Критерии и система оценочных показателей системы управления предприятиями жилищно-коммунальной сферы
Транспортное дело России №04 (2008)И.В. Морозов, докторант РГГУ, А.А. Сосновский
В настоящее время, исследование систем управления предприятий жилищно-коммунальной сферы характеризуется следующими этапами:
• выбор эталонного состояния системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и его элементов;
• характеристика фактического состояния системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
• определение параметров отклонения от эталона и выявление его причин;
• анализ условий устранения выявленных отклонений от эталона системы управления;
• формирование перечня возможных вариантов достижения желаемого состояния системы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
• обоснование методов и этапов достижения эталонного состояния;
• сопоставление экономической эффективности вариантов достижения эталонного состояния системы управления предприятий жилищно-коммунальной сферы и выбор наиболее рационального.
В качестве эталонного состояния системы управления и ее элементов помимо концептуальной модели может быть принята нормативная. В отличие от концептуальной модели, которая применяется обычно при формировании новых систем или при разработке долгосрочной стратегии ее развития и может рассматривать, предпочтительные для жилищно-коммунальной сферы формы взаимодействия предприятий, нормативная модель учитывает реальное состояние системы управления, обеспеченность её соответствующими ресурсами, сложившиеся связи в жилищно-коммунальном хозяйстве.
1) Нормативные модели представляется целесообразным использовать в комплексе мероприятий по реформированию отдельных элементов системы управления.
Рациональное сочетание и использование концептуальных и нормативных моделей обеспечивают перспективную направленность проектирования систем управления. Для описания состояния и изменений отдельных элементов и всей системы управления в целом служит, формируемый в рамках модели, комплекс показателей. В этой связи обычно выделяют следующие группы показателей1 .
1. Показатели организации управляющей системы. К этой группе относятся:
а) характеристики пространственной организации управления;
б) временные или структурно-иерархические показатели управления;
в) показатели эффекта и эффективности организации управления;
2. Показатели организационно-экономического механизма предприятия, которые включают:
а) показатели уровня экономических правомочий. Они связаны с выявлением прав в формировании стратегии предприятий жилищно-коммунальной сферы, оказания услуг, определении перспектив развития материально – технической базы и т.д.;
б) показатели уровня экономической ответственности, т.е. уровня ответственности хозяйствующего субъекта по обязательствам, за качество оказанных услуг;
в) показатели достижения целей и параметров программы, либо отдельно го инвестиционного проекта;
г) показатели использования экономических рычагов и методов управления.
3. Показатели состояния и эффективности предприятий жилищно-коммунальной сферы, к которым относятся:
а) показатели состояния материально-технической базы, форм организации жилищно-коммунального хозяйства, его технического уровня;
б) показатели наличия и использования средств производства и ручного труда;
в) показатели общей эффективности жилищно-коммунального хозяйства.
4. Показатели, характеризующие степень комплексности системы управления, например структура, механизм управления, процессы управления (технологии).
Особой разновидностью этой группы показателей являются характеристики соответствия управляющей системы и управляемого объекта. Это соответствие определяется по ряду направлений:
• по целям управляемого объекта и управляющей системы;
• по номенклатуре видов услуг, т.е. по их соответствию основным направлениям деятельности;
• по объему выполнения отдельных видов работ и их соответствия численности работников и мощности техники;
• по времени протекания процессов в производстве и длительности выполнения связанных с ними управленческих операций и работ.
При исследовании любой системы управления, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, необходимо определить значимость показателей. При этом в зависимости от целей анализа отдельные показатели могут рассматриваться как вспомогательные или совсем исключаться. Таким образом, выявляются основные факторы и условия сложившегося состояния и достигнутого уровня эффективности системы, и формируются исходные данные для разработки альтернатив развития системы управления предприятий жилищно-коммунальной сферы, обоснования воздействия на факторы и условия, изменение которых позволит добиться необходимых результатов в системе управления жилищно-коммунальной сферы.
Отраслевые факторы развития системы управления в значительной мере определяют профиль и сферу деятельности хозяйствующего субъекта, формирование его целей, стратегии, форм взаимодействия с другими контрагентами жилищно-коммунальной сферы. Региональные факторы определяют содержание и организацию работ по социальному обслуживанию, формированию обслуживающих и вспомогательных подразделений производственной структуры и др.
