ПОСТРОЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА В КНР
Транспортное дело России №06 (2008)С момента начала проведения в Китае политики реформ и открытости эта страна достигла очевидных результатов в сфере реформирования научно-технической системы, приняв в качестве главного объекта модернизации научно-исследовательские структуры.
CONSTRUCTION OF THE INNOVATIVE STATE IN THE
Bateneva G., the post-graduate student of the
From the moment of the realisation beginning in
Ключевые слова: КНР, инновации, НИОКР, регион.
На состоявшемся в начале 2006 года Общегосударственном научно-техническом совещании Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао определил задачу выхода на инновационный путь развития с учетом китайской специфики с приложением усилий для построения инновационного государства. Для решения указанной задачи руководством республики был выделен ряд наиболее важных вопросов в данной области:
1) о построении государственной инновационной системы;
2) выработка и реализация политических мер, благоприятных для развития собственных инноваций;
3) о создании базовой научно-технической системы, благоприятной для проведения самостоятельных инноваций.
Рассмотрим подробнее проблему построения государственной инновационной системы. Повышение собственных инновационных возможностей потребовало от Китая разрешения ряда принципиальных структурных вопросов в построении общегосударственной инновационной системы, способной играть важную роль на современном рынке, и стать составным источником инновационных решений и эффективным стимулятором национальной стратегии. В рамках данной государственной задачи правительством Китая были определены следующие цели:
- Построение технологической инновационной системы путем органичного сочетания производственных, исследовательских и академических структур на основе производственных предприятий
- Построение системы инновации знаний путем органического синтеза между научно-техническими исследовательскими структурами и образовательными учреждениями
- Создание союза между военным и гражданским секторами производства, государственной оборонной инновационной системы, функционирующей в интересах как оборонной, так и гражданской промышленности
- Формирование инновационной системы, учитывающей региональную специфику и преимущества отдельных китайских регионов
- Создание нацеленной на общество в целом, объединенной сетевым пространством сервисной посреднической системы
В рамках указанных целей можно выделить несколько концептуальных моментов, раскрывающих содержание каждой цели. В частности в рамках первой цели «Построение технологической инновационной системы путем органичного сочетания производственных, исследовательских и академических структур на основе производственных предприятий» рассматривались следующие моменты.
Создание технологической инновационной системы путем органичного сочетания производственных, исследовательских и академических структур с опорой на производственные предприятия является одним из центральных пунктов «Основных положений научно-технического развития Китая на средне- и долгосрочный период», важнейших практических мер по стимулированию самостоятельных инноваций. Успех построения системы технологических инноваций во многом гарантирует успех выполнения «Основных положений». Решение проблемы собственных инноваций является залогом построения государственной инновационной системы. Осознание указанной проблемы стало результатом осуществления долгосрочного практического эксперимента и является основным пунктом для установления связей между экономикой с одной стороны и наукой и техникой – с другой, в условиях существования социалистической рыночной экономики.
Налаживание кооперации между научно-техническим сектором и экономикой является основной идеологией проводимой на протяжении последних 20 лет модернизации китайской научно-технической системы.
В рамках научно-технической системы произошел ряд преобразований, ориентированных на рынок. Так, начиная с 1984 года, началось снижение расходов на производство, а к 1999 году практическая деятельность китайских исследовательских структур была переориентирована на нужды промышленности. Государство в значительной степени увеличило инвестиции в научно-технический сектор, началась реализация ряда крупных научно-технических планов, основан Национальный фонд естественных наук, создан ряд государственных ключевых лабораторий, инженерных исследовательских центров и т.д. В рамках экономической системы, ориентируясь на существующие потребности производства, привлекались иностранные технологии, значительно повышен уровень применяемого производственного оборудования, что стимулировало рост экономики в целом. Вместе с тем, необходимо отметить, что национальный научно-технический прогресс начал базироваться на заимствованных из-за рубежа технологиях, то, в свою очередь, привело к критической зависимости ряда важнейших областей техники от иностранных технологий. В итоге, это негативно влияло на конкурентоспособность китайской машинотехнической продукции на международном рынке.
