ИННОВАЦИИ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Транспортное дело России №06 (2008)Автор исследует инновационный процесс и проблемы в его осуществлении: отсутствие законодательной базы и инфраструктуры для развития инноваций, неэффективность рыночных механизмов. Предлагается два взаимосвязанных направления выстраивания государственной политики: разработка национальной инновационной системы и стимулирование спроса на инновационные продукты.
INNOVATIONS AS A BASIS OF ECONOMIC DEVELOPMENT
Timoshin D., the post-graduate student of chair of economy of institute of economy and business.
The article explains that the innovation process and how there are problems in implementation: lack of legal framework and infrastructure for the development of innovation, market failure. Two interrelated directions to build public policy: development of a national innovation system and stimulate demand for innovative products.
Ключевые слова: инновации, процесс, рынок, риск, государство, экономика, развитие.
Экономическое развитие России обусловливает необходимость осуществления глубоких структурных сдвигов в производстве и его широкого технологического обновления с использованием новейших достижений НТП. Опыт развития зарубежных стран показывает, что рыночная экономика без современной технологии не может обеспечить устойчивый экономический рост. В противном случае следует длительная консервация отсталой и неэффективной структуры народного хозяйства.
Инновационный процесс, или процесс технологических изменений, является сложным понятием, охватывающим совершенствование продуктов, производственных процессов, сырья и материалов, а также методов управления. Его можно представить в виде нескольких стадий, включающих: - непосредственно изобретение, или генерацию новых идей; - стадию нововведений, включающую разработки, то есть превращение этих идей в продукты и процессы, имеющие коммерческую ценность; - затем стадию распространения новых продуктов и процессов в рамках потенциального рынка.
Можно показать, что на каждой стадии инновационного процесса действуют те или иные факторы, вызывающие «провалы рынка» - неопределенность и риск, неполнота и асимметрия информации, монопольная власть, наличие внешних эффектов и общественных благ. Иными словами, рыночный механизм оказывается неспособным обеспечить Парето-эффективность результата инновационного процесса, что обуславливает необходимость разработки и реализации государственной политики, включающей регулирующие меры, направленные на устранение или смягчение последствий таких провалов рынка.
Так, неспособность фирмы переложить риск инвестиций в проекты НИОКР или застраховать денежные потоки приводит к недостаточному, с точки зрения общественного благосостояния, уровню инвестиций в исследования и разработки. Парето-оптимальным экономическим решением проблемы было бы распределение риска на всех членов общества, что дало бы возможность полностью учесть все ресурсы и предпочтения в отношении риска. В реальности, однако, не существует совершенных способов распределения риска и это является одним из провалов рынка, обуславливающим необходимость государственного вмешательства в сферу исследований и разработок.
К числу наиболее важных проблем, имеющих системный характер и сдерживающих развитие инновационных процессов в экономике, необходимо отнести:
- несовершенство нормативно-правового обеспечения инновационной детальности;
- отсутствие чёткой и стабильной государственной политики в области инновационной деятельности, что существенно осложняет привлечение негосударственные инвестиций в реализацию инновационных проектов, особенно с длительным циклом освоения;
- слабость экономических мотиваций участников инновационного бизнеса (разработчиков, производителей, инвесторов), а также несовершенство механизмов государственной поддержки субъектов инновационной деятельности и концентрации их потенциала на стратегически важных для общества направлениях;
- неразвитость инновационной инфраструктуры и рынка интеллектуальной собственности.
Серьезные недостатки присущи инфраструктуре инновационной деятельности. В настоящее время в России недостаточно венчурных фондов, нет должного информационного обеспечения, слаба нормативная база и не налажена подготовка кадров для эффективного функционирования инновационной деятельности. Кроме того, в недостаточной степени оказывается реальная государственная поддержка институтам инновационной деятельности. Практически отсутствует механизм внедрения технологических проектов, разработок, ноу-хау в производство. Слабыми являются связи академической и вузовской науки с промышленными предприятиями, малым и средним предпринимательством.
