Формирования эффективной организационной формы функционирования сетевой торговой фирмы
Транспортное дело России №04 (2008)М.Н. Исалова, д.э.н., проф., проректор, Ф.И. Мамедова , соискатель,
Дагестанский государственный технический университет
Основными хозяйствующими субъектами на потребительском рынке, осуществляющими розничную продажу товаров, выступают торговые фирмы (юридические лица ) и отдельные предприниматели ( физические лица ).
Под торговой фирмой понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий закупку и реализацию потребительских товаров, а также другие виды сопутствующей хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его уставом.
По формам создания и функционирования различают три принципиальных вида торговых предприятий, основанных на личной и коллективной формах собственности: индивидуальные, партнерские и корпоративные1.
1. Индивидуальное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). Такие предприятия в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах:
а) индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно на его труде;
б) семейное предприятие, основанное на семейной собственности и использовании труда членов одной семьи, проживающих совместно;
в) частное предприятие, основанное на личной собственности физического лица, но с правом найма рабочей силы.
2. Партнерское торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал. Каждый из партнеров является представителем торгового предприятия и несет имущественную ответственность по его обязательствам. В соответствии с действующим законодательством партнерские торговые предприятия создаются в следующих организационно-правовых формах:
а) общество с ограниченной ответственностью;
б) общество с дополнительной ответственностью;
в) полное хозяйственное общество;
г) коммандитное общество.
3. Корпоративное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Такое общество имеет уставной фонд, поделенный на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Исполнительным органом, осуществляющим оперативное управление, является правление акционерного общества во главе с его председателем. В акционерном обществе может быть создан наблюдательный, осуществляющий контроль над деятельностью правления. Минимальный размер уставного фонда торгового предприятия, создаваемого в форме акционерного общества, регулируются государством. В соответствии с действующим законодательством корпоративные торговые предприятия создаются в таких организационно-правовых формах:
а) открытое акционерное общество;
б) закрытое акционерное общество.
Рассмотренные правовые основы создания торговых предприятий показывают, что их деятельность может осуществляться в весьма разнообразных организационно-правовых формах. Выбор конкретной их этих форм учредителями торгового предприятия осуществляется обычно в два этапа2.
На первом этапе определяется принципиальный вид торгового предприятия (индивидуальное, партнерское, корпоративное), в рамках которого будет избрана та или иная организационно-правовая форма его деятельности. В этих целях должны быть подробно рассмотрены преимущества и недостатки создания и функционирования торговых предприятий различных видов. Характеристика основных преимуществ и недостатков создания и функционирования торговых предприятий приведена в таблице 1.
По результатам анализа данных табл.1 можно сделать следующие основные рекомендации.
Индивидуальные форма организации являются наиболее эффективной формой функционирования относительно небольших по размерам торговых предприятий, реализующих одну или несколько однородных групп продовольственных или непродовольственных товаров. По мере накопления предпринимателями необходимого стартового капитала этот вид предприятия может быть использован и для создания средних по размерам торговых предприятий.
Партнерские предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования средних торговых предприятий; это не исключает, однако, использования этого вида при создании как небольших (при объединении небольшого числа партнеров ), так и крупных торговых предприятий ( при расширении состава их учредителей и привлечении значительного объема их капитала ).
Корпоративные предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования крупных торговых предприятий, но в отдельных случаях этот вид может быть использован и для создания предприятий средних размеров (нижняя граница размера предприятия определяется установленной минимальной суммой уставного фонда акционерного общества ).
На втором этапе в рамках избранного вида определяется конкретная организационно-правовая форма деятельности торгового предприятия. Этот выбор определяется рядом факторов:
а) общие факторы:
-намечаемые масштабы торговой деятельности;
-капиталоемкость избранной торговой деятельности ( удельные затраты капитала в данном сегменте потребительского рынка );
-предусматриваемые темпы развития предприятия в стратегической перспективе;
-особенности предоставления налоговых и иных льгот предприятиям отдельных форм;
-государственное регулирование минимального размера уставного фонда предприятий отдельных форм;
б) индивидуальные факторы:
-имеющийся (возможный) размер стартового капитала, который предприниматель может вложить в торговый бизнес;
-индивидуальная мотивация к формам предпринимательской деятельности (предрасположенность к индивидуальной или коллективной деятельности, отношение к формам партнерского контроля и т.п. );
-уровень профессионализма предпринимателя (наличие специального торгового образования, практический опыт работы в торговле и т.п.);
-отношение предпринимателя к высоким хозяйственным рискам и личной имущественной ответственности по обязательствам.
Детальный анализ этих факторов позволяет сделать обоснованный выбор наиболее эффективной организационно-правовой формы деятельности торгового предприятия с учетом конкретных намерений и предпочтений его учредителей.
Что же касается организационной системы управления торговым предприятием, то на наш взгляд администрация небольших частных предприятий может состоять из трех человек: администратора , он же является и собственником предприятия, маркетолога - экспедитора, который может привлекаться на временной основе со стороны, так и входить на постоянной основе в штат предприятия и продавца товаров.
Что же касается средних и крупных торговых предприятия, например, организованных в виде торговых сетей на потребительском рынке, то их структура управления может быть построена по иерархически – сетевому принципу (см. рис. 1.). Здесь все общие подразделения системы управления сетью торговых предприятий, объединены локальной сетью ПЭВМ и являются равноправными участниками коллективного решении задач делегированных им с более высокого уровня управления.
Отдельные торговые предприятия объединяются в общую структуру корпоративной вычислительной сетью и представляют собой сообщество экономически независимых партнеров, взаимодействие которых координируется из единого центра управления.
Управленческие функции и обязанности между приведенными подразделениями высшего руководства организационной структуры управления сетевой торговой фирмы распределяются следующим образом.
Основными задачами службы зам директора по торговле является организация торгово-технологоческого процесса на всех предприятиях корпорации и обеспечение высокого качества обслуживания покупателей.
Служба маркетинга занимается проведением исследований рынка с целью определения спроса покупателей на различные виды товаров, организацией рекламы и повышением конкурентоспособности торговой фирмы.
Товаровед отвечает за качество предлагаемых покупателю товаров и обеспечение требуемого ассортимента товаров по всем предприятиям сети. Его служба проводит контроль качества поступающих на склад предприятия товаров и управляет ассортиментом и запасами этих товаров.
Служба экспедитора несет ответственность за взаимодействие с поставщиками и за своевременное поступление на фирму требуемого ассортимента товаров.
Отдельные предприятия в сети организуются по группам однотипных товаров и их администрация несет ответственность за эффективность функционирования предприятия соответственно каждый за свою группу товаров.
При этом все принимаемые на каждом уровне системы управления решения осуществляются коллегиально с участием всех подразделений я с учетом их функционального назначения, что позволяет повысить эффективность ее функционирования за счет более оперативной передачи необходимых для принятия решений данных по горизонтальным связям.
Вернуться к разделу | Транспортное дело России №04 (2008) |