- Морские вести России

Перспективы развития экономики региона и роль инновационных предприятий в решении социально- экономических проблем

Транспортное дело России №04 (2008)

М.Г. Амиралиев, к.э.н., декан, Дагестанский государственный технический университет

Система программных мероприятий предусматривает преодоление сложив­шихся диспропорций в экономике республики, создание высокотехнологичного, конкурентоспособного производства, расширение ассортимента и увеличение потребления товаров и услуг населением, повышение качества продукции, раз­витие социальной инфраструктуры, удовлетворение государственных и муни­ципальных потребностей в товарах и услугах.

Мероприятия в «Программе экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года» сгруппированы с учетом их функциональной однородности и взаимосвязанности. Программа состоит из четырех разделов. Первый – «Законодательное и организационное обеспечение мероприятий Про­граммы», второй – «Развитие базовых отраслей экономики», третий – «Развитие социальной сферы и платных услуг», четвертый – «Развитие муниципальных образований».

С точки зрения нашего исследования наибольший интерес представляет второй и третий разделы, в которых сгруппированы мероприятия, направленные на дальней­шее развитие основных отраслей и сфер народного хозяйства республики: агро­промышленного комплекса, промышленности и энергетики, транспортного ком­плекса, малого предпринимательства, а также мероприятия, направленные на развитие телекоммуникаций и связи, образования, охрану экологии и биоресурсов.

Главной задачей в области инвестиционной политики является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному притоку ин­вестиционных капиталов в экономику.

Решение данной задачи предполагается осуществлять за счет:

• минимизации вмешательства органов власти в хозяйственную деятель­ность инвесторов в законодательно очерченных рамках;

• осуществления защищенного и предсказуемого правового режима хозяй­ственной деятельности инвесторов, обеспечения стабильности хозяйственных условий для инвестирования;

• прозрачности проводимой инвестиционной политики, открытости и дос­тупности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

• взаимной ответственности и безоговорочного выполнения обязательств со стороны как республиканских органов исполнительной власти, так и других участников инвестиционного процесса.

Другой задачей в данной области является обеспечение максимальной эф­фективности от инвестирования бюджетных средств, приоритетность, прозрач­ность, тщательная оценка инвестиционных проектов.

Государственное инвестирование планируется осуществлять на основе про­граммно-целевых механизмов, обеспечивающих наибольшую эффективность предоставления бюджетных кредитов и субсидирования части процентной став­ки по кредитам коммерческих банков.

В числе мер государственной поддержки законодательством Республики Дагестан преду­смотрены также налоговые льготы (в рамках прав субъектов РФ) для привлече­ния внешних инвестиций и реализации инвестиционных проектов на территории республики.

Ожидаемым конечным результатом в АПК является увеличение валовой продукции сельского хозяйства в 2,5 раза, пищевой промышленности в 2,7 раза. Для достижения поставленных задач необходимо обеспечить повышение уровня доходов сельхозтоваропроизводителей, рост объемов производства АПК за счет увеличения посадочных площадей, в том числе за счет развития горнотеррасного земледелия, внедрения современных технологий, реконструкции дейст­вующих и создания новых предприятий.

Для динамичного развития АПК наряду с мероприятиями, связанными с расширением посадочных площадей, предусматривается провести модернизацию существующих производств.

Так, в виноградарстве  речь идет о применении со­временных технологий выращивания винограда и производства виноматериалов, а также о создании условия для привлечения негосударственных инвестиций.

Для увеличения производства зерновых предусматривается применение новых высокоурожайных устойчивых сортов семян, адапти­рованных к местным условиям, улучшение материально-технической базы на основе финансового лизинга (аренды) техники для сельхозтоваропроизводителей; использование новых технологий выращивания риса и ввод новых мощностей по его переработке.

Повышения плодородия почв и мелиорации также основывается на применении новых технологий орошения

Развитие животноводства  связывается с улучшением технологий содержания, ухода и кормления животных, использование прогрессивных техно­логий их заготовки и хранения, с техническим перевооружением и реконструкцией действующих птицефабрик.

Для динамичного развития  пищевой промышленности  необходима  модернизация производственного процесса предприятий и обновление производственных фондов, повышение технологического уровня производства и внедрение ресурсос-берегающих и экологически чистых технологий, переход на тароупаковку меж­дународного стандарта.

