Основные проблемы социально-экономического развития и активизации инновационных процессов
Транспортное дело России №04 (2008)М.Г. Амиралиев, к.э.н., декан, Дагестанский государственный технический университет
Основными проблемами социально-экономического развития республики Дагестан по-прежнему являются высокий уровень безработицы и бедности населения (52,7% живут на доходы ниже прожиточного минимума). Данные проблемы являются сдерживающими факторами экономического роста, препятствуют проведению эффективной экономической политики в республике, отрицательно влияют на общественно-политическую обстановку в регионе.
В результате по объему ВРП и промышленного производства на душу населения среди субъектов Российской Федерации Дагестан находится в последней десятке, а уровень обеспеченности расходов консолидированного бюджета собственными доходами составляет 20,7%.
Для преодоления сложившегося несоответствия необходимо максимально эффективное использование имеющегося производственного и сырьевого потенциала. Достижение этой цели возможно при решении ряда накопившихся проблем в приоритетных отраслях хозяйства республики.
Агропромышленный комплекс является основным звеном экономики республики. Несмотря на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции за последние годы и некоторое улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, общее положение сельхозтоваропроизводителей остается достаточно сложным.
Среди основных проблем развития агропромышленного комплекса республики можно назвать также: высокие ставки налогообложения и процентные ставки по кредитам, неразвитость рыночной инфраструктуры - рынков сельхозпродукции и продовольствия, техники, снижение природного потенциала отрасли - плодородия почвы, площадей сельхозугодий, поголовья племенного скота, низкая эффективность использования пахотной земли.
Сдерживающими факторами развития отрасли являются: низкий уровень механизации, значительный износ (до 70%) действующего парка сельскохозяйственных машин, высокие цены на новую технику, недостаточное развитие лизинга оборудования и техники в агропромышленном комплексе, отсталые технологии сельскохозяйственного производства и другие.
Уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками. Большинство хозяйств не имеет собственных оборотных средств.
При наличии собственной сырьевой базы в республику импортируются и ввозятся из других регионов России продовольственные товары. Уровень развития сельскохозяйственной инфраструктуры (склады, хранилища, холодильники) не обеспечивает сохранность собранного урожая.
Неразвитость интеграционных связей сельскохозяйственного производства и переработки приводит к снижению эффективности аграрного сектора и, как следствие, благосостояния сельских жителей.
Ухудшает ситуацию отсутствие необходимой социальной инфраструктуры и комплексного обустройства села, низкий уровень образования и дефицит кадров, малопривлекательность и низкооплачиваемость труда в сельском хозяйстве.
Имеющийся потенциал предприятий пищевой промышленности не позволяет обеспечить глубокую переработку всего объема выращиваемой в республике сельскохозяйственной продукции, что определяет необходимость реконструкции и технического перевооружения предприятий перерабатывающей промышленности.
Проблемы рыбной отрасли связаны со снижением эффективности рыбо-разводных заводов, а также естественного воспроизводства рыбы, проникновением в Каспий черноморской медузы, уничтожающей кормовую базу рыбы, уменьшением площадей нерестилищ, расширением бесконтрольного, нерационального промысла, загрязнением окружающей среды. В результате улов рыбы за последние 10 лет снизился в 4 раза, а загрузка мощностей рыбоконсервной промышленности составляет всего 15-20%.
В промышленности, несмотря на стабильный рост объемов производства в последние годы, уровень развития отрасли не соответствует потенциалу региона и его потребностям.
Тяжелое финансовое положение предприятий, хроническая нехватка оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производства привели к низкому проценту использования производственных мощностей.
Отсутствие инвестиционных возможностей предприятий способствует образованию в производстве значительных объемов физически и морально изношенного основного капитала. Содержание на балансе предприятий больших объемов незагруженных производственных мощностей, не обеспеченных спросом, увеличивает издержки производства и снижает конкурентоспособность продукции.
В то же время не хватает мощностей по производству современной, конкурентоспособной продукции потребительского назначения.
Основные проблемы в промышленности обусловлены: высокой степенью износа основных производственных фондов (средний уровень износа - 65-70%), недостатком долгосрочных инвестиционных вложений и оборотных средств, не позволяющим организовать ритмичную работу предприятий, низким уровнем использования производственных мощностей, который составляет в среднем 20-25%; высокими процентными ставками по заемным средствам; наличием значительного удельного веса оборонных предприятий, зависящих от государственного заказа; неразвитостью региональной и межрегиональной кооперации и интеграции.
Основными препятствиями, сдерживающими развитие малого бизнеса в республике, являются: ограниченность доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам ввиду требования кредитными учреждениями залоговых гарантий; неразвитость механизма микрокредитования малого бизнеса, а также таких финансовых технологий, как лизинг, кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования и др.; отсутствие достоверного учета, в том числе статистического, по основным параметрам деятельности субъектов малого предпринимательства; административные барьеры; низкий уровень информационного и консультационно-методического обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства.