С другой стороны, несмотря на то, что университетами и НИИ проделана огромная работа по ориентации собственных НИОКР в направлении реализации рыночных потребностей, поскольку большинство важнейших решений ими принималось самостоятельно, а у значительного числа национальных исследовательских структур имеются довольно слабые представления о рыночных потребностях, цели их исследовательской деятельности зачастую ориентировались на достижение прорывов по важным научно-техническим направлениям, но не имели какой-либо привязки к рынку. В большинстве случаев уровень результатов проводимых НИОКР достаточно высок, вместе с тем, их себестоимость также высока, что не соответствует условиям рыночной конкуренции. Кроме того, в ряде случаев уровень результатов исследований был настолько высок, что не соответствовал современному уровню индустриализации национального производства. Это является основной причиной того факта, что на протяжении длительного периода времени коэффициент коммерциализации результатов НИОКР оставался на низком уровне. В соответствии с «Основными положениями», принято решение о систематическом решении вопроса слияния экономики и научно-технического сектора, выбрав в качестве приоритета ориентацию на промышленное производство.
По мнению Министра науки и техники КНР Сюй Гуаньхуа, технологические инновации в первую очередь являются процессом экономической деятельности, они органически объединяют технологии, управление, финансы, рынок и другие направления. Рыночные потребности предприятий формируют базовые условия для индустриализации результатов НИОКР. Они могут предоставить материально-финансовые гарантии для поддержки технологических инноваций, способствовать формированию благоприятного цикла обмена между инновациями и промышленностью. Только выбрав за основу ориентацию на производственные предприятия, появляется возможность поддержки рыночной ориентации технологических инноваций, достичь быстрой коммерциализации и использования полученных результатов НИОКР, повысить реальные конкурентные возможности. Поэтому, только совершив прорыв в создании системы технологических инноваций, в которых за основу принято производство, появляется возможность следования руководящей линии реформы научно-технической системы, сформировать новые стратегические положения для дальнейшего научно-технического развития, рамки для рационального размещения научно-технических ресурсов, успешно решить ряд структурных и политических вопросов, не имевших решения на протяжении длительного периода времени.
На протяжении последних двадцати с лишним лет произошло значительное развитие китайских предприятий. Вместе с тем их возможности в области осуществления технологических инноваций возросли несущественно. В настоящее время только 25% из наиболее крупных национальных предприятий развивают научнотехническую деятельность. Расходы на проведение НИОКР на предприятиях в целом не превышают 0,56% от их годового дохода (для крупных и средних предприятий этот показатель несколько выше – 0,71%). Общее количество предприятий, использующих собственные права на интеллектуальную собственность, составляет только 0,0003 % от общего числа.
Если рассматривать научно-техническую мощь и возможности китайских предприятий с точки зрения уровня технологических инноваций и сравнить их с транснациональными корпорациями, первые будут практически незаметны. Поэтому при построении новой инновационной технологической системы в качестве базового элемента необходимо выбрать производственные предприятия, а также всеми силами налаживать объединение производства с академическими институтами и НИИ. Какую же роль должно играть правительство в построении новой системы технологических инноваций? В первую очередь, необходимо сосредоточиться на решении трех главных вопросов.
1) Политическая поддержка является ключевым фактором. Для поддержки технологических инноваций на предприятиях правительство может вырабатывать стимулирующие политические положения, инвестировать через специальные уполномоченные фонды, осуществлять целевую поддержку, предоставлять другие дополнительные услуги. Вместе с тем, определяющей в данном процессе будет проводимая политика. Целевая поддержка предприятий, особенно наиболее крупных из них, имеет важное значение, однако возможности целевой поддержки в рамках реализации конкретного проекта ограничены.
Одновременно с этим для несметного числа средних и мелких производственных предприятий долгосрочная стимулирующая политическая поддержка, в том числе в области налогов, финансирования, обслуживания правительственных структур, является просто необходимым фактором. Среди 60 статей новых «Основных положений» около 40 имеют отношение к стимулированию превращения производственных предприятий в движущую силу технологических инноваций. Имеются прорывы по налогообложению, отбору предприятий в качестве поставщиков продукции в интересах госзаказа, продвижению товара на внешние рынки. В настоящее время ключевыми моментами являются то, насколько хороша данная политическая мера, имеет ли она практическое использование.
2) Правительство должно инвестировать в развитие технологических инноваций на предприятиях. Имеется мнение, что в условиях рыночной экономики правительство не может осуществлять поддержку инновационной деятельности на предприятиях путем осуществления инвестиций. По мнению китайских специалистов, данная точка зрения, по меньшей мере, неверна. Во второй половине 20-го века по мере развития высокотехнологичной промышленности правительства основных развитых западных стран в полной мере осознали, что инновации являются базовым источником стимулирования экономического развития. После этого они начали применять различные финансово-политические меры по прямой поддержке осуществления технологических инноваций на производственных предприятиях. Имеется три основных способа поддержки технологических инноваций на предприятиях со стороны правительств:
- • Формирование специализированных планов. К их числу относятся американский план по проведению инновационных исследований на малых предприятиях (SBIR), канадский план по поддержке проведения НИОКР на предприятиях (IRAP) и план по технологическому партнерству (ТРС), английский план по поощрению технологических НИОКР на малых предприятиях (SMART), создание финского государственного исследовательского фонда (SITRA) и другие.
