Направление взаимодействия вузов и промышленных предприятий
Транспортное дело России №04 (2008)Г.П. Сорокина, к.э.н., доцент МГТУ «МАМИ»
В ситуации жизненно необходимого реформирования деятельности предприятий промышленности, для ориентации их на устойчивое развитие и конкурентоспособный уровень в условиях постоянно изменяющейся рыночной среды, сформировался конгломерат проблем и задач по преемственности, разработке рыночных механизмов к экономической и нормативно-правовой среде и прошлому опыту управления развитием промышленности России, с учетом особенностей её отраслей. Неблагоприятная экономическая среда не основной фактор отсутствия инвестиционной активности в реальном секторе национальной экономики. Как показывает исследование, основными причинами отсутствия инвестиций на уровне предприятия являются его внутренние проблемы. Это прежде всего слабый менеджмент, незащищенность прав собственности, непрозрачность финансового состояния предприятия, отсутствие договорной дисциплины и высокой культуры организации производства. Кроме того, отмечается слабая преемственность рыночных методов управления предприятием, таких как корпоративное управление, маркетинговые методы, управление знаниями, антикризисное управление и др. Все это значительно повышает инвестиционные риски и снижает возможности отечественных предприятий промышленности для получения международных инвестиций. Кроме того, реализуемый принцип теории либерализации экономики, устраняющий государство из сферы активного влияния на неё, является одной из основных причин негативных последствий рыночных преобразований. Государство, как собственник или крупный акционер, не проводит активной политики по реформированию государственных и приватизированных предприятий и не оказывает им государственной поддержки в адаптации к рыночной системе хозяйства, хотя каждое предприятие является не только системообразующим звеном экономики, но и сферой интересов различных социальных институциональных агентов, от работников и акционеров до фискальных потребностей бюджета всех уровней. Отсутствие эффективных форм и правил взаимоотношений между различными группами интересов является препятствием к проведению реструктуризации предприятия, порождает чрезмерную консервативность при его реформировании.
Несмотря на общность с мировыми тенденциями, характерными для индустриальных и постиндустриальных развитых стран, смена общественно-экономического уклада в России привела к резкому снижению уровня ее научно-технического и индустриального развития, сформировав приоритетные проблемы экономики, которые требуют разрешения в ближайшее время. Это:
-рост производительности труда, обеспечивающий устойчивое повышение эффективности экономического развития, снижение издержек, увеличение заработной платы и потребительского спроса;
-межотраслевой перелив инвестиций (от топливно-сырьевых отраслей к отраслям, производящим конечную продукцию), обеспечение обновления основных фондов для отраслей, ориентированных на внутренний рынок;
-рост доли научно-технических новшеств, обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции.
Выживание хозяйственных промышленных субъектов в конкурентной среде, обеспечение высокого уровня приспосабливаемости к изменяющейся конъюнктуре рынка становится возможным, и об этом свидетельствует мировой опыт, лишь на базе широкого освоения и тиражирования научно-технических новшеств. Сегодня это магистральный путь к достижению максимальной конкурентоспособности отрасли, предприятия и выпускаемой им продукции. Выпуск продукции, удовлетворяющей новейшим требованиям научно-технического прогресса, способствует решению и узловой проблемы конкурентоспособности, связанной с разрешением основного ее противоречия -конфликта интересов производителя и потребителя. Ее решение лежит, в плоскости создания и реализации инновационной концепции, охватывающей взаимосвязанный (сопряженный) комплекс мер по маркетингу, производству нового товара, сбыту и др.
Исследование субъектов инновационной деятельности предполагает проведение анализа с точки зрения их роли и значения в экономике индустриально и постиндустриальное развитых стран, а также, в каких экономических отношениях они находятся и какие функции выполняют.
В России на первый план выходит инновационное развитие страны, следовательно, требуется уделять большое внимание управлению и организации инновационной деятельности. Инновационная модель развития может быть использована как для всей страны, так и для отдельных территорий, отраслей, предприятий.
Существенное значение в использовании инновационного потенциала и его преимуществ имеют управленческие решения всех уровней. Инновационный менеджмент становится стержнем управления экономикой, её экономической политикой и идеологией.