В то же время отмечается, что основными причинами, негативно влияющими на деятельность предприятий пищевой промышленности, помимо высокой степени износа производственных фондов и отсутствия современных технологи­ческих систем, являются неэффективный собственник, слабый менеджмент и недостаточная работа маркетинговых служб предприятий.

Динамичное развитие рыбной отрасли связывается как с технологическими факторами,  так и с принятие действенных мер по легализации неучтенного и скрываемого оборота в отрасли с использованием экономических и фискальных рычагов.

Ожидаемым конечным результатом в промышленности является увеличе­ние объемов производства продукции в 2,7 раза при выпуске качественной и конкурентоспособной продукции, в том числе за счет оказания поддержки структурообразующим предприятиям отрасли.

Важным направлением является повышение доли наукоемкой продукции, создание системы поддержки инновационной деятельности предприятий, реали­зация инновационных проектов, использование потенциала дагестанской науки в развитии промышленности республики.

Для этого декларируется необходимость наращивания выпуска наукоемкой конкурентоспособной высокотехноло­гичной продукции, использования прогрессивных технологий в производстве, модернизации и технического перевооружение действующих предприятий, подготовки современных специалистов для отрасли, объемов государственного оборонного заказа.

Констатируя, что, несмотря на положительные сдвиги в отрасли в последние годы, произ­водственный потенциал химического комплекса республики используется всего на 18-21%, разработчики программы считают, что для динамичного развития отрасли необходимы модернизация производственного процесса и обновление производствен­ных фондов, а также привлечение негосударственных инвестиций. Говорится также о необходимости повышения эффективности маркетинга и менеджмента на предприятиях. Но если имеющееся используется так неэффективно, то вряд ли можно надеяться на привлечение значительных инвестиций в отрасль.

В энергетике к инновационным направлениям можно отнести  развитие нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

В нефтегазодобывающей отрасли основной упор сделан на освоение новых нефтегазовых площадей и месторождений, в том числе на дагестанском секторе шельфа Каспийского моря, с применением современных технологий добычи.

Легкая промышленность всегда была одной из ведущих отраслей эконо­мики республики, однако в настоящее время загруженность производствен­ных мощностей не превышает 10-20%. Однако улучшение этого показателя  невозможно без модернизация производственного процесса предприятий и обновление производственных фондов, что предполагает привлечение негосударственных инвестиций. Однако расширение рынков сбыта  связано не только с технологическим уровнем производства. Значительную роль играет повышение эффективности маркетинга и ме­неджмента на предприятиях.

В народных художественных промыслах в начале 1990-х гг. было занято 15 тыс. человек, в т.ч. 12 тыс. в надомных условиях. Как видно, эта отрасль способна внести значительный вклад в повышение уровня занятости населения. Однако  в настоящее время занятость на ковровых предприятиях не превышает 8-10% от уровня прошлых лет. Аналогичная ситуация сложилась с производством ювелирных изделий и других товаров народных  художествен­ных промыслов.

 Для динамичного развития отрасли необходимо развитие инфраструктуры народных  художественных промыслов,  техническое перевооружение существующих предприятий,  возрождение забытых и утрачиваемых промыслов, подготовка кадров (художников, дизайнеров) в средних и высших учебных заведениях республики по заявкам предприятий народных  художественных про­мыслов. Таким образом при всей традиционности эта отрасль нуждается в комплексном инновационном подходе, включающем решение технологической составляющей и  развитие  кадровой базы.

Транспортный комплекс – важнейшая составляющая производственной инфраструктуры республики. Махачкалинский транспортный узел является од­ним из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Северного Кавказа, перекрестком дорог между севером и югом, западом и востоком. Поэтому планируется комплекс работ по реконструкции нефтеналивной портовой базы и строительству причалов,  строительство железно­дорожного паромного комплекса, реконструкции объектов авиа и железнодорожного транспортного,  развитие трубопроводного транспорта, создание современной опорной сети автомобильных дорог в республике и сохранение существующей сети,  обеспечение связи с горными и высокогорными районами по беспереваль­ным дорогам.

По основным показателям развития услуг связи республика занимает одно из последних мест среди регионов России.1  Более половины населенных пунктов республики нетелефонизированы, до 50% существующего оборудования элек­трической связи морально и физически устарело и не обеспечивает качественно­го предоставления услуг.

Существующая система информационного обеспечения различных сфер жизнедеятельности республики не соответствует новым социально-эконо­мическим условиям. Не решена проблема доступа к удаленным информацион­ным ресурсам, в том числе посредством Интернета.