- Создание специализированных фондов. К их числу относятся английский фонд RVCF, сингапурский фонд технологического развития, австралийский фонд инновационных инвестиций, шведский фонд ALMI и другие.
- Стимулирование через специализированные экономические структуры. В первую очередь, к ним относятся государственные финансовые структуры или государственные акционерные компании, через которые можно получить инвестиции или кредиты на поддержку технологических инноваций на предприятиях.
При реализации программы развития инновационной системы КНР использует опыт США, в частности реализацию программы SBIR, в рамках которой 10 правительственных учреждений, включая Минобороны, Министерство здравоохранения, Национальный фонд естественных наук и другие, выделяют 2,5% из собственного бюджета на поддержку проведения НИОКР на малых и средних предприятиях. В период с 1983 по 2003 год суммарные инвестиции правительства в ходе реализации указанного плана составили 15,4 млрд. долларов. Общая поддержка оказана 76 тысячам проектов. Помимо этого, правительство осуществляет крупномасштабную поддержку проведению на производственных предприятиях стратегических НИОКР в высокотехнологичных областях, а также коммерциализации результатов НИОКР на производство.
3) Необходимо уделять особое внимание инновационной деятельности на малых и средних предприятиях (МСП). МСП, особенно относящиеся к разряду технологических, являются важной движущей силой технологических инноваций. Практический опыт большого числа стран свидетельствует, что эффективность совершения открытий и внедрения новой продукции на МСП значительно выше аналогичных показателей на крупных предприятиях. В 1982 году в США было проведено аналитическое исследование 635 наименований инновационных товаров из 121 области деятельности. Было выявлено, что производительность технологических инноваций на МСП в пересчете на каждый миллион человек персонала в 25 раз выше показателей на крупных предприятиях. 50-60% технологических достижений были получены именно на МСП, более 80% новых технологических методов были впервые применены также на МСП. Статистика Китая также свидетельствует, что 65% национальных патентов на совершение открытий было зарегистрировано в рамках МСП, 80% новых наименований продукции также производится именно на МСП. Почему на МСП получается такое значительное число инноваций? Ответ очевиден – инновации являются внутренней потребностью дальнейшего развития МСП.
Если такое предприятие не имеет собственной ключевой технологии или успешного метода производства, оно не сможет успешно конкурировать на рынке среди соперников и развиваться дальше. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание инновационной деятельности на МСП, оказывать ей всяческую политическую поддержку. Также необходимо подчеркнуть, что высокотехнологические предприятия обычно обладают высокими рисками функционирования. Время существования их продукции достаточно коротко, быстро происходит ее обновление. Поэтому одним из успешных методов развития высокотехнологичных предприятий является проведение на них крупномасштабных инноваций.
Существующий опыт показывает, что большинство крупных высокотехнологичных фирм с мировым именем (Microsoft, Hewlett-Packard, Dell и другие) выросли из малых предприятий. На протяжении последних лет такие китайские производители, как Haier, Huawei, Zhongxing прошли по аналогичному пути. Это является основным путем развития высокотехнологичных предприятий в условиях рыночной экономики. Роль правительства заключается не в том, чтобы непосредственно руководить предприятием, а в том, чтобы создать программно-аппаратную среду, благоприятную для развития высокотехнологичных МСП. Таким образом, путем создания инновационной среды правительство поддерживает инновации на МСП и оказывает мощную поддержку развитию собственных инноваций.
В рамках цели «Построение системы инновации знаний путем органического синтеза между научно-техническими исследовательскими структурами и образовательными учреждениями» наиболее важными были признаны следующие моменты.
На протяжении нескольких десятилетий развития в Китае сформировано сообщество научно-исследовательских организаций, которые обладают достаточно сильными исследовательскими возможностями. В процессе построения инновационного государства необходимо в полной мере проявлять роль научно-исследовательских структур, в первую очередь государственных, в развитии научно-технической отрасли Китая. Одновременно необходимо постоянно подчеркивать роль академических институтов как базы и основной производительной силы для данного процесса. На протяжении длительного периода времени под влиянием факторов плановой экономики развитию системы высшего образования в Китае уделялось недостаточное внимание, их скрытый потенциал не доступен полностью до настоящего момента. В связи с этим Китаю необходимо обратить пристальное внимание на роль академической науки в инновационной деятельности.
