Морфология развития франчайзинга в России
Транспортное дело России №04 (2008)А.А. Устюжанин, аспирант МГУ
В настоящее время франчайзинг бурно развивается как одна из наиболее эффективных форм предпринимательства, в том числе и в России, где количество компаний, в той или иной степени применяющих данную технологию, неуклонно растет.
Несмотря на то, что по темпам прироста франчайзинга наша страна находится на одном из первых мест в мире - количество франчайзеров сейчас удваивается практически ежегодно, тем не менее, по сравнению с рядом зарубежных стран сектор франчайзинга в России все еще невелик - на нем работает свыше 600 франчайзеров, включая мультибрэндовые компании, а, к примеру, в США их в 5раз больше. Но число реально действующих франшиз у нас в стране меньше 400. Необходимо отметить, что более чем 60% франчайзеров, присутствующих на российском рынке - российские компании, остальные - иностранные.
Относительно небольшой процент национальных компаний свидетельствует как о недостаточной сформированности российского рынка, так и о том, что зарубежные компании проявляют очень большой интерес к России.
Количество франчайзи к концу 2007 года превысило 3000 операторов. В среднем по стране количество франчайзи растет примерно на 20% в год.
Из-за относительной новизны данной технологии в России франшизные пакеты многих компаний еще не до конца апробированы, поэтому компании открывают и свои корпоративные точки. Надо сказать, что в России большинство франчайзеров, особенно в ритейле, смотрят на франчайзинг в основном как на инструмент интенсивного развития собственной сети, тогда как зарубежные компании основную прибыль имеют именно от продажи франшиз, а большое количество корпоративных точек - показатель либо желания закрепиться в каком-либо регионе, либо тестирования нового варианта франшизного пакета. В России такой подход оправдан еще и своеобразием потребительских предпочтений в регионах.
Развитие франчайзинга в регионах России влечет за собой:
- появление новых продуктов и услуг;
- повышение культуры предпринимательских отношений;
- обеспечение правовой защищенности малого предпринимательства;
- создание новых рабочих мест, обеспечение занятости населения;
- структурированы системы практического обучения малому предпринимательству без создания каких либо специальных учебных структур и программ;
- насыщение регионов высококачественными товарами, услугами и современными управленческими технологиями ведения бизнеса;
- развитие активности в предпринимательской среде;
- увеличение уровня налоговых поступлений.
Таким образом, франчайзинг как способ развития бизнеса переживает состояние бурной популярности. Причинами этого является то, что:
- предпринимательская среда стала более информированной о значительных выгодах применения франчайзинга прежде всего для самих предпринимателей;
- значительно повысился интерес предпринимателей к диверсификации бизнеса;
- растет понимание среди крупных компаний преимуществ развития в регионах России с помощью франчайзинга,
- в последнее время очень активно возводятся крупные торговые центры в регионах России.
Флагманом отечественного франчайзинга в России является сектор розничной торговли. B нем задействовано свыше 55% от общего числа франчайзеров в России и более 35% российских франчайзи.
Одной из крупнейших компаний этом секторе является «Пятерочка».
За пять лет созданы франчайзинговые сети магазинов «Пятерочка» в 21 регионе России и стран СНГ, в рамках которых на конец
Надо отметить, что не во всех регионах одинаково гладко реализуется франчайзинговая система «Пятерочки». Имели место финансовые и организационные проблемы в Пермском крае, Свердловской и Омской областях, где потребовалось «хирургическое» вмешательство обладателя франшизы: смена франчайзи и перезапуск сетей.
Сегодня, по прошествии двух лет, франчайзинговые проекты в этих регионах демонстрируют высокие показатели как по увеличению числа магазинов, так и по качественным параметрам. Сеть магазинов «Пятерочка» в Пермском крае стала одним из трех региональных лидеров, а в Омской области показывает серьезный количественный рост.
Кроме того, эта сеть проникла в многие регионы: Белгородскую, Волгоградскую, Новосибирскую, Воронежскую, Омскую область. Красноярский, Алтайский, Пермский край, Ростовская, Самарская, Ульяновская и Саратовская область.
Консолидированный оборот Компании (включая франчайзинг) за
В
Объединение сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в мае 2006 года привело к созданию компании X5 Retail Group - абсолютного лидера отрасли по объему продаж.
Другой успешно развивающейся отечественной компанией в области продовольственного ритейла является сеть «Копейка».
Первый магазин «Копейка», открытый по программе франчайзинга, начал работать в 2001 году в Москве. На сегодняшний день этой сети принадлежат российским франчайзи.