Для динамичного развития отрасли необходимы значительные инвестиции. И если инновационные аспект совершенствования технологической составляющей отрасли бесспорен, то организационные проблемы могут серьезно затруднить техническое совершенствование отрасли. Необходима демонополизация отрасли, развитие реальной конкуренции, допуск на ры­нок услуг связи альтернативных операторов, развитие мобильной связи.

Для динамичного развития строительной отрасли и эффективного осуще­ствления жилищной политики необходимо решение не столько технических проблем, сколько организационных проблем, в том числе связанных с функциями региональных органов управления.  Так, например, необходимо создать условия для развития производства строительных материалов из мест­ного сырья,  загрузить мощности предприятий крупнопанельного домостроения (в том числе за счет выпуска пользующихся спросом изделий для малоэтажного строи­тельства), развивать лизинг в строительстве и промышленности строительных мате­риалов, развивать ипотечное жилищное кредитование, создать доступный меха­низм участия молодых семей в жилищном строительстве, активизировать усилия органов местного самоуправления по увеличению ввода жилья, предоставлению индивидуальным застройщикам земельных участ­ков.

Мероприятия по развитию малого предпринимательства  основаны на финансировании инвестиционных проектов в приоритетных отраслях (АПК, малое промышленное производство, малая строительная индустрия, ин­формационный сервис, народные художественные промыслы, индустрия туриз­ма и т.д.),  ускоренном освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов, об­легчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ре­сурсам, развитии эффективной инфраструктуры поддержки малого предпринима­тельства, устранении административных барьеров, совершенствовании информационного, образовательного, консультативно­го, правового обеспечения предпринимательства.

Кроме того, речь идет об оказании имущественной поддержки субъектам малого предприниматель­ства, создании институтов и механизмов страхования деятельности малого предпринимательства, размещении государственных и муниципальных заказов среди субъектов малого предпринимательства, развитии финансового лизинга, франчайзинга, создания условий для производственно-технологической кооперации с крупным производством.

Отдельно выделены вопросы развития малого инновационного предпринимательства, создания условий для функционирования и развития высокотехнологичных организаций, создания республиканского технопарка, бизнес-инкубаторов.

Потенциальные возможности туристско-рекреационного комплекса республики  весьма значительны, но формирование современного уровня сервиса, учитывая существующее положение дел, требует значительных инвестиций. Но, учитывая положение дел на Северном Кавказе, вряд ли можно надеяться как на  существенный приток  желающих отдохнуть или лечиться в Дагестане, так и на  возможности по привлечению инвестиций. В то же время это не снимает с повестки дня проблемы  разработка генеральной схемы развития туристского комплекса республи­ки, строительства новых и реконструкция существующих объектов, развития инфраструктуры и материальной базы отрасли. Необходимо и серьезное улучшение рекламно-информационного обеспечения развития туризма, продвижения дагестанского туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Большое значение играет кадровое научное обеспечение туризма.

Качество образования в республике сегодня не удовлетворяет современ­ным требованиям, школы региона работают с перегрузкой,  отсутствует тесная взаимосвязь образования с практикой и научными исследованиями. Предоставляемое в республике образование и проводимые науч­ные исследования пока не востребованы должным образом современной ры­ночной экономикой. Дальнейшего развития отрасли  невозможно без укрепления материально-технической базы образовательных и научных учреждений, строительства и реконструкция учреждений образования с учетом требований государственных нормативов, внедрения современных информационных технологий, форм и методов обучения на всех уровнях образования, в том числе дистанцион­ных форм образования. 

Необходима оптимизация перечня профессий и специальностей, по которым в респуб­лике осуществляется подготовка специалистов, интеграция образования, науки и производства для повышения качества подготовки кадров, усиление прикладных научно-технических исследований, направленных на повышение конкурентоспособности производственной инфра­структуры.

Высокая степень безработицы в республике предопределяет необходимость меры, направленных на создание условий для развития эффективного рынка труда, трудоустройство граждан, переобучение, поддержка безработных, совершенствование технологии работы органов службы занятости населения.

В конечном счете, все отраслевые программы должны решать эти задачи. Но, как видно из приведенных выше отраслевых проблем, практически   все отрасли сталкиваются с недостатком квалифицированной рабочей силы. И это – один из главных факторов, сдерживающих инновационное развитие экономики республики.