В рамках образовательных структур инновационные кадры в значительной мере концентрированы, имеется солидная базовая инфраструктура. Влияние свободной академической атмосферы и пересекающихся междисциплинарных исследований придают дополнительные возможности для превращения академических институтов в основную базу для получения новых знаний, выработки новых концепций, выращивания передовых кадров, а также в одну из основных баз по созданию и распространению научно-технических знаний. В США и странах ЕС университеты играют важную роль в деле получения новых знаний. В соответствии со статистикой Организации по экономическому развитию и сотрудничеству, в США, Японии, Германии и других развитых странах университеты являются второй группой по числу проводимых в стране НИОКР. В Китае в период 10-й пятилетки (2001-2005 годы) общее число исследователей, объединенных в рамках образовательных структур, составило 250 тысяч человек. Университеты и образовательные институты отвечали за реализацию двух третей от общего числа исследовательских проектов по линии Национального фонда естественных наук и «Программы 863». При этом при таких университетах и институтах было создано две трети от общего числа государственных ключевых лабораторий.
Существующая практика свидетельствует, что подразделения системы высшего образования в КНР уже превратились в один из важнейших компонентов национальной стратегии по развитию собственных инноваций. Для того чтобы стимулировать создание государственной инновационной системы, необходимо постоянно подсвечивать важность объектов системы высшего образования и их базовую роль в деле создания и применения инновационных знаний, создания единой системы инновации знаний. Поэтому необходимо продолжить поддержку проведения НИОКР при академических институтах, наладить тесное сотрудничество между академическими структурами и исследовательскими подразделениями, с тем, чтобы создать конкурентоспособную базу для формирования национальной фундаментальной науки, проведения высокотехнологичных исследований на переднем крае мировой науки, НИОКР в интересах всего общества.
Третья цель, сформулированная как «Создание союза между военным и гражданским секторами производства, государственной оборонной инновационной системы, функционирующей в интересах как оборонной, так и гражданской промышленности», включает следующие основные моменты. С точки зрения общих тенденций мирового научно-технического развития, военные и гражданские технологии имеют тенденцию к сближению и дальнейшему слиянию. Все в большей степени проявляется особенность высоких технологий по их двойному применению. В соответствии со статистическими данными, до 85% технологий, используемых в оборонном секторе, также могут использоваться и в гражданском секторе промышленности. В то же время чисто военные технологии составляют только 15%. Таким образом, создание инновационной системы использования достижений в военной и гражданской области уже стало одним из важнейших направлений политических мер развитых стран мира.
Одним из характерных примеров является США. В 80-х годах 20-го века путем применения специальных политических мер правительство США стимулировало слияние оборонного и гражданского научно-технического секторов таким образом, чтобы использовать научно-технический потенциал гражданского сектора для развития оборонного комплекса. Таким образом, одновременно с очевидным повышением уровня применяемых оборонных технологий произошло стимулирование повышения уровня технологий, используемых в гражданском секторе. В результате коэффициент использования американских военных технологий в гражданском секторе превысил 80%, а более 80% американских исследователей и инженеров непосредственно или косвенно служили повышению оборонного потенциала США.
Еще одним примером является бывший Советский Союз. В соответствии со статистикой западных стран, в период «холодной войны» оборонный бюджет СССР составлял 12-20%) от ВВП страны. С одной стороны, огромный оборонный бюджет и достаточно независимая оборонная промышленность позволили построить в СССР могущественные вооруженные силы и установить баланс сил с США. С другой стороны, оборонная промышленность находилась в практически полной изоляции от внешнего мира. Современные военные технологии практически не использовались в гражданском секторе. Стимулирующая роль оборонной промышленности для развития национальной экономики не была выявлена в полной мере. Имелся очевидный разрыв между гражданским сектором и «оборонкой». К началу 90-х годов производственные возможности оборонной промышленности были велики. В то же время гражданское производство значительно отстало. Имелся большой неудовлетворенный спрос на поставки гражданской продукции, что негативно повлияло на развитие национальной экономики и стало одним из факторов развала СССР.
