Брянская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Курская, Липецкая, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская области.
Таким образом, анализ развития малого предпринимательства в областях Центрального федерального округа позволяет определить для каждой группы свойственные ей тенденции развития:
Для группы А:
- при довольно высоком росте абсолютной величины объема произведенной продукции в процентах от ВРП происходит также и относительный рост данного показателя по сравнению с другими областями ЦФО;
- развитие сопровождается значительным ростом числа самих предприятий, как в абсолютной величине, так и в относительной;
- численность работающих на малых предприятиях превышает общероссийские значения;
- развитие малого предпринимательства в указанных регионах ориентировано на увеличение экономической и социальной значимости этого сектора экономики.
Для группы В:
- -наблюдается незначительный прирост величины объема произведенной продукции (в процентах от ВРП);
- -развитие сопровождается стабильно низким числом малых предприятий, как в абсолютной величине, так и в относительной;
- -численность работающих на предприятиях значительно ниже общероссийских значений;
- -развитие малого предпринимательства в данных областях ориентировано в сторону снижения экономической и социальной значимости этого сектора экономики.
Таким образом, большинство областей, входящих в ЦФО, нельзя считать лидирующими по развитию малого предпринимательства. Об этом свидетельствуют приведенные данные, а также рост безработицы, высокие процентные ставки по кредитам, преобладание административных методов управления над экономическими в сфере регулирования малого предпринимательства (выра
жается в деятельности налоговых инспекций, трудностями с получением в городских органах власти лицензий на деятельность, патентов, разрешений). Вместе с тем, у малого предпринимательства в России есть резервы для дальнейшего развития. По оптимистическому сценарию, в ближайшие годы число малых предприятий в России может увеличиться до 1,4-1,5 млн., а выпускаемая ими продукция может быть оценена в 1,8-2,2 трлн. руб. Привнося примерно 14-15% в ВВП страны (вместо 10,7% в
Литература:
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007. Стат. сб. / Росстат. М., 2007.
2. Малое предпринимательство в России. 2007: Стат.сб. / Росстат. M., 2007.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №06 (2008) |