Уровень развития транспортной инфраструктуры не соответствует современным требованиям. Значительная часть основных фондов отрасли эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Вследствие этого существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта, растут транспортные издержки народного хозяйства.
Требуют завершения работы по реконструкции и расширению производственной базы Махачкалинского морского торгового порта и Махачкалинского международного аэропорта, а также по развитию железнодорожного транспортного узла «Махачкала» и подходов к нему с южного и северного направлений.
Серьезные проблемы накопились в социальной сфере республики. Повышение качества предоставления социальных услуг населению требует укрепления материально-технической базы социальной сферы. Показатели обеспеченности объектами социальной сферы в республике ниже среднероссийского уровня.
Школы региона работают с перегрузкой, доля обучающихся во вторую смену составляет 33,7% против 21% в среднем по России. В республике более 300 школ (17,9%) находится в аварийном и ветхом состоянии.
На сегодняшний день наблюдается острая потребность в капитальном строительстве и реконструкции более 230 объектов образования, не завершено строительство более 60 объектов, во многих населенных пунктах дети обучаются в приспособленных под классы помещениях, а в школах отсутствуют элементарные санитарно-гигиенические условия – водопровод и канализация.
В республике остается низким показатель по обеспеченности населения больничными койками (68,9 койки на 10 тыс. населения при нормативе – 134,7 койки на 10 тыс. населения).
Состояние материальной базы большинства республиканских учреждений культуры нуждается в неотложных мерах по качественному улучшению всех составляющих (здания, оборудование, технические средства).
Обеспеченность спортивными сооружениями, инвентарем и оборудованием из расчета на одного жителя республики значительно отстает от среднероссийских показателей. Имеющаяся материально-техническая база нуждается в реконструкции и капитальном ремонте с учетом санитарно-гигиенических требований к сооружениям, предназначенным для организации учебно-тренировочного процесса.
В большинстве районов и городах республики не развивается должным образом сеть нестационарных учреждений социального обслуживания населения, не создается необходимая материально-техническая база, призванная решать вопросы предоставления адресной государственной поддержки и помощи инвалидам, ветеранам, семьям с детьми, одиноким престарелым и нуждающимся гражданам, детям, оставшимся без попечения родителей. Действующая сеть социально-реабилитационных учреждений для детей, имеющих отклонения в здоровье, не обеспечивает потребностей в реабилитационных услугах.
В республике ниже среднероссийского уровня обеспеченность жильем в расчете на одного жителя (15,6 кв.м). Ключевая проблема в решении жилищных вопросов, как и в целом по России, - отсутствие действенных экономических механизмов, в том числе ипотечных и накопительных систем привлечения денежных средств физических и юридических лиц для улучшения жилищных условий.
Техническое состояние основных фондов жилищно-коммунального хозяйства характеризуется высоким (более 70%) уровнем износа. Растет количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов, планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Из-за высокого износа основных фондов ухудшается качество питьевой воды, растет дефицит мощности водопроводных и канализационных сооружений, возросли до 30-50% потери энергоресурсов и воды. Ежегодно увеличивается на 2-3% площадь ветхого и аварийного муниципального и государственного жилищного фонда, который сегодня составляет 730,2 тыс. кв. м (24% существующего фонда).
Многие населенные пункты практически лишены газоснабжения: из 1605 населенных пунктов республики частично или полностью газифицированы 388. Более 40% населения республики лишены возможности пользоваться газом. Вместе с тем существующие газопроводы и газораспределительные пункты загружены недостаточно – это связано с отставанием строительства газоразводящей сети. Недостаточное бюджетное финансирование строительства газопроводов-отводов, межпоселковых и распределительных газовых сетей привело к замедлению процессов газификации в республике.
Необходимо провести реконструкцию электросетей и трансформаторных подстанций для использования населением высокогорных районов электроэнергии в целях отопления и приготовления пищи.
Основными проблемами развития курортно-туристского и рекреационного комплекса являются: несоответствие материальной базы учреждений отрасли современным требованиям; недостаточный уровень сервиса, комфортности и качества курортных и туристских услуг; недостаточная привлекательность курортов республики для частных инвесторов в связи с неразвитостью инфраструктуры (водообеспечение и водоотведение, энергоснабжение, транспортная инфраструктура, дороги и др.); малопривлекательный имидж республики в средствах массовой информации; недостаточное продвижение санаторно-курортного и туристского продукта на рынке услуг.