По прошествии длительного периода развития в структуре китайской оборонной промышленности уже сформирована достаточно независимая система проведения НИОКР и производства продукции, исследовательские возможности оборонного сектора окрепли в достаточной степени. Но поскольку на протяжении длительного времени не был решен вопрос разрозненности оборонных и гражданских структур, единая система проведения НИОКР в интересах одновременно и гражданского, и оборонного сектора сформирована не была. Это привело к излишнему бремени и дополнительным расходам. На протяжении достаточно длительного периода времени Китай постоянно сталкивался с необходимостью одновременного решения двух стратегических задач: развития национальной экономики и обеспечения национальной безопасности. Создание союза между военным и гражданским секторами производства, государственной оборонной инновационной системы, функционирующей в интересах как оборонной, так и гражданской промышленности, параллельное развитие технологий, которые могут использоваться в гражданском и военном секторах одновременно, практическое налаживание двустороннего обмена результатами НИОКР между гражданским и оборонным секторами соответствуют не только задачам экономического развития страны, но и полноценной модернизации оборонной промышленности. Такой подход является важнейшим направлением и ключевым моментом построения государственной инновационной системы Китая нового времени.
В соответствии с «Основными положениями», КНР необходимо в максимально короткие сроки наладить практическое взаимодействие между военным и гражданским сектором в научно-технической области, сформировать государственную оборонную инновационную систему, опирающуюся одновременно на гражданские и военные разработки, стимулировать установление более тесных связей между гражданским и оборонным секторами по таким направлениям, как макроуправление, стратегическое развитие и планирование, научно-исследовательская деятельность, коммерциализация результатов НИОКР. В последующем необходимо усилить координацию и комплексное планирование между двумя секторами, сформировать систему научно-технического управления, стимулирующую установление между ними долгосрочных связей.
Кроме того, нужно модернизировать соответствующую систему управления и претворения достигнутых решений на практику, активно поощрять оборонные исследовательские структуры к проведению НИОКР в интересах гражданского сектора, индустриализацию результатов оборонных НИОКР на предприятиях гражданского сектора промышленности, расширять практику по заказу и закупке оборонной продукции у гражданских исследовательских структур и предприятий. В перспективе планируется создать ряд крупных фундаментальных исследовательских платформ, на которых будут проводиться исследования в интересах оборонного и гражданского секторов, поощрять общее использование имеющихся ресурсов, скоординировать направления фундаментальных исследований, проводимых в интересах военного и гражданского секторов, усилить интеграцию научно-исследовательских сил по передовым направлениям исследований в области высоких технологий, наладить координацию планов производства гражданской и оборонной продукции на одних и тех же мощностях, стимулировать органическое сочетание различных оборонных и гражданских исследовательских структур.
Цель №4 «Формирование инновационной системы, учитывающей региональную специфику и преимущества отдельных китайских регионов» основывается на следующих предпосылках. Региональные инновационные возможности являются важной базой государственных инновационных возможностей. Китайские специалисты подчеркивают необходимость построения региональной инновационной системы. При этом в качестве одной из базовых предпосылок выступает необходимость осознания важности роли регионов в деле стимулирования самостоятельных инноваций, важного стимула производственных технологических предприятий к активному продвижению вперед.
На протяжении последних лет вслед за общим улучшением экономической ситуации в регионах постепенно происходила активизация региональной инновационной деятельности. Начали появляться регионы со сравнительно высокими конкурентоспособными возможностями, проводящие собственные инновации, обладающие определенной спецификой. Переполненные энергией и возможностями зоны высокотехнологичного развития и объединения производственных предприятий постепенно превращаются в основные базы и носители самостоятельных инноваций в рамках отдельных регионов. Постепенно начали проявляться скрытые базовые возможности таких образований. После завершения Общегосударственного совещания по вопросам науки и техники регионы приступили к практическому воплощению идей, выявленных на данном совещании и решений «Основных положений», начали активную разработку политических мер, значительно увеличили инвестиции на научно-технический сектор, приступили к стимулированию собственных инноваций, созданию инновационного государства. Например, в 2006 году в 14 провинциях повышение отчислений на науку и технику превысило 50% от показателей 2005 года. При этом в провинциях Шаньдун, Хубэй, Хунань, Аньхой и Цзянси инвестиции в науку в 2006 году выросли вдвое относительно показателей 2005 года.