В период становления рыночной экономики и акционировании предприятий промышленности и НИИ практически были разорваны связи между научно-исследовательскими, учебными и промышленными организациями. Разрыв этих жизненно-необходимых для формирования конкурентного производства связей повлек за собой стагнацию инновационного развития предприятий и, как результат, резкое снижение конкурентоспособности продукции и самих предприятий, а в худшем случае, их банкротство. Научные учреждения, лишившись государственного централизированного финансирования, связей с предприятиями и заказов на научно-исследовательскую деятельность, увлеклись получением прибыли от сдачи внаем принадлежавших им территорий и растеряли практически весь свой научный потенциал. Вузы, потеряв связь с предприятиями, замедлили обновление учебных программ и технологий, в результате чего, студенты не получают комплексной целевой подготовки для предприятий промышленности, не проходят реальную практику на предприятиях, получают знания с отставанием на 5-10 лет. В результате адаптация персонала на предприятии занимает не положенные две-три недели, а может затягиваться на полгода-год. Предприятия вынуждены тратить средства на дообучение и переобучение персонала, что снижет экономическую эффективность производства и практически сводит к нулю конкурентоспособность выпускника вуза, не имеющего опыт практической деятельности. В связи с переходом к рыночной экономике значительно усложнился процесс оформления договоров на практику студентов. Предприятия не готовы предоставлять студентам информацию необходимую для полноценного прохождения практики В результате учебная и производственные практики студентов носят, в большинстве случаев, формальный характер, студент не приобретает навыков практической деятельности. Коммерциализация сознания затмевает научно-технические стремления студентов. Как следствие вышесказанного растет безработица среди молодежи, социальная напряженность региона, снижение инновационной активности предприятий и их конкурентоспособности. Налоговые поступления падают, регион становится дотационным.
Все вышесказанное обуславливает необходимость разработки механизма взаимодействия предприятий промышленности, вузов и регионов. Конкурентоспособность предприятий напрямую зависит от ориентации предприятия на свой кадровый потенциал. Управление знаниями уже стало ключевым направлением кадровой политики многих крупных организаций, но работы в этом направлении ведутся разрозненно, нецеленаправленно. Большинство авторитетных маркетинговых агентств заявляют о том, что 90 % выпускников вузов вынуждены проходить профессиональную переподготовку при поступлении на работу. Предприятия тратят значительные средства на дообучение и переобучение персонала, что, определенно, являлось бы положительной тенденцией, если бы не тот факт, что более 40% из прошедших переподготовку закончили вузы менее чем 5 лет назад. Эта ситуация обостряет основной вопрос современного образования – качество подготовки специалистов. Основным приоритетом современного профессионального образования является ориентация образовательных услуг на практическую подготовку. Современная экономика, состояние постоянно изменяющейся внешней среды изменяет сложившийся взгляд на профессиональное образование и требует переориентации его с предметно-ориентированных форм на подготовку профессионально мобильных, коммуникационнокомпетентных, творческих специалистов, способных быстро и эффективно переквалифицироваться с учетом требований научно-технического прогресса. Похожие требования предъявляются и к образовательной системе. Требуется внесение определенных корректив в формирование учебных планов и программ профессионального образование. В качестве основного фактора обновления профессионального образования сегодня выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий. Система профессионального образования отстает от требований рынка труда на 5-7 лет, что делает ее неконкурентоспособной. Это позволяет сделать вывод, что симбиоз вузовской науки и предприятий промышленности жизненно необходим и очевиден.
1. Необходимо создание регионально-отраслевых ассоциаций, в задачи которой должно входить разработка региональных и отраслевых образовательных стандартов профессионального образования, рекомендации по содержанию специализированных образовательных программ, содействие в стажировках и прохождения различных видов практик, трудоустройстве выпускников. Реализация данного предложения позволит предприятиям получить доступ к инновационным идеям со стороны молодых специалистов вузов, облегчить поиск высококвалифицированного персонала среди выпускников вузов, а также снизить период социальной адаптации персонала на начальном этапе работы, за счет того, что студенты будут проходить все виды практик на предприятиях отрасли. Для профессионального образования обеспечит следующие преимущества: обеспечение местами практик студентов; развитие прикладных научных исследований; получение передового научно-практического опыта и дополнительные финансирование от НИР; снижение разрыва между полученными в вузе знаниями студентов и использованием их на практике. Регион получает снижение безработицы среди молодежи; интенсивное инновационное развитие предприятий промышленности, и как результат увеличение налоговых поступлений.
Литература:
1. Мильнер Б.З. Управление знаниями — вызов XXI века // Вопросы экономики. -1999, № 9.-С. 112.
2. Крог фон Г., Кене М. Трансфер знаний на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы // Проблемы теории и практики управления. - 1999, № 4.- С. 74-78.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №04 (2008) |