ОАО «Торговый Дом «Копейка» рассматривает франчайзинг как одну из стратегий регионального развития и предлагает готовый бизнес по созданию и развитию розничного универсама с хорошей доходностью. «Копейка» активно развивает программу франчайзинга на территории Москвы, Московской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Тюменской, Ярославской, Ульяновской областей, Чувашии, Мордовии, Марий-Эл. На сегодняшний день успешно работают 16 франчайзинговых магазинов в Москве, 4 – в Московской области, 2 - в Орловской и по одному в Самарской и Владимирской областях.
Для открытия универсама «Копейка» требуются инвестиции в размере около 500-800 долларов США на квадратный метр торговой площади. Срок окупаемости инвестиций составляет 23-30 месяцев, прибыль на инвестированный капитал - 24-32%. Доходную часть бизнеса обеспечит агентское вознаграждение и стоимость субаренды. Стоимость франшизы на один магазин: 777 620 руб.
Также франчайзинг пользуется популярностью и в сфере розничной торговли одеждой, обувью и аксессуарами.
Так, «SPRINGFIELD» - бренд, специализирующийся на одежде и аксессуарах для молодежи, был основан в 1988 году. Брэнд получил всеобъемлющую поддержку у молодых мужчин. В России на сегодняшний день открыто 22 магазина, в Москве - 9, в Санкт-Петербурге – 10, Казани – 1, Екатеринбурге – 1, Нижнем Новгороде – 1, на Украине открыто 5 магазинов. Для открытия магазина требуется объем инвестиций в 100 000 €.
Другая компания, самостоятельно развивающая розничную сеть фирменных магазинов в Москве и региональную сеть на условиях франчайзинга - «Orange». С
Другой пример использования франчайзинга в розничной торговле - сеть специализированных винных супермаркетов «Ароматный мир». Брэнд «Ароматный мир» появился в октябре
Сеть «Ароматный мир» предусматривает две формы франчайзинга. Прямой франчайзинг: заключается договор франчайзинга на отдельный магазин. Актуально для небольших городов с численностью, не превышающей 100 тысяч человек.
Территориальный франчайзинг: предоставляется эксклюзивное право на освоение региона. Предусматривает открытие нескольких магазинов на территории региона. Для городов с численностью более 200 тысяч человек экономически целесообразным является развитие локальных сетей на основе данного договора.
Для открытия магазина вам потребуются объем инвестиций в 2000000 руб., роялти -100 00 руб., паушальный взнос - 275 000 руб.
Франчайзинг также успешно развивается в секторе общественного питания, где задействовано 20% франчайзеров и 22% франчайзи.
В России действует уже несколько систем предприятий быстрого обслуживания, но основных франчайзинговых игроков пока не очень много.
Хотя «МакДональдс» первым ступил на российскую землю, но классический франчайзинг в сфере быстрого питания принес нам другой американский оператор фаст-фуда – Subway. Первый Subway открылся в США в 1965 году. Сегодня эта сеть насчитывает более 27000 ресторанов в 86 странах мира. В России Subway позиционируется как система быстрого обслуживания, основой меню которой являются сэндвичи и салаты. У нас эта сеть развивается с 1994 года исключительно по франчайзингу, и занимается этим «Subway Russia Franchising Company». В настоящее время в российской сети Subway находятся 39 предприятий быстрого обслуживания: Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и в крупных региональных городах.
Франшиза «Subway» выдается на 20 лет на конкретный адрес для организации одной бутербродной. Стоимость франшизы Subway составляет $12 тыс., а на организацию одной бутербродной требуются средства в размере $120-200 тыс. и помещение площадью 100-
Не менее успешно в сфере общепита выступает компания «Сбарро». Сегодня более чем в 30 странах мира работает более 1000 итальянских ресторанов «Сбарро», из них более 600 - по франчайзингу. С 1997 года российская фирма «Бразерс и компания» является эксклюзивным франчайзи сети итальянских ресторанов быстрого питания «Сбарро» в России. За это время ею открыто более 100 ресторанов в московском регионе, Санкт-Петербурге, Казани и других российских регионах.
Франчайзер предлагает две концепции ресторана «Сбарро»: с буфетом и без. Общий объем инвестиций, необходимых для открытия ресторана «Сбарро», составляет порядка $550 тыс., включая оплату за франшизу ($40 тыс.). Для ресторана на фуд-корте объем необходимых инвестиций составляет около 250-350 тыс. USD. В суммы включены все расходы, необходимые для подготовки ресторана к открытию – паушальный взнос, проектирование, ремонт и отделка помещения, закупка, доставка и монтаж оборудования и мебели, обучение персонала и пр.
Еще одним франчайзером можно назвать «Росинтер Ресторантс Холдинг» - сетевые семейные рестораны полного обслуживания, в структуру которых входят компании «IL Патио», «Планета Суши», «Американский Бар и Гриль», «Сибирская Корона», T.G.I. Friday’s, «1-2-3кафе», «РОСТИК’С-KFC», «Карлсон Туризм», «КорпЭстейт», «Плениа».