Во многом проблемы занятости и качества трудовых ресурсов связаны с исторически сложившейся неоднородностью социально-экономического пространства республики, которое оказывает значительное влияние на структуру и эф­фективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразова­ний и осуществление социально-экономической политики.

С этой точки зрения необходимо отметить, что экономическая база функционирования местного самоуправления сущест­венно дифференцирована по административным территориям и требует карди­нальных мер как со стороны местных, так и республиканских органов власти, направленных на развитие экономического потенциала самоуправляемых территорий.

Существующая дифференциация неизбежно отражается на расширении ареалов депрессивности и бедности, дотационности местных бюджетов, что зна­чительно затрудняет проведение эффективной социально-экономической поли­тики.

Большинство муниципалитетов не имеет на своих территориях достаточ­но развитого производства, которое обеспечило бы им самостоятельное выжи­вание в условиях рынка, особенно это относится к горной и предгорной зонам. Слаборазвитая инфраструктура также крайне неблагоприятно сказывается на становлении рыночных форм хозяйствования, что является главной причиной высокого уровня безработицы и, как следствие, оттока населения из горных рай­онов, особенно молодежи.

Такая ситуация обуславливает необходимость согласованного формирования и осуществления единой экономической политики в республике, развития экономических основ местного самоуправления, поддержки местных «точек роста», стимулирования местного экономиче­ского развития, разработки рекомендаций, методик и технологий, способствующих эффек­тивному управлению бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством в целом, комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований, устойчивому взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышению каче­ства подготовки муниципальных служащих.

Без развития местного самоуправления в республике невозможно повысить эф­фективность реализации проводимой социально-экономической политики на самом важном ее уровне – уровне взаимодействия власти с населением и бизне­сом, ведь органы местного самоуправления непосредственно отвечают за инфраструктуру жизнедеятельности и формируют качество жизни населения.

Особенно важны мероприятия, направленные на стабилизацию экономики территорий, способствующие увеличению занятости, в том числе за счет разви­тия самозанятости и оказания поддержки малому предпринимательству, созда­нию налоговой системы, стимулирующей развитие предприятий, совершенство­ванию нормативной базы, предоставлению более свободного доступа к капи­тальным ресурсам. Действия, предпринимаемые в этих целях, в конечном итоге должны обеспечить постепенный выход предприятий из «тени», что, в свою очередь, будет способствовать улучшению собираемости налогов и увеличению доходов местных бюджетов.

Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы оценивается в размере 117843,8 млн. рублей. Она определена на основе данных проектно-сметной документации, технико-экономических обоснований и биз­нес-планов проектов, расчетов затрат на проведение прочих мероприятий.

Участие федерального бюджета в инвестировании программных меро­приятий предполагается в объеме 22773,7 млн. рублей, или 19,3% ее общей стоимости. Финансирование будет осуществляться из Фонда регионального раз­вития в рамках федеральной целевой программы «Юг России», а также дейст­вующих федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестицион­ной программы и других статей федерального бюджета. Эти средства предна­значаются в основном для реализации проектов федеральной и межрегиональ­ной значимости.

Негосударственные средства составляют 74961,4 млн. рублей, или 63,6 %. К данной категории относятся собственные средств предприятий, средства есте­ственных монополий, заемный капитал, средства населения и другие.

Механизм финансирования Программы предусматривает государствен­ную поддержку «точек роста» – предприятий, развитие которых обеспечивает мультипликативный эффект в сопряженных отраслях в виде бюджетных креди­тов и субсидирования из республиканского бюджета части банковской ставки по кредитам, выданным на выполнение мероприятий Программы.

Главным условием реализации Программы является последующая разра­ботка и принятие на основе макроэкономических показателей отраслевых и му­ниципальных программ.

Для реализации программных мероприятий предусматривается использо­вание рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной поли­тики.

Государственную поддержку реализации программных мероприятий пре­дусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:

• предоставление в рамках республиканского бюджета государственных га­рантий по привлекаемым для финансирования инвестиционных проектов капи­талам;

• финансирование проектов из федерального и республиканского бюдже­тов;

• предоставление бюджетных и инвестиционных кредитов за счет средств Бюджета развития РД;

• субсидирование части банковских процентных ставок из средств респуб­ликанского бюджета по кредитам, выданным коммерческими банками предпри­ятиям и организациям на реализацию высокоэффективных проектов.