Внутренние факторы, определяемые спецификой, целями и задачами предприятия, особенностями его месторасположения, сложившейся системой связей, состоянием материально-технической базы, уровнем квалификации всех категорий кадров и др. оказывают большое влияние на формирование и развитие организационной структуры. Эти факторы определяют требования, предъявляемые к организационной структуре предприятий жилищно-коммунальной сферы, а именно:
• улучшение использования сложившегося совокупного потенциала;
• развитие производственно-технического потенциала;
• пропорциональность мощностей производственных подразделений;
• адаптивность структуры к изменениям на рынке, в технике, технологии и организации жилищно-коммунального хозяйства;
• обеспечение высокой тесноты связей между подразделениями;
• создание необходимых и достаточных резервов мощностей и других ресурсов, обеспечивающих должную маневренность предприятия.
Количественные характеристики данных требований описываются путем расчета системы показателей.
Одной из центральных характеристик системы управления является количество уровней управления, которое реализуется в линейной структуре, характеризующейся отношением «распределение – подчинение».
Одновременно распределение функций управления жилищно-коммунальным хозяйством по уровням может решаться в направлениях:
• общесистемного руководства, т.е. решению задач, имеющих стратегическое значение;
• формирования кооперированных связей между предприятиями жилищно-коммунальной сферы;
• территориальной организации жилищно-коммунального хозяйства и др.
Количественная система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуются расчетом показателей нормативного и фактического количества уровней управления, а их сопоставление позволяет дать оценку правильности построения аппарата управления и выявить возможности рационализации количества уровней при одновременном повышении качества руководства ЖКХ, строгом соблюдении принципа единоначалия и сокращении управленческих расходов. В этом направлении представляется целесообразным определить:
• соотношение между масштабом оказания жилищно-коммунальных услуг и возможностью управления им в конкретных условиях;
• обеспеченность руководителей и специалистов необходимой информацией, дающей возможность принимать адекватные своевременные решения:
• степень заинтересованности и ответственности каждого руководителя в содержании и реализации конкретного круга решений;
• правомочность руководителей среднего звена в принятии и обеспечении реализации конкретного круга решений.
Основными критериями распределения работ по уровням являются:
1. Приближение оперативных решений к месту их реализации.
2. Сосредоточение стратегических решений в высших звеньях управления.
В рамках данной процедуры необходимо учитывать влияние на систему управления масштабов жилищно-коммунального хозяйства, возможность квалифицированного и оперативного руководства, необходимость создания каких-либо промежуточных звеньев или деления крупных объектов управления на части, а также техническую вооруженность труда и оснащение аппарата управления.
В этой связи для обоснования правильности организации управления, изучения реальных процессов обоснования, формулирования и выполнения управленческих решений сопоставляются:
• состав и количество структурных производственных звеньев и линейных элементов в аппарате управления;
• масштаб оказания услуг предприятием и нормы управляемости;
• номенклатура принимаемых решений в отдельных звеньях аппарата управления и их информационная обеспеченность.
Объем и содержание работ по управлению жилищно-коммунальным хозяйством предопределены составом процессов воспроизводства, а их распределение между отдельными элементами зависит от задач, стоящих перед ними в конкретный период времени.
Иерархическое и функциональное разделение труда является объективной основой формирования звеньев системы управления и разработки всей необходимой регламентирующей документации. Для оценки регламентации системы управления предприятий жилищно-коммунальной сферы применяют следующие коэффициенты:
• уровень нормативного обеспечения системы управления;
• уровень нормирования управленческих работ.
Для обобщенной оценки системы управления используются показатели надежности, гибкости, оперативности, рациональности сложившейся структуры.
Для обеспечения динамичности в управлении предприятий жилищно-коммунальной сферы необходимо учитывать систему связей, которые осуществляются в трёх направлениях:
• внешняя среда – управляющая подсистема;
• управляющая подсистема – объект управления;
• система управления – горизонтальные и вертикальные связи системы управления.
Все направления связей подразделяются на две основные разновидности:
• Связи соподчинения.
• Связи разделения труда.
Первые находят своё выражение в иерархии управления, вторые – в функциональной структуре управления. Количество связей в системе управления характеризует сложность системы управления.
Таким образом, оценка сложности связей, их разновидности и направления позволяет выявить излишние и недостающие линии соподчиненности, установить дополнительные линии подчиненности, определить возможность и целесообразность границ изменения состава функциональных органов.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №04 (2008) |