- Морские вести России

Инновационная активность – определяющий фактор развития эконмики

Транспортное дело России №04 (2008)

Е.А. Хромушин, инженер-экономист

 

Перед экономикой России поставлена задача в ближайшие 15-20 лет достичь уровня наиболее развитых стран. Решение этой задачи требует максимального использования инвестиционного ресурсного потенциала, наращивания объёма инвестиций, совершенствования их структуры и ускорения оборота. В обобщённой постановке эту задачу представляется возможным определить как повышение инвестиционной активности.

Создание благоприятного инвестиционного климата в стране и в регионах, усиление инвестиционной привлекательности проектов развития экономики является, по существу, необходимыми предпосылками решения поставленной задачи. Результативность этих мер, с нашей точки зрения, может быть охарактеризована тем, какой прирост прямых инвестиций фактически был достигнут в течение рассматриваемого периода. Этот прирост, соотнесённый с меняющейся численностью населения и скорректированный с учётом динамики цен на строительную продукцию, может рассматриваться как объективная количественная оценка инвестиционной активности в социально-экономическом развитии. В таблице 1 приведены данные, характеризующие динамику показателя инвестиционной активности по стране за период 2000-2006 гг.

Как видно из приведённых данных, показатель инвестиционной активности вырос за рассматриваемый период в 2 раза.

Объём и отраслевая структура инвестиций непосредственно зависят от производственного и сырьевого потенциала различных регионов страны, от уровня развития в них транспортной и социальной инфраструктуры. Инвестиции реализуются в общественно0полезный продукт в ходе строительного процесса, который неразрывно связан с территорией, где он осуществляется. Исходя из этого, представляется методически оправданным при исследовании форм управления инвестиционной активностью сосредоточить основное внимание на региональном аспекте проблемы. Процесс федерализации страны связан с рассмотрением регионов как субъектов экономических отношений в инвестиционной деятельности, носителей собственных экономических интересов. Это предполагает исследование проблем управления инвестиционной активностью в разрезе регионов, которые рассматриваются как многофункциональные социально-экономические открытые системы, имеющие с внешней средой прямые и обратные связи. При этом границы регионов не обязательно совпадают с границами субъектов Федерации. На территории субъектов Федерации существует внутреннее административное деление в форме муниципальных образований, среди которых особое место занимают крупные города с примыкающими к ним районами. При изучении проблем управления инвестиционной активностью такие образования целесообразно рассматривать как центры концентрации инвестиций с единым координационным центром в системе местной администрации. Привлечение инвесторов в эти центры связано с влиянием следующих факторов:

• наличие действующих предприятий корпоративной собственности, имеющих перспективу инновационного обновления производства и закрепления на конкурентном рынке;

• достаточное развитие инфраструктуры производства, включая энергоснабжение, транспорт, коммунальное хозяйство;

• квалифицированные кадры, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;

• относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

• огромный внутренний рынок;

• возможность участия иностранных инвесторов в приватизации государственной собственности.

Процесс повышения инвестиционной активности в регионах развивается неравномерно. Динамика этого показателя в разрезе федеральных округов представлена в таблице 2. Из приведённых данных видно, что рост инвестиционной активности в регионах шёл неравномерно. Основными факторами, вызвавшими эту неравномерность, явились существенные различия между регионами в стартовых уровнях развития производительных сил и социальной инфраструктуры, в структуре отраслей экономики, в которые преимущественно направлялись инвестиции и др. Выборочный анализ свидетельствует также о том, что социально-экономическое развитие регионов тормозилось отрицательной динамикой численности населения.

Для целей рационального управления инвестиционной активностью целесообразно использовать группировку регионов по следующим признакам:

• активно развивающиеся регионы со сложившейся эффективной экономикой, доходы от которой позволяют не только финансировать собственный рост, но и отдавать определённую их часть на федеральные нужды;

• стагнирующие регионы с крайне низкими темпами развития, не имеющие достаточных доходов для самофинансирования;

• вновь осваиваемые регионы, развитие которых связано с крупными целевыми программами освоения природных ресурсов. В таких регионах приходится практически заново создавать производственную сферу, транспортную сеть, жилищно-коммунальную и социальную инфраструктуры;

• регионы, в которых реализуются крупные инвестиционные программы создания или развития промышленных комплексов.

Основными методическими принципами управления инвестиционной активностью в регионе являются комплексность и ресурсная сбалансированность принимаемых решений. Комплексное управление инвестиционной активностью предполагает параллельное развитие инвестиционной деятельности по двум главным взаимосвязанным направлениям: наращивание производственного потенциала региона и развитие в нём социальной сферы.