Лидирующим оператором в сегменте семейных ресторанов (casual dining restaurants) в России и СНГ остается «Росинтер Ресторантс Холдинг». В настоящее время холдинг управляет 268 ресторанами, из которых 72 работают на основе договоров франчайзинга в 30 городах России, СНГ и Европы. Компания предлагает блюда итальянской, японской, американской и русской кухни в ресторанах, работающих под зарегистрированными торговыми марками «IL Патио», «Планета Cуши» и «1-2-3 кафе» и под торговыми марками, используемыми по лицензии: T.G.I. Friday’s и «Сибирская Корона». В результате создания совместного предприятия с компанией Whitbread PLC, «Росинтер» развивает на территории России сеть кофеен Costa Coffee.
Паушальный взнос компании-франчайзи за франшизу «РОСТИК’C-KFC» составляет - $40900. Размер роялти и маркетинговые отчисления составляют соответственно 6% и 5% от ежемесячного оборота. Договор заключается на 10 лет с возможностью пролонгации на такой же период. При этом франчайзер предоставляет партнерам доступ к корпоративным контрактам на поставку оборудования и сырья, к стандартам ведения бизнеса, консультациям, обучению.
Что касается «РОСТИК’C-KFC», то в него входит 143 предприятия (включая 91 предприятие, работающее по договорам франчайзинга.) Валовой товарооборот всей сети (с НДС) (корпоративные и франчайзинговые ПБО) в 2007 году составил 164 млн. долларов США.
Между тем, не так быстро франчайзинг развивается в сфере услуг, где 18% франчайзеров и 16% франчайзи.
Пока что в России компаний, работающих в сфере услуг по программе франчайзинга не так много, как в США, но с каждым годом их становится все больше. Лидером здесь является компания 1С, занимающаяся разработкой и реализацией программного компьютерного обеспечения для обслуживания предприятий.
Основанная в 1991г., «1С» – чисто российская фирма, опирающаяся исключительно на собственные профессиональные успехи. По данным многочисленных опросов, «1С» занимает первое место в софтверном секторе российской компьютерной индустрии.
В 100 городах РФ насчитывается около 4500 предприятий, сертифицированных фирмой «1С» на оказание комплексных услуг по автоматизации на базе программных продуктов «1С» управления и учета на предприятиях и около 280 торговых точек, занимающихся розничной продажей программ для домашних компьютеров
Впечатляющих результатов добилась компания «Кодак», которая более 10 лет успешно развивает международную франчайзинговую программу «Кодак-Экспресс». В стране сегодня действуют 1300 франчайзинговых магазинов и салонов.
В области услуг по уборке помещений уникальную франшизу предлагает компания «Кем-Драй Россия». В ее основе лежит технология американской компании «Chem-Dry» по газированной химчистке ковровых покрытий и мягкой мебели. Открыть бизнес в этой области можно также по франшизе «Primex». Эта фирма специализируется на разносторонней уборке помещений, чистке мебели, ковров, паркетных, гранитных и мраморных покрытий.
Компания «DIXIS» работает в области дистрибьюции, розничной торговли и оказания сервисных услуг на рынке мобильной связи России.
На сегодняшний день франчайзинговые магазины сети «Dixis» работают практически во всех регионах России. Население крупнейших городов таких регионов как Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Уральский, Поволжье и др. уже знакомо с торговой маркой «DIXIS» и по достоинству оценило уровень и качество услуг, предоставляемых под этим брендом. Более 40 партнеров - участников программы франчайзинга, используя передовые технологии организации бизнеса, предоставляемые компанией «DIXIS», превратили отдельные магазины по продаже сотовых телефонов в развитые сети, где широко представляют не только оборудование для сотовой связи, но и большой спектр цифровой техники.
Своим вниманием франчайзинговые компании не обошли и сферу образования. Так, в 1995 году международная компания EF открыла свою первую школу EF English First в Москве. Сегодня работает уже 34 школы. Сеть EF English First распространена в регионах - Санкт-Петербурге, Владивостоке, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Твери, Альметьевске.
По оценкам экспертов, в будущем также сохранится активность регионов РФ, что скажется как на появлении новых франшиз, так и на повышении общей активности в регионах – проведении ряда мероприятий, призванных популяризировать франчайзинг (выставки, конференции, круглые столы и пр.). В скором времени региональные франчайзеры составят значительную конкуренцию федеральным сетям на местах, благодаря большей узнаваемости их брендов в конкретном регионе и лояльности локального потребителя.
Тот факт, что в последнее время значительно возросла активность регионов, говорит о том, что франчайзинг становится хорошим заполнением ниши мелкого и среднего бизнеса. В России складываются для этого все более благоприятные условия.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №04 (2008) |