Острой экологической проблемой остается загрязнение Каспийского моря. Очистные сооружения канализации (ОСК) гг. Махачкалы и Каспийска требуют расширения и реконструкции, ОСК гг. Дербента и Буйнакска разрушены и не функционируют, а гг. Избербаш и Дагестанские Огни вообще их не имеют. Требуется также строительство очистных сооружений в гг. Хасавюрт, Кизляр, Буйнакск.
В целом 30% жилого фонда городов республики не имеет инженерных сетей канализации. Более 78% бытовых сточных вод сбрасывается в природную среду без очистки. Неудовлетворительное состояние водопроводных и канализационных сетей и очистных сооружений негативно влияет на качество воды, которая на 85% не соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм и ГОСТа. В некоторых районах республики качество питьевой воды достигло опасного для здоровья населения уровня и является источником эпидемий.
Серьезной экологической проблемой являются деградация земель и процессы опустынивания, особенно в районе Кизлярских пастбищ и Черных Земель. Уже сегодня площадь деградированных земель в этой зоне составила 664 тыс. га.
Решение перечисленных проблем в экономической и социальной сферах требуют комплексного программного подхода.
В целях стабилизации социально-экономической ситуации был принят целый ряд законов, в том числе федеральных и республиканских, направленные на развитие основных отраслей народного хозяйства и социальной сферы республики.1
В целях совершенствования налоговой политики в республике были приняты законы РД «О земельном налоге», «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Республики Дагестан», «О недрах», «О плате за пользование водными объектами», «О транспортном налоге» и другие.
Стимулированию инвестиционного процесса способствовало принятие законодательных и нормативных правовых актов по формированию Бюджета развития Республики Дагестан2 .
Сформирована основа нормативной базы по привлечению дополнительных инвестиций в экономику Республики Дагестан.3
Реализация мероприятий по поддержке малого предпринимательства осуществляется в соответствии с нормативной правовой базой.4
С целью увеличения собственных доходов и оптимизации расходов были приняты ряд законов в области бюджетной политики.5
Создана нормативная база, способствующая увеличению доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.6
Ежегодно в рамках республиканского бюджета принимаются программы социально-экономического развития районов и городов республики, республиканские адресные инвестиционные программы.
Принимались нормативные правовые акты по развитию отдельных депрессивных районов и населенных пунктов республики. В частности, приняты постановления Правительства РД по развитию Северной зоны Республики Дагестан, Ботлихского района, Карабудахкентского района, Цунтинского района и Бежтинского участка, г. Буйнакска и других.
В целом принятые меры позволили повысить темпы развития республики и увеличить размеры реальных располагаемых денежных доходов населения, однако коренного изменения дел не произошло: основное влияние оказали факторы, которые нельзя отнести к инновационным.
К настоящему времени в экономике Республики Дагестан сложились благоприятные условия для роста объемов производства и увеличения валового регионального продукта. Тенденция эта сохраняется и связана с макроэкономической стабилизацией в стране, наступившей после августовского (
В то же время рост объемов производства может быть обеспечен временными конъюнктурными условиями: наличием недогруженных мощностей на предприятиях, образовавшихся после длительного спада, и оживлением спроса на выпускаемую предприятиями продукцию в связи с сокращением импорта, вызванного его резким удорожанием.
Необходимо также определить продолжительность и стабильность действия технических или иных факторов, вызывающих оживление и подъем производства, т. е. оценить масштабы ввода и период функционирования недогруженных мощностей, всего недоиспользованного производственного потенциала. Иначе внешне благоприятное воздействие этих факторов может носить кратковременный характер
Удвоение валового регионального продукта республики к
- процессы деиндустриализации республиканской экономики, которые были спровоцированы беспрецедентными размерами падения производства практически во всех отраслях;
- колониально-сырьевая структура республиканского хозяйства, при которой доля продукции обрабатывающих отраслей составляет в экспорте республики всего 12% ;
- зависимость экономики от ввоза товаров из других российских регионов и из-за рубежа, составляющего 75% потребляемого их объема;
- технологическое отставание (доля наукоемкой продукции в республиканском экспорте не превышает 1,5% );
- большая зависимость республики от федерального бюджета (доля трансфертов и субсидий из него в республиканском бюджете составляет в среднем 70—80%);
- процессы люмпенизациии населения, деквалификации рабочей силы.
Решение этих проблем – минимально необходимое условие обеспечения устойчивого экономического роста республиканской экономики не только в среднесрочной перспективе.
Основным резервом для значительного экономического роста в республике является промышленность, причём, в первую очередь, ориентированная на современные высокие технологии. И этот постулат должен лежать в основе экономической стратегии региона в целом и промышленной политики в частности .
Промышленная политика, проводимая органами государственной власти Республики Дагестан, направлена на создание условий для возрождения и стабильного развития предприятий, крупнейшие из которых работали на оборонную промышленность. При плановой экономике они находились в составе центральных отраслевых ведомств, в основном занимаясь изготовлением изделий, входивших в системы и комплексы.