Сложившаяся ситуация требует разработки и скорейшего внедрения системы государственного регулирования инновационной деятельности.
Формирование и реализация инновационной политики предполагает разработку и взаимную увязку значительного перечня инструментов, взаимодействие государственных структур и сети государственных и общественных институтов, а также институтов частного сектора.
В этой связи сложность представляет выработка национальных приоритетов развития. Связано это с тем, что государство, с одной стороны, должно ориентироваться на предоставление общественных услуг (и именно исходя из них определять приоритеты развития), а с другой, - четко определять те виды услуг (в том числе и коллективного потребления), в которых нуждается бизнес, осуществляющий инновационную деятельность. При этом в центре комплекса проблем, связанных с поддержкой инноваций, стоят частный бизнес и его деятельность в сфере НИОКР. Именно частному сектору адресуются основные мероприятия государственной поддержки инноваций в любой стране.
В целях формирования эффективной инновационной системы России необходимо создание реальной основы для перевода экономики на инновационный путь развития. Для этого в первую очередь должна быть разработана национальная инновационная стратегия, создана законодательная база и отлажены механизмы реализации инновационной политики.
Концептуальная основа, на которой могла бы развиваться эффективная НИС, заключается в использовании собственного научно-технического потенциала в сочетании с зарубежными технологиями и инвестициями. Учитывая недостаток финансовых средств, коммерциализация научных отечественных изобретений могла бы осуществляться в странах, обладающих необходимыми для этого предпосылками. Определяющей является роль государства - как источника формирования адекватной институциональной и деловой среды, основного инвестора фундаментальных исследований, регулятора отношений между субъектами НИС. Разработка государственной политики в инновационной сфере должка исходить из следующих методологических положений разработки эффективной инновационной системы, согласно которым НИС:
- выступает инструментом, позволяющим стране реализовывать внутренние (устойчивый экономический рост, рост благосостояния населении и т.д.) и внешние (конкурентные позиции страны в мировой экономике) цели развития;
- её формирование предполагает перевод экономики с экспортно-ориентированного направления развития на инновационный;
- обуславливает необходимость специализации страны на производстве и торговле наукоемкой продукции; существенные изменения макрострукгурных пропорций (прежде всего, это касается переориентация производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта в его покрытии); повышение конкурентоспособности российских предприятий; разработка ими собственных стратегий инновационного развития;
- требует подготовки специалистов высокого уровня в области управления производством и маркетинга;
- в целях формирования НИС соответствующей тенденциям постиндустриального развития, необходимо иметь четкое представление о месте России в мировом инновационном процессе. В связи с этим базой для стратегического планирования должен выступать анализ структуры мирового рынка наукоемкой продукции и выделение ниш, на которые реально способна претендовать Россия;
- активную роль в процессе ее развития наряду с государством должны играть научные и промышленные круги.
При этом российское государство должно стимулировать широкомасштабный спрос на инновации. При всех опасностях промышленной политики в стране со слабой институциональной системой (вследствие угрозы использования этой политики для монополизации внутреннего рынка узкой группой владельцев крупных предприятий) государство должно использовать элементы стимулирования развития производства, остро нуждающегося в инновациях.
Целенаправленная государственная политика стимулирования инновационной деятельности, включающая льготы по налогам для малых инновационных предприятий в «стартовый период» и законодательное закрепление комплекса преференций для малого инновационного предпринимательства, должна сочетаться с государственной политикой стимулирования спроса на инновации. Только в сочетании со стимулированием спроса приобретает полноценный экономический смысл деятельность организаций инфраструктуры поддержки и обслуживания инновационного малого бизнеса. При появлении реального спроса многие из таких российских организаций смогут свернуть свою побочную деятельность и реально переключиться на научно-технические инновации.
Необходимо добиться того, чтобы на каждый рубль государственных субсидий малым научно-техническим компаниям добавлялось несколько рублей из частных средств, в первую очередь средств крупных компаний. Главная роль государства при этом указывать приоритетные направления вложения капитала в научные исследования с учетом национальных интересов.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №06 (2008) |