Анализируя приведенные показатели, можно отметить, что основными задачами современного этапа на данном направлении являются усиление координации по управлению и планированию региональной научно-технической деятельностью, грамотное распределение имеющихся материально-финансовых ресурсов, устранение инвестирования слепого дублирования НИОКР, налаживание тесных связей между центральным и региональными правительствами, а также между региональными администрациями. Основными пунктами по ускорению построения региональной инновационной системы являются:
- необходимо в первую очередь руководствоваться вопросами высокоэффективного распределения и использования внутренних научно-технических ресурсов с тем, чтобы в полной мере удовлетворить потребности регионального экономического и социального развития; в соответствии с особенностями и имеющимися преимуществами регионального экономического и научно-технического развития прилагать усилия для выращивания и развития интегрированных производств; стимулировать развитие внутри зон высокотехнологичного развития т.н. «вторичных инноваций» с тем, чтобы стимулировать преимущественное развитие предприятий отдельных регионов;
- необходимо наладить руководство региональной научнотехнической деятельностью, сконцентрировать научно-технические ресурсы центрального правительства и местных администраций, сформировать действующий механизм взаимодействия центрального и местных правительств, поддерживать деятельность региональных объединений в рамках выполнения крупных государственных программ и проектов;
- необходимо поставить во главу угла работу по стимулированию развития малых и средних предприятий, активно формировать сервисные структуры, действующие в области общественных наук, поддерживать создание центров стимулирования производительных сил, объединение научно-технических производств; предоставить всестороннюю поддержку инновациям на малых и средних предприятиях.
Пятая цель «Создание нацеленной на общество в целом, объединенной сетевым пространством сервисной посреднической системы» заключается в том, что в условиях плановой экономики основным механизмом научно-технической деятельности являлась работа исключительно в рамках реализации правительственных программ, проведение НИОКР в рамках уполномоченных исследовательских структур с последующей передачей результатов государственным предприятиям. При такой форме отсутствовала необходимость в посреднических структурах.
Подводя итоги по опыту индустриализации и коммерциализации результатов НИОКР в данный период, китайские специалисты отметили, что ряд результатов перспективных НИОКР не мог быть успешно коммерциализован, причем причины заключались не в научно-технической природе изобретения, а в отсутствии самостоятельных методов управления и в жестких условиях действий. В первую очередь это проявлялось в отсутствии у конкретных исполнителей знаний о рыночных потребностях и возможностей по приспособлению под новые условия, в отсутствии представлений о путях эффективной реализации научнотехнических проектов в рыночных условиях, отсутствии финансовых рисковых возможностей. Все эти функции по обеспечению инновационной деятельности, выявлению и демонстрации роли университетов и НИИ в разработке инноваций в условиях рынка ложатся на плечи сервисных структур.
В условиях рыночной экономики сервисные посреднические структуры являются промежуточным звеном, связывающим производство, науку и образование, своеобразным мостом между экономикой с одной стороны и наукой и техникой – с другой. Различные информационные сервисные структуры, организации по регистрации интеллектуальной собственности, оценке активов, финансированию и предоставлению инвестиций, сервисные структуры общего назначения, а также структуры по предоставлению дополнительных услуг предприятиям уже приступили к объединению большого числа производственных предприятий, университетов и НИИ, сформировали благоприятную сетевую инфраструктуру по применению и индустриализации инновационных результатов, повысили коэффициент инновационности при одновременном снижении инновационных рисков.
Министр науки КНР подчеркнул, что координация связей между производством, академическими и научно-исследовательскими структурами со стороны центрального правительства уместна только в случае работы с крупными производственными предприятиями или в рамках реализации крупных проектов. В то же время вмешательство правительства в деятельность сотен тысяч малых и средних производственных предприятий было бы, по меньшей мере, странным. На таком уровне наиболее целесообразным признано в максимальной степени использовать услуги, предоставляемые посредническими сервисными структурами.
Для того, чтобы усилить процесс построения посреднической сервисной системы, правительство должно сыграть ключевую роль. С одной стороны необходимо выработать активные политические меры, которые позволят ускорить построение благоприятной атмосферы для развития посреднических сервисных структур. С другой стороны – необходимо принять ряд практических мер для того, чтобы сформировать аппаратную среду для проведения комплексной информатизации, перевода сервисных служб на единую рабочую платформу. В настоящее время необходимо решить ряд вопросов по увеличению количества сервисных посреднических структур, расширению их функциональных возможностей, повышению живучести в условиях конкурентного рынка. Необходимо ускорить формирование базовых научнотехнических условий и структур по обслуживанию наиболее важных научно-технических проектов, наладить координацию между процессом построения посреднических сервисных структур и распределением имеющихся научно-технических ресурсов, решить проблему воспитания и обучения кадров для таких сервисных структур, в первую очередь, в области финансирования, страхования и информатизации.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №06 (2008) |