В 1990-е гг., с переходом к рыночной экономике, предприятия оборонно-промышленного комплекса, не являвшиеся производителями конечной продукции, оказались в тяжёлой ситуации. Это произошло по целому ряду причин: общее снижение оборонных заказов, транспортная и экономическая блокада республики из-за событий в Чечне, нестабильная обстановка в целом в регионе и другие.
Таким образом, были утрачены связи с предприятиями ОПК по России; программы конверсии, проводившиеся в середине 1990-х гг., не принесли существенных результатов, и крупные оборонные предприятия республики были вынуждены практически заново начинать свою деятельность, опираясь на имевшиеся собственные ресурсы.
С
Сегодня промышленная политика органов государственного управления республики реализуется в нескольких основных направлениях. По-прежнему планируется бюджетная поддержка стабильно развивающихся предприятий в части проектов, основанных на применении современных высоких технологий. При этом принимается в расчёт и социальная значимость предприятий для отдельных регионов и республики в целом.
В 2003 году принята республиканская целевая «Программа развития предприятий ОПК Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан, на 2004-2008 годы». Она предусматривает кредитование из бюджета республики 14-ти предприятий для освоения и выпуска продукции гражданского назначения. Сумма кредитов за пять лет должна составить 330 млн. руб. при планируемом ежегодном объёме выпуска продукции только по предусмотренным проектам в 2500 млн. рублей в 2007-2008 гг.
Другим направлением является помощь предприятиям в получении оборонных и других централизованных государственных заказов, которые на сегодняшний день составляют всё ещё значительную долю в общем объёме продукции предприятий машиностроения. Также оказывается содействие предприятиям, имеющим госзаказы, в погашении задолженности Министерства обороны и других федеральных ведомств, что в последние годы дало ощутимые результаты – эти задолженности практически ликвидированы, что позволило улучшить финансовое положение организаций.
Через представительства в регионах России и в странах ближнего зарубежья прорабатываются вопросы партнерского взаимодействия с предприятиями.
Государственным органам ставится задача максимально использовать возможности предприятий промышленности для удовлетворения госнужд республики, в частности техники сельскохозяйственного назначения. Большинство этой техники завозится в Дагестан из-за его пределов по лизингу, в то время как предприятия машиностроения республики имеют в этом плане большой потенциал. Существует также возможность изготовления продукции для нужд здравоохранения, образования, коммунального хозяйства и других.
Предусматривается координация работы высших и специальных учебных заведений республики с промышленностью в вопросе подготовки специалистов рабочих, инженерных, менеджерских и других профессий. Дефицит квалифицированных специалистов наблюдается в республике уже сейчас и в дальнейшем ожидается обострение ситуации в связи с ростом производства, что и требует принятия упреждающих мер.
В области возможной внутри- и межотраслевой кооперации в промышленности республики ставится задача наладить более тесное взаимодействие предприятий друг с другом с целью снижения издержек и повышения конкурентоспособности продукции. Также возможно создание на базе отдельных предприятий специализированных производств (производства печатных плат, инструментального и т.п.) с государственным участием.
В период с 1999 по
Сейчас же, когда многие крупные предприятия стабилизировали свою работу и довольно успешно развиваются, необходимо, не выпуская из поля зрения эти предприятия, сконцентрировать усилия и ресурсы на восстановлении, реорганизации и перепрофилировании тех предприятий, которые не смогли вписаться в современную экономику.
Такие предприятия в республике имеются. Причины кризисного состояния этих предприятий различны, но основная причина – падение спросана традиционную продукцию как из-за технологического отставания, так и из-за изменения отраслевой конфигурации хозяйственного механизма страны. К примеру, в таких условиях оказались предприятия по выпуску электротермического оборудования, шлифовальных станков, радиокомпонентов, радиоизмерительной аппаратуры.
Для сохранения таких предприятий и полноценного задействования их в хозяйственном комплексе республики необходима коренная реорганизация с приоритетом создания на их базе современных высокотехнологических производств с полной заменой оборудования. Задача эта имеет и социальную значимость, так как позволит создать новые рабочие места.
В последние годы активизировалось сотрудничество между Правительством Республики Дагестан и федеральными агентствами – РАС, РАКА, РАСУ и ФГУП «Рособоронэкспорт». Со всеми этими структурами заключены генеральные соглашения с целью координации совместных усилий по развитию предприятий соответствующих отраслей, равноправному участию их в федеральных проектах и целевых программах.
Однако сама программа развития промышленности республики7 вызывает ряд вопросов. Прежде всего, это связано с источниками финансирования мероприятий, направленных на повышение технического уровня производства. Так, общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий и инвестиционных проектов до
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №04 (2008) |