Предпосылки развития малого предпринимательства в регионе
Транспортное дело России №04 (2008)З.О.Текеева, аспирантка Северо-Кавказского Социального института, г. Ставрополь
Развитие сферы малого предпринимательства способствует достижению целей, имеющих большое социально-экономическое значение. Это обусловлено тем, что развитие сферы малого предпринимательства:
• является основой развития рыночных отношений;
• обеспечивает создание новых рабочих мест;
• повышает эффективность общественного производства;
• обеспечивает пополнение бюджетов всех уровней;
• повышает жизненный уровень населения;
• повышает уровень обеспечения населения товарами и услугами;
• способствует созданию широкого слоя собственников.
Индикатором создания условий для развития малого предпринимательства в Ставропольском крае стала тенденция роста количества субъектов малого бизнеса, численности занятых в малом секторе экономики, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в сфере малого бизнеса.
В 2005 году истек срок действия краевой целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2003-2005 годы», утвержденной постановлением Губернатора Ставропольского края от 13 ноября
Программный подход позволил проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата в Ставропольском крае, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных планов.
Выполнение мероприятий Программы 2003-2005 осуществлялось на конкурсной основе. За истекший период проведены шесть открытых конкурсов по отбору проектов в рамках реализации Программы, на которых были определены победители и отобраны для финансирования 47 проектов субъектов малого предпринимательства и организаций поддержки малого бизнеса.
В результате реализации этих проектов получили развитие малые предприятия по производству лекарственных препаратов, оказанию медицинских, образовательных и других услуг, организации торговли в отдалённых районах и населённых пунктах Ставропольского края, создано около 400 дополнительных рабочих мест, положено начало формированию сети бизнес-инкубаторов и центров поддержки малого предпринимательства в Ставропольском крае, организованы автоматизированные рабочие места общего доступа для субъектов малого бизнеса в краевом центре поддержки малого предпринимательства, что обеспечивает предоставление широкого спектра консалтинговых и информационных услуг индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям с использованием Интернет-технологий.
Немало сделано в Ставропольском крае по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, преодолению административных барьеров в развитии предпринимательства, продвижению продукции малых предприятий на внутренний и внешний рынки, обеспечению постоянного диалога бизнеса и власти.
Проведённая работа способствовала достижению цели и конечных результатов реализации Программы 2003-2005:
• численность действующих малых предприятий увеличилась до 12 тысяч единиц, вместо запланированных 8,5 тысяч;
• удельный вес занятых в малом бизнесе достиг 25 процентов экономически активного населения и составил около 300 тысяч человек в абсолютном выражении;
• объем товаров и услуг, производимых малыми предприятиями, вырос за два года в 3,8 раза;
• вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт края увеличился до 14,5 процентов.
По результатам обследований, проведённых Всероссийским центром исследований общественного мнения, Ставропольский край занимает 3 место среди регионов России по созданию благоприятных условий для ведения малого бизнеса.
Результаты анализа состояния малого предпринимательства в Ставропольском крае и проведённых социологических опросов позволяют сделать определённые выводы и выделить основные проблемы и направления развития этого сектора экономики.
Проблемы, мешающие развитию малого бизнеса можно разделить на два основных вида. Это внутренние проблемы бизнеса и так называемые проблемы внешней среды. Среди внутренних ключевыми являются низкий уровень управленческой культуры в среде предпринимателей и отсутствие нацеленности на карьерный рост.
Среди комплекса проблем, негативно влияющих на развитие сферы малого предпринимательства, в первую очередь нужно отметить следующие:
1) Высокий уровень ставок налогов и сложность налогообложения, загроможденная отчетность.
2) Несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности.
3) Проблемы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.
4) Недостаточность развития инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства, а также рынка услуг, необходимых субъектам малого предпринимательства.
Перспективы развития малого предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого предпринимательства может успешно развиваться.
По результатам проведенного анализа непроизводственная сфера по-прежнему остаётся более привлекательной для малых предприятий, чем производственная. 52 процента малых предприятий Ставропольского края работают в настоящее время в сфере торговли и общественного питания, а в промышленности и строительстве - только 25 процентов.
Отмечается довольно резкая дифференциация в территориальном размещении малых предприятий. Основное количество от общего их числа сосредоточено в регионе Кавказских Минеральных Вод - 40 процентов и в городе Ставрополе - 35 процентов. В то же время есть районы, где развитие малого бизнеса явно недостаточно. Если в среднем по Ставропольскому краю число субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей составляет - 37, то в Новоселицком, Курском, Нефтекумском, Ипатовском и некоторых других муниципальных образованиях этот показатель существенно ниже краевого уровня.
В ходе развития малого предпринимательства за два последних года четко обозначилась пятерка лидеров, из числа наиболее успешно развивающихся областей малого бизнеса. Занимаемые ими места за это время практически не изменились: 1) сфера услуг; 2) торговля; 3) промышленное производство; 4) строительство; 5) сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции.
Список областей, привлекательных для начинающих малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, следующий:
1) сфера услуг - 40 процентов;
2) торговля - 37,7 процентов;
3) строительство - 10,8 процентов;
4) общественное питание, производство и сельское хозяйство - по 3,8 процента.
Малый бизнес Ставропольского края дает значительный социально-экономический эффект, уменьшает расходы бюджета на трудоустройство граждан, обеспечивает поддержание социальной стабильности, решает проблемы преодоления бедности, особенно в депрессивных районах. Поэтому расходы бюджета Ставропольского края на реализацию мер государственной поддержки малого предпринимательства фактически являются возвращением малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.
В настоящее время проблемы малого предпринимательства в основном те же, что и у крупного бизнеса, но проявляются они гораздо острее. Поэтому улучшение общей предпринимательской среды является необходимым, но не достаточным условием стимулирования развития малого предпринимательства.
Достаточным условием развития малого предпринимательства, а соответственно и конкурентной среды, является разработка и реализация комплекса специальных мер по его стимулированию и поддержке, не только на краевом уровне, но и на уровне муниципальных образований.
Положительный опыт роста малого бизнеса в странах с развитой экономикой, его роли в сглаживании социальной напряженности в обществе, в стимулировании инновационной деятельности подтверждает оправданность такого подхода.
Система государственной поддержки малого бизнеса в Ставропольском крае должна включать как меры прямой поддержки, обеспеченные средствами из федерального, регионального и местных бюджетов, и направленные на развитие приоритетных для региона сфер деятельности, связанных с созданием новых рабочих мест, развитием инноваций, высоких технологий, экспорта, так и косвенной - направленной на общее улучшение делового и инвестиционного климата для малого бизнеса Ставропольского края. С этой целью был опубликован Приказ министерства экономического развития и торговли Ставропольского края от 20 августа
В соответствии с этим основными направлениями станут меры по облегчению доступа к финансовым и инвестиционным ресурсам, развитию системы микрофинансирования, приоритетной поддержке экспортно - ориентированного и инновационного малого бизнеса, стимулированию создания новых малых предприятий, повышению их конкурентоспособности, развитию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, созданию сети бизнес-инкубаторов, повышению информационного уровня предпринимателей, дальнейшего последовательного снижения излишнего администрирования.
Решение задач дальнейшего развития предпринимательства предполагает объединение усилий и согласованность действий самих предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления с использованием при этом программных методов.
Литература.
1. invest@stavinvest.ru
2. webmaster: info@sbic.ru
3. Приказ министерства экономического развития и торговли Ставропольского края от 20 августа
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №04 (2008) |