Стратегия инвестиционной привлекательности современного предприятяи
Транспортное дело России №04 (2008)Б.А. Безруков, Воронежская государственная лесотехническая академия
Главный момент в управлении предприятием заключается в своевременном принятии всех необходимых управленческих решений. Несоответствие принимаемых решений с потребностями предприятия может привести к катастрофическим последствиям, в том числе и к его ликвидации.
Ключевым моментом общей концепции эффективности функционирования и развития предприятия является разработка стратегии инвестиционной привлекательности, которая необходима как логическое завершение любого обдуманного действия. Стратегия инвестиционной привлекательности предприятия основана на комплексном подходе к вопросам оценки экономического состояния предприятия, его положения на рынке, использования и принятия оперативных административных решений в текущей и перспективной работе предприятия. В рыночной экономике предприятие само принимает решение, разрабатывает стратегию своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, слияние, ликвидация, разделение, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления. Предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные в условиях рынка.
Стратегия — это обобщающая модель длительных действий, необходимых предприятию для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Инвестиционную стратегию можно представить как генеральный план действий в сфере инвестиционной деятельности предприятия, определяющий приоритеты ее направлений и форм, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие предприятия.
В общем понимании идея стратегии инвестиционной привлекательности предприятия заключается в использовании таких методов управления, которые наилучшим образом будут воздействовать на экономическое состояние предприятия, на конечные результаты его деятельности и возможности их достижения. Сущность инвестиционной стратегии предприятия заключается в возможности своевременного принятия решения о том или ином изменении в структуре производства продукции или самого предприятия.
К условиям достижения инвестиционной привлекательности предприятия относятся следующие:
1.В каждом последующем отчетном периоде необходимо максимально возможно увеличивать потенциал предприятия.
2.Темпы развития предприятия должны быть оптимальными. Обоснование этого тезиса заключается в том, что в рыночной экономике на развитие предприятия влияет множество факторов, в том числе и рыночная конъюнктура. Способность перестраиваться «под клиента» обеспечивает получение максимально возможной прибыли, следовательно, достижение цели предприятия.
3.Эффективное функционирование предприятия должно достигаться в большей степени за счет интенсификации производства при условии снижения материальных издержек. Выполнение этого условия сможет помочь высвободить неиспользуемые ресурсы и тем самым увеличить возможность большего производства продукции.
4. Предприятие может эффективно развиваться, имея некоторую часть недоиспользованных мощностей. Если у организации находится в запасе большое количество ресурсов или готовой продукции, ему сложнее будет подстраиваться под изменяющийся рынок.
Рассмотренные выше условия определены в основном состоянием рынка и экономики в целом. Здесь важную роль играют количественные показатели работы организации, но есть ещё и качественные характеристики, такие как надежность продукции, обоснованность цены изделия или услуги. Соблюдение этих и других качественных характеристик, а также мероприятий по улучшению их можно считать еще одним условием достижения инвестиционной привлекательности предприятия.
На основе вышесказанного процесс разработки стратегии состоит из нескольких этапов (рис. 1).
Определив необходимость рассмотрения всех этапов стратегии в общей концепции эффективности функционирования предприятия, отметим, что устойчивый экономический рост возможен и будет обеспечен за счет любого из составляющих.
На основании сущности, содержания и условий достижения экономической эффективности предприятия представляется возможным определить инвестиционную стратегию, которая в состоянии координировать действия различных служб и подразделений каждого конкретного предприятия. Рассмотрим стратегию инвестиционной привлекательности на примере предприятия по производству кухонной мебели (рис. 2). Основывается такая стратегия на привлечении к управлению и принятию управленческих решений в текущий момент или более отдаленное время специалистов менеджеров предприятия с целью исследования показателей оценки эффективности производства, потенциала предприятия как производственного, так и финансового, оценки его финансового состояния, финансовой устойчивости, исследования положения и активности предприятия на рынке, его деловой репутации, анализа его капитала и оптимизации его структуры, для достижения более высоких показателей эффективности функционирования изучаемых предприятий.
Стратегия инвестиционной привлекательности включает в свою структуру:комплекс управляемых показателей эффективности производства; приоритетные направления повышения эффективности функционирования предприятий.
Инструментарием стратегии предприятия выступает изучение влияния внешних и внутренних фактов.
На показатели деятельности предприятия и эффективность его функционирования сильное влияние оказывает внешняя среда. Внешняя среда представляет собой сложную систему взаимосвязей между процессами, к которым нужно не только приспосабливаться, а также по возможности управлять. По мнению И. Ансоффа [5], чем лучше наша способность адаптироваться к контролируемым нами событиям, тем меньше мы нуждаемся в контроле над ними. Каждая фирма должна уметь защищать свои стратегические интересы, изучать любые изменения в поведении участников рыночных отношений и находить адекватные решения в ответ на любые их действия. Поэтому выработка оптимальной модели адаптации предприятия к условиям внешней среды имеет большое значение для эффективного функционирования предприятия.
Внешняя среда включает поставщиков, конкурентов, потребителей, посредников, органы власти и их политику, а так же политические, экономические, социальные и многие другие факторы. Важным моментом в современных условиях хозяйствования и постоянных изменениях во внешней среде является своевременное определение задач и принятие стратегически правильных решений. Задачей в данном случае выступает предстоящее событие, которое может существенно повлиять на успешную деятельность предприятия.
Кроме внешней среды рынка, на предприятии проводятся также изучение внутренних показателей производства. Среди них можно выделить производственные (товарная продукция в фактических ценах, реализованная продукция затраты на производство, индекс роста затрат и другие) и финансово-экономические (чистая прибыль, чистая рентабельность, текущая ликвидность фондоотдача и другие) показатели. Практически все внутрифирменные факторы поддаются регулированию со стороны руководства фирмы, по сути делa, предсказуемы в обозримом периоде.
Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон его деятельности. Определяются области деятельности и функции, в которых предприятие имеет достижения, и те, которые не удовлетворяют современным рыночным понятиям Другими словами, изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу потенциала предприятия и существующих перспективных рыночных потребностей.
Анализ потенциала предприятия целесообразно проводить по следующим разделам: производство, распределение и сбыт продукции, организационная структура менеджмента, маркетинг и финансы.
Необходимо отметить тот факт, что ни один метод нельзя назвать универсальным и во всем полагаться на него. Для оценки уровня инвестиционной привлекательности предприятия обычно используются как зарекомендовавшие себя методы многомерного статистического анализа, так и методы сравнительного анализа и балльной оценки, которые необходимы для проведения аналитической оценки уровня экономического состояния и эффективности развития предприятия в конкретный период.
При разработке стратегии были учтены основные требования к эффективному функционированию; показатели внешней и внутренней среды, способные оказать влияние на изменения экономического роста предприятий; особенности технологического процесса; особенности развития рынка.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №04 (2008) |