Возможности местной администрации в увеличении производственно-экономического потенциала региона определяются созданием благоприятного инвестиционного климата, информационным обеспечением инвестиционной привлекательности региона, развитием коммунальной и транспортной инфраструктур. Развитие социальной сферы, которая охватывает жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, общественную безопасность, бытовое обслуживание, организацию досуга и отдыха, а также занятость, уровень доходов, является, наряду со своей главной целью – повышение уровня жизни населения, важнейшим фактором инвестиционной привлекательности региона.

Источником ресурсного обеспечения мер по повышению инвестиционной активности для интенсивно развивающихся регионов являются средства, предусмотренные федеральными целевыми программами, а также прибыль и амортизационные фонды действующих предприятий. Проведённый анализ свидетельствует о том, что наиболее реальным источником инвестиций для муниципальных образований является рынок заёмного капитала. Успех на этом рынке зависит от репутации региона и его кредитоспособности. В мировой практике наиболее эффективными и надёжными индикаторами кредитных рисков являются кредитные рейтинги регионов, представляющие собой обобщённую характеристику их инвестиционной привлекательности. Развитие в России рынка капитала, расширение практики ипотечного кредитования делает кредитные рейтинги всё более востребованными при решении проблем повышения инвестиционной привлекательности регионов.

Получение высокого кредитного рейтинга способствует успеху регионов и муниципальных образований на рынке муниципальных облигаций, который в последние годы развивается очень динамично. Регионы и муниципальные образования уже привлекли с помощью облигационных займов более 1 млрд. долл., и можно ожидать рост этого рынка в перспективе. На долговой рынок вышел такой крупный институциональный инвестор как Пенсионный фонд РФ, размер вклада которого в муниципальные займы во многом зависит от рыночных и кредитных рисков регионов. Для определения этих рисков можно использовать рейтинговые оценки.

Кредитный рейтинг региона или муниципального образования представляет собой оценку способности местной администрации к полному и своевременному выполнению обязательств по обслуживанию и погашению займов, т.е. её кредитоспособности. Параметры кредитоспособности региона или муниципального образования как объективной финансово-экономической основы инвестиционной активности определяется величиной средств для погашения кредитов, регулярностью пополнения финансовых ресурсов.

Инвестиционная активность в регионе зависит от эффективности проектов, которые местная администрация намечает для реализации. По отношению к региональной экономической стратегии долгосрочная инвестиционная политика носит подчинённый характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Разработка региональной инвестиционной стратегии включает создание пакета местных нормативных документов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, и формирование стартового капитала, источником которого, в основном, является эмиссия и продажа акций и облигаций с целью привлечения средств инвесторов, в том числе, иностранных, для осуществления перспективных инвестиционных проектов. Многие регионы, обладающие природными богатствами, выбирают подобную стратегию и успешно воплощают её на практике.

Для оценки возможностей региональной администрации в повышении инвестиционной активности представляет интерес опыт Кировской области как одного из регионов, не имеющих богатых запасов сырья. За период 2005-2007 годов в области объём инвестиций в основной капитал в расчёте на одного человека, характеризующий инвестиционную активность, вырос почти в 2 раза. Объём инвестиций в 2007 г. составил более 20 млрд. рублей, что на 37% больше, чем в предыдущем году.

Действенным фактором повышения инвестиционной активности явилась государственная поддержка в форме предоставления налоговых льгот новым предприятиям. Как показывает анализ внедренных инвестиционных проектов – победителей конкурсных отборов в 2006 году, прирост налоговых поступлений в областной бюджет на рубль господдержки дал три рубля, то есть средства, выделенные на поддержку, обернулись дополнительными поступлениями в бюджет. За 2007 год прирост налоговых поступлений в областной бюджет превысил ожидаемые результаты. В 2007 году налоговыми льготами в Кировской области пользовались 6 предприятий. Число заявок на 2008 год возросло до 26.Bce эти проекты направлены на развитие экономики области. Они связаны с развитием деревообрабатывающей отрасли, химического, металлургического производства, связи, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, производства машин и оборудования, обуви, пищевых продуктов и строительных материалов.

Социальный аспект является одной из основных составляющих инвестиционной политики Кировской области. Важно, что благодаря реализуемым проектам за последние годы в области созданы дополнительные рабочие места, началась ликвидация ветхого жилищного фонда, повысился средний уровень обеспеченности населения жильём.

Среди важнейших результатов работы правительства области можно назвать изменение отношений бизнеса и власти, что во многом способствует росту количества инвесторов, вовлекаемых в систему государственной поддержки. Если в 2004 году государственная поддержка была оказана 7 инвестиционным проектам, реализуемым на территории области, то в 2008 году на государственную поддержку претендует около 40 проектов.

В условиях роста в регионах инвестиционной активности появляются новые механизмы, правовые нормы и организационные схемы участия заинтересованных сторон в инвестиционно-строительной деятельности, разрабатываются и реализуются программы развития в регионе строительного комплекса как производственной основы дальнейшей активизации инвестиционной деятельности.

 


Вернуться к разделу Транспортное дело России №04 (2008)