Реализация программных мероприятий осуществляется с применением системы государственных контрактов на закупку и поставку заключаемых госу­дарственными заказчиками с соответствующими исполнителями программных мероприятий. Заказы на строительство объектов для государственных нужд раз­мещаются государственными заказчиками на конкурсной основе с проведением в установленном порядке подрядных торгов.

Бюджетные и инвестиционные кредиты за счет средств республиканского бюджета предоставляются исполнителям программ на конкурсной основе в со­ответствии с установленным порядком.

Реализация предлагаемых программных мероприятий должна обеспечить к 2010 году сокращение общего уровня безработицы с 22,5% в 2003 г. до 14,0% (по методологии МОТ) и снижение уровня бедности с 52,7%  в  2003 г. до 21,0%.

Рост доходов предусматривается за счет поэтапного увеличения заработ­ной платы во всех сферах экономики, а также прочих доходов граждан, поэтап­ного трансформирования системы социальных пособий и льгот в единое посо­бие по нуждаемости и развития адресной помощи, повышения минимального размера пенсий (по старости), доплат к государственным пенсиям. Существен­ное влияние на рост доходов граждан окажет развитие малого предпринима­тельства в республике, вовлечение все большего числа граждан в эту сферу эко­номики.

Снижение административных барьеров и создание благоприятных условий обеспечат дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса, доля которых в объ­еме ВРП возрастет до 45%.

Кроме того, показатели интегральной оценки эффективности Программы охватывают также улучшение экологической обстановки в республике, увеличение уровня обеспеченности жильем и основными объектами социальной сферы, повышение качества предоставляемых населению социальных услуг, что, в свою очередь, будет способствовать снижению социальной напряженности в республике.

Таким образом, речь идет о том, что изменения должны охватывать практически все отрасли народного хозяйства. Эти изменения, безусловно, необходимы. Однако следует отметить, что они только частично базируются на инновационном фундаменте, как в части совершенствования технологической составляющей, так и в части совершенствования организационных основ бизнеса.

Именно инновационная составляющая не доминирует в республиканской программе. А ведь специфика развития республики такова, что серьезного улучшения дел можно добиться только при новых подходах к реформированию и структуры народного хозяйства, и системы управления регионом.

Если рассмотреть конкурентные  преимущества Дагестана, то нетрудно выделить топливно-энергетический, сельскохозяйственный и рекреационные комплексы, улов и переработку морепродуктов, являющиеся естественными преимуществами республики (в отношении первого речь идет не только о  природных преимуществах – выход к морю, наличие разведенных запасов нефти – но и о сложившейся инфраструктуре, в том числе сформированной и в дорыночные времена). В какой-то мере к конкурентным преимуществам можно отнести и сохраненные традиции народных художественных промыслов.  И в каждом из этих секторов свои инновационные проблемы. Причем есть общие проблемы, а есть специфические, связанные не столько с масштабами и темпами внедрения инноваций, сколько с инертностью системы управления.

К общей проблеме, с нашей точки зрения,  относится воздействие политики на экономику. Специфика в данном случае такова: территория республики используется как плацдарм для поддержания напряженности на Северном Кавказе, что сдерживает развитие целых отраслей экономики (например, курортно-туристического комплекса). И  речь идет о целенаправленной деятельности по распространению идей радикального ислама.2 

Не углубляясь в семантические проблемы салафизма3  следует отметить только тот факт, что широкое распространение идей исламского радикализма опирается на недовольство масс своим положением. И изменение этого положения  требует борьбы с теми институтами, которые «виноваты» в существующей действительности. При этом формирование «образа врага» и обоснование выхода на основе исключительно религиозных догм тем проще, чем ниже уровень развития населения.

Поэтому радикальный исламизм  заинтересован не в повышении уровня квалификации занятых в экономике, а в сохранении или усугублении существующего положения дел в этой области.

Если же учесть, что коррупция и клановые предпочтения также в основе своей имеют те же социально-экономические предпосылки, то можно понять, какая взрывчатая смесь заложена под инновационные процессы, которые a priori предполагают развитие человеческого капитала.

Помимо этих обстоятельств, сложность задачи инновационного развития  состоит в том, что, с одной стороны, современные инновации, основываясь на технологическом прогрессе,  сокращают затраты живого труда, а с другой – необходимо не только прекратить процесс флагелланизации населения, но и существенно увеличить занятость.

Поэтому региональные инновационные механизмы  предпринимательской деятельности  должно решить две, на первый взгляд, противоположные задачи.


Вернуться к разделу Транспортное дело России